ruende

Мероприятия

Выставки • Встречи

Formula Offroad: Берсерки на вулканах, или Безумные исландские гонки

Их назвали берсерками – от древнескандинавского «berserkir», что, по одной из версий, означает «медвежья шкура». Эти головорезы терроризировали Исландию в первом тысячелетии. Перед битвой они приводили себя в состояние неистовой ярости и шли крушить врагов, не чувствуя ни страха, ни боли. Они не носили железных доспехов, предпочитая вместо них облачаться в медвежьи шкуры.

004

Берсерков нет уже тысячу лет, но их дух по-прежнему жив. Вместо медвежьих шкур теперь Nomex, а бесстрашие и агрессия – всё те же. Кто теперь их враг? Сила тяжести. Добро пожаловать на Formula Offroad, где безумные исландцы штурмуют вулканический рельеф - и водоемы, достойные погружения с аквалангом, – на самодельных полноприводных чудовищах мощностью 1000 и более лошадиных сил в борьбе за национальный титул. Лозунг гонки Formula Offroad Iceland красноречив: «Говорят, что мы сумасшедшие, хотя на самом деле мы – безумные».

011

История соревнований

История Formula Offroad началась 2 мая 1965 года, когда Рейкъявикский автоклуб (Bifreiðaklúbbur Reykjavíkur, или BKR) провел первое подобное соревнование. Исторической личностью после этой гонки стал Эгилл Гуннар, который получил титул «Первый победитель Formula Offroad». Вместе с этим соревнованием возникла организация, которая сегодня называется Чемпионатом Formula Offroad. В последующие годы клуб BKR продолжил организовывать гонку, но с 1969 году соревнование Formula Offroad для сбора средств на благотворительные цели начала проводить команда волонтеров-спасателей Stakkur из Кефлавика, а вслед за ней так же поступила и аналогичная команда из Хеллы. Соревнование Formula Offroad стало существенной частью кампании по сбору средств и остается таковым на протяжении многих лет.

015

В 1979 году впервые был проведен Чемпионат Исландии. Поначалу в соревновании был всего один класс автомобилей, но в 1985 появился второй, так как некоторые участники стали выступать на многолопастных шинах. Так возникли классы Modified и Unlimited. Все эти годы участники выступали на своих обычных, «гражданских» машинах, которые использовались для повседневных поездок. Приехав на соревнование, участники соревнования снимали с машин все лишнее, что не требовалось в гонке, меняли шины на специальные и стартовали.

Единственным требованием к машинам в те годы были только дуги безопасности, а не полный каркас, как сейчас. Стоит отметить, что за 50 лет проведения Formula Offroad Iceland не случалось никаких серьезных травм, обусловленных недостатком мер безопасности в автомобилях.

Гонка Formula Offroad всегда была и остается важной частью исландского автоспорта и широко известна в мире.

017

Первая зарубежная Formula Offroad прошла в Швеции 29 июля 1990 года. Она была организована клубом Jeppaklubbur Reykjavíkur совместно с Wettern Offroaders. С этого момента Formula Offroad стала регулярно проводиться в Швеции, Финляндии, Дании и Норвегии. В 2000-2008 годах в скандинавских странах (без Исландии) проходил Скандинавский Чемпионат, при этом в самой Исландии с 1997 по 2008 год проводился Кубок мира, в котором до 2004 года скандинавские страны участия не принимали. В 2009 году эти соревнования были объединены для всей зоны североевропейских стран - NEZ.  

4 июня 2000 года первое и пока единственное соревнование Formula Offroad прошло в Суиндоне, Англия, а 1-2 октября 2016 года – в штате Теннесси, США.

Структура соревнования сейчас приблизительно такая же, какой она была с самого начала. Участники проходят размеченные трассы и набирают за это очки, а за остановки, движение задним ходом или неправильное прохождение трассы очки вычитаются.

2016 001

Чемпионат Исландии по Formula Offroad

В исландской Formula Offroad автомобили разделяются на три класса. Это уже упомянутые Modified и Unlimited, а также Street legal cars – «гражданские» или «стандартные» автомобили, имеющие право выезжать на дороги общего пользования.

legal 01

Unlimited – это автомобили, имеющие две оси и привод на четыре колеса. Автомобиль может ехать в режиме привода на два или четыре колеса с блокировкой дифференциала или без нее.

unlim 01

Modified – также двухосные автомобили с приводом на четыре колеса, которые могут ехать на моно- или полном приводе, с блокировкой дифференциала или без, при этом конструкция автомобиля – свободная, в рамках определенных технических требований.

modif 01

По традиции, у каждого автомобиля есть собственное имя, которое указывается в официальных документах и результатах соревнований.

Исландское соревнование состоит из пяти технически сложных трасс - спецучастков, проложенных по крутым, почти вертикальным склонам, и одной более простой, проложенной по более горизонтальной поверхности, где можно ехать быстрее, эта трасса проходится на время. В Исландии трассы соревнования могут быть также проложены по воде или грязи.

2016 002

Для получения очков за прохождение спецучастка нужно выполнить ряд требований. Спецучасток разделен на зоны «стоимостью» 100, 200, 250, 300 и 350 очков, отметки с цифрами ставятся по обе стороны трассы в виде ворот. Очки начисляются в зависимости от того, какие зоны участник прошел. Максимальное количество очков за один спецучасток – 350, эта отметка стоит обычно на самом верху, за гребнем склона. Для того, чтобы взятие зоны было засчитано, линию отметки должны пересечь середины и передней, и задней осей автомобиля. Первые три зоны спецучастка разбиты на более мелкие секции по 10 очков. За различные ошибки при прохождении трассы очки вычитаются по определенным правилам. Если машина выезжает за пределы трассы всеми четырьмя колесами, начисление очков за этот спецучасток останавливается на данной точке трассы.

058

Спецучасток, который проходится на время, не обязателен, но он должен быть проходим для всех категорий участников. Отсчет времени начинается с момента, когда машина покидает стартовые ворота, и заканчивается моментом, когда передняя часть автомобиля проходит финишные ворота. Самый быстрый водитель получает 350 очков, остальным очки начисляются из расчета минус одно за каждую десятую долю секунды разницы с победителем, но не менее 150 очков. Маркеры ворот с левой стороны имеют свой цвет для каждого класса: белые для Unlimited и желтые для Modified. Маркер с правой стороны для обоих классов - черный или красный. Ширина ворот – 4 метра.

018

Размер штрафов, которые вычитаются из результата, составляют 10, 20, 40, 60 или 100 очков. Наказание следует за такие нарушения:

  • Остановка на спецучастке с последующим продолжением движения.
  • Касание или проезд по маркеру одним или тремя колесами.
  • Касание или проезд по маркеру трассы серединой («талией») автомобиля и двумя колесами.
  • Внутри ворот прошло только одно колесо.
  • Движение задним ходом через ворота (вообще движение задним ходом внутри трассы разрешено). Очки вычитаются только в том случае, если после движения задним ходом водитель пытается двигаться вперед.

019

Чемпионат NEZ Formula Offroad

Чемпионат NEZ Formula Offroad определяется как соревнование на точность прохождения трассы, проложенной по крутым холмам и экстремальному бездорожью с грязью и водой, на автомобилях 4х4. Соревнование проводится под эгидой Международной автомобильной федерации и подчиняется Спортивному кодексу FIA. Высшим руководящим органом Чемпионата является Рабочая группа (FOWG - Formula Offroad Working Group), а официальным сайтом - http://www.formulaoffroad.org. В Рабочую группу Чемпионата NEZ Formula Offroad входят представителя пяти стран: Исландии, Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции. Страны, желающие принять у себя Чемпионат, до 10 августа присылают заявки в Рабочую группу, а она не позднее 1 сентября должна принять решение, где будет проходить соревнование в следующем году. В 2017 году NEZ Formula Offroad пройдет 19 и 20 августа в Норвегии, недалеко от Трондхейма.

К участию в Чемпионате NEZ Formula Offroad допускаются водители, имеющие международную спортивную лицензию, выданную национальной автомобильной федерацией одной из стран NEZ (North European Zone). Максимальное количество участников в Чемпионате – 48, по 24 в каждом из двух классов – Unlimited и Modified. Стартовый взнос – всего 100 евро. Заявки начинают принимать не позднее, чем за 30 дней до первого дня гонки, окончание приема заявок по обычному тарифу – за 20 дней до первого гоночного дня. Можно подать заявку и позже – не позднее, чем за 7 дней до старта, но тогда взнос будет уже 200 евро.

034

Автомобили, участвующие в Чемпионате, должны соответствовать техническим требованиям Чемпионата NEZ Formula Offroad. Каждому автомобилю присваивается собственный стартовый номер. Если владелец продает свою машину другому спортсмену, номер можно отдать вместе с ней. Если машина в течение двух лет не участвовала в соревнованиях, водитель лишается фиксированного номера. Класс Unlimited получает номера с 1 по 199, Modified – с 201 по 399, но первые три номера не закрепляются: их в текущем году могут взять победители прошлого года. Впрочем, они могут и не брать их, а оставить свои фиксированные номера. Помимо цифр, номера классов различаются по цвету. Для Unlimited черные цифры номера размещают на белом фоне, для Modified – на желтом.

049

Одним из обязательных условий проведения соревнования является наличие тестовой трассы длиной не менее 25 метров, по которой разрешается двигаться строго в одном направлении. Этот тестовый отрезок доступен для всех участников соревнования на протяжении всего мероприятия без каких-либо дополнительных условий или разрешений, открывается он за час до старта гонки. На техинспекции, которую проходит перед соревнованием каждый автомобиль, в обязательном порядке, помимо всего прочего, проводится проверка работы тормозной системы.

059

Соревнование проходит в двухдневном формате, в субботу и воскресенье. В каждый из дней участники должны преодолеть по несколько специально подготовленных трасс, размеченных флажками и имеющими определенную «ценность», выраженную баллами-очками. Всего трасс в соревновании может быть от 6 до 12, каждая длиной от 30 до 700 метров. Как минимум одна трасса в день проходится на время. За ошибки при прохождении трассы (неправильное прохождение ворот, остановка, движение задним ходом и т.д.) определенное количество очков вычитается. Очки в процессе соревнования считает рефери, находящийся на трассе. Максимальное количество очков, которое участник может заработать на каждой из трасс – традиционно 350.

040

Победителями соревнования по итогам двух дней становятся по три участника в каждом классе, набравшие наибольшее количество очков. Помимо наград, которые вручаются победителям, организаторы могут вручить также приз «Best in Show» - за самую зрелищную попытку или самый удачный выход из сложной ситуации, но только не за переворот.

В 2016 году Чемпионат Исландии состоял из пяти этапов – по одному в мае и июне, два в июле и один в августе. Первый этап, который состоялся 7-8 мая прошлого года в Хелле, был одновременно Чемпионатом NEZ по Formula Offroad 2016 года.

060

Чемпионат NEZ и первый этап Чемпионата Исландии по Formula Offroad 2016 года

Итак, это Хелла, южное побережье Исландии, первый этап Formula Offroad 2016 года. Слева уходит вдаль, к неровному горизонту, огромная равнина, покрытая сухой желтой травой, этакая шахматная доска с вулканическими пиками, инкрустированными снегом, и ни души. А справа – целая колония: трейлеры, палатки, автомобили и тысячи болельщиков, собравшихся вокруг базальтового бассейна размером порядка 800 на 150 метров, ограниченного с одной стороны рекой. Его края местами ближе к вертикали, чем к горизонтали, а выходы твердых пород похожи на зубы. Этот «хаф-пайп» и есть гоночная трасса уикенда.

009

Двухдневное соревнование включает в себя 12 спецучастков четырех типов, на каждом из которых можно заработать до 350 очков. Склоны настолько круты, что по ним трудно взбираться даже пешком, а уж как по ним ехать – и вовсе непонятно. Однако зрители «окопались» в базальтовом песке, а 22 участника выстроились перед «стадионом» и приготовились к старту.

013

Перед новым сезоном участники гонки готовят свои автомобили к соревнованиям: кто-то строит своего монстра с нуля, кто-то просто настраивает и заливает технические жидкости, пробудив своего зверя от зимней спячки, а у кого-то дел больше – нужно ремонтировать и восстанавливать технику. Так было и в этот раз: на соревновании ожидали появления нового автомобиля в классе Unlimited - LION [Ljónið] («Лев») с такой конструкцией осей, которая позволяет ему поворачивать на 90° практически на месте. Также ожидалось возвращение Atli Jamil на автомобиле Thunderbolt («Удар молнии»), купленном год назад в Норвегии. Кроме исландских гонщиков, на соревнование приехали два спортсмена из Норвегии - Pål Blesvik на Rodeo и Tor-Egil  [Toro] Thorland на Ugly-Betty («Безобразная Бетти»). Для участия в соревновании в Хелле им пришлось доставлять свои автомобили морем.

051

На соревнование в общей сложности было заявлено 26 автомобилей: 22 – в классах Unlimited и Modified и 4 – в «стандарте» (street legal).

Было очень много интересных машин, о которых можно рассказывать долго, но основное внимание было приковано к двум участникам - Snorri Þór Árnason, трехкратному чемпиону Исландии, на ChoirBoy [Kórdrengurinn] («Мальчик-певчий») и Ólafur Bragi Jónsson на Fox [Refurinn] («Лиса»).

001

Под капотом Choirboy стоит GM-овский LS3 V-8, расточенный с 6,2 л до 7,0 в ателье BluePrint в Небраске. Его собственная мощность – 625 л.с., но впрыск закиси азота позволяет ему выдать тысячу «лошадей». Автомобиль весит довольно мало - 1088 кг, поэтому соотношение мощности и массы у него лучше, чем у Bugatti Chiron. Мощность поровну распределяется между передней и задней осью, каждая из которых оснащена блокировкой дифференциала. Супербыстрое рулевое управление здесь – от вилочного погрузчика, а все удары принимают на себя шесть регулируемых амортизаторов Fox (спереди стоят по два). Все это установлено на оригинальное шасси с рамой из стальных труб и упаковано в стеклопластиковый кузов в золотистой окраске, из-под которого выпирают огромные шины Super Scooper – драгстерские баллоны с лопастями из твердой резины, они помогают преодолевать рыхлый песок и воду. Издалека Choirboy кажется игрушечной машинкой, в которую здорово играть в песочнице, но стоит Арнасону завести мотор, как становится ясно – это совсем не игрушка: рев его мотора подобен рыку разъяренного древнего ящера, поранившего лапу.

042

А вот еще один «качок»: автомобиль в кузове Land Rover, известный под именем The Animal («Животное»), команду его механиков называют не иначе, как Ветеринарами. Этим зверем с 7,1-литровым V-8 с закисью азота управляет фермер-овцевод Bjarki Reynisson. А яркий любимчик публики Thor Pálsson выступает на автомобиле, раскрашенном в стиле Человека-Паука. Отец и сын Svanur Tómasson и Aron Svansson - на оранжевых Insane («Безумец») и Zombie (в переводе не нуждается), тоже с V-8 и закисью азота. Кстати, всего за 750 долларов они позволят покататься на своих «лошадках». У большинства остальных участников – тоже турбированные моторы V-8.

008

Основной соперник Арнасона -  Ólafur Jónsson, предыдущий чемпион, на машине под номером 47, на каждом спецучастке в этой гонке он стартовал непосредственно перед Арнасоном. Эти двое были примерно равны по силам. Snorri Þór сумел заработать по 350 очков на каждом спецучастке, а Ólafur Bragi наступал ему на пятки. Борьба шла весь уикенд, но победу в Чемпионате NEZ 2016 года и первое место на первом этапе Чемпионата Исландии с перевесом всего в 31 очко завоевал Snorri Þór, проявивший великолепные способности управления автомобилем и на крутых склонах, и на водном спецучастке, и в грязи.

005

В воскресенье участники соревнования проходили спецучасток Hydroplane, проложенный по знаменитой реке Хелла, где Guðbjörn [Bubbi] Grímsson в 2014 году установил мировой рекорд. На своей Katla Turbo он сумел пересечь реку на скорости 87 км/ч. В этот раз норвежец Pål Blesvik на Rodeo был близок к этому результату – он проехал со скоростью 79 км/ч, всего на 8 км/ч меньше, чем рекорд.

021

Соревнование прошло отлично. Даже несмотря на то, что некоторые машины серьезно пострадали, многие участники покидали «поле боя» с улыбкой на лице.

033

Итоги Чемпионата NEZ

Unlimited/Modified Class

1. Snorri Þór Árnason – The ChoirBoy [Kórdrengurinn] 3608 points
2. Ólafur Bragi Jónsson – The Fox [Refurinn] 3579 points
3. Pål Blesvik – Rodeo 3390 points
4. Guðmundur Ingi Arnarsson – The Lion [Ljónið] 3180 points
5. Haukur Þorvaldsson  – The Soap  [Sápan] 3051 points
6. Tor-Egil  [Toro] Thorland – Ugly-Betty 2897 points
7. Guðni Grímsson – The Cube  [Kubbur] 2870 points
8. Þór Þormar Pálsson – Spiderman 2378 points
9. Svanur Örn Tómasson – Insane 2361 points
10. Bjarki Reynisson – The Animal  [Dýrið] 2293 points
11. Elmar J. Guðmundsson – Farmer’s daughter [Heimasætan] 2257 points
12. Alexander Már Steinarsson – All-in 2250 points
13. Stefán Bjarnheðinsson – Kaldi 1991 points
14. Daniel Ingimundarson – Green Thunder 1963 points
15. Kristmundur Dagsson – Tímaur 1850 points
16. Haukur Viðar Einarsson  – Taz 1669 points
17. Gestur J. Ingólfsson – The Dream [Draumurinn] 1642 points
18. Geir Evert Grímsson – The Sledgehammer  [Sleggjan] 1502 points
19. Atli Jamil Ásgeirsson – Thunderbolt 1460 points
20. Aron Ingi Svansson  – Zombie 1230 points
21. Ingólfur Guðvarðarson – Guttinn Reborn 960 points
22. Benedikt Helgi Sigfússon – Coyote [Sléttuúlfurinn]      0 points

Street legal class

1. Ívar Guðmundsson – Kölski 1300 points
2. Haukur Birgisson – Þeytingur 857 points
3. Kata G. Magnúsdóttir – Hulk 705 points
4. Eðvald Orri Guðmundsson – Pjakkurinn 640 points

007

Обзор гонки:

Лучшие моменты первого этапа Чемпионата Исландии 2016:

 

По материалам: formulaoffroadnews.nu, facebook.com/FOiceland, foiceland.com, automobilemag.com

Еще новости и статьи про Соболь 4x4

13.09.2019
 23549     

Автомобилистов подразнили прототипом нового ГАЗ «Соболь 4×4»

Торпедо от ГАЗели NN, светодиодная оптика, внедорожная резина и многое другое – таким увидели будущий «Соболь 4×4» посетители выставки «Комтранс 2019»…
15.08.2019
 31817     

«Карго-клипс» превратит грузовой фургон во все что угодно – от автодома до мастерской

Универсальная модульная система CargoClips за несколько минут превратит грузовой фургон в мастерскую, автодом, мобильный мото-гараж и многое другое, а то…
24.07.2019
 6986     

Конь-огонь

Стандартный ГАЗ «Соболь 4х4» прошёл маршрут Чемпионата России по спортивному туризму и преодолел препятствия Чемпионата Европы в рамках «Ладоги Трофи…
21.05.2019
 7984     

«Это не ГАЗель»: Третий СобольFest прошел под Тверью

18 и 19 мая в Тверской области состоялся весенний этап внедорожного фестиваляСобольFest. Владельцы полноприводных «Соболей» в третий раз собираются для…
01.04.2019
 8834     

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» расширяется

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» преобразуется в «Клуб ГАЗ 4х4» и начинает жить новой жизнью. Обновленный клуб ждет владельцев не только…
15.03.2019
 13924     

Как самому сделать бампер

Дмитрий Клюев рассказал, как они вдвоём с товарищем сами сделали стеклопластиковый бампер на ГАЗ «Соболь 4х4». Оказывается, это совсем не…
11.03.2019
 7032     

Алюляй поехал через всю страну

Любой владелец автомобиля ГАЗ «Соболь 4х4» и других ГАЗов вместе со своим автомобилем могут стать героями фильмов Олега Смирнова (Алюляя),…
08.03.2019
 7621     

Женщины в "Соболях"

Пользователи сетевого журнала "ГАЗ "Соболь 4х4" в ВКонтакте собрали из фотографий своих Любимых в своих любимых забавный клип "Ах, какая…

В комментариях запрещен мат.

Правила публикации комментариев

Комментарии для сайта Cackle

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.