Круглый стол по Техрегламенту: иллюзии развеяны
На встрече в Госдуме автомобильного сообщества с ГИБДД МВД РФ и разработчиками Технического регламента стало ясно – упрощения порядка регистрации изменений в конструкцию ТС ждать не стоит, но наладить комфортное взаимодействие автовладельцев и производителей оборудования с Госавтоинспекцией можно.
21 июля в Государственной думе РФ состоялся круглый стол «Совершенствование государственного надзора в части состояния транспортных средств», организованный заместителем Председателя Государственной Думы ФС РФ и по совместительству издателем журнала «4х4 Полный Привод» Александром Романовичем.
Мероприятие стало первой встречей на федеральном уровне производителей, продавцов и автовладельцев, которых коснулся контроль за внесением изменений в конструкцию ТС с представителями ГИБДД и разработчиками Технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее Технический Регламент). Круглый стол собрал более ста представителей практически всех сфер автомобильного бизнеса, спорта и отдыха. По итогам общения была создана рабочая группа, которой поставлена задача сформировать и согласовать итоговую резолюцию, а затем на ее основе совместно с ГИБДД наметить план действий по совершенствованию взаимодействия.
– К организации этого мероприятия меня подвигла неорганизованность людей. Звонят, спрашивают, пишут обращения, идут. Ну, написали, а дальше что? - объясняет цель собрания Александр Леонидович. – Используя площадку Государственной думы и полномочия, данные мне избирателями, я решил обратить внимание общественности и исполнительной власти на несоответствия, которые будоражат общество. Напряженность надо снимать, и, я думаю, проведение нашего круглого стола направит возмущение в нормальное законное русло и системную работу общественных организаций и ГИБДД.
А возмущения хватало. Настроены участники круглого стола были решительно, речи заготовили грозные, требования радикальные, но два первых выступления представителей ГИБДД и НАМИ популярно объяснили, что кардинального изменения установившегося порядка в ближайшее время ждать не стоит. Пока не будет исправлен Технический регламент, порядок внесения изменений и контроль за ними останется прежним. Таким, каким он прописан в этом документе. А исправление Технического регламента - дело долгое и трудное. Поэтому снимать напряженность надо на уровне взаимодействия с сотрудниками ГИБДД.
Мнение государственных структур
Начальник отделения отдела технического надзора ГИБДД МВД РФ Роман Самсонов разъяснил, что в его ведомстве о проблемах владельцев измененных машин знают и выслушать предложения по улучшению процедур и алгоритмов действий готовы. Однако отступать от требований утвержденных документов считают недопустимым. Процедура может меняться, например, по срокам, но алгоритм останется прежним, таким, каким он прописан в Техническом регламенте.
Инспектор по особым поручениям ГИБДД МВД РФ Максим Мухин добавил, что возмущающий всех действующий порядок внесения изменений создан не Госавтоинспекцией, а прописан в Техническом регламенте. Другое дело, что некоторые сотрудники на местах не умеют этой процедурой пользоваться или неправильно ее трактуют. В связи с этим он попросил собравшихся больше сообщать о фактах нарушений порядка, доводить их до сведения регионального и федерального руководства ГИБДД, и пообещал служебные проверки по каждому случаю.
Что касается изменений Технического регламента, то Максим Мухин пояснил, что ГИБДД – это надзорный орган, который своими приказами требования документа менять не может. Методика, которой многие недовольны, есть не что иное, как разъяснение для сотрудников пункта 75 о проверке выполнения требований к ТС. Со стороны Госавтоинспекции никаких упрощений быть не может.
Заместитель генерального директора ФГУП «НАМИ» Борис Кисуленко напомнил, что предлагаемая многими «заморозка» или прекращение применения Технического регламента крайне маловероятна (читай - невозможна). В четырех государствах Таможенного союза его полновесно используют, Технический регламент уже стал наднациональным документом, и Россия из зоны применения документа выйти не может.
Глас народа
Дальше пошли яркие, эмоциональные, полные примеров выступления, рассказывающие, какой ущерб и урон непродуманный регламент наносит производителям, покупателям и отрасли в целом. Как нелогично и противоречиво ведут себя сотрудники ГИБДД на местах. Спуском курка социальной напряженности назвал возникшую ситуацию Богдан Осокин («Легион-автодата»). Представитель производителей автокомпонентов Алексей Лазутин («Союз 96») предсказал, что если так пойдет, то через пару лет российских производителей на этом рынке вообще не останется. Представитель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Всеволод Молчанов рассказал о страшной ситуации невозможности спасения жизней заблудившихся детей без подготовленных внедорожников. Благодаря выступлению Дмитрия Волкова («Газпарт-95») выяснилось, что в регионах уже доходит до драк между владельцами машин с газобаллонным оборудованием и сотрудниками ГИБДД, которые караулят их на заправках. А Михаил Герасимов («Аверс Групп-К») поведал, что бизнес лимузинов разрушается полностью. Длинные машины невозможно ни поставить на учет, ни снять с него. Полный тупик.
Прозвучали и абсолютно конкретные предложения.
Юрий Пархоменко («Услуги Авто») представил перечень доработок и расширения процедур «Переоборудования».
Вадим Геворкян предложил подготовить методические рекомендации по применению Технического регламента для сотрудников ГИБДД, производителей дополнительного оборудования и владельцев автомобилей.
– Технический регламент - юридически очень правильный документ. Проблема в его правоприменении, - считает Вадим Юрьевич. – Единые для всех методические рекомендации смогут разъяснить всем заинтересованным сторонам, что такое внесение изменений, и как их регистрировать, сделав этот процесс наименее болезненным.
Результаты
Через 1,5 часа работы итоги круглого стола подвел Александр Романович.
– Наше сегодняшнее собрание очень полезно. Мы первый раз собрались все вместе и услышали друг друга. И очень хорошо, что мы смогли встретиться вовремя – до начала социальных протестов (как на Камчатке) – и направить возмущение автовладельцев в правовое русло. Закон есть закон – его надо выполнять, а вся дискуссия упирается в процедуру исполнения требований Технического регламента.
По результатам круглого стола создана рабочая группа, которая соберет все прозвучавшие мнения и предложения воедино, подготовит резолюцию круглого стола и согласует ее со всеми участниками. Следующим шагом станет запланированная уже на следующей неделе встреча с федеральным руководством ГИБДД и разработка на основе резолюции круглого стола «дорожной карты» - плана действий по улучшению взаимодействия и снижению напряженности.
Состав рабочей группы:
- Александр Романович. Заместитель Председателя Государственной Думы РФ, издатель журнала «4х4 Полный Привод»
- Максим Мухин. Старший инспектор по особым поручениям ГИБДД МВД
- Ян Хайцэр. Генеральный директор компании «ARB Россия».
- Юрий Пархоменко. Генеральный директор компании «Услуги Авто»
- Вадим Геворкян. Юрист.
- Оксана Зелинская. Юрист.
- Дмитрий Волков. Генеральный директор компании «Газпарт-95»
А глобальную цель деятельности рабочей группы Александр Романович определил следующим образом, – должна быть установлена такая же система эксплуатации транспортных средств, с внесенными в них изменениями, какая существует в цивилизованных странах. При этом ответственность за свои автомобили и поставленное на них оборудование должны нести сами владельцы, а не ГИБДД и лаборатории.
Комментарии
После круглого стола мы поинтересовались мнением некоторых участников мероприятия
Юрий Форин (представитель компании «АВС-дизайн»). - Круглый стол еще раз подтвердил то, к чему мы готовимся давно - соответствовать Техническому регламенту придется, и мы надеемся, что созданная рабочая группа поможет производителям упростить шаги по регистрации продукции. В остальном же мероприятие стало скорее выражением мнений, чем реальной работой.
Георгий Грачиков (руководитель компании «Автовентури»). - Очень хороший результат. Думаю, что рабочая группа может реально сдвинуть ситуацию и помочь сообществу. Непосредственно круглый стол оказался первой встречей бизнеса, властей и разработчиков документов на таком высоком уровне. Единственное, нападки на бездействие производителей необоснованны. По крайней мере, наша компания соответствует всем требованиям законодательства, и свою продукцию сертифицировала.
Александр Трушников (OFFCLUB) Боюсь, что пока никаких особых результатов не достигнуто, и на 50% ребенка выплеснули. Озвученная рабочей группе задача - не трудиться над изменением нормативной базы, а составить резолюцию круглого стола. Если результирующий документ дойдет до правительства, то это будет хороший результат, и запустится позитивный процесс, на основании которого обязательно примут решения. Это и будут успешные 50%. Но пахать дальше, быть самодостаточной и независимой эта рабочая группа вряд ли сможет.
Сообщить свою точку зрения по поводу результатов круглого стола «Совершенствование государственного надзора в части состояния транспортных средств» можете и вы. Высказывайте свое мнение в комментариях ниже, и EX-ROADmedia донесет его до рабочей группы.
Текст: Алексей Игнаткович
Фото: Александр Евдокимов, info.drom.ru, Алексей Игнаткович
В комментариях запрещен мат.