• Лебедки Superwinch
  • Реклама на нашем сайте
  • Подвеска Pedders
  • Реклама на нашем сайте

Олег Тюпенкин. Ралли-рейды как наркотик

Опубликовано в Доска почета   3762

Обычно интервью с раллистами я начинаю с таких подготовительных слов. Мол, знаю все про квадроспорт, могу блеснуть знаниями в трофи-рейдах, но вот ралли-рейды еще только начинаю осваивать. И это действительно так. Но чем больше узнаю про ралли-рейды и людей, которые увлекаются этой спортивной дисциплиной, тем больше они мне нравится.

Знакомство с Олегом Тюпенкиным стало для меня большим открытием – я даже не догадывалась, что в нашем автоспорте есть такие люди! Во-первых, двадцатилетний опыт участия в соревнованиях (на "Дакаре" был еще в 1994 году!), во-вторых, человек с железной силой воли, ибо восстановиться после страшной аварии 2009 года и снова вернуться в автогонки - это заслуживает отдельного уважения. И, в-третьих, Олег просто интересный и приятный собеседник.  

Изучая вашу спортивную биографию по разным  источникам, обратила внимание, что вам по жизни везет с людьми. Сначала сама судьба свела вас с Сергеем Гирей, затем работали с "КАМАЗ-мастер", долгое время выступали с Леонидом Новицким… Кто привил вам увлечение ралли-рейдами, машинами?

Как и у всех мальчишек, мой интерес к технике вырос из автомобильных изданий. Уже тогда был на слуху ралли-марафон "Дакар", как и любой пацан, я испытывал зависть: вот, люди куда-то ездят, счастливые. Я родился и вырос в Норильске, в 1984 году поступил в Московский автодорожный институт. В студенческие годы жил в общежитии, и мой сосед учился на кафедре "Автомобильного спорта". Именно благодаря ему на 3 курсе я выбрал эту же специализацию. У нас были великие учителя: Тараненко, Назаров, Щавелев, Фаробин. Закончил МАДИ, к этому времени у меня уже была семья, ребенок, время было не простое, работал в нескольких местах, в том числе, и по ночам. Первая случайная встреча, которая, так скажем, позволила мне после окончания института найти работу по специальности, произошла как раз, когда я работал ночным сторожем. На стоянке, рядом с МАДИ, я познакомился с Александром Семеновичем Клопичевым. В то время он был представителем FIA, тренером сборной России по автоспорту, сотрудником Центрального автомотоклуба, естественно, у него были друзья – известные российские и международные пилоты.

main 6

Сначала я познакомился с Александром Семеновичем, через него с Сергеем Гирей, это был 1991 год, май. Как раз тогда Центральный автомотоклуб, совместно с японцами  и французами, проводили генеральный реконессанс гонки "Париж – Москва – Пекин". Вот так, благодаря Сергею Гире, я попал в автоспорт. Причем, никак пилот или штурман, а как организатор. В 1991 году "Париж – Москва – Пекин" не состоялась, в 1992 мы к этой теме вернулись, гонка прошла и прошла хорошо, но французы и японцы отказались от продолжения этого мероприятия. Тогда у Сергея Гири появилась идея: а почему бы самим не поездить, не провести что-нибудь свое. Решили попробовать привлечь частных энтузиастов принять участие в ралли "Тунис", "Париж – Дакар" и так далее. У нас это получилось. В 1994 году я впервые поехал на "Дакар" с Виктором Корниловым, бизнесменом из Тюмени, тогда было что-то вроде зачета "Рейд". Дальше – больше. В 1995 году мы поехали на "Дакар" вместе с Григорием Никишкиным, но наш боевой экипаж тогда не доехал даже до старта – мы перевернулись, улетели с автобана в районе Барселоны. Хотя стартовать нам разрешили и мы смогли достаточно бодро проехать два этапа, на третьем сошли. О том "Дакаре" можно написать книгу – ни одного дня не прошло без приключений: то перевороты, то в песках сидели… В 1995 году была создана команда "КАМАЗ-мастер", группа "Мастер" пришла в автоспорт, стала генеральным спонсором и совладельцем команды. Мы все ушли из ЦАМКа и начали работать в группе "Мастер", отвечали за спортивное направление. С одной стороны, в наши задачи входило оказание помощи "КАМАЗ-мастер", с другой - организация и проведение марафона "Мастер-ралли". С 1995 по 1997 я участвовал в организации и проведении этого марафона. "Мастер-ралли" - это были уникальные гонки по уникальным маршрутам (Казахстан, Монголия, Китай), их реально можно сравнить с "Дакаром" и по сложности, и по маршруту, и по длительности. В 1998 году "Мастер-ралли" не состоялся из-за дефолта.
В свое время на гонках познакомился с Андреем Бирюковым, в 1998 году перешел к нему на работу. В 2002 году познакомился с Леонидом Новицким.

Я хотела бы все-таки несколько заострить внимание на вашем детстве (мы придерживаемся той идеи, что все взрослые увлечения выросли из детства). Вы сказали, что, как и большинство мальчишек, увлекались автомобилями. Не согласна. Например, мой предыдущий собеседник Роман Елагин в детстве мечтал о другом, тем не менее, сейчас у вас общее увлечение. Вы родились и выросли в Норильске, а там, насколько мне известно, автоспортом не пахнет и сейчас. Лишь снег, снег, снег и снег кругом.

В наше время (начало 80-х годов) все хотели стать космонавтами, хоккеистами и т.д. Я тоже мечтал стать или хоккеистом и, если не космонавтом, то, по крайней мере, пилотом истребителя. Более того, я даже в 10 классе подавал документы в авиационно-летное училище. Повезло – не поступил.

Ну тогда у вас много общего с другим известным ралли-рейдовым штурманом Алексеем Кузьмичем – в какой-то период своей жизни он тоже задумывался о летной карьере.

Да все мы похожи. Каждое время формирует свои мечты. Если раньше мы хотели быть похожи на Ленина, Гагарина и Харламова, то сегодняшние дети мечтают стать юристами, экономистами, банкирами, артистами.
Но одно могу сказать: дух путешествий, приключений у меня с детства. Летом мы всей семьей уезжали из Норильска, старались объехать всех родственников: Москва, Липецк, Украина.

Когда начали мечтать попасть на "Дакар"?

Уже в институте. В 1991 году впервые увидел спортивные автомобили, легендарные Citroen и Mitsubishi, а также тех людей, которые сегодня считаются идолами в автоспорте. Тогда уже начал следить за всеми соревнованиями как положено. В советское время автоспорт был очень жестко зарегулирован, попасть в него "со стороны" было практически невозможно. В основном, приходили из автомастерских, клубов, причем, они были обязаны находиться в системе ДОСААФ, либо созданы при автозаводах. Обычному человеку построить автомобиль у себя в гараже и поехать гоняться было практически невозможно.

Сегодня все с точностью наоборот

Поддержка государства ушла, даже наши крупные автозаводы свернули спортивные программы.

Я задала этот вопрос недавно другому человеку, он не смог на него ответить, может быть, вы, с вашим опытом, сможете дать на него ответ. Итак, можете объяснить, что такое ралли-рейды? Ни формальное книжное определение, а что-то свое.

Никто не может объяснить, что это такое.

Ну а для вас?

В свое время это была серьезная большая работа, на которой мы пропадали каждый день с утра до ночи. Не было нормированного рабочего дня, могли сутки не спать, но нам было это интересно. Всегда везет человеку, когда его работа совпадает с хобби, мечтой. В основном, тогда ралли-рейды были для меня работой. Сегодня это уже увлечение, хобби и они не являются основным направлением моей деятельности. Возможности на сегодняшний день не такие, да и хотелось бы ездить на результат, но после аварии 2009 года есть определенные ограничения.

Но в 2012 году, кажется, на соревновании "Марокко", вы показали  второй результат, так что с результативностью у вас все хорошо.

Мы чуть-чуть не выиграли.

Просматривала публикации в СМИ прошлых лет, вас в паре с Леонидом Новицким часто называли "непобедимым экипажем", а про эту гонку 2012 года в Марокко написано, что это было "легендарное возвращение" и так далее.

После аварии я долго не мог сесть в автомобиль, у меня были определенные страхи. Возвращение в автоспорт состоялось весной 2012 года, я впервые принял участие  в соревновании с Дмитрием Ивлиевым на автомобиле Nissan Pathfinder на гонке в Ульяновске. Автомобиль был класса Production и, как оказалось, все мои преждевременные страхи были напрасны. Потом меня пригласили проехать на Ё-мобиле, после Леонид предложил выступить с ним в экипаже на гонке в Марокко. Скорость Новицкого на автомобиле Mini и две мои крайние гонки несравнимы абсолютно. Но все было супер! Абсолютно не было никаких страхов, да и Леонид немного по-другому стал ехать. В Марокко я испытал истинное наслаждение от возвращения. Был период, когда я долго не работал с международными приборами, поэтому на первом этапе как штурман совершил ошибку, получили пенализацию, из-за которой мы не смогли выиграть гонку. Потом были другие соревнования.

На "Дакаре" 2009 года в Абсолюте вы стали восьмыми и четвертыми в своей категории, мои коллеги сходятся во мнении, что это был выдающийся результат...

На то время – да.

В этом году Леонид, наконец, попал тройку призеров Абсолюта…

На самом деле, на "Дакаре" никому не интересно, кто был первым в своем классе. Главное Абсолют. Выступая на "Дакаре", Леонид постоянно прогрессирует. Мы начали с 25-го места в Абсолюте, на следующий год было 20-ое, в 2009 году мы стали восьмыми. Причем на том "Дакаре" у нас было такое количество проблем! Думали, что и в сотню не попадем. Два крайних "Дакара" у Леонида были просто потрясающими: в 2012 году он занял 4 место в Абсолютном зачете, а в 2013, в паре с Константином Жильцовым, стал третьим. Я могу сказать, что улучшить этот результат среди россиян может только Новицкий и, думаю, что ближайшие 10 лет никто его не догонит. Если из наших Dakar кто-то и сможет выиграть, то только Новицкий.

Не знаю… на мой непрофессиональный взгляд, экипаж Васильев / Евтехов имеет хорошие шансы.

Володя очень быстрый и хороший пилот, но на марафонах важна стабильность. Не надо приезжать первым на этапе. Можно приезжать 5-6, но постоянно, и тогда итоговый результат будет суперским. Dakar – это очень длинная гонка. Сильно устаешь, часто теряется внимание, устает не только пилот, устает штурман, механики… Механик гайку не затянул, штурман позицию не отметил, пилот камень не увидел – все эти маленькие неудачи на "Дакаре" растут, как снежный ком. На самом деле, в десятку на "Дакаре" въехать очень просто (почти шутка), надо только выполнять четыре правила: 1. Не пробивать колеса. 2. Не копаться в песке. 3. Не опаздывать и не получать пенализации. 4. Не приезжать в ночь и не ломать автомобиль. Соблюдая эти правила, можно показать достаточно приличный результат. Главное, ехать в своем режиме, кому надо сломаться – они сами сломаются, кому надо между собой погоняться – между собой погоняются и выйдут из гонки. Наш 8-ой результат тогда, когда выступали такие команды, как VW, BMW, сравним с 3-4 местом сейчас. Сегодня большая конкуренция между "частниками", не заводскими командами, а с хорошими пилотами на хороших автомобилях, практически у всех равные условия. Но все эти умозаключения – это моё личное, субъективное, мнение, я очень буду рад, если Васильев сможет (а он точно сможет) побороться за пьедестал на "Дакаре". Думаю в пятерку попадет.

Но, по сути, они уже любители…

Я бы не сказал. Много профессионалов, просто условия у всех разные. И машины стали примерно одинаковыми….

Расскажите мне про Dakar. Постоянно слышу от окружающих мужчин, как они хотят туда попасть. Вы там были. Это действительно так круто, как об этом мечтают?

А почему людей тянет на музыкальные слеты, альпинистов в горы, а барды не упускают случая спеть свои песни у костра? У каждого свои увлечения. Наш наркотик – это ралли-рейды, там своя атмосфера, люди, машины, много знакомых. "Дакар" - это слет автогонщиков, людей, которые занимаются автоспортом, причем, не только из ралли-рейдов, много пилотов из ралли, в свое время были и гонщики из Formula 1. Тут можно встретить разных людей: бизнесменов, политиков, да кого там только нет! Dakar – это некое мероприятие, объединяющее людей, которым это нравится. Плюс еще присутствует некая демократия, когда в условиях одного мероприятия великие и невеликие – все равны. Это песок, пыль, грязь, солнце… Dakar африканский и Dakar, который сейчас, сильно отличаются. Если раньше все жили в палатках, то сейчас гостиницы, комфорт. Если в прошлом был дух туризма, приключений, а так скажем, соревновательной части было не так много, то в последнее время, на 95% Dakar - это уже соревнование.

main 3

Я перед интервью советовалась с Еленой Правдиной (о том, какие вопросы вам лучше всего задать) и она сказала, что вы очень любите свою семью.

Ну да, а кто ее не любит? :) У меня большая семья: жена, сын, дочь, невестка, внук.

По этому поводу следующий вопрос: почему вы свою жену отправили на "Шелковый путь"?

Я ее не отправлял, она сама захотела. Она и раньше участвовала со мной в каких-то поездках, присутствовала на гонках, все видела, все понимает, переживает. Она со мной всю жизнь. В свое время (1991, 1993 год) моя жена работала с нами, занималась документами. В этом году появилась возможность поехать самой, им дали автомобиль, вдруг нашелся для них спонсор, который выделил ресурсы для поездки. На "Шелковом пути" мы гонялись  автономно: она в своей команде, я в своей.

На административной комиссии история про участие ваших жен была чем-то вроде шутки. Журналисты не могли поверить, что топовые спортсмены отправили своих жен на такое соревнование.

Если честно, я, как муж и участник таких мероприятий, в душе против, чтобы жена тоже ездила. Ну, захотелось им с Людой Петенко. Они проехали зачет Чемпионата России, выступали на "Ниве" не очень серьезной подготовки. Понятно, что наши жены проехали этот маршрут с определенной тактикой и технической подготовкой. Они большие молодцы! Им было запрещено проезжать определенные участки, понятно, что любой автомобиль можно засадить в любом месте, весь вопрос в том, что делать дальше? Как его эвакуировать потом, кто будет ремонтировать? Все это требует определенного времени и больших затрат, финансовых, психологических и т.д.

Из своих наблюдений могу сказать, что есть два кардинальных отношения женщин к тому, что муж занимается спортом. Первое – полное понимание и поддержка, они всегда вместе и всюду. Второе – полное неприятие: "куда ты опять поехал", "дети не видят отца" и так далее. Вам повезло.

Да, нам повезло. После аварии, которую мы пережили в 2009 году, вопрос стоял между жизнью и смертью, я провел 11 дней в реанимации. Жена приехала ко мне в больницу в Германию и все время была рядом. Нормальный человек скажет: все, хватит с тебя соревнований, звоночек прозвенел, больше не надо. Нет. Таких людей, как мы, может остановить только судьба. Поэтому, к счастью, жена меня понимает, к счастью, она меня поддерживает. Не только жена, но и вся семья меня поддерживает.

Сын думает, чтобы тоже пойти в автоспорт? Вы его к этому как-то готовили?

Нет, пока никак не готовил, но привлекал на гонки в качестве помощника. Я бы не хотел, чтобы сын сидел за рулем, хочу видеть его штурманом. Это сложный комплексный вопрос, это во-первых. Во-вторых, человека нужно подготовить, научить, купить форму… много вопросов, для того чтобы он смог сесть в автомобиль.

Почему штурманом? Опять же из своей общительной практики могу сказать, что все стремятся стать пилотами.

Нет, я не хотел бы быть пилотом, вопрос опять же: ради чего. Можно стать пилотом, чтобы кататься, получать удовольствие. Это первое. Второе – быть пилотом более затратно. Не у всех людей может получиться хорошо ездить. Если бы я ездил не с такими быстрыми и хорошими пилотами, у меня бы, может, была мечта сесть в руль, потому что считал, что смогу проехать лучше, быстрее. Но, имея опыт езды с такими пилотами, как Новицкий, Желудов, Мурашкин, Логинов, знаю, что не смогу ехать быстрее, чем они. Может, не меньше навыков, чем у них, но у меня выше планка "перестраховки". Сесть за руль и быть статистом (потому как в нашем чемпионате человек 30 поедут быстрее меня) абсолютно не хочется. Сесть за руль ради удовольствия? Может быть когда-нибудь.

За 20 лет вам ралли-рейды не приелись? Остался еще дух приключений?

Если бы они приелись, я бы в них не участвовал. Ралли-рейды – это то, что мне нужно. Для меня это и работа, и хобби. Когда первый раз принимаешь участие в соревновании – это всегда приключение. Для нас это уже несколько другое. В любой работе, в любом хобби есть определенные цели и задачи. Если ставить себе цель на "Дакаре" стартовать и приехать на финиш, то тогда, наверно, это будет приключение. Из наших пилотов, которые едут на "Дакар", для них это не приключение, а финиш – не сама цель. Для них важен результат.

Вас называют штурманом мирового класса. А что для вас является Эверестом?

Победа на "Дакаре" в абсолютном зачете. Это мечта, которую достичь на сегодняшний день практически нереально. Я могу сказать, что любое окончание "Дакара", причем, вне зависимости от результата, есть некое удовлетворение. Но на следующий день обязательно приходит опустошение и вопрос: "А зачем я сюда еду?". 16-17 дней гоняешься, определенный настрой, ритм, все заточено, а тут вдруг просыпаешься и ехать никуда больше не надо. Это только на длинных гонках, на коротких такого нет. В нашем виде спорта, круче, чем победа на "Дакаре", ничего быть не может.

За 20 лет участия в ралли-рейдах, какая гонка вам наиболее памятна, приятна?

Самая приятная гонка – это Арабские Эмираты. Во-первых, она не такая длинная, всего 5-6 дней, поэтому не сильно устаешь; во-вторых, там 100% песка, причем песка разного. Плюс эта гонка с величайшим комфортом, не устаешь. Экзотика, туризм, спортивные приключения - все в одном целом. Потом, наверное, Марокко. Dakar все-таки тяжелая гонка, к ней не относишься, как к легкой прогулке.
Самая противная гонка для меня – это Тунис, там был несколько раз и никак не смогла мне эта гонка покориться. Соревнование 2009 года сложилось просто ужасно, каждый день была какая-то проблема. В один из дней был очень длинный этап 560 км, мы уехали ото всех, причем с большим отрывом. Фактически, в этот день мы могли выиграть соревнование, а в следующие дни просто ехать на задних передачах, а получилось, что перевернулись за 60 км до финиша, легли на крышу и вторая машина к нам приехала только через час. Тогда мы все равно приехали в абсолюте четвертыми.

Сейчас вы рассказали про Тунис, до этого про "Дакар", как все нескладывалось, но вы все равно продолжали выступление. То есть, вы человек не суеверный?

Нет, не суеверный. Независимо от того, что случается во время соревнования, ты должен быть на финише. Сломался – не сломался, потерялся или нет.

О чем вы еще мечтаете? Может, хотите прыгнуть с парашютом?

Нет, с парашютом прыгнуть не хочу. Вернее, у меня была такая мечта давно, лет 10 назад мне посчастливилось познакомиться с человеком, инструктором по парашютному спорту, он один из немногих, кто выжил после катастрофы самолета. После знакомства с ним, меня как отрубило: о парашютах больше не думал. Определенных целей сейчас нет, потому что сегодня большинство целей могут быть достигнуты при определенном материальном вложении. Я, наверно, уже не в том возрасте, чтобы мечтать. У меня есть сложившиеся мечты и цели, а все остальное - свободно решаемые задачи. Одно могу сказать точно: мне нравится путешествовать, куда-то ездить.

Текст: Галина Кошелева
фото: предоставлено RRclub.su

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: