ruende

Доска почёта

 

Алексей Седельников: Весь в 4 на 4

Людям, особо погруженным в тему питерского бездорожья, нашего гостя долго представлять не нужно, но мы все же не станем нарушать торжественность момента. Итак, встречайте – Алексей Седельников, лидер движения «Все 4х4».

Здравствуйте , Алексей! Спасибо, что нашли время в своем плотном графике и смогли с нами встретиться.

Здравствуйте!

На этом позвольте закончить культур-шмультур и перейти на нормальный человеческий язык. Здорово,Леха! Вполне возможно, что я рад тебя видеть!

Вполне ,взаимно!

Предполагаю, что ты ничего не читаешь кроме своего сайта, по этому скажу, что на нашем портале есть рубрика «Доска почета». В ней мы рассказываем о людях, которые чего-то достигли в жизни ,создали себя сами, ну и о разных мутных личностях, типа...... Речь идет в первую очередь о "полноприводном движении". В основном это действующие спортсмены, организаторы соревнований и просто – харизматичные люди. Настал момент, когда…

Спортсмены кончились? (смеется)

Ну ты чего! Я еще не брался за синхронное плавание среди дам. Просто страна должны знать своих героев, даже если эти герои джиперы. Прежде всего, расскажи, как ты во все это вляпался?

Всё началось с покупки внедорожника в 2003 году. Машину я приобретал с одной целью: возить большую семью на дачу. Мой «Патруль» мог вместить 7 человек, но поскольку задние сидения откидывались, багажник терял свою функциональность. Чтобы возить на дачу вещи, нужно было срочно поставить багажник на крышу и добавить к нему лесенку для удобства погрузки. Увы, тогда не было такого выбора товаров и интернет-магазинов по продаже аксессуаров 4х4. Я объездил все рынки, но ничего не нашел. Набрёл на off-road клуб в Тучковом переулке и попал к Саше Дерюгину, попросил его продать лесенку и багажник на крышу. Саня говорит: давай мы тебе подвеску поставим лифтованную, а то установишь багажник, а машина-то маленькая… И понеслось. Уже к ноябрю я поставил лебедку и попросил друга Толика Молчанова научить меня пользоваться ею. И мы отправились на Елисеевскую дорогу, где как раз проходила «Бездна». Толик потащил меня на трассу лайт – так я и погрузился во внедорожное движение.

Ну ,короче ты пошел по протоптанной дорожке с которой крайне сложно свернуть, и покупка машины подвигла тебя на дальнейшие “подвиги”. Какие именно?

В Суоярви проводилось ночное ориентирование. Я приехал туда с желанием поесть блинчиков – и снова меня уговорили участвовать в соревновании. Ко мне посадили Александрова-младшего в качестве штурмана. С перепугу мы заняли второе место. После испытаний лебедки и соревнований, в интернете начались поиски единомышленников. Постепенно начал общаться с разными людьми, а после возникла идея: зачем сидеть в душных городских кафе, почему бы не покататься? Первый раз выехали в конце декабря – отправились в пяти машинах за ёлками. Ёлочки срубили, поставили дома – показалось мало. Надо же бездорожья! Поскольку дача у меня в Синявино – куда еще ехать, как не на Синявинские высоты знаменитого Путиловского тракта. Собрались в мае в количестве четырех экипажей, но целиком трассу проехать не удалось, потому что в речке возле моста было по пояс воды. Мы продолжали общение в интернете. Так в 2005 году появился клуб-форум «Все 4 на 4».

Кому пришла мысль так назвать клуб?

Идея с названием принадлежала “Алюляю” (Олег Смирнов), и ”Кировцу” (Сергей Кириченко)

Партийная кличка - "Алюляй" , он же Олег Смирнов, он же Смирнов Олег

А каков руководящий состав «Все 4 на 4»?

Сейчас в нем осталось 3 человека: я, “Костет” (Костя Новицкий) и “Алюляй”. ”Кировец” с 2009 покинул нас. Годы идут – кому-то надоедает, кто-то уходит в домашние заботы. Тем не менее, многие приезжают стариной тряхнуть, помогают на соревнованиях и участвуют в мероприятиях.

Сколько сейчас членов в клубе?

Членства как такового у нас нет – у нас форум. Кто-то приходит, кто-то уходит. Активно общающихся участников набирается человек пятьсот, а на соревнования в экипажах ездят примерно две сотни. Всякий раз собираемся разным составом, ведь мероприятия проходят почти каждый месяц.

Удивительно, как почти с нуля никому неизвестный клуб «Все 4 на 4» раскрутился и стал доминирующим на Северо-Западе – во всяком случае, по количеству участников в форуме. Че за фигня то?

Почему мы так популярны? Возможно, именно потому, что некоторые называют нас «сосисочниками». Тем не менее, мы нашли свою нишу и занимаем ее. Да, мы не против сделать выезд на шашлыки, нас нельзя ровнять с профессиональными спортсменами. Есть клубы исключительно спортивной тематики, например, off-road клуб, который проводит трофи-рейд «Ладога». Мы не стремимся к такому же результату. Их организация заточена под спорт, а наша больше склоняется к отдыху. У нас есть спортивная составляющая, но доминирует не она. Любой человек может вступить в наше сообщество, приехать на наше соревнование: его никто не выгонит. Даже будучи новичком, он сможет испытать себя, попробовать свои силы, пусть даже его автомобиль проедет всего лишь 100 метров.

Наверное, тебе как организатору тяжело справляться с грузом ответственности?

Почти 10 лет прошло, конечно, мы немножко устали. Но я вижу, что людям это нужно. Даже короткие мероприятия мы стремимся проводить не праздно, а с пользой. Количество экипажей на соревнованиях не уменьшается, а только растет. В прошлом году на «Январском Громе» было 250 экипажей. Мы начали активно включаться в патриотическую тему. Впрочем, она была у нас с самого начала: недаром для трассы в 2005 году выбрали именно Синявинские высоты, где в 1941-1944 годах велись жесточайшие бои во время битвы за Ленинград.

Движение большое, публика очень разная. При этом расходятся и мнения о логотипе «Все 4 на 4» – свинке, хрюшке. Есть немалое количество любителей офф-роада, которые никак не хотят себя ассоциировать с “движением” считая каков логотип, таково и сообщество. Наверно это не очень приятно слышать, особенно когда в дело вкладываешь душу?

Это нормальный процесс. Наклейка с кабанчиком ,в свое время, породила целую дискуссию. Не скрою, многие покупают машины, наклеивают наш логотип, и,к примеру, ездят по обочинам, дискредитируя весь клуб.
К сожалению, бороться с этим невозможно. Сегодня каждый может напечатать наклейку на авто по фотографии, поэтому выдача логотипов только членам клуба не решает проблему. Многие не любят нас из-за наклеек: мол, нацепили и считаете себя джиперами. Но ведь это очень важно – сохранить память о том, как ты участвовал в каком-то даже самом небольшом соревновании. Люди катаются на разных автомобилях, в том числе и на хорошо подготовленных: почему бы им не гордиться этим?

Как много у вас больших off-road проектов?

Таких проектов несколько, они реализуются из года в год. Первым из них идет «Январский Гром». Это мероприятие приурочено ко дню снятия блокады Ленинграда 27 января. Клуб всегда собирает очень много экипажей к этой дате, оставившей такой заметный след в истории города. Мы едем в Ломоносовский район, деревню Лопухинка – к памятнику на дальнем рубеже.

В этом году был шестой по счету заезд. Как и все прошлые, он не похож на то, что было раньше. Случалось, в 30-тиградусный мороз народ проезжал до самого поля, потому что вокруг всё замерзло насмерть. А бывало и так, что пробирались в воде по руль: речка вздыбилась и возле пешеходного мостика получилась запруда. В первый выезд во время оттепели из 30 машин проехали только 7.

В апреле проходят «Поганые болота» - очень зрелищное мероприятие. К сожалению, в этом году доблестная администрация запретила нам проводить соревнование в карьере. Жаль, ведь место очень удобное: хорошо освещается солнышком, хорошо обозревается с разных точек.
В мае – «Синявинские высоты». Об этом рейде памяти я уже не первый раз упоминаю в нашем разговоре. После клуб делает перерыв, поскольку многие из участников уезжают на «Ладогу».
В июле нас поджидает «Алюляева топь» с достаточно сложными маршрутами. Например, в прошлом году организаторы немного погорячились, и в результате трассу машин без лебедки до конца не одолел никто.
В августе у нас проходят «Зыбучие пески». Уже 5 лет мероприятие проводится на одном и том же месте, не хотим съезжать: трассу тут можно варьировать бесконечно. Наша природа преподносит чудеса: на месте, где в прошлом году ходил посуху, в этот раз воды по пояс.
Конечно, состояние трассы всегда проверяется на разведке. Однако за неделю все может измениться. Так получилось зимой в этом году: к пункту назначения проехали хорошо, двинулись обратно – еле-еле выбрались. Впрочем, эта непредсказуемость только привлекает людей.

В чьей буйной голове рождаются такие названия, например, «Алюляева топь»?

«Поганые болота» – была ассоциация с «Кировскими болотами», они и проходят в одно время. «Алюляева топь» возникла спонтанно и сначала называлась «Алюляева сушь». Вообще хорошо, если названия получаются смешные и запоминающиеся. Был выезд, который назвали «Ждановский ужас»: поехали в Ждановский порядка 5-10 машин. Никто тщательно не подготовился, лебедки не было. Прошел дождь, глину на дороге размесило – мы около 2 суток добирались до места назначения.

В каждое клубное мероприятие вкладывается какая-то идея? Зачастую – это не просто офф-роад а костюмированное представление в котором каждый заявившийся не просто участник а своего рода актер.

Да, идеи могут возникнуть по-разному, но обычно мы пользуемся классическими расширителями сознания типа коньяка (смеется). И караван-сарай у нас был, и мероприятие про индейцев. Участникам очень нравится, ведь в каждом из нас живет детство. Очень хорошо получилось провести «Вождя краснокожих»: купили краски для грима, и народ такие вещи делал художественные! По «Кин-дза-дзе» тоже был выезд. Вставить в нос колокольчик сможет не каждый, но и на это люди откликнулись. Наши друзья-финны специально приезжают на «Зыбучие пески» и там готовят. В прошлом году там была тематика «Охотников за привидениями», и они не только сами были в костюмах, но свою машину оформили соответствующе.

Давай переключимся на более серьезную тему. Особняком стоит проект, связанный с рейдами памяти. Вы занимаетесь раскопками и восстановлением военной техники.

Да, всё возникло в 2010 году из наших майских рейдов памяти. На Синявинских высотах особенно много памятников: там шли ожесточенные бои. С одной стороны дороги -траншеи, с другой – траншеи. Как всё это происходило? Начали искать информацию. Оказалось, она была представлена весьма скупо. Возникла идея каталогизировать все наши находки в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области, чтобы рассказать о них людям, дать привязку к конкретным координатам. Постепенно эта задумка переросла в проект «Книга памяти».
В рамках этого проекты уже сделано немало. Например, на углу Кронштадтской и Корабельной улицы был холм. Все знали, что некогда он являлся ДОТом (долговременной огневой точкой): часть земли сползла, обнажив его стенки. Но почему он засыпанный? Надо раскопать! С этим намерением мы пришли в администрацию. Нам ответили: денег не дадим, но делайте всё, что хотите. Для нас главное, чтобы нам не мешали: договорились, пригнали тяжелую технику, откопали ДОТ, покрасили – стоит как памятник! От него теперь начинают пробеги Кировского района, посвященные 8 сентября – дню начала блокады.
Ребята из «Клуба истории фортификации», с которыми мы начали активно сотрудничать, дали наводку: в Елизаветинке есть БОТ (бронированная огневая точка), давайте вывезем в какой-нибудь музей, иначе не уцелеет. БОТы ржавеют под открытым небом, распиливаются металлоломщиками. Между тем, такими огневыми точками укреплялась оборона города! Что ж, мы вытащили БОТ, отреставрировали, покрасили, поставили к ДОТу.
Поскольку они находятся в очень труднодоступных местах, достать их можно только нашей внедорожной техникой. Произошло совмещение двух наших увлечений: off-road помог в реализации исторически значимого проекта. Доставали огневую точку весом 3,5 т: приезжал наш Вова Комбат на своем подготовленном Дефе, тащили ее тремя блоками, потом шишигой, усыпили на шишиге лебедку... Так и проводим время.
Сейчас у нас хорошие отношения с Музеем прорыва блокады Ленинграда. Там создали экспозицию, в которую вошли три наши огневые точки. Кстати, одну из них вытащили именно с Синявинских высот, из рощи Круглой.

Какой интересный жизненный путь! Всё началось с дурашливых покатушек за ёлками, теперь дошли до военно-исторической тематики, и в конце концов это вылилось в то, что ты получил государственную награду.

Действительно, мы всерьез занялись реставрацией: на данном этапе полностью восстановили два ДОТа на ул. Димитрова и в Невском районе. Поставили оборудование 43-го года, и ДОТ превратился в музей. 18 января в день прорыва блокады мы торжественно открыли его. Когда видишь, как туда заходят школьники, понимаешь, насколько это важно и нужно – не забывать свое прошлое и извлекать из него уроки. Кстати, увидев, чем мы занимаемся, владелец территории, на которой был расположен еще один ДОТ, также выразил желание его отреставрировать. Мы ему помогли, привезли оборудование. ДОТ оказался поменьше, амбразурный, но тем не менее он сейчас тоже функционирует в качестве музея. Помимо этого, мы делали «Книгу памяти» для Невского района, и администрация выступила с инициативой наградить меня памятной медалью «Патриот России».

Каковы ощущения?

Вручение проходило очень торжественно. Я думал, всё будет гораздо проще: вызовут в кабинет, пожмут ручку и скажут спасибо. А дело было в Смольном при большом стечении народа: награждали, в том числе, и глав районов.

Вы делаете нужное дело, и хорошо, что это замечают другие.
Но не всё же упирается в технику или офф-роад? Есть ли у тебя увлечения для души? Дурацкий вопрос, не правдали, Алексей?

Конечно дурацкий. Увлекаюсь вообще историей войны, потому что я понял ,что ничего не знаю (хотя в школе учился хорошо и по истории была «пятерка»). Впрочем, у меня вообще аттестат только с одной тройкой по французскому языку.

Говорят, ты с “Димоном” ( Дмитрий Анатольевич Медведев) учился в одной школе?

Наоборот. Он учился в моей 305-й (смеется).Говорят, был тихий мальчик - отличник, но я его не помню, потому что я обычно общался с хулиганами.

Как чел, у которого дома да и в голове постоянно звучит музыка не могу не отметить большое количество дисков. Увлекаешься? Или дырку в стене прикрываешь?

Да, я собирал в основном классическую рок-музыку английских групп, и в моей коллекции около тысячи дисков. Но всё – и даже увлечение – имеет свой предел. Периодически я слушаю что-то для души, но сейчас сложно выкроить на это свободное время.

s34

Ник «Железная саранча» был навеян музыкой?

Да, музыкой. Это был 1983-й год, 8 класс. В журнале «Юный техник» опубликовали статью, как сделать электрогитару из подручных инструментов. Я и мои друзья сделали себе гитары. Потом я понял, что слуха у меня нет, не мог сам даже инструмент настроить. Тем не менее, мы собрали группу, чтобы петь рок, и что-то брякали из «Машины времени». Долго подыскивали подходящее для нашей группы название и решили – будем зваться «Железная саранча». Впрочем, пели мы недолго. Ребята были старше меня, закончили школу, и всё это дело накрылось. Но название было хорошее, почему бы ему не перейти в ник?

Жалко что ваше ВИА распалось. Кто знает, может сейчас играл бы на бубне в ”Deep Purple”, ездил на гастроли в Урюпинск а не занимался всякой ерундой. Ну, это я так – музыкой навеяло.
 Ты  догадываешься, местным про тебя читать не интересно,они и так про тебя все знают. Это для регионов и других областей Земли. Каковы планы клуба на ближайшие 100 лет?

Когда дело становится рутиной и в нем нет притока свежих интересных идей, лучше перейти к чему-то иному. А мы, будем проводить мероприятия, пока это интересно людям и пока в наших головах есть какие то идеи. Это только со стороны кажется легким занятием, а на самом деле…… Остается только пожелать нам удачи!

Я так понимаю - мое время истекло и тебя ждут великие дела. Ну что, Леха?! Как ты и просил – желаю удачи, процветания и новых идей! Иди уже!

 

беседовал: C.Белостоцкий   фотки: из архива "Железной саранчи"

s32

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.