• Лебедки Superwinch
  • Реклама на нашем сайте
  • Подвеска Pedders
  • Реклама на нашем сайте

Сергей Линьков: От мопеда до "Харлея"

Опубликовано в Доска почета   3545

Не могу себя назвать крупным знатоком всех тонкостей ралли-рейдов (хотя эта дисциплина в автоспорте моя любимая), но, тем не менее, в моей памяти об этих соревнованиях остаются моменты, которые в последующем оказываются очередной отправной точкой в понимании происходящего, или просто становятся яркими воспоминаниями. Мое знакомство с Сергеем Линьковым произошло в 2004 году, когда мы вместе оказались в составе одной экспедиции.К этому времени он был многократным Чемпионом России по ралли-рейдам и уже не очень то думал про гонки. 

Отправившись вместе в очередное путешествие, на сей раз в Исландию, мы как-то крепко и азартно на пароме разговорились про гонки, затем наш разговор плавно перешел в другое русло: русло воспоминаний. Эти воспоминания оказались настолько интересными, что легли в основу нашей рубрики "Доска почета".

Уверены: взрослые увлечения формируются в детстве. Если ребенок, например, постоянно играет в моряка, то с большой долей вероятности свяжет свою дальнейшую жизнь с морем. Если играет на балалайке, то вполне возможно, что родители отдадут его в музыкальную школу и он станет вторым Чайковским. У тебя в детстве были какие-то игрушечные мотоциклы или машинки? Что-нибудь предвещало увлечение техникой во взрослой жизни?

Мое детство было несколько странным, семья жила бедно, поэтому о мотоцикле речи не было. Была педальная машинка, правда, недолго - ее быстро украли. Но мотоциклы, наверно, с класса первого регулярно рисовал в своих тетрадках, учебниках. При этом рисовать абсолютно не умею, но изобразить мотоцикл в профиль было не сложно: два колеса, обтекаемый корпус…

И когда сбылась мечта - появился первый настоящий мотик?

Что значит "настоящий"? Мой первый мотоцикл (по сути, больше он походил на мопед) появился в 12 лет, купил его, как сейчас помню, за 82 рубля, которые я честно заработал, работая пастухом. С тех пор я с мотоциклов не слезаю – вот уже 35 лет.

Байкерство и гонки на автомобилях, кажется, не сильно рядом. Как ты оказался в ралли-рейдах?

Одно другому не мешает. Ралли-рейды, как и, в целом, внедорожное движение, для меня началось благодаря Мише Снарскому. Он проводил покатушки на заднем дворе. Первый раз туда приехал на своей гражданской машине Mitsubishi Montero. Кстати, внедорожники у меня появились сразу, как только их начали ввозить в Россию. Первым был Isuzu. Из-за увлечения рыбалкой, путешествиями, всегда хотел иметь большую машину.

Участие в тех покатушках мне понравилось. Потом Миша объявил, что хочет провести первую зимнюю гонку "Крылатские холмы", кажется, это был 1998 год. Я тогда не имел ни малейшего представления о ралли-рейдах, а так как я мальчик серьезный, решил подготовиться к соревнованию основательно. Купил машину на помойке, нашел тренера – Свету Муравейникову – она со мной все лето занималась. Когда сел за руль этого "спортивного автомобиля", понял, что, оказывается, я вообще не умею водить машину (хотя за рулем был уже много лет). Всему пришлось учиться заново.

У тебя тогда были примеры в спортивном мире, люди которым ты бы хотел подражать?

Не было. Объясню, почему. Мое спортивное прошлое – это в чистом виде эгоцентризм. Ничего специального ни про ралли-рейды, ни про спортсменов, я не знал. Слышал, конечно, что есть такое соревнование "Париж – Дакар", но персоналии, которые в нем принимали участие, меня никогда не интересовали. Я вообще этих гонщиков увидел и узнал, только когда начал сам принимать в этом участие, поэтому они не могли быть для меня кумирами, я все делал чисто для себя.

И вот так, для себя, ты завоевал шесть званий Чемпиона России?

Шесть по версии РАФ и два ФАСторских Чемпионата, в том числе, один в командном зачете.

Насколько мне известно, вы были первыми, кто приехал на гонку с техничками и шатрами, и это было похоже на бивуак

А ты откуда знаешь?

Фотки видел. Добрые люди рассказывали.

Это было как раз на "Крылатских холмах", наш дебют. У нас образовалась команда, было три автомобиля, гордо и пафосно мы обозвали себя Red Racing Group, чтобы подчеркнуть некоторую эксклюзивность. У нас с собой был автодом, механики, одинаковая форма… было очень красиво. Абсолютно уверен, что мы были законодателями этого командного стандарта в России того времени. Понятно, что до нас это делали те же французы, на крупных соревнованиях само собой уже все было, хотя для нас, в России, это было ноу-хау. Это была моя первая гонка, я приехал третьим, командой мы заняли первое место. Не сказать, что я возгордился, скорее, удивился. Всю жизнь занимался горными лыжами, спортом, плаванием, и мне казалось, что невозможно вот так прийти в автомобильный спорт (пусть и покатушечный), потренироваться три месяца на старой машине и финишировать с бронзовой медалью. Оказалось, возможно. Считаю, что мне просто повезло.

Ну а остальные твои награды и звания? Это же не может быть только везение?

Ты знаешь, думаю, что и везение тоже. Конечно, я всегда серьезно и ответственно подходил к спорту, читал нужные книжки, в команде была дисциплина, ездил в Женеву на заседание комиссии по ралли-рейдам, чтобы понимать тенденции и развитие этой спортивной дисциплины, но все же это вопрос мотивации. Я никогда не был профессиональным спортсменом. Честно скажу: никогда серьезно не задумывался, чтобы побеждать. Сам процесс гонки меня очень привлекал, мне было интересно и почетно бороться с Гирей, Нарышкиным, с людьми, которые позиционировались как профессиональные спортсмены – рейдисты.

Конечно, мне было приятно их побеждать – бывало и такое. Но через несколько лет мастерство и умение управлять техникой у меня все-таки появилось, но, в основном, мои победы базировались на других факторах: более хорошо и надежно подготовленных автомобилей, мое нечеловеческое терпение (сяду на хвост и еду, пока мой конкурент не ошибется или что-нибудь не сломается). В ралли-рейдах же как: ты доехал и победил, главное, доехать. Машины у меня были подготовленные, штурманы хорошие (Антон Николаев, Сергей Додонов, Антон Чашечкин). Я бы для себя выделил одного – Сергей Додонов, прекрасный штурман, еще бы не матерился, как сапожник.

Ты ушел из гонок и, наверняка, уже не так активно следишь за тем, что происходит в этом мире, но, как тебе кажется: что из себя представляют российские ралли-рейды сегодня? Ведь за последнее десятилетие появились новые машины, команды, новые имена, как в мировых, так и в отечественных рейдах.

Когда поехали Сергей Шмаков, Новицкий, когда все наши вдруг стали ездить на "Дакар", в российский чемпионат тем самым пришли французские подготовленные машины, появились команды Nart Time, Руслан Мисиков стал проводить баху "Северный лес", вот тогда мне показалось, что это такой большой и важный рывок. Хотя понимал, что высокие стандарт и большие деньги не совсем подходят для России.

Для России того времени более подходит то, что делали мы: бесплатные заезды для инвалидов, низкий стартовый взнос для участников на отечественных автомобилях. Именно поэтому на наших соревнованиях было большое наполнение, разные зачеты. В любом случае, считали, то, что делали мы, прошло не зря и теперь Чемпионат будет многоэтапный, с отличным освещением в прессе, с большим количеством участников. Но оно не пошло… Многие наигрались и ушли. Потом мне все стало менее и менее интересно читать про ралли-рейды, спрашивал у людей, которые там остались, они лишь махали руками, мол, да про что там говорить. Все ушло. Да и люди пришли в руководство дисциплины, которым я в мою бытность не доверил бы это делать никогда. Потому что они, с моей точки зрения, не гонками интересуются, а собственным реноме, заработками, карьерой. Тут нужны такие энтузиасты, как гонщики того, моего, времени, для которых ралли-рейды – это не только хобби, но и уже стиль жизнь. Когда тебе интересны сами гонки и развитие этой дисциплины, а не места на подиуме или твое изображение в журналах или на телевидении. Мы об этом не очень думали.

Мы зарабатывали деньги для того чтобы гоняться, находили время на гонки иногда в ущерб бизнесу, хотя тот же бизнес и дает возможность гоняться. Весь мир так балансирует. Но мне кажется, основная проблема даже не в этом. Никому в стране, кроме участников, которые варятся в этом котле, автоспорт не нужен, уж, извини, даже прессе. Иначе показывали бы при первой возможности

Ну что значит: не нужно прессе. Ее зовут – она едет, ее не зовут – она не едет.

Давай будем честным: ей платят – она едет, не платят – не едет.

Неее, не фига. Пресса бывает разная, в том числе и такая, "платная", но профильные интернет СМИ практически всегда присутствуют на этапах. Скажу больше: наш портал, в моем лице, или я, как просто оператор, не всегда можем себе позволить выезд на гонки. По этому я с удовольствием продаюсь и не скрываю это. Другое дело, что покупателей мало. И это для меня несколько странно. Гонщики, которые могут себе позволить тратить десятки, а то и сотни тысяч валютных денег на команды, не в состоянии скинуться на одну медиа-группу, которая будет показывать их же. Они не должны это делать, но кто, блин, если не они?! Из чего я делаю вывод: что не всем это надо. Тебе не кажется, что круг замкнулся?

Я не говорю сейчас о тех, кто живет в этом спорте. Говорю про более широкую прессу, про телевидение. Деньги просят такие, что спортсмены на эту сумму могут подготовить еще один автомобиль. Или выписать премию своим механикам. Или съездить на какую-то гонку.

Сейчас, слава богу, на телевидение не очень-то и ориентируются, потому что есть интернет, где можно посмотреть все, в любое время и несколько раз. И, как мне кажется, с бОльшей аудиторией.
Гонки гонками но в душе, как я понимаю всегда оставались байки? Только в твоем немецком гараже я видел аж три штуки и все под разные цели. С чего все началось?

У многих из нас первые мотоциклы были "Ява" или "Иж", других настоящих на нашем рынке не было. Учился еще в школе, подрабатывал каменщиком и плотником в одном подмосковном совхозе, заработал на мотоцикл. Сначала купил "Яву" за 950 рублей, а на следующий год за 1100. На "Яве" проехал очень много, от Москвы до Кишинева, через Крым, Армению, Узбекистан, через Караганду и Урал вернулся обратно.
Извини, вернусь к гонкам, потому что хочу вот что еще сказать: мы все, кто занимался ралли-рейдами раньше или занимается сейчас, мы все обязаны этим Леониду Майорову, он этим спортом жил, лучше, чем кто бы то не было иной понимал и любил эту дисциплину, хотя и эксплуатировал, как мог. Больше, чем он, для отечественных ралли-рейдов пока никто не сделал. Леонид был неоднозначным человеком. Он был и стимулом, и тормозом, и конкуренцией, и мотивацией. С ним была эпоха. Что будет дальше, покажет время.

Расскажи НЕ байкерам, что это за ощущение? Ветер в лицо, дождь, мошки..

В этом и кайф. Ты рулишь, ветер, дорога, закаты, восходы.

В машине гораздо уютнее и все то же самое.

Нееет, не так рулишь, на мотоцикле еще важно держать баланс, чувствуешь себя, как всадник на коне. Здесь ощущение скорости совершенно иное. На машине едешь 150 км/ч и ничего не чувствуешь, на мотоцикле с такой же скоростью ты уже "валишь". Эти ощущения нельзя сравнивать. Конечно, байк не комфортен в холодную, мокрую погоду, в снег вообще сложно его использовать, но во всех остальных условиях его можно использовать. Ты как покоритель пространства.

Среди байкеров есть какая-то классификация? Например, на эндуро и те, которые на спортбайках? Вы меж собой не соприкасаетесь? Интересы не совпадают?

Интерес у всех один – мотоциклы. Я езжу на всех типах мотоциклов. Конечно, не езжу уже на спортбайке (потому что уже взрослый и живот у меня большой, мне на нем трудно разместиться), но я никак не квалифицирую.

Имеет значение, как ты одет? Не столько с точки зрения практичности, сколько эстетики?

Рокерство и байкерство у меня в крови: черный чопер, черная кожаная одежда, весь в эмблемах, перстнях и цепях – наверно, это имеет значение. Мне с детства это нравилось и я до сих пор верен этой своей субкультуре. Но это именно тогда, когда я еду на тяжелом чопере на какую-нибудь тусовку. Когда еду путешествовать, на мне совсем другая одежда, более тематическая. Это в зависимости от ситуации и, опять же, кому как нравится. Да, одежда во многом является способом идентификации. Никогда не состоял ни в каком клубе, потому что как только ты вступаешь в клуб, начинаешь делить мотоциклистов на дружественных твоему клубу и всех остальных. Это не правильно с моей точки зрения, мотоциклисты никак не должны делиться. Если на дороге у человека случилось беда, ему все равно нужно оказать помощь.

По жизни есть еще какие-то увлечения: марочки, календарики, трубки?

Марочки, календарики нет, конечно, а трубки я не коллекционирую, я их курю. Сейчас у меня порядка двухсот трубок. Лодка – это, наверно, мое увлечение, на ней путешествую, мне это очень нравится. Вообще думаю, что в основе моей личности лежат не лодки, не машины, не мотоциклы, а желание путешествовать. Все остальное – это уже средство с разными ощущениями.

Из прочих равных, если бы тебе нужно было добраться в одну точку, чтобы ты выбрал: лодку, мотоцикл или машину?

Это не корректный вопрос, честно скажу - не ставь меня в такие условия. Не знаю.

Твое самое интересное путешествие?

Однозначно – на Тибет. Не скажу, что оно было самое простое или самое трудное, но самое интересное точно. Многое увидел и многое узнал. Если мы говорим о моих путешествиях, то я не скажу, что было бы одно не интересное. Они все интересны и по-своему уникальны.

А куда бы хотел?

В Южную Америку на мотоцикле. А еще в Южную Америку на машине и на лодке. Если получится, то до континента доберусь на лодке, а проеду по нему уже на мотоцикле.

Байкеры – рокеры какую музыку слушают? Наверняка тяжелую?

Слушаю разную музыку, проще сказать, что я не слушаю. Поп-музыку, а, точнее, советскую эстраду. Люблю тяжелый рок, джаз, блюз, слушаю классическую музыку. Кантри, фольк слушаю.

Многие отправляются в путешествие с женами, подругами, Ира всегда на машине или чаще за спиной?

Иногда она на мотоцикле со мной ездила, а так на машине. Я любил путешествовать в одиночку, пока не встретил Иру. В путешествие по Европе, езжу, как правило, один, потому как это недалеко. Тибет, Монголия, Исландия – Ира всегда рядом.

 

Текст: Сергей Белостоцкий
Фото: из личного архива С. Линькова и С.Белостоцкого

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: