• Лебедки Superwinch
  • Реклама на нашем сайте
  • Подвеска Pedders
  • Реклама на нашем сайте

«Говорю же, трактор мне в детстве нравился….»

Опубликовано в Доска почета   4632

Не могу сказать, что я в восторге от женского зачета в тяжелой атлетике, боксе или футболе. Лично у меня это не вызывает ни эстетического удовольствия, ни спортивного азарта, скорее, наоборот. Другое дело — автоспорт. Машинки — ведь это наше все! А уж когда речь идет о гонках, в которых участвуют женские экипажи, так это вааще….!

Но много ли в российском автоспорте таковых? Можно пересчитать по пальцам. Ярчайшим пятном среди целой когорты известных мужских имен можно смело назвать экипаж двух Лен — Елены Голубкиной и Елены Правдиной. Они неповторимы, и это не обсуждается. С одной из них, с Еленой Правдиной, мы повстречались в интернете, где за чашечкой хорошего краснодарского кофеа может, и не кофе задали несколько вопросов.

Женщина на ралли-рейдах, да и в любом виде «мужского» спорта, явление уникальное.  Почему не гимнастика или фигурное катание? С чего все началось? Как получилось так, что ты оказалось в автоспорте?

Оригинальный вопрос. За 10 лет участия в гонках я по-разному на него отвечала: говорила и про то, что в автоспорте нет очередей в дамские туалеты, и что вообще-то я хотела играть в хоккей, и чего только не придумывала.

И я, и Лена пробовали принимать участие в женских видах спорта и досуга. Гимнастики, конечно, не было, но Лена балетом занималась, я — плаванием, волейболом и спортивным рок-н-роллом. Но началось все совсем с детства, когда даже в спорт рано детей отдавать. Была у меня любимая игрушка — трактор большой пластмассовый на огромных колесах. Разгоняла я его, помню, по комнате, и он с грохотом пластмассовых колес по паркету проносился из гостиной в детскую. Не было интереснее игры! Ну, а позже, в школе, стала я модели машинок собирать, «Нивы» мне нравились больше всего. Потом «Нива» стала большой, и я на ней приехала в Коломну на этап Чемпионата России по ралли-рейдам. А там — мама дорогая! На черной «Ниве» девчонки стартуют, экипаж Ястремская/Захарьина. Вот так я и оказалась в автоспорте. Ястремская/Правдина — слышали о таком экипаже?

У вашего экипажа есть наставник (тренер)? Кто добрым словом или строгим взглядом обычно провожает вас на старт?

Брославский Геннадий — мастер спорта, Чемпион и обладатель Кубка России по классическому ралли. На старт он, конечно, не провожает, но добрые слова мы от него слышим. Он Лену тренировал, она как раз из классики в рейды пришла из команды FreeDRIVE, да и выступаем мы за эту команду. А он в ней и наставник, и начальник.

Если брать все дисциплины в автоспорте, то ралли-рейды далеко не самая простая  из них, а может быть, одна из самых тяжелых. Почему именно внедорожники?

Говорю же, трактор мне в детстве нравился, красный такой. «Спортивный», наверное, был трактор. А маньяки они, как известно, в глубоком детстве получают посыл.

Если серьезно, то помимо того, что рейды одна из самых тяжелых дисциплин автоспорта, она ещё и самая интересная. Ведь помимо борьбы за секунды, которая является главной составляющей автоспорта, здесь есть и элементы приключения. Мы же не знакомимся с трассой, как классики, мы едем по «Дорожной книге», которую выдают накануне вечером. И едем быстро. А вот куда едем? На финиш, понятно. Но где он тот финиш? Бывает и теряешься, значит надо включать все свои ресурсы: внутренний GPS, компас, что там ещё встроено человеку природой в мозг, чтобы быстрее найти правильный путь. Рейды в России с её размерами и направлениями — самый правильный спорт. Я тут как-то спрашивала раллистов, а не скучно из года в год по одним и тем же СУ гоняться? Скучно, а что делать? Новыми ДОПами организаторы ралли не радуют. А на линейном рейде, таком как, «Шелковый Путь», каждый спецучасток — новинка, кто же упомнит все тысячи км?! Ну, и мне, и Лене в принципе нравятся внедорожники, мы и в обычной, так сказать, городской жизни выбрали для себя полноразмерные рамные вездеходы: у Лены — Land Cruiser, у меня — Land Rover Disco2.

Каждый гонщик обязательно мечтает о победе. Но одни стремятся именно к ней, и даже второе место считают поражением, а для других  победа — это просто финишировать, проехать всю трассу. А это сделать тоже крайне не просто. Честно: ставится ли своя задача на каждую гонку отдельно или вы просто едете и получаете кайф от процесса?

Изначально, конечно, ставится задача — финишный подиум и победа в женском зачете. Но так получается, что мы едем сами с собой в зачете и с ними же и боремся. В смысле, с самими с собой. Потом задача как-то растворяется в этой борьбе, да, не побоюсь сказать — в этом кайфе. Только бы доехать, а доехали — значит и победили. Правда, на самом деле это победа, прежде всего, разума над здравым смыслом.

Ралли «Шелковый путь» невозможно представить без вашего участия. Да еще и в конце прошлого года вы говорили примерно следующее: «Нам было охрененно хреново в этом году, но в следующем мы поедем».  Насколько мы знаем, вы пропускаете эту гонку. Почему?

Мы участвовали с первого выпуска «Шелкового Пути» с 2009 года. Даже сказав на финише прошлого года, что «все хватит, это невыносимо!», мы-таки засобирались продолжить. Фраза про «охрененно хреново» Ленкина — она предложила попробовать сгонять за третьим верблюдами (приз за победу в зачете). Но обстоятельства бывают выше нас. Лена недавно перенесла операцию, и ей категорически запрещены нагрузки.

Лично я  из автоспортивных дисциплин больше всего люблю ралли-рейды, трофи и классическое ралли. Но именно в трофи, как нигде, очень ярко выражены эмоции — все написано на лице. Для снимающей прессы лучше вряд ли что-то придумаешь, ибо практически всегда успеваешь сфоткать настроение экипажа. В ралли, где большое значение имеют не только минуты, но и секунды, где даже не всегда остановятся помочь застрявшему экипажу, зрители, пресса лишены возможности понять и видеть настроение. Что творится на душе, когда что-то не получается или есть проблемы, а «помощь» едет мимо?

Ну, трофи — это не спорт. Это чистой, вернее, грязной воды приключение. Даже участники похожи больше на партизан или заблудившихся грибников, нежели на спортсменов.

Ну с этим можно поспорить. Это хоть и «медленный», но все же автоспорт.  Засушливое трофи по скоростям иногда смахивает на ралли-рейды, как и ралли-рейд в дождливую погоду становится похожим на трофи.

Насчет застрявших в ралли, если вылет, то помочь экипажу можно, только покинув остатки автомобиля. Скорости и трассы у них не те, чтобы застревать. Случается, конечно, что машина может ехать дальше — обычно зрители помогают. На рейдах зрителей не везде встретишь. Но не припомню я случая, чтобы нам не помогали или хотя бы не предлагали помощь. Застрянешь — дернут, толкнут. А с колесами мы сами справляемся.

Психологическая совместимость экипажа — очень важный момент во взаимоотношениях. Так, например, на вопрос Мироненко и Лебедеву «Что вы делаете, когда во время гонки происходит непонимание?», оба ответили, что у них есть «прерыватель дружбы» — выдергивают переговорное устройство и какое-то время едут молча. Пяти минут хватает, чтобы успокоиться и придти в норму. А как это происходит у девчонок?

Ругаемся. А как же. И непонимание случается, от усталости, от напряжения. И даже было, что Лену до слез довела на длинном спецучастке. Читаю: «100 право, 50 право, право здесь, ЛЕНА, НАПРАВО!!!», — а она, как застыла, едет прямо и мимо. Я начинаю кричать: «ПОВОРАЧИВАЙ ЖЕ!!». А она в слезы и говорит: «Зачем ты кричишь на меня?» — «Думала, не слышишь». — «Слышу». — «А почему не поворачиваешь?» — «А направо – это куда?»…..  Ну, понятно — мозг, видимо, вскипел уже. В машине +100, в полной экипировке перегреваешься.

Но нам, может быть, чуть-чуть попроще. Мы же не просто женщины.  Если знать характер каждой из нас, то легко будет понять, что нам не надо переговорку выдергивать, мы и так помолчать можем, ежели что. Вы же понимаете, что если гонщиками становятся только самые-самые-пресамые мужчины, то какими должны быть женщины-гонщицы? Особенно в психологическом плане. 

Кто в случае неисправности автомобиля решает технические вопросы? И что вы можете сделать самостоятельно?

Я. Капот могу открыть и внимательно посмотреть туда. Если инструмент и запчасть есть, можно попытаться и побороться. Помнится, «Ниву» приходилось реанимировать в «полях». «Паджера» более надежная в мелочах, но если ломается, к примеру, раздатка или редуктор, то тут уже все равно какая машина — помочь смогут только механики.

Нет ли желания попробовать себя в каком-то другом «мужском» виде спорта?

Хоккей! Настоящий! С клюшкой и шайбой, хотя уже есть и женский. Мне кажется, что мужских видов спорта и не осталось… ой, даже штангисток недавно видела по телевизору — ужас! Чисто женские остались — художественная гимнастика и синхронное плавание. С трудом можно там мужчин представить. А мужские какие? Прыжки с трамплина? Лыжи не люблю. Регби? Прикольно попробовать, но одну затопчут, а команду не соберешь. Хотя, возможно, я отстала от жизни и телевизора, и регби уже тоже перешел в разряд бесполого вида.

Как ваши коллеги/друзья относятся к данному увлечению? Болеют?

Коллеги??? Я работаю в раллийной команде. Мои коллеги, как и я, живут автоспортом с утра и до вечера. Иногда, неделями круглосуточно.

Друзья. Да, собственно не автоспортивных друзей у меня раз, два и обчелся. Они с детства и уже приравниваются к близким родственникам — и они мною гордятся. А уж болеют — не то слово! Вот они-то, друзья, на старт приезжают с добрым словом.

Ничего не имея против другой Елены, скорее, вопрос из разряда фантастики: а с кем в паре в одном экипаже тебе бы хотелось принять участие в соревновании?

К сожалению, особо не с кем. Женщин-пилотесс в рейдах во всем мире…раз-два-три… Хотя, может быть, с Элизабет Жасинту в МАНе прокатилась бы. Интересно, как она этой «слонихой» управляет. Нам довелось участвовать с ней в одной гонке в 2008 году в Африке. Со стороны, конечно, ужас-ужасный. Огромная голубая туша сползает по отвесной скале и мчится, вот уж действительно, не разбирая дороги. А в ней две маленькие девчонки, которые ласково называют эту громадину «Принцессой». А с мужчинами, пожалуй, нет, ни с кем. Мужчина-пилот — царёк в автомобиле. Тон — приказной, повадки рабовладельца. С Ленкой мы на равных. И отдача разная, стандартно-мужские экипажи называют чаще по фамилии пилота, а нас — «девчонки», две Елены — нас всегда двое.

Рассказы об участии женщин в авто-мотосоревнованиях полны разными курьезными встречами с местными жителями и откровениями, типа: «да он же — баба!». С вами такого никогда не случалось?

«Ой, девчонки!... Надо же… И вы тоже…» — нет, нам попадались более культурные местные жители.

Суется голова в окно в одной из зрительских зон: «Парни, ну вы как?» — «Сам ты парень». — «Ого! Девчонки!… А вы как?»

Курьезный случай был в прошлом году. Ломается наш сокомандник Алдис Вилцанс. Останавливаемся. Рядом кошара, и местные жители нам рассказывают, что в прошлом году тут тоже девушки ехали, латышки. А мы же на машине Вилцанса с латышскими номерами. Мы говорим: «Так это мы и были… ». Только по машине и признали, удивились, что русские.

Чаще: «А можно с вами сфотографироваться?».

Гонки — это не профессия. Это состояние души! А чем занимаешься в миру (работа), и не мешает ли это гонкам?

Я люблю свою работу. Поэтому повторюсь с удовольствием. Начну только пораньше. С 2006 по 2009 год я работала у Оксаны Павловны Косаченко в агентстве «Манускрипт», которое осуществляло PR и медиа-сопровождение соревнований: Чемпионата России по кольцевым гонкам RTCC, российского гонщика тогда ещё младших Формул – Виталия Петрова; организовывало IRC (Intercontinental Rally Challenge) в России и т.д. С 2007 года я снимала ралли-рейды, ралли для телевизионных программ. А два года назад Ленкин тренер, Брославский Гена, пригласил меня работать в профессиональную гоночную команду. FreeDRIVE Racing Team — слышали о такой? Надеюсь, что слышали. Это же моя работа, чтобы о команде моей знали. Как же гонки могут мешать моей работе, если моя работа — это гонки!  И почему же гонки — это не профессия? Даже в России есть профессиональные гонщики. Брославский, к примеру.

Твое увлечение — кошки?

Мои увлечения: танцы, коньки, а сейчас вот даже ролики себе купила и самокат. Надеюсь, тоже увлечет.

А кошки – это моя любовь!

— Послушайте, — сказал вдруг великий комбинатор. — Как вас звали в детстве?
— А зачем вам?
— Да так! Не знаю, как вас называть. Воробьяниновым звать вас надоело, а Ипполитом Матвеевичем слишком кисло. Как же вас звали? Ипа?
— Киса, — ответил Ипполит Матвеевич, усмехаясь.
— Конгениально!

Культовое произведение известных авторов.

Вот и меня тоже так звали в детстве, до сих пор зовут. Поэтому и кошки.

Дома я не бываю одна, три моих кошки украшают домашнюю жизнь. Кошки умеют любить и радоваться этому. И радовать!

ПОДЕЛИТЬСЯ: