• Навигаторы InReach
  • Реклама на нашем сайте
  • Все лебедки на Ex-Road.ru
  • Реклама на нашем сайте

Метель 2014: Курс на Арктику

Опубликовано в Статьи о путешествиях   54415

20 февраля участники Новосибирского клуба экстремальных автопутешествий OFFROADMASTER отправляются в ежегодную зимнюю трофи-экспедицию «Метель 2014». На этот раз – «Курс на Арктику», к берегам Карского и Баренцева морей!

По словам организаторов, трофи-экспедиция «Метель 2014» является уникальным проектом и не имеет аналогов среди клубных путешестий. Старт экспедиции намечен на 20 февраля, завершение 10 марта.  Такие даты обусловлены многими факторами: уже устоявшимися автозимниками, сравнительно мягким «мартовским» климатом заполярья, окончанием полярной ночи. Планируемый пробег экспедиции – 7000 километров, большая часть маршрута пройдет по зимникам, будут отрезки и совсем без дорог, по заснеженной тундре. Цель трофи-экспедиции «Метель 2014» - поселок Амдерма, колёсная техника туда не совершает регулярные маршруты ни зимой, ни летом. Гражданская связь с поселком осуществляется только по воде и воздуху, а до ближайшей железнодорожной станции Воркута 350 км.

Дневник экспедиции (автор Юлия Задорожная. Фото Савельева Ирина, Жемелко Илья, Задорожная Юлия)

Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4

 Участники экспедиции смогут посетить два легендарных полярных города – Воркуту и Салехард – северные столицы ГУЛАГа. За 20 дней путешествия планируется пройти по автозимникам и дорогам с твердым покрытием через Тобольск – Нягань – Березово – Салехард, преодолеть участок Салехард-Воркута, который не всегда оборудован даже «стихийным» автозимником. Самое интересное наступит в заполярье, за «Воркутинским кольцом», когда  команде предстоит добраться до поселка Амдерма по заснеженной тундре полуострова Югорский шар или по прибрежному льду Карского моря от Усть-Кары.

По возможности и обстоятельствам, новосибирская экспедиция планирует посещение северного «Острова смерти» - острова Вайгач, ближайшего к архипелагу Новая земля. Остров «Вай Хабць» отделён от континента узким проливом Югорский Шар, от Новой Земли – проливом Карские Ворота. На острове находится полярная станция и единственный населенный пункт - поселок Варнек. В наши дни известны только факты прохождения этого участка на снегоходах.
Возвращение с категорийного участка будет проходить по другую сторону Уральских гор – через города Ухта и Инта, по маршруту, прохождение которого стало возможным только с 2010 г. в связи со строительством газопровода Ухта-Бованенково.

EX-ROADmedia выступает информационным партнером экспедиции «Метель 2014: Курс на Арктику». Помере поступления материалов  мы будем сообщать о ходе продвижения экспедиции.

Станислав Ершов, организатор экспедиции «Метель 2014»

Для большинства жителей Центральной России поездка в ваш регион - уже испытание (ибо холодно и далеко от Москвы :) ). Ваши же одноклубники все время в центре организации и проведения всевозможных экстремальных выездов и путешествий. Это у вас так массово характер закален?

Скорее всего, разгадка в нашем географическом положении - мы в центре страны. Для нас поездки в любой уголок России близки по протяженности, да и необъезженной территории в Сибири осталось еще довольно много, но не больше, чем в Арктике, разумеется. Кроме того, наш внедорожный клуб исторически устроен так, что мы ежегодно проводим экспедиции
- "Сибирский Марафон" и "Метель". "Метель" проходит не просто зимой, но еще и в традиционно более холодные районы, чем Новосибирск и Москва. Съездить в тепло мы успеем всегда, а вот автозимники и треки по замерзшим водоемам летом уже не получится форсировать.



Расскажите про численный и качественный состав экспедиции (сколько новичков, сколько бывалых). Были какие-нибудь предварительные отборы, проверки, испытания, требования?

Стоит отметить, что это наша первая экспедиция на земли Русской Арктики. Конечно, мы бывали за Полярным кругом и зимой на машинах, и летом на амфибиях, но столь далеко на север мы еще не продвигались. Читая отчеты по "холодным" экспедициям наших коллег - джиперов из других
регионов, нам так же хочется испытать все эти эмоции и увидеть бескрайнюю зимнюю тундру. Поэтому в данной экспедиции составу экипажей уделялось не столь много внимания, сколько на самом деле требуется, т.к. выбирать не приходилось. Довольно сложно собрать вот так, с нуля, команду для подобного рода экспедиции. Каждый из заявившихся участников вложил много сил в подготовку, т.ч. можно сказать, что тут больше организаторов и идейных вдохновителей, нежели чем кандидатов на участие. Требования к автомобилям тоже можно назвать довольно лояльными - 35 резина минимум, стандартная зимняя экспедиционная подготовка машины. На данный момент, наша команда - это 4 автомобиля, в каждом по 2-3 человека из Новосибирска и Москвы.

Насколько тщательно подготовлен на ваш взгляд маршрут? В случае форс-мажора (сошедший экипаж, машина не заводится, общая депрессия) есть ли предварительный план действий?

Эту экспедиции можно назвать самой масштабной по оформлению разрешительной документации. Я даже не знаю, сколько организаций, ведомств, подрядчиков, чиновников и другой бюрократии пришлось преодолеть Юле (участнику экспедиции), чтобы получить  согласования по всем вопросам. Конечно, можно было бы поехать наобум, и развернуться  где-нибудь перед КПП в тундре на берегу Карского моря, но мы решили привыкать оформлять все от и до, тем более, наши участники имеют необходимые административные навыки. Маршрут просчитан в трех базовых вариантах прохождения, в зависимости от погодных условий и возможности преодолеть перевал через Полярный Урал в том или ином месте. Мы имеем
четкий расклад еды в экипажах - все готовится заранее, замораживается и хранится на крыше машины в ящиках. Разогрел и готово - можно есть. Навигация тоже прошла солидную подготовку. Тут надо отдать должное нашим товарищам из клуба "Там.ру" - очень много полезных треков у нас есть благодаря им. До сих пор под вопросом прохождение участка через пролив Югорский Шар на о. Вайгач. Ох, сколько же литературы мы перечитали, чтобы понять, где удавалось пройти зимой технике по проливу - от снегохода в наши дни до тяжелого трактора во время ВайгачЛАГа....

Какая лично ваша цель данной экспедиции?

Их несколько. Во-первых, я уже успел "заболеть" темой Арктики и пытаюсь собрать команду и транспортные средства и обкатать все вместе для дальнейших более серьезных экспедиций. Во-вторых, я очень хочу ТУДА :)

Юлия Задорожная, участница экспедиции «Метель 2014»

Это ваш первый экстремальный проект? Как / куда / на сколько вы уже уезжали?

Путешествую в таком формате с клубом OF ROAD MASTER я уже три года. Мне посчастливилось принять участие в таких проектах, как «Метель 2011: Заполярье» в г. Норильск, «Сибирский Марафон 2012: Плато Путорана» и «Метель 2013: Ванавара к месту падения Тунгусского метеорита». Несмотря на то, что все проекты были сложными и очень интересными, я особенно горжусь поездкой в Ванавару. Во-первых, это был наш первый со Стасом совместный проект подготовки экспедиции (вполне удачный, на мой взгляд), а, во-вторых, в Ванавару я ездила в роли пилота, на своём собственном автомобиле.
В проект «Курс на Арктику», не побоюсь этих слов, мы вложили всю душу. Долгими осенними ночами прорабатывался маршрут, по крупицам собирали информацию. Стас практически ночует в гараже, подготавливая автомобиль, а я на память могу назвать почти все добывающие предприятия Ямала и их руководство, так как на мне лежит получение пропусков на ведомственные зимники.

Женщинам в таких экспедициях приходится гораздо сложнее, чем мужчинам. У вас есть какие-то свои секреты по сохранению женской привлекательности (мой опыт просто подсказывает, что еще дня три можно без душа пережить, а на шестой уже мысли только о том, чтобы помыться)

На мой взгляд, клуб OFF ROAD MASTER - один из немногих клубов внедорожной тематики, где очень много членов-женщин. При этом женщин совершенно самостоятельных, на своих автомобилях. На самом деле, душ - это не самая главная проблема на маршруте. Просто мы живем в городе и привыкли к определённым удобствам, но когда выходишь на маршрут, организм начинает вести себя совершенно по-другому и спокойно обходится без бани и неделю. А секрет женской красоты в путешествиях я вам раскрою – это счастливые глаза. Никакая косметика и никакое платье не заменят тот кайф и драйв, который получаешь в экспедиции. Ну а красивая женщина - это, в первую очередь, счастливая женщина.

Зачем вам эта экспедиция? Что лично для вас она может дать?

Думаю, что многие, более опытные путешественники, не всегда готовы дать ответ на этот вопрос. Отнесу этот вопрос к разности вкусов. Кто-то получает удовольствие от пальм и от моря, а мне почему-то очень нравится северная природа, удовольствие от вождения автомобиля, удовольствие от преодоления сложностей. Мне нравится иногда оказываться в мире, где от твоих действий зависит не место в карьерной лестнице, а твоя жизнь. В экспедиции всё становится намного проще, начинаешь ценить возможность удовлетворения самых базовых потребностей: еда, сон, тепло. Для меня до сих самая вкусная еда, которую я пробовала - это бутерброд с паштетом и горячим чаем на зимнике, который мы проходили со скоростью 1,5 км в день, чтобы добраться до Путорана.

Желаем экипажам пушистого снега ,слабого ветра и маааааленького морозца!  Удачи! Берегите себя!

Вести с маршрута

04 марта 2014. Юлия Задорожная: "Едем очень тяжело, никаких зимников, снег из-за оттепели очень липкий, машины по нему не идут. Скорость передвижения по тундре 50-60 км в сутки. Ехать можно только ночью, так как днем совершенно ничего не видно - кругом сплошная белизна. Но все неимоверно счастливы от поездки, компания у нас просто супер. Сейчас выехали на Юшар, пойдем по прибрежному льду. Надеемся дойти до знака Европа-Азия. Я написала дневник уже страниц на 40, так что будет что почитать по возвращению".

1 usuLlpTbA

 

Часть 1

 

- Ну что, куда хочешь поехать зимой?
- Не знаю, надо по карте посмотреть.
*вожу пальцем по карте России* так, здесь мы были, это далеко, это не проезжабельно, это не интересно... хмммм... О! Воркута! Вот это интересно. Как туда попасть? Вот вдоль газопровода ездили, а, Дима Кулик, знакомые всё лица... в принципе интересно. Но назад той же дорогй скучно, воооот, перевал через Полярный Урал, через Салехард, офигеть. В итоге 7000 км.... чота я перестаралась.
- Вот смотри, я нарисовала на яндекскарте, интересный маршрут до Воркуты.
- О супер, только до Воркуты скучно.
- В смысле?
- Ну просто в Воркуту ехать не интересно, мы поедем в Амдерму!
- Какая Амдерма, мы до Воркуты то не факт что доедем!
- Так, ничего не знаю, с Амдермы попробуем пробиться на Вайгач.
- Ладно, как скажешь.
Итак, представляем Вашему вниманию маршрут до Амдермы, 7000 км, 3 недели, прохождение как всегда не гарантировано, там холодно, страшно и много снега, кто с нами?
- Вы ненормальные, тут только до Салехарда 7 дней, никто так надолго не поедет.
Почему никто не хочет ехать, ведь это так интересно?
- А давай пригласим Иру и Максима из Москвы, они вроде тоже любители покататься по Северу?
- Да, Стас, привет. В Амдерму? Это интересно. Хорошо, мы в теме.
Вечером получаю букет роз за очередную идею. Итак, нас уже два экипажа отморозков. Можно готовить машину.
Наверное еще одним отдельным постом я выложу список переделок машины. Нужна специальная зимняя резина АрктикТракс. В этом году её никто не продает, раньше можно было купить китайскую подделку РктикТракс, которую отливали на том же заводе что и настоящие Арктики, но исландцы это дело прочухали и матрицу забрали и вернули производство себе. В московском представительстве ничего не знают, в новосибирском глушняк. В Красноярске да, резину ставят, но только если они будут ставить сами - замечательно, мы продадим квартиру и тогда сможем отдать машину в их тюнинг-ателье. Печалька.
- Давай напишем исландцам где купить их резину? Ну может они сами пришлют? (очередная моя идея)
Пишем исландцам, они отвечают, что резину можно купить в Красноярске. Отправляем в исландию переписку с красноярским представительством. Через несколько дней звонят из Красноярска и говорят, что специально для нас один комплект у них завалялся. В филиале РЖД на нас странно смотрели, как мы в два прадика радостные и счастливые грузили колеса для трактора.

Тем временем я зарабатывала своё подпольное прозвище "королева бюрократии" - оформляла все пропуска на зимники и в погранзону. Дело это не простое - потому что зачастую сами организации не знают, чьи это полномочия и посылали меня туда-сюда. Но я теперь наверное знаю все добывающие компании этого региона.
За время подготовки к нам решило присоедениться ещё 3 экипажа. Я начала варить супы и делать заморозки для поездки.
За две недели до старта один экипаж отказывается. За неделю до старта второй экипаж отказывается. За день до старта отказывается третий экипаж. Созваниваемся с Максимом: "Пофиг, едем вдвоём".
Всё, старт.

Часть 2. 20 февраля

Выехали из стоящего в ежевечерних ритуальных пробках Новосибирска и поехали по трассе на Омск. Сначала за рулём Стас, потом его сменяет Илья, хотя у обоих накануне была бессонная ночь из-за последних приготовлений. Играем в города, явная нехватка названий на "а" и "к". Навител упорно пытается повести нас на Ишим полями.
     При обсуждении вопроса - доверять ли Навителу, проснулся Стас, отобрал навигацию и сказал ехать прямо по трассе. Потом я немного пыталась поспать, но когда машина летит 90 км/ч, на спальнике появляется неприятное ощущение невесомости (как в неправильно настроенном лифте). Из-за таких космических нагрузок поспать толком не удалось, и я села за руль. Ребята легли спать, просыпаясь сами точно тогда, когда нужно было помочь с обгонами фур. Мерно гудит двигатель, тихо посапывают пассажиры - ощущение как-будто едешь в купейном вагоне поезда.

21.02. 2014 г.
Двадцатое и двадцать первое февраля превращаются в один ходовой день, так как останавливаемся только для заправок. Трассу чистят от снега даже ночью, но все равно не успевают. Асфальт заметён тонким слоем снега и проезжую часть сложно отличить от обочины, а встречные машины кидают эту снежную труху в лобовое стекло. Около 8 утра меня разбудили сообщением о том, что готовы насладиться прелестями нахождения меня в экипаже, а именно - команду пора кормить завтраком. И тут я сделала два важных вывода на будущее: первый это то, что в ящик на крыше за едой надо лазить хорошо одетым, потому что 5 минутами эта процедура не ограничивается при всём желании, и второй - надо составлять списки содержимого ящиков. В итоге на завтрак, вместо анонсированных сырников была пицца, но никто не жаловался.

На въезде в Тобольск свернули налево, объехав вкруг холма с тобольским кремлём, ушли на дорогу вдоль Иртыша, и по ледовой переправе ушли по указателю налево на Носкино. Зимник идёт по лесотундре, вокруг карликовые сосёнки, хоть сейчас делай из них настоящий бансай. На фоне такой красоты мы устроили обед домашней солянкой. Я очень довольна использованной системой питания - за 20 минут в любом месте полноценный, мясной, сытный суп.

 

Уточнили дорогу у водителя встречной машины. Он предупредил, что в ближайшие дни обещают похолодание до 40 градусов. После д. Изомат дорога уходит налево и сразу за поворотом в салоне почувствовался сильнейший запах горящей резины. Сначала решили что пробили колесо., потом оказалось что вывернуло пневмоподушку и она прожгла борозду на покрышке, это не страшно.
Спрашивать у местных дорогу на г. Нягань бесполезно, так далеко наличие дорог они не знают, только до пары ближайших населенных пунктов. Только один водитель, который собирает чермет в этих местах, сказал, что вроде как мы этими дорогами должны выйти на г. Урай, по его наводке и ехали от деревни к деревне. По дороге на с. Лайтамак и вокруг живописного Топкинбашевского озера (д. Топкинбашево) на д. Янгутум.

После д. Янгутум дорогу на п. Мортка перегородила фура со сломанными тормозами из-за чего её развернуло поперёк дороги. Объехать её можно по обочине по сугробам непонятной глубины. Пока решали что делать, фура тронулась с места и освободила проезд. Двадцать первое февраля плавно перешло в двадцать второе.

22.02.2014 г.
Не доезжая г. Урай Илья нас разбудил - из выхлопной трубы машины летел огонь. Перемёрзла от резкого похолодания система вентиляции картера двигателя, что привело к попаданию масла в турбину и как следствие, в выпуск и впуск. Разобрали систему вентиляции, заменили на единый шланг, все металлические части отогрели горелкой. Плюс отказала система пневматики - не работает механический компрессор, заклинило ролик натяжителя, воздух теперь качается очень медленно, это тоже произошло предположительно от перемерзания.
Позвонил Максим - они уже тоже на подъезде к Игриму.
При ремонте я оценила еще одно нововведение в машине - автономный отопитель салона фирмы Webasto. Пока устраняли поломку, двигатель конечно же глушили, а в салоне было тепло. Я смогла собрать перекус и после ремонта на морозе ребята сели в теплую машину.

Кстати, вот мы и побывали в третьем городе Лукойла (Постановление Правительства РСФСР от 25.11.1991 № 18 «Об образовании нефтяного концерна «ЛАНГЕПАСУРАЙКОГАЛЫМНЕФТЬ» («ЛУКОИЛ»)»). На заправке нас предупредили, что на переправе за городом на въезде на зимник стоит пост МЧС и никого не выпускают из-за сильных холодов, но к понедельнику обещают потепление.
Потеряли 6 литров масла, из-за чего перегрели двигатель.
Через 100 км после Урая я сменила Стаса за рулём. Почти сразу опять увеличилась чувствительность педали газа, появился дым из выхлопной трубы и загорелся чек критического уровня масла. Опять заглушились, включили салонный отопитель и пошли чинить. На улице -35.
Решили ехать со скоростью не более 40 км/ч, чтобы не начинала работать турбина. Во избежание эксцессов, Стаса отправили спать, так как он обязательно не выдержал бы и попробовал бы увеличить скорость - натура у него такая, а так, по очереди с Ильей допилили до Нягани. В Нягани заправились и купили еще 6 литров масла для экспериментов, так как свой запас и то что купили в Урае мы уже распылили по двигателю, выхлопной трубе и дороге.

Поехали до Игрима со скоростью 80 км/ч, но пока проблем больше не наблюдается.
Зимник до Игрима по качеству так себе, пытаясь вскипятить чайник, залила свой новый пуховый спальник.
В Игриме встретились с московским экипажем. Заехали в магазин автозапчастей, где купили шланг в запас, вместо изведённого на ремонт. А еще к нам возле автомагазина подошел молодой человек, расспросил кто мы и откуда и когда узнал про нашу проблему с роликом предложил свою помощь, провезя сначала Стаса по всем автомагазинам, а когда подходящего ролика там не оказалось, подключил к поиску своих знакомых и совместными усилиями нам нашли хоть и бэушный, но вполне рабочий ролик. За что ребятам огромное спасибо!
Из Игрима выдвинулись на с. Мужи, п. Берёзовое и г. Лабытнанги. Зимник очень широкий и неплохо накатан и проложен по краю реки, поэтому в районе Мужей взгляду открывается интересная картина, с одной стороны дороги в снегу стоят различные суда, а с другой - причалы.

Двадцать второе плавно перешло в двадцать третье.

Часть 3 

23.02.2014 г.
Около 6 утра встали на ночевку между г. Лабытнанги и г. Салехард. Первый полноценный сон за 3 суток. Проснулись около 15.00, собираемся посмотреть интересные места Салехарда, а потом к Жене Сказке в гости.
Поехали в город, первым делом в музей, но сегодня оказалось воскресенье (я в экспедиции вообще не слежу за днями недели, а даты отслеживаю только потому, что веду дневник) и праздничный день, поэтому музей работает до 16.30.

Объяснили, что мы из Новосибирска, а завтра уже уйдём на Воркуту и больше вряд ли сможем приехать, над нами сжалились и пустили посмотреть первый этаж экспозиции, в том числе и знаменитого мамонтёнка Любу.

После музея посетили ещё одну достопримечательность - ресторан находящийся на двух опорах над мостом с очень красивым панорамным видом на весь город и звучным названием «Факел».  С удовольствием посидели часик в этом месте под строганину из муксуна и тушеную оленину, любуясь городом в закатных лучах. После «Факела» посмотрели памятник северному Оленю во всех ракурсах, знаменитую стелу «66 параллель» стоящую на границе шестьдесят шестой параллели, как можно догадаться из её названия, мемориал строителям 501-й стройки, ледовый городок, в котором меня очень впечатлил ледяной Колизей, аэропорт и выставку авиатехники под открытым небом возле аэропорта. А еще в Салехарде стоит красивый памятный знак «Романтикам 70-х».

Стела «66 параллель» - символ географической уникальности г. Салехарда первоначально была установлена в 1980 году ориентировочно на месте прохождения Полярного круга: 66 градусов 33 минуты северной широты. Авторами памятника выступили В.И. Отраднов, В.Г. Кайгоров, В.И. Муксин. В 2003 году памятник был демонтирован по проекту  И. Якушева, т.к.  прежняя стела была установлена географически неточно. Сотрудники геолого-геодезического надзора г. Салехарда определили верную линию прохождения Полярного круга, а после этого была установлена новая стела с прежними очертаниями, из более лёгкого современного материала.

Мемориал, посвященный строителям 501-й стройки – иллюстрация печально известной стройки железной дороги маршрута «Чум – Лабытнанги – Салехард – Игарка» во времена ГУЛАГа. Паровоз установлен на постамент в сентябре 2003 г. специалистами  Инвестиционно-строительной компании ЯНАО. Локомотив 40-х годов застыл на участке железной дороги, рельсы которого резко обрываются, символизируя оборванные, переломанные судьбы пострадавших людей.

Стела «Романтикам 70-х», возведенная в 2001 г. по проекту архитектора М.Э.Третьяк, символизирует романтическую эпоху комсомольско-молодежного освоения Севера. Металлическая рама памятника символизирует буровую вышку, а в железобетонных изощрениях трепещет газовый факел. На гранитном основании стелы начертаны названия городов Ямало-Ненецкого автономного округа – отправных точек освоения газовых месторождений. Открытие памятника было приурочено к добыче 10 триллионов кубометров ямальского газа.
Салехард произвел впечатление типичного северного русского города, но гораздо более приятное, чем Норильск, не смотря на то, что Норильск я видела летом. Много интересных культурных объектов (мы многое не посмотрели из-за ограничения по времени, тот же крупный музейный комплекс, деревянная церковь, построенная без единого гвоздя, Обдорский острог, воспроизводящий первые строения Салехарда), удачная, преимущественно оранжево-желтая окраска домов (в Норильске было много мрачных, мертвенных оттенков, синего, розового и голубого). Город ухоженный, чистый, но нет стерильно вылизанности Норильска. Я заметила, что в Салехарде очень высокая культура дорожного движения, все соблюдают знаки и скоростной режим, никто не пытается пролететь перекрёсток на мигающий красный знак светофора. Вобщем время мы провели с удовольствием.

Наши расписные машинки не вызвали практически никакого интереса, даже мальчишки равнодушно отворачивались - наверное тут такие туристы толпами катаются, потому что Салехард это ворота на Ямал.
А еще возле музея мы встретили человека, который помнит экспедицию ОРМ в Салехард в 2006 году.
Вечером очень душевно посидели у Жени, обсуждая джиперские дела и предстоящую поездку. Вообще эта арктическая экспедиция выбивается из привычного для нас формата, и заставляет задуматься о некоторых вещах.

 

Часть 4

 В предыдущих записях были использованы мои личные фотографии и фотографии сделанные штурманом нашего экипажа Ильей Жемелко. Начиная с этого поста так же будут использоваться фотографии Ирины Савельевой - второго члена экипажа Додж Рэм.
 

24.02.2014 г.
  Ранний подъем около 7 утра. Фотографируемся у мамонта, прощаемся с Салехардом, отмечаемся в МЧС и вперёд на Воркуту.

Дорога лежит через поселок Харп в 30 километрах от Лабытнанги, дорога до Харпа асфальтовая и чищенная.   Салехард - административный центр ЯНАО, где находятся в основном управления всеми управлениями по выдаче справки о наличии справки. Население всего 40 тысяч человек. Лабытнанги это железнодорожная станция, через которую осуществляется завоз всего: продуктов, техники, стройматериалов. Неофициальная столица Ямала это Новый Уренгой, где ведётся основная добыча и население 300 тысяч. В Харпе добывается хром и находится колония особого режима для пожизненно осужденных «Полярная сова». Всё это и много ещё чего интересного нам рассказал Женя, который собрался нас немного проводить.

За Харпом начинается нерегулярный стихийный зимник на Воркуту. В этом сезоне здесь провели колонну техники во главе с 9-м катерпиллером.
По дороге попадаются наледи, за ними надо следить очень внимательно, если где-то парит, то это явный признак свежего разлива воды и ехать в этом месте очень опасно, лучше всего при прохождении наледи придерживаться уже имеющихся следов, если они есть.

Женя катается вокруг нас как на детском утреннике, у него резина шириной 375 мм, ничем не нагруженная машина и колоссальный опыт езды по этому снегу. Он рассказал нам, что каждый вид снега можно сразу отличить уже по цвету и нам сейчас нужно приноровиться к манере езды по каждому виду. Пока мы видели только два варианта: твёрдый наст, который держит и 70-ку и 80-ку на широкой сплющенной резине, а под настом снег, сыпучий как песок и если наст проваливается, то машина сразу закапывается в этот снежный песок и не едет. Стравили колеса до 1 атм, а потом до 0,4 атм.

Вообще для езды здесь на машине нужна крепкая нервная система - в сложных местах надо двигать колёсами совсем по чуть-чуть, подминая под себя снег. Чуть газанул и зарылся в этот снежный песок. У Рэма потрясающая понижайка - он может вращать колёса чуть ли не по градусу, но к сожалению продавливает наст своим весом. Женя сказал, что такой наст большая редкость. Ещё надо обращать внимание на рельеф снега, если он лежит волнами, значит он застыл когда его наметало, следовательно наст здесь очень крепкий. Вокруг «полярного леса» (тундровые деревья высотой до 1 м) наст не образуется вовсе, здесь ездить очень опасно.

После п. Полярный (заброшенный поселок геологов) колея от трактора оказалась вся в снежных перемётах высотой примерно по пояс и шириной по 5 метров, через каждые 1-2 метра. Сначала пытались пойти по насту рядом с колеёй, но это оказалось ещё хуже. Других вариантов не было и решили пробиваться через перемёты. Впереди около 2-3 км такой дороги, дальше есть надежда, что она, упираясь, в Хребет поворачивает направо вдоль реки Бол. Пай-Пудына по направлению как дул ветер и там не должно быть боковых перемётов, как на этом участке.

Сначала первым шел Рэм, но достаточно тяжело, потом решили поставить вперёд Женю, как самого лёгкого, затем нас, потом Рэм. Движение пошло немного быстрее, скорость движения стала 100 метров в час.

К сожалению, к вечеру наш опытный проводник был вынужден оставить нас и возвратиться домой.
К десяти часам вечера мы пробились к повороту и сходили в пешую разведку. Сам поворот вообще наглухо переметён (сугробы под три метра высотой), зато дальше, насколько мы смогли рассмотреть, начинается асфальт, после него ещё немного участков с перемётами, а дальше в темноте не видно, а делать более дальнюю ночную разведку не разумно. Стало немного грустно и тоскливо - не радует перспектива вместо всего запланированного путешествия рубиться сто тридцать километров до Воркуты. Решили переночевать и штурмовать дорогу утром.

Продолжение следует

ПОДЕЛИТЬСЯ: