• Аккумуляторы Super B
  • Реклама на нашем сайте
  • Тормоза Stoptech
  • Реклама на нашем сайте

«Дакар» 2017. Отдохнули? За работу!

Опубликовано в Новости ралли-рейдов   421

То, что на «Дакаре» называется днем отдыха - на самом деле отдых не для всех: для механиков это день самого напряженного труда, когда есть возможность максимально восстановить технику и подготовить ее ко второй половине гонки. При этом надо учесть,  что первый же после дня отдыха этап будет марафонским, то есть на вечернем бивуаке гонщикам придется  обходиться без помощи команд.

041

Несмотря на то, что вместо шестого этапа гонки весь караван отправился в Ла-Пас в дорожном режиме, легкой эту дорогу назвать было сложно. Во-первых, свою лепту внесла погода: дождь и холод. Во-вторых,  двигаться все же приходилось в режиме, заданном организаторами, поскольку в боливийской столице гонщикам предстояло проехать через торжественный подиум в присутствии многочисленных зрителей и президента страны Эво Моралеса.

018

Каждый из непосредственных участников событий воспринимает происходящее в меру своего оптимизма. Далее – рассказы от первого лица.

055

Денис Бушковский (фотограф, журналист): Радует появившийся в около-дакаровской среде посыл, что, дескать, из-за отмененного этапа у дакаровцев появился лишний день отдыха. Да пошел он, такой день отдыха, сами знаете куда! Накануне этого адового бивуака и спортсмены, и ассистанс проехали очень тяжелый маршрут - кто по бездорожью, а кто по горным дорожкам под прибором с ограничением в 80 км/ч, в дождь, сменяющийся ливнем. И не забывайте - с момента въезда в Боливию мы тут находимся на несвойственной для нас высоте, и все её по-разному переносят, кто-то даже очень тяжело, у меня вот, например, в голове шумит, и постоянно клонит в сон.

006

Приехали вечером на бивуак и обнаружили вместо него болото, а на улице +5, ливень и ветер. И никто ничего не знает. Я, пока дошел до столовой несколько сотен метров, вымок весь насквозь, под накидкой, а вода ледяная, в сырых трусах джингл беллс. Из-за такой обстановки практически никто не спал - в озере палатку не поставить, большинство, скрючившись, пересиживали ночь в машинах, отрубаясь на сон. Вчерашний день также был непонятен, хоть и не гонка, но из-за торжеств в Ла-Пасе пелетон растянули под нужный оргам график, и опять никто не спал и не отдыхал, а ехал до дня отдыха.

012

Вот такой он, дополнительный день отдыха, так что прошу, кто прочувствовал эту ситуацию, воздержитесь от подобных формулировок.

038

Сергей Вязович (экипаж #511) о пятом этапе:

 009

Анастасия Нифонтова:  Чем отличается Дакар от всех остальных гонок? Слабым тут не место. Не можешь выдерживать ритм «на выживание» - сиди дома. И никаких отмазок, правила одни для всех. Очень тяжелые изматывающие СУ, длинные лиазоны, жесткий тайминг, погодные условия и все это еще на высоте до 4900м с минимальным содержанием кислорода, когда любое физическое напряжение вызывает мощнейшую одышку. Ежедневно гонщики выбывают из борьбы с серьезными травмами. Каждый вечер ты рад, что живой, и каждое утро все сильнее чувствуешь тяжесть надетой на себя экипировки.

007

Прошу прощения, что не пишу ежедневные отчеты, как с обычных гонок, но на то есть причины. Во-первых, это не совсем обычная гонка, во-вторых, просто реально нет времени, а в-третьих, банально нет интернета.

Первые дни в Парагвае и Аргентине были ужасно жаркими. Градусник в тени иногда показывал пугающие +45С, и мой организм как-то очень тяжело это все переносил, видимо, еще и сказывалась сильная психологическая усталость после двухмесячной битвы с ФИМ, так что каждый день я серьезно боролась за выживание.

040

…От жары и сильных перегрузок на сложных техничных кусках трассы у меня начинает жестоко болеть голова, да так, что на третьем СУ начинало тошнить и приходилось два раза останавливаться у поста медиков минут на 20, чтобы немного прийти в себя. Скажу честно, плохо было настолько, что я на полном серьезе задумывалась о сходе. Сложно убедить себя в том, что ты сможешь проехать еще «каких-то» 300 км по бездорожью в таком состоянии по дикой жаре. Но мысль о том, что я изо всех сил боролась последние два месяца за право стартовать не для того, чтобы сойти в первые же дни, не давала мне покоя, и я, как трактор, медленно ползла вперед.

010

Конечно, тут вам не Африка и тем более не Эмираты, и больших песчаных дюн крайне мало, но зато есть отвратительный песчаный кочкарник с верблюжьей травой и кустами, ехать по которому - то еще удовольствие. Один из таких жесточайших кусков был на 4-м СУ перед въездом на красивые высокие дюны. Песок был очень мягкий и вязкий, мотоцикл в нем болтает и постоянно норовит выставить на жесткие кочки и кусты, которые подбрасывают вверх как из катапульты. На расстоянии одного километра до дюн пейзаж напоминал поле битвы, равномерно покрытое ранеными бойцами. Я медленно пробиралась между валяющимися мотоциклами и стоящими рядом гонщиками, пытающимися прийти в себя и отдышаться, так как все это было на высоте около 4000 м над уровнем моря. Сама тоже раза четыре прикладывалась на бок, и чтобы поднять своего 180-килограммового малыша, каждый раз тратила минимум минут по 5. Мальчики все вокруг были сами дико измотаны и никто не помогал. Жара и отсутствие кислорода давали о себе знать. Но, к своей радости, несмотря ни на что, именно на том куске мне удалось отыграть приличное количество позиций. Все-таки песок у меня получается ехать неплохо. Ну а в высоких дюнах уже можно было отдохнуть и получить удовольствие от серфинга по вершинам.

008

На одной, правда, немного встряла, так как на такой высоте мотор работает тяжело и чуть-чуть не дотянул. В тот момент нас догнали лидеры авто зачета и вчера при встрече Депре с Петранселем припомнили мне этот «позор», спросив, а не я ли там стояла, загорала на макушке дюны, когда они дуэтом мимо проезжали. Пришлось отшутиться из серии – да я просто на вас засмотрелась, как красиво ехали. Но потом они таки меня похвалили и сказали, что доехать девочке на мотике до дня отдыха (до половины гонки) - это уже мега-круто, чем я страшно возгордилась, услышав это от таких мэтров мото- и теперь уже и автозачета.

026

Еще один интересный момент был на пятом СУ. Утром стартовали в дождь, было холодно и очень скользко. Горный глиняный серпантин был крайне коварен. Раллийная резина ведет себя в глине как шоссейный слик на грунтовой секции супермото, а из-за дождя, тумана и капель на очках плохая видимость добавляла «приятностей». В тот день у меня ничего не болело, но отсутствие какой-либо силы в организме не давало ехать вообще. Я в буквальном смысле слова катилась практически на холостом ходу. Меня ходом обгоняли соперники, которых я легко объезжала днем ранее. В первом отрезке два схода с переломами, медиками и вертолетами, что еще добавляло «позитива», и мой внутренний голос уговаривал ехать еще более аккуратно и медленно. В связи с этим я очень внимательно вчитывалась в дорожную книгу, по которой трек бился достаточно четко.

025

В какой-то момент на длинной ходовой прямой вдруг мне навстречу поехала группа участников, среди которых были и очень быстрые ребята, включая победителя прошлогоднего «Дакара» в квадрозачете Рафаля Соника. Я остановилась, и ко мне подъехал пилот заводской команды Hero, который объяснил, что они не смогли найти правильную точку в 10 километрах отсюда, после чего решили вернуться, так как, по их мнению, чуть ранее свернули не туда. Я начала с ним спорить, что этого не может быть, так как я еду четко по роудбуку, и все бьется до одного градуса. В итоге он меня не послушал, и толпа из человек 15 умчалась в другую сторону.

Я решила, что буду ехать сама, доверяя написанному в книге. Дорога вывела на каменистое плато, на котором практически не было видно следов и было очень много перекрестков и параллельных дорожек. Вокруг периодически попадались мчащиеся в разные стороны гонщики, но я с упорством катка ехала своей дорогой, четко придерживаясь курса. И мое упорство было вознаграждено. Я совершенно точно выехала на заданную точку и не потратила на плутания ни минуты. В связи с этим на финише результат был впечатляющим. Еще раз для себя я убедилась, что никогда не надо следовать стадному инстинкту и впадать в панику, мечась из стороны в сторону, теряя драгоценное время и топливо.

002

Экипаж # 378 Равиль Маганов - Кирилл Шубин

004

Равиль Маганов: Из первой половины «Дакара» мне понравился последний спецучасток, он был интересен тем, что были и дюны, и гравий, склоны, обрывы. Для пилота он был очень интересен, но пришлось там поработать и штурману. Самые сложные спецучастки были второй и третий, где у нас были технические проблемы с коробкой передач, передним редуктором, усилителем руля. Пришлось ехать порядка 700 км без усилителя руля по горным узким тропам.

005

Высоту переношу хорошо, она не доставляет мне никакого дискомфорта, у Кирилла в первый день было головокружение, но сейчас все хорошо. Если подводить итоги первой половины «Дакара», это сложный вопрос. Если исключить 2 и 3 этапы, то, в принципе, все не так плохо. Мы будем стараться, гонка еще не закончилась, впереди еще шесть дней, дай бог, чтобы организаторы не сокращали спецучастки. Я не ожидал, что «Дакар» - это настолько сложная гонка, но в тоже время для меня не сложно ехать. Все зависит от настроя. Если ты приехал на гонку, ты обязан финишировать, к этой цели надо идти любыми путями, шагами, невзирая на все сложности. Ко всем трудностям отношусь философски.

Кирилл Шубин о 5 этапе:

020

Сергей Карякин: Сегодня день отдыха, встали позже обычного, ночевали в гостинице. Очень холодно, видимо, в Боливии даже не подозревают, что такое батареи и бывает обогрев зданий. Спал под одеялом, была бы шапка - надел бы. Зато принял горячую ванну, что для меня сейчас просто «седьмое небо». Постирал вещи, но, кажется, за ночь они стали только еще более мокрыми. Сейчас поедем в бивуак, постараюсь по дороге купить тепловентилятор, установим его в техничке. Много работы предстоит с квадроциклом, нужно все проверить, чтобы ко второй неделе «Дакара» он был как новый, и я не переживал за его техническое состояние. В команде все хорошо, царит понимание и любовь.

022

К сожалению, Боливия встречает нас не очень приятной погодой, идут дожди, дожди, дожди… Ходят слухи, что хотят отменить и предстоящие марафонские этапы, не рад такому положению дел, так как хочется больше насладиться «Дакаром», гонкой, тем более сейчас, когда есть силы. Первые дни дались достаточно тяжело, длинные километражи, плохая погода, что наносило определенный отпечаток. Было невыносимо холодно, когда едешь на лиазоне 400 км по асфальту и идет дождь с градом… В течение пяти часов ты весь абсолютно сырой, уже ничего не чувствуешь. Но все в одинаковых условиях. Как показывает практика, у меня лучше получается ехать длинные спецучастки, это хорошая возможность показать хороший результат. Посмотрим, как будет дальше. Остается надеяться, что погода станет лучше, и мы сможем продолжить гонку!

021

Денис Березовский, экипаж #333:

Интервью накануне отмененного шестого этапа дал Артур Ардавичус (экипаж #512). Он замкнул ТОП-10 грузового зачета на пятом этапе, по итогам которого в генеральной классификации отыграл 4 позиции и поднялся на 33-е место:

— Сегодня проехали хорошо. Машину за ночь перебрали. Частично решили проблему с тягой на высоте, и мы смогли хотя бы ехать. В целом же проблема следующая – двигателю не хватает мощности, чтобы раскрутиться и начать движение в условиях разряженного кислорода. В этот раз проблема с высотной болезнью не у меня – пилота, а у автомобиля. Но мы продолжаем.

034

Наутро, когда стало известно об отмене этапа, медиагруппа команды «Астана» воспользовалась моментом, чтобы побеседовать с Артуром более подробно.

— Какая ситуация в целом сейчас на «Дакаре», как развивается гонка?

— Этот «Дакар» до сих пор проходит по очень опасным участкам. Сколько машин улетело, сошло. Организаторы стараются «затирать» эти аварии, чтобы казалось, что гонка продолжается. А на самом деле, караван потерял уже порядка 30% техники. Сколько людей в больницах лежит. Мне очень нравится смотреть смонтированное видео от организаторов по итогам каждого этапа. Знаете, такая красивая, «вылизанная» картинка. Но в реальности все тут по-другому. Один член нашей команды пошел в столовую вчера в сланцах и отморозил ноги, т.к. вчера было много грязи на бивуаке и низкая температура воздуха. И это только один из примеров.

— Во время гонки бывает страшновато?

— Конечно, бывает страшно. Особенно в этих горных серпантинах, когда с одной стороны – каменная стенка, а с другой – обрыв. Страшно. Но ехать нужно быстро. В такие секунды и задаешься вопросом: «Зачем я все это делаю?» И все, кто здесь гоняется, это не простые рядовые спортсмены. Тут собирается высший класс.

044

— Буквально перед «Дакаром» информационная лента пестрила новостями из Боливии – тотальная засуха. Что мы видим здесь – это отмененный этап из-за чрезмерных осадков. Как погода влияет на гонку?

— Погода преподносит сюрпризы. Никто не ожидал, что в Боливии возможны такие проливные дожди с подобными последствиями. Все ждали засуху и думали, как будут бороться с мучительной жарой. В итоге что случилось? Те пересохшие русла рек, по которым мы должны были ехать, сейчас заполнены грязью. Селевой поток – камни и вода. Ехать просто невозможно. Судя по тому, что происходит с погодой – дожди в ближайшие дни не прекратятся. У организаторов паника, в организаторской палатке разговаривают на повышенных тонах. Нужно принимать решения – не хочется терять гонку, но и продолжать – это большой риск. Ждем новостей от организаторов по следующим этапам.

043

— С 2011 года каждый «Дакар» в день отдыха мы готовим для всех бешбармак. В первый раз мы организовали дастархан в Аргентине. Марат Абыкаев, Жанат Жалибетов и Айбек Омуралиев, – надеюсь, вы помните это. Спасибо вам, ребята, за тот старт! Мы продолжаем соблюдать эту великолепную традицию. Каждый год больше мяса и гостей!

В этом году поваром стал Денис Березовский, а все ингредиенты закупали в Ла-Пасе.

042

— Всего двадцать килограммов мяса, включая казы, которые нам удалось «протащить» через границу, когда мы прилетели в Парагвай, — говорит Денис. — Казы были приобретены в Шымкенте. Баранина закуплена в Ла-Пас. Морковка, лук – также местные. Известная проблема в Латинской Америке с сочнями для бешбармака. Приходится обходиться сочнями для лазаньи. Везти из Казахстана – не вариант, покрошатся в багаже.

047

Экипаж #380, Сергей Шихотаров - Олег Уперенко, команда KONTURTERM RACING

Сергей Шихотаров – про день отдыха:

О первой половине гонки:

Настоящий герой нынешнего «Дакара» - французский гонщик Филипп Круазон (экипаж #352). После пятого этапа в общей классификации зачета внедорожников он занимал 58-ю строчку - из 67 оставшихся на тот момент в гонке экипажей.

048

053

054

052

050

051

049

Этап 7

На этом этапе караван гонки поворачивает назад – из Боливии в Аргентину, к финишу в Буэнос-Айресе. Вслед за отменой шестого этапа дирекция ралли-марафона, в связи с сохраняющимися тяжелыми погодными условиями, приняла решение изменить маршрут седьмого этапа из Ла-Паса в Уюни. Во время дня отдыха была заново составлена дорожная книга измененного этапа, который будет представлять собой комбинацию изначально планировавшихся маршрутов 6-го и 7-дня. При этом протяженность спецучастка вместо 322 км составит 161 км, а лиазоны до и после спецучастка – 400 и 240 км соответственно. Трасса будет преимущественно песчаная.

map7

prof7

start time7

Первый участник стартует на спецучастке в 10:00 по боливийскому времени, а прибытие первого мотоциклиста на бивуак в Уюни, где участники гонки будут размещаться на ночлег в уже знакомых по предыдущим «Дакарам» спальных казармах, ожидается в районе 15:30.

Седьмой этап проводится в режиме марафона, это означает, что доступ механикам команд на бивуак запрещен. Свою технику гонщики должны будут обслужить и подготовить к следующему дню собственными силами. Спортсмены воссоединятся с командами уже в сальте, после 8-го этапа.

028

031

030

033

035

036

037

046

014

015

017

011

Материалы и фото: МАЗ-СПОРТавто, Max Rise Group, Husqvarna HT Rally team, tass.ru, Dakar Press Team, avtomir.com.kz, А. Нифонтова, С. Карякин, Д. Бушковский, Дакар, Konturterm Racing, Чемпионат.ру, С. Амеличкина

ПОДЕЛИТЬСЯ: