• Подвеска Pedders
  • Реклама на нашем сайте
  • Лебедки Red Winches
  • Реклама на нашем сайте

Самоделкин и «Зубастик» на Эльбрусе

Опубликовано в Off-road   4882

Важно быть первым и лучшим. Это не только честь и хвала, но и имя в истории, лестные отзывы современников и память потомков. Хотя, что мы об этом говорим – вы и сами все это прекрасно знаете. А вот помните ли вы, кто стал первым Чемпионом России по трофи-рейдам на квадроциклах в зачете ATV-original? Знаете ли имя первой пилотессы все в том же Чемпионате России по трофи-рейдам, а теперь еще и в ралли-рейдах (в зачете Т3)? А кто на сегодняшний день является одним из лучших механиков в стране по квадрам и не только? Вооот! Пришло время их узнать, тем более, что они первыми в России (да и в мире, пожалуй, тоже) решили совершить восхождение на квадроциклах на Эльбрус!

Идея этого проекта родилась в голове у Самоделкина. Именно так известен на квадрофоруме (и не только) Артем Куимов, первый Чемпион России по трофи-рейдам на ATV в зачете ATV-original. «Самоделкином» он зовет себя не случайно – он изобретатель (настоящий) по профессии и призванию, обладатель большого количества патентов и, несомненно, очень интересный человек. Его «Зубастика» (такое прозвище заслужил его квадр за исключительную улыбку) легко выделить в общей группе техники. Его друзья, а в недавнем прошлом еще и напарники, Инна Мартьянова и Виктор Шмельков поддержали его проект и вот….
Уже 5 августа они отправляются на Эльбрус для восхождения.

1

Дневник экспедиции

Начало пути, или поехали! | Разведка | Восхождение

3

Перед разведкой маршрута, квадроцикл претерпел небольшие изменения. Основные доработки коснулись ходовой части и органов управления. Немного настроили мотор для работы на разряженном воздухе высокогорья. Выезд на высоту 4500м был задуман с целью проверки, как техники, так и самих себя. Ведь на секрет, что в горах люди проявляют себя самым неожиданным образом и порой с не самой лучшей стороны. Главное отличие квадровосхождения от прочих подъемов техники на Эльбрус в том, что техника поедет сама.

5

Дневник восхождения. Автор Артём Куимов

Начало пути, или  "Поехали!"

Каждый раз возвращаясь из очередного путешествия, понимаю, что отчет надо писать сразу по возвращении, по горячим следам, а иначе… Нет, не забудутся подробности! Наоборот!  Рассказывая очередному собеседнику историю путешествия, я каждый раз дополняю свой рассказ таким количеством подробностей, что через какое-то время уже сам не в состоянии отличить правду от художественного домысла! )

Итак, начинаю врать…

7

Сейчас уже невозможно вспомнить, когда и где, а, главное, почему родилась идея подняться на Эльбрус на квадроцикле. Началом отсчета считаем декабрь 2013 года, когда я позвонил Инне Мартьяновой и сообщил ей, что приглашаю её и Виктора Шмелькова на эту авантюру. Ну а поскольку Инна альпинист лишь чуть-чуть и то в далеком прошлом, а мы с Виктором в альпинизме вообще ни в зуб ногой, то совместно решили, что без опытного инструктора нам не обойтись. Так появился в нашей команде Сергей Баранов, суперальпинист из Краснодара. В качестве фотовидеооператора, а заодно и пресс-секретаря, команду удачно дополнил Александр Рязанов.

1

Зима и весна ушли на покупку альпинистской одежды, оборудования и снаряжения, а также на доработку квадроциклов. Решено было брать с собой на восхождение два квадрика на случай возможной поломки одного из них.

Просмотрев в интернете картинки с восхождений на Эльбрус и поняв, что ландшафт обещает быть далеко не трофийного формата, мы начали переоборудование квадроциклов. Думаю, нет смысла забивать читателям голову вопросами, связанными с адаптацией двигателей к условиям кислородного голодания, поэтому расскажу о том, что попроще и поинтереснее: о ходовой части.

3

Во главе угла встал вопрос сцепления с… горой. Именно с горой, а не с грунтом или со снегом! Дело в том, что за время восхождения нам предстояло пройти несколько климатических зон, а, следовательно, несколько видов покрытия: асфальт, грунтовка, каменистая осыпь, курумник, рыхлый снег, фирн (смерзшийся гранулированный снег) и лед! Брать с собой несколько комплектов колес не было возможности, а потому решили обойтись двумя. Металлические (их сразу окрестили Франкенштейнами) сделали по типу луноходных, но с огромными шипами. Их задача была обеспечить прохождение по обледенелым участкам и крутым подъемам. Для несложных участков был подготовлен комплект резиновых колес с кучей всевозможных цепей, крючьев и шипов.

5

Лебедки были изготовлены из Warn путем установки тюнинговых барабанов, вмещающих 100 метров троса. А в дополнение к ним на задние колеса установили «катушки» - самовытаскиватели, тоже на 100 метров троса.

Пластмассовые подножки гарантированно не выдержали бы напора альпинистских «кошек», а потому были изготовлены металлические. Штатные багажники тоже заменили на самодельные¸ более прочные и вместительные. В бампер и задний багажник были встроены хитроумные устройства, на манер домкратов. Для возможности в одиночку приподнять квадроцикл при замене колес и опасности переворота…

8

Амортизаторы на горе смысла не имели, а потому было решено установить так называемую «активную подвеску». Она позволяла изменять угол наклона квадроциклов при прохождении крутых подъемов, спусков и при движении с наклоном.

Ручки газа были установлены с двух сторон, чтобы при опасности переворота иметь возможность идти рядом с квадроциклом с безопасной стороны. Поскольку значительную часть подъема планировалось пройти в ночное время, то квадроциклы буквально увешали светодиодной оптикой. Нам светло, как днем, а от подножья горы зрелище было потрясающее!

Несмотря на то, что на подготовку было потрачено почти полгода, не хватило, как обычно ровно одной ночи! Вместо того чтобы выспаться перед дальней дорогой мы в ночь отъезда до утра крутили гайки, сверкали сваркой и жужжали болгарками.

Разведка

Несмотря на традиционно присущие нам слабоумие и отвагу, мы понимали, что вот так сразу взять да и заехать на Эльбрус у нас не получится. Поэтому и решили в июне совершить пробный выезд на высоту «насколько-получится-заехать».

2

Поскольку времени на всё про всё у нас было всего три дня, то акклиматизацию пришлось проходить по очень сокращенной программе! Первый день – сходили пешком до ст. Мир (3500м), устали с непривычки до смерти и на второй день проснулись лишь к обеду. Собравшись, опять пошли на гору и погнали туда же квадрик. Снег в июне начинался от высоты 3300м и днем был совершенно раскисшим. Остались на ночевку в палатке и когда снег замерз, в четыре часа ночи стартанули наверх.

4

По «железобетонному» фирну квадрик летел к вершине, рыча от удовольствия! Мороз и ураганный ветер не могли испортить удовольствия от такого стремительного восхождения… Станция «Мир» - полет нормальный! Приют «Бочки», «Приют Одиннадцати» - полет нормальный! «Скалы Пастухова» - хоть и на пониженной, но полет нормальный! В какой-то момент я обернулся взглянуть на что-то сбоку и «картинка» у меня поплыла! СТОП! Шутки кончились! Так недолго и с квадрика кувыркнуться… Сказалось отсутствие акклиматизации и слишком резкий подъем. Пришлось остановиться, отдышаться, сфотографироваться и ме-е-едленно развернуться.

1 

Подъехав к какому-то восходителю, я чуть не убил его вопросом: «А вы не подскажете, какая здесь высота?». Думаю, вопрос «Как пройти в библиотеку?» удивил бы его меньше… Выяснив у общественности, что высота, где мне поплохело, составила примерно 4500 метров, я покатился вниз. С горы, кстати, ехать было гораздо сложнее…
По результатам пробной поездки стало понятно, какие из моих доработок работоспособны, а какие требуют переделки. А, главное, пропали всякие иллюзии по поводу возможной экспресс-акклиматизации, про которую так много пишут в интернете…

2

Восхождение

Итак, есть 3 варианта, почему вы продолжаете читать эту статью:
1 – Вы любитель всякого рода экстремальных путешествий и вам действительно интересно;
2 – Вы собираетесь самостоятельно совершить нечто подобное и читаете мой рассказ с целью подчерпнуть что-то полезное;
3 – Вы считаете автора статьи лохом, и продолжаете верить, что вы бы на его месте в два счета заехали на Эльбрус и возможно даже на Эверест!
Что же… Постараюсь удовлетворить читателей всех категорий и ответить на вопросы «как мы шли», «как мы ехали» и «ну как там вообще…».
«Как мы шли» и «как там вообще…». Что было для нас самым неожиданным, удивительным и сложным?
Полной неожиданностью для нас стало то, что способность людей к активной деятельности в горах никак не зависит от их физической силы. Много раз приходилось видеть как «вот такие вот здоровенные» парни сидят на снегу, хватая ртом воздух, а какой-то вроде бы доходяга уверенно идет вверх и даже не отдыхает.
Нам, жителям равнины, поначалу катастрофически как не хватало кислорода. Вроде бы ничего сложного, иди себе да иди, а силы покидают мгновенно и рюкзак давит на плечи как камнями набитый.
При этом на каждого горная болезнь выражалась по своему. Например, у меня дико болела голова, у Инны была проблема с дыханием, у Виктора «забились» мышцы, а у Александра давление скакнуло… Нам было объяснено, что в горах надо ходить медленно, а бегать вообще нельзя. На каждый шаг делай вдох-выдох, неспешно иди небольшими шагами и жизнь наладится! Так вот, самым сложным для меня было заставить себя идти медленнее, чем хочется!

Видимо от недостатка кислорода или еще от чего-то, но есть и пить во время восхождения совершенно не хотелось. А надо! Инна заботливо и строго следила за тем, чтобы мы каждые полчаса ели овсяное печенье или шоколадки и пили воду с изотониками. Несмотря на это я за две недели сбросил пять килограммов! Толстухи, бросайте фитнесс, бегом на Эльбрус!!!
На вопрос «а как вы ехали?» отвечу: везде по-разному!
Каменная осыпь, которой покрыт весь склон, позволяет ехать, не сбрасывая газ, но если остановился, то тронуться уже не позволяет, мгновенно вылетая из под колес. Приходится вновь и вновь откатываться назад в попытке найти участок с хорошим зацепом. При движении вниз тормозить на такой осыпи бесполезно, можно только чуть-чуть подруливать, не давая квадру перевернуться.
По снегу езда различалась в зависимости от его состояния. По хорошо замерзшему, твердому фирну ехалось как по асфальту – легко и уверенно, а вот по раскисшему снегу не ехалось вообще! При этом езда по такому «кисляку» отличается от нашей болотно-трофийной езды тем, что лебедку зацепить совершенно, ну совершенно не за что. Вкапывать или вколачивать какие-либо якоря бесполезно, а порой и не во что, так как глубина этой жидкой каши составляет чуть более полуметра, а под ней находятся камни. Приходилось проявлять чудеса изобретательности и терпения, чтобы выбраться из таких ловушек.
Крутизна подъема в среднем составляла около тридцати градусов, но это в среднем! Порой были участки, где груженый квадроцикл буквально вставал на дыбы! Приходилось страховать технику от переворота с помощью лебедок и хитроумных приспособлений. При боковом наклоне выручала «активная подвеска», позволявшая скособочить квадроцикл в нужную сторону.
До голого «бутылочного» льда мы так и не доехали, а потому в полной мере оценить работу металлических колес не получилось. Зато на проходящих мимо альпинистов их вид производил потрясающее впечатление!

Хронология квадровосхождения такова:
13 августа в семь утра установили на квадроциклы флаги Московской области и Торгово-Промышленной палаты и стартовали с поляны Азау (высота 2300м). Джип сопровождения ехал позади и вез бензин, запчасти, еду и всё прочее. Дорога была неплохая, и мы ехали не спеша, часто останавливаясь для фотографирования. За час с небольшим квадры и джип сопровождения добрались до Бочек (высота 3800м). Поскольку снег в то утро был совершенно раскисшим, то было решено остановиться на ночевку.



14 августа поднялись в три часа ночи и в полной темноте тронулись наверх. В планах было подняться до высоты 5000 метров и оставив квадроциклы, спуститься на ночевку в «Бочки». Одним прыжком поднялись за полчаса до скал Пастухова и серьезно застряли! Дальше «железобетонный» фирн кончился и начались участки какого-то перемороженного порошка, ехать по которому можно было только при помощи лебедок! Потратив остаток дня, дошли до начала «косой полки» на 5064 метров. Оставив там технику, около десяти вечера еле живые пешком спустились в приют «Бочки».

15 августа после тяжелейшего дня и короткой ночи с трудом поднялись в три часа. К рассвету добрались до квадроциклов и начали штурмовать «косую полку». Первым шел мой «Зубастик», со страховками от бокового сноса и опрокидывания. Второй квадр (Инны Мартьяновой) подгоняли наверх по мере продвижения «Зубастика», но из соображений безопасности их не сближали менее двухсот-трехсот метров.
В разгар прохождения «косой полки» квадровосхождение остановлено сотрудниками Росприроднадзора и полиции. Официальная версия: нарушение правил посещения национальных парков. И это несмотря на все имеющиеся разрешения и согласования!!! Техника была с помощью ратрака спущена вниз, а нас, после оформления протоколов и объяснения истинных причин прекращения восхождения, отпустили.
Жалко, что аппаратура, фиксирующая высоту восхождения, была закреплена на втором, «догоняющем» квадроцикле Инны, а то результат «Зубастика», а значит и высота рекорда России и Европы, были бы немного больше! В итоге, несмотря ни на что, официальный рекорд квадровосхождений – 5150 метров поставлен, с чем нас всех и поздравляю!

На следующий день, немного отдохнув внизу, мы решили, что будет глупо имея такую замечательную акклиматизацию не сходить на Эльбрус хотя бы пешком. Собрались и взошли, правда ветер на вершине чуть не сдул нас вместе с флагами. Инна мечтала об этом почти двадцать лет, а вот для нашего гида Сергея Баранова это восхождение стало юбилейным – сто пятидесятым по счету!

ПОДЕЛИТЬСЯ: