• Навигаторы InReach
  • Реклама на нашем сайте
  • Все лебедки на Ex-Road.ru
  • Реклама на нашем сайте

От Уфы до Антальи и обратно на автодоме

Опубликовано в Статьи о путешествиях   5154

BREMACH T-REX EXTRIM

Рассказ о необычном автопутешествии в Турцию. На необычной машине – автодоме BREMACH T-REX EXTRIM. От необычного человека – путешественника и экстремала Линара Арсланова. Три страны, две границы, 8 700 километров приключений и впечатлений.

Наконец настал тот день

Семь утра 5 октября 2014 года: мы ПОЕХАЛИ. Точка старта – столица Башкортостана город Уфа. Промежуточный финиш через 4 100 км в Анталье (Турция), куда мы направляемся с целью отдыха. Окончание всего маршрута – родная Уфа.

Маршрут проложили через Грузию по трем причинам. Во-первых, объезжаем Украину, во-вторых, нет заморочек с визами и, главное, в-третьих, – это самый красивый путь в Турцию, но пока мы об этом знаем только из чужих отчетов.

1Карта маршрута

Наш проверенный и комфортный родственный экипаж: я, Линар Арсланов, моя жена Ольга, мой брат-близнец Линур со своей женой Ольгой и их дочкой-лапочкой Римой. Все мы поначалу переживали и тревожились, мол, обстановка в мире неспокойная: Украина, вирус Эбола, волнения курдов в Турции, Грузия и проезд регионов с "непонятной" и, как нам отсюда казалось, опасной зоной. Однако хочу всех успокоить - ужастиков не будет. Наше путешествие прошло спокойно и без эксцессов. Пожалуй, кроме одного негативного момента за всю поездку, который наш экипаж перенес достойно, но про него позже.

Вернусь к своим спутникам. Твои попутчики - ЭТО ГЛАВНОЕ, ЧТО ЕСТЬ У ТЕБЯ (вспомним хотя бы фильм "Попутчик" – шутка). А моя племянница Рима - истинный гринписовец, который сам будет голодный, но братьев наших меньших покормит всем, что у нас есть, – заслужила отдельные слова благодарности. Девочка в дороге не ныла и не капризничала, терпела все тяготы и лишения вместе с нами - настоящий попутчик.

2Экипаж

Итак, в путь. Расчетный график движения по 700 км в день, из которых 2100 км за 3-4 дня по России. Нитка маршрута: Уфа – Самара – Саратов – Волгоград – Элиста – Будённовск – Георгиевск – Терек – Владикавказ – Боржоми – Ахалцихе – Вале – Карс – Эрзурум – Эрзинджан – Кайсери (Каппадокия) – Аксарай – Конья – АНТАЛИЯ ( наконец- то!). Но прежде, чем перейти к описанию непосредственно автопутешествия, имеет смысл сказать пару слов об автомобиле.

BREMACH T-REX EXTRIM – да, именно так, большими буквами. Машина долгожданная и желанная, в общем, мечта. Автодом, сделанный на заказ. Шасси итальянское заводское, а кунг изготовлен в Чехии конторой, которая делала передвижные банки к Олимпиаде в Сочи. Подробно о том, что это за автомобиль и как он делался, читайте в материале «Bremach T-Rex или Новые приключения итальянца в России».

3Наш боевой конь - BREMACH T-REX EXTRIM

День первый

В первый день (он всегда для меня самый сложный) не спеша проехали 850 км, пересекли половину Башкирии, Татарию, маленький кусочек Оренбургской области, Самарскую область и встали под Саратовом. Гайцов на дороге мало, везде треноги на камерах. Движемся спокойно и размерено со скоростью 90-100 км/час, что мне понравилось. Был бы на легковой машине, то гнал бы, а тут без штрафов и, в общем, без загонки.

Отобедали в кафе на трассе Самара - Жигулевск. Сытно и недорого. Меню достаточно обширное и на любой вкус. Нужно отметить, что на всем протяжении пути во всех кафе персонал вежлив и приветлив. В течение дня еще несколько раз останавливались попить кофейку с горячими бутербродами из взятого с собой френч-пресса. Очень удобно, благо в автодоме есть холодильник.

Ночевать решили в мотеле, там же и поужинали. Ничего необычного, номер стандартный: двуспальная кровать, душ туалет, ТВ. Удивила только цена - за ночь взяли 2 300 (Ницца отдыхает) - ожидал меньше. Не пугайтесь, в рублях, не в евро. Отопление, правда, еле-еле, не сезон еще, и пружины из кровати выпирают, но чистенько.

4Отель под Саратовом

День второй

Подъем в 7:30 по местному времени. Практически с восходом солнца. Время восхода и заката светила подсказывала навигационная программа «Навител», в пути очень удобно. Начало теплеть, и появилась местная экзотика – растение перекати-поле, которое в прямом смысле слова перекатывается через дорогу. Если не знать, то сразу и не поймешь, что это движется поперек трассы. Прикольно.

5Вот такой перекати-поле

Доехали до Волгограда и… попали в АД. Притом, что за последние 10 лет дороги в России стали лучше (во всяком случае, федеральные трассы), а число аварий, в том числе тяжелых, уменьшилось. Волгограда эта тенденция похоже не коснулась. Да простят меня дорогие сталинградцы, таких безобразных дорог и такой странной манеры езды нет нигде. Продираясь 76 километров через город, в котором воевал мой отец и который относительно недавно восстанавливала вся страна, я думал, что выбью себе зубы и сломаю позвоночник минимум в трех местах. Сплошные ухабы, ямы и волны, нет ни одного метра гладкой дороги, скорость не больше 20 км/ч, частые светофоры. Шоссе хоть и широкое, но заторы и «летающие» Газели не дают передвигаться спокойно. Впечатление тягостное.

6Волгоградские степи

Дальше, через 100 км, начались Малые Дербенты, и там у нас был поздний обед. Все село состоит из многочисленных переходящих друг в друга кафе. Везде вкусно и недорого готовят национальные блюда. Будете в этих местах, попробуйте обязательно.
Потом началась Калмыкия. Вначале надпись, а за ней уходящее вдаль шоссе. Настолько далеко, что на тех, кто в этих местах никогда не бывал, производит очень сильное впечатление. Я бывал – 9 месяцев работал на полигоне Сары-Шаган – но все равно в очередной раз поразился степным просторам.

7Калмыкия

Дорога супер ровная и прямая до горизонта, иногда чуть выше или ниже через так называемые балки. За всю поездку по Калмыкии - один пост ДПС и две треноги. Все это располагает к высоким скоростям, но надо быть очень внимательным. Машины, улетевшие далеко в степь, встречаются периодически. А еще нужно быть начеку при влажной дороге и при дожде никогда не выезжать и не парковаться на обочине. Назад на дорогу вернуться будет затруднительно. Везде надписи "При дожде не съезжать на обочину". Тем не менее, на всем протяжении видны следы буксующих авто. Иногда глубокие.

Кафе встречаются не часто. Если захотелось поесть, то лучше не откладывать. Перекусили какой-то местной выпечкой и попробовали Калмыцкого чаю - чай с молоком чуть солоноватый, не противный, но на любителя. Будете в Калмыкии, заказывайте лучше чай с местными травами - это нечто. Напиток душистый, очень ароматный, с концентрированным вкусом и запахом. Описать невозможно, нужно пробовать. А под чай хорошо любоваться местными верблюдами. Здесь живут не маленькие азиатские, а очень здоровые, мощные, красивые, длинношерстные звери. Настоящие корабли пустыни, которые, как мне кажется, очень гордые и к себе на спину просто так не посадят.

8Калмыцкий чай

Дальше Элиста. Посреди степи вдруг возникает город с красивым куполом буддистского храма и памятником. Хотя может и не купол, может и не храма. Не обижайтесь товарищи верующие (может и не товарищи). Не успел разобраться. Дальше снова степь. Дорога стала чуть хуже, но все равно неплохая.

Проезжаем Ставрополье. Городки маленькие и такие … медленные. Будённовск показался погруженным в печаль из-за беды, которая там случилась. Какая же страшная память об этом ... Писать больно. Но мы с ними. Мы ОДНА СТРАНА.

К вечеру прибываем в Ставрополь. Поскольку еще при планировании маршрута было решено проезжать Кабардино-Балкарию и Осетию днем (был в каком-то отчете такой совет), то решаем заночевать. Выясняется, что с мотелями в этих местах проблемы. Ничего страшного, мы же на автодоме, в нем и переночуем. Нашли кафе, притулились возле него, поели, заправили постели, потрындели и заснули. Оказалось, я забыл включить печку. Но кунг как термос хорошо держал тепло (ночью было минус 5 градусов), а каждый из пяти спящих человек выделял по 200 ватт тепла. В общем, к утру в машине было не холодно даже без отопления, а только чуть прохладно.
Встали, помылись, кофе попили, собак местных покормили (на всем протяжении пути это постоянные спутники) и поехали дальше.

9Собаки

День третий

Так постепенно мы заехали в Кабардино-Балкарию. Получилось, что туда мы ехали второстепенной дорогой, а назад трассой «Кавказ» (Владикавказ – Минеральные Воды). И тот и другой маршрут имеют право на существование.

В сторону Грузии двигались по пустой дороге, в принципе неплохой и интересной. Путь пролегал через села с высокими кирпичными заборами, которые тянутся от одного соседа к другому без единой щели. Ощущение такое, что в случае чего все село готово к серьезной обороне. Только не подумайте плохо, войной там не пахнет, просто заборы основательные. Вдоль дороги продают сплошь местные продукты из садов и огородов. Правила я не нарушал совсем, поэтому единственную засаду гайцов миновал без проблем. На границе с Осетией за поворотом неожиданно стоит блокпост с БТР, военные с автоматами. Но всё доброжелательно, вежливо и с большим интересом к автодому.

10Въезд в Кабардино-Балкарию

Трасса «Кавказ» на обратном пути поразила своей загруженностью. Сплошной автопоезд без единого зазора, но скорость движения высокая и качество асфальта хорошее. Блокпостов нет, не знаю, то ли привык уже, но без них как то спокойней что ли.

11По Кабардино-Балкарии

К 16:00 подъезжаем к российско-грузинской границе. Немного волнения, так как не каждый день на автомобиле пересекаем линию между двумя государствами. Очередь из фур начинается метров за 500, но нас она не касается, и я на полном ходу врываюсь на пограничную территорию. В общем-то, доля везения наверное присутствовала, так как не простояв и пяти минут, заехал в один из шести коридоров для осмотра и оформления. Все без проблем.
Собрали паспорта, сдали. Погранцы поспрашивали об авто, один зашел и посмотрел все внутри. Правда, наши с близнецом паспорта почему то продержали около 40 минут. Я уже думал, что где-то накосячил. Но обошлось, выдали.

Мы сели в Bremach t-rex и попытались двинуться в сторону Грузии, но не тут-то было. Весь выезд оказался запружен встречным машинами, которые стремились попасть в Россию. А поскольку погранпереход находится в ущелье, то объехать столпотворение нет никакой возможности. При этом машины с регионом 15 на номерах (Северная Осетия) просто штурмовали любой мало-мальский пятачок дороги. Забито все: попутка, встречка, кармашки, обочина. Бардак страшный. Скорость передвижения три метра в час. Дорогие осетинцы, нужно просто навести порядок в данном вопросе!
Про обратный заезд даже вспоминать не охота. Двигались часа четыре, промежутки между машинами можно было измерять в миллиметрах. Ругань. Все лезут без очереди. При том, что если бы был порядок, все это заняло бы по времени минут 40, как на других границах. И ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ НЕГАТИВ ЗА ВСЮ ПОЕЗДКУ.

Однако возвращаемся к пути на юг. Как бы то ни было, потеряв два часа, мы все-таки подъехали к границе Джорджии. У грузин вся процедура заняла 20 минут. Пассажиры проходят контроль отдельно. Я выехал за рулём первым и еще ждал попутчиков. Все благожелательно. Спокойно. Корректно.

12На грузинских дорогах

Всё, МЫ В ГРУЗИИ. УРРА! Так как потеряли кучу времени и на нашей стороне и уже темнело, то я СТАРТАНУЛ. Темно, дымка и я гоню по серпантину все выше и выше. Свет фар выхватывает метров тридцать впереди - больше ничего не видно. Туман. Дорога узковата. Но действуя по поговорке «В гору гони, под горку сдерживай», как-то быстро и без проблем перевалил через перевал (Клара украла у Карла). А вот вниз стало тяжелее, да и усталость давала о себе знать. Увидев при спуске огни дома, похожего на гостиницу, свернул с дороги в его сторону.

На ночлег встали километрах в 30 от границы в очень гламурном горнолыжном отеле. Все круто: вид, обстановка, номер, ресторан. Цена, дай бог памяти, долларов 150 за двухместный номер. В стоимость входит завтрак и ужин (шведский стол). Взяли бутылку красного грузинского вина, поели (правда, не грузинскую кухню - шведский стол был интернациональным) и легли спать.

13Горнолыжный отель

Кстати, берите с собой для расчетов банковскую карту. В этом отеле принимали либо лари, либо пластиковые карточки. Доллары и евро брать отказались. С русским языком все нормально.


День четвертый

Очень красивое грузинское утро. Горы, пасмурно, свинцовые тучи ниже нас. Даже уезжать не хочется. Но надо.

14Утро в горах

Позавтракали и дальше в путь. Двинулись вниз. Тут я уже не гнал. Да и не нужно. Вокруг все очень красиво, каждый следующий поворот прекрасней предыдущего. Вокруг ГОРЫ, мы в УЩЕЛЬЕ, внизу РЕКА вьется змейкой. СУПЕР!

15Вдоль реки

Дорога нормальная, только в одном месте километров десять шел ремонт. Проехали много небогатых и много, как мне показалось, заброшенных домов - тенденция современной Грузии.
Запомнился тоннель, протяженностью с полкилометра. Он полностью висит над обрывом. Необычное ощущенье.

Все. Спустились в долину. А там монастырь-крепость у дороги на берегу удивительного бирюзового озера. Конечно остановились и попали в окружение большой стаи собак. Нет, никакой агрессии, только ожидание. Мы оправдали их надежды, ГРИНПИС идет на помощь – все, что нужно (в смысле было нужно еще нам самим) и уже не нужно, отдано собакам. Их вожак, очень крупный и благородный кобель, даже в благодарность подставился под поглаживания. 


17И снова собаки

Вход в крепость бесплатный (как нам сказали, вход практический везде бесплатный). На территории церковь и много захоронений. Все очень древнее. Тут понимаешь, что твоя жизнь – это миг на фоне ИСТОРИИ.

18Крепость-монастырь

8 октября. В этот день моему отцу исполнилось бы 90 лет, а так как он воевал в Сталинграде, то решили заехать в город Гори, где родился Иосиф Джугашвили – Сталин. Думаю, что отец был бы доволен. Сделали небольшой крюк. Посетили музей. Дом, где родился вождь, и его ж/д вагон для путешествий по стране.

19

20

21В доме-музее Сталина

Увидели много нового. Пообедали. Вспомнили ПАПУ. И поехали дальше.
По пути проехали Боржоми, город показался очень привлекательным. На обратном пути решили там остановиться, что и было сделано. Покушали в ресторане. Ну очень вкусно! Запомнились хачапури, настоящая вода из Боржоми, харчо... И все это на пять человек - 1200 рублей. Вообще, как я понял, в заведениях попроще с удовольствием принимают российские рубли.

22Грузинские сувениры

По Грузии хоть и ехать не более 500 км - это займет у вас целый день. В горах разогнаться не получится потому, что каждые 10 минут встречается полицейская машина, обязательно с включенной мигалкой. Один населенный пункт плавно переходит в другой. Скорость невысокая. Но на равнине шикарно. Скоростная магистраль где-то под двести км. Три раздельные полосы очень качественной дороги. По пути в селах полно мотелей, кафешек, автомоек для ваших коней.

23Дорожное движение

К вечеру въехали в Турцию. Где то в отчетах я прочитал, что страховку можно сделать прямо на границе. Это не так. Погранцы сказали, что необходимо оставить авто, взять такси, доехать в город Пософ (15 км от границы), сделать местную страховку и с ней вернуться. В итоге потерял часа три. Ладно еще сердобольный турок, несмотря на позднее время (20.00), приехал в офис и за 53 лиры сделал трехмесячную автостраховку.

В восточной Турции я бывал и до этого - в городе Ван – и с обычаями знаком. Маленькие города рано ложатся спать, только куча мужчин ходят по улицам или сидят и играют. Первый раз немного неуютно, но, поверьте, все безопасно. Все вежливы, конечно при вашем правильном поведении. К гостям очень приветливы и внимательны. Тот же таксист, который привез меня в Пософ, позвонил и вместе со мной ждал около полутора часов страховку, угощая нас чаем в кафе.

Совет всем, кто заезжает в Турцию поздно вечером с этой стороны: на ночлег лучше остановиться в Пософе. Он городок хоть и небольшой (3500 населения), но ночлег там получше. Это мы сейчас знаем, а во время путешествия, посмотрев на карту, решили ехать к следующему населенному пункту.
Им оказался поселок Дамал, который уже глубоко спал. Все закрыто. На улице пара подростков. И все. Но машина вызвала ажиотаж и через 20 минут нам показали местный хостел. По четыре кровати в номере, удобства на этаже. Еще и не натоплено, а на улице только 4 градуса. В общем, неуютно. После горячих споров решили ночевать в ночлежке (сейчас знаю, что в автодоме было бы комфортнее). Еле нашли магазинчик и купили вкусный хлеб, сыр, невкусную колбасу (в Турции колбасы не очень). Вскипятили чай и поужинали бутербродами в машине. Уснули в хостеле.

День пятый и шестой

Итак, Турция. Как мы ее себе представляем? Анталья, море, 5 звезд, олл инклюзив, аниматоры. Я знаю эту страну чуть больше обычного туриста, был на востоке в 20 км от Ирана, на западе вблизи Болгарии, в Стамбуле. Знаю Анкару, Ван, Конью, Испарту, Эрзурум... Эта страна с великолепной природой, историей, с замечательными людьми – трудолюбивыми и вежливыми. В эту поездку запланировали заехать в Каппадокию (давно хотел туда попасть). Тем более путь пролегал прямо через эту местность. Единственное, что хотел бы отметить, нужно планировать там хотя бы один целый день (мы были полдня).

24Каппадокия

Достопримечательностей много и они занимают очень большую территорию. Описывать их не буду, т.к. лучше, чем вы найдете в интернете, все равно не напишу. Упомяну только о древней церкви, вырубленной в скалах. Там сложилось очень благостное состояние и еще раз пришло понимание всего лишь о миге нашей жизни на фоне этих строений и природных явлений, исчисляемых нередко тысячелетиями...

25Каппадокия

Вторую ночь в Турции ночевали в хорошей гостинице на въезде в Сивас (город-миллионник). Чисто, уютно, все отлично. Вообще в этот день мы успели многое. Осмотрели Каппадокию и к 01.00 ночи доехали до Анталии. УРА!
Дороги отличные. Только перевал перед Анталией показался бесконечным (хотя до этого я уже несколько раз ездил по этой дороге), по всей видимости, из-за усталости.

26Отличные турецкие дороги

Отдых

А потом было десять дней отдыха: плавание, посещения торговых центров, аквариума, поездка за форелью, район так называемых семизвездочных отелей, зоопарк и т.д. и т.п. Все это время нас возил НАШ ЛЮБИМЫЙ BREMACH, названный в семье БОНЯ (жена назвала), хотя мне кажется, что ОН мужского рода.

27

28БОНЯ в краю семизвездочных отелей

Путь домой

Обратная дорога пролегала по тому же маршруту, как и в Анталью. С той лишь разницей, что снежные шапки в горах стали значительно больше. Но дороги сухие. Так что до конца октября можно спокойно ездить на летней резине.

29

31Перевал

А еще на обратной дороге нам с близнецом исполнилось по 50 лет. Замечательная дата! Наконец-то я повзрослел. Почувствовал, что появились зачатки мудрости и зрелости, накоплен житейский опыт.

Как раз вечером юбилейного дня мы ехали мимо Тбилиси, и я для всех решил сделать сюрприз. Остановил машину в 15 км от города и попросил всех надеть вечерние наряды. Пока экипаж преображался, вызвал такси и по интернету нашел очень хорошую (тогда я еще не представлял насколько) гостиницу Редиссон блю 5 звезд (слово «блю» вначале пугало). Много где я побывал, на разных континентах, но эта гостиница попала в мой Топ 3. Цену писать не стану, будете меня ненавидеть, но 50-летие в Уфе точно обошлось бы дороже.

Гостиница супер современная (люблю такой стиль - современное техно), роскошные номера дизайнерской работы. Рестораны с разной кухней. Мы отмечали в итальянском, хотя для тех, кто любит суши, есть отдельный зал, просто нереальный. Казино шикарное с хорошими правилами (ваш слуга чуть выиграл - половину стоимости номера), что было приятно.
До ужина погуляли по вечернему Тбилиси. Город красивый. Понравилось здание парламента, фонтан около него, площадь Свободы и сияющая где-то высоко всеми огнями телевышка.

32Вечерний Тбилиси

Еще в Грузии у абсолютно всех автомобилей красивые номера. Выкладываю фото и, поверьте, я щелкал первый попавшийся.

33Красивые номера

С ГАИ (извините, не знаю как они называются) вообще нет проблем. Как мне сказали, они не имеют права останавливать автомобили, а должны только зафиксировать нарушение и послать информацию о нем выше по службе. То есть практический полностью исключен контакт между водителем и ГАИ. Есть чему и нам поучиться.

Вопросы практические

Подготовка автомобиля к путешествию проходила стандартно: замена масла, шприцовка, осмотр ходовой и шин. НЕ ВЫЕЗЖАЙТЕ НА НЕИСПРАВНОМ АВТО. Мой пример: при включении ближнего света моргала лампа дальнего, я думал, что-то с землей (инженер-электрик, мля, между прочим). В итоге последние 4 дня мог ехать только либо с ближним, либо со щетками, либо с поворотниками. Всё вместе не работало, да и то, даже для такой работы пришлось кидать две связи из проводов. Создалось впечатление, что полетела подрулевая плата, отвечающая за всю электрику (в наличии нигде нет, только под заказ). Потом оказалось, что не она, а все-таки земля, но нашел уже дома на третий день поисков. Очень помогла отвертка автоэлектрика, обязательно купите и возьмите в дорогу. Если забыли, несложно сделать самому в пути.

34

Что еще брать и куда класть написано много, но добавлю и от себя. Необходим навигатор с картами (у меня «Навител» и «IGO» на 10'' планшете и на телефоне с андроидом).
Герметик нужен почти всегда. Пригодится армированный скотч. Фонари и инструменты, как говорится, на свой вкус. Я еще взял OBD2 bluetooth и залил пару программ из Google play. Кто понял, может взять, кто нет, тому не нужно, но в случае неисправности автомобиля может оказать неоценимую помощь. Для колес обязателен набор по ремонту бескамерных шин, ну и естественно умение им пользоваться. Не покупайте совсем дешевый, т.к. просто не поможет.

Вообще, почитайте СКИТАЛЬЦА "ФИЛОСОФИЯ ЗИМНЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ".
Парень написал неоценимую статью - низкий ему поклон, подходит для всех поездок, а для экстремальных обязательна к прочтению и применению.

Проверьте перед поездкой документы и наконец-то для своего успокоения прочитайте, что в них написано. Я два раза переделывал страховку. Без шуток. То написали не то, то еще что-то напортачили. Подписи, штампы, даты - все проверьте.

Итоги

Пройдено 8700 км. Расход солярки - 16.5 л/100 км, умножьте на 87 (у нас 33 рубля/литр, в Грузии 45, в Турции за 90).

35

Большое спасибо за Bremach Станиславу Пилькевичу и Егору Опаринскому.
Огромное спасибо моим попутчикам: Линуру, Оле, Оле и Риме. Моим близким и друзьям, которые ждали, волновались и всегда были на связи, готовые помочь в любое время.
Конечно, невозможно все описать в маленьком отчете, да еще и печатая одним пальцем на планшете, но я старался. Любое путешествие - это всегда чувства, которые потом вспоминаешь с легкой ностальгией, но всегда с надеждой на следующее путешествие. Невозможно все это выразить в буквах - нужно ехать самому. И у каждого будет свое восприятие - это и ценно.

30 ноября 2014. УФА. Ваш А.Л.Г.а (что означает ВПЕРЕД).

ПОДЕЛИТЬСЯ: