• Подвеска Pedders
  • Реклама на нашем сайте
  • Лебедки Red Winches
  • Реклама на нашем сайте

Котлета Шихотарова: Proto Z4 – победитель «Ладоги»

Опубликовано в Статьи о самостоятельном тюнинге   9529

Proto Z4 – победитель «Ладоги»

О машине абсолютных чемпионов трофи-рейда «Ладога 2014», легендарном алюминиевом «Земснаряде», построенном Вилнисом Зейзе рассказывает владелец и пилот прототипа калининградец Иван Шихотаров. Поводом нашей встречи с Иваном и его штурманом Михаилом Кобзарем стало их участие в «Ладоге 2015».

Собственное имя прототипа «Z4». Два знака чудесным образом вобрали в себя всю историю автомобиля. Первое значение «Z» - это «З» - «Земстнаряд». Меткое имя, которое в 2006 году Сергей Шихотаров дал своему первенцу «Z1» - покорителю земли, воды и грязи на базе Toyota Land Cruiser 70. А «Z4» это уже четвертая реинкарнация калиниградских «земснарядов» Z2 и Z3, на которых отец и сын Шихотаровы дважды выиграли Чемпионат Литвы в ТР-2. 

Второй смысл загадочного «Зет» - первая буква фамилии разработчика и создателя автомобиля Вилниса Зейза, для которого эта машина стала тоже четвертым вездеходом, сделанным своими руками. Третий автомобиль Вилниса в 2013 году занял на «Ладоге» второе место, а раз так и машина едет, решили Шихотаровы, то закажем себе следующий прототип у Зейзы. Так родился проект «Z4».

 1 3

Вилнис строил автомобиль так, как считал нужным, но по ключевым вопросам решения принимались вместе с заказчиком. Например, долго решали какой поставить двигатель. Проверенный KZ от Тойот казался тяжеловатым, а достойной альтернативы не было видно. И тут латышский инженер предложил: «А давай поставим фольксвагеновский 1,9 ТВD, на котором Алексей Голубев ездит? У нас как раз в Латвии есть специалист по их настройке». Подумали, прикинули, установили и не пожалели. Только «мозги» прокачали, подняв мощность турбодизеля до 170 л.с. Механическая 4-ступенчатая коробка передач и раздатка от Volvo Laplander. Емкость топливного бака 60 литров.

Proto Z4 – победитель «Ладоги»

Радиатор охлаждение от Audi A4 c двумя вентиляторами установлен сзади за кабиной и закрыт от грязи прозрачным пластиком.

Proto Z4 – победитель «Ладоги»

Подача воздуха к нему сверху от заборника над лобовым стеклом через воздуховод в двойной крыше. Отсюда же через встроенный в правую переднюю стойку кабины шноркель получает воздух двигатель. Охлаждающая жидкость циркулирует между дизелем и радиаторами по трубам, проложенным в полостях рамы.

Proto Z4 – победитель «Ладоги»

Кузов Z4 целиком алюминиевый. Силовые элементы сварные. Кузовные панели, двери, крылья, крыша на заклепках, посаженных на силиконовый клей. Чтобы ничего не гремело.

Proto Z4 – победитель «Ладоги»

Капот съемный. 

Proto Z4 – победитель «Ладоги»

Рама тоже алюминиевая. Толщина стенок элементов 4,5-5 мм. Каркас построен по аналогии с рамами Toyota Land Cruiser 70 и Nissan Patrol, но на основе инженерных расчетов нагрузок именно этого автомобиля.

Proto Z4 – победитель «Ладоги»

Днище закрыто алюминиевой защитой. Стальной у автомобиля только каркас безопасности. В результате Z4 весит всего 1280 кг (развесовка 50 х 50) и за счет 95% герметичности рамы и кузова имеет положительную плавучесть. То есть способен медленно плавать, загребая зубастыми колесами и глубокие, но неширокие речки проскакивать ходом.

8

Оба портальных моста прототипа от Volvo Laplander с родными пневматическими блокировками дифференциала. Крепление – А-образные рычаги. Рулевая рейка от Ford Transit намертво закреплена на мосту, не на раме, как обычно. Такое редкое решение, придуманное и воплощенное Вилнисом Зейза, придало автомобилю более легкую управляемость. Несмотря на огромные колеса, руль даже на стоящем автомобиле поворачивается одной рукой.

9

Амортизаторы-стойки King. Изначально на прототипе стояли отдельные амортизаторы и пружины, но подвеска казалась слишком жесткой. Сейчас на стойках машина едет мягче.

10

Колесные диски алюминиевые от Toyota Hilux с подведенной автоматической подкачкой. Резина Interco TSL Bogger 38,5х15. Дорожный просвет у Z4 на такой резине 42 см. На «Ладоге-2014» стояли Боггера 39,5х18, но в этом сезоне решили поставить «лапти» поменьше. Машина легче, ширина уже, пролезать между деревьями проще.

11

Глубоко вмонтированная в кузов под сиденьями лебедка самодельная «РЗБ» (Рунва, Зейзе, Боу). Собрана из двигателя Bow 3, редуктора от Runva и барабана от мастера Зейза. Тяговое усилие не замеряли, но автомобиль вытаскивает в любых ситуациях. По оценке владельцев лебедка тянет 5-6 тонн со скоростью 28 метров/минуту. Трос кевларовый. Якорь алюминиевый эксклюзив «Зуб Зейзы» весом всего 6 кг. Держит везде кроме рыхлого песка. Постоянное местожительство якоря прямо на капоте.

12

На приборной панели краны управления подкачкой/стравливанием всех колес и манометр, два тумблера принудительного включения вентиляторов радиатора, отключение массы, включение дополнительного света и стандартные для любого автомобиля кнопки и рычажки: свет, дворники, печка. Обдув стекла через просверленные прямо перед рамкой стекла отверстия. Для слива попавшей в кабину воды предусмотрены отверстия в полу с пробками. Все очень просто и функционально.

 Proto Z4 – победитель «Ладоги»

Сиденья пластиковые отлитые с матрицы, которую Вилнис Зейза делал под себя, однако, она пришлась впору многим гонщикам. Быстро высыхают, не собирают грязь и не впитывают воду, увеличивая вес. Жесткие, но практичные.

Из дополнительного снаряжения в машине хай-джек и один алюминиевый сэнд-трак. Почему один? Потому что ездить надо так, чтобы и он не понадобился. Но это уже трофийные секреты.

Proto Z4 – победитель «Ладоги»

И еще одно немаловажное замечание под конец. После «Ладоги 2014» за год в машину не было внесено ни одного изменения, кроме добавления в каркас безопасности передних дуг, но этого требуют правила. Как автомобиль был построен, так и выступает. Вот такой удачный получился Z4.

Proto Z4 – победитель «Ладоги»

Рассказ Ивана Шихотарова записал Алексей Игнаткович

P.S. Как строился Z4 смотрите в фото-ролике от Aigars Zeiza

ПОДЕЛИТЬСЯ: