• Внедорожная техника
  • Реклама на нашем сайте
  • Диски Hutchinson
  • Реклама на нашем сайте

Блоги: мысли вслух

Мнение Редакции может не совпадать с мнением авторов.

Первый этап серии "Грязный лось", воспоминания о первой гонке

Автор Маша Панкова
Маша Панкова
Колея, болота, реки - что может быть лучше? =)
Пользователь не на сайте
Четверг, 07 Декабрь 2017 в Авторская

Стартовая линия. Полтора метра вперед – крутой спуск. Здравый смысл борется со страхом: хочется зажмуриться. «Пристугнулась?» - «Да». Три, два, один – понеслась!
С каждым сезоном во внедорожном календаре появляется все больше спринтов и кольцевых гонок. MotiveGear, MadX, Регион 64 и многие другие мероприятия притягивают все больше участников: динамичность, разнообразие препятствий, возможность показать друзьям и родным свой любимый спорт – всё это не может не выманивать на старт новых спортсменов. А трассы с естественными препятствиями становятся настоящими жемчужинами среди кольцевых гонок: еще бы, именно они максимально близки по духу классическому ориентированию.

Одной из таких жемчужин стала новая внедорожная серия «Грязный лось», первый этап которой прошел на полигоне Camexблиз Твери в начале ноября. Казалось бы, трасса на полигоне не может предвещать ничего интересного. Обычный триал, обычный рыхлый вязкий грунт и пробки-пробки-пробки. Провести хорошее кольцо на закрытых полигонах крайне сложная задача: ограниченность территории приводит к серьезным сложностям в выборе препятствий.
Однако стоит в и без того бывалый состав организаторов добавить опытного спортсмена, и велика вероятность получить на выходе интересную разнообразную трассу, на которой есть и где с лебедкой пробежаться, и газу добавить, и даже «бочком прохватить» в колее. Примерно так и произошло с «Грязном лосем»: одним из идеологов постановки трассы стал Евгений Сабуров, опытнейший штурман «тверского разлива», прошедший не один RFCи MotiveGear.

Октябрь, Facebook. «Ты видел фото с прокатки Камекса? Там, кажется, будет интересно. Поехали?»

21 спортсмен на старте. Единые стартовые ворота для всех лебедочных категорий, триал и неизвестность впереди - заманчивое начало гонки. Тут, в паре метров от небольшого обрыва, все смеются, продумывают стратегии, выбирают траектории спуска и дальнейшего движения к точкам. Свобода полета штурманской мысли и мастерства пилотов стали основной фишкой трассы. Так, штурман-постановщик сумел в одной гонке совместить идеологию RFCс его спецучастками, линейного ориентирования с его произвольным движением от точки к точке, кольцевой гонки с ее возрастающей сложностью от круга к кругу. Штурману-участнику же предстояло не просто бегать с лебедкой, а скорее постоянно думать, выискивать оптимальные траектории движения. Так, если пилот не любит триал, то была возможность объезда половины триального коридора. Не любите возиться в черной жиже ручья – пробирайтесь между поваленных деревьев. Боитесь бродов – вместо двух можно пройти всего один. Главное – не забывать думать и анализировать, а не ломиться в потоке за всеми.
Старт по часам. Ровно в 12:00 можно было начать вбивать координаты точек, либо же аккуратно пройти триальный коридор, по всему периметру огороженный лентами, и затем вбить нужные координаты в навигатор. Снова свобода выбора. Пройти триал без очереди, рискнув потерей времени на поиске выхода из коридора, либо же вбить все точки и рискнуть застрять в возможной очереди?

«Давай сейчас вобьем лишь координаты второго и третьего коридора – выиграем время на старте и пройдем триал без пробок». «Давай, можно, кстати, вбить лишь третью и пятую точки – коридоры же ограничены, так что нужна только точка входа». «Действуй».
Минута на точки, и Влад аккуратно трогается с места. Перед глазами уже трава – аккуратно под большим углом спускаемся со стартовой линии. Впереди медленно спускается УАЗ младшей категории. Секунда промедления – он перекроет выбранную нами траекторию для подъема и сильно осложнит нам жизнь. «Держись». Газ в пол, трава сменяется небом сквозь грязное лобовое. «Мы попадаем на траекторию? Я ничего не вижу сквозь лобовое» «Чуть правее» Снова открытый газ и спуск вниз, с попутным проездом по кустам. Стук пульса  в висках – это все мне не снится, мы действительно участвуем. «Где траектория подъема?» «Прямо ходом» - снова небо в лобовом. «100 метров вперед и фотографируемся» «Только быстрее».
12:00. Привычного масс-старта с тучами пыли из-под колес не получилось. Большинство участников решило, что понимание направления движения важнее возможной потери времени на поиске незанятых траекторий, решив тем самым остаться на стартовой линии заносить координаты точек в навигатор. Несмотря на всю казавшуюся сложность, триальный коридор не вызвал у участников особых проблем на первом круге. Еще неразмешанный чуть подзамерзший грунт давал хороший зацеп, а все горки проходились методом «газ в пол». Не повезло только одним из фаворитов – Денису Зинцову и Стасу Исаеву. При подъеме на первый же холм на ярко-желтом УАЗе разбортировалось одно из колес, обрекая участников на трату столь драгоценного времени. Все же остальные отправились по направлению ко второму коридору.
 Между коридорами – около 700 метров по старой грунтовке. Дрифт по колее, эффектные пролеты через лужи, разгрузы подвески на небольших ямках – разве не этого все ждут от кольцевых гонок? Засада и следом за ней возможность «оторваться», играя с газом и рулем.
Второй коридор – броды через ручей. Два подряд с крутыми выходами и обилием деревьев для лебежения. Большинство участников на радость зрителям и фотографам устремляются на тот берег – борьба за секунды и накал эмоций первого круга давали о себе знать. Но всего один участник, застрявший на выгодной траектории выхода из второго брода, и, если вы не прототип уровня Чемпионата России, то пришло время поиска новых траекторий. Те, кто порезвее, искали новые траектории во втором броде. Те, кто поленивее либо повнимательнее – срезали основную часть коридора, проходя лишь один брод. Недаром организаторы перед гонкой говорили, что многое на этой трассе зависит от штурмана: везде можно найти лазейку, главное думать.

«Промеряй коридор. Главное – чтобы выход из брода был максимально пологий, иначе могут быть проблемы». Очевидная траектория «напрямки» немного пугает сложностью выхода. Чуть в стороне есть несколько «окон» в деревьях, в которые можно заскочить либо своим ходом, либо на лебедке. «Ходом на меня. Хотя нет, подожди». Хочется попробовать промерить брод справа, у края коридора, но тут подъезжает Владимир Шиман и практически ходом проходит его. «Ходом на меня» «Хорошо, ту траекторию запомни – на втором круге посмотрим ее». Дно ручья твердое, но внезапно УАЗ  не может выйти своим ходом. Да, я пока слабо понимаю его возможности, но этот брод не должен был вызвать проблемы… Лебедка и вперед, пока еще не далеко отпустили остальных.
Второй коридор также не вызвал проблем у основной массы участников. Классическое «ходом, а дальше поддернемся» работало «на ура»: лидеры тратили на прохождение бродов считанные минуты. Тем не менее, именно тут оформили сходы несколько экипажей: у кого-то не хватало сил выбраться самостоятельно из второго брода, у кого-то просто обнаружились проблемы по технике. Некоторые же, даже не смотря на существенные проблемы в виде сломанного рулевого, продолжали бороться. Так, Владимир Шиман и Павел Воробьев на завершающем круге соорудили рулевое из хай-джека и прочной ветки, радуя зрителей и фотографов.
Между вторым и третьим коридором все та же возможность прокатиться в свое удовольствие по хорошим грунтовкам. Правда, была пара «но»: первое – еще один брод, второе – небольшая канава перед началом третьего коридора. И если первое можно было пройти ходом, то вот перед вторым явно было лучше притормозить. Снова работа для штурманов: заметил на спутнике, успел предупредить пилота, не заметил – надейся на скорость реакции пилота.

Очередной брод. Дно твердое, выход пологий, мы же снова лебедимся. «Владь, я чего-то не понимаю, там было твердо, нам должно было хватить инерции, чтоб выехать». «Проехали, потом обсудим».

Третий коридор – заросли кустов и деревьев вдоль ручья. Вязкая непроходимая жижа, черная чача? Зачем, когда можно просто пустить по вязкому грунту с обилием старых поваленных деревьев. Газ в пол и вперед, главное вовремя замечать и объезжать бревна, здесь же гонка машин, а не лебедок.

«Беги впереди и говори о бревнах» «Хорошо» «Маша!» «Прости, оно же было совсем небольшим» «Обо всех бревнах, которые на траектории».

Завершающий коридор – напоминание о том, что гонка проходит на полигоне. Небольшой бугор с крутым подъемом и спуском вниз, маленькая ванночка в объезд покрышек и финальная лужица чуть поглубже. Казалось бы, ничего сложного, но вязкий песчаный грунт в связке с водой несколько усложняет прохождение этого коридора. А самое сложное – не угодить в небольшие ямки в финальной луже: скрытые грязной водой они мгновенно лишили бы возможности выхода своим ходом. Отсутствие деревьев для лебежения вынуждало бы использовать якоря, а рыхлый грунт существенно усложнял бы это мероприятие. Впрочем, «безумству смелых поем мы песню»: опытных спортсменов было не остановить и этим, а новички дарили множество красивых кадров фотографам.

«Ходом на меня». Застреваем. «Лебедку за кусты». Кусты не держат. «Удавкой». Перецепляю трос удавкой – бесполезно, УАЗ не двигается ни на миллиметр. «Давай может траки и джек?» «Нет, давай попробуем еще раз». Еще пара безуспешных лебежений: мы попали в одну из скрытых ямок и уперлись мостом в грунт. Надо поднимать машину и лишь потом подтягиваться. Мимо нас проезжает Денис Зинцов – оказалось, ребята разбортировали колесо на первом подъеме. Прототипы под управлением Владимира Шимана и Сисюгина Сергея завершают второй круг, - что ж, предсказуемо.  Рядом в соседнем коридоре ручной лебедкой развлекаются Алексей Титов и его штурмана, стандарту тут совсем весело.
Финишем круга было фото возле часов и отдельное фото часов. А далее – на второй круг. Трасса непредсказуемо изменялась от экипажа к экипажу: каждое движение взрыхляло грунт в первом коридоре, углубляло колеи во втором и третьем, раскатывало лужу в четвертом.

«Встретимся наверху подъема, если не надо проверять» «Хорошо» И спустя всего мгновение мы попадаем в глиняно-песчаную ловушку. Лебежения вперед не помогают – якорь пропахивает прекрасные новые борозды. Лебедимся влево – УАЗ начинает заваливаться на бок, но по-прежнему неподвижен. Джек и траки – джек все глубже уходит в глинистую субстанцию. А всего в полуметре от нас экипажи аки посуху уходят на новый круг. Сверху организаторы предлагают залебедиться за трактор – что ж, попробуем. Задняя лебедка у нас в несколько раз хуже, но попробовать стоит. Еще несколько попыток – бесполезно. Зато выяснили причину застреваний в бродах: открытая крышка внутри багажника приоводила к моментальному притоплению задней половине машины… «Давай вправо попробуем» цепляемся за кусты – немного сдвинулись вбок. Снова джек и траки. Наконец-то мост виден над грунтом. «Маш, цепляй трос за то дерево». И, о чудо, мы выбираемся на твердую поверхность. Подъем, спуск по новой траектории, вверх своим ходом мимо УАЗа Дениса Зинцова, игра в догонялки между коридорами – и вот мы у третьей точки. «Та траектория занята, подожди». «Куда?» Минута сомнений: вправо накатаны следы. Сюда я хотела повести в первый раз, но не решилась. Промеряю: чуть выше пояса. «Аккуратно спускайся и вперед, а там поддерну лебедкой». Пара минут – и мы уже завершаем второй коридор, на всех порах мчась к следующему броду. Проходим его. Меня ни капли не смущает отсутствие ленточек – я в полной уверенности, что точка сразу за тем бродом. Каково же мое удивление, когда там ее не обнаруживаем. Координаты мы, само собой, не забивали – наша тактика была поставить только точки входа в коридоры… Что ж, назад, сквозь «Брод забытой точки».

Второй круг завершаем в 15:20. 40 минут на круг. «Ты уверен» «Да!» «Спускайся без меня, я сразу побегу к завершающему коридор подъему» Влад спокойно проходит все триальные элементы, правда, последний подъем все же выходим на лебедке – предыдущие экипажи сильно раскопали его начало. Осталось 25 минут. Второй коридор – все по проверенной схеме, только точку на этот раз не пропускаем. 15 минут перед бродом «забытой точки». Лебедка, удлинитель, перецепляемся за другое дерево. 13 минут. «Сколько осталось?» «Успеваем, но впритык» «Тогда держись». Бочком мимо строящегося дома, почти носом в торпеде на пропущенной канавке – 10 минут на два коридора. «Давай сразу с лебедкой через то бревно». Запутавшийся трос на капоте, уставшие руки – я уже не цепляюсь за возможность успеть. Лужи четвертого коридора – ходом, только в лобовое совсем ничего не видно. «Смотри, чтоб не было никаких ям, я уже ничего не вижу». 16:00, успели! Женя Сабуров говорит, что нет, но часы на нашей стороне – три круга и победа над собой. Смогли.

Награждение в свете фар, красивые кубки и призы от спонсоров – чего еще можно желать? Наверное только чтобы поскорее прошло время до новых стартов...

«Как ты?» «Знаешь, я абсолютно счастлива. Там, на трассе, я не думала ни о проблемах, ни о работе. Я чувствовала, чувствовала, что живу, чувствовала, как сводит руки в ледяной воде, когда пытаешься раскрутить шакл. Чувствовала, как ветки бьют по лицу, когда продираешься сквозь них, чтобы зацепить лебедку. Чувствовала весь этот накал борьбы. Борьбы с соперниками, борьбы с собой. Тут все и всё настоящее»Â 

В тексте использованы фотографии Елены Климовой, Марии Глазовой и Николая Ханхасаева 
Теги: Без тегов
Колея, болота, реки - что может быть лучше? =)
trophy_1-min

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527. Выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года. 
При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на http://ex-roadmedia.ru обязательны!
Медиа сайт компании Ex-Road.ru © 2012–

 18+