«Великая степь – Дон»: гонка закончилась, вопросы остались
Ралли-рейд «Великая степь – Дон», который прошел в Волгоградской области со 2 по 4 июня, завершился уверенной и убедительной победой Андрея и Владимира Новиковых. Гонка была интересной, но вызвала ряд вопросов.
Ралли-рейд «Великая степь – Дон», который проходил в статусе этапа Чемпионата России, с первого же дня вызвал серьезные споры в ралли-рейдовых кругах. Суть в том, что действующие в России правила проведения ралли-рейдов допускают отклонение от маршрута на расстояние до 100 метров, а временные штрафы – пенализации – за пропуск контрольных точек зачастую достаточно символичны. Все это в комплексе создает ситуацию, когда участник может позволить себе объехать сложный участок и, несмотря на полученный штраф, опередить по итогу соперника, который проехал строго по предписанному маршруту, преодолев все сложности, но потратив на это изрядное количество времени.
Такая ситуация возникла уже на прологе, который впервые проводился на мотокроссовой трассе, достаточно сложной и жесткой для автомобильных категорий, и повторилась во второй и третий дни гонки. «Срезку» трассы, которую практиковали некоторые участники – абсолютно в рамках правил! – один из опытнейших российских штурманов Константин Жильцов изящно назвал «улучшением маршрута». Но, по мнению многих спортсменов и спортивных деятелей, эта лазейка в правилах убивает дисциплину, поскольку вместо зрелищной спортивной борьбы в ход идет «ловкость рук» и корыстный расчет: доходит до того, что «срезать» кусок ралли-рейдовой трассы оказывается возможным даже по асфальту.
Надо заметить, что в мировых ралли-рейдах такая лазейка закрыта благодаря серьезным штрафам за выезд на асфальт и за пропуск важных точек. Возможно, правила российских ралли-рейдов в ближайшем будущем ждут аналогичные изменения, чтобы спорт оставался спортом – по крайней мере, обсуждение сложившейся ситуации в ралли-рейдовой «семье» идет довольно бурное.
Теперь о ходе гонки. Несмотря на сложность трассы пролога, с ним справились почти все участники. Лучшее время в зачете Т1 показал Борис Гадасин, три секунды ему уступил Андрей Новиков, оба – на прототипах G-Force BARS, а в 10 секундах от Новикова приехал Виктор Хорошавцев на BMW. Четвертый результат показал Владимир Фролов (Nissan NP300 – реплика G-Force Proto), а пятый – сразу два пилота зачета «Рейд» - Александр Потапов на «Ниве Супротек» с мотором от BMW и Алдис Вилцанс на Mitsubishi L200. В грузовом зачете лучший результат показал Айрат Мардеев, который вывел на старт гонки КАМАЗ с автоматической коробкой передач.
По словам Айрата, на «автомате» едется лучше: «Мотор всегда «дует», машина лучше набирает скорость». Управление передачами возможно при помощи рычага либо четырех подрулевых лепестков, два из которых отвечают за передний и задний стабилизаторы, а другие два – за переключение передач. «Раньше вторая пара отвечала за блокировки, - рассказывает Айрат, - но их я убрал. Но вообще подрулевые лепестки не для рейдов – тут рулем надо больше работать». На грузовике с такой коробкой Айрат Мардеев будет выступать на предстоящем «Шелковом пути».
Второй день ралли-рейда оказался весьма сложным. У многих возникли проблемы в навигации – на первом спецучастке дня заблудились Борис Гадасин и Виктор Хорошавцев, потеряв на этом много времени. На втором спецучастке автомобиль Бориса Гадасина застрял в глубоком илистом броде, из которого смог выбраться только при помощи Айрата Мардеева. Пока автомобиль Бориса стоял в броде, он служил своеобразным «бакеном» для других участников – объезжая его, они следовали по другой траектории, которая оказалась более проходимой. Но как только прототип команды «Супротек» покинул «купальню», его «вахту» принял автомобиль Сергея Успенского, из-за чего московский пилот потерял более десяти часов.
Эту ситуацию Борис Гадасин, многократный чемпион России по ралли-рейдам и двукратный обладатель Кубка мира по внедорожным бахам в личном зачете, прокомментировал так:
На СУ3 из-за поломки трансмиссии вынужден был оформить сход Виктор Хорошавцев, из-за технических проблем не сумели финишировать также оба лидера зачета «Рейд» Александр Потапов и Алдис Вилцанс, а захватившие лидерство в Т1, несмотря на потерю времени из-за навигации, братья Новиковы в песчаной ловушке лишились капота.
Дуэт Новиковых выиграл и заключительный, воскресный спецучасток гонки, тем самым закрепив за собой победу на этапе Чемпионата России – первую в карьере экипажа. В двадцати минутах за лидером гонку завершил экипаж Алексея Черкесова и Артёма Шевелева из белгородской команды VIRAZH, третью же ступень подиума занял экипаж Бориса Гадасина и Дмитрия Павлова, в чем им в определенной степени помог сход Владимира Фролова на СУ4 – техника подвела.
В зачете «Рейд» первые две ступени подиума заняли белгородские экипажи на одинаковых автомобилях Toyota LC 80 – Максим Кирпилев/Олег Тюпенкин и Дмитрий Черкесов/Владимир Простаков, внеся тем самым значительный вклад в победу АСК «Вираж» в командном зачете, на третьем месте – Александр Коструков/Евгений Павлов на «Газели Некст». Экипаж EX-ROADmedia Эдуард Царюк/Людмила Петенко показал седьмой результат в этом зачете.
Неоднозначная ситуация сложилась в зачете Т3, от участия в котором перед самым началом гонки отказались несколько экипажей. Стартовали всего три, один из которых – единственный на гонке полностью женский: Мария Опарина и Таисия Штанева. Именно в этом зачете наиболее значительную роль сыграла вышеупомянутая лазейка в правилах. В то время как девушки на трассе второго дня гонки строго следовали дорожной книге и «брали» точки, не уложившись из-за этого в норму времени, экипаж Игоря Хмельницкого и Дмитрия Кожухова выбрал более легкий путь, отправившись на финиш по шоссе, а полученный за это штраф оказался меньше, чем у девушек, которые вели спортивную борьбу. В итоге женский экипаж финишировал в гонке на втором месте, уступив «улучшателям дистанции» (термин Светланы Шаховой, подхваченный у Константина Жильцова) более полутора часов.
В зачете грузовиков экипажи распределили подиум в таком порядке: два пилота КАМАЗа – Мардеев и Шибалов заняли первое и второе место, третье досталось Александру Обухову на ГАЗовском «Нексте».
В любительской категории Sport 2 победу одержал Михаил Калашников, вторым стал Александр Орлов, на третьем месте - Владимир Улупов. Среди любителей, участвовавших в волгоградской гонке в зачете «Стандарт», весь подиум заняли местные экипажи: Михаил Калашников/Ирина Лопушкова, Александр Орлов/Пётр Пономарёв и Владимир Улупов/Сергей Лиховцев, а в Открытом кубке Волгоградской области по мотоспорту в дисциплине эндуро-квадроциклы гонку выиграл Сергей Хантимиров на YAMAXA Raptor.
По материалам: autosport.com.ru, rosrr.com
В комментариях запрещен мат.