• Навигаторы InReach
  • Реклама на нашем сайте
  • Все лебедки на Ex-Road.ru
  • Реклама на нашем сайте

На машине по Крыму: отпуск off-road

Опубликовано в Статьи о путешествиях   9061

Отличный получился внедорожный отпуск. Отдых, полный горячего солнца, приятного моря, вкусных фруктов, разнообразных впечатлений и трудных дорог, ради которых ехали. Особое крымское бездорожье оказалось непривычным, интересным и, к сожалению, более опасным, чем мы думали изначально. Но обо всем по порядку.

Проехаться на внедорожнике по необычному и недоступному простым автотуристам Крыму  хотелось давно. Опыт и впечатления друзей, участвующих в «X-Крым Трофи», отчеты и рассказы, а в этом 2014 году еще и подогреваемый СМИ интерес к теперь российским курортам склонили чашу весов в нужную сторону. Решено, едем. 

Итак, дано. 3 опытных джипера (два мужчины и одна женщина). Два автомобиля повышенной проходимости: НИВА и Шевроле НИВА. Отпуск 3 недели, из которых на Крым 13 дней (с 22 августа по 3 сентября 2014 г.) Точка старта и финиша – Санкт-Петербург.
Задача. Отдохнуть в Крыму там, где нет дорог как мы любим: активно, познавательно и бюджетно. Автотуризм 4х4 рулит.

Начались наши крымские приключения ровно так же, как у тысяч автотуристов, рискнувших в этом году отправиться на полуостров. С паромной переправы, но, с точностью до наоборот, если верить СМИ. Не мы ждали плавсредство, а оно нас. Как это? А так. 22 августа очереди на вечерние паромы в сторону полуострова не было вообще и всем, кто хотел попасть в Крым на машине пришлось ждать его полного заполнения автомобилями. Около 30 минут ждали. Но не скучали, перед погрузкой проводится тщательный осмотр. Проверяют серьезно, могут перевернуть все вещи, могут загнать в бокс на просвечивание. Тут, правда, неувязочка – машины с «экспедиционниками» и антеннами в бокс по высоте не помещаются. Заряженные на приключения джипы не просвечивают. Несколько бригад вежливых людей по 3-4 человека внимательно изучают содержимое багажников, начиная процедуру с заученного вопроса: «Наркотики, оружие есть?».
 У нас с собой было. Нет, не наркотики, а травматика и охотничье ружье. Ой, что тут началось. И… тут же закончилось предъявлением всех необходимых бумаг, включая разрешение на транспортировку оружия. После показа этого документа стало еще веселее. Старший наряда досмотрщиков собрал вокруг нас всех своих подчиненных и со словами: «Смотрите и запоминайте как ЭТО должно выглядеть» продемонстрировал разрешение личному составу. Видимо, до нашего появления на переправе требовали того, чего в глаза никогда не видели.
Это единственное приключение, связанное с паромом. Все остальное довольно буднично. Время в плавании – 30 минут. Общее время с момента покупки билета до съезда  – 3 часа. Стоимость билетов: взрослый – 162 руб., детский (до 12 лет) – 81 руб., до 6 лет бесплатно. Провоз машины длиной до 4,2 м – 1190 руб., до 5,1 м – 1688 руб. Другие тарифы, расписание паромов, схемы проезда в Порт Кавказ и прочую полезную информацию  смотрите на сайте паромной переправы.

Съехав с парома в Керчи,  направляемся к месту нашей первой ночевки в Крыму. В Коктебель по адресу Ключевой пер., д. 7. (GPS: 44.960777 35.240620). Место непростое. Дело в том, что по этому адресу находится дом мамы «Дяди Вовы» - известного петербургского джипера и руководителя клуба автомобильного туризма «Лось» Владимира Зарицкого. Эта семейная гостиница просто дом родной для  любителей полного привода. Рекомендуем. 300 рублей с человека в сутки, 6 комнат, все условия, wi-fi, 10 минут до моря пешком, 3 минуты до фирменного магазина с винами и коньяками «Коктебель» ползком.
Переночевали, прогулялись, искупались и поехали кататься вокруг Коктебеля, слегка обалдевая от местных видов. Красотища невозможная. Места не зря были воспеты Максимилианом Волошиным и до сих пор притягивают отдыхающих, хотя Коктебель формально не относится к курортам южного берега.

Насладились и в путь. Нас ждет первое крымское внедорожное испытание – въезд на Белую гору, а затем марш-бросок на западное побережье полуострова. Туда где в воду садится солнце.

Беля скала (Ак Кая) возвышается на 100 метров над рекой Биюк-Карасу в районе Белогорска. Вроде горка невысокая, но достаточная, для того чтобы в дикие времена скидывать отсюда несогласных, а сегодня любоваться захватывающими видами.  Объект примечательный во всех отношениях. В доисторические времена здесь были стоянки. В 1777 году на вершине развернул свой штаб Суворов. В 1782 году именно здесь князю Потемкину крымские мурзы и баи присягали на верность России. В наше время здесь снимались: «Всадник без головы», «Человек с бульвара капуцинов», «Вождь краснокожих» и еще более десятка фильмов.

Естественно, проехать мимо не могли. Как потом выяснилось наверх есть более-менее приличная дорога, но мы то этого не знали и, стравив колеса, ломанулись по какой-то ишачьей тропе. Въехали. Не без труда и не сразу, но забрались. Как понятно по цвету и названию вся скала и дороги на вершину из известково-песчаной смеси. Тормоза на таком грунте не держат совершенно, все приемы вождения как на гололеде. Причем уклон дороги вполне приличный, около 20%. Но ничего. И въехали, и спустились без происшествий.

Форсировав брод, отправились к побережью, продолжать выдерживать концепцию нашего автопутешествия по Крыму - днем катаемся там, где нет дорог, а ночуем на берегу Черного моря. Точка лагеря на несколько ближайших ночей – пляж в районе поселка Кача, что в 15 километрах севернее центра Севастополя (GPS: 44.755687 – 33.542237). Формально Кача является частью Нахимовского района города-героя. В общем, совсем рядом со столицей Черноморского флота.
На удивление, места довольно дикие, приезжих не видно, купаться приходят только местные. Пешком и без машин. Хотя, если подумать, то отсутствие автотуристов вполне объяснимо. Пляж – это узкая полоска песка (15 – 20 метров), в котором автомобиль без полного привода и опытного водителя застрянет. А вытаскивать некому. Найти безопасное место под палатку сложно. Ставить жилище приходится под обрывом, а оттуда все время что-нибудь норовит упасть или осыпаться. Единственные более-менее спокойные места – это под кустами и деревьями, которые по идее должны сдерживать падающие камни. Но не факт. И таких деревьев мало.  В общем, красиво, но неуютно.

Культурно-просветительская цель нашего первого радиального выезда из Качи – парк миниатюр, а внедорожно-познавательная - пещерный город «Чуфут Кале». Благо, оба объекта рядом. Парк «Крым в миниатюре»  в самом Бахчисарае (ул. Ленина, 4, перед Ханским дворцом), а пещеры в 3,5 км к востоку от города.
О парке миниатюр долго рассказывать особо нечего. Прикольно. И это, конечно, надо видеть своими глазами. В принципе, если вас интересуют только рукотворно-архитектурные достопримечательности Крыма, то можно больше никуда и не ездить. Заказал экскурсию и тебе обо всем самом интересном и значимом на полуострове рассказали. Жаль только, что в миниатюрах не представлены природные объекты, рельеф и дороги. Вот было бы здорово соорудить макет всего Крыма. Или хотя бы горной части.
Время работы парка: с 9:00 до 23:00. (октябрь – апрель до 21:00). Взрослый билет – 300 руб. Детский – 150 руб. Есть сайт парка, вернее парков «Крым в миниатюре на ладони». Всего в Крыму таких развлечений три. Еще есть в Евпатории и Алуште.

Пора в горы. Как порядочные доезжаем до парковки, что перед восхождением к пещерному городу и интересуемся, как действовать дальше. Дальше, говорят нам, 3 километра пешком вверх. Не, не подходит. Не то, чтобы мы не можем, просто это нашу концепцию внедорожного автотуризма нарушает.
Тихо интересуемся у местных: «А есть ли вариант добраться до пещер на машине?». Да, отвечают аборигены. Есть дорога через лесничество, как говорят, реликтовую можжевеловую рощу. Но! Во-первых, проезд платный. Во-вторых, вы там не проедете.
Финансовый вопрос решается просто. Сколько? О, ужас, по 30 рублей с носа. Служивый проделывает очередную дыру в нашем бюджете и, недобро улыбаясь вслед, поднимает шлагбаум. Оно и понятно. Возить наверх ленивых туристов на УАЗах – это местный бизнес, вот и пытаются, как могут пугать чужаков непроходимостью. Не на тех напали.
Дорожка, и вправду, так себе, но вполне проезжабельна. Местами по редколесью, местами по голому склону. Покрытие - все та же сухая глина и мелкий песок. Есть опасное место, сразу за одним из первых поворотов, где колея подходит вплотную к обрыву. Ограждений и предупреждений как и положено нет. Все на свой страх и риск.

Ура! Обе машины со своими экипажами наверху у единственной стены Еврейской крепости (перевод названия Чуфут Кале). Со всех других сторон пропасти. То, что мы подъехали с заднего крыльца не освобождает от необходимости оплатить вход. Вносим в кассу по 190 рублей и самостоятельно наслаждаемся дыханием времен. А ощущение древности здесь присутствует и побродить есть где. С момента возникновения города в V-VI веках всего в скалах вырублено более 200 пещер. В некоторых гротах сохранились фрески, можно увидеть остатки мечети, мавзолея, молитвенные дома караимов. Интересно. Рекомендуем. Время работы: с 9:00 до 19:00 Выходные: понедельник и вторник, а с октября по апрель еще и среда (GPS: 44.738217 – 33.931982).

Возвращаемся на базу и осознаем еще две проблемы дикого автомобильного отдыха на западном берегу Крымского побережья. Пока мы автопутешествовали поднялся ветер и волны, вследствие чего море вплотную подобралось к тому месту, где мы ночевали накануне. Хорошо, что это случилось днем. Пришлось искать новое сухое место.
Вторая проблема – спуски с верхней части обрывов к воде. Они есть и съехать можно. А вот выехать может не получится. Даже скажем так, после дождя без лебедки точно не получится. Глинистая почва превращается в текущую вниз жижу, въехать по которой невозможно ни на какой резине. И лебедиться не за что. Надо ждать пока просохнет. Вот такие прелести лагеря на самом берегу самого Черного моря. Или вода подберется, или сверху накроет или выехать не удастся. Романтика.

Зато какие здесь закаты! Здесь – это на западном побережье Крыма, севернее Севастополя. Посмотрите на карту. Береговая полоса всего курортного берега от Севастополя до Феодосии и дальше до Керчи обращена на юг. Стало быть, увидеть здесь солнце, садящееся в воду невозможно в принципе. А на побережье от Севастополя на север отдыхающие наслаждаются этой картиной каждый вечер. География, однако.

Севастополь. Посетили, прониклись, осмотрели, сделали положенные фотографии на фоне десятка стандартных мест и одного нестандартного. Теперь и у нас есть: я на графской пристани, мы в Херсонесе и т.п. А вот фотографией под колоколом с «поля дураков»  из фильма про Буратину будем гордиться. Это же отчасти и наш колокол. Ну разве мы не дураки. Надо на пляже в отелях пузо греть, а мы по бездорожью и жаре в горы на полном приводе без кондиционера.
К слову, как настоящие дураки пробовали искупаться в Херсонесе. Не удалось, слишком большие камни и скользко.
И еще про город у самого Черного моря. Знали бы раньше, в Севастополь на машине не поехали. Припарковаться нереально. Начинать искать стоянку надо минимум за километр до желаемого места. В общем, маршрутное такси вам в помощь.

Наконец-то вырываемся из города прочь от цивилизации. Очень хочется снова к дикому морю и природе. Но не тут-то было. Южный берег обилечен полностью. Свободных подъездов к воде нет. Легенды о тайных дорогах к морю, известных только местным передаются, похоже, от отца к сыну и хранятся пуще тайны золотого ключика. Но, увы, это только легенды. Все побережье попилено. Участки, на которых можно хоть как-то подобраться к воде названы кемпингами и оценены посуточно. Останавливаемся в одном из таких, с позволения сказать, кемпингов. Дорога к морю после Понизовки напротив устричной фермы. Сказать, чтобы тут были прямо все условия, так не скажешь. Но нам достаточно. Туалет, душ, подобие охраны, много ли автотуристу нужно. Цена вопроса – 200 рублей с машины и 200 за палатку. Всего – 400 рублей в сутки, независимо от количества человек. Приемлемо. GPS: 44.401088 33.986732.

Следующий элемент нашей программы автовосхождение к самому открыточно-романтическому объекту Крыма – готическому замку барона Штейнгеля «Ласточкино гнездо». Расположено оно (гнездо) поселке Гаспра на выступе Аврориногй скалы мыса Ай-Тодор. Дорога к рыцарскому замку начинается с Южнобережного шоссе Н19. Если ехать от Севастополя на Ялту, то на развилке со стелой «Гаспра - Мисхор» поворачиваем налево и спускаемся вниз по узкой и извилистой горной дороге. Все время по главной и по указателям до санатория «Жемчужина», на территории которого находится Ласточкино гнездо. GPS: 44.430722 34.128250. Въезд в оздоровительное учреждение 200 рублей. Дорога асфальтовая.
В самом крошечном замке ничего особо интересного нет. Ресторан и выставочный зал. Выход на балкон закрыт, аварийность. Так, что придется довольствоваться фотографиями «на фоне».

Сегодня день перепадов. 20-ти километровый переезд до горы Ай-Петери и мы под землей в пещере «Геофизическая». Всего для посещения открыты три карста и каждый хорош по-своему. В «Трехглазке» всегда минусовая температура и лежит снег. «Ялтинская» - это один огромный зал. А «Геофизическая» привлекает посетителей своими сталактитами (GPS:44.453115 – 34.058280).  Вход в пещеры только с гидом. Продолжительность экскурсии в каждом карсте около 20 минут. Билет – 200 рублей с человека за каждое подземелье.

Дорога на Ай-Петри сложная. 11 километров жесткого серпантина, на котором в некоторых петлях нашим «Нивам» не хватало радиуса поворота и приходилось выезжать на встречку. Кривизна и крутизна заставляют ехать на 2 передаче. Не разгонишься. Путь примечателен оставшимися еще украинскими дорожными знаками. Кстати, весьма удобными. Так, например, на Украине есть знак «Яма», а при обозначении многочисленных поворотов указывается их количество.
В Крыму еще в ходу не только украинские знаки, но и правила проезда регулируемых перекрестков. Часто около красного глаза светофора установлена табличка с зеленой стрелкой, указывающей направо. Это означает, что при красном сигнале можно поворачивать.

На вершине Ай-Петри парковка платная – 100 рублей. Впрочем, там все платное. Вершина и подъезды к ней плотно оккупированы бизнесом. Пару раз из-за рынков и кафе вам даже будет казаться, что дороги дальше нет. Не верьте. Торгово-оптический обман! Вы выйдете спросить, можно ли проехать дальше и тут начнется. «Нет, нельзя, возьми лошадь напрокат». «Нет, зачем тебе дальше, оставайся обедать» и в том же роде. Не поддавайтесь, не останавливайтесь, дорога доходит почти до самой вершины.

Закончив с горами и подземельями, спускаемся к побережью в сторону Судака. День подходит к концу, пора искать ночлег. Сказано-сделано, несколько пробных заездов и выбор сделан, мы у моря. На этот раз в районе поселка Рыбачье, что между Алуштой и Судаком. Место у автотуристов очень популярное. GPS: 44.764627 34.591787. В прошлом году машин здесь было столько, что некоторые даже выехать не могли, не то, что въехать. Ныне пустынно. Сколько гостей сейчас видно на фотографии. Одно из немногих мест, где машину и палатку можно поставить рядом и прямо на берегу. Стоит это 200 рублей за все, но оно, как выяснилось, того стоит. В тех местах, куда мы заезжали ранее требовали машину ставить на парковку, палатку разбивать в другой зоне, а до воды 20 минут пешком через стройку. Не. Лучше, чуть дороже, но под шум волны.

Вниманию любителей подъезжать к самой воде. Травите колеса до 1 атмосферы. Многие недооценивают коварность мелкой гальки и проводят в откапываниях и вытаскиваниях целые дни, под советы радостной детворы.
Время сказать пару слов о том, что брать с собой. Никакого особого снаряжения в Крыму не понадобится. Достаточно обычной туристской снаряги. Пожалуй, единственное, что надо учесть, так это сильные ветры. При установке палатки обязательно используйте растяжки. Мы пошли еще дальше. Чтобы палатку ветром не прижимало к земле растяжки натягиваем через стойки (видно на фотографии). Это перераспределяет нагрузку и палатка в любой ветер стоит прочно.  Тенты, которые растягиваются веревками на пляже не установить, опять же из-за ветра. А вот обычные кемпинговые шатры на жестком разборном каркасе показывают себя на удивление хорошо. Они отлично защищают от солнца и почему-то не сдуваются ветром.

29 августа. Восьмой день путешествия по Крыму. Сегодня самый сложный и самый интересный этап нашего маршрута – мини-авто-экспедиция к Долине привидений в горном массиве Демиржи-яйла («Кузнец»). GPS: 44.7670 34.4170
Труднопроезжаемые дороги исключают это место из списка объектов, массово посещаемых отдыхающими. И очень хорошо. Зато тем, кто сможет добраться откроются поистине волшебные картины. Долина привидений – это самое большое скопление природных скульптур, образовавшихся под действием ветра и естественных кислот. «Пальцы» - колонны, «Грибы» - колонны с крышками, камни: «Голова слона», «Черепаха», «Бюст Карла Маркса» и другие затейливые формы. Именно здесь находится скала, названная российскими переселенцами Голова Екатерины.  Она хорошо видна с трассы Симферополь – Ялта и ее показывают всем туристам. А вот побывать здесь удается не многим. Наивысшая точка горного массива -1356 метров.

Дорога наверх, если так можно назвать путь к вершине сложен и опасен. Очень крутые, до 45 градусов (100%) подъемы и спуски.  Глинисто-пылевое покрытие, за которое даже стравленные до 1,5 атмосфер покрышки не цепляются. Со спущенными до единички колесами перегруженные машины еле-еле заползли наверх на пониженной передаче. Некоторые горки давались не с первого раза. Тяжело, но это, что мы хотели – доехать туда, куда не ступают колеса большинства автотуристов.



Когда мы только собирались на машинах в Крым, нам говорили: «Да какой там экстрим, там то и гор настоящих нет». Ну да, нет. Самые, что ни на есть настоящие, с перевалами, оползнями, обрывами и прочими опасностями. Преодоление всего этого требует навыков и подготовки. «На дурака» проехать не удастся.

На горку, которая на фотографии ниже Шевроле Нива смогла заехать только с третьей попытки. Не хватало мощности двигателя и машина скатывалась назад с середины подъема. Классическая НИВА штурмовала горку «с ходу». Взяла, но влетела в яму и помяла диск в трех местах.

Спускаться совсем страшно. На передаче ехать нельзя, уклон большой, несет. Тормозить тоже нельзя, машина начинает скользить и сваливаться. Все время надо следить за тем, чтобы не заблокировались колеса и автомобиль оставался управляемым. Местные, которые возят сюда экскурсантов на военных УАЗах и лошадях пытаются смеяться над попытками автотуристов проехать самостоятельно. Над кем-то удается, над кем-то нет.

Уставшие, но довольные от чувства решенной задачи, возвращаемся в кемпинг. Заметим, что организованные стоянки хороши наличием адекватных соседей. Как правило, тоже туристов. С ними можно договориться о присмотре за палатками и вещами. Мы так и делали. Сначала они охраняли наше жилище, затем мы их. На диких пляжах приходится все сворачивать и увозить с собой. Если проехать по побережью еще дальше в сторону Феодосии, то кемпинги становятся дешевле. По 100 рублей за место под палатку и машину. Правда, и сервиса меньше. У многих даже шлагбаума и будки нет. Доходит до того, что непонятно кому платить. Но если там остановится рано или поздно появится сборщик дани, который на вопрос «За что?», не моргнув глазом, ответит: «За отдых». И будет прав.

Судак посетили цивилизовано, не все же по горам карабкаться. Осмотрели храм-маяк Святителя Николая Мирликийского и почтили своим вниманием морской музей. В Генуэзскую крепость подниматься не стали, а решили объехать ее кругом. И не пожалели. Пейзажи в этих местах открываются совершенно изумительные. Даже какие-то не крымские. Смотрим вглубь острова - наблюдаем лунно-марсианские виды. Поворачиваемся в сторону моря - наблюдаем плюшевые холмы. Это тут горы такие.

Уединенные места, вполне подходящие для дикой стоянки. Тем более, что на мысе Толстый обнаруживается очень удобная бетонная площадка. Ровная и с чудесным видом. Организуем дневку и проводим остаток дня в праздностях: купание, загорание, ловля крабов. Ночевать уезжаем тоже на берег моря, но ближе к цивилизации в зону отдыха Лисья бухта (GPS: 44.900263 35.165715) – сосредоточение активностей, развлечений, неформальных форм самопроявления и свободы нравов. Прибрежная полоса формально и неформально разбита на участки по интересам и разграничения соблюдаются. Для нудистов свой пляж, для неформалов свой, для туристов-палаточников свой. Много кафе с хорошей кухней. Уставшие от походной пищи путешественники могут вкусить горячего супа и прочих излишеств. Постановка палатки – бесплатно.

Все. Мы снова в Керчи и наше внедорожное путешествие на машине по Крыму закончено. Остается рассказать о  практических моментах и поведать о случившейся аварии. Продолжение следует.
Путь на пароме в сторону Кавказа был точно такой же, как и в сторону Крыма. Только днем и дольше. Большой паром, на который мы попали в этот раз, требует для загрузки больше времени  и почему-то  идет час вместо 30 минут. Но очереди снова не было. 

Вопросы практические.
Снять деньги в крымских банкоматах очень сложно. Их  в аппаратах просто нет. Расплатиться карточкой тоже проблематично. Пластик мало где берут. Везите с собой наличные.
Цены очень разные. На что-то больше, на что-то меньше. Сказать, что все прямо супер дешево нельзя. Говорят, что в этом сезоне из-за отсутствия туристов все дешевле, хотя заметно ниже петербургских цены только на алкоголь – от 100 до 180 рублей за 0,5 приличной водки. Стоимость литра бензина АИ-95, в среднем, 39 рублей.
Сотовая связь работает неуверенно. Хороший устойчивый прием только вдоль трасс и в крупных городах. Украинские сети работают уже плохо, российский МТС еще плохо. Интернет в гостиницах есть. Wi-Fi  в кафе, в том числе и бесплатный, тоже. Однако, проблема в том, что когда в точке общепита собирается народ и все одновременно подключаются, скорость становится никакой.
Общий бюджет путешествия на машине до Крыма и по Крыму на один экипаж из двух человек составил чуть меньше 50 000 рублей.
Карты Крыма для навигаторов есть. Свежие и подробные. Только надо учитывать один момент. У СитиГИДа в пакете «Вся Россия» Крыма нет. Он числится в Украине и приходится ее покупать отдельно. Как у других продавцов навигации не знаем.
С водой проблем нет. Бутилированная влага продается везде. Можно даже набрать в свою тару.

Продолжение. Совсем мы было уже уехали. Попрощались с владельцем Шевроле Нивы, который решил задержаться. Направились на паром. Но!  Пришлось возвращаться и решать вопрос ремонта. Та самая Шевроле Нива кувыркнулась с горы. Несильно и без вреда для здоровья, однако, самостоятельно ехать она уже не могла. Но нет худа без добра. Появилась возможность поделиться опытом разбора ДТП и общения с местным ГИБДД.

Начнем с того, что  сотрудники ГАИ Крыма правил дорожного движения России не знают. Каждому выдана дешевая книжечка с ПДД и они прежде, чем принять какое-либо решение ищут соответствующий пункт и действуют по написанному. Если пункт не находится, то подбирается наиболее подходящий и руководствуются уже им. Мы не шутим. Так с нами и было.

Уже после того, как пострадавшую ШНиву достали и начали буксировать появился отряд ДПС. Начался диалог глухого со слепым.
- Почему вы нас сразу не вызвали?– спрашивают гаишники.
- А зачем?  Никаких претензий нет, да и как вас вызовешь, в горах связи нет – и интересуемся - А теперь вы можете оформить происшествие?
- Ну раз не вызвали, то это скрытие с места ДТП. Будем оформлять лишение прав, – выдают гайцы, полистав книжицу.
Никаких других вариантов они не нашли. Час переговоров и нас «простили». Хотя в России для оформления уже случившегося ДТП существует справка форма 154 и заявление об отказе возбуждения дела об административном правонарушении.

Это мы все рассказали к тому, что знание ПДД и уверенное поведение помогает убеждать сотрудников ГИБДД в своей правоте, даже если вы реально нарушили. А еще крымские гаишники пока боятся видеорегистраторов. Если вы правы и ваше движение записано – это 100% вариант, что отпустят.

Продать Шевроле Ниву целиком или на запчасти в Крыму невозможно, особенно если машина из Санкт-Петербурга или Москвы. Местные Шевиков не любят. Они не понимают этого автомобиля и считают, что если нужен отечественный внедорожник, то надо брать классическую «Ниву». А если деньги есть, то покупают иностранную машину. Автомобили из столиц не покупают по причине того, что Петербург и Москву обильно посыпают солью и реагентами. Мол, машины гнилые. В чем-то они правы.
Автомастерских много и стоимость работ гуманная. Запчасти надо поискать, но цены как в Питере. Ремонт конкретно этого автомобиля до состояния, чтобы он мог доехать до дома (вытянуть крышу и лонжерон, вставить фары и стекла), по работе обошелся в 18 000 рублей.

Фото 34

Вот теперь действительно все. Проехать на машине по Крыму желаем всем. Лучше на внедорожнике, больше увидите.  С точки зрения «там, где нет дорог» Крым великолепный полигон и тренировочная база перед дальними выездами. Препятствия и с ожности на любой вкус и уровень. Прежде чем ехать в Монголию или Африку (ссылка на ) потренируйтесь на уже российском полуострове. Близко, говорят на родном языке и помощь всегда рядом.

Текст написан Алексеем Игнатковичем
с рассказа о своем путешествии в Крым Андрея Ткачёнка и Ольги Сальниковой.
Фотографии Ольги Сальниковой.

ПОДЕЛИТЬСЯ: