• Навигаторы InReach
  • Реклама на нашем сайте
  • Все лебедки на Ex-Road.ru
  • Реклама на нашем сайте

73 градуса ниже экватора: автомобильная внедорожная экспедиция

Опубликовано в Статьи о путешествиях   299928

"Требуются люди для участия в рискованном путешествии. Маленькое жалованье, пронизывающий холод, долгие месяцы полной темноты, постоянная опасность, благополучное возвращение сомнительно. В случае успеха — честь и признание".
Сэр Эрнест Шеклтон

Для чего люди путешествуют, что заставляет бросать дела, привычный уклад жизни, оставлять все домашние дела и уезжать на долгие недели и месяцы? Точного ответа на этот вопрос нет и вряд ли он когда-либо будет найден. Но, так или иначе, всегда основой любого путешествия становится некая идея, на которую впоследствии нанизываются остальные действия, события, решения и в конечном итоге маршрут будущей экспедиции. Откуда берутся такие идеи? Они повсюду: случайный взгляд на карту, прочитанная книга, случайный разговор…

foto

Online - карта экспедиции

Немного географии и истории

Маршрут экспедиции

Состав экспедиции

Дневник экспедиции: 8 марта, 9 марта, 10 марта, 11 марта, 12 марта, 13 марта, 14 марта, 15 марта, 16 марта, 17 марта, 18 марта, 19 марта, 20 марта, 21 марта, 22 марта, 23 марта, 24 марта, 25 марта, 26 марта, 27 марта, 28 марта, 29 марта, 30 марта, 31 марта, 1 апреля, 2 апреля, 3 апреля, 4 апреля, 5 апреля, 7 апреля, 8 апреля, 9 апреля, 10 апреля. Финиш экспедиции

У меня есть друг, заядлый филателист. Сколько его помню, он вечно был занят поиском марок, и каких только у него нет! О марках он может рассказывать часами. Как-то вечером, сидя у него на кухне, я поделился планами на будущую зиму, мол, хотели бы поехать куда-нибудь на север, подальше. Друг внимательно слушал и заодно принес альбом с марками, посвященными северным широтам, полярным исследованиям. Среди прочих он указал на одну марку, которая буквально выбила меня из колеи. Это была почтовая марка, выпущенная в 1959 году и посвященная регулярным маршрутам «Аэрофлота». Особенность этой марки не в ее стоимости и даже не в ее редкости, на ней был изображен самый северный рейсовый маршрут «Аэрофлота»: Якутск - Булун!

marka

Немного географии и истории

На самом севере Якутии, там, где Лена впадает в Северный Ледовитый океан, а Оленёк в море Лаптевых, расположился Тюмятинский наслег Булунского улуса. Вот только ни села Тюмяти, ни поселка Булун на современных картах Якутии нет. Они исчезли довольно давно и их место заняли  село Таймылыр и портовый поселок Тикси соответственно.
История этой линии полна загадок и полярной романтики. Все началось в далеком 1929 году, во времена активного освоения Арктики. 18 августа 1929 года на небольшой грунтовый булунский аэродром приземлился самолет Юнкерс-13, пилотируемый знаменитым полярным летчиком Кальвицей Отто Артуровичем. Так завершился грандиозный на тот момент перелет над территорией Чукотки и Якутии. Этому перелету уделено много места в истории советской авиации. Написано достаточно о нем и в сети. Полученные в ходе перелета данные позволили составить представление об условиях полетов над полярными территориями, ледовой обстановке в северных морях и условиях судоходства, требованиям к типам самолетов, пригодных для работы в экстремальных  условиях севера. Были сделаны выводы о необходимости развития сети аэропортов и их минимальном оснащении. 7 марта 1930 года, выполняя рейсовый перелет по маршруту Якутск - Жиганск - Булун на самолете ПС-3 "СССР-176", Кальвица Отто Артурович погибнет в результате неудачной аварийной посадки на лед реки Лены недалеко от поселка Сангар.  

anons1

Центр Булунского улуса еще многие годы будет оставаться важным транспортным узлом в этих отдаленных и труднодоступных уголках Якутии. В 40-е годы в Булуне стали садиться рейсовые самолеты Ли-2, Ил-12 и, позже, Ил-14 - здесь заканчивалась одна из самых северных трасс «Аэрофлота». Позже, в 50-е годы, аэропортовый комплекс в селе Таймылыр - наследнике села Тюмяти - служил промежуточным аэропортом при полетах на Чукотку: на линии Москва - Анадырь. Можно себе представить, в каких условиях проходили полеты в те далекие годы, когда не было ни обогрева сидений, ни подогрева штурвала, когда отсутствовала комфортная одежда, рассчитанная на экстремально низкие температуры, когда любая авария практически гарантированно означала смерть. Даже если экипажу самолета или пассажирам удастся выжить, шансов выйти к жилью, либо найти и спасти людей, прежде, чем они замерзнут, практически не было... Но линия жила. А сейчас на административной карте Якутии, словно воспоминание о былом величии остались лишь названия: Тюмятинский наслег и Булунский улус.

Кстати сказать, само существование, развитие и техническое оснащение маршрута Якутск - Булун радиосвязью, радиопеленгационными и навигационными станциями, позволило в годы войны задействовать аэропорт Булуна (в некоторых источниках - Тикси)  в качестве одного из запасных аэродромов знаменитого маршрута Алсиб: трассы, по которой перебрасывались переданные нам по ленд-лизу самолеты с Аляски в Сибирь. Там же, в Булунском улусе, в годы холодной войны активно строились и вводились в действие станции тропосферной радиорелейной связи "Север" и навигационной  системы "Тропик-2" (Чайка). Американский аналог - Loran-C – был законсервирован в связи с развертыванием орбитальной спутниковой группировки GPS, но до сих пор поддерживается в работоспособном состоянии.

На сегодняшний день территория булунского улуса Республики Саха (Якутия) остается одной из наиболее отдаленных  и труднодоступных. Расстояние до республиканского центра по воздуху - более 1000 км., других дорог в Тикси - новый районный центр - нет. Либо самолетом, либо по реке Лене в короткую летнюю навигацию. Ну, есть еще вариант морем, по Северному морскому пути. А еще есть санный путь по льду замерзших рек и арктической тундре, по которому в наши дни отчаянные водители набивают своими машинами «дикий», стихийный зимник.

Вот эта история и стала той самой идеей, вокруг которой все завертелось. Долгие месяцы подготовки, детальная проработка маршрута, консультации по телефону и личные встречи с теми, кто хоть что-то может знать о тех местах. Информация собиралась буквально по крупинкам. И вот настал март, старт экспедиции назначен на 7-е число, в Красноярске. Затем перегон до Мирного и выход на первую часть спецучастка – Мирный - Юрюнг-Хая. Дальше начинается неизведанное – береговая линия Моря Лаптевых.
Наша команда планирует пройти береговой линией от Поселка Юрюнг-Хая, войти в протоки устья реки Лены и выйти к Тикси с севера. Этот маршрут никогда не проходился гражданской колесной техникой, мы будем первые, кто предпримет попытку сделать это. 1000 км полной автономии, ни дорог, ни жилья, ни связи. Только Север и шесть человек, которым нужно пройти этот маршрут.
А все начиналось с почтовой марки…

Маршрут экспедиции «73 градуса ниже экватора» выглядит так: Красноярск - Усть-Кут - Мирный - гражданский зимник, Мирный - Удачный - Оленек - Саскылах - Юрюрг-Хая - круглогодичная дорога, зимник. Юрюнг-Хая - Таймылыр - Усть-Оленек - Ыстынах-Хочо - Тикси - самое интересное! Тикси - Усть-Куйга - Батагай - Тополиное - Теплый Ключ – Якутск, также по зимнику. Дальше не менее интересно, по трассе Лена, БАМ, Байкал, оттуда - домой.    

Состав экспедиции:

3 экипажа и 6 опытных путешественников, четверо из них неоднократно преодолевали маршруты высшей категории сложности в условиях полярного Севера и абсолютного бездорожья: за их плечами Ямал, Таймыр, Якутия, Чукотка. Еще немного - и будет проложен Северный НЕморской путь вдоль северных границ нашей великой страны. Большая его часть уже пройдена ключевыми участниками экспедиции.
Руководитель Экспедиции: Аркадий Колодкин (пилот)
Зам.руководителя Экспедиции: Алексей Тулупов (пилот)
Участники:
Алексей Семенов (пилот)
Андрей Феткулин (штурман)
Роман Княжевич (штурман)
Сергей Дюльдин (штурман)

Три легенды бездорожья должны в очередной раз подтвердить свое "звание", преодолевая недели и месяцы арктических километров, возможно, в условиях предельно низких температурных режимов и сложных погодных условий - это:
1)    Toyota Land Cruiser 105 (дизель) Колодкин Аркадий+Роман Княжевич
2)    Nissan Patrol Y60 (дизель) Алексей Семенов+Андрей Феткулин
3)    3) УАЗ Патриот (бензин) Алексей Тулупов+Сергей Дюльдин

8.03-1

Дневник экспедиции

8 марта
Итак, старт экспедиции официально можно считать открытым!  В этот праздничный день нашим любимым женщинам, мы хотели бы выразить благодарность, что даете нам возможность дерзать и делать реальностью мечты. Мы, в свою очередь, вас очень любим, и, честно, очень стараемся делать все, чтобы вы улыбались и были счастливы рядом с нами!
Мы уже собрались в Красноярске: место встречи изменить нельзя! Прилетел Аркадий. Три машины соединились на Енисее в полярно-мобильную конгломерацию! Сменив городскую одежду на экспедиционную экипировку, (весьма удобную, так как компания «Глетчер» шила ее для нас на заказ и под размер!) мы даем интервью местному телевидению, и выдвигаемся в сторону Мирного, где к нам присоединятся еще два члена экипажей: Роман и Сергей. Ну а у нас уже начинается увлекательное путешествие!    

8.03-2

9 марта, утро

Сегодня экспедиция достигла Братска, где и остановились на ночлег. После -1 в Красноярске и опасений, что зима внезапно кончилась- здесь заметно холоднее: -10.  
Красноярск оставил приятные впечатления о гостеприимстве и даже напомнил о Москве своим Речным вокзалом! Далее, после Тайшета, где берет начало великая стройка и БАМ, свернули на обледеневшую лесовозку-в поисках срезки на Братск. Боялись проскочить нужный поворот - нет на картах, но.... Нужный ребятам указатель на Братск с большой любовью и заботой украшал местный житель!!! Вот они - истинные сибирские чувства - здесь все по-настоящему! Порадовались вместе с ним и помчали дальше.

09.03-1

9 марта, 16:00 (МСК), Колодкин Аркадий, Андрей Феткулин, Алексей Тулупов

"Мы в Усть-куте. Городу всего 50 лет. Построен вместе с БАМом. По весне здесь все кругом - черное от угольной пыли. Город живет углем, как Воркута. Стоит на р.Лене. Удивительно! Еще днем были на Ангаре, а вечером уже на другой великой Сибирской реке - Лене! Сколько же в Сибири запаса гигантской речной мощи!
Заправляемся под завязку, по 200 литров на машину. Ближайшие 1100 км заправок не будет, то есть до самого Мирного. Расход сейчас у нас примерно 17л на сотню, у всех машин. Тепло нас преследует по пятам, на дороге грязь-машины моем по два раза в день: сейчас снова -4. Смотрели прогноз погоды в Мирном: сегодня там -17, но уже в понедельник повысится до -8. Местные утешают: на Севере резкие и сильные морозы, мол, еще намерзнетесь.

Завтра утром встаем на зимник 140 км длиной: "Верхнемарково-Тас-Юрях

Поговорили с дальнобоями. Зимник упал. Натуральный ад. Колея выше колес. Днем спят, ночью едут. До Мирного прогнозируют две недели."

09-03-3

10 марта, 10:00 (МСК), Аркадий Колодкин:
"Проснулись с отличными настроением! -19 и значит поплывший зимник теперь стал застывшим, и у нас есть шанс не выбиться из графика в самом начале пути! Да еще и рассвет был сказочно красив!

Движение на зимнике весьма напряженное и интенсивное, сложный рельеф с перепадами высот местами метров под 100, а в среднем 60-80 метров. Но главная сложность была даже не в этом. Подмороженная колея довольно глубокая, полотно зимника в ширину на 1,5 машины. При разъездах сложно как выпрыгнуть, так и вернуться обратно в колею - едем по ней, как по рельсам. Дорога при этом очень извилистая и идет через лесные участки, закрытые повороты на которых оказались довольно опасными встречным движением большегрузного транспорта. Поэтому мы постоянно слушаем эфир, ведем разговоры с дальнобоем, снижаем темп на поворотах дабы не выскочить в лобовую атаку навстречу очередному КАМАЗу.

За день сегодня прошли около 400 км. Мороз крепчает, судя по звездному нему завтра температура еще упадет"

10-03-1

11 марта, 15:50 (МСК), Аркадий Колодкин:
"Мы по прежнему находимся на зимнике "Усть-кут-Мирный". Несмотря на то, что проехали за сегодняшний день чуть более 300 км, границу с Якутией мы еще не пересекли и все еще находимся в Иркутской области.

Появились следы падения зимника в виде наледей: в районе пикета "Медвежонок" метров 40 шли по открытой воде глубиной по пороги и бампер при минусовой температуре воздуха. Днем было около -8, сейчас -14. Все недвижимое замерзло насмерть: например моя лебедка теперь надежно висит под 5-ти сантиметровым ледяным кожухом.

В связи с интенсивной и масштабной разработкой Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Сургутнефтегазом, прямой зимник был закрыт, и нас всех загнали в объезд петлей км на 70. Дорога, которую мы пересекали, уходя на объезд, и которая шла собственно на месторождение-это шикарный 3-х полосный ухоженный зимник с линией электропередачи вдоль него. Любо-дорого посмотреть, не то что проехать. Но въезд на это чудо строго по пропускам. Весь рабочий народ и мы едем по узкому и тяжелому зимнику, петляющему между деревьев, с наледями и промоинами. Дорога очень сложная: дальнобой на всех спусках и подъемах договариваются, кто идет первым, кто последним, кто кого пропускает. Часто все останавливаются чтобы подождать подъем или спуск машин, помогают подсыпать под колеса песок, провести машину и так дальше. За сегодня раза три минут по 30 в такой очереди стояли. Много следов слетевших с дороги машин и следов битвы за возвращение в строй.

На ночевку встали на границе областей Иркутской и Якутии. Рассчитывает завтра быть в Мирном".

12 марта 9:15 (МСК), Аркадий Колодкин:
"Мы в Тас-Юрях, отсюда уже идет нормальная дорога на Мирный. До Мирного нам примерно 170 км.

Общее впечатления о зимнике: это не привычный в понимании зимник по Оби или по Нарьян-Марски. Это по сути просека шириной в две машины, пробитая в лесу; слева и справа сугробы под метр высотой, и по центру просеки одна ледяная колея, эдакая санно-бобслейная трасса, по которой летят груженые тонн по 40 грузовики дальнобойщиков. Задача вовремя увидев встречку, выпрыгнуть одной стороной наружу колеи, второй парой колес остаться внутри нее. При таком маневре машины расходятся боковыми бортами на расстоянии сантиметров 20-30 см. При этом все это на льду и на скорости. Зимник прямо скажем адреналиновый.
Нашел аналогию: он похож на Ираельский серпантин: сильно виляющий, изобилующий закрытыми крутыми поворотами от 90 до 180 градусов. Ну и еще раз отмечаю мега высокий трафик: здесь, как после 23:00 на МКАДе, то есть очень интенсивный!

Сегодня наблюдали много брошенной техники: 4-5 машин, которые уже замело и будут их забирать или нет ни разу не очевидно.

Также здесь очень много месторождений: постоянно идут отворотки на скважины, прям как под Харьягой.. Такое вот у нас утро аналогий. Всем привет! В Мирном будет доступна мобильная связь, если что".

12-2

12.03.2014, 15:50 (МСК), Аркадий Колодкин, Андрей Феткулин (фото):
"Мы в уютном и гостеприимном Мирном! Нас очень тепло встретили здесь: подобрали, обогрели, помогли снять трехкомнатную квартиру огромное за то спасибо ребятам из местного джип-клуба "Медведь"!

Завтра наш день будет посвящен организационным проблемам, проверке машин, встрече двух наших штурманов! Утром вся команда будет в сборе!

Из необычного: по пути в Мирный на зимнике попадались весьма звучные названия пикетов (Медвежий угол), или пример внедрения нано-технологий сотовой связи в арктических условиях, также шаманские идолы с ленточками и любопытный способ утепления автомобиля: снаружи!

Ну а мы попробуем протестировать работу нашего Спец-девайса-крылатой камеры! Надо сказать для ее управления нужна хорошая сноровка и опыт управления вертолетом! также Леша Тулупов во всю шаманит со спутниковым интернетом (настраивает работу)".

12-1

13.03.2014, 16:00 (МСК), Аркадий Колодкин, Андрей Феткулин, Сергей Дюльдин

"В 7:00 прибыли наши недостающие члены команды! Вся команда в сборе и с самого утра мы уже мотаемся по городу, пополняя запасы провизии.

Ну а дальше дело за проверкой техники, делаем ТО машин: нам очень помогают ребята из местных внедорожных клубов, один из них клуб «Медведь». Спасибо им большое. Машинки мы утеплили, особенно бережно укрыли двигатели: настоящими одеялами!

13-2 
Что же касается наблюдений за г.Мирный: здесь нет ничего местного, около 40 тыс. населения - это все рабочие на алмазной "трубке Мира". Здесь все привозное и потому дорогое. Вроде бы все здесь есть: даже куча банкоматов, представлены все три оператора связи, которые делают вид, что работают хорошо, но по факту связь присутствует с большими перебоями, а интернета нет и тем паче, а деньги из банкоматов тратить некуда. Дома стоят все на сваях, вонзившись в вечную мерзлоту, словно когтями, больше, чем на 2 метра. Летом мерзлота оттаивает на глубину до 1,5 м. Сваи начинают гулять, стены трескаются...
Но даже при всех сложностях севера и особенностях рабочего городка, Мирный - это приятный, уютный, чистый городок при алмазном бизнесе «Алрос»а. Три спорткомплекса! Центральная площадь украшена симпатичными новогодними ледяными поделками. А ночной вид на город со стороны карьера и подавно завораживает!

13-1


Никакой весны здесь нет и в помине. Новогодний праздник ещё в разгаре! ...На пикете суровый русско-якутский хозяин, бывший пожарник-парашютист, нам сказал: "Раз на восьмое марта потеплело до -15, то в конце марта ещё будут морозы, прижмет ночью до сорока, а то и под пятьдесят даст!"

Завтра в планах посещение экскурсии на кимберлитовую трубку «Мир»! Пока дегустируем местный деликатес "белый медведь из 14 региона"

14.03.2014, 16:20, Аркадий Колодкин новости+ фото от всех остальных

"Утро: экспедиция в опасности! После телеинтервью и прямого радио эфира мистера Тулупова одолели поклонницы, все шло к тому, что мы уже никуда не едем, а остаемся здесь :)))) тем более, что сюда пришла весна! Температура воздуха +/-1. По этому поводу в Мирнинском зоопарке даже проснулся медведь! Без шуток.

14-3

Но жажда открытий и приключений снова усадила нас в машины и позвала в дорогу! Перед выездом из этого уютного и необычно гостеприимного города мы посетили "трубку Мира" (карьер Мир). Конечно, грандиозный размах карьера впечатляет. Добыча сейчас в Мирном ведется закрытым способом и, конечно, в этой связи весьма интересно его сравнить с карьером в городе Удачный, где добыча как раз таки идет открытым способом, и по бортам карьера курсируют огромные грузовики размером чуть побольше наших экспедиционников  - примерно с трехэтажный дом! Такой Алмазовоз за раз способен перевезти несколько карат драгоценных кусочков солнца.

14-1

На ночевку мы встали в 70 км от поселка Чернышевский, чуть не доезжая пос. Олгуйдах. Завтра планируем достичь поселка Удачный. По дороге наблюдали живописные берега реки Вилюй и запечатлели по ходу движения Вилюйскую ГЭС.

15.03.2014, 13:07 и 17:36 (МСК), Аркадий Колодкин. Фото Андрей Феткулин и Сергей Дюльдин.

"После 100 км пути столкнулись с "качеством российского автопрома" и бОльшую часть дня "кружок умелые ручки" ремонтировал необычную поломку нашего УАЗика: сломалось ухо кронштейна гидроуселителя, а также обломился один из двух крепежных болтов - пришлось его высверливать. Ну а ухо приваривали сваркой: весьма нетривиальная работа, надо сказать на -20. Но в итоге все сделали.
Дорога до Удачного оказалась весьма живописной! Еще и погода была сегодня солнечная и морозная, как раз для фотосессий.

15-1

Когда Алексей Тулупов настроил нам локальный спутниковый wi-fi, мы все, побросав ложки и тарелки, обложились мобильным девайсами и начали спутниковую сессию с большой землей. Очень хотелось вам всем передать немного наших впечатлений и картинок с маршрута "

15-3

Примечание АМ: Кстати, с утра ребята звонили из Тайги с Мегафона! О наличии связи узнали неожиданно от звонка МЧС! Надо отметить - служба спасения очень ответственно подходит к сопровождению экспедиции, и каждый из дежурных обязательно звонит справиться, все ли у ребят в порядке!

16.03.2014, 16:00 (МСК), Аркадий Колодкин
"Мы приехали в посёлок Оленек. Заправим УАЗик Тулупова Леши, немного отъедем от поселка, и спать..!

На улице -6. Хотя днем в пути было -20. Прошли сегодня примерно 300 км от стелы «Полярный круг» (место нашей ночевки). Сделали утром рядом с ней традиционные пару фото и двинулись в путь.

16-1

Зимник обслуживаемый и, в целом, хорошо проходимый. Трафик значительно и даже, можно сказать, совсем упал: за весь день встретили машин 6, наверное. Много свежих следов волков, причем довольно крупных следов, пушного зверя, и множество вспархивающих из-под колес птиц. Из-за тепла здесь начался гон оленей: они возвращаются с Юга на Север.

Сам поселок Оленек совсем небольшой, и в отличие от Мирного и Удачного, здесь живет именно коренное население, малочисленные народы Севера. Пожилые еще помнят русский язык, а вот молодежь - практически от него отказалась: ни писать, ни говорить не умеют по-русски. Общая численность города - 2208 человек (Википедия на 2013г).

16-2

Здесь есть целый один аэропорт! Летает сюда два постоянных рейса в неделю из Якутска... Есть еще заправка - одна штука. При этом питьевую воду местные хранят в виде напиленных кубов пресного льда на улице под тентом, как дрова в поленнице...

АЗС оказалась закрытой, так как рабочий день до 18:00. Местные нас отправили домой к заправщику, чтоб тот открыл для нас бензоколонку. Заправщик оказался в бане. Пришлось его ждать, и наше ожидание было вознаграждено!

16-3

Планы на завтра:
Завтра дальнейший путь мы проложили по льду русла реки Анабар".

17.03.2014 18:01 (МСК). Аркадий Колодкин, Андрей Феткулин, Сергей Дюльдин.

«Мороз и солнце – день чудесный! Утренний пейзаж в очередной раз заворожил нас своей чистотой и хрустально - звенящей морозной свежестью. У нас -31, солнечно и штиль. Что может быть лучше, чем завтрак на полярной обочине в такую погоду!

17-1

Вышли на реку Большая Куонамка, и затем на реку Анабар. По реке едется существенно легче и быстрее: местами участки, как зеркальная гладь! Мы разгонялись до 100 км/ч. А некоторые белые УАЗики (не будем говорить, кто именно) с прицепом и груженый под завязку, разгонялись до 130 км/ч. Уверенно двигаемся на Север: сегодня перевалили 70 градус С.Ш.
Добрались до Анабарских столбов – это скалы-останцы вдоль берегов реки Анабар. Нереально красивые и замысловатые формы останцев дают волю воображению.  По дороге нам попался также необычный «Якутский народный столб», с накинутой на него звериной шкурой. Назначение этого идола осталось для нас загадкой. Возможно, охотники, таким образом, напрямую общаются с духами, выглядит это весьма внушительно с налетом мистики.

По итогу прошедшего дня прошли сегодня примерно 500 км и, не доезжая 3-5 км до поселка Саскылах, разбили лагерь, развернули спутниковую антенну и передаем наш полярный привет вместе с очередной партией фотографий».

17-3

18.03.2014, 18:00 (МСК). Аркадий Колодкин+фото Сергей Дюльдин

Мы сейчас находимся в Анабарском улусе: с утра были в Саскылахе, а теперь уже в Юрюнг-Хае. Погода стабильная -30 и солнечно. Ночуем в 70 км после Юрюнг-Хая.

18-2

В первых же словах наших новостей хотим выразить большую благодарность за помощь в организации и поддержку экспедиции, а также за теплый прием и радушие Лаптеву Евгению Ильичу, главе МО «Саскылахский национальный (эвенкийский) наслег» и Алькенову Канату Ускенбаевичу, главе МО «Юрюнг-Хаинский национальный (долганский) наслег». Большое Вам спасибо!

Несколько слов о месте: Анабарский улус располагает месторождениями алмазов, углеводородного сырья, главным образом бурого угля. В отличие от других улусов, здесь живут только местные народы, преимущественно эвенки, эвены и долгане. Жители улуса занимаются рыбным промыслом, оленеводством и охотой.

18-1

Одновременно можно говорить об уникальности отдельного поселка Юрюнг-Хая, как в рамках Улуса, так и в рамках Якутии в целом: он является единственным в республике местом компактного проживания долганов. Численность населения 1100 человек (2013г). По факту же здесь 20 домов на трех улицах, кладбище, крупная нефтебаза и склад. Наливные емкости нефтебазы заполняются летом с нефтяных танкеров, а потом, зимой, бензовозами развозят топливо по рабочим точкам компании «Алмазы Анабара», равно как и запасы склада.

Впереди море Лаптевых. Дальше дорог нет, цивилизации и людей тоже нет. Нас ожидает 1100 км до Тикси. По факту уже сразу после Юрюнг-Хая дорога кончается. Пойдем по руслам рек и озер, по тундровой целине.

До Таймылыра от Юрюнг-Хая мы едем вместе с местным жителем Николаем (местный водитель). Хотим ему также сказать большое спасибо за оказанную любезность подвезти наши бочки с топливом до Таймылыра, что несколько разгрузило вес наших авто, и главное УАЗа, который в прицепе вез основной топливный запас. «Налегке» мы днем уходим в отрыв километров на 100-150, подыскиваем место для обеда и ночлега и ждем Николая, а за совместным ужином слушаем интересные истории из его жизни.

18-3

Сам Николай родом из Таймылыра, живет и работает сейчас в Удачном. Его брат учится в школе в Мирном, и на нашу радость он как раз сейчас везет брата в Таймылыр к бабушке и одновременно везет туда же кучу разного инвентаря: квадроцикл, снегоход, колеса шурину и прочее… ну и теперь наш полярный запас топлива".

Вечер

Мы достигли самую северную точку нашего маршрута: 73,2 градуса северной широты! Одновременно это самая северная точка, достигнутая когда-либо легковым автомобилем! Нас переполняет чувство счастья! Стоим в Анабарской губе, пережидаем начавшуюся пургу. За бортом 0 градусов. Видимо, сегодня здесь останется на весь день.

19.03.2014, 18:05 (МСК), Аркадий Колодкин+фото Сергей Дюльдин, Алексей Тулупов, Андрей Феткулин

«Итак, сегодня мы дошли до устья Анабара и вошли в Анабарскую губу. Привет, Море Латевых!

Хотели понежиться немного на пляже, но внезапно налетела жуткая пурга с ветром 6-8м/с и -3 за бортом. Думали, что проторчим здесь весь день, и что это надолго… Однако, через несколько часов все прошло как и не бывало! Небо очистилось полностью, яркое солнце залило тундру вечерним мягким светом, вернулся мороз -15, и мы заторопились в путь, пока погода нам благоволила.

19-1

Мы повернули в устье крупнейшего притока Анабара - реку Уэль.. Несмотря на поздний выезд (примерно в 13:00 МСК), прошли за это время примерно 100 км от губы. Тут и заночевали.
Дорога довольно тяжелая, в основном, сложности на реке представляют переметы, которые или пробиваем, или топчем потихоньку. Хотя были и небольшие участки с ровным льдом или выветренным до состояния бетона снегом, где мы могли даже включить 3-ю повышенную передачу и разогнаться до 40 мк/ч! А так, идем на давлении 0,4-05 атмосфер – в принципе все машины идут уверенно.

19-3

А сейчас у нас за окном космическое TV показывает нереальное, и первое за всю поездку полярное сияние! И не простое, а ЦВЕТНОЕ! Это непередаваемая красота…. Вот прямо сейчас смотрим на него через Большую медведицу, и нет слов даже, чтобы сразу обменяться эмоциями… Правы ребята из Иркутского клуба «Протектор», когда выбрали именно эти место и время для наблюдения Сияния.

Завтра по планам хотим пойти далее по Уэлю: будем подниматься вверх по течению на Юг до озера Улахан-Кюэль. Далее пойдем на Восток, пересечем по тундре водораздел между реками Анабар и Оленёл и войдем в русло реки Буолкалах, а по ней уже планируем дойти до Усть-Оленька».

19-4

20.03.2014 15:40 (МСК), Аркадий Колодкин. (Примечание АМ: фото сегодня нет...)

"Мы в 30 км от озера Улахан-Кюель, весь день идем по реке Уэль. Река очень сильно петляет. В зависимости от угла поворота и крутизны берега меняется снежное покрытие русла: то едем на 3й повышенной, разгоняясь до 40 км/ч, то бьемся на пониженной на всех блокировках. Но тем не менее уверенно двигаемся вперед: сегодня за день прошли 110 км.

Сейчас подождем пока стемнеет и попробуем пройти еще немного. Утром температура была около -30, солнце и безветрие и мы прекрасно ехали, а днем потеплело до -18, задуло и спустилась низкая облачность. Ехали в полнейшем молоке: где верх, где низ, право, лево -полная дезориентация. Рельефа не видно вообще. Стали из-за этого ошибаться с правильной траекторией, и решили остановиться переждать немного, чтобы не насиловать машины и не морозить на улице штурманов, а по темноте проехать еще немного, когда рельеф в свете фар хорошо виден.

Надо сказать, снега очень много. Но машине едут! Потихоньку, но уверенно. Река похожа на санную трассу с высокими бортами. Поднимаясь вверх по течению от устья она постепенно сужается, напоминая желоб: на заходе в реку ширина была до 2х километров, а сейчас уже метров 75 всего лишь. Поэтому в конце мы уже выписывали все повороты. И вроде едешь много, а цель по прямой почти не приближается.

За два дня до нас здесь прошло 2 КАМАЗа: один ехал из Таймылыра в Юрюнг-Хаю: рыбой загрузился и ушел обратно, а другой -с Алтая парень-каждый год едет за рыбой в Таймылыр. Вот мы и видим перед собой их свежие следы. Наш же КАМАЗ идет сильно от нас отставая, у него был сегодня ремонт- чинил фланец моста, даже не знаем, когда он нас догонит.

Здесь много куропаток! Сегодня будем из них готовить суп! Видели полярных зайцев-крупные они такие, огромные прямо, и весьма жирные "

21.03.2014 16:15 (МСК), Аркадий Колодкин

"Мы на озере Улахан-Кюель. Собственно, за весь день прошли сегодня 33 км. Время прохождения - 6 часов. А до того ночью еще километров 13-15 прошли. Опять резко потеплело: -6 градусов. Дорога очень тяжелая: мы вышли из реки и на суше сразу столкнулись со сложностями рельефа - топчем снег на 1-2 пониженной. Особенно тяжело и долго даются подъемы... Да и внизу снега наметено довольно много. И так всю дорогу. Штурманы, наверное, километров 5 прошли с лопатами! Расход топлива выходит 35-37 литров на 100 км, а у Леши где-то около 40 литров на 100 км.

Полдня сегодня чинили «Патруля». Серьезная поломка: на нем лопнула трубка высокого давления гидроуселителя. Вроде, все получилось исправить.

22-4

На озере обнаружили мини-поселение. Здесь находится пристанище родовой общины: всего 12-15 домиков на берегу. Живут охотой и рыболовством. Выглядит все, как миллионы лет назад. Но позже становятся видны следы цивилизации и блага научно-технического прогресса: у всех есть снегоходы, здесь есть отличная радиосвязь и нереальный японский трансивер с дальностью действия 110 км. Насколько мы поняли, живут местные в этих домиках в сезон и вахтовым методом недели по 2-3.

Сейчас все уехали в Саскылах на снегоходах (160км), так как до вторника объявили пургу и штормовое предупреждение, и делать им тут нечего. Остались только 2 человека, которые нас любезно разместили в одном из домиков. Домики капитальные: с угольной печкой, светом на дизель-генераторах. Так что сейчас в тепле, уюте и комфорте будем пировать! Готовить на ужин супчик и котлеты!

22.03.2014 15:21 (МСК), Аркадий Колодкин

"Мы весь день сидим на базе Улахан-Кюель. Видимость нулевая с самого утра... Только сейчас, к вечеру, небо расчистилось, и мы собираемся выезжать в ночь. Видимо, пока придется сменить график движения и ехать ночами.

У нас сломался КАМАЗ, который ехал в Таймылыр и подвозил наше топливо. Причем, сломался далеко позади нас. Два снегохода с базы поехали ему навстречу, обнаружили с поломкой переднего редуктора, и повезли его за запчастями, плюс навстречу ему уже выехал второй КАМАЗ. Запаса топлива у нас теперь нет (все осталось в КАМАЗе) и на том, что есть, пойдем сразу в Усть-Оленек. В Таймылыр заезжать не будем, так как это дополнительные 160 км круга, будем экономить топливо. Ну а там уже будем решать вопросы с нашим топливом.

Пользуясь дневкой, навели порядок в машинах, отдохнули.

22-3

Нас же сейчас ждет 40 км по тундре через водораздел рек Анабара и Оленька, после чего мы должны упасть в русло реки Буолкалах и уже по нему дойти до Оленька и снова выйти к морю Лаптевых".

23.03.2014 16:05 (МСК), Аркадий Колодкин
Мы в Усть-Оленьке. За ночь прошли 45 км. Идем по старому следу, хоть он и не заметен, но задает ориентир для направления движения. У нас сейчас -18 градусов.

22.03-1

Усть-Оленек условно можно назвать жилым. Здесь находится только полярная метеостанция и 7 ее сотрудников. Время от времени сюда приезжают рыбаки из Таймылыра.
Сотрудники станции непонятно как здесь выживают: оклад начальника станции составляет 7800руб в мес., со всеми полярными надбавками и коэффициентами он получил 22 тыс руб., а старший специалист -17 тыс руб. Денег нет, чтобы отсюда даже уехать. Один раз в два года дают бесплатный проезд на Большую землю в отпуск, на который нет денег. Продукты очень низкого качества - есть их невозможно. Это в рамках северного завоза и обеспечения полярников провизией. В этом году осенью, например, совсем не привезли овощей - Москва (центр) денег не выделила.

23-1


Живут охотой, рыбалкой и подножным кормом летом (ягоды). Все с полярным стажем 15-20 лет. Попытки переехать в город были безуспешными: заработанное в 90-е сгорело, а после этого на зарплату полярника нет возможности устроиться в городе, все кто уезжали, вернулись обратно. По крайней мере, здесь крыша не течет и свежая рыба и дичь не стоит три конца.
Наше топливо до нас видимо еще дня два-три не доедет – КАМАЗ на ремонте. Отрыв он вряд ли нагонит - дорога ему дается сложнее, чем нам. Поэтому мы пока приняли решение ехать дальше. Заправились на месте и выходим сейчас к морю Лаптевых. Пойдем вдоль берега к устью Лены и по Лене пойдем по протокам к Тикси. Топлива хоть и в обрез, но вроде должно хватить, если не будет сильной непогоды и крепких засад...

24.03.2014 15:23 (МСК), Аркадий Колодкин, фото Андрей Феткулин, Роман Княжевич, Алексей Тулупов.

"Мы находимся во второй по величине в мире речной дельте - дельте реки Лена, примерно в 165 км одного из самых северных портов России - Тикси.

Прошли сегодня от вчерашней ночевки около 70 км по морю Лаптевых до самого устья Лены. Сначала был глубокий и мягкий снег: было довольно сложно идти, и несколько раз даже подтягивались лебедками. Дальше снег стал твердый и прочный, как бетон, и препятствия собой стали представлять торосы и ледяные заструги. Небольшие - высотой до метра, больших, метра в три высотой, были единицы, но ехали все равно очень внимательно, так как, помимо прочего, есть еще и трещины. В одну из таких, заметенных снегом, провалился по щиколотку Рома:  хорошо, трещина узкая была, потому как глубина у нее уходит в бесконечность.

24-3

В дельте Лены весь снег выдуло до абсолютно чистейшего и прозрачного льда: очень красиво..! Видно насквозь на всю толщину ледяного покрова, а она здесь, по замерам полярников из Усть-Оленька, составляет 1,8 метра! Так что ехать можно хоть на паровозе. Самое интересное, что ни колеса, ни ботинки на этом чистейшем зеркальном льду абсолютно не скользят! А вот если есть хотя бы немного снежной крошки - подошвы и наши, и автомобильные, сразу превращаются в коньки.

Как только вошли в устье реки - сразу включили повышенные передачи. Если погода не подкачает, а русло останется свободным от снежных наносов, теоретически, мы сможем прибыть завтра в Тикси. Топлива за сегодняшний день потратили не много - режим был относительно экономный. Теперь до Тикси топлива нам гарантировано хватит.

24-1

А сейчас мы встаем на ночевку. Над нами чистое небо, очень звездные ночи и уже зажглась Венера. Здесь начинаются белые ночи с нереально красивыми закатами с бордовыми отблесками на полгоризонта! Солнце село час назад, а можно книгу на улице без фонарика читать. Сейчас -21. Второй день подряд наблюдаем фантастически-красивые полярные сияния.

Кстати говоря, до Северного полюса от нашей отметки 73,2 градуса нам примерно 1,5 тыс. км, а до Якутска - все 2,5! То есть Северный полюс к нам гораааздо ближе".

24-4


25.03.2014 17:33 (МСК), Аркадий Колодкин. Фото Сергей Дюльдин, Андрей Феткулин и Алексей Тулупов

"Мы в 30 км от Тикси! Видим его огни - здесь он, как на ладони. Решили остановиться пока за рамками цивилизации, да и время у нас уже позднее для поиска гостиницы. Этим приятным делом мы займемся завтра!

Шли мы по "Ураловской" колее: собственно, два "Урала", которые ехали в сторону Тикси, как раз нас и разбудили. В общем-то на 35х колесах по их колее ехать вполне комфортно, а за нами и Леше Тулупову на 33х тоже хорошо идется.

25-2

Был у нас небольшой ремонт сегодня: на этот раз ремонтировали Тойоту (всех по разу, выходит :)). Сорвалась с крепежа тормозная колодка ручного тормоза и заклинила колесо. Рома, молодец, услышал вовремя. За час мы все поправили.

Из серии "почувствуйте разницу". Сегодня по пути в Тикси нам довелось побывать еще на одной Полярной станции - "остров Самойловский". Это новая станция, построенная и открытая в сентябре 2013 года. На ней работают археологи, геологи и экологи из Новосибирска, Дальнего Востока и Германии: изучают арктический шельф и прогнозируют изменения климата. Всего здесь может одновременно жить и работать до 20 человек. Стоимость станции обошлась примерно в 800 млн руб. На этой станции был наш президент на открытии, и теперь вот мы сюда заглянули на огонек.

25-4

Впечатления у нас остались двоякие. С одной стороны, радует возобновление интереса России к Арктике: новая станция построена по последнему слову техники - современные электронные микроскопы, гигрографы, спектрографы и прочее. Здесь есть оборудованная баня, бильярдная, тренажерный зал - все для людей, только работай и радуйся. С другой стороны, из этих 800 млн. руб. вызывает вопрос экономии и правильных затрат на стройматериалах: на полу кафельная плитка уже отваливается, сваи ходят и конструкция станции прямо дышит, и все это сооружение в принципе не выглядит прочным. Хотя, если сравнивать с аналогичной Полярной станцией в Усть-Оленьке, - это конечно небо и земля: два разных мира.

25-3

Но все равно радует, что вектор движения в поддержку Арктики идет правильный.

Люди там хорошие живут. Интересные. Мы пришли к выводу, что полярники - это либо самые настоящие романтики, либо те, у кого что-то произошло в жизни и они едут в сложные условия в поисках себя, решений, либо бегут от своей реальности. Но, конечно же, после такого отрыва от большой земли, вернуться обратно почти невозможно ни тем, ни другим. Здесь они значимы, имеют профессию, авторитет, интересы. А в городе они никому не нужны и не могут найти себе достойное применение, к сожалению. Как правило, те, кто уехал когда-либо, через год все равно возвращаются обратно. Интересно было пообщаться со всеми. Здесь абсолютно иной мир.

У нас же снова невообразимое Полярной сияние!"

26.03.2014 10:15 (МСК), Аркадий Колодкин.

Ну вот мы и в Тикси! (Тикси 3)
Для справки: Тикси 1 - это морской порт и Администрация, Тикси 3 - это военный городок при воинской части и аэропорт. Между ними 12 км. Тикси 2 - это кладбище.
Аэропорт в прошлом году закрыли с выводом военной части. Были массовые протесты, и вроде бы его открывают снова, но пока, кажется, летают только вертолеты в Якутск. Ну и, возможно, в связи с изменением ситуации и новой военной доктриной России по усилению военных рубежей - здесь вновь разворачивают военную часть.

26-1

Тем временем, мы заселились в гостиницу. Она здесь одна на всех и на все Тикси.
Четырехместный номер стоит 800 руб., двухместный-1800 руб. Заняли очередь в душ на этаже, ждем возможности смыть с себя экспедиционный налет, так сказать ) заказали ужин в единственном в городе кафе. Сегодня у нас праздник!

26-2

Город производит жутко удручающее впечатления, даже несмотря на ожидание увидеть некоторую заброшенность. Но не насколько же...
Опять возвращается дежавю: Якутия далеко не Чукотка. Хотя, если сравнивать с Хатангой, то здесь по крайней мере не дует изо всех щелей и спать можно без спальников, здесь чисто и тепло.

Сегодня ночуем в Тикси, пополняем запасы и может быть еще переночуем одну ночь. До Якутска дорог нет. Половина населения вообще не знают, что можно доехать до Якутска! Завтра будем выяснять информацию и искать след. Ну а за это время попробуем дождаться наше топливо с КАМАЗОМ и Николаем.
На улице -21, на солнышке совсем тепло. Переживаем, что могут начать таять реки. Надеемся, что Тикси не станем нам ловушкой.

26-3

27 марта
Сегодня новостей не много. Мы все еще в Тикси. Давали интервью, рассказывали о наших путешествиях и, главное, приобщали своим примером молодое поколение к любви к географии и страсти открытий!

27-1

28.03.2014 15:38, Аркадий Колодкин, фото Сергей Дюльдин
"Продолжаем изучать окрестности Тикси.
Сегодня в 7 утра мы поехали на полярную геофизическую лабораторию/ обсерваторию! Нам провели очень интересную экскурсию!

Эта лаборатория является уникальной, несмотря на ветхость используемого оборудования: все, что мы увидели, относится годам к 80-м. При этом на нем работают не только наши исследователи, но и немецкие, и японские, и шведские рвутся... Слушают космос, следят за солнечной активностью, изучают поведение частиц в ускорителе. Ученые говорят, что есть перемены к лучшему: оборудование заменяют на современное, хотя этот процесс идет довольно медленно. Говорят, что худшие времена позади.

28-1

Ездили в Ленский заповедник в лабораторию мониторинга окружающей среды. Встретились с бывшим ее руководителем: очень интересный человек. Рассказывал нам про разные уникальные явления, про дельту Лены, про историю освоения этих мест, про глобальное изменение климата и потепление в этих местах, про флору и фауну...

Вот, например, обнаружили здесь, в арктической тундре, первую в истории этих мест настоящую лиственницу! Высотой аж целых 40 см! Пусть и маленькое, но это дерево, самое настоящее. Деревьев в этих местах отродясь не было.

28-2

Еще пример: раньше климат довольно просто прогнозировали. Если поднимается ветер и начинается пурга, то, значит, это идут теплые массы с океана, и температура воздуха повышается: с -30 до 16-18. И чем сильнее была пурга, тем больше повышалась температура воздуха. Теперь ничего подобного прогнозировать не выходит: может быть -35 и ветер жуткий. Сейчас по жесткости погоды Тикси занимает одно из первых мест в мире. Максимальный ветер, который здесь был зафиксирован-52 м/с! С места двигались 12-тонные контейнеры,  опрокидывало автомобили. И все это на фоне 30 градусного мороза!

Еще вот интересный факт: за счет подтаивания береговой линии побережье сократилось, тают острова... Как Земля Санникова когда-то... Эти острова фактически земля, перемешанная с вечной мерзлотой. Мерзлота оттаивает и земля превращается в песок. Собственно, дельта Лены представляет из себя огромные песчаные косы: это не только вынесенный песок, но и пока еще нерастаявшие ледяные берега Лены. Нам подарили авторскую книгу руководителя заповедника "Черная Арктика", где собраны все факты произошедших проблем и неприятностей в Арктике в виду происходящих изменений климата. Чтобы все знали и понимали происходящие процессы и правильно на эти изменения реагировали.

Сегодня также были еще в одной школе: арктической гимназии!
Более всего этих ребят увлекли рассказы про летние поездки. Мы радостно рассказывали про Тибет, Китай, Малайзию, Сингапур и проч. Это очень благодарная аудитория. Множество вопросов и откликов..-очень здорово!!!!"

29.03.2014, Аркадий Колодкин, фото Сергея Дюльдина и Андрея Феткулина.

"Мы в Тикси - ждем нашего Николая с топливом и прочими вещами. Вчера он выехал к нам из Таймылыра. Мы в это время изучаем окрестности.

29-1

Например, сегодня были еще на одной Полярной станции, которая относится к Гидрометеоцентру и отвечает за наблюдениям и прогноз погоды. Называется станция также, как и город - Тикси. Здесь нам также провели экскурсию и очень гостеприимно встретили. И еще раз вселили в нас надежду на возрождение интереса и поддержку Арктики: постепенно ученым меняют старое советских времен оборудование на современное, улучшают условия быта и привлекают для совместных исследований иностранных специалистов.

А еще мы планируем сегодня поохотиться за Северным сиянием, погода благоволит: чистое небо, сейчас -30, а ночью обещают, что температура опустится до -38.
У меня отказала салонная Webasto, непонятно, по какой причине, но в такой мороз двигатели мы и так не планировали глушить.

30.03.2014 Аркадий Колодкин, фото Сергей Дюльдин, Андрей Феткулин.

"Итак, Северное сияние мы ночью не поймали, хотя долго его караулили; КАМАЗ наш так и не пришел. Мы не можем дольше задерживаться, поэтому купили топливо здесь и поехали в Якутск! Дизеля нам точно хватит, бензина много раздобыть не удалось - будем решать вопрос с бензином по ситуации.

30-1

У нас тем временем продолжается интересный маршрут: впереди нас ждет Верхоянск и знаменитое Верхоянское нагорье! Знаменито оно тем, что именно там, в горной котловине на метеостанции аэропорта Верхоянска, была инструментально зафиксирована и подтверждена самая низкая температура в Северном полушарии - 67,8 градуса ниже нуля. Принято считать, что Полюс Холода находится в поселке Оймякон. Однако это не так. Минимальная температура, зафиксированная в Оймяконе - 67,7 - на 0,1 градуса выше Верхоянской. А всем известная температура в -71,2 градуса на самом деле никогда не была измерена или подтверждена инструментально, а была рассчитана академиком В.А. Обручевым математически и, строго говоря, в качестве рекорда не может быть признана.

30-2

Тем временем мы приближаемся к нашей цели: за день прошли около 300 км, встали на ночь км в 30 после поселка Хайыр. Шли по морю Лаптевых и по устью реки Омолой. Дорога хорошая, идем быстро. На улице мороз, -28 градусов, ночью было под -40 градусов. Чувствуется приближение к полюсу холода.

Кстати говоря, в устье Омолоя, спустя примерно 60 км вверх по течению, начал появляться лес...! Сейчас вокруг нас по берегам довольно высокие лиственницы - выше человеческого роста! Мы очень рады - после бесконечной арктической тундры глазу есть за что зацепиться. Смотрим и любуемся.

30-3

Но все равно мы все побросали монетки в море Лаптевых - непременно сюда вернемся.

Из интересного: несмотря на то, что мы повернули на юг, у нас все еще 71гр. северной широты. Мы продолжаем движение на восток и нынешние 134 гр. восточной долготы еще далеко не крайняя точка нашего маршрута: наибольшее удаление от дома еще впереди".

31.03.2013 Аркадий Колодкин, фото Сергей Дюльдин, Андрей Феткулин, Алексей Тулупов

"С утра было ясно и солнечно! Термометр замерз на отметке -30, по ощущениям было гораздо холоднее.

Дорога очень красивая: едем, наслаждаемся пейзажами - кругом лиственничная тайга. Сначала шли вверх по течению реки Омолой. Перед устьем она стала совсем узкой: местами ущелье зажимало нас в протоку ровно под одну машину шириной, при этом скалы были высотой метров под 70! А когда вышли на Яну, что называется, почувствовали разницу: она была километра под 2 шириной с видами на сопки метров по 500-600 высотой. Хотя выше по течению уже видели изуродованные золотодобычей берега ...

31-1

Мы по-прежнему идем на юго-восток. Заехали в Усть-Куйгу, заправились и тронулись дальше к Верхоянску. Отсюда дороги должны становиться все лучше и лучше: сюда ведет обслуживаемый зимник. Однако Яна после Усть-Куйги уже имеет много наледей, по руслу с юга уже пошла вода. Есть и накатаны пути объездов, но по тундре ехать менее приятно: приходится пробиваться сквозь лес, скакать на кочках, и скорость прилично падает.

31-2

Несмотря на то, что мы все ближе и ближе к полюсу холода, на улице днем потеплело до -19. Солнце так весь день нас и радует! На ночевку встали в 10 км Сейды. Здесь Яна уже метров 400 в ширину.

Из интересного:
1) мы тут прикинули, что за последние 2500 км по суше мы проехали не более 100 км! Все остальное время мы идем по воде: реки, озера, море Лаптевых, снова реки.
2) мы прошли саму дальнюю от дома точку 135гр 36мин Восточной долготы! Теперь уже совершенно точно едем в сторону дома.

31-4

Из "радостных наблюдений":
1) что-то дико щелкает в заднем мосту в УАЗе
2) все время загорается "check engine" в Патруле.

01.04.2014, Аркадий Колодкин, Роман Княжевич

"Утро снова порадовало хорошей погодой, замерзшим градусником и морозом ниже -30! До Верхоянска доехали довольно быстро. Очень уютный небольшой городок. Нам он очень понравился! Сделали фото и видеосъемку, зафиксировали небывало низкую температуру -12 на Полюсе Холода и выдвинулись обратно.

1-1

Радость наших свершений, однако, не разделил задний мост УАЗика. А, может, не хотел уезжать из столь приятного места. Но по факту Алексей Тулупов остался переднеприводным :((( как говорится, хороший звук всегда выльется в прекрасную поломку...!

Встали на ночевку рано в очень живописном месте! Видны сопки высотой до 1600 м, Яна с высокими берегами, звездное небо и тонкий месяц... И к ночи снова -30 при полном отсутствии ветра! Занялись реанимацией УАЗика и в машины даже не хочется залезть погреться! На улице очень здорово. Мы и есть готовим сегодня на улице, и просто общаемся надеюсь же и вообще

О наших успехах с ремонтом сообщим завтра!"

02.04.2014, Аркадий Колодкин, фото Сергей Дюльдин

"Весь день двигались на юг: прошли около 300 км, но к цели это нас приблизило более, чем на 100 км. На ночевку встали на слиянии рек Адыча и Нельгесе в 5 км от заброшенного поселка Лазо.

Река Адыча весьма живописная, но уж очень сильно извилистая ...! Именно поэтому эффективное перемещение нашей экспедиции было совершенно небольшое. При этом ледовая дорога ужасного качества: прыгаем по камням и кочкам, въехали в наледь, потом шли по воде. В итоге мы сегодня так и не пересекли полярным круг: стоим от него в 20ти километрах. Мы все еще в Заполярье. Ночью пока так же морозно ниже -30, а днем теплеет до -14 и солнечно.

02-2

Сегодня видели на горизонте хребет Черского с вершинами 2400-2800 метров. А вообще, двигаясь вверх по руслу реки, мы забираемся все выше над уровнем моря. Например, сейчас у нас высота 280 м. Каньоны реки временами довольно узкие, берега при этом высятся над нами метров до 80 высотой.

У нас сегодня чуть не перевернулся Ниссан: очень высокие колеи были на съезде с берега на реку. Машина чудом просто удержалась - был полный отрыв двух колес, и в таком состоянии она ненадолго зависла. Но все обошлось. Ну и еще: в завершение дня у Леши на УАЗике лопнули два листа рессоры. Так что мы опять встали на ремонт.

Ближайшее жилье от нас примерное километров в 600, и сервис там вряд ли имеется..."

03.04.2014, Аркадий Колодкин

"Мы практически доехали до Тополиного.

Сегодня в нашей программе горы: максимальный перевал, до которого мы дошли, 962 метра, горы высотой 1200-1300. Идем по руслу горных рек по глубокому каньону - невероятная красота и, конечно же, необычно ехать не над горной рекой, а по ней. Ехать по горной реке довольно тяжело - очень неровная поверхность и они все такие же сильно извилистые, едем-едем и до Якутска все еще 900 км

Мы продолжаем играть в героев фильма "трудно отпускает Якутия"!
Ниссан сегодня с утра отказался заводиться, а на УАЗе оборвало ремень. Выпилили ему из лиственницы ограничители хода подвески. В результате он, подвязанный стяжками мостом, едет со скоростью 30 км/час. Ближайший сервис в Якутске. Едем теперь насколько хватает сил. Приключения начинаются...!

Выехали из Заполярья, но все равно, как только садится солнце, температура падает до -30. А днем -16-18.

05-3

04.04.2014, Аркадий Колодкин

" Мы в Якутске! Ищем гостиницу.  Встали сегодня в 6 утра, на улице было градусов под -40. Ниссан с утра снова отказался заводиться: поменяли все фильтры – вроде, поехал.

Как и вчера, в окружении горных вершин, шли по руслам рек с невероятной красоты пейзажами. Со вчерашнего дня, когда мы вышли с реки Нельгесе, пошла бесконечная связка: река-волок-река-волок-несколько раз переходили через перевалы-снова падали в русло рек и так дальше. После Тополиново пошла горная гряда, и мы уже шли только по суше по тундре.

А потом вдруг раз - и все закончилось: -7, грязь, вода, каша на дороге. Вышли на зимник, хоть и в плохом состоянии и сильно разбитый, но пониженную передачу нигде не включали. Ну а потом вышли на трассу "Колыма" совершенно отвратительного качества: фактически это грунт, посыпанный бугульником. Один из таких разбил Ниссану лобовое стекло".

05-1

05.04.2014

Аркадий Колодкин: "Мы все еще в Якутске: починили машины, встретились с ребятами из кулуары «Мамонт» и успели дать интервью".

Дополнение от Андрея Феткулина: "Якутск нам всем очень понравился. Красивый, большой, современный город. В сувенирных лавках торгуют алмазами с сертификатами. На Лене проходит день Охотника. Джиперы из клуба «Мамонт» постоянно устраивают соревнования. Приехала красивая корреспондентка Аня из телевизора и долго брала у Аркадия интервью. На улице было -5. .... На картинке: Якутск- город контрастов".

05-2

 

07.07.2014 Аркадий Колодкин., фото Сергей Дюльдин, Андрей Феткулин.

"Якутия продолжает нас держать до последнего: сегодня с утра заменили на УАЗике форсунку. Позже немного у него оборвало крепление калитки запасного колеса. На Патруле полетели стойки заднего стабилизатора. После Тынды пробили колесо на Тойоте. Хочется дотянуть до трассы Амур".

7-1

08.04.2014 Аркадий Колодкин

"Проехали Соловьевск. После Тынды федеральная трасса М56 Лена превратилась в убогий разбитый грейдер! Спустили колеса до 1,5 атмосфер. У Патруля от тряски лопнула калитка. Ищем сварку...

7-2

На УАЗе умер бензонасос: меняем.

А еще здесь весна. Настоящая! Не мгновенный переход от несуществующей зимы в несостоявшееся лето, а плавный, осторожный, недоверчивый пока переход. Природа как бы просыпается от спячки с каждым днем все смелее и смелее... Солнце, тепло... Очень здорово!

8-1

Вокруг на сотни километров простирается тайга. Снега уже нет, сопки, мох, запахи... Мы все очень соскучились по лесу, просто наслаждаемся! Горы внезапно кончились, наступил Казахстан. Плоскогорье, распаханные поля... Просто фантастика.
Легли спать в 100 км от Читы"

8-2

09.04.2014 Аркадий Колодкин
После Читы ушли с федеральной трассы на Север. Так короче и красивее будет дорога. Глухие места, снова грунтовка и снова спускаем колеса."

10.04.2014 Андрей Феткулин, Аркадий Колодкин

Экспедиция ночью прошла Улан-Удэ. Огромный город. Море огней. Паровоз - памятник. Каменные тигры сторожат мост через Селенгу.
В Бурятию проникли по потайной дорожке, проехали мимо многих сел. Кони и коровы на огромных пастбищах, и все это на плоскогорье высотой около километра. Озёра. На горизонте линия гор. Очень напоминает Казахстан или Монголию, до которой здесь рукой подать. Обычаи здесь оч. строгие. Так, все деревья на протяжении 150 м. за стелой перевязаны ленточками.

10-3

Постоянно попадаются всякие культовые сооружения неясного назначения. На всякий случай истово побили и покрутили религиозный барабан. Подождали немного. Ничего не произошло. Обрадовались милости непонятных, но мудрых богов. Удовлетворив культовую потребность, поехали дальше. На УАЗике тут же отвалилась рессора!

10-2

Занимаемся нашим любимым делом - ремонтом техники. Лопнула и вторая рессора, в том же месте. Взяли длинный кусок от старой и поставили ее вместо сломанной части. Зажали стремянками. Держит. Едет. ... Надо будет привязать ритуальных ленточек побольше и покрасивее, а то что-то любимое дело уже подзамучило слегка.

10-1

Финиш экспедиции

Итак, круг замкнулся! Экспедиция, полностью пройдя запланированный маршрут и выполнив все поставленные задачи, финишировала в точке старта, в Красноярске! УРА!

f2

Весь личный состав жив, бодр, весел и в наличии полностью. Покусанных, обмороженных нет. Больных африканской моровой лихорадкой нет. Получивших телесные повреждения и тяжкие умственные увечья при ремонте матчасти - почти нет!) Умерших от переедания и цинги нет. Расчёт окончен. Все. Можно выдохнуть.

Общий пробег экспедиции Москва - море Лаптевых - Красноярск: более 17 000 км
Срок экспедиции: 43 дня
Суммарный пробег по рекам и льду моря - около 4000 км
Первопрохождение спец.участка: Юрюнг-Хая - устье Лены - Тикси - около 900 км, пройденных по льду рек Анабар, Оленек и Лена и их притоков, по льду озер и моря Лаптевых, по тундровой целине.
Израсходованное топливо: более 4 тонн солярки/бензина на каждый авто!
Объем снега, перелопаченный штурманами: не менее тонны на человека!
Вес съеденной строганины: не менее 15 кг

Самая низкая температура: -40
Самый чистый участок пути: Саскылах - Тикси
Самый грязный участок пути: Якутск - Нерюнгри
Самый прозрачный и гладкий лед: на море Лаптевых
Самый сложный для прохождения участок пути: река Уэля - озеро Улахан-Кюэль - тундра до выхода в речное русло Буолкалах

f1

Штурмана прошли пешком много км, срывая снег и борясь с переметами. Это были даже не переметы, а, скорее, заструги - очень прочный спрессованный ветром снег.

Ремонт техники в пути:
1) УАЗ:
*ремонт кронштейна - сварка, болгарка.
*ремонт обеих рессор - сломались коренные листы,
*замена заднего дифференциала (сломалась блокировка),
*ремонт проводки бензонасоса,
*проблемы с отопителями,
*замена крестовины,
*замена форсунки и свеч (вследствие использования вместо бензина газоконденсата).

2) Патруль:
*ремонт шланга высокого давления ГУРа (ошибка при установке самовара)
*треснула калитка запасного колеса и кронштейна антенны и заднего света, обрыв крепления стойки заднего стабилизатора - сварка.
*лобовое стекло под замену - камни на трассе Лена...

3) Тойота
*ремонт колодок ручного тормоза - неправильное обслуживание
*лобовое стекло под замену - камни на трассе Лена...
*потеря заднего дополнительного фонаря

В Москве придется менять стекла.

Кроме того, в Мирном и Якутске было проведено ТО машин с контролем агрегатов и заменой масел. Снизу двигателя был установлен, а впоследствии удален защитный брезент. Что надо подкрутили, подтянули, подркгулировали, залили, слили, почистили, вставили, лишнее выкинули и погнали дальше.
Спасибо братьям-джиперам: клубу Мамонт в Якутске и внедорожному клубу в Мирном за помощь, сервис и замечательную поддержку!

Самая северная точка - 73 градуса 23 минуты, самая восточная - 137 градусов 36 минут! До Магадана, Хабаровска и Владивостока, да что там - до Северного Полюса! - нам было много ближе, чем до дома!

f3

ПОДЕЛИТЬСЯ: