• Лебедки Superwinch
  • Реклама на нашем сайте
  • Подвеска Pedders
  • Реклама на нашем сайте

Евгений Шаталов. Без легенд нельзя

Опубликовано в Доска почета   4450

В качестве очередного героя нашей рубрики "Доска почета" еще в феврале был выбран Евгений Шаталов, один из основоположников уральского off-road – движения. Во встрече не было отказано, более того, все прошло на позитивной волне, но… Даже спустя 1,5 часа беседы с пристрастием осталась какая-то недосказанность. Коллективно решили "добить", устроив еще одно интервью. И снова мало… Евгений рассказал много легенд, но "не для печати", и страшно представить, сколько вообще утаил. Как известно, ничего так не подогревает интерес, как тайна.

smal28

Как, когда и почему вас занесло на внедорожные соревнования? Кто способствовал вашему развитию в данном направлении?

Началось все давно, у меня был УАЗ еще до 1995 года, в свободное время мы выезжали на нем с друзьями кататься по горам. Тогда не было еще джиперского движения, великой цели и больших задач, мы ездили просто так, для собственного удовольствия. В 1995 году увидел в журнале Club 4x4 приглашение на соревнование в Зеленограде. Приехал туда на УАЗе с дизельным мотором Andoria, по итогам гонки наш экипаж занял 5 место. Тогда же я познакомился с некоторыми ребятами и с этого момента осознанно окунулся в эту среду. Хотя, повторюсь, этой внедорожной среды, как таковой, еще не было, все было в зачаточном состоянии. В 1997 году принял участие в "Арктик-трофи", с этого соревнования пошло по нарастающей, как снежный ком: зимняя экспедиция в 1997 году в центр Кольского полуострова, в 1998 году принял участие в "Ладоге", а в 1999 году мы провели наше первое внедорожное соревнование "ЗАХА". С тех пор ежегодно весной мы проводили "ЗАХА" – Блуждающий Биоробот", а осенью этап Чемпионата России по трофи-рейдам. В процессе подготовки к соревнованиям мы находились практически непрерывно. Кроме этого,  успевали выступать на других соревнованиях, в Москву часто ездил, проехал от Омска до АБТ.

smal18

Мои предыдущие собеседники (Евдокимов, Гадасин, Овчинников) также ведут свой отсчет с того соревнования в Зеленограде. Что в нем было такого особенного?

Это тогда нас всех зацепило - тот азарт, та энергия; тогда, в 1995 году в Зеленограде, ломались шаблоны, по крайней мере, у меня. Я до этого ездил только по тропинкам, был такой самодеятельный внедорожный турист, а здесь попал в совершенно другую среду. Увидел геометрические препятствия, о которых даже не предполагал. Особенно тогда удивил подготовленный клубный автомобиль Jeep Wrangler на больших колесах (там, по-моему, стояли безумные на тот момент колеса 33 дюйма!), они меня повергли в шок. Тот автомобиль был для меня из разряда Big Foot.

smal3

Никогда никому не хотелось задать этот вопрос, а вам почему-то хочется. Расскажите, как познакомились – подружились с Сан Санычем Трушниковым?

Это произошло в 1997 году на Арктик-трофи. Сан Саныча я считаю своим учителем, его очень ценю и люблю. А познакомились очень просто: в какой-то момент Арктик-трофи я, Сан Саныч и Женя Ведерников оказались в одной компании на трех совершенно убитых автомобилях, шли уже вне зачета. Помню, сидим в каком-то неразумном болоте, лебедки ни у кого не работают; мы из трех лебедок собираем одну, по очереди друг друга вытягиваем, аккуратно едем. Дошли до одного брода, нашу машину перетащил Ведерников, а вот автомобиль Саныча смыла Волга - река. Со всеми документами, вещами, деньгами. Мы его потом буксировали до Олонца. С этого момента мы и дружим. Выступал у него на АБТ, вместе поехали в экспедицию Алтай – Гималаи, потом были миллионы проектов, сделанных вместе.

smal27

Почему "ЗАХА" прекратила свое существование?

Начал развиваться спорт, который в процессе своего становления задушил то, чем мы гордились, что воспитывали, ради чего пришли в трофи-рейды. Это взаимовыручка, внедорожный кодекс чести. В 2004 году на "ЗАХЕ" были безумные протесты, спортсмены буквально подставляли друг друга. Это очень не понравилось. Мы собрались с ребятами после соревнования, чтобы обсудить ошибки и недостатки проекта, каждый сказал, каким он видит будущее данного проекта. После этого мы решили не проводить больше  "ЗАХУ". Мы перестали получать от организации соревнования удовольствие. А делать что-то без удовольствия – никак.

smal23

Сегодня вы от чего получаете удовольствие?

Мы на 100% загружены экспедиционными проектами, клубной работой в родном внедорожном клубе UAZ Patriot Ural, регулярно проводим совместные выезды. Например, сегодня мне ребята прислали сообщение, что в середине апреля едем в экспедицию за останками метеорита. В год у меня получается два крупных проекта и масса мелких.

smal11

Предыдущие мои собеседники, в большинстве своем, также "наелись" трофи и теперь выступают в ралли-рейдах. Вы себя в ралли-рейдах не искали?

Не искал. Мне больше интересны экспедиции: прошли Малайзию, Африку, Алтай-Гималаи, только по Казахстану уже было шесть проектов, кроме этого, трижды принимал участие в гонке "Экспедиция – трофи". Такие проекты мне больше по душе. Сейчас мы заняты подготовкой большого и яркого проекта Red Off Road Expedition.

smal15

Как, по вашему мнению, изменились трофи-рейды за прошедшие десять лет?

Мне кажется, что в России как официальный вид спорта трофи-рейды испытывают возрастной кризис. Мероприятия со спортивной составляющей проходят, но везде по разным правилам. В Челябинске по своим правилам, где-то в районе Новосибирска – по своим, во Владивостоке также все свое. Каждый регион живет и пишет правила такими, какими считает нужным. Хотя неофициальные спортивные мероприятия массовые.

smal10

Нет желания изменить что-то в современных трофи-рейдах?

Нет, такого желания нет. Изменение чего-либо — это насилие. Я противник насилия, я за создание. Поэтому я стал создавать другой мир. Мы стали заниматься экспедициями. Каждый год несколько разных проектов, постоянное развитие.

Вернемся к экспедициям: по какому маршруту хотели бы проехать?

Меня не цепляет кругосветка, больше хочется делать яркие локальные проекты. С удовольствием проехал бы по Бразилии, Аргентине, Чили, по Африка еще раз. Исландия - однозначно поеду в эту страну; с Трушниковым Сан Санычем у нас проект по Гималаям намечен. Юго-Восточная Азия меня просто цепляет , особенно Камбоджа. В планах также Бирма, Тайланд.

smal5

Самый экстремальный случай, который у вас был?

Сложно назвать "самый экстремальный". Наверно, когда разбилась машина в 2004 году. Мы шли экспедицию "Алтай – Гималаи" и в Казахстане один из Land Rover ушел в кювет. Слава Богу, никто не погиб, но участники экспедиции получили травмы. Неприятные ситуации бывают часто: машины ломаются, но назвать это экстремально-ужасным…..

smal9

Тут, наверно, дело в вашем опыте. То, что для одного человека кажется экстримом, для вас – обыденность.

Может быть. Переворот машины и травмы – это реальная трагедия. Сейчас в голове картинка, как у нас на БАМе топливо закончилось: дорогу перегородил лесовоз и не было никакой возможности его объехать. Мы объезжали по горе 6,5 км по толстому слою снегу, и у одной машины был только задний привод. На Toyota, из-за больших нагрузок, топливо закончилось. И вот мы на БАМе, зимой, без топлива…. Ничего, выбрались. Экстремально? Не знаю. Или, например, открывает колесо на Land Rover, затем то же самое происходит и с Toyota. Да, экстремально, но это все решаемо. На мой взгляд, экстремально – это тогда, когда ты не можешь контролировать ситуацию  в сложных, порой опасных для человека условиях. Например, Bad Jumper, когда люди прыгают с небоскреба. Вот это как раз экстрим. С одной стороны, они контролируют ситуацию, с другой порыв ветра – и все. А в нашей игре мы все-таки тщательно готовимся, и я стараюсь, чтобы все было под контролем.

smal25

Назовите шесть человек, с которыми вы бы отправились в любую экспедицию

Однозначно Сан Саныч, он очень строгий и ответственный, достаточно жесткий руководитель. Серега Белостоцкий – офф-роуд интеллигент, человек с потрясающим чувством юмора. Игорь Козлов – супернадежный и грамотный человек с правильными ценностями… На самом деле, таких людей гораздо больше. Это наши ребята из клуба, например, Максим Глазунов, человек – гора. Мне не совсем нравится формулировка вопроса: "с кем бы хотелось". В только что завершившейся гонке "Экспедиция – трофи" я был приглашенным в команду. Балашиха, Люберцы, Новосибирск, Челябинск – все мы были собраны из разных городов, при этом, практически всех знал только шапочно, никого лично. Остальные друг с другом также. Тем не менее, мы сформировали команду. Причем, команду, которая по итогам гонки заняла 2 место! Здесь, мне кажется, нужно самому быть автором. Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя была классная команда, ты эту команду создашь.

smal2

Что для вас является показателем надежности в человеке?

Его Ценности.

Например? Говорить можно одно ("я за свободу", "я за честность"), а делать совершенно другое

Когда ты с человеком общаешься, ты все равно можешь определить, какие у него ценности. Человеческие ценности – это движок всех его действий. Они формируют его движение и поступки.

А с точки зрения полезности? Он можно быть хорошим человеком с абсолютно чистыми идеями, но, при этом, совершенно бесполезным в экспедиции? Еще расплачется на полпути

Нет хороших или плохих людей, все относительно. Ну и пусть расплачется. Значит, будет ехать дальше, а его обязанности возьмем на себя мы. Можно сделать так, чтобы этого человека наделить какими-то обязанностями, в которых он сможет раскрыться …

smal26

Не знаю, мне с моей колокольни это кажется утопическим… Ну а какие это ценности? Дружба, ответственность, порядочность?

Первое – это любовь к себе. Если ты себя любишь и ценишь, если ты для себя важен, то это дает силы тебе и тем, кто тебя окружает. Только не подумайте, что я сейчас отсылаю вас на тренинги "Полюби себя". Второе – это командность. В первый вечер "Экспедиции – трофи 2013" мы собрались вместе в гостиничном номере в Мурманске. Шесть человек, которые, по сути, только что познакомились лично. В этот вечер мы проговорили некие правила внутри команды, каждый сказал, зачем он пришел в команду и что хочет получить от гонки. Моя миссия на эти две недели составляла  служение команде для достижения победы. Чтобы не произошло, какой бы конфликт не был, служение каждому члену команды, не выпячивание своего "я", должно быть первично;  сделать все, чтобы команда вышла победителем. Третье, это ответственность.
В команде важно видеть правильно сформулированную цель. Должна присутствовать ответственность каждого, при этом не забывать ценность других членов команды, какими бы они не были.

smal6

И все равно. На соревнованиях, сколько видела сама, как рассказывали другие герои "Доски почета", бывают конфликты, даже среди самых близких людей и друзей. А тут шесть совершенно незнакомых человек заперты в двух машины и в режиме нон-стоп проходят тяжелейшие испытания на выносливость.

Мы вышли из гонки с ощущением любви друг к другу. У нас за две недели сформировалась офигенная команда! Сложно говорить, почему так получилось, да, были конфликты, но их удалось быстро урегулировать – просто сели все вместе и поговорили.
Если я являюсь автором чего-то, мне нужно, чтобы в команде были дружеские отношения, я и буду это делать. Уверен, что могу в команде создать нормальную атмосферу. А на гонке почему случаются конфликты? Во-первых, все лидеры. Во-вторых, хоть и имеют одну цель, но пути достижения этой цели у каждого свои.

smal7

Интересно узнать ваше мнение по поводу развития внутреннего туризма. Например, Сергей Доля как-то привел простой, но красочный пример, сравнив сайты двух городов – российского и американского. Сами вы проехали всю страну вдоль – поперек и не раз. Какое ваше мнение по данному вопросу?

В нашей стране полностью отсутствует инфраструктура внутреннего туризма. Этот тот камень преткновения, который мешает людям активно окунуться в путешествия по своей стране. Второе – достаточно высокие затраты: приобрести автомобиль, экипировать его и поехать по какому-то маршруту. Недавно путешествовали по Оману, там есть книга Oman offroad, в которой прорисованы все маршруты, по которым можно проехать, подробно рассказано, что можно посмотреть, в каких местах остановиться. Фактически, инфраструктурный тематический каталог. Сейчас подобный готовлю по Челябинской области, с картами, маршрутами. Он не будет глобальным, а, скорее, локальным, где предложено с десяток маршрутов.

smal20

В одном интервью вы сказали, что свое детство провели в Египте, как вы там оказались?

У меня папа строил  Хеллуанский металлургический комбинат, и мы всей семьей жили в Египте, я ходил в местную школу.
Если говорить о детстве, то был настоящим пионером, с гордостью носил красный галстук. Нам было запрещено носить красный галстук вне территории школы, поэтому мы его носили закрыто, под одеждой. Вот такой маленький островок коммунизма в арабской республике.

В детстве чем увлекались?

Большую часть времени посвящал пионерской организации. Я был звеньевым, стремился, чтобы наше звено было самым лучшим. Когда уехали из Египта и вернулись в СССР, я отставал от других ребят в зимних видах спорта, поэтому по возвращению в Челябинск занялся лыжами. Потом занимался каратэ, но его закрыли, так как занятие каратэ в нашей стране приравнивали к статье 218. УК РСФСР "Незаконное ношение, хранение, приобретение,    изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ". Занимался прыжками в высоту с шестом. Один из переворотных моментов в моей жизни (а мы были раздолбаями) связан с театром. У нас был театр пантомимы, назывался "Диск-театр Пигмалион". Театр была моя страсть, выступал на сцене, и как раз там начал заниматься туризмом.

smal24

В театре?

Да, наша театральная компания постоянно ходила в походы, оттуда, собственно, все началось. У нас была сложилась группа, ходили на Таганай, Александровскую сопку и др.

Вы выступали на сцене? Кого показывали?

Разные были номера и роли, например, мюзикл "Пэппи  - Длинный чулок"

Где служили в армии?

В Ульяновске,  гвардии старший сержант ПВО.

Понятны истоки любви к УАЗикам

Это к УАЗам не имело никакого отношения. Пришел из армии — перестройка, начал заниматься бизнесом. Сначала пошел работать в кооператив, торговал живой рыбой. Потом открыли с друзьями комиссионно-коммерческий магазин, один из первых в Челябинске. Затем появилось свое предприятие, занимались бартером. Завезли сэконд-хэнд, со временем начал заниматься запчастями и в какой момент увидел объявление в газете, что Ульяновский завод начал формировать дилерскую сеть. Вот тогда уже и начал заниматься УАЗами.

Alena33 2

Никогда не было мысли переехать из Челябинска?

Нет. Я сторонник идеи, что все возможности человек создает себе сам. Здесь все зависит от собственных притязаний и возможностей человека.

Экспедиции - это семейное увлечение?

Какие-то проекты семейные, какие-то нет. Моя жена Оксана не ездит со мной только туда, где холодно. У Оксаны в жизни до меня не было таких интересов, как туризм и путешествия – это, скорее, приобретенное. Так как я всю жизнь занимался туризмом, то и ей пришлось этим заняться. У нее своя роль, есть круг обязанностей, и она ответственно за них отвечает. Оксана хороший штурман.

smal17

Где вы познакомились?

Мой товарищ женился, меня попросил быть свидетелем на свадьбе, а Оксана в свою очередь была свидетельницей у невесты. В день нашего знакомства, Когда все участники торжества находились в комнате, я в нее ворвался этаким орлом и она сразу в меня влюбилась.

Сын не увлекается путешествиями?

Он урбанизированный подросток, полувоенный, окончил кадетское училище. Ему сейчас дрифт нравится, автомобили, хочет поехать на международный автомобильный фестиваль. У него другие ценности. Моя задача – корректировать и давать некий вектор, так, чтобы он этого не замечал.

31

Когда-нибудь пробовали понять, чем вам нравятся дороги / бездорожье?

Это в первую очередь открытия и преодоление себя. Все построено на целеполагании. Чем сложнее цель, тем интереснее ее достигать. Достигая цель, ты преодолеваешь себя, условия, обстоятельства, тем самым ты движешься и живешь.

Порой, сам путь в цели более важен, чем сама цель. И добившись того, к чему так упорно шел, не получаешь долгожданного удовлетворения. У вас так не бывает?

Безусловно, бывает усталость и апатия. Но важно двигаться дальше, не пережевывать, что  прошло. Жизнь — это миг между прошлым и будущим. Я все рассматриваю с точки зрения проектов. Моя задача — сделать их максимально качественными, чтобы я от этого получил удовольствие.

smal21

Вы фаталист или реалист?

Точно не фаталист. Больше буддист. Я создатель. Мне нравится создавать проекты, события, радость. Если что-то не получается, значит, надо подумать, почему не получается.

Бывает, что просто не везет.

Так не бывает.

Бывают плохие дни

Глупость какая-то. Надо просто сесть и подумать, почему все идет не так и пойти другим путем.

smal16

Так получилось, что первая часть нашего интервью проходила в аэропорту Домодедово. У Евгения и Оксаны было 3,5 часа между рейсами и мы тихо "засели" в одном из местных кафе. Потом была дополнительная встреча на соревновании в Московской области, а следующая произошла уже в Челябинске, у Шаталовых дома. Затем... затем было 11 дней RED Off Road Expedition. И сейчас, в пятидесятый раз перечитывая текст, понимаю, что все-таки что-то упустила. Хотя тут, наверно, дело не в интервью, а в человеке, раскрыть все стороны которого не получилось даже на шести страницах мелким шрифтом. Бывают же такие интересные люди)

Текст: Галина Кошелева
фото: Татьяна Парфишина, Алена Федотова, Сергей Белостоцкий и из личных архивов Шаталовых

ПОДЕЛИТЬСЯ: