• Внедорожная техника
  • Реклама на нашем сайте
  • Подвеска Pedders
  • Реклама на нашем сайте

Обувь и одежда для зимних автоэкспедиций

Опубликовано в Новинки off-road снаряжения   907

Организатор экстремальной автоэкспедиции "Притяжение Арктики: Тайиырское кольцо" Александр Еликов на страницах drive2.ru поделился своим ценнейшим опытом выбора и использовании в зимних автопутешествиях обуви и одежды. Действительно, для тех, кто на Севере еще не был, но туда собирается очень ценная информация.

 

Обувь и одежда для зимних автоэкспедиций

Мне очень часто задают вопрос, как мы можем месяцами не мыться и что из одежды берём с собой в дорогу. Расскажу о своём опыте — многолетнем, с экспериментами, новшествами и набитыми шишками. Сразу оговорюсь, что речь пойдет о поездках на северный север, где нет грязи и соли на дорогах и вообще нет дорог, как таковых.

Самое главное — это обувь. Зимой, особенно если буксовать, то приходится часто выходить из машины в снег, а потом обратно залезать в тепло. Никакие валенки, унты или подобные войлочные сапоги для этого не подходят. Войлочная обувь очень хорошо впитывает влагу и очень плохо её отдаёт. А мокрая, она уже не справляется со своей задачей. Вспомните, если кто сталкивался, как используют валенки в деревнях — они либо постоянно находятся в сенях на морозе, либо если заносятся в тепло, то сразу ставятся к печке или на печку.

И в нашем случае самый оптимальный вариант — кожаная обувь. А на севере она еще должна быть максимально тёплой. Но ведь в сильно тёплой обуви ноги просто сопреют за день, а обувь промокнет изнутри, так как в длительных поездках мы по многу часов проводим за рулём.

В зимние поездки я беру две пары обуви и в итоге пришёл к такому варианту:
Первая пара — это обычные повседневные зимние сапоги из натуральной кожи с натуральным мехом внутри, на змейке или вообще без неё, чтобы можно было быстро обуваться и разуваться. Полностью отказался от шнурков — такую обувь долго снимать/одевать и между шнурками набивается снег, потом там тает и обувь промокает. У меня на змейке, но я просто нашёл очень теплые сапоги любимой фирмы. Этими сапогами я пользуюсь как основной обувью.
Вторая пара — кожаные сапоги со съемными меховыми вкладышами-унтятами. Они со шнурками, но их самый большой плюс именно унтята. Дело в том, что я весь день еду за рулем в этих унтятах, а не в сапогах. Чтобы не намокали, не стирались и не пачкались, мне сшили на них чехлы из плотного водоотталкивающего материала. И я часто прямо в этих унтятах на улицу и выхожу.

А еще у меня есть две пары бахил. Первые:

2

На фото Дима Кулик. Он вообще благодаря этим бахилам на мыс Челюскин приехал в кроссовках. :)

Это утеплённые синтепоном тряпочные сапоги, одевающиеся на любую обувь сверху и делающие эту обувь в разы теплее. Их мне тоже шили специально. Но, к моему сожалению, все бахилы, имеющиеся в продаже — короткие. Дело в том, что находясь целый день в машине не очень удобно быть одетым в тёплые штаны. Поэтому я еду в плотных, но хорошо дышащих брюках, одетых на термобелье. А в таком одеянии на северах на улице сразу промерзаешь насквозь. И я пришёл к длинным бахилам:

Обувь и одежда для зимних автоэкспедиций

Слева бахилы не пристегнуты. Там есть застежки, ответная часть которых на поясном ремне.

Заказывал их специально. Они как болотные сапоги, но со змейкой по всей длине. Их очень легко и быстро одевать хоть на обувь, хоть на унтята. В них уже не продувает, как в обычных штанах и можно долго находится на улице, ходить по глубокому снегу и ползать на коленях не боясь, что куда-то может попасть снег.

Но что хочу сказать про бахилы — если вы хотите себе такую вещь, то попробуйте сначала короткие — они более универсальные. А вот если понравится, то тогда можно еще и длинные приобретать.

И при всём при этом тёплые штаны от зимнего костюма я специально подобрал такие, что могу их легко одевать и снимать вообще не разуваясь. И опять же это специально для быстроты действий и удобства. Т.е. там где ходить лучше в ботинках — торосы или в населенном пункте — но очень холодно, то достал сзади штаны и натянул их быстро через башмаки прям на улице.

Вообще одежды я с собой вожу достаточно мало. Тёплый зимний костюм (куртка и штаны), шапка, два комплекта нижнего белья, ну и обувь, перечисленная выше. Это всё, что мне нужно на два месяца зимней поездки. Хранится это в одной, специально пошитой по размеру сумке и не распихано по разным углам машины. Обувь и бахилы лежат у каждого за сиденьем на полу. Поэтому мои сборы в гостиницу, например, занимают по времени ровно две секунды — взял сзади сумку и пошёл. Не перестаю удивляться, как вроде уже не новички в автоэкспедициях по полчаса собираются раскидывая половину машины и тащут потом за собой в гостиницу огромные баулы.

Да, у меня есть еще комплект "грязной" одежды на случай ремонта, но он хорошо упакован и хранится где-то глубоко в кузове. Там же на случай наледей лежат резиновые болотные сапоги из вспененного полиуретана (которые до -50), внутри них такие же тёплые вкладыши-унтята, как и те в которых я еду за рулём.

Обувь и одежда для зимних автоэкспедиций

А знаете почему так мало вещей? Всё просто. У меня и моего штурмана есть неписаные правила — каждые утро и особенно вечер обтираемся влажными салфетками, а трусы, носки и термобелье вывешиваем на ночь на мороз. Прямо вот на верёвочку с прищепками вешаем в салоне, открываем дверь, выпихиваем эту верёвочку с вещами на улицу и захлопывая дверь зажимаем её. Я со своей стороны, штурман со своей. И утром получаем чистое бельё и морозную свежесть.

Также обязательно имеем сменный вкладыш в спальник, сшитый дома по размеру мешка из простыней. Его можно вымораживать и стирать время от времени, и спальник всегда чистый.

Вообще мы обычно раз в месяц или чаще по возможности — мало ли, днёвка какая приключилась — натягиваем верёвку между машинами и развешиваем вообще всё — и одежду, и спальники. Дело в том, что как бы вы себя не обнюхивали и каким бы чистым вы себе не казались, ваш запах может чувствовать ваш напарник и ему он покажется точно не очень приятным. И даже если у вас в машине взаимопонимание и уважение друг к другу и ни вы, ни ваш напарник никогда не скажете, что от кого-то пахнет — все равно всегда салфетки, проветривание, вымораживание и прочие процедуры обязательны.
Всё это частичка вашего комфортного эмоционального состояния, а оно о-очень важно в длительных походах.

Не претендую на истину и сам постоянно экспериментирую и учусь. Соответственно пост будет обновляться и изменяться, в пользу каких-то более интересных решений. Также очень буду рад вашим советам. 

Источник: DRIVE2.RU › Elikov › Блог › Одежда и гигиена в зимних экспедициях

ПОДЕЛИТЬСЯ: