• Внедорожная техника
  • Реклама на нашем сайте
  • Диски Hutchinson
  • Реклама на нашем сайте

Блоги: мысли вслух

Мнение Редакции может не совпадать с мнением авторов.

Весенняя распутица 2016 глазами фотографа

Автор Маша Панкова
Маша Панкова
Колея, болота, реки - что может быть лучше? =)
Пользователь не на сайте
Вторник, 19 Апрель 2016 в Авторская

9-10 апреля в окрестностях Старицы прошла одна из культовых гонок по бездорожью Центрального региона – Весенняя Распутица. Много отчетов и новостей уже написано, много слов сказано и мыслей передумано, но все же и я хочу поделиться тем, как я увидела эту гонку.

Эта гонка стала одной из самых сложных за последние пару лет в трофи

За весь прошлый сезон я поняла одну простую истину: фотография в трофи, когда гонка состоит только из ориентирования, больше похожа на лотерею. Вы можете либо сорвать куш, оказавшись в нужном месте в нужное время, либо просто прождете у самых «жирных» точек весь день впустую – это уж как повезет. Даже организаторы, идеально знающие трассу, не могут предугадать, в каком порядке участники будут брать точки и в какой момент кто и где будет находиться. Конечно, можно обезопасить себя, поставив нескольким экипажам gps-треккеры, но это уже совершенно другая история. К сожалению, Весенняя Распутица, точнее ее первый день, оказалась для меня проигрышем. Но обо всем по порядку.

В этом году, в очередной раз сотворив маленькое чудо, пресс-секретарь гонки Роман Герасимов организовал не просто несколько машин для передвижения прессы по трассе, но и «летучий отряд», состоявший из трех квадроциклов, который должен был доставить самых отчаянных журналистов в самые «вкусные» точки. К сожалению, сотворить второе маленькое чудо и получить треки с прокатки трассы Роману так и не удалось, а, значит, всей прессе предстояло ориентирование по карте в попытках добраться до обозначенных точек.

Роме пришлось активно применять свои штурманские навыки

Гонка предстояла знатная: на старт вышло более 50 экипажей из Московской, Смоленской, Ивановской и, само собой, Тверской областей. Свежие, обновленные перестроенные за долгую зиму машины, пилоты и штурмана – все с нетерпением ждали стартовой отмашки. Еще бы, тверские гонки никогда не позволяли экипажам заскучать, да и характер трассы никогда не повторялся. Короткий брифинг, небольшое предупреждение, что погода внесла свои небольшие коррективы, слегка усложнив трассу, и вот уже экипажи расходятся по машинам. Впрочем, пресса тоже: часть пресс-каров уже отправилась на более «лайтовые» точки, а наш летучий отряд был как раз собран, укомплектован и готов к выезду. Небольшое совещание на доезде до асфальта – и вот мы уже летим к нашему «кушу» - сложным болотным точкам, обещающим и красивый пейзаж, и красивые эмоции пытающихся добраться до заветной отметки экипажей. По пути обгоняем наши «лайтовые» пресс-кары – им также обозначили на карте пару болотец, на которых должно было быть весьма интересно.

Близится время старта, а мы тем временем прощаемся с асфальтом и выбираемся на огромную вырубку. К слову сказать, вырубки и поваленные деревья стали нашими спутниками на весь день, доставляя немало хлопот по преодолению этих, казалось бы, несложных препятствий. Если верить карте, то на другом конце вырубки нас ждала просека, по которой мы могли спуститься к руслу реки и проехать вдоль него до нужных нам точек. Но Старицкий район примечателен тем, что хороших карт для него, похоже, просто не существует… После того, как мы пересекли вырубку и спешились с квадроциклов, наш авангард в лице Евгения Звонова и Николая Комарова пошел на разведку: вдруг мы просто не доехали или же просто пропустили просеку: от русла реки нас отделяло всего лишь 250м частокола из мелких деревьев. Возможно, на автомобиле никто бы и думать не стал, проложив новую дорогу, но на квадроциклах это было весьма сомнительным развлечением. Потратив около получаса на поиски дороги, мы решили вернуться немного назад и проверить соседнюю вырубку: на карте недалеко от ее окончания были обозначены несколько точек у ручья. А ручей, как мы думали, должен был быть вполне проезжаемым «хай-веем» для нас. Отправив один квадроцикл под управлением Максима Анашкина для проверки дороги, мы занялись осмотром второго и накачиванием колеса у третьего, ну и подкреплением собственных сил вкусными бутербродами, заботливо приготовленными одной из пилотесс квадроциклов – Ольгой Ульяновой. Через некоторое время на поиски нашего первого разведчика отправляется второй квадроцикл, но вскоре и он скрылся из поля зрения. Тем временем в лагере должен был быть дан старт боевым экипажам. Наш расчет состоял в том, чтобы оказаться у точек до того, как к ним отправятся спортсмены, так мы могли выбрать наилучшие ракурсы для фото. Именно поэтому теперь каждый взгляд на часы сопровождался тревогой и опасением за съемку.

вытаскивание квадров из разнообразнейших засад было любимейшим развлечением для нас в первый день

Возвращение наших квадропилотов, увы, не принесло нам радостных известий: проезд к ручью также непроходим для нас и нам надо искать другие возможные пути проезда. Что ж, «по коням» и снова в путь, тем более теперь счет идет на минуты. Успокаивая себя тем, что спортсменам немало времени потребуется, чтобы добраться сюда, мы встречаем Suzuki Samurai Анастасии Калмыковой и LR Defender Максима Бутенко, мчащиеся на всех порах в сторону вырубки. Мы же решаем не гнаться за ними, а выскочить-таки на нужное нам русло, сделав небольшой крюк и выехав по грунтовке на ЛЭП. Встретив по пути еще несколько боевых УАЗиков и ГАЗ 69, плотно засевший в ручье, решаем не терять драгоценное время и ищем заезд на нужную грунтовку. Увы, грунтовка оказалась погребена под упитанным слоем снега, что сильно осложняло проезд и проход по ней. Началась борьба за каждые 100 метров продвижения вперед. И, возможно, именно в пылу этой отважной борьбы, мы потеряли наше еле различимое направление движение в мелколесье, обозначенное на карте как дорога.  Но сдаваться в этот день не был настроен никто, поэтому решаем прорубиться немного вперед и выскочить на нужную просеку, ведущую к руслу реки.

Выбравшись из снежного плена, точнее, заехав в лес, где снега всего лишь сантиметров 20, один из квадроциклов неудачно наезжает на бревно и глохнет… На наше счастье поломку удалось достаточно быстро устранить, а за время починки было найдено очередное «направление» для движения: в лесу просматривалась некая линия, чуть меньше заросшая деревьями. Именно эту линию мы гордо назвали нужной нам просекой и отправились вдоль нее. В этот момент пассажиры спешились, ибо для квадроциклов настало время «квадробитвы»: движение вперед предполагало постоянную борьбу с лесом, постоянное перетаскивание квадроциклов через поваленные бревна, лебежения через глубокие снежно-грязевые ванны… Эти 200 метров дались нашим квадроциклистам непросто, но это лишь разожгло истинный азарт в их глазах. А дальше мы вновь вышли на какую-то бывшую дорогу.

Ровно в тот момент, когда на этой дороге оказался третий квадроциклист, в лесу раздалось мерное ворчание моторов: нас догнали ТР-1 Suzuki Jimny Егора Швец-Тэнэта-Гурия и Владимира Носова. Мы были несказанно рады этим двум экипажам. Еще бы, это были первые, кого мы сфотографировали на трассе Весенней Распутицы! Да и ехать по следам ребят нам должно было быть значительно проще, чем самим рубиться вперед. Что ж, отпустив спортсменов, начали движение по их следам. Увы, все оказалось не так просто, как нам бы хотелось: стволы деревьев, лежащие внахлест по несколько штук, вызывали затруднения не только у нас, но и у боевых машин, поэтому говорить о быстром передвижении по лесу не приходилось. К тому же со всех сторон периодически раздавалось гудение моторов, вызывавшее несказанное желание немного подождать или отъехать в сторону на звук – вдруг наши «кадры дня» блуждают буквально в паре метров от нас? Но ожидание нам ничего не дало, зато мы наконец-то вышли на русло реки, оказавшейся всего лишь чуть выше колена. Точнее, до льда на ее дне было чуть выше колена, а в местах, где лед был проломлен, вода доходила по пояс и выше. Волевым решением Николай Комаров идет пешком первым по воде, я – следом. Это дало возможность квадроциклистам оценить глубину, а мне – спокойствие за фототехнику. Преодолев первую водную преграду, встречаем Тверской стандарт в лице двух боевых УАЗов, движущихся к точкам. Пока делаю несколько снимков спортсменов, наш «летучий» отряд  принимает решение выбраться на вырубку, на которой утром все и начиналось. Собственно говоря, для этого теперь не было необходимости рубиться: спортивные машины прокатали те самые 250 метров через лес, оставив после себя не просто магистраль, а настоящий автобан (по внедорожным меркам). А на вырубке ребята принимают тяжелое волевое решение о возвращении в лагерь: на часах было уже около 18:00, что означало прежде всего близкое окончание светового дня и каких-либо адекватных возможностей что-либо заснять…

Пожалуй, первый день можно было назвать Гонкой тяжелых решений: отказаться от взятия точки иногда было правильнее, чем рисковать зачетом СУ

В лагере нас ждал теплый ужин и уставшие лица спортсменов. Этот день дался нелегко не только нам: собрать все точки на трассе не удалось ни одному экипажу. Несколько экипажей остались ночевать в лесу, ожидая эвакуации (и это в начале апреля). Более половины участников не уложились в контрольное время, а те, что уложились, были обессилены. В категории Тверского стандарта зачет за спецучасток получил лишь один экипаж. Не обошлось и без травм: Анастасия Калмыкова повредила связки плечевого сустава, после того, как ей пришлось управлять автомобилем на этой трассе без ГУРа… Практически у всех финишировавших экипажей читался вопрос о сложности трассы: не была ли пересечена черта здравого смысла в усложнении?..

Во второй день спортсменам предстояло преодолеть несколько кругов по небезызвестному Старицкому карьеру. Прошлым летом именно он запомнился своей притягательной глиной, так не желавшей отпускать боевые машины из своего плена.  В этот раз отметилась и погода: всю ночь шел дождь, сделав и без того труднопроходимую глину еще более вязкой. Первыми на старт вышли тяжеловесы из ТР-2 и ТР-3. Трасса проходила преимущественно по нижней части карьера, на склон карабкаться приходилось только в самом начале круга, и то не очень высоко: чтобы оставить коридор для младших классов, организаторы отправили более подготовленные машины проехаться по полочке на склоне карьера чуть выше.

Для журналистов карьерная гонка обычно означает более спокойный день: карьер полностью просматривается сверху, практически ко всем точкам можно спокойно подойти, а большое количество кругов дает несколько попыток поймать «тот самый кадр» прохождения препятствия. Но в этот раз погода подсобила не только спортсменам, но и прессе – бегать по глиняному бассейну предстояло всем. Короткий брифинг для спортсменов с подробным рассказом траектории движения для них, короткое общение между журналистами – кто откуда и как планирует снимать всю эту красоту, и вот все разошлись по своим «рабочим местам».

Еще пара минут – и словно сорвавшись с цепей, в бой ринулись ТР-2 и ТР-3. Правда, стартового задора хватило не всем и не надолго: уже через несколько десятков метров на той самой «полочке» на склоне скопился практически весь пелотон. Тут-то и происходили самые что ни на есть драматичные события гонки. Попав в глиняный плен, спортсмены доставали якоря и разматывали лебедки. К слову сказать, найти точку для лебежения было крайне непросто: жидкая глина плавно стекала по склону вниз, не давая никакого зацепа, под ней был прочнейший лед, воткнуть якорь в который было практически невозможно, а островков камней или просто прочного грунта на склоне было не более десятка…

Первыми глиняный плен покинули Виталий Горобец и Алексей Ожерельев. Без труда преодолев оставшуюся часть кольца, экипаж вновь нырнул в глиняный бассейн возле оградительных лент. Увы, эта попытка найти оптимальную траекторию сыграла с ними злую шутку: жидкий грунт буквально уплыл из-под колес и прототип оказался на крыше в небольшой канаве, выбраться из которой самостоятельно спортсменам так и не удалось.

Тем временем со склона смогли спуститься еще несколько экипажей, в числе которых были смоляне Андрей и Роман Лучкины на УАЗе и москвичи Андрей Шурак и Андрей Юрасов на LR Defender. Именно между ними впоследствии и разгорелась основная борьба в старшей категории. Остальные представители категории, к сожалению, так и не смогли продолжить гонку…

Примерно в тот момент, когда «старшие» откатали половину кругов, на трассу вышли машину ТР-1. Этим отважным людям предстояло проехать то же самое кольцо, что и более подготовленным, за исключением части склона, ставшего ненадолго приютом для ТР-2 и ТР-3. Практически сразу же после старта основная борьба разгорелась между давними соперниками: москвичами Владимиром Никошиным и Павлом Ляменковым на УАЗе и коломчанами Валерием Шкуровым и Сергеем Солнцевым на TLC. В самом начале конкуренцию им пытался навязать московский экипаж на салатовом Suzuki Jimny Владимира Носова и Зульфата Файзулина, но ребята достаточно быстро выбыли из борьбы по техническим причинам. Задав высокий темп с первых секунд гонки, экипажи попеременно обгоняли друг дргуа, выискивая новые траектории объезда узких мест. Однако липкая глина вмешалась и тут: решетка радиатора TLC коломчан была настолько плотно покрыта глиной, что машина постепенно начала закипать и спортсменам приходилось останавливаться, чтобы хоть немного охладить мотор. Не воспользоваться таким подарком судьбы было сложно,- УАЗ москвичей торжественно въехал первым из участников в финишный створ.

Тем временем смоленские представители ТР-2 набрали заветное количество кругов и начали карабкаться на склон карьера (это было обязательным условием финиша)… Но в этот момент Госпожа Удача решила, что, пожалуй, хватит с них везения: через 20 метров после начала подъема УАЗ заглох и ребята начали пытаться устранить поломку. В это время, несмотря на полную обессиленность штурмана, Андрей Шурак продолжал неуклонно приближаться к заветному количеству кругов. И, в конце концов, после заветной цифры «9» LR Defender гордо проехал мимо смолян в сторону финишной арки, минуя злополучный склон. Стоит ли говорить о том, что буквально через пару минут, в очередной раз приложив силу ключа к ДПКВ и счистив с него грязь, смоляне смогли наконец-то завести машину?..

Карьер, тем временем, не отпускал спортсменов: на трассу вышли самые отчаянные спортсмены в этот день: ТР-0. Это практически стандартные машины без лебедок. И этим самым практически стандартным машинам предстояло преодолеть ту же трассу, где только что шли ТР-2 на лебедках… Интрига состояла уже даже не в том, финишируют ли, а сможет ли хоть один из двух экипажей преодолеть хотя бы один круг… Увы, УАЗ под управлением Сергея Лепешкина из Кимр неверно выбрал траекторию и оказался пленен глиной. А вот москвичи Анастасия Калмыкова и Юрий Ромашевский в очередной раз доказали, что ни травмы, ни отвесные каменистые склоны для них не проблема: не без помощи ручной лебедки, ребята все же преодолели один круг и победителями выехали из карьера.

Гоночный день завершился. Участники разъехались по лагерям готовиться к награждению и восстанавливать силы, а журналисты начали потихоньку разъезжаться по домам готовить материал «с пылу с жару». Мы также не стали исключением: собрав лагерь, нашли в себе силы переодеться и, попрощавшись со всеми и договорившись о новых встречах на гонках, отправились в сторону Москвы…
Отдельное спасибо хочется сказать Максиму Анашкину, Евгению Звонову и Ольге Ульяновой, подарившим нам столько эмоций в первый день «Распутицы». Ребят, без вас все было бы гораздо более обыденно и грустно!

 

Колея, болота, реки - что может быть лучше? =)
trophy_1-min

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527. Выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года. 
При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на http://ex-roadmedia.ru обязательны!
Медиа сайт компании Ex-Road.ru © 2012–

 18+