• Лебедки Superwinch
  • Реклама на нашем сайте
  • Аккумуляторы Super B
  • Реклама на нашем сайте

Лебединая песня: об автомобильных лебедках

Опубликовано в Статьи об оборудовании   7386

Говорят, что без лебедки внедорожник неполноценен. Верно, но не полностью. Без лебедки, как минимум в багажнике, неполноценен любой автомобиль, который хотя бы иногда съезжает с дорог общего пользования. Тем более квадроцикл или снегоход.

В обзор лебедок мы специально наравне со стационарными устройствами включили ручной инструмент. Потому, что в идеале на/в автомобиле, серьезно нацеленном на бездорожье должно быть две лебедки. Там, где нет дорог с завидной регулярностью возникают ситуации, в которых одного устройства самовытаскивания оказывается недостаточно.

В данном материале в основном упоминаются лебедки для автомобилей, но все написанное справедливо и применимо к лебедкам для квадроциклов, снегоходов, мотоциклов и даже катеров. Практически все одинаково, только используются устройства с меньшими тяговыми усилиями.

Hand-made: Ручные лебедки

Просты, надежны, автономны, универсальны, доступны, а зачастую просто незаменимы. Если нет возможности установить стационарную лебедку. Или стационарная вышла из строя. Или надо одновременно тащить в разные стороны. То! На помощь приходит она – ее величество, ручная лебедка. Прицепил где нужно (как нужно) и дело сделано. Грузоподъемность увеличивается блоками. Сплошные плюсы, против одного, но существенного недостатка - надо работать руками.
Существует четыре типа этих устройств: барабанная, рычажная, червячная и монтажная лебедка. Различаются по устройству и принципу действия.
В ручной барабанной лебедке трос (стропа) наматывается на цилиндр вращением ручки. Проще некуда, ломаться нечему: две шестеренки, ручка и, собственно, барабан под трос. Недостаток – небольшое тяговое усилие. Больше тонны ручкой накрутить сложно. Для целей вытаскивания автомобиля лучше всего подходит барабанная лебедка с минимальным корпусом (станиной). Они легче и пользоваться ими удобнее.

Червячные лебедки являются разновидностью барабанных. Принцип тот же – наматывание троса на цилиндр, только ручка передает усилие на барабан через «бесконечный винт Архимеда» -червяк. По сравнению с классическими барабанными червячные лебедки компактнее и легче, но менее надежны. Трущихся деталей больше.

Рычажные ручные лебедки (тяговые лебедки) приводятся в действие качанием ручки, но трос или лента в них тоже наматывается на барабан. Использование ручки-рычага позволяет тащить до 4 тонн. Сдвиг машины за один взмах 4-5 см.

Монтажно-тяговые лебедки (монтажно-тяговые механизмы, храповые или храпцовые лебедки ) отличаются от собратьев тем, что работают с тросами неограниченной длины. Он не наматывается на барабан, а протягивается кулачками (сжимами, храпами) сквозь устройство. Если возить с собой 40 метров троса, то всегда найдется за что зацепиться. Но надо внимательно следить за чистотой. Грязный или мокрый трос начинает проскальзывать. Работа осуществляется ручкой, как у рычажных лебедок. Заявляемое тяговое усилие отдельных моделей до 5 тонн. Однако, подозреваем, что в таких случаях на ручку надо наваливаться вдвоем.

Для полноты обзора ручных лебедок добавим, что существуют комбинированные устройства с функцией как рычажной, так и круговой намотки троса (стропы) на барабан. В основе обычная барабанная ручная лебедка, но на вал может быть закреплено дополнительное устройство, преобразующее маховые движения во вращательные.
Купить ручную лебедку можно по цене от 1 до 10 тысяч рублей. Цена зависит от производителя, грузоподъемности, длины троса, наличия и типа тормозов, комплектации. Самый дорогой образец, который нам удалось найти ради интереса – это ручная барабанная лебедка TOP JHW 11321 (трос 40 метров, усилие 2 тонны) за 17 500 рублей. За такие деньги уже можно купить электрическую стационарную лебедку.

Спокойно, без рук: стационарные лебедки

Электрические, гидравлические и механические лебедки, устанавливаемые на автомобиль «на постоянной основе», называют стационарными. Удобно. Один раз смонтировал, подключил и помощь всегда под рукой, только трос размотать. Но, увы, средств передвижения, на которых штатно предусмотрено место под лебедку мало. Прежде чем ставить тяговый механизм большинство автомобилей надо дооборудовать силовыми элементами. Без этого никак.

Электрические лебедки

Использование автомобильной электрической лебедки – самый распространенный способ извлечения машины из грязей без использования человеческой силы. Популярность обусловлена способностью тащить автомобиль с выключенным двигателем, простотой конструкции, удобством монтажа, дистанционным управлением. Плюсов много, но есть два минуса и оба они связаны с электричеством.
Первое неудобство - ограниченное время использования, определяемое емкостью аккумулятора. Например, у популярной KINGONE TDS-9,5 SR потребление тока от 140 до 285 Ампер/часов при нагрузках от 900 до 5400 кг. То есть на штатном аккумуляторе УАЗ Патриота 60 А/ч лебедка проработает от 25 до 12 минут. И все. Не успеете вытащить, придется идти за трактором или доставать из багажника ручную лебедку.
Второй недостаток автомобильных электролебедок – это критичное отношение к работе в жиже. Конечно, есть специальные модели, предназначенные для работы под водой, но большинству бюджетных электрических лебедок погружение в болота, реки и озера противопоказаны. И дело тут даже не в самой жидкости. Механизмам лебедок сильно вредит попадающий в них с водой песок, глина, растительность, ил, грязь.

Зато электрические автомобильные лебедки бывают съемными. Если установить в районе переднего и/или заднего бампера силовые площадки и оборудовать электрические розетки, то одну съемно-навесную лебедку можно использовать для тяги в любую сторону. Опять же, в нерабочее время лебедка хранится в багажнике, не привлекает внимания злоумышленников и сотрудников ГИБДД, а также может быть использована вне автомобиля при других работах.

Электрические лебедки выдают максимальную мощность в течение 30-60 секунд. Затем мотор начинает греться, сопротивление растет, тяга падает. Надо делать паузы, как минимум, каждые 3 минуты работы. От этого недостатка избавлены гидравлические лебедки.

Гидравлические лебедки

Многие о таких даже не слышали, а зря. Профессиональные лебедки, устанавливаемые на эвакуаторах и на внедорожниках участников коммерческих гонок именно гидравлические. Почему? Потому, что они очень надежны и не боятся перегрузок. Их практически невозможно испортить или сжечь. Там просто нечему ломаться. Лебедка работает от гидромотора, приводимого в действие насосом гидроусилителя руля. Специальные клапаны переключают давление рабочей жидкости с ГУРа на двигатель лебедки и все начинает крутиться. Причем крутиться может часами. Перегреть гидролебедку невозможно, максимум, что происходит это нагрев масла. Гидромотор с барабаном соединены через ремень, что исключает обрыв троса. При слишком большом усилии ремень начинает проскальзывать и гидравлическая лебедка просто останавливается.
Отсутствие связи с трансмиссией позволяет помогать лебедке вращением колес. Все модели гидролебедок работают под водой. Идеальный агрегат. Недостатка четыре: относительная сложность установки, низкая скорость работы, высокая цена и то, что гидролебедка крутит только при работающем двигателе . При одинаковых тяговых усилиях и схожих характеристиках гидравлические лебедки мотают трос в 1,5-2 раза медленней, а стоят в 1,5 – 2 раза больше, чем их электрические собратья того же производителя и того же класса.

Механические лебедки

Проверенная десятилетиями классика, которой еще недавно штатно комплектовались некоторые настоящие внедорожники: Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser TLC 80 (подключена к раздаточной коробке), Nissan Patrol Y60 (подключена к коробке передач) и некоторые другие честные проходимцы. В наши дни – уходящий вид и все большая редкость, хотя возможность подключения механической лебедки есть у автомобилей НИВА, УАЗ и еще многих автомобилей повышенной проходимости.
Принцип работы и устройство механической автомобильной лебедки просты как автомат ППШ. К раздаточной коробке (реже к КПП) присоединяется вал обора мощности, откуда лебедка и получает крутящий момент. Никакой электрики, гидравлики и прочей экзотики. Просто, дешево, надежно, неубиваемо. Только автомобилей, на которые можно установить механическую лебедку (с раздаточной коробкой) становится все меньше. И пользоваться «механикой» неудобно. Двигатель обязательно должен работать, но это не самое неудобное. Регулировка скорости вращения происходит педалью газа, значит, кто-то должен обязательно находиться за рулем автомобиля, а из кабины не видно как закусывается трос на барабане. Колесами лебедке помогать сложно, они взаимосвязаны. Штатно механическая лебедка и за ней трансмиссия защищены специальной шпонкой, которая срезается при перегрузках. И что? Когда защита мешала джиперам. Предохранитель меняют на стальной гвоздь и в результате минус кардан, рама редуктора, раздатка. К слову, заменить шпонку в полевых условиях достаточно сложно, но ведь могут когда надо.

Автономные лебедки

Вытащить автомобиль можно, а крепить на машину и постоянно возить с собой лишний вес в 30-40 кг не надо. Извлек из багажника, зацепил и поехали. Можно использовать при заглушенном двигателе. Мотолебеди, которые реально возить с собой имеют размеры с бензопилу и развивают усилие до 2500 кг. Есть более тяговитые модели, но они по внешнему виду и массе уже напоминают генераторы и занимают слишком много места.
Еще более красивое решение - лебедка-насадка на цепные мотопилы, обеспечивающие тягу до 2,5 тонн. Бывают барабанного и шпилевого типа. Шпилевые используют трос неограниченной длины и у них тяговое усилие не уменьшается по мере наполнения катушки. Если 2500 кг мало, то увеличение тяги достигается использованием блоков.

Переносные электрические лебедки бывают двух видов.
Первый – это уже известные нам съемно-навесные варианты электрических лебедок, но снабженные дополнительной оснасткой, зацепами за проушины, длинными проводами, соединительными разъемами и стропами. Таким наборам даже отдельное название придумано «Носимый эвакуационный комплекс». Тяга лебедок, включаемых в комплексы около 3 000 кг. 
Второй вид – вполне самостоятельные устройства, так и называемые «Переносная электрическая лебедка». Ничего не требуют, цепляются к буксировочным скобам. Один относительный недостаток – небольшое тяговое усилие – до 1500 кг. Но этого бывает достаточно даже без блоков. Все-таки переносные лебедки придуманы для помощи автомобилям, не имеющим силового обвеса не забирающихся в серьезное бездорожье.

Спортивные и профессиональные лебедки

Как таковых, спортивных лебедок, не существует. Если коротко, то в лебедках, условно именуемых «спортивными», собраны все самые лучшие наработки, обеспечивающие высочайшую надежность и работоспособность агрегатов в самых тяжелых условиях. Например, лебедка Hornet Red-Winches снабжена двумя моторами, дисковым сцеплением, барабаном под 40 –ка метровый трос с упрощенной системой замены. Еще одним преимуществом "спортивных" лебедок является пониженный вес и размеры. Смотрите сами. Спортивная Viper Red-Winches способна тянуть 4,5 тонны, и при этом сама, вместе с металлическим тросом, весит всего 40 кг.

Как выбирать лебедку

Независимо от того, какой тип лебедки вам приглянулся, выбирать это устройство надо, основываясь в первую очередь на основной лебедочной характеристике - тяговое усилие. Обозначается в килограммах или в фунтах (lb). 1 фунт – 0,454 кг. В названиях лебедок тяга присутствует почти всегда, причем в фунтах, так круче. Например, в маркировке Warn M8000 CE, легко угадывается усилие в восемь тысяч фунтов, а обозначение KINGONE TDS-8.5 говорит о развиваемой тяге в 8500 lbs.

Для нечастых съездов на бездорожье и подспорья при извлечении машины из раскисшей колеи или сугроба подойдут лебедки с тяговым усилием в полторы полной массы автомобиля. Минимально достаточной лебедкой на «Ниву» ВАЗ 2121 (1550 кг) будет агрегат с тягой не менее 2330 кг (5130 фунтов).
Для выездов на охоту и рыбалку, заездов туда, где нет дорог нужны лебедки с тягой в 2 массы полностью загруженной машины.
Для серьезного рубилова, спорта, экспедиций и первопрохождений рекомендуем лебедки, способные вытянуть 3 веса автомобиля.
Дело в том, паспортное усилие указано в идеальных условиях. В ситуации, когда машину тянут по горизонтальному асфальту. На болоте, в горку, с прилипшим днищем и прочих экстримах сил потребуется значительно больше. Вдобавок по мере наматывания троса тяга барабанных лебедок уменьшается. С каждым слоем на 13-18%. Плюс уменьшающаяся с нагревом мощность электролебедок. Запас нужен.

Текст: Алексей Игнаткович
Иллюстрации с сайтов производителей.

ПОДЕЛИТЬСЯ: