• Навигаторы InReach
  • Реклама на нашем сайте
  • Фонарики Ex-Road
  • Реклама на нашем сайте

Карельские трудности: Репортаж с Чемпионата Республики по автотуризму

Опубликовано в Статьи об автотуризме   447

Чемпионат Республики Карелия по спортивному туризму в дисциплине дистанция - на средствах передвижения

11-12 июля около славного города Сортавала завершился Открытый Чемпионат Республики Карелия по спортивному туризму в дисциплине «дистанция - на средствах передвижения – группа (авто)». Серьезное, интересное и очень насыщенное получилось соревнование. Дистанции двух классов сложности по восемь этапов каждая. Четыре соревновательных площадки. Более сотни локальных препятствий. Такого масштаба в спортивном туризме на автомобилях еще не было.

 Те, кто в этом спорте не первый день уже привыкли, что чемпионаты Карелии, организуемые клубом «Сортавала – полный привод» под руководством Петра Груздева – это всегда комплект сюрпризов, неожиданностей и уход от джиперских стереотипов. Карелы умеют удивлять и среди организаторов соревнований по спортивному туризму заслужили славу новаторов и затейников.

002

На первом этапе Чемпионата Карелии в январе, мало того, что провели первые в нашем автомобильном виде туризма зимние соревнования, так еще поставили дистанцию для «пузотерок», а больших и опытных пустили в гору рядом с горнолыжным склоном. Представляете лица лыжников, когда рядом с ними по льду и снегу вверх лезли внедорожники. Но это уже хоть и славная, но история.

Действительность еще круче. На втором (летнем) этапе Чемпионата Карелии, о котором сейчас речь, участникам предложили уже саму горнолыжную трассу (только вместо снега и льда, камни и трава, что еще веселее), буераки в лесной чаще, грунтовую трассу мотокросса, песчаный карьер и … взлетную полосу аэропорта, ставшую для всех неожиданностью. К такой «подставе» многие были не готовы, но на то у нас и автотуризм, а не джип-триал, чтобы уметь ездить по асфальту. В общем, организаторы собрали все многообразие дорожных покрытий и препятствий, которые встречаются на реальных автомаршрутах по Карелии. Плюс уровняли шансы на победу заряженных джипов на злой резине и стоковых автомобилей. В спортивном туризме нет разделения машин по типам, есть только классификация препятствий по сложности и им (препятствиям) все равно на чем ты приехал их преодолевать.

Чемпионат Республики Карелия по автотуризму

Дистанции и этапы

Официально соревнования проводились на коротких дистанциях второго и третьего классов сложности в двух видах программы (раздельных зачетах): мужские экипажи и смешанные (мужчина и женщина).

Чемпионат Республики Карелия по спортивному туризму в дисциплине дистанция - на средствах передвижения

Каждая дистанция состояла из 8 этапов. «Скоростной подъем» на горнолыжном склоне. «Спринт 1» на трассе мотокросса. «Фигурное вождение» и «Слалом» в аэропорту пос. Хелюля. «Спринт 2», «Триал», «Скоростной подъем 2» «Фигурное вождение 2» в песчаном карьере.

На дистанцию второго класса сложности допускались все желающие. Подразумевалось, что препятствия здесь преодолеваемы на любом 4х4, а если за рулем опытный и грамотный водитель, то и на моноприводном автомобиле.

Чемпионат Республики Карелия по автотуризму

На третий класс, согласно регламента, допускали уже только обладателей взрослых разрядов по спортивному туризму (третьего и выше) на честных внедорожниках. Хотя, как показала действительность, большинство даже «троечных» ЛП (локальных препятствий) проезжались в варианте 4х2. При наличии опыта и мастерства монопривод бороться за победу не мешал, что доказали сразу два экипажа: сортавальские раллисты Ивков и Глинский на Ниве, потерявшей задний кардан и петербуржцы Жмуро/Иванов на Great Wall Safe, оставшиеся без передней тяги.

Спортивный туризм на автомобилях. Дистанция 3 класса

Горнолыжный склон Калливо Парк. Скоростной подъем

Удивительное по красоте место, в котором организовали 700-метровый «Скоростной подъем» к вершине на высоту 110 м, целиком состоящий из реальных карельских препятствий. Крутые до 30 градусов подъемы, лесная дорога между соснами, валуны в грязевой колее, каменная гряда, бревна и корни, песчаные оползни, Rolling Stones (скатывающиеся вниз камни), острые скалы и голые гранитные проплешины. На вершине (в середине этапа) бонус - захватывающий вид на прекрасную природу Северного Приладожья и вниз, что ничуть не проще, чем вверх.

Чемпионат Республики Карелия по спортивному туризму в дисциплине дистанция - на средствах передвижения.  3 класс

А еще, затейникам-организаторам показалось, что естественных препятствий мало. Добавили рукотворных. Чтобы участники не залетали на подъем «ходом», а демонстрировали умения горного движения и торможения экипажам предложили игру в детские колечки. В начале первого затяжного подъема водитель должен был остановиться у стойки, снять с крепления кольцо и передать его штурману. Далее сдать 30 метров вниз задним ходом и остановиться у другой стойки, которая уже справа от дороги. Штурман, не выходя из машины, повесить на нее кольцо. Если все получилось, то продолжить подъем без штрафных секунд.

Чемпионат Республики Карелия по спортивному туризму в дисциплине дистанция - на средствах передвижения

Трасса 2 класса была попроще и вдвое короче. Подниматься к самой вершине и заезжать в лес не требовалось. Однако «двоечникам», адреналина хватило с избытком, ведь этап «Скоростной подъем» проходился на время и в пылу азарта была масса возможностей поймать проблем на … задний мост. К слову, на этой дистанции «колечки» на крутой горке тоже были, только без движения задним ходом.

 Трасса мотокросса. Грунтовый спринт

Там, где обычно носятся мотогонщики автотуристам был организован «Спринт 1». Этап не только на скорость, то и на точность прохождения трассы. Вокруг вешек и сквозь ворота предлагалось пройти змейку на крутом спуске, резкие повороты, ухабы, боковые наклоны и небольшой кусок похожего на степь бездорожья. Разрядникам добавили еще глинистую лужу и усложнили подъем в гору.

Чемпионат Республики Карелия по автотуризму. Спринт

Главной фишкой этапа стал затяжной 30-градусный подъем, который, как признавались многие при пешем осмотре, вызвал ужас и сомнения в его преодолении, особенно у лучших половин смешанных экипажей. Вот, что писали гонщицы-красавицы в группе Чемпионата:

Лена Голованова: «Петр, Вы видели мои глаза на пешем ознакомлении спринта на мотокроссе».

Ольга Михневич: "Лена, у меня там тоже тихая истерика была, хорошо, что был получен волшебный пинок от старших товарищей, спасибо им...".

Лена Голованова: "Я тоже пинка волшебного получила от пилота 26-ого экипажа. Там не пинок, там пинище такой здоровенный, а главное, волшебный Ахахахах)))) Не, не подумайте, всё культурно! А, главное, в тему."

Ирина Окунева: "После первого пешего ознакомления на мотокроссе Лена кричала нам снизу: - "Всё! Я в Питер еду!!!" Как мы рады, что она все же послушала старших и решилась! Мы верили, что они с Женькой справятся!"

Ольга Михневич: "Я помню очередь перед мототрассой, а после осмотра мы вдруг оказались третьими в очереди.... слезы ужаса текли по моим щекам, но выбора у меня не было... сейчас уже смешно вспоминать".

Резюме. Все со всем справились, и со страхами, и с подъемом. Молодцы девчонки! И мальчишки, конечно.

Чемпионат Республики Карелия по спортивному туризму в дисциплине дистанция - на средствах передвижения

На 2 классе подъем преодолевали прямым ходом, а на «тройке» требовалось медленно ползти вверх вокруг вешек. Тех, кто самостоятельно вытянуть крутую горку не мог, эвакуировали, то есть затаскивали наверх российским неубиваемым УАЗом, который и сам едет и других тащит.

 

Взлетная полоса аэропорта. Фигурное вождение и Лосиный тест

Введение в программу асфальтового этапа стало для многих спортсменов неожиданной трудностью. Демонстрировать чудеса фигурного вождения и тем более делать скоростную переставку (Лосиный тест) на мудовой (грязевой) резине и лифтованном автомобиле проблематично. Но в этом и был коварный замысел Петра Груздева - уравнивании шансов подготовленных машин со стоковыми. На камнях и в песке проще одним, на асфальте другим.

Чемпионат Республики Карелия по автотуризму

Практический смысл аэродромных испытаний был взят из самой идеологии спортивного туризма на автомобилях. Все экспедиции и автопутешествия состоят большей частью не из сложных и трудных участков, а из шоссе, по которым мы доезжаем до мест демонстрации внедорожного мастерства. Например, при поездке в Ненецкий АО до первых серьезных испытаний 2 500 км по асфальту. А до горных приключений Алтая 4 000 км трассы и столько же обратно. Поэтому, настоящий серьезный автотуризм - это всегда сочетание дорожных и off-road навыков, баланс внедорожной и экспедиционной подготовки автомобиля. Получается, что тренировать дорожные и скоростные навыки необходимо. 

 

Карьер «Гортоп»

Песок. Куда же без него. Возможность безопасно оторваться самим и оторвать что-нибудь у автомобиля. Привычные для участников и зрелищные для гостей препятствия, без которых редко проходят какие-либо соревнования на Северо-Западе. А раз так, то карьеру была отдана вся вторая часть соревновательного дня и поставлено сразу по 4 этапа для каждой дистанции: «Спринт 2», «Триал», «Скоростной подъем 2» «Фигурное вождение 2».

Чемпионат Республики Карелия по спортивному туризму в дисциплине дистанция - на средствах передвижения

Здорово получилось. Если до обеда каждая группа спортсменов ездила по своим этапам, то в огромной песочнице все собрались вместе: участники, судьи, зрители, журналисты. Оставалось только насладиться происходящим. Описывать этапы особого смысла не имеет, все довольно обычно и суть понятна из названий.

На «Спринте» гоняли по зыбучим пескам на скорость.

Чемпионат Республики Карелия по спортивному туризму в дисциплине дистанция - на средствах передвижения. Спринт

Нв «Скоростном подъеме», закапываясь и откапываясь, забирались на дюны.

Чемпионат Республики Карелия по автотуризму. Скоростной подъем

В «Триале» скакали по зубодробительным горкам и вписывались в невписываемые повороты.

Спортивный туризм на машинах

На «Фигурке» активно крутили руль.

Соревнования по спортивному туризму

Забавно, но оказалось, что довольно много опытных и заслуженных джиперов неуверенно ездят задним ходом. С одной стороны, оно и понятно «ни шагу назад», но с другой стороны – для автотуризма навык крайне важный.

Слава победителям

Самую сложную дистанцию третьего класса среди мужских экипажей выиграли:

1 место. Виталия Лях, Александр Нифонтов. N 13. Петрозаводск/Сортавала. Mitsubishi Pajero
2 место. Игорь Ивков, Алексей Глинский. N 3. Сортавала. ВАЗ 2121
3 место. Артем Семенов, Вадим Юдов. N 1. Сортавала. УАЗ Патриот.

Чемпионат Республики Карелия по спортивному туризму в дисциплине дистанция - на средствах передвижения

По результатам прохождения мужчинами дистанции 2 класса сложности на пьедестал почета поднялись:

1 место. Сергей Петренко, Евгений Патрушев. N 10. Санкт-Петербург. Автомобиль Chevrolet Tracker.
2 место. Евгений Зеленой, Василий Осип. N23. Санкт-Петербург. Mitsubishi Pajero IV.
3 место. Павел Рогаткин, Евгений Поликарпов. N 26. Сортавала. ВАЗ 21214

Чемпионат Республики Карелия по автотуризму

Среди смешанных экипажей (мужчина и женщина) лучшими стали:

1 место. Роман Москалев, Ирина Пищулина. N9. Заполярный. ВАЗ 2121
2 место. Ольга Ересько, Артем Князев. N 8. Кандалакша/Петрозаводск. ВАЗ 21213
3 место. Михневич Ольга, Михневич Владимир. N 16. Сортавала. SsangYong Kyron

Победители Чемпионата Карелии по автотуризму

Глас народа

После окончания чемпионата мы поинтересовались впечатлениями победителей и просто участников. Тех, кто регулярно берет первые места и приехавших посоревноваться впервые. Вот такая получилась картина.

Виталий Лях, г. Петрозаводск. Чемпион Карелии по спортивному туризму на средствах передвижения 2014 г., руководитель спортивного-технического клуба «Экстрим», организатор и участник трофи-рейдов с 12-летним стажем.

У спортивного туризма много хорошего, но основных преимущества два. Во-первых, в отличие от трофи-рейдов, это бюджетный и массовый вид спорта. Трофи сегодня – это машины за миллион, а здесь мы выиграли на обычном Паджеро с колесами на 1 дюйм больше стандарта. Наши основные соперники (команда СК «Ладога») вообще выступали на НИВЕ за 20 тыс. рублей и привезли второе место. 

Во-вторых, ценно, что если в трофи на первом месте выносливость, то в спортивном автотуризме умение пилотировать и тактические навыки.

Сложность препятствий вполне жизненная. Каменистые участки на Горе один в один как мы встречали в Хибинах. Но жаль, что в этом году не было болот и прочего «мяса». Из этапов очень понравились карьер и мотокроссовый подъем на грани сноса машины. А вот фигурку надо переделывать. Слишком много затыков, когда не хватает радиуса поворота и надо сдавать назад. У длиннобазных машин теряется скорость. Если трассу маневрирования «распустить», то проще она не станет, а интереса для гонщиков и зрелищности для зрителей прибавится.

Виталий Лях

Сергей Петренко, Евгений Патрушев, г. Санкт-Петербург.

Дистанция интересная. Что до сложности, то сам факт нашего выигрыша на Chevrolet Tracker с обычной резиной говорит сам за себя. Жаль, что нас, как пока безразрядников не допустили на 3-класс сложности, но такой подход считаем правильным. Более сложные препятствия требуют большего опыта и через наличие разрядов доказательства того, что у экипажа есть достаточный опыт.

 Сергей Петренко, Евгений Патрушев

Роман Москалев, г. Заполярный Мурманской области. Организатор соревнований по джип-триалу.

Понравилось все. Особенно карьер с трассами доступными для всех типов внедорожников. Попробуем у себя дома найти для проведения соревнований такой же. А в целом сложность препятствий ниже, чем в реальных путешествиях. Например, если ехать в район Кольской сверхглубокой скважины не по дорогам общего пользования, то преграды встречаются значительно серьезнее.

Роман Москалев

 Павел Жмуро, Вадим Иванов, Михаил Павлов, Владимир Хоменко. Представители спортивного клуба «Agility». Санкт-Петербург.

Рады, что организаторы отменили ночное ориентирование. А о трассах 3 класса сложилось двоякое мнение. С одной стороны они просты и проезжаются на стандартной Toyota FJ Cruiser и Great Wall Safe без переднего привода. Для соревнований хотелось бы посложнее. С другой стороны препятствий хватает и гнать неподготовленную машину «на результат» не будешь. Жалко. Получается, что побеждают те, кто не бережет автомобили.
А вот рулежку и тем более гонки на асфальте для внедорожников на мудовой резине мы бы перенесли на грунт. Если соревнования сделаны для внедорожников, то на аэродроме им делать нечего.

Михаил Павлов, Владимир Хоменко

Игорь Ивков, г. Сортавала, спортивный клуб «Ладога».

Если в ралли-спринтах мы ездим по сковородке, то тут нам дали 3D. Трехмерность добавляет неожиданностей. «Тут вам не шахматы, тут думать надо». На асфальте все жестко и понятно, на рельефе, причем на каждом этапе разном, заранее ничего непонятно. Особо понравился «горнолыжный подъем». Когда проходили этап пешком, то реально было страшно, но из-за руля путь уже не казался таким ужасным. Даже несмотря на оторванный кардан, наша НИВА въехала на самый верх и спустилась без заднего привода.

Игорь Ивков

Финишная черта

Соревнования по спортивному туризму в дисциплине «дистанциях - на средствах передвижения (авто)» хоть и проводятся не первый год, но были возрождены относительно недавно. Поэтому ценен каждый пример проведения мероприятий. Надеемся, что этот материал поможет развитию спортивного автотуризма в России.

В статье мы умышленно не касались вопросов постановки дистанции, судейства, присвоения разрядов, оформления протоколов и официальных отчетов. Кому интересно могут связаться с организаторами через группу Чемпионата Карелии ВКонтакте .

Редакция EX-ROADmedia.ru особо благодарит Федерацию спортивного туризма Республики Карелия, Спортивно-туристский автоклуб «Сортавала – полный привод» и лично Петра Груздева за приглашение на Чемпионат и предоставленные материалы.

 Петр Груздев

Текст: Алексей Игнаткович.
Фото: Светлана Дударева, Алексей Игнаткович

ПОДЕЛИТЬСЯ: