• Навигаторы InReach
  • Реклама на нашем сайте
  • Все лебедки на Ex-Road.ru
  • Реклама на нашем сайте

"SAHARA EX-ROAD challenge 2012" I часть

Опубликовано в Статьи о путешествиях   7850

Африка в понимании многих это что-то очень далекое, ужасно жаркое и безумно опасное. В этом есть доля правды, но Африка большая, разная и очень красивая!

В этом году автопробег  «SAHARA Сhallenge» празднует свой шестилетний юбилей, стартовав в пятый раз. В разные годы мы финишировали  в Сенегале, Гамбии и Мали. За это время в проекте приняло участие более пятидесяти участников из России, Англии, Латвии и Литвы. Каждый автопробег сопровождался  какими-то яркими событиями, встречами, приключениями и «испытаниями на прочность», Слава Богу не связанными с опасностью для жизни.

И в год пятилетия проекта было бы уместно вспомнить некоторые  яркие моменты прошлых лет и основные события последнего путешествия.

2008 г.

Основатель проекта, Алексей Меньшенин, начитавшись в интернете всякой муры, решил повторить то, что каждый год делают сотни европейцев –  покупают всевозможный автохлам, доезжают до финишной точки, продают или бросают машину и улетают домой на самолете.

Примером такого массового «заплыва» может служить автопробег  «Плимут – Банджул» (ныне Плимут-Бамако), «Будапешт-Улан Баатор», в которых речь идет о десятках экипажей, ищущих внедорожные приключения на машинах  даже не третьей свежести.

Но в тех проектах есть некая спортивная составляющая, в нашем нет никаких гонок, только созерцание окрестностей. Но это вовсе не означает, что «SAHARA Challenge» – легкая прогулка.
Африка – очень специфичный континент, который каждый год преподносит нам разные сюрпризы. 

2010 г.

Если внимательно посмотреть на глобускруглая штуковина, похожая на мяч, станет понятно – путь до Африки лежит через Европу. А  по каким странам через нее ехать, каждый выбирает сам, потому как место сбора участников по сложившейся традиции самая южная точка Европы – испанская Тарифа.
То, что автопробег стартует не в России, вполне объяснимо.
Во-первых: среди участников не только россияне.
Во-вторых: ездить паравозиком по европейским автобанам не самое интересное занятие.
В-третьих: у каждого в Европе  могут быть свои точки интереса, которые могут не совпадать с интересами большинства.
В отличие от Европы, в некоторых африканских странах , не так много альтернатив в плане передвижения .

В этом году в названии проекта появилась маленькая поправочка. Теперь это – «SAHARA EX-ROAD Challenge».лучший во Вселенной 
Компания EX-ROAD выступила организатором африканского проекта, и жизнь стала лучше!
А фонарики «Яркий Луч»Спасибо тебе, Юля, от партнера проекта, светили так, что жизнь стала ярче!  

Отец-выдумщик автопробега, Алексей Меньшенин, который постоянно мешался под ногами и вечно лез в кадр, на сей раз не поехал, сославшись на сильную занятость в связи с подготовкой празднования  8 мартадурацкий праздник (тренирует печень, учится быть культурным и дарить цветы). Так ему и надо!
Но не беда, он и все желающие в реальном времени  могли  наблюдать за нами  благодаря вот этой простой «игрушке».

Вот, блин! Вроде простая и недорогая  штуковина, а сколько от нее радости кругом: веселенький цвет, моргающие лампочки, разные пиктограмки и самое главное – кнопка соблазна 911.
На сайте регистрации СПОТа уверяют –  Кнопка 911 является действующей. Вы только нажмите, и мы прилетим вас спасать.



Я прям так и представил себе картину – Сибирь, снег, дождь, кончились шоколадки и “боярышник”,  кругом медведи, сломанная машина, человеку реально плохо после вчерашнего. В европейский центр спасения поступил сигнал о помощи.
Ну допустим, они знают, где Россия и какого цвета у нас Cибирь, но кто же  сюда пустит тамошних спасателей, со своим самоваром. Допускаю, что сигнал  от них может поступить в МЧС. Допускаю, но почему-то не верю!
Но штука, однозначно классная.

Две машины из трех были оборудованы СПОТами (SPOT Satellite Personal Tracker). Раз в десять минут они посылали в небо сигнал, который благополучно “падал” на карту в Google maps. Просто до безобразия!  

 «SAHARA EX-ROAD Challenge 2012». Пятое издание (оглядываясь назад).

Впереди  8000 км по дорогам  и  "бездорогам"  Марокко, Мавритании, Мали, Буркина Фасо и Бенина.
Две стандартные НИВЫ и PAJERO-II , вот и весь металлолом, которым временно "владеют" девять  участники из Латвии и России.

Маршрут традиционно простой: вышел из подъезда, сел в машину и поехал. Далее, согласно собственной фантазии:  Финляндия – паром – Германия – Люксембург - Франция - Испания - Марокко - Мавритания - Мали - Буркина Фасо - Бенин - на фиг, на фиг домой!

«Большое путешествие начинается с первого шага» - говорит китайская мудрость.
«Большое путешествие, как всегда, начинается через жопу” - отвечает ей русская реальность.

Виталий – “НИВАвод” в душе и, видимо, по образованию, стартовал из Твери в тот момент, когда он уже должен быть в Питере. Причина  - “ночь последней гайки”, растянувшаяся до бесконечности. В этом нет ничего страшного, но в Хельсинки нас ждал “Михаил Светлов”, который должен доставить две «НИВЫ» и пятерых “отважных”  путешественников в Германию. В этом то и цейтнот!

Семь утра. Звоню Виталию и узнаю, что он еще в 240 км от Питера.
«Ну, трындец!»Даааааа ужжжж!!! - подумал я. Значит до парома суммарно почти 600 км, одиннадцать часов до отплытия, погрузить меня, купить еды для Африки и пережить нашу границу. По самым оптимистичным подсчетам, мы должны опоздать.
Утром встречаюсь с экипажем второй НИВЫ, отдаю  билеты  и отпускаю их в свободное плавание - пусть хоть они стартанут нормально, а сам сажусь в интернет и начинаю просчитывать возможные варианты догона. А их на самом деле всего два: паром в Германию или в Швецию, далее – просто догонять. Вариант через Ивангород даже не рассматривался.
Хотя, говорят, выехать из России можно быстро.


Граница Мавритании и Сенегала


Граница Мавритании и Мали

Погранпереход в Торфяновке.
Несмотря на то, что в нашей очереди было всего пять машин, родную границу перешли НЕ быстро. “Совок”Не грусти. Родину не выбирают. – это то, от чего мы, видимо, никогда не избавимся.
Помнится, два года назад был на записи ТВ-передачи о автопутешествиях, в которой выступал какой-то “начальник”  “торфов и брусники”. Ему задавали кучу нелицеприятных вопросов, ответы на которые иногда поражали своей фигней.
Ясно дело, что он ничего не решает, а только контролирует соблюдение правил и закона, но откровенные хамства пограничников (таможенников) и постоянное лузганье  семечек некоторых служащих – это, видимо, в его компетенции.  Хорошо, что очистки не плюют на асфальт.
Но справедливости ради все же скажу  –  время прохождения “совковой” границы заметно сократилось, как и семечек.
Четыре очереди, три контролерши. Сначала все искали дядечку-досмотрщика машин, а по совместительству открывальщика шлагбаума. Потом долго искали тетеньку, перекрывшую своим ведром  “G-класса” проезд, которая не дождалась хозяина шлагбаума, пошла пИсать и, видимо, утонула.
”Ну что за суки” – подумал я вслух, и тут же появилась тетенька, а за ней и дяденька. Из чего я сделал вывод – пИсали они вместе.
На  вопрос военнослужащего «куда едете, что везете», я ответил честно: «Едем в Финляндию,  ничего не везем».
Видимо, ответ про Финляндию он расценил как неудачную шутку и переспросил еще раз. После чего, я выдал куда более честный ответ:
“В Африку”. Его челюсть отпала, и  шлагбаум  чудным образом поднялся вверх.
Звезды в этот день  склонились на нашу сторону!



Мы приехали к парому за полчаса до его отплытия, который к тому же стартовал с задержкой на час. Первая НИВА уже стояла на борту, и нам осталось только с облегчением вздохнуть –успели!

Паром до Германии оказался маленьким и скучным: дискотеки нет, бадминтона нет, стриптиза нет, библиотеки нет, ничего нет! 

А вот то, что на нем почти не было пассажиров, скорее хорошо, чем плохо – никто не мелькает толпами перед глазами, можно легко сесть в тамбуре и наслаждаться балтийской волной.



Прямо на пароме, пока тепло, обклеили нашу НИВУ. Виталий привязал капот, который постоянно открывался  какими-то восходящее-турбулентными  потоками сквозняка от больших машин.
Скажу по секрету – новый замок капота лежал в багажнике, и последующая его замена, в конце путешествия, заняла гораздо меньше времени, чем поиски этого проводка.


Мы сползли с парома в Травмюнде (Германия), заправились дорогим европейским бензином, а заодно  прокачали тормоза, потому что на эту “мелочь” в Твери, у Виталияраздолбай не было времени.

Забегая вперед скажу – “прокачкой” мы занимались почти каждый день.
Доехали до Гамбурга и завалились в первый же отель на окраине города. А портье в ответ на мой “неземной” английский,  отвечает  на хорошем русском: «Да. Места есть. Добро пожаловать!»

«Нас вычислил, всё пропало –это провал. Откуда он узнал, что мы из России?» – истерил  я.  А потом  посмотрел на себя в зеркало и понял: «Дааа! Не Ален Делон, а, скорее,  утомленный водитель комбайна “НИВА”, который два дня подготавливал поле для игры в бадминтон».


Чего-то совсем аномально не жарко на германщине,  утром -16°С. Позавтракав, решили навести порядок в НИВЕ: переложили вещи с одной полочки на другую, утрамбовали коробочки, выкинули прошлогодние сушки,  равномерно разбросанные по салону, но места больше не стало. Куда ставить будущую канистру с водой, ящик с едой и Валеру весом 115кг, который временно поселился во второй НИВЕ, – совершенно не ясно.
Валеру, я бы вообще оставил вне машины. Парень он, конечно, хороший, несмотря на то, что фотограф “отстойный”иногда, конечно, бывают фотки не плохие, но в целом….

Каждый раз, двигаясь по Европе, мы стараемся хоть немного, но изменять маршрут. Меняем страны, города, деревни и дороги, но так как в основном приходится перемещаться по автобанам и платным дорогам, нас не покидает ощущение, что мы “дальнобойщики”. 

Мы “мчимся” по автобану в правом ряду со скоростью 90 км/ч, а нас обгоняют спорткары, другие нормальные машины, фуры, сноповязалки и гужевые повозки, а где-то в стороне остаются европейские красоты, история, культура и прочие радости для интеллектуального развития организма.
«Мы просто никуда не торопимся», – говорит мой внутренний голос.
«Надо завязывать с НИВАми» – отвечаю я себе вслух.



Мы слегка даванули  тапку в пол, и скорость взлетела  до 100 км/ч, но тут же вылетела “пятая”, причем коробку перебирали за пару недель до старта.
Нет уж – лучше мчаться  90км/ч и тешить себя мыслью, что “четвертая” точно никуда не вылетит. 

Конечно, я слегка утрирую: и с автобанов мы сползаем, и по европейским проселкам проезжаем, и красоты иногда смотрим.



 Ну не то, чтобы мы сюда приперлись за магнитиками, а скорее за .… Ну, в общем, за ними.
Магнитики оказались отстойными, а вот Кельнский собор впечатлил минут на десять. Я вообще-то не люблю ходить по туристическим местам с толпами приезжих, коим сам являюсь, но тем не менее.
Бывают города в разных странах, которые надо посетить, а лучше всего пожить в них несколько дней и проникнуться духом. Кельн оказался не из этого списка.


На очередную ночевку остановились в 20км от деревеньки Шенгенграница Франции, Германии и Люксембурга, именем которой называют как раз ту самую наклеечку в загранпаспорте.

Отели пустые, рестораны в 21 час по местному времени уже закрыты – не сезон. И только китайская килдырня «У Хуана» пашет круглосуточно. Скушали по собачке, запили портвейном и пошли спать.



Шенген – маленькая ухоженная деревенька на территории Люксембурга, как раз на стыке Люксембурга, Германии и Франции.
Шенген пуст, ни одного туриста, только мы. Если бы заранее в Интернете не посмотрел, где находится площадь Европы и памятный знак, фиг бы вообще нашел, тем более, что площадью назвали  неприметный Т-образный перекресток, на котором не так-то просто разъехаться.

У меня плохая память. Я постоянно путаю имена, название городов, номера телефонов, иногда мальчиков с девочками, кобелей с суками, а название рек вообще стараюсь не запоминать. Так вот – Шенген находится на берегу какой-то реки, допустим Нигер (мы же в Африку едем) и служит естественной границей трех государств.

Валера в Люксембурге, я в Германии.  Если переехать мост в мою сторону, повернуть направо и проехать метров пятьсот, окажешься  в стране с бесконечными винными полями (виноградниками), относительно привлекательными барышнями, Эйфелевой башней, песнями Шарля Ознавура и замками, где когда-то Атос Портосил Арамиса и раздолбая-Дартаньяна.  Короче, во Франции.
Нам туда, в сторону труб.



Кошмар! Не помню такой холодной Европы в феврале. Снега нет, ветрюга такой,  что НИВУ с грузом на крыше сдувает с автобана.  И что самое удивительное  – чем дальше на юг, тем холоднее.

Шли согласно графику, остановились в отеле у центрального вокзала города Сент-Этьена. В очередной раз увидели восхищение и удивление на лицах людей, которым мы показывали наш маршрут.
Сложно сказать, чему они удивлялись. То ли тому, что мы едем на таких машинах, а к примеру, во Франции НИВУ хорошо знают, то ли нашему маршруту.
Хозяин отеля как-то проникся к нам и бесплатно поставил машины в закрытый дворик, и нам не пришлось снимать вещи с багажника.
Пустячок, а приятно!

Следующий день был бесконечным и утомительным. Утро началось с поиска местной «Пятерочки» или «Ашана», а нашли огороженный самодельным забором цыганский табор. Но в нем были не лошади и кибитки, а картонные коробки, старые авто и тарахтящие бензиновые генераторы. И судя по размерам этого гетто, можно было понять – живут здесь давно и надолго. Этим и объясняется большое  количество “мутных личностей”, снующих по улочкам Сент-Этьена. Они как-то не по-доброму косились на наш багажник,  на котором лежал гермомешок, моя неподъемная  “косметичка” и черный сверток, в котором покоился кардан для НИВЫ,  родные амортики и куча нужных деталек.

После пятого “круга почета”понастроят, понимаешь, улиц с односторонним движением мы все-таки нашли местный гастроном и за час сделали дневную выручку для магазина.
Наша тележка ломилась от туалетной бумаги и шоколадок. Но что-то было в этой композиции не так, и мы разбавили ее канистрами французского вина, сырами и консервами, соленьями, печенюшками и всякими ништячками быстрого приготовления. Одним словом – купили всё то, что должны были купить в Питере.
Две тележки с едой и разной фигней, обошлись нам в 187евро. По моими прикидкам, это на 100 евро больше, чем если бы мы успелиа ведь могли не успеть. отовариться на родине.

2009г.

Кассирша рухнула со стула от такого количества хавчика. У них не принято кушать впрок, покупать на дивизию туалетную бумагу и лизать сладкое еще до того, как оно дошло до кассыну а что такого-то!.
Мы не для этого победили Напалеона и полетели первыми в космос, чтобы на нас, хоть и дружелюбно, но косо смотрели.
Потом началось самое невыносимое – запихивание купленной еды в и без того переполненную НИВУ  –  ЭТО БЫЛО НЕ ПРОСТО!!!
Продуктовая тележка никак не хотела въезжать в салон машины – мешало кресло. И тут меня осенило: «Позвольте, господа, а зачем нам тележка, к тому же не наша?»  
На продуктовое “шипито” у нас ушло пару часов драгоценного времени.
Но тележка не самое сильное испытание. Одеты мы были почти по-африкански, а на улице – минус десять.

Наш путь лежал в городок Милау, а точнее - к визитной карточке города, к мосту Милау. Он огромен и слегка красив. Но особенно, он красив ночью в свете огней или тогда, когда проезжая часть находится ниже облачности.
Но ни первого, ни второго мы так и не увидели – светило яркое  холодное солнце и дул сильный ветер.

Очень советую найти в инете фильм о том, как  строили этот мост.

Фотосессия и катание вокруг моста заняли у нас примерно два часа времени, но еще больше – дорога к нему, которая проходила через маленькие французские деревеньки, горные серпантины и местами через …….
GPS “рулит”! Если строго придерживаться его рекомендаций, можно запросто оказаться в каком-нибудь постоялом дворе 18 века, из которого только один выезд – задом.

Это был “мой день”урулился в хлам. Обожаю горные серпантины и извилистые дорожки с быстрыми поворотами – есть, чем заняться за рулем.



Приятно было увидеть эти места четыре года спустя, особенно ту бензоколонку, на которой у нас в 2008 году сперли три рюкзака с фото- видеокамерами и нотбуками.

Всего каких-то 30секунд, разбито боковое стекло  и наша собственность оказалась в чьих-то “ловких” руках, а три русских хлопчика: Меньшенин, Судьбин и Белостоцкий, разом остались без того, что было нажито непосильным трудом общей стоимостью примерно 15 тысяч евро.  Французская полиция так и не приехала.

Официальный старт проекта в самой южной точке Европы – испанской Тарифе, в  которой нам надо оказаться через три дня. Едем и возмущаемся: “Почему финское посольство в Москве  выдало Виталию однократную шенгенскую визу сроком  с 3 по10 февралятак ему и надо?”
Хошь не хошь, а в день старта автопробега, нам надо покинуть Европу.
Но наши причитания кажутся смешными на фоне того, что экипажу  “Яркого Луча” все, что мы должны проехать за восемь дней, надо было промчать менее чем за двое суток, а это три тысячи километров.
Расстояние абсолютно реальное, особенно если в машине четверо рулевых. Вот уж точно,  кто ничего не видел кроме дороги, так это они.

Позади Гамбург, Кельн, Шенген, Леон , Фуагеро, где творил Сальвадор Дали,
Микки-Маус и утенок,  центральная пельменная города Мурсия, мусорный бачек у отеля.
Да сколько их еще было, этих исторических мест, где ступала наша нога!

Последний европейский перегон  560км, и к вечеру мы оказались в Танжере, откуда утром возьмет старт автопробег SAHARA EX-ROAD Сhallenge образца 2012.
Завтра в нашей жизни случится Африка!

Как и предполагалось, 10 февраля  латышско-российский экипаж (4 человека), преодолев за двое суток более 3000 тысяч км, влился в наш «нивовский» дуэт.

За двадцать дней пути нам предстояло  проехать девять тысяч километров по дорогам и бездорогам Марокко, Мавритании, Мали, Буркина Фасо и Бенина.
Небольшие формальности при погрузке на паром до Африки обходятся нынче в 183 евротри человека и автомобиль за сорок минут плавания.

Там же, на пароме, получаем в паспорт марокканский штампик, а досмотр машин проходим уже на берегу. И пока мы переплываем Гибралтар, самое время познакомиться.


Так получилось, что с парома мы съехали последними и стали хорошим тренажером для таможенников.

Да… это, конечно, не погранпереход в Торфяновке, хотя и там могут обтрясти.
Три человека в форме, с десяток  официальных “помогаек”заполняют за вас анкету и создают атмосферу собственной значимости, и еще трое очень серьезного вида в штатском, перед которыми все пресмыкались – это традиционная картина для погранперехода в Танжере.
С непривычки такая суета  напрягает, но когда знаешь, что за этим скрывается  арабский темперамент, желание выслужиться и, разумеется, заработать, становится абсолютно по фиг, сколько человек суетится вокруг твоей машины.
Нас перетрясли  почти до нитки, что до этого никогда не было, но сделали они это достаточно быстро и вежливо, даже нюхательную собачку пригнали из какого-то зоопарка.
Обнюхав наши сумки с консервами, Шарик ловко нырнул в салон  НИВЫ, где чуть не сдох, вдохнув от души аромат прошлогоднего носка левой ноги, видимо, Виталика, потому что у меня-то НИВЫ нет, НИВА есть у Виталика. После того, как собачка осталась с заложенным носом на фоне полученного шока, интерес таможенников к нам резко упал.

2010 г.

2010 г.

Рядом с нами  стоит  грамотно заряженная экспедиционная  «сотка» французов. Машина со всех сторон обклеена маршрутами путешествий, по которым легко можно понять - весь мир давно объезжен, пошли вариации на тему.
Ну чем еще заняться французской семейной паре, которым хорошо за шестьдесят, как не путешествовать по миру?
Подхожу к машине, смотрю их африканский трек и, разумеется, карту Марокко.

Два года назад марокканские военные заставили сорвать с дверей наших машин наклейки с маршрутом и только из-за того, что между Марокко и Западной Сахарой была нарисована государственная граница.
Де-юре – это независимое государство. Де-факто – захваченные марокканцами земли.
Вижу на тойотовской  наклейке эту полоску и понимаю – сейчас всю эту красоту, приклеенную на весь борт машины, заставят сдирать. Моя мысль материализовалась мгновенно.
Француз бросился  что-то объяснять, говорить о Великой Французской революции, о друге Саркози, о марокканских апельсинах – самых вкусных на планете.  Не помогло!
Целостность марокканских территорий, пусть и захваченных, – непоколебима.


2010 г.

Француз берет маркер  и  пытается замазать границу какой-то абстракцией, что сделало её еще более ярко выраженной.  В конечном итоге, он взял нож и вырезал Марокко с “глобуса земли”так не достанься же никому!.

Смотрю на этот “театр” и не понимаю – все то же самое, но что-то не так. Дошло! – нет суеты, гама и хаотичных действий в телодвижении поста, как это было раньше. Но раньше после досмотра у меня не пропадал лобковый фонарик иностранного производства.
Но это все мелочи, с нами же  “Яркий Луч”луч надежды в светлое будущее!
Столько фонариков одновременно мне еще никто не дарил. Мне вообще фонарики никогда не дарили, особенно тот маленький, который светил ярче дальнего света НИВЫ.

Читайте также: SAHARA EX-ROAD challenge 2012 II частьSAHARA EX-ROAD challenge 2012 III часть 

ПОДЕЛИТЬСЯ: