• Ралли Марокко 2016
    2016-10-3 00:00:00 GMT+00:00
  • OFF-ROAD CHALLENGE 2016
    2016-10-6 00:00:00 GMT+00:00

 1 день || 2 день || 3 день II 4 день II 5 день II 6 день II 7 день II 8 день II 9 день II 10 день II 11 день II 12 день
Посещение буровой II Вездеход XPЕN
Снаряжение экспедиции: Костюм "Хантер" ТМ "Соболь", Фототехника PENTAX - RICOH
Автомобили экспедиции: Соболь 4х4 ГАЗ 27527

 

ОРГАНИЗАТОР
ЭКСПЕДИЦИИ Проект "Бросок на восток"

1 1

Группа "Бросок на восток" ВКонтакте

Группа "Бросок на восток" в Facebook

ПАРТНЕРЫ ЭКСПЕДИЦИИ

1nao
Экспедиционный центр арктического туризма Ненецкого АО

 2 arh
Информационный туристический центр Архангельской области

 3 geoГеографический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

 4 petrАвтоцентр "Петровский"

5 ex 1Информационный портал EX-ROADmedia.
Там,где нет дорог.

6 5kolАвтомобильный журнал
"5 колесо" 

 6 sanbrТормозные колодки SANGSIN BRAKE

7 toyoПокрышки Toyo Tires

8 astra Astra Motors запчасти к двигателям Cummins

9 mioВидеорегистраторы, gps-навигаторы и анти-радары

10 sob Группа компаний "Спецобъединение". Спецодежда, перчатки, СИЗ, обувь.

11 regФедеральный политико-экономический журнал "Регионы России" 

12 tribunaОбщественно-политическая газета "Трибуна"

13 patrПроект "Патриотам.рф"

14 clubКлуб АвтоПутешественников

15 moriartMoriarty Magazine. Сетевой журнал о территориальной свободе

16 gzoЗанимательные упражнения, развивающие интеллект и память

17 offOffRoad4x4. Безграничное бездорожье

18 penФототехника и бинокли PENTAX

2

Общаясь с самыми разными людьми в предверии "Броска в заполярье", мы часто получаем вопрос от собеседников: " 4 машины, холод, зимники, оленеводы - это все хорошо, но в чем истинная цель этой поездки?" Действительно, а в чем же основная суть происходящего: зачем все это?

Изначально "Бросок в Заполярье" задумывался, как возможность доказать себе и другим, что добраться до Ненецкого АО и его столицы, города Нарьян-Мара, на простых машинах без какой-то сверхподготовки - это вполне реально. Да, понятно, что лучше залить устойчивое к низким температурам масло, ряд других жидкостей, ехать на хорошей зимней резине, но такие вещи - это мелочи в сравнении с лифтовкой, установкой лебедок и так далее из джипперского арсенала.

3

Позже, когда возникла идея доехать до Варандея (поселок нефтяников на берегу восточной оконечности Баренцевого моря. 380 км северо-восточнее Нарьян-Мара) стало понятно, что будет нужна хорошая поддержка в виде серьезных "проходимцев", ибо соваться на Дастере к берегу Баренцева моря в большинстве случаев - полная глупость. Так в наших рядах появился полноприводный "Соболь", подготовленный Mitsubishi L 200 и волк в овечьей шкуре Chevrolet Trailblazer.

Больше машин – больше возможностей. Изначальная цель просто доехать до Нарьян-Мара отошла на второй план, а на первый вышла задача популяризации внутреннего туризма и рассказа о Ненецком Автономном округе. Много людей, с которыми мы сталкиваемся, либо вообще про этот регион ничего не знают, либо путают его с Ямало-Ненецким АО. В планах экспедиции богатая культурная и познавательная программа, включая посещение местных шаманов и самой настоящей стоянки оленеводов. Очень хочется посмотреть на это самим, а затем рассказать другим. Наша страна такая огромная и интересная.

4

Вторая цель экспедиции – развитие автотуризма. Мы хотим проанализировать поведение машин в условиях русского севера, поделиться впечатлениями и информацией о том, как перемещаться по зимникам, на что в этой связи стоит обратить внимание и так далее, ведь многие люди слабо себе представляют такой тип дорог. Дальше в этот же пункт добавляем одежду и снаряжение: что лучше взять, а что будет лишним. В общем, анализ путешествий по северу.

Две цели мало? Нам так не кажется. Главное - не в количестве, а в качестве. Постараемся реализовать все задуманное, а получится у нас это или нет покажет лишь время.

5

 1 день

Традиционно хмурое петербургское утро с нетрадиционными двумя градусами тепла на улице. В костюме от спонсора жарко. Но, делать нечего, приходиться соответствовать «холодному» имиджу экспедиции и быть на официальных предстартовые фото «Соболем». Утешаюсь предчувствием ненецких минус сорока и радуюсь, что выезжаем не из Краснодара.

PK 30082

Наконец то опередив на час выстрел пушки Петропавловки, но вывалившись на +1ч из собственного графика, в 11:00 выдвигаемся в сторону манящего к себе Заполярья. Селфи, луки и прочие запечатливания для истории не то, чтобы добровольно закончены, а … скорее прекращены волевым решением руководителей. Хотя понять участников экспедиции и приехавших их проводить друзей можно. Все вокруг такое красивое и выдающиеся. И Санкт-Петербург, и Cтрелка, и наши машины в боевой расклейке. Да и мы сами из себя такие смелые и отчаянные автопутешественники(по словам провожающих). Аж сами себе завидуем.

PK 30046

Но прочь победные реляции. До Ненецкого АО еще надо доехать, а затем вернуться. В путь. Так сказать, из Северной Венеции на Север крайний.

PK 30038

 

Первые два дня до столицы республики Коми экипажи решили ехать раздельно,поддерживая связь по телефону. Казалось, что так быстрее и проще, но получилось несколько иначе.

За сутки, минувшие с момента старта «Соболь» ГАЗ 27527 совершил «беспосадочный перелет» Петербург - Сыктывкар. Посещен Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь и принят обед в кафе «Едим вкусно». К слову, действительно вкусно, чисто, быстро и буфетчица Наташа красивая (Адрес: Тихвин, К.Маркса, 70) Рекомендуем. Издали осмотрены вечерние огни Череповца, насквозь пройдена Тотьма и сделана ночная фотография в центре Вологды. Правда, как позже выяснилось, заснялись мы не в самом центральном центре, но не сильно расстроились.

1 2 3

Полночь застала нас за ужином. В самый разгар поедания шницеля с макаронами наступил второй день экспедиции.

2 день. Видза корам!

Ночь. За окном меняются пейзажи (образная фигура речи, ничего там не меняется, снежно и темно), а за рулем сменяются пары водитель/штурман. Пока одни рулят, другие отдыхают сзади. Или сами не спят и другим не дают.

5 4 6
Так размеренно и без происшествий команда Петра Груздева, преодолев за 24 часа 12 минут 1512 км докатились до Сыктывкара с опережением графика на полдня. Кстати, состояние дорог в Республике Коми очень достойное. По крайней мере тех, по которым мы проехали.

7 1

Как говорится, Видза корам! То есть, Добро пожаловать на коми языке.

7

Переезд без остановки на ночлег позволил тепло и продуктивно встретиться с Президентом федерации спортивного туризма Республики Коми Геннадием Марковским, осмотреть Сыктывкар – большой, современный и очень приятный город. А также дать интервью об экспедиции очаровательной корреспондентке информационного агенства БНК Екатерине.

8 9 10
А тем временем пришла срочная новость от трех других экипажей экспедиции «Бросок в Заполярье». Chevrolet Trailblazer Михаила Бондаря не доезжая до Сыктывкара 100 километров, встретил … лося. Все живы. Автотуристы не пострадали, лось сбежал, автомобиль способен передвигаться самостоятельно. Других подробностей пока нет, но завтра обязательно будут.
 11

2 февраля. 3 день экспедиции. Понедельник

С Шевроле все оказалось в порядке. Набившийся после полета во все щели снег нанес незначительные повреждения. Погнутый локер, оторванный бачок гидроусилителя руля, да сомнения в исправности работы полного привода.

0

Вот эти сомнения и задержали нас в Сыктывкаре до полудня, но осмотр на станции ТО показал, что ехать можно. А раз так, то выезд из столицы Республики Коми сделали торжественным и пригласили местную прессу.

 

Благодарим Федерацию спортивного туризма Республики Коми и лично Геннадия Марковского за встречу и помощь в Сыктывкаре

fstrk


1

 Рассказали, показали, объяснили кто мы, зачем едем и в путь. Одним махом за день-ночь планируем преодолеть 500 км от Сыктывкара до Усинска. Какой уж тут ночлег, если на 6 часов вываливаемся из графика.

2

mat

Сеть кафе "Матрешка" 

Итого, стартовав в 13:15 из Сыктывкара (одометр 1448 км) в 19:30 приезжаем в Ухту (одометр 1755). 307 км преодолели за 6 часов.
 
В Ухте ужинаем в кафе-столовой "Матрешка" (обед из 3 блюд 300 руб.) и дальше на Печору. Огромное спасибо сотрудникам "Матрешки", согласившихся продлить свой рабочий день, чтобы накормить припозднившихся автопутешественников.

Дорога хорошая, чищенная. До города Печора асфальт, посыпанный песочком. Соль в этих краях, о чудо, не используют и ведь без нее все в порядке. За Печорами на север начинается грунтовка, обслуживание которой заслуживает отдельного разговора.

Дело в том, что на севере дороги не чистят, а утаптывают гусеницей. Не гусеницами, а именно гусеницей от трактора, которую крепят к тягачу поперек дороги и протаскивают по снегу, разравнивая его и утаптывая. 

Еще существует волонтерско-добровольческая форма поддержания дороги в порядке – пароколесная. Кстати, более эффективная, чем тракторная потому, что дорожники топчут грунтовки редко. Суть метода в том, что два больших УРАЛовских колеса, скрепленных вместе и снабженных веревкой лежат на обочине и каждый водитель грузовика, кому не лень, могут прицепить к себе этот волок и протащить за собой. Обратно протянет другой доброволец. Так и будут утрамбовывать участок. Всем хорошо и ненапряжно.

От Печор до поселка Усть-Лыжа лесная грунтовка. К слову Усть-Лыжа – это конечная точка паромов, привозящих Нарьян-Марских автотуристов с их машинами к дорогам большой земли. Сначала за 15 000 руб. они плывут от Нямара до Усть-Усы. Затем перегружаются на другой паромчик и за 5 000 руб. до Усть-Лыжи. Ну а дальше своим ходом к Черному морю.

7

От Усть-Лыжи дальше на север летом дороги нет, а зимой до ледовой переправы через Печору около пос. Усть-Уса пробивают дорогу прямо по снегу – зимник. По ощущениям дорога и дорога, ничем не отличающаяся от грунтовки под снегом.

3

Минус 17. Снег сверху и снизу. Сухая пороша взлетает за машиной плотным клубом и напрочь закрывает задние габаритные огни. Если стоп-сигналы еще разглядеть можно, то на полном ходу о машине впереди можно догадаться только по свету ее фар, отражающихся на сугробах вдоль дороги. Пару раз мы угадывали перед собой фуру только интуитивно.
 4

Все, что можно залепляется и это сыграло с нами и экспедиционным пикапом Mitsubishi L200 злую шутку. Снег набился между кабиной и кузовом растаял и стек на раскаленный глушитель. Повалил пар, который в ночи выглядел как дым. Караул! Пожар! Бросились за огнетушителями. Хорошо, что не успели вырвать чеку. Успокоились с L200, запарил Дастер. В общем, устроили себе учение по пожаробезопасности. Размялись и положили огнетушители в быстродоступные места.

6

5

Через час у пикапа случилось следующее ЧП. Двигатель перестал набирать больше 2 000 оборотов. Бортовой компьютер показывает, что с «элькой» не все в порядке. Симптомы таковы будто топливо очень паршивое, но «Соболь» заправлялся там же и тем же. Непонятно. Проконсультировавшись по телефону со социалистами и, основываясь на своем опыте, Константин принял решение двигаться дальше, но при первой же возможности провести профессиональную диагностику.

3 февраля. 4 день экспедиции. Вторник

7:00. Светает. Очень вовремя выкатываемся к ледовой переправе через реку Печору. Величественное зрелище в скупых лучах северного рассвета. 50 оттенков синего. Температура минус 22 и, что самое неприятное – ветер. По ощущениям все минус 40. Долго фотографировать без перчаток невозможно, пара снимков и двигаемся дальше.

1

8:30. Одометр «Соболя» 2 240 км. На градуснике минус 17. Прибываем в славный город Усинск.
Мицубиси отправляется искать сервис, а у нас образовывается час свободного времени, в течении которого мы успеваем дать интервью телеканалу ТРК Усинск и городской газете, чуть оглядеть город нефтяников, позавтракать и посмотреть на усинские машинки.

5



Подробнее о чудесном городке Усинске чуть позже расскажет Сергей Пищулов, проведший в городе несколько дней. Но всему свое время.

А пока движемся дальше на Нарьян-Мар. Пикап L 200, будучи загнанным в бокс, оттаял и все неполадки исчезли сами собой.

9

Дорога от Усинска вплоть до ее окончания прямо в тундре – это бетонка. Местами кривоватая, местами с провалами, весной и осенью утопающая в талой воде, но дорога с твердым покрытием. Формально она называется Усинск – Харьягинский, но, на самом деле, поселок Харьягинский сильно в стороне от трассы, которая проходит мимо него.

10

13:45. 2322 км от Санкт-Петербурга (по одометру). Пересекаем Полярный круг. Конечно, останавливаемся. Правда, неувязочка получается. По навигатору географический круг в нескольких километрах севернее, но какая разница. Есть памятник для фото и ладно. Такая же история с несовпадением полярной линии и памятников и в Финляндии, и в Швеции, и в Норвегии.

11

12

Значимая достопримечательность привлекает внимание всех без исключения вахтовиков. Проезжающий мимо рабочий люд останавливается здесь обязательно. Но, увы, не для осмотра большого глобуса (кстати, он вращается) и природы вокруг. Не трогайте желтый снег.



15:20. 102 км от Усинска, 2 382 км от Санкт-Петербурга. Граница Республики Коми и Ненецкого автономного округа.

16

Глядя на границу, нарисованную на карте начинаешь верить в легенду, что эту черту Сталин провел даже не по линейке, а просто пальцем.

16 2

Хотя, если смотреть не на бумагу, а вокруг, то удивление берет как словно по линии внезапно кончаются деревья со стороны Коми и начинается бескрайняя ненецкая тундра. Дальше только белое безмолвие, буровые вышки, газовые факелы и далеко далеко за ними Баренцево море, к которому мы стремимся.

17

Пересекаем границу регионов с полицейским постом, проезжаем 20 км до последней перед зимником АЗС «Лукойл» и там в 16:30 на 2404 километре маршрута узнаем пренеприятнейшее известие – зимник на Нарьян-Мар ЗАКРЫТ. Дорогу замело, никого не пускают и когда пустят неведомо.

 

23

Разворачиваемся. 9 человек из экипажей Рено, Шевроле и Мицубиси возвращаются ждать открытия дороги в Усинск, а четверо смелых из экипажа Соболя остаются там, где кончаются деревья.

На обратном к границе НАО пути делаем доброе дело – вытаскиваем слетевшего со скользкой дороги аборигена. Спасибо петербургской службе эвакуации «Дорога домой» за презентованный нам динамический трос.

21

К 9 вечера экипажи, отправившиеся в Усинск прибывают в город и снимают две квартиры: однокомнатную за 1500 рублей на троих и трехкомнатную за 4500 на шестерых. А домом, вернее околодомьем для экипажа Соболя становится круглосуточный магазин «У Наташи». Практически полное отсутствие продуктов, заряженный ценник, но совершенно очаровательные продавщицы Татьяна и Марина.

22



К слову, архитектурная доминанта, возвышающаяся над тундрой (в центре средней фотографии) – это северный вариант выгребного туалета. Только у него не яма, а бак.

4 февраля. 5 день экспедиции. Среда

Впервые досыта выспались. Дооборудованный двхуярусным спальным местом «Соболь» оказался лучше любой гостиницы. Встали, умылись (в магазине), позавтракали и стали ждать погоды, жадно ловя новости от пробившихся через пургу водителей.

1

А новостей было много и все неутешительные. Из легковых машин самостоятельно удалось пробиться только одному джиперу на Патруле. Вот уж он материл дорожные службы. По его словам, тендер на поддержание зимника выиграла контора, запросившая меньше денег. А у нее и техники то нет. На фото хорошо видно, что житель Нарьян-Мара хочет сделать с дорожниками за оторванную облицовку крыла.

2



Сказанное подтверждали дальнобойщики, притаскивающие с трассы заидневевшие легковушки в кузовах и на буксирах, а в кабинах людей из брошенных машин. Анекдоты рассказывали – у трамбующих зимник тракторов в разгар работ кончилась соляра и они стреляли ее у грузовиков.

3

В общем, сидим и собираем слухи о том, когда может открыться зимник. Прогноз 3-5 дней минимум. По нормативам чистить дорогу начинают делать через 36 часов после того, как закончится ветер, заносящий дорогу снегом.

Технология проста. Зимники не расчищают, их утрамбовывают «гитарой» - тремя скрепленными вместе трубами большого диаметра, которые кладутся поперек дороги и тащатся или толкаются трактором. Следом идут цистерны, заливающие разровненный снег водой. В результате получается «зимник» - ледяная дорога прямо по целине, огороженная вешками слева и справа .

Однако, время от времени в тундре случаются бураны, которые заносят зимники снежными переметами. Проехать становится сложно, опасно, а то и вообще невозможно и ледяные дороги закрывают. Вот в такую ситуацию мы и попали.

4

Уяснив, что сидеть нам здесь плотно и видимо долго озаботились удовлетворением двух самых главных человеческих желаний – «хлеба и зрелищ». 

Хлеб насущный в виде лапши быстрого приготовления, всяких печенек и стратегического набора бойца российской армии (про запас) нашелся в соседнем одноименном магазине «У Наташи» всего в 20 км от места нашего обитания у все той же заправки Лукойл. Такая АЗС одна на всю округу. Она здесь вообще одна и последняя до самого Нарьян-Мара.

5

По дороге к магазину обнаружились и зрелища. Колоссальный факелы сжигания попутного газа. Расположены прямо у дороги и никем не охраняются. Любуйся и грейся сколько пожелается. При забортных минус 32 у основания «зажигалок» все плюс 25. Вот бы здесь кемпинг построить – пускать иностранцев от экзотики погреться и за газ с теплом не платить. У факелов наблюдается очень оригинальное таяние снега. Он как бы тянется к теплу, образуя необычные формы.

6



А тем временем в Усинске…

… три других экипажа экспедиции «Бросок в Заполярье» развлекает себя знакомством с городом нефтяников и описывают свои впечатления в группе ВКонтакте Бросок на восток. Слово Сергею Пищулову

Усинск - молодой город, получивший такой статус в 1984 году, с населением чуть больше 40 тысяч человек. Основной его отраслью является добыча нефти. В настоящий момент разработку нефтяных месторождений на территории Усинского района, ведут две крупные нефтяные компании: «Лукойл» и «Роснефть».

7

Площадь Усинска совсем небольшая и его можно обойти за пару-тройку часов от и до. Улицы - прямые, городская застройка представляет собой по большей части пяти- и девятиэтажные панельные дома. Много домов покрашены в яркие цвета - обычная картина для северных городов (в северных широтах бывает полярная ночь и домики разукрашивают, чтобы хотя бы так восполнить местным жителям отсутствие солнца).

1

Город нефтяников сразу привлекает своей чистотой и аккуратностью и причиной тому - не огромные слои снега, закрывшие собой возможный мусор. Там, где тротуары и дворы расчищены, все также очень опрятно, никаких валяющихся бутылок, бычков и прочих бед многих городов России и других стран.

Кстати, о снеге. Его в Усинске очень много. Настолько много, что, зачастую, под ним погребены практически полностью некоторые из местных автомобилей. А на подоконнике квартиры, в которой мы живем, слой снега, к примеру - 25 сантиметров. Удивительно наблюдать, как прохожие, в том числе, и пожилые взбираются на снежные брустверы, чтобы перейти дорогу.

2

Усинск - это вотчина "Лукойла", логотипы которого встречаются в очень многих местах. Нефтяники активно занимаются городской "социалкой": например, недалеко от центральной площади мы обнаружили детский парк с настоящими вертолетом и самолетом и надписью при входе "Лукойл" - детям".

3

Автодороги, соединяющей Усинск с центром России нет. Имеются зимники Усинск-Печора-Вуктыл-Ухта, а также Усинск-Печора-Ираель-Ухта, по которому мы и приехали в Усинск. Зато есть железная дорога, которая функционирует круглогодично.

Из городских достопримечательностей стоит обратить внимание на несколько скульптурных композиций. Первая из них - памятник комару. Причем, когда мы к нему подошли, то фигура комара была одета в зимнюю накидку в цветах Деда мороза. Комар, приносящий подарки? Это интересно! Кстати, памятник этому насекомому в Усинске поставили не просто так: в теплый период в таких широтах комаров очень много. Настолько много, что когда-то один мой друг из соседней с Усинском Инты сказал следующее: "Знаешь, какой у нас самый популярный парфюм в городе? Средство от комаров!"

4

Не менее оригинальным является и памятник нефтянику возле кинотеатра "Томлун": рабочий в каске стоит возле фонтанирующей скважины и держит в своих руках нефть.

5

Про Усинск можно было бы написать еще очень много, но закончим словами одного из местных жителей, с которым мы вчера пообщались: "Мало, кто знает про то как мы тут живем. А ведь здесь так интересно!" Полностью подписываемся под эти слова. Северные города и Усинск в частности - это что-то особенное, не похожее на другие края России и в котором хотя бы раз в жизни надо обязательно побывать!

6

 5 февраля. 6 день экспедиции. Четверг. 

Второй день великого сидения в ожидании погоды. А погоды нет. Температура опустилась до минус 30. Метет. Зимник закрыт, официальной информации никакой. Но нет худа без добра. Познакомились и подружились с отличным парнем – Владимиром (прозвище Удмурт, водитель тюнингованного КАМАЗа), который стал для нас ценным и достоверным источником знаний по каналам сарафанного радио водителей-приятелей. Его «агенты» есть и у блокирующего въезд на зимник поста, и с другой стороны пути в Нарьян-Маре, и в заснеженных кабинах машин, стоящих в буране.

1 1

Сведения от информаторов неутешительные – предсказывают, что мести будет еще неделю. Неутешительно. Зато за долгими разговорами под чай узнали о житье-бытье нарьян-марских водителей. Зарабатывают по петербургским меркам неплохо – за 3 зимних месяца особо не напрягаясь зарабатывают 600 тысяч рублей, а если пахать «как проклятый» и погодных проблем не будет, то можно поднять до миллиона. Правда, траты на севере тоже существенные. Продукты дороже, чем в Петербурге в 1,5 раза, жилье в цене такое же. Однокомнатная квартира в Нямаре стоит 2-3 миллиона рублей.

Как бурят землю

Видимо от безделья в голову приходит сумасшедшая идея – посетить буровую вышку, а заодно проверить проходимость Соболя на снежной колее от КАМАЗа. Нет, на буровой нас никто не ждал. Более того, наши новые друзья водители заверяли, что вышки жутко режимный объект, туда не пускают, а если пустят, то запретят фотографировать. Но это Россия, детка.

2



Заезд на ближайшую буровую, обращение к мастеру: «Сами мы не местные, нефть никогда не видели. Поможите, чем можете. Пока-а-а-а-жите, пожалуйста». О, чудо. Сезам открывается. Выдают каски и приставляют целого главного механика буровой в качестве экскурсовода. Ура! Вперед и вверх. Приглашаем вместе с нами полюбоваться мощью российского бурения скважин для нефти.

3

Дырку в земле бурят фрезами, который приводится в движение маслом под давлением. Цикл движения масла замкнутый. Сначала оно закачивается вниз внутри «инструмента» (трубы), там вращает турбину, прикрепленную к буру, а затем снаружи трубы возвращается наверх, неся с собой частицы выбуренной породы. На поверхности на специальных фильтрах масло очищается от породы и снова закачивается вниз.

4

Энергетику все процесса питает четыре дизель-генератора на 1 МВт каждый. Отопление и жизнеобеспечение обеспечивает котельная. Пользоваться открытым огнем на буровых запрещено.

3 5

Скорость бурения 20-40 метров в сутки. Глубина 2200 м вниз, а затем изгиб и еще 2 000 в горизонте, то есть горизонтально. Интересно, что один станок последовательно в одном месте бурит десятки скважин. Пробьет один ствол, заглушит, отвинтит свои трубы от скважины и на колесах по рельсам переезжает на 50 метров дальше. Пробуренную и заглушенную дырку передают другим структурам, которые потом будут подключать к ней трубу и выкачивать черное золото.

5

Передвигаться по «станку» (так называют саму вышку) в своей одежде проблематично. Одно неловкое движение и на одежде масляное пятно, которое ничем не отстирывается и противно пахнет несколько дней. Поэтому на буровой комбинезоны одноразовые по одному на вахту. Вахта (рабочая смена) длится 30 дней. Потом 30 суток отдыха дома и снова на месяц на работу. Зарплата у рабочего персонала 60-65 тысяч рублей. У инженеров выше. Без образования не принимают. Для устройства даже на самые первичные должности требуется техникум.

6

Огромное спасибо за экскурсию главному механику буровой Алексею и инженеру по бурению Эльнару. Кстати, Алексей оказался джипером и поделился с нами все прелести использования браслетов противоскольжения.

Испытание браслетов противоскольжения на коротком участке

7 2

На буровую легковушки не ездят. Дорога туда пробита прямо по снегу и после многодневного ветра с порошей превратилась в КРАЗо-КАМАЗовскую колею. Проехать Соболю проблематично, Решаем использовать спец.средства, проверить их эффективность и потренироваться перед многокилометровым зимником.

vezdehod Достаем из багажника браслеты противоскольжения SKIDDER`S, любезно предоставленные нам магазином «Вездеход» и начинаем тест.

 Надеваются и застегиваются браслеты легко и быстро. Даже на морозе в перчатках обувка колеса проблем не вызывает. На одно колесо ( 2 браслета) ушло 3 минуты и это учитывая, что опыта использования таких конструкций пока не было. Это, конечно, не заявленные в инструкции «быстрый монтаж и демонтаж за 10-20 секунд», но все равно достаточно быстро. Думаем, при наработке соответствующих навыках скорость надевания браслетов существенно увеличивается. 

7 1

В поставке вместе в браслетами противоскольжения поставляется еще специальный крючок для облегчения продевания ленты через отверстие диска, но мы им не пользовались. Итак все вышло просто.

На переднее колесо поставить браслеты не смогли? хотя честно попытались это сделать. Модель БЦ-В, которая была у нас рассчитана на зазор между тормозным диском и тормозным механизмов в 5 мм, а у Соболя оказалось меньше.

7 4

Поехали и поразились насколько эффективны браслеты на снегу. Прямо видно и слышно как они вгрызаются в наст. Пробуксовки колеса через браслет не возникло ни разу. Правда, при установке двух браслетов на колесо даже на небольшой скорости ощущается биение колеса. Лучше, как написано в инструкции ставить по четыре браслета на каждое ведущее колесо. А совсем хорошо поставить столько браслетов сколько отверстий в диске, получится цепь типа «лесенка» и будет совсем хорошо. Но поскольку комплект у нас был один (4 шт по 2 на колесо), то пришлось довольствоваться тем, что есть. А это плохо потому, что в режиме проворот-зацеп-проворот-зацеп увеличивается риск порвать полуось, сломать дифференциал и заполучить другие проблемы.

7

Результат испытания на коротком отрезке протяженностью 1 км – стоящая штука, реально помогает проезжать участки где возможно буксование и застревание. Рекомендуем.

Дружите с профессионалами

Финишировало 5 февраля, благодаря знакомству с дальнобойщиком Владимиром и его коллегами, значительно приятнее, чем предыдущий вечер. Нам «по секрету» рассказали, что магазин, в котором мы пережидаем непогоду не совсем магазин. Для своих, а мы теперь свои, продавщицы приготовят суп и второе, бесплатно снабдят кипятком и дадут воспользоваться раковиной для умывания с горячей водой. И это при том, что вся вода привозная и расходуют ее очень экономно.

8.

9

А тем временем в Усинске 2 ...

... экипаж Дастера времени зря не теряет. Нашли XPEN, катаются на нем и описывают все это в группе "Бросок на восток". А мы перепечатываем,завидуя, что не оXPENеваем вместе с ними.

1

Кажется, что многое в нашей жизни происходит случайно. Когда мы рано утром третьего февраля впервые въехали в Усинск, то и представить себе не могли, что через два дня будем всё ещё здесь. А днём четвёртого числа, когда ехали кататься на сноубордах и увидели на дороге "марсоход", никак не могли представить себя внутри этого загадочного существа, а лишь удивлялись изобретательности его создателей. Однако на следующий день после завтрака у Серёжи вдруг зазвонил телефон, и уже через час мы были в том месте, где эти самые "марсоходы" производят.

2

Странное существо оказалось вездеходом на шинах низкого давления с весьма звучным именем XPEN, а звонил нам один из его создателей - Николай Евлампиев. Быстро осмотрев небольшое производство, отправились кататься по целине. Снега было не меньше метра, причём снег свежий и рыхлый, но давление в колёсах XPENа всего 0,1 атм (для сравнения, у обычной машины давление в шинах в среднем 1,8-2,2 атм). Низкое давление обеспечивает таким вездеходам проходимость, а большой объём колёс позволяет плавать с грузом до 1 тонны (при собственной массе 3,2 тонны). Это далеко не новый принцип, применяется он во многих моделях вездеходов и хорошо себя зарекомендовал в условиях тундряного бездорожья. Основные особенности XPENa - простота конструкции и ремонтопригодность. Ничего лишнего, сочленённый кузов обеспечивает поворот и повышает проходимость, все узлы взяты у отечественных производителей.

3


Лебёдка нужна на всякий случай и используется в основном для выхода на крутые берега рек при переправах, когда плывущий вездеход не может зацепиться за грунт.

4

Интерьер аскетичен и прост, то что нужно для тундры

5

Ощущения - как будто по тебе прошёлся большой мужик килограммов в 100-120. Эдакий Заполярный массаж получается.

6

Вместе с разработчиками вездехода XPEN - Хазбулатовым Раджабом и Евлампиевым Николаем. Теперь понятно, откуда такое название?

7

6 февраля. 7 день экспедиции. Пятница

Стоп! Попробуйте, пожалуйста, на минуту прекратить чтение и попытаться ответить на вопрос – что делают эти люди, обутые в сэнд-траки с помощью цепей противоскольжения в зимнем лесу?

1

Нет мозг у них еще не обморожен. Хотя мог бы. На улице минус 34 градуса. И они не участвуют в конкурсе на сплочение командного духа. С духом в экипаже Соболя все в порядке. Крепкий.

Петр Груздев (впереди) и Валерий Паршуков (сзади) утаптывают площадку под … палатку, которая была взята с собой на всякий случай. Всякого случая решили не дожидаться, а проверить возможность переночевать вне машины, так сказать, в лабораторных условиях рядом с теплым автомобилем.

 

4 3

А заодно испытать взятый с собой газовый обогреватель Coleman.

5

Первый тест был на дневное сидение - без спальных мешков, но с газовым обогревателем. Coleman, несмотря на сильный мороз и легкий ветер загорелся от зажигалки с первой попытки, но увы, после 30 минут работы не смог нагреть весь внутренний объем палатки до комфортной температуры. Держа тепловой прибор в руке и направляя его на различные части тела, можно было согреть одну, но при этом замерзали другие. Да и сам обогреватель при минус 34 градусах никак не мог выйти на проектную мощность. Решетка была чуть красная.

6

Второй тест заключался в том, чтобы будучи полностью одетым в теплые зимние комбинезоны, залезть в спальный мешок с температурой комфорта минус 15 и пролежать так хотя бы час. Обогреватель во время сна использовать нельзя. Одно неловкое движение и можно просто сгореть. Пролежали и даже заснули, но сильно тянуло холодом от земли, вернее от снега под палаткой. Выяснилось, что одинарные пенки от низовой стужи не спасают. Надо утеплять пол дополнительно. Либо ельник стелить, либо больше пенок класть. Но портить природу не хотелось, а пенок с собой было всего четыре.

Резюме. К ночевке в полевых зимних условиях подготовились недостаточно. Это плохая новость. Но была и хорошая. Утром от наших информаторов-дальнобойщиков стало известно, что зимник на Нарьян-Мар откроют в 20:00.

PK 31251

Но в ночь, когда на трассу пойдут 170 скопившихся грузовиков решили не ехать, а дождаться экипажи, уже выехавшие из Усинска и стартовать рано утром.

PK 31045

 

7 февраля. 8 день экспедиции. Суббота

Сегодня нам предстоит проехать всего 250 км. Вроде немного, но по зимнику, который еще вчера был заметен и недоступен для проезда. Посмотрим, что сегодня.

2

7:00. Одометр – 2580. Температура – минус 23. Небольшой ветер. Темно.
Всеми четырьмя машинами выезжаем к посту пропуска на зимник.

1

Заезжаем на крайнюю заправку (больше до Нартян-Мара АЗС не будет), заливаемся по полной и в 9:50 прибываем к началу зимника. Тут нас ожидает неприятный сюрприз. Шлагбаум для легковых машин закрыт. Оказывается еще вчера дорогу сначала в 20:00 открыли, а в 22:00 благополучно закрыли. Кто не успел, тот сам виноват.

3

3 часа уходит на попытки созвониться и договорится с начальством пропускного пункта. Бесполезно, не пускают. Ссылаются на запрет МЧС. Дозваниваемся до службы спасения и, о чудо. Оказывается ни они, ни руководство округа официально зимник не закрывали. Это инициатива обслуживающей дорогу компании. А раз так, то получается, что если мы закрытый шлагбаум объедем, то ничего не нарушим.

3 2

Хоть жалко и обидно, но оставляем Рено Дастер на посту (ему низенькому в колею КРАЗов совсем никак нельзя). Перераспределяем вещи, перерассаживаемся сами и объехав по пробитой сквозь сугробы колее пост в 13:30 выезжаем в тундру.

3 3

Лирическое отступление. Согласитесь, следы от грузовиков так похожи на логотип EX-ROAD.

PK 31504

Вместе с нами в неизвестность и, по словам водителей встречных машин, ужас ужасный отправился УАЗ Патриот под управлением отличного парня Михаила и несогласованно увязались еще 2 автомобиля. Так колонной из 6 машин и пошли.

PK 31550

Рассказывать словами с чем мы столкнулись бессмысленно. Лучше посмотреть фотографии и видео. Единственное, что имейте ввиду – такая дорожная обстановка на зимнике в Нарьян-Мар редкое исключение. Обычно путь в 250 км преодолевают за 4-5 часов даже на легковых автомобилях.

Из ролика, смонтированого из фотографий, которые делались каждые 10 секунд с 20:30 до 3 ночи очень хорошо видно как и с какой скоростью происходит движение. Ролик снят Action-камерой RICOHWG-M1, любезно предоставленной компанией PENTAX. К слову, камера все сделала сама и сняла с заданным интервалом кадров и смонтировала в единый фильм. 

logo

m1

 

 А этот ролик показывает отдельные моменты проезда по зимнику в реальном времени.

 

8 февраля. 9 день экспедиции. Воскресенье

1

В 00:00 наступило воскресенье, а в 8:20 ненадолго показался маленький оранжевый мячик солнца. Факт смены даты ничего в нашем положении дел не изменил. Шоу продолжается. Дорога лучше, а температура выше не стали. Восстанавливать дорогу не начали. За 19 часов пройдено 35 километров.

2

Рассвет озарил скупыми холодными лучами нерадостную картину выбывания их экспедиции Шевроле. После очередной серии взаимных вытаскиваний с Соболем Триал Блейзер видимо решил, что с него хватит, намертво заглох и зажег сообщение «Мало масла». Поскольку масла было вполне достаточно, то вывод очевиден – на месте проблему не решить и в игре осталось двое: Элька и Соболь.

3

Оставляем Шевроле наедине с трактором и снова перераспределяем людей и груз по машинам. Эх, полна, полна моя коробочка – семеро в Соболе, пятеро в Мицубиси и Иван, делегированный в багажник идущего вместе с нами местного УАЗа.

4

11:27. Долгожданная развилка. Налево - Нарьян-Мар, направо – Южное Хыльчую. Как мы ждали приезда сюда, оставшиеся метры и минуты считали. Потому, что именно здесь, по словам аборигенов, происходит превращение гадкой и разбитой снежной колеи в прекрасную ровную и быструю дорогу.

5

Но волшебная палочка замерзла на фиг и чуда не произошло. Более того, пропали все попутные грузовики и пришлось более часа ждать КАМАЗа, что по его следам хотя бы приблизительно понять безопасную траекторию. Протаптывающего колею грузовика дождались, но проехать за ним больше 100 метров не смогли. Завязли и отстали. Снова ждем.

6

13:12. Положение приближается к критическому. Топливо кончается, а надежд, что прилетит волшебник в голубом вертолете и утрамбует зимник нет. Надо прорываться самим. Тяжело, медленно, утрамбовывая вперед-назад и выдергивая друг друга поехали. Редко встречаются незаметенные участки дороги, собственно так и должен выглядеть зимник. Однако, увы участков таких мало и они котортки. Небольшие передышки и дальше брюхом на снег. А тем временем поднялся буран и ни стало видно вообще ничего, включая оградительные вешки.

7

14:50. Но волшебники существуют. И зовут их Максим Белоконь и Сергей Пономарев. Передвигаются они, правда, не на голубом вертолете, а на оранжевом КАМАЗе МЧС, но в нашей ситуации – это лучший для чародеев транспорт.

8

Мицубии цепляют к машине спасателей, а Соболь по колее L200 как-нибудь сам. Честно говоря, он тоже однажды серьезно завяз, да так, что КРАЗ-вахтовка вытянуть не мог. Однако не прошло и 10 минут как добрые феи с тросом материализовались из пороши и сделали свое дело. 

9

16:10. База дорожников. Переводим дух, дозаправляемся и на финишный участок до Нарьян-Мара. Сначала по более-менее расчищенному зимнику, а затем по так называемой «отсыпке» - проложенной по тундре капитальной грунтовой дороге. Несколько раз застревали и здесь, но это по сравнению с предыдущими сутками «не считается».

10

21:30. Ура! Прибываем в туристический культурный центр в 7 км, не доезжая Нарьян-Мара. 235 км за 36 часов. Из четырех машин дошло две. Дастер оставлен у поста в Харьяге добровольно, Шевроле брошен в тундре вынуждено. Все, срочно спать.

 Отступление. Раз доехали - самое время начать рассказывать об автомобилях, на которых доехали. Начнем с самого большого. 

Соболь 4х4 ГАЗ 27527

1

Привод – постоянный полный. Есть межосевой дифференциал с жестко включаемой механической блокировкой.
Лифт кузова (проставки между рамой и кузовом) – 6 см.

2

Лифт подвески (проставки между рессорами и мостом) – 5 см.
Установлен рулевой демпфер

3

Выведены сапуны из обоих мостов, раздаточной коробки и коробки передач.

Колесные арки увеличены под размер покрышек 285/75 R16 (33``). Штатная резина 225/75 R16
Резина на время экспедиции – зимняя шипованная Nokian Hakkapelita LT2 235/85 R16

4

Под капотом дизельный двигатель Cummins 2.8 литра мощностью 120 лошадиных сил. Крутящий момент 297 Н.м. при 1600 об/минуту.
Радиатор установлен на специально изготовленный усиленный железный подрамник.
Штатно двигатель оборудован жидкостным подогревателем Webacto.
Дополнительно подведен электрический подогрев (от 220 вольт) Северс-М.

5

6

Салон дооборудован раскладным диваном с верхней полкой, обеспечивающим в разложенном состоянии 3 спальных места. Плюс одно место на передних сиденьях. Итого в Соболе может комфортно ночевать 4 человека. В сложенном состоянии из спинки передней секции дивана откидывается столик.

7

8

 В кабине дополнительно к штатному оборудованию установлены:

  • - манометр пневматической системы
  • - кренометр
  • - рация MegaJet 555 + стационарно закрепленная на крыше антенна 1,5 метра
  • - бортовой компьютер (обороты, напряжение, ошибки системы, температуру и т.п.)
  • - манометр давления масла
  • - электрический подогреватель салона Defa (от наружных 220 вольт)
  • - инвертор 12 – 220 вольт мощностью 500 Вт с двумя розетками на торпеде

9

В багажнике, объемом 3,6 м.куб установлены:

  • - компрессор «Беркут 20» с шлангом на 10 метров
  • - бокс для шланга компрессора
  • - крепеж для топора, лопат, точила для ножей и топоров Fiskars

10

Зимняя подготовка

Стационарного утепления двигателя и аккумулятора нет, но на случай сильных морозов с собой специальное одеяло моторного отсека из негорючей муллитокремнеземистой ваты (стекла) производства компании «Автотепло».

11

Салон между металлической крышей и штатной обшивкой над передними местами утеплен тепло-шумо изоляцией «Вибропласт».
Съемное утепление потолка над задними сиденьями и всех стекол, включая лобовое, самостоятельно сделано из фольгированного теплоизола.

12

13

14

Экспедиционное снаряжение

  • - дополнительный аккумулятор 120 А/часов с зарядным устройством (возится в тепле под задним сиденьем)
  • - переносные радиостанции LPD Midland - 6 шт + зарядное устройство.
  • - переносная рация CB Alan – 1 шт.
  • - навигатор автомобильный – Asus – 2 шт.
  • - навигатор носимый портативный Garmin
  • - cенд-траки алюминиевые длиной 1,2 м толщиной 7 мм – 2 шт
  • - браслеты противоскольжения SKIDDER`S –1 комплект (4 шт.)
  • - топор Fiskars
  • - лопаты – 2 шт. cнеговая и штыковая Fiskars
  • - канистры – 3 шт. по 20 литров
  • - тросы рывковые (динамические) – 2 шт. 10 и 8 метров + удлинитель троса на 30 м.
  • - инфракрасный газовый автономный обогреватель Cooleman
  • - газовая плита и чайник
  • - спальные мешки с температурой комфорта до минус 15 – 4 шт.
  • - подушки – 4 шт.
  • - тройник «Пилот» на 6 розеток.

15

ТО и запчасти

Перед поездкой были заменены на новые все подшипники (ступицы, опорные, мостовые и т.п.), карданные соединения и технические жидкости.


8 astra
С собой взято все, что можно поменять в полевых условиях. Огромное спасибо компании Astra Motors за помощь в снаряжении экипажа Соболя запасными частями и расходными материалами.

 

  • - правая и левая полуоси,
  • - карданные соединения – 4 шт.
  • - ступичные и опорные подшипники
  • - фильтры
  • - датчики и термостат
  • - форсунки и трубки к ним
  • - топливная рампа
  • - генератор
  • - стартер
  • - комплект сцепления

Всего в экспедицию взято запчастей на 138 476 рублей. Кое что пригодилось.

16

Чего бы еще

Слово владельцу Соболя Александру Груздеву.Кстати ему можно задать все вопросы по машине. Его страница ВКонтакте http://vk.com/id120636007

250 мм Соболевского просвета для дорог, по которым передвигаются КАМАЗы и КРАЗы маловато. Если снег в колее твердый или приходится ехать по целине – упираемся мостами. На колесах, под которые сделана эта машина просвет был бы 265 мм и. стало бы значительно меньше. Но увы. Ехать на 33 катках 3 000 км по асфальту нецелесообразно, а взять правильные покрышки с собой не смогли из-за дефицита места.

Очень бы пригодились электрические блокировки в оба моста. Такие делают для Газелей и они подходят Соболю.

Проще было бы пробиваться через порошу с хорошими противотуманными фарами. Да и ясными ночами они лучше подсвечивают и делают более контрастным и различимым снежный рельеф. Следующий раз обязательно возьмем с собой цепи противоскольжения. Браслеты хорошо, но цепи эффективнее и на длинных перегонах по бездорожью надежнее.

И конечно для спокойствия нужен автономный салонный отопитель. С двигателем разное может случится, а газовые обогреватели выжигают кислород в салоне.

Итоги

Почти стандартный (если не считать лифта) Соболь 4х4 ГАЗ 27527 даже без лебедки, силовых бамперов и прочей внедорожной зарядки вполне подходит для совершения достаточно серьезных и протяженных зимних автопоходов 4 категории сложности и преодоления препятствий 4 класса.

Проведенное дооборудование обеспечивает достаточный уровень комфорта экипажу из 4-х человек. Описанное утепление салона и двигателя позволяет эксплуатировать автомобиль и ночевать в нем при морозах до минус 40. Проверено лично.

17

 

9 февраля. 10 день экспедиции. Понедельник.

1

Мы в Нарьян-Маре, вернее в 7 км от него в Туристическом культурном центре ( Экспедиционный центр арктического туризма)кспедиционный центр арктического туризма). Отсыпаемся, отъедаемся, ремонтируемся. Отдельное огромное спасибо за прием и гостеприимство директору центра Матвею Чупрову.
В общем, самое время рассказать о том, куда мы так долго ехали и наконец, приехали – о столице Ненецкого автономного округа.

Зачем ехать в Нарьян-Мар. Причина 1. Необычный город с необычной жизнью.

Приведенное ниже мнение автотуриста, который провел в городе всего несколько дней, конечно, субъктивно и поверхностно, но зато от чистого сердца и с любовью. Как и принято у ненцев - что вижу о том пою. Мне городок и его жители понравился. Рекомендую.

1 1

Автотуристу интересен любой город. Разница лишь в том, сколько времени нужно, чтобы удовлетворить свое любопытство. Нарьян-Мар в этом отношении уникален. Будучи небольшим по размерам (всего 20 000 жителей), он весьма самобытен, жизнь в нем заметно своеобразна и для того, чтобы привыкнуть к специфике может потребоваться довольно много времени. Например, песцы (это те звери, из которых дорогие шубы делают) лазят здесь по помойкам как дворовые собаки.

2

Рабочий поселок Нарьян-Мард (в переводе с ненецкого Красный город) был основан решением крайсполкома Северного края в 1931 году как порт на Печоре для вывоза воркутинского угля. В 1932 году в него из села Тельвисочного был перенесен центр Ненецкого национального округа. А в 1934 г. поселку, в котором проживало уже 8 000 жителей был присвоен статус города.

«Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар — Городок не велик и не мал.
У Печоры у реки, Где живут оленеводы И рыбачат рыбаки…»,
пел северная звезда советской этрады Кола Бельды. Посмотрите клип, проникнетесь атмосферой 80-х, не пожалеете. Но теперь все по другому. Правда дороги в столицу округа как не было, так и нет. Ни автомобильной, ни железной. 

 4

До перестройки довольно крупный окружной центр, в который стремились на заработки. В 90-е постепенно покидаемый населением провинциальный город. И случилась бы с Нарьяном та же история, что с тысячами других российских городков, если бы не нефть.

4 1

Развернутая в округе добыча «черного золота» преобразила местную жизнь. Конечно, достаток у нарьян-марцев разный, но все с кем бы я ни говорил своей жизнью в целом довольны. Работа большинства связана либо с нефтянкой, либо с административными функциями города как центра автономного округа. Есть мясоперерабатывающий завод. Вот, в принципе, и все.

В остальном как у других: торговля, сфера обслуживания, малый бизнес.Зарплата в 40 000 рублей считается в регионе небольшой, старых деревянных домов в центре города практически не осталось, а цены ненамного (процентов на 20%) выше, чем в Санкт-Петербурге. Так можно жить.

5

Машин много, часто в семье по два автомобиля и машины хорошие. Местные жители предпочитают внедорожники, а в особой чести Toyota Land Cruiser. Правда для меня осталось загадкой зачем в городе, который можно пройти из конца в конец за 15 минут автомобиль, тем более дорогой и навороченный.

Вечером очень забавная картинка складывается – на дорогах пробки. Это в ситуации, когда дойти с работы домой – 10 минут, а доехать и найти место для парковки – полчаса в лучшем случае.

6

Кстати, с парковкой в Нарьян-Маре реальные трудности. Когда мы поехали на встречу с руководителем Управления культуры Ненецкого АО, то поставить машину смогли только на соседней от учреждения улице.

7

Ездить из города на машине тоже некуда. Единственная выходящая из города грунтовка ведет в поселок оленеводов Красное. Протяженность «трассы» 48 км. И все. До «Большой земли» только зимник, которого с апреля по ноябрь нет. Вот такая насыщенная автомобильная жизнь. Кстати, автосалонов в нашем понимании в городе тоже нет. За машинами жители ездят в Москву и, почему то, в Нижний Новгород и привозят приобретения на пароме. Или перегоняют по тому же зимнику.

7 1
Фото: gorodusinsk.ru

Достопримечательностей в городе немного, но каждая по-своему замечательна. Если не бегом, то интересностей на пару дней хватит.

Трехэтажный Краеведческий музей – прошлое, настоящее, будущее – быстро и насыщенно позволяет понять куда же мы на самом деле приехали и почему все вокруг такое, какое мы видим. А объяснения требуются, местная специфика сильна и колоритна.

8

Вы, например, знаете где и из чего делали знаменитый «Завтрак туриста»…
… или кто такие оленно-транспортные батальоны и каково им было в Великую Отечественную войну своим ходом добираться до Архангельска, чтобы бить врагов на Карельском фронте.

9

Другой, хоть и маленький, но значимый музей – экспозиция Историко-культурного и ландшафтного музея-заповедника «Пустозерск» о первом русском городе за Полярным кругом . Сам город, вернее место где он был находится в 20 км от Нарьян-Мара и мы туда обязательно съездим. Но там музея нет. Имеет смысл сначала погрузиться в историю в тепле, а затем на снегоходах и снегоступах отправляться на осмотр своими глазами.

10

Очень рекомендуем зайти в Центр народного и декоративно-прикладного творчества Нарьян-мара. Адрес звучит как шум ветра - Тыко Вылки, д.2 а. Был такой ненецкий общественный деятель - Илья Константинович (Тыко) Вылка. "Президент Новой земли" между прочим. Прелесть центра в том, что вечерами здесь местные жительницы своими руками делают национальную обувь, одежду, поделки и сувениры. А днем все это можно купить. Недешево. Зато качественно и с гарантией. Не китайский сувенирный ширпотреб, за каждым изделием имя и честь мастера.

11

Отдельной достопримечательностью считается Богоявленский собор. Здание хоть и современное (освящено в 2004 г.), но весьма интересное и снаружи, и внутри. Крестовидный в плане храм срублен из сибирского кедра по канонам северного деревянного зодчества и является самым высоким зданием в городе (36 метров).

12

Вроде все. Во время пешеходной прогулки по центру осматривается памятник регионального значения - напоминающее о деревянной истории города здание почты, самолет-памятник ЯК-7б и памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец», Забавно, что местный Дворец правосудия, где находится ненецкий окружной суд wikipedia тоже относит к достопримечательностям. Немудрено. Даже по сравнению с замками-офисами нефтяных компаний весьма основательное сооружение.

13

10 февраля. 11 день экспедиции. Вторник

Температура совсем не арктическая – минус 12. Здесь, при низкой влажности и если без ветра, такой минус воспринимается почти как плюс. Руки без перчаток не мерзнут.

Сегодня наш дружный коллектив экспедиции разделяется. Времени мало, а посмотреть интересностей надо много. Одна часть путешественников под руководством Сергея Пищулова отправляется на снегоходах за 100 километров к самому синему морю – на турбазу "Ханавэй Ся". А другая часть искателей приключений, возглавляемые Никитой Жоровым двинулись в Пустозерск.

О путешествии на турбазу "Ханавей Ся" читайте посты Сергея в официальной группе «Броска» ВКонтакте: Часть 1 и Часть 2. Мы лишь покажем одну картинку из красивого фотоальбома о поездке к Соколиному обрыву.

0

А сами расскажем о поездке к месту первого российского города за полярным кругом и о еще одной причине ехать в Ненецкий автономный округ.

Зачем ехать в Нарьян-Мар. Причина 2. Пустозерск и ощущение Арктики.

1

Пустозерск – первый русский город за Полярным кругом. Некогда со дня основания Иваном III в 1499 году и в течении трех веков процветающий форпост освоения Севера и Сибири. Это когда путь к Уралу и за него возможен был только по Печоре и северным морям потому, что в средней полосе и на юге передвижению на восток мешали еще не завоеванные Московской Русью Казанские и Астраханские ханства. Напомним, первый поход Ермака в Сибирь произошел только в 1582 году.

2

До 1780 года Пустозёрск был центром Печорского края. В нем имелись: гарнизон стрельцов, приказная изба, таможня, «изба для иностранцев», несколько церквей, торговые лавки, дом для «рудознатцев», кабак. А в 1644 году появилась тюрьма. Самая страшная и дальняя на севере государства. Сюда ссылали самых опасных с точки зрения властей заключенных. Здесь доживали свой век участники восстаний Степана Разина и Кондрата Булавина. Сюда был сослан, просидел на хлебе и воде 14 лет, а затем заживо сожжен в срубе старообрядческий священомученник Протопоп Аввакум.

В 1704 году Чрезкаменный путь за Урал через Пустозерск закрывается и город, оказавшийся в стороне от торговых путей начинает хиреть. В 60-х годах уже нашего двадцатого века отсюда в соседние села вывозятся последние дома и переселяются последние жители.

3

Место становится городом-призраком с говорящим названием. Здесь действительно Пусто. Только кладбища, кресты и белокаменный обелиск в память об исчезнувшем городе. Чуть в стороне от бывшего центра два свежесрубленных небольших здания – старообрядческие церковь и трапезная, в которой можно выпить чаю путникам (чай и вода свои). И все. Только ветер, пороша, белая мгла и рассказ гида о далеких днях. Очень впечатляющий антураж под повествование о каторге. Никакого интерактива не надо. Все вокруг и все ясно. Жилось и тем более сиделось в земляном остроге здесь тяжело. Вот такая грань северного быта.

4

 

Кстати, доехать на снегоходах до основных памятников не получится. Тут везде могилы и нельзя тревожить техникой прах усопших. 1 км надо топать пешком на снегоступах – еще одни редкие ощущения.

5

Нормальных туристов возят в Пустозерск (20 км) на снегоходах, а «ненормальные» автотуристы (это я об экипаже «Соболя») преодолевают треть пути от Нарьян-Мара до села Тельвиска (7 км) на автомобиле по целине замершего русла реки Печора – Городецкий шар. Абсолютное большинство местных преодолевают этот путь на снегоходах или Треколах, работающих здесь маршрутками.

6

Но есть и те, кто ездит на УАЗах. А мы чем хуже.

7

 

А вот так поездка по руслу реки выглядела из кабины. Снято Action-камерой RICOH WG-M1, любезно предоставленной компанией PENTAX. Ощутите себя водителем Соболя.

После Тельвиска ехали уже как все на снегоходах и в санях (кому повезло), а кому не повезло в волокушах. Это типа тоже сани только с оленьей шкурой вместо рессор.


На ролике один из героев нашего путешествия в Пустозерск. По окончании поездки позвоночник можно было высыпать в пакетик.

8

 

С возвращением на машине возникли сложности. Поднявшийся буран занес все колеи, превратил русло в единую снежную пустыню, а рано наступившая темень скрыла вешки, обозначающие направление. Подобие дороги превратилось в «цельник». Половину пути – около 3 км – мы прорубились сами, а вторую часть нас буксировал Трекол. Несомненно могли преодолеть самостоятельно весь снежный участок, 7 км не так много, но в городе была назначена встреча с руководителями Ненецкого туризма и опаздывать не хотелось.

9

 

Все очень удачно сложилось. И разнообразных северных впечатлений набрались и автомобильное препятствие преодолели (туда) и на встречу не опоздали.

Ролик снянт
 Action-камерой
RICOH WG-M1

logo

m1

На Соболе по замершему руслу Печоры.  Возвращение из Пустозерска.

 

Теперь об ощущении Арктики.

10

Самое время об этом после Пустозерска, хотя совершенно новые неповторимые впечатления от всего, что вокруг вне населенных пунктов начали обрушиваться на меня, начиная с Харьяги. Словами и фотографиями его передать сложно, но я попробую.

Ночная зимняя тундра. Стоит только чуть-чуть выйти из света фар и тебя сразу поглащает первобытная стужа и мгла. Даже если минус на градуснике небольшой, мозг все равно вспоминает забытые в городе инстинкты и напрягает организм на оборону от всеобъемлющей дикой первозданности вокруг. Очень непривычные ощущения подготовки к защите и расслабления одновременно. Нет не страшно и спрятаться в машине не хочется. Пугает другое – то, что хочется стоять и наслаждаться глубиной окружающей черноты и оглушающей тишиной. Тундра начинает поглощать, словно говоря: «Все, ты теперь мой. Не сейчас, так потом. Ты снова обязательно вернешься и мы будем вместе». Брр. Жутковато как то. Ощутить такое вне зимней ночной тундры невозможно. И главное тут не снег и холод. Главное – масштаб.

11

 

Днем ощущения другие. Если солнечно, что редкость, или хотя бы не метет, то впечатляешься бескрайностью. На 360 градусов вокруг … пустота. Абсолютно ничего до самого горизонта во все стороны. Ни деревца, ни кустика… только 50 оттенков серого (нет, я не сомнительном произведении), я о цвете снега и неба. А больше не о чем. Похоже на взляд с корабля на бескрайний океан, но по другому. Океан – он живой и постоянно разный, даже в штиль. А тундра как огромная ледяная пустыня. Жизнь в ней, конечно, присутствует, однако стороннему наблюдателю она не видна никак. И это еще одна загадка тундры – зачем тут жить? А ведь живут. В том числе и люди.

12

 

Если «дует» и ничего не видно уже на 100 метров, а бывает и на 10, то получается микст ощущений. Ночных и дневных. Организму из большого города совсем не по себе. Глазу видеть вроде ничего не мешает, но он ни черта не видит, как ни тужится. Нос, щеки стынут. Тушка начинает замерзать. Ветер в тундре это реально страшно и спасает от него только очень очень хорошая одежда и снаряжение: маски, очки, перчатки, специальная обувь. Иначе полная разбалансировка органов чувств и одно желание – оказаться в тепле.

13

14

 

Результаты тестирования костюма «Хантер» ТМ «Соболь»

10 sob Был у экспедиции «Бросок в Заполярье» теплый во всех отношениях партнер – группа компаний «СПЕЦОБЪЕДИНЕНИЕ» - предоставивший участникам костюмы, выпускающиеся под торговой маркой «Соболь».

Костюмы были двух типов. «Кабарга» зимней серо-белой камуфляжной расцветки и «Хантер» сложного зелено-серо-рыжего цвета в пятнышку официально именуемого «Темный лес». 

1

Мне достался самый крутой и дорогой - Хантер ТМ «Соболь»ТМ «Соболь». О нем на основе личного опыта и поговорим.

Итак. Одной из заявленных целей экспедиции «Бросок в Заполярье» было испытание снаряжения в условиях арктической автомобильной экспедиции. То есть задачи для костюма Хантер нехарактерные. Он предназначен для охоты, рыбалки и активного отдыха, а тут управление автомобилем, работа лопатой и ночлег на морозе в палатке.

2

 

Однако костюм выполнил свои основные функции «на отлично» во всех ситуациях. При сне в палатке при минус 39 градусах исправно сохранял тепло тела. При работе лопатой и выталкивании машины не стеснял движений. Исправно защищал от пронизывающего ветра и был удобен хранения носимого имущества, документов и денег в карманах. Даже для рации крепежное полукольцо обнаружилось.

3

 

Что удивительно, в «Хантере» внутри машины было комфортно даже при многочасовых перегонах. Какой то странный автомобильный эффект. При плюсовой температуре на улице в костюме жарко. В помещении при плюс 20 градусах система влагоотведения полукомбинезона уже не справляется и ноги потеют (правда, костюм на долгое нахождение в тепле и не рассчитан). А в машине в куртке и штанах при +20 комфортно.

4

Вывод. Костюм «Хантер» ТМ «Соболь» можно рекомендовать для использования в качестве одежды при северном автомобильном туризме и путешествиях. Проверено при минус 40 и в жестких условиях нерасчищенного зимника Харьяга – Нарьян-Мар Ненецкого АО. 

5

Отзыв и фото: Алексей Игнаткович

11 февраля. 12 день экспедиции. Среда

Сегодня у нас еще один выезд на снегоходах. Менее дальний и экстремальный, но не менее интересный. Едем к северным оленям, которые здесь основа всему. До такой степени основа, что на гербе и флаге Нарьян-Мара символ, обозначающий оленя самый большой и центральный.

1

Олени, оленеводы и оленина. Третья причина поехать в Ненецкий АО

Небольшое стадо (около 20 голов) обитает в 10 км от туристического центра. Есть еще дальние большие стада на тысячи голов в 80-100 км от Нарьян-Мара. Однако, риск так же как и вчера попасть в буран ничего и никого вообще не увидеть сохраняется. В принципе, олени везде одинаковые. Разница лишь в том, что одомашленные звери из ближнего «туристичекого» стада позволяют гостям значительно больше, чем их полудикие собратья.

С одной стороны, хотелось бы, конечно, увидеть огромные толпы оленей, скачущих по тундре и поднимающих снежные вихри (наивный, книжек про север начитался). Но, с другой стороны, понимаешь, что дикие животные не позволят даже близко подойти, а одомашненные позволят делать с собой все, что вздумается. Так оно и получилось. Гладили, кормили, фотографировали и даже верхом садились. В результате – много удивительных для несеверного человека фотографий и масса впечатлений от неформального общения. Ведь оленье стадо, пусть и маленькое, это не зоопарк и не аттракцион. Это вполне себе свободные животные, которые могут и боднуть.

2

 

А управляет оленями оленевод Радик (странноватое для ненца имя, но так уж вышло). Формально он сотрудник туристического центра, но по факту настоящий оленевод. Как в 12 лет ушел в тундру из 5 класса школы, так и живет традиционным ненецким бытом в настоящем чуме, несколько раз в год кочует, а в город, по необходимости, ходит пешком или ездит на Буране.

3

 

Никаких удобств в чуме нет. Все очень просто. Пол из досок, стол, печка, лежанка за пологом, рукомойник, дырка в потолке. Из благ цивилизации только телевизор, спутниковая тарелка и генератор, которые включаются на время «фильм посмотреть», а заодно фонарики и телефоны подзарядить. В остальном все как принято у ненцев уже много веков.

4

 

Хозяйством заправляет жена Радика ненка Нина, которой супруг очень гордится потому, что она закончила 11 классов. Но дальше, сетует муж, не сложилось. Отличницу Нину вместо института в большом городе послали в техникум учится на … чумоводство. Так теперь чумом и управляет. И молчит.

5

Смысл жизни оленеводов – заготовка оленины. Ежегодно нарьян-марский мясокомбинат получает 580 тонн оленьего мяса, что очень немного. Поэтому попробовать оленину и продукты из нее: колбасы, пельмени, котлеты и тушенку можно только в Нарьян-Маре. Продукция завода из города не вывозится, а продается в специализированных магазинах с циничным названием «Олешек».

На вкус оленина … мне понравилась. Особенно учитывая, что По результатам научных исследований мясо оленя усваивается человеческим организмом значительно лучше, чем баранина, говядина, свинина и даже курятина. Оно не жирное, содержит большое количество витаминов и его можно употреблять в сыром виде. Олени питаются ягелем – полезным мхом, обладающим антибиотическими и другими лекарственными свойствами. Благодаря такой диете мясо оленя само приобретает лечебные свойства и считается крайне полезным.

6

 

Пообщаться с оленями в тундре, посетить чум и выпить чайку с оленеводом и попробовать оленины – это действительно веские основания ехать в Нарьян-Мар. Совершенно новые впечатления, ощущения и информация.

7

 

 

Результаты тестирования фототехники PENTAX в условиях зимней автомобильной экспедиции «Бросок в Заполярье»

1

95% фотографий размещенных в дневнике экспедиции сделаны камерой PENTAX K-3 с объективами HD PENTAX 16-50, 50-135, 12-24 и 40XS. О высоком техническом качестве фотографий вы можете судить сами. О художественной стороне промолчим, человек, который фотографировал не. Но, говоря о камерах Pentax – это главный козырь. Даже «чайнику» фотоаппараты позволили сделать отличные фото. Поставил в автоматический режим жми кнопку спуска. Все остальное для хороших снимков в плохих погодных условиях, недостаточной освещенности или на морозе PENTAX K-3 сделает сам.

Про мороз хочется сказать особо. Перед экспедицией я в петербургском представительстве компании RICOH выпросил запасной аккумулятор и дополнительный батарейный блок с еще шестью аккумуляторами. И все для того, чтобы на холоде при замерзании источников питания менять «батарейки» и продолжать снимать. Известная история, с которой сталкивались все кто снимал при температуре ниже минус 10. Полностью заряженный аккумулятор отказывается работать через 20-30 минут. Так вот. Внимание! За все время экспедиции даже запасной штатный аккумулятор не понадобился ни разу. Максимально сложные условия были в Харьяге, где процесс постановки палатки и потом обитания в ней снимался 4 часа при температуре минус 39 градусов. 

3

Теперь собственно о камере PENTAX K-3, на которую в экспедизии «Бросок в Заполярье» легла основная нагрузка. Водонепроницаемость «зеркалки» выше всяческих похвал. Под дождь камера не попадала (ввиду отсутствия оного), но в снегу повалялась изрядно. Как было обещано, без последствий. Даже образовывающийся внутри фотоаппарата (при входе с холода в тепло), а затем замерзающий до льда (при выходе обратно на мороз) конденсат на работе механизмов камеры и объективов не сказался никак.

Несмотря на довольно большой размер иметь PENTAX K-3 постоянно под рукой удобно. Камера и два-три объектива легко помещаются в небольшой кофр, который несложно носить с собой. Широчайший диапазон настроек и диапазонов работы даже на полном «автомате», ударопрочность, влаго и морозостойкость, мгновенная готовность к съемке и скорострельность сделали зеркальную камеру основным фотографическим инструментом экспедиции. Хотя изначально предполагалось, что PENTAX K-3 будет «на подхвате» для постановочных кадров, но вышло наоборот.

4

 

Взятый для экстрима PENTAX WG GPS использовался мало, хотя фотоаппарат более, чем достойный и предназначен именно для съемок в тяжелых условиях. Но иметь второй надежный и неприхотливый фотоаппарат в экспедиции надо обязательно. Хотя бы из соображений «про запас» на случай непредвиденных ситуаций с основной камерой. Благо экстремального малыша WG легко носить с собой постоянно и можно совершенно не боятся его повредить. Поверьте, сломать камеру, защищенную от всего на свете, практически невозможно. Пробовали.

5

 

А третьей в нашем экспедиционном фотонаборе была Action-камера для фото- и видеосъемки в экстремальных условиях RICOH WG-M1. Не ее участь выпала съемка видео, хотя может она значительно больше, вплоть до съемок фотографий с разрешением 14 мегапикселей.

Автотуристам будет ценна возможность использования WG-M1 в качестве видеорегистратора с высоким разрешением. А нас же особо впечатлила функция покадровой съемки фильма, например, кадр раз в 10 минут, из которых камера САМА соберет готовый ролик.

6

Резюме. Вся предоставленная экспедиции «Бросок в Заполярье» техника PENTAX и RICOH, а также аксессуары и дополнительное оборудование (фотовспышка, зарядные устройства, крепления и т.п.) отработали «на отлично». Характеристики полностью соответствуют заявленным. Мы рекомендуем камеры PENTAX K-3, PENTAX WG GPS и RICOH WG-M1к использованию при автомобильных путешествиях и экспедициях в условиях Заполярья и низких температур.

7

Отзыв и фото. Алексей Игнаткович

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Случайное видео