• Фонарики Ex-Road
  • Реклама на нашем сайте
  • Все лебедки на Ex-Road.ru
  • Реклама на нашем сайте

"КАМАЗ-мастер": поколение молодых, но задачи прежние

Опубликовано в Статьи о мероприятиях   8355

За более чем двадцатилетнюю историю команды "КАМАЗ-мастер" про нее было написано и снято столько, что быть оригинальным крайне сложно, если вообще возможно.

Не люблю громких определений и хвалебных лозунгов, но "КАМАЗ-мастер" тот случай, когда можно сделать исключение, ибо в стране, где автоспорт выживает только за счет энтузиастов и тех, кто поддерживает этот энтузиазм своими деньгами, а отечественный автопром сами знаете, что выпускает, наличие такой титулованной команды, как "КАМАЗ-мастер" — повод гордиться. Ну, это если вы любите автоспорт, а не бадминтон, к примеру.

Камаз-Мастер

Приглашение побывать в спортивном центре "КАМАЗ-мастер" было получено еще два года назад. Но воспользовались мы этим только сейчас, в самый канун отъезда команды на Dakar и Africa Race.
У джиперов есть расхожая фраза — "ночь последней гайки". Это когда надо успеть приварить, прикрутить, приклеить и привязать все то, что не должно отвариться, открутиться, отклеиться и отвязаться до финиша. В "КАМАЗ-мастер" масштабы другие и задачи глобальнее, а потому "месяцы последней гайки" звучит более актуально, ведь совсем скоро Dakar, а для всех, кто в команде — ЖИЗНЬ ИЗМЕРЯЕТСЯ В ДАКАРАХ .

Камаз-Мастер

Наличие большого числа легковушек в праздничный день у проходной спортивно-технического центра говорит о том, что работа для всех, кто за этой дверью, и есть праздник. Шучу, конечно, но до отправки машин во Францию осталось несколько дней. Полный цейтнот!

Камаз-Мастер

Проходная, большущий холл, "маленький предбанник", и мы сразу оказываемся в цехе. И первыми, кто попадается нам навстречу, были Владимир Чагин и Артур Адравичюс (пилот экипажа KAMAZ-ASTANA), нетрудно догадаться, о чем говорят. За неделю до отправки машин других разговоров как о подготовке техники быть и не может.

Камаз-Мастер

Если честно, еще находясь в Питере, я немного сомневался, сможем ли мы с кем-то пообщаться. Но абсолютно ВСЕ, кто трудится под этой крышей, оказались очень приветливы и доступны. Мы не стали злоупотреблять гостеприимством и отнимать драгоценное время у "камазовцев", поэтому вопросы задавали четко, быстро и конкретно, без всякой там "лирики".

Наш очень специализированный корреспондент Галина Кошелева, узнав, что Эдуард Николаев уже женат, смогла-таки подавить в себе внезапно возникшую ненависть к автоспорту и пошла мучить своими вопросами членов команды.

Камаз-Мастер

А я, стоя в галерее Славы и наблюдая сверху, как кипит работа внизу, долго не мог придумать другую концепцию клипа, ибо старая развалилась довольно быстро. Но на то она и голова, чтобы сотрясать ею новые мысли.
Гудят станки, трещит сварка, грохочет дизель, все пространство заполнено звуками "Оркестра Мастеров". Но за каждым из этих звуков труд конкретного человека, который вносит свою частичку в общую победу команды. Теперь я знаю, как звучит ГОЛОС ПОБЕДЫ.

Эрик Хайруллин (Пресс-атташе команды)

Эрик Хайруллин

Сейчас команда готовит машины к отправке во Францию. Почему так рано? Ведь до "Дакара" еще почти два месяца?

Э.Х.: Перед погрузкой на паром в Гавре машины проходят первичную техническую комиссию на соответствие основным параметрам и требованиям соревнования. Логика организаторов, наверно, заключается в том, чтобы не загрузить на паром уж совсем непотребное к соревнованию транспортное средство, которое точно будет забраковано в Южной Америке.

После этого какая будет основная работа команды? Машины уйдут, и в них уже ничего нельзя будет изменить. Что будет делать команда эти два месяца?

Э.Х.: На самом деле, у команды не так много останется времени, чтобы собраться и улететь уже самим, потому как сейчас они гонят машины, в дороге проведут много времени, обратный путь также займет какое-то время, до отлета 27 декабря у ребят останется меньше месяца. Часть команды — экипажники — полетят на тренировку в Марокко, где будут отрабатывать навыки вождения на тренировочных машинах; ребята усиленно будут заниматься физической подготовкой: по системе Бубновского укрепляют мышечный корсет, накачивают спину, руки — все, что больше всего страдает во время тряски.

В обычной жизни, вне гонок, все ребята — будь то штурманы, пилоты, механики — занимаются "материальной" частью: кто-то задействован в административной работе команды, кто-то отвечает за технические вопросы, кто-то (например, Женя Яковлев) работает конструктором в конструкторском бюро. У каждого в команде есть, так скажем, гражданская профессия, есть "боевая", но все они в течение года заняты в команде.

То есть это не хобби, а профессия для каждого?

Э.Х.: Многие задают вопрос: а вот чем вы занимаетесь вне гонок. Казалось бы, да чем заниматься? Но на самом деле порой 24 часов в сутки не хватает. Грузовой зачет на "Дакаре" — это очень серьезная дисциплина, и там бьются за места на подиуме серьезные автомобильные корпорации с привлечением трансконтинентальных спонсоров, таких как Petronas, Red Bull и пр. Ни в коей мере не хочу умалить роль любителей в "Дакаре" (собственно, с них все начиналось), но сейчас "Дакар" — это очень серьезное мероприятие, где задействованы многие маркетинговые механизмы, развивается техническая мысль, совершенствуются машины и так далее. Это целая отрасль, стоящая особняком в автоспорте. Поэтому здесь нужен серьезный подход и заниматься "Дакаром" как хобби, рассчитывая на успех в долгосрочной перспективе, заведомо проигрышно.
Руководство КАМАЗа отмечает, что успехи команды очень важны для завода. Команда имеет хорошие результаты, она узнаваема, в Южной Америке точно все знают, что такое КАМАЗ.

Эрик Хайруллин

Вопрос к вам как специалисту по СМИ и пиару, "Дакар" действительно того стоит, или теперь в большей степени это наработанное имя?

Э.Х.: На мой взгляд," Дакар" — мощный бренд, это действительно легенда, за этим стоит труд огромного количества людей: над маршрутом, привлечением участников, организацией бивуаков, продвижением в СМИ. Мы имеем подобный опыт при организации ралли "Шелковый путь", и это действительно очень масштабная работа. Во-вторых, "Дакар" с 70-х годов проходит ежегодно (за исключением 2008 года). С тех пор огромное количество имен уважаемых спортсменов ассоциируются с "Дакаром", этого у него тоже не отнимешь.

Почему опыт Якубова, Чагина, Кабирова и других известных гонщиков держится только внутри вашей команды? С тренерами в данной сфере наверняка все очень не просто.

Э.Х.: Гонки на грузовиках — это не массовый вид спорта. Что уж там говорить – совсем недавно в стране было время, когда мы чуть не потеряли тренеров по лыжам, футболу, хорошо, что хоть сейчас государство повернулось лицом в сторону спорта. Строятся стадионы, работают ДЮСШ, есть поддержка, но грузовики и гонки на грузовиках — это все-таки уникальное явление.

Но в спорте есть свои какие-то общие тренировки: на выносливость, силу, психологические подготовку...

Э.Х.: В команде "КАМАЗ-мастер" всегда был к этому комплексный подход, начиная от физической подготовки, заканчивая специфической подготовкой: вождением грузового спортивного болида, опытом преодоления песков, навигацией и так далее. Я считаю, "КАМАЗ-мастер" на своем опыте постиг эту спортивную дисциплину во всех проявлениях. Владимир Чагин, Сергей Савостин, Айдар Беляев, Ильгизар Мардеев... Все эти спортсмены являются носителями уникального опыта и передают его в ручном режиме ребятам, которые сейчас за рулем.

Камаз-Мастер

Что бросается в глаза, находясь под крышей центра, так это практически идеальная чистота и порядок, отсутствие суеты и тех, кто ушел на перекур. Урна с "бычками" есть, а перекурщиков нетчудны дела твои, Господи. И, видимо, курение происходит на каком-то астральном уровне. Ну, это так, привычка обращать внимание на разные разности.

Камаз-Мастер

Антон Шибаев и Дмитрий Сотников

Единственный боевой экипаж "КАМАЗ-мастер", который поедет на гонку в Африку.

Почему вас отправили отдельно от всей команды на другую гонку? Не обидно?

Д.С.: Нас, как самых молодых пилотов, отправили в Африку тренироваться. Самое главное для нас — получить полноценную тренировку.

Камаз-Мастер

А почему нельзя тренироваться совместно со всей командой на "Дакаре"?

Д.С.: Туда едут более опытные спортсмены, от которых команда ждет результата. Да и затраты несколько другие.

Вот сейчас от вас прозвучала фраза "самый молодой пилот". Ее я слышала в отношении Эдуарда Николаева, потом Айрата Мардеева, а теперь и вы употребили это выражение. Так кто у вас на самом деле самый молодой пилот?

Д.С.: По возрасту самый молодой — Айрат, по опыту управления КАМАЗом будем мы с Антоном. Возраст у нас всех примерно одинаковый — меньше 30.

А вы когда начали?

Д.С.: Я еду как пилот первый год. Мы с ребятами (Айратом, Эдиком) все вместе начинали с картинга, дружим с детства.

А.Ш.: Также будет мой первый год за рулем, до этого ездил механиком.

У вас случайно родственников в команде нет?

Д.С.У меня тут отец работает.

А.Ш.: У меня никого нет.

Камаз-Мастер

Дмитрий Сотников

Не мешает наличие родственников в команде? Все равно бывают разные ситуации, в том числе, и психологическая усталость.

Д.С.: У нас дружеские отношения, взаимоуважение, мы всегда друг другу помогаем. Бывает, конечно, о чем-то спорим, но это рабочий процесс и без этого никак. Хоть и друзья, на трассе мы соперники и каждый из нас хочет быть лучшим; бывают напряженные моменты, но довольно быстро они проходит.

А.Ш.: На "Дакаре" в течение двух недель непрерывного контакта друг с другом бывает напряженная обстановка, но до чего-то серьезного не доходит.

Дедовщина у вас в команде есть? (обоюдный смех)

Д.С.: Ну она, скорее, в шуточной форме, мы воспринимаем многие вещи как традиции, юмор.

А.Ш.: Опять же если взять карт-клуб, с которого мы все начинали, то первое время метешь полы, а уже потом садишься за руль. Это своего рода воспитание, дисциплина. И тут также, только немного в другой форме.

Как вы попали в команду "КАМАЗ-мастер"?

Д.С.: Еще в юном возрасте мы знали, что такое "КАМАЗ-мастер", следили за успехами команды. Спортсмены приезжали к нам на картодром, смотрели наши соревнования, мы всегда следили за их выступлениями. Эдик первый попал в команду, за ним Айрат. Мы с Антоном первое время просто приходили помогать, знакомились с коллективом, поэтому когда нас официально принимали на работу, всех уже знали. Первое время работал совсем в другой сфере, один год выступал за команду багги, которая также есть при команде, затем мне дали возможность попробовать выступать на грузовике.

А.Ш.: У меня было что-то подобное. Сначала работаешь механиком, даже на гонки не выезжаешь. Делаешь простые работы, коллектив видит, на что ты способен, что умеешь. Я изначально устроился сюда водителем, ездил между заводами. Через три года стал пилотом команды.

Камаз-Мастер

Антон Шибаев

Какие качества вы назвали бы объединяющими для вашей команды?

А.Ш.: Желание работать, упорство…

Д.С.:… целеустремленность, желание добиваться поставленной цели.

Сама не была, но слышала от проверенных людей, что Africa Race ни в чем не уступает Дакару.

А.Ш.: Мы постоянно слышим от членов нашей команды, что там сама гонка несет смысл, победителем считается уже тот, кто доехал. Очень сложное соревнование.

Д.С.: Многие, кто раньше принимал участие в африканских "Дакарах", в некоторой ностальгии. Они готовы просто поехать в любой роли (штурмана, механика), чтобы вновь там оказаться.Там важен именно дух выживания, цивилизации практически нет, и именно в этой сложности есть свой особый интерес.

Как-то готовитесь к Африке? Может, фильмы какие смотрите, книжки правильные читаете?

Д.С.: Читал прошлогодний маршрут на сайте. Готовимся больше физически: у нас есть специальные нормативы, которые мы должны выполнять.

Как будете меняться на трассе, уже решили?

А.Ш.: Нам еще на этот счет дадут установки, скорее всего, будет лучше ехать по два дня: один день, чтобы привыкнуть, второй — на результат.

Камаз-Мастер

Кто с вами едет на соревнование? Кто будет за вас болеть здесь?

Д.С.: Самый опытный Василий Михайлович Квачев. В Африку выезжает 12 человек, группы поддержки как таковой не будет.

А.Ш.За нас будет болеть отдел маркетинга, женская часть нашего коллектива.

Д.С.: Было бы очень приятно, чтобы Семен Семенович Якубов приехал на старт гонки, поддержал нас.

Семен Семенович говорит, что "нужно ставить перед собой самые трудные и, на первый взгляд, недостижимые цели". Ваша финальная цель как члена команды "КАМАЗ-мастер"?

Д.С.: Каждый, кто сидит за рулем или выезжает на "Дакар", ставит перед собой цель выиграть. Говорят, что такого, как Владимир Чагин, больше не будет, но, думаю, большинство из нас в душе хотят добиться таких же результатов, что и он.

А.Ш.: Думаю, даже для Чагина будет большая радость, если кто-то из нас, его воспитанников, покажет хороший результат...

А это — будущий боевой КАМАЗ для Africa Race, который за несколько предстоящих недель подготовят к гонке и выдадут в качестве спортивного инвентаря Дмитрию и Антону.

Камаз-Мастер

Нам остается пожелать ребятам удачи, ибо на них лежит огромный моральный груз — представлять Россию на трассах того самого, настоящего африканского "Дакара", где еще несколько лет назад блистали их учителя: Якубов, Чагин, Мардеев, Савостин и др.

Посмотрите на крышу. Помимо казана для приготовления традиционного командного плова, в металлическом ящике аккуратно сложены дровишки, из леса вестимо. Не знаю, как обстоят дела с дровами в Южной Америке, но хорошо знаю, как  плохо с этим в Сахаре. Желание посидеть у костра ночью в холодной пустыне обламывалось отсутствием тех самых дров.

Камаз-Мастер

Ильгизар Мардеев  (Начальник производства, пилот)

С чего для Вас началась команда "КАМАЗ-мастер"?

И.М.: В команду я пришел… Начнем с того, что раньше при заводе КАМАЗ работала команда баггистов, занимались автокроссом. Я пришел к ним где-то в 1985 году. На базе команды багги, в общем-то и была образована команда по ралли-рейдам. Этот переход состоялся в начале 90-х годов, было очень интересно, ралли-рейды тогда были наиболее развивающимся видом спорта, в то время как багги постепенно затухал.

Камаз-Мастер

Ваша основная роль в команде? И что самое сложное в Вашей работе?

И.М.: У меня боевой автомобиль, такой же, как и все другие автомобили в "КАМАЗ-мастер". Просто мы везем запчасти и должны замыкать команду; ехать, прикрывая всех, при необходимости быть первым, кто сможет оказать какую-либо помощь спортивным экипажам. Если ответственно относиться к своей работе, то всякая работа не простая. Нам повезло, что наша работа является еще и нашим хобби, поэтому жаловаться грех.

Я всегда на старте всем нашим экипажам желаю, чтобы я их не догнал и видел только на бивуаке. В этом случае, во-первых, они не потеряют время, во-вторых, и я не потеряю время. Именно благодаря этой стабильности команды у нас и получается неплохой результат.

Самый экстремальный случай, который у Вас был.

И.М.: Трудно что-то одно вспомнить, "Дакаров" легких не бывает. Каждый день по-своему сложен и по-своему экстремален, что по дюнам ездить, что по равнинам. Как и везде в автомобильном спорте, управление техникой связано с определенным риском, выделить, что вот это было особенно страшное, не получится.

Камаз-Мастер

У космонавтов есть традиция: перед отправкой в космос, они смотрят фильм "Белое солнце пустыни". В вашей команде подобной традиции нет?

И.М.: Нет, такой традиции нет, хотя мы, в общем-то, когда заводим двигатель, собираем автомобиль перед гонкой, мы ему, автомобилю, желаем всем коллективом счастливой и удачной жизни, победных гонок. И экипаж, от имени автомобиля, благодарит всю команду за то, что они сделали, собрали автомобиль. Эта традиция существует всегда.

Часть автомобилей вашей команды осталась на трассе, а какова судьба тех машин, которые доехали, но теперь больше не используются как гоночные?

И.М.: За всю историю команды в пустыне осталось всего два КАМАЗа. Так получилось, что машина сломалась, экипаж эвакуировали, на следующий день приехали члены команды, чтобы восстановить и увезти технику, но ее уже к этому времени разграбили. То же самое произошло и со вторым автомобилем. За караваном африканской гонки идет караван тех, кто "подбирает" оставленную технику. На них нельзя обижаться, чем же им еще заниматься в пустыне? Это один из источников дохода аборигенов. Был случай, когда мы сломались (с Чагиным еще ездили), заночевали рядом с машиной. Легли в спальных мешках, утром просыпаемся, рядом сидит бедуин. И все, он приехал, встал рядом и ждет, когда с нами что-нибудь случится и тогда он будет первым на этом дележе.
Очень редко мы списываем технику по старости, часть "отслуживших" КАМАЗов забирают болельщики (в разных музеях стоят наши машины). Например, любители автоспорта есть в Ростове, сейчас забрали КАМАЗ в Германию для участия в соревнованиях по триалу. Когда техника выходит из строя, мы ее разбираем, парк копить смысла нет. Поколения машин меняется, а тренироваться есть автомобили лучше.

Камаз-Мастер

На одном соревновании порой приходится пережить столько, сколько один человек не испытает за всю свою жизнь. Вы все это пережили сами и сейчас на эти же испытания вы отправляете своего сына. Вам, как отцу, страшно за него? Вы же понимаете, куда он поедет.

И.М.: Да, волнуюсь, как и любой родитель, переживаю, но это его выбор, я его не насильно сюда привел, он этого хотел сам и стремился к этому. Есть риск, да, понятно, но где его нет? На улицу ребенка выпускаешь, и там тоже может все, что угодно случиться. Определенный риск всегда есть, надо быть разумным, тогда все будет нормально.

Какие-то напутствия будете давать сыну? Это его первый "Дакар"?

И.М.: Нет, в качестве пилота второй, в прошлом году из-за проблем с техникой их экипаж не дошел до финиша; в качестве механика он также бывал на "Дакаре", финишировал. Я бы хотел пожелать ему выступить успешно, потому как, дав им такую технику, команда возлагает на них определенные надежды, я бы хотел, чтобы он эти надежды оправдал, был финиш в этом году, и финиш успешный. В принципе, потенциал есть: и у машины, и ребята подготовлены, столько времени уделено.

Камаз-Мастер

Я так понимаю, у Вашей мамы (супруги) уже стальные нервы?

И.М.: Ну да, ей сейчас приходится непросто, переживает сразу за двоих. Думаю, что к этому привыкнуть невозможно, но что делать  мы выбрали эту профессию. Она в этом деле нам помогает.

Как она за вас болеет? Не сидит у телевизора с бутылочкой валерьянки?

И.М.: Не знаю насчет валерьянки. "Дакар" из-за разницы во времени показывают ночью и потом повторяют утром. Так она никогда не смотрит повтор. Точнее, повтор она может и смотрит, но всегда ждет именно первой передачи. Сидит, бдит до этого времени, после того, как передача прошла, узнала, что все хорошо, только потом ложится спать. Если интересно было, то и утром повтор смотрит. Но первую передачу не пропускает.

Дедовщина в команде есть?

И.М.: Слово-то какое (также смеется). Команда тем и сильна, что она команда. Ведь тут как на фронте: как я на него могу положиться, если он какое-то время назад меня гнобил. Нельзя так, нет у нас дедовщины.

Ну и Ваша личная цель на предстоящем "Дакаре"?

И.М.: Я не считаю, что прошлый год у нас был провальным, хотя два экипажа сошли с дистанции. Все равно три КАМАЗа были в пятерке первых. Нас объехали тогда две машины, причем это были очень достойные соперники. В этом году я бы хотел, чтобы команда вернула себе самого большого бедуина, чтобы новое поколение начало добывать этих бедуинов. Лично моя цель – чтобы я никого из них не догнал на финише, тогда и мой результат будет максимально высоким.

А это небольшой список тех, кто отбывает на Dakar 2013. Почти половина из всех, кто трудится в команде "КАМАЗ-мастер".

Камаз-Мастер

Айрат Мардеев (Пилот)

Когда Вы попали в команду и всегда ли для вас "Дакар" был целью?

А.М.: С  11 лет занимаюсь картингом, нас еще там "пометили", что Эдика Николаева, что меня, и когда мы достигли подходящего возраста, попали в команду. Я сначала приходил просто помогать, в 2006 году перевелся на заочное отделение института и официально устроился на работу.

Камаз-Мастер

Ваш отец сказал, что участие в ралли-рейдах — это исключительно ваш осознанный выбор.

А.М.: Отец никак на меня не давил. Когда еще занимался в карт-клубе, он предложил проехать одну гонку, я согласился. Сначала было интересно просто попробовать, а потом уже заболел ралли-рейдами. Всегда стремился попасть в "КАМАЗ-мастер", это для меня лучшее продолжение карьеры.

На Вас должно быть двойное давление со стороны команды: как спортсмен Вы должны быть лидером и как сын своего отца не можете плохо выступать.

А.М.: Так во всех делах, не только в спорте. Мне нельзя ошибаться, так и говорят: фамилия у тебя для этого не подходящая, все должно быть правильно. Своими действиями, результатами, я несу ответственность не только за себя, но и за всю семью, от этого, конечно, временами бывает немного некомфортно. С другой стороны, с отцом работать проще: все, что умеет, он передал мне. Я за рулем с самого детства, когда в садик ходил, на коленях у отца за рулем сидел.

В любой работе бывают сложные ситуации, спорные вопросы. Домой, на кухню, они не переходят?

А.М.: На работе мы коллеги, здесь я отношусь к нему как к своему непосредственному начальнику.

То есть папой на работе его не называете?

А.М.: Называю, он для меня в любой ситуации всегда будет папой. Но каких-то поблажек для меня нет. Наоборот, он на самую сложную работу в первую очередь старается отправить меня.

Камаз-Мастер

Что для вас "Дакар"?

А.М.: "Дакар"… Наверное, смысл жизни, хочется быть первым на этой гонке. В общем-то и в картинг пошел, чтобы в будущем добиться высоких результатов. Сейчас "Дакар" — это вершина моей спортивной карьеры.

Участие в соревнованиях связано с огромным риском для жизни. Вы понимаете, куда влезаете?

А.М.: Понимаю, лучший пример для меня — это мой отец. В 2005 году при перегоне КАМАЗа из Челнов в Астрахань он попал в аварию. Были тяжелые травмы — перелом тазовой кости, позвоночника, ребра, ушиб легкого, еще много всего. Три месяца он пролежал, врачи говорили, что он может на всю жизнь остаться в инвалидной коляске. Через полтора года после аварии отец стал серебряным призером "Дакара". Я не боюсь выходить на старт соревнований.

Кого вы считаете своим главным болельщиком?

А.М.: Семью. Всю. Они самые главные, самые преданные в любой ситуации болельщики, которые всегда поддержат.

Жена привыкла?

А.М.: Она знает, с кем связалась. Многие девушки, жены моих друзей первое время не понимают, как так можно работать по 12 часов в день без выходных. А ей это все знакомо, она сама здесь раньше работала. Поэтому в этом плане мне повезло.

Камаз-Мастер

Ваша победа на "Шелковом пути 2012" для многих стала неожиданной. Что испытали в тот первый момент, когда узнали о первом месте?

А.М.: Это словами тяжело передать. Сначала обогнал на трассе Лопрайса, потом Эдика Николаева увидел; если в ситуации с Лопрайсом понял, что он много времени потеряет, то технические проблемы КАМАЗа Эдика тогда были неизвестны. Перед финальным днем мы были на третьем месте; поняли, что можем подняться выше, но главная цель была все-таки удержать ту позицию, которая была, — команда MAN была рядом. Только на финише французские журналисты сообщили о первом месте. Сначала не поверил. Не могу это описать.

А что сказал папа в момент вашей первой встречи после победы?

А.М.: Они подъехали, когда наш подиум уже прошел. Он обнял, поднял на руках, как в детстве поднимал. Безумно был рад.

Некорректно, конечно, задавать такой вопрос перед стартом, но какие планы на "Дакар 2013"?

А.М.: Наша главная задача – это доехать до финиша, стабильно, ровно, не ломая машину, не ломая себя. Именно стабильностью взять на этом "Дакаре". Как показывает практика, наши машины всегда показывают хороший результат на финише, если им не мешать.

Я сел в "эльку" и мы поехали на полигон, что  в тридцати километрах от спортивного центра — ребята должны были встать в оцепление, а я искать точку съемки. Утром планировалось испытать ограничители хода подвески, который "камазовцы" получили от организаторов "Дакара". Многие наверняка помнят нашумевшую историю, в которой на машине ДеРоя ход подвески не соответствовал Регламенту. Наши не стали тогда писать протест, и ДеРой стал победителем. С этого года орги ввели свои ремни, ограничивающие ход подвески, которые любезно рассылают всем "нуждающимся". Но простояв в ожидании около часа, мы вернулись на базу — тесты отложили на вторую половину дня, надо переделывать точки крепления ремней.

Камаз-Мастер

Эдуард Николаев (Пилот)

Для Вас "Дакар" всегда был мечтой?

Э.Н.: Для меня вообще ралли-рейды — это мечта. У любого, кто занимается этим видом спорта, есть мечта  попасть на "Дакар". Как Олимпийские игры для каждого спортсмена — вершина его спортивной карьеры, так и для нас "Дакар" — это своеобразные Олимпийские игры, где можешь проверить свои силы, посоперничать с асами, которые принимают участие в этой гонке.

Эдуард Николаев

Вы же пришли в ралли из картинга?

Э.Н.: Да, занимаясь картингом, я мечтал попасть в "КАМАЗ-мастер", участвовать в соревнованиях. О "Дакаре" стал думать уже после того, как вошел в состав команды.

Это, наверно, было скорее общее движение: куда хотят все.

Э.Н.: Да, конечно.

Как я поняла, в команду Вы попали после того, как Семен Якубов заметил Вас на одном из соревнований.

Э.Н.: Немного не так. Он знал, что есть мы, подрастающая молодежь, которая занимается на картодроме. Просто наша встреча состоялась на одном из соревнований, кроме этого, мой отец работал с ним много лет. В пилоты нужно брать людей, которые с детства стремятся к спорту, занимаются. Для меня это был картинг-клуб, практически все наши пилоты — картингисты.

То есть, у вас все местные?

Э.Н.: Да, у нас вся команда из Набережных Челнов и Казани.

Дискриминация какая-то.

Э.Н.: Ну, вот такой "закон джунглей".

Камаз-Мастер

А на женщин у вас "закон джунглей" не распространяется?

Э.Н.: Нет, такого нет. В экипаж, конечно, мы их не берем — условия очень тяжелые, а мы своих женщин бережем. В нашем коллективе примерно 20 девушек — это бухгалтера, менеджеры; мужчин примерно 90-100. С нами на гонку ездит только одна женщина — наш массажист.

Первый свой ралли-рейд помните?

Э.Н.: Это 2004 год, ралли "Оптик — Тунис", этап Кубка мира, экипаж в составе Ильгизара Мардеева (пилот) и Айдара Беляева (штурман). Мы выиграли это соревнование, и с тех пор я начал активную деятельность механика, через несколько лет пересел в кресло пилота. Для себя такую цель поставил еще в самом начале, когда у нас был разговор с руководителем команды Семеном Якубовым, я сказал, что в перспективе, если будет возможность, хотел бы сесть за руль.

Я пролистала много альбомов, посвященных вашей команде, отметила такую особенность: среди ваших спортсменов "целых" практически нет. Сломанные руки, ноги, изодранные спины, про позвоночник говорить не приходится. Вас подобный командный опыт не отпугивает? И как готовитесь эмоционально к гонке?

Э.Н.: Нет, это не останавливает. В любом виде спорта гибнут люди: гимнасты гибнут, футболисты гибнут. Перед глазами наша команда и люди, с которых действительно можно брать пример. Например, в моем экипаже это в первую очередь штурман Сергей Савостин. Он очень спокоен, уравновешен. У нас, в принципе, все построено на самообучении, в команде так принято — стараться. Люди все разные, каждый переживает по-своему; нервничаем, иногда, может быть, чем-то недовольны, но не показываем. Это очень влияет на результат.

Камаз-Мастер

В январе экипажи команды "КАМАЗ-мастер" выйдут на старт двух гонок: "Дакар" и Africa Race. Вам из этих гонок какая наиболее интересна?

Э.Н.: Лично для меня, куда поедут все основные соперники, туда поедем и мы, ведь там как раз и будет интереснее. Я был и там, и там, легкие места, как и сложные, есть везде. Нельзя сказать, где легче, а где интереснее, везде своеобразно.

То есть, главное — это соперники, неважно где.

Э.Н.: Соперники и результат, конечно. "Дакар" — это итог большой работы, год мы готовимся к этой гонке, от нас ждут результата, надеются на победу. В этом году будет очень сложно, произошла смена поколений, все основные наши спортсмены — Чагин, Кабиров – прекратили выступления, мы их заменяем. Теперь их соперники стали нашими соперниками. Мы, конечно, не отстаем, стараемся, ездим — тренируемся, чтобы не подвести.

Эдуард Николаев

Когда у Вас последний раз был выходной?

Э.Н.: Оооой, сложно сказать.

Ну а как Ваша душа отдыхает? Ведь иногда просто нужно отвлечься?

Э.Н.: Я еду в тот же карт-клуб и отдыхаю. Да и дома просто побыть, это получается редко — утром и ночью.

Семья по этому поводу истерит?

Э.Н.: Ну как истерит... Она, семья, уже привыкла, отец тоже гонщик, так что маме не в первый раз. Жена понимает.

Камаз-Мастер 

Владимир Чагин (Руководитель команды "КАМАЗ-Мастер")

Камаз-Мастер

Общалась со многими гонщиками в разных классах и с разным уровнем мастерства: квадроциклисты, мотоциклисты, автомобилисты, сейчас вы — камазовцы, и для всех "Дакар" — самая большая и главная мечта. Как в Вашу жизнь вошел "Дакар" и с чем это связано?

В.Ч.: Меня с этим связал Семен Семенович Якубов, руководитель и основатель нашей команды, это было еще в далеком 1987 году, мне было тогда 18 лет. Узнал, что он собирает (еще громко сказать команду, скорее, группу людей), чтобы попробовать принять участие в "Дакаре". Меня в эту группу приняли, нас было не больше 10 человек. С того момента, с тех единомышленников, началось длинное 24-летнее шествие команды по "Дакару". Команда "КАМАЗ-мастер" 21 раз принимала участие в легендарном ралли-рейде, из них 10 раз становилась его победителем.

Откуда в Вас такая любовь к гонкам? Всегда не сиделось на месте?

В.Ч.: Я всю жизнь с техникой, мой отец посадил меня за руль машины, когда мне было 6 лет, с 7 лет начал заниматься картингом. С детства мечтал стать гонщиком, добиться высоких результатов в автомобильном спорте, стать Чемпионом Европы, Чемпионом мира. Я рад, что смог реализовать свои детские мечты, став победителем "Дакара" — это наивысшее достижение во внедорожных ралли-рейдах. Притом, что удалось это сделать не один, а семь раз.

Камаз-Мастер

По какому принципу Вы выбираете претендентов в команду?

В.Ч.: Пять молодых пилотов, которые сейчас представляют новое поколение команды, — воспитанники нашего челнинского карт-клуба, они с детства в автомобильном спорте. Взять больше воспитанников не получается, у нас ограничено штатное расписание. Еще учась в институте, эти ребята приходили помогать готовить машины. "Дакар" — самая большая и самая сложная гонка в году. За два месяца, месяц до выезда, сейчас, когда остались последние недели, мы приглашаем других ребят оказать помощь в подготовке машин; в этот период можно разглядеть людей, увидеть, кто может работать и искренне рвется в команду. Затем уже, по мере возможности, мы принимаем их в состав "КАМАЗ-мастер".

Почему сразу две гонки команда "КАМАЗ-мастер" решила охватить в начале января — Dakar и Africa Race? Может, стоило сконцентрироваться на чем-то одном?

В.Ч.: Я неоднократно говорил: нужно как можно больше времени уделять тренировкам, а лучшая тренировка — это участие в соревнованиях. К сожалению, в этом сезоне было мало соревнований, всего три. Два этапа Чемпионата России, "Шелковый путь", затем полгода перерыва и "Дакар". А молодежи нужно ездить. Africa Race и Dakar проходят примерно в одни и те же числа. Нужно, чтобы наши мальчишки росли, поднимались, поэтому двоих — Антона Шибалова и Дмитрия Сотникова, которым еще пока не по силам бороться за призовые места на "Дакаре", — мы отправляем на эту африканскую гонку. Она очень непростая, проходит по маршруту классического "Дакара": Франция, Испания, Марокко, Мавритания, Сенегал… Приняв участие в Africa Race, они получат хороший опыт и должны серьезно поднять свой профессиональный уровень.

Камаз-Мастер

Команда "КАМАЗ-мастер" состоит исключительно из жителей Набережных Челнов, при этом наша знаменитая тройка — уроженцы Урала: Семен Якубов с Кургана, вы родились в Пермском крае, а механик Сергей Савостин из Свердловской области. Может, пора уже расширить географию участников? Почему только Набережные Челны? Почему другие талантливые ребята не могут попасть в команду?

В.Ч.: Ну почему же, это не совсем принципиально. Нет такого жесткого принципа: принимаем в состав только жителей Татарстана и больше никого. Главное, чтобы голова была на месте и руки работящие. Мы больше склонны воспитывать своих спортсменов, заниматься с молодежью, растить собственных специалистов, чем приглашать кого-то извне, вот и всё.

Среди Ваших наград есть медаль "За доблестный труд". По уставшим лицам ваших мальчиков можно сказать, что они также близки к этой награде. У вас, как руководителя команды, бывают свободные минутки, если да, то как Вы их проводите?

В.Ч.: Конечно, остается мало свободного времени, но не скажу, что хожу на работу в привычном значении этого слова. Я живу тем, чем занимаюсь: с самого утра, как только проснулся, думаю, какой сегодня день, строю новые планы. Весь день проходит в удовольствие. Да, большие объемы работы, приходится много трудиться, на мне лежит огромная ответственность, домой прихожу поздно, время остается только на сон. Но если бы не хотел, я бы этим не занимался, никто меня не заставляет. Мне это нравится, это мой образ жизни. Считаю, идеально, когда работа и любимое дело совпадают. У меня это так.

Камаз-Мастер

Вот вы сейчас надели комбинезон, не ёкнуло снова сердце сесть в кресло пилота?

В.Ч.: Из кабины я далеко не ушел, по-прежнему много времени провожу в кресле КАМАЗа, на тренировках показываю ребятам, как ехать в том или ином месте, какой лучше держать темп и каким должен быть настрой у пилота. Считаю, это правильно — передавать тот опыт, который во мне накопился за эти годы. То, что умею — это не мое личное, я получил это благодаря команде, тем людям, которые были со мной вместе. Соответственно, я должен передать опыт следующим поколениям, чтобы он остался в команде.

Недавно общалась с другим участником "Дакара", и он сказал, что самое трудное в работе механика — ждать. Вы сейчас переместились из лагеря тех, кто в курсе событий (точнее, тех, кто как раз делал эти события), к тем, кто вынужден ждать. Тяжело?

В.Ч.: Из спортивного зачета я ушел в феврале прошлого года, два сезона и "Дакар 2012" года смотрел со стороны; привык быть в гуще событий, на трассе, видеть, как все происходит, а сейчас нахожусь на дистанции. Очень тяжело, прекрасно понимаю и согласен с тем, кто Вам это сказал. Механики с большим волнением ждут машины с трассы, переживают, как и все наши болельщики.

В этом году Ваш день рождения совпадает со стартом "Дакара" — 5 января. Двойной праздник!

В.Ч.: Да, день рождения, как и Новый год, — это вроде бы домашние семейные праздники. Больше 20 лет мне приходится отмечать их далеко от дома, но в кругу друзей, коллег, единомышленников. Считаю, что это удачное совпадение и мне бы хотелось, чтобы оно в моей жизни было как можно дольше. 

Камаз-Мастер

Вот такой внезапной скоротечной и очень интересной оказалась поездка в Набережные Челны в спортивно-технический центр "КАМАЗ-мастер". Через несколько дней этот цех будет выглядеть непривычно пусто, практически все машины отправятся в Гавр и далее в Южную Америку. А через два месяца мы прильнем к экранам телевизоров, сядем за компьютеры и будем с волнением болеть за наших парней, для которых ПРЕДСТАВЛЯТЬ РОССИЮ не просто красивые слова.


P.S. Послевкусие от увиденного от нашего крайне специализированного корреспондента Кошелевой читайте здесь.

От лица всего коллективаот всех 362 человек EX-ROADmedia хочется выразить нашу благодарность бесценным работникам команды "КАМАЗ-мастер":
Евгении Быковой, за реализацию наших творческих фантазий и капризов.
Светлане Климовой, за то, что она сидит напротив Евгении Быковой.
Эрику Хайруллину, за то, что он сидит напротив Светланы и Евгении.
Вадиму Валееву, за то, что он сидит вообще в отдельном кабинете, и за интересный рассказ о Набережных Челнах.
Друзья, обещаю, что при случае, обязательно подарю каждому памятные питерские магнитики с видом Республики Буркина-Фасо.

Текст: Галина Кошелева, Сергей Белостоцкий
Фото: из архива "КАМАЗ-мастер", Сергей Белостоцкий

11.11.2012.    06.25

 

0004

SILK WAY 2012

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: