"Приключения и Полный привод" - 20 лет подряд
В начале июня в небольшом немецком городке Bad Kissingen прошла юбилейная, 20-я внедорожная выставка-ярмарка "Abenteuer&Allrad" (Приключения и Полный привод).
Расположенный в округе Нижняя Франкония Баварской земли, в обычное время это тихий, курортный городишко, с населением около 22 тыс. человек, известный на всю Германию своими целебными минеральными источниками, первое упоминание о которых встречается в летописи 823 года.
Но вот уже двадцать лет подряд в мае-июне на несколько дней все меняется. Весь городок и пригороды наполняются снаряженными для экспедиций внедорожниками, автодомами и кемперами всех мастей со всех уголков Европы. В нескольких километрах от центра организован огромный паркплац, на котором собираются сотни дефендеров, МАНов, унимогов и других экспедиционников, оборудованных всем необходимым для автономного проживания.
В обжитой, с отсутствием бездорожья, Европе зрелище удивительное.
Все эти люди приезжают за многие сотни, а иногда и тысячи километров на самую крупную выставку-ярмарку Abenteuer&Allrad (что в дословном переводе означает Приключение и Полный Привод).
Наверно самое потрясающее в этой выставке - атмосфера! Такое количество позитивных, увлеченных одной темой людей сложно представить, не побывав тут.
В этом году на открытие, в первый день, пришли более 24 тысяч посетителей, больше, чем все население городка. А в общей сложности выставку посетили 57000 гостей за 4 дня.
Принять участие удалось не всем - только 350 экспонентов получили места, и еще около 200 не смогли попасть, так и оставшись в листе ожидания.
Рассказать обо всех невозможно, просто не хватит времени обойти и расспросить всех участников. Но команда EX-ROADmedia.ru попыталась максимально показать выставку в своих обзорных видеорепортажах и о самых интересных, с моей точки зрения, экспонатах расскажу тут.
Так получилось, что я посещаю эту выставку с 2008 года каждый год, так что у меня тоже был небольшой юбилей. Конечно в первую очередь меня интересуют внедорожные автодома, которых тут представлено огромное количество. Различные шасси от Iveco Daily и Mitsubishi FUSO до огромных МАН'ов, Mercedes'ов и Унимогов.
Пожалуй больше всего в этот раз впечатлили ребята из Украины. Их совместное Украинско-Австрийское производство открылось по меркам европейского рынка сравнительно недавно, около 6-ти лет назад. Однажды я уже сталкивался с ними на выставке в Москве, но за эти годы ребята серьезно выросли, и показали автодом, по качеству и продуманности не уступающий таким аксакалам, как Unicat и ActionMobil.
Экспедиционник, который мне удалось посмотреть, построен на базе уникального шасси MAN 6x6 не для продажи, а для себя и участия в выставках. Поэтому планировка для семьи из двух взрослых и четырех детей. На мой взгляд решение отличное! В задней части кунга спальня для двух взрослых человек, разделенный душ и туалет, двери которого могут закрываться, трансформируя в одно-объёмную душевую и увеличивая пространство за счет прохода в спальню.
По центру кухонно-столовая зона, а в передней части детская. Одна кровать двух-ярусная, вторая с откидной верхней полкой, столиком для рисования и занятий. Комнатка оборудована шкафами и дверью, отделяющей ее от общего помещения. Если родители надоели, всегда можно от них закрыться :-)
Все очень эргономично и уютно. Стеклопакеты, водяное отопление, плита, духовка, стиральная машина. Запас воды и энергообеспечения на несколько дней полностью автономного проживания.
Внешняя "летняя" кухня в выдвижном отсеке.
Ребята рассказали, что вышли на производство 4-6 домов в год и по соотношению цена/качество сейчас выходят на лидеров рынка. В их программе 21 вариант готовых решений планировок для кунгов от 4 до 6 метров длинной, но, если понадобится они готовы разработать и индивидуальные проекты. Средний срок исполнения от 6-ти месяцев.
Второй интересный автодом на базе редкого шасси Renault Truck K380, которое используется для карьерных самосвалов. Принадлежит французам Сильвии и Фредерику. Автомобиль, про который мы писали ранее строился по их проекту в компании 3C Cartier.
В отличие от предыдущего, дом рассчитан на двоих.
В задней части кунга огромная спальня, по центру столовая зона и кухня, в передней половине туалет с душем и проход в кабину. Кабина двойная, рассчитана на 5 человек, причем задние сидения могут трансформироваться в кровать. Все исполнено в красивых, ярких, серо-оранжевых тонах, приятная форма мебели без острых углов, яхтенный пол, водяное отопление на дизельных Webasto. Между полами баки для чистой и грязной воды на 740 и 300л. Топливные баки на 800л, на задней стенке кунга оборудован мощный гидролифт с площадками под запаску и мотоцикл. Сам кунг выполнен в виде монокока, нижняя часть и окантовочные углы из кевлара. Жилой модуль имеет специальный подрамник интегрированный в раму, что позволяет снять нагрузки во время передвижения по пересеченной местности.
Кстати, ребята собрались строить новый автодом, поэтому готовы продать этот. Так что по вопросам приобретения, поставки и таможенного оформления можно написать Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Error
Рядом с французами стоял МАН 4х4 от немецкого производителя. Его основная изюминка - полностью карбоновый кузов. Помимо очень маленького веса (весь жилой модуль, с мебелью, выполненной из того же пластика, весит 1100 кг), он еще и очень прочный. К тому же при таком варианте изготовления кунгу можно придать практически любые, дизайнерские формы. Недостаток - цена и очень большой срок изготовления, около года.
Уже который год голландская компания Bliss Mobil выставляет свои автодома. Концепция этой фирмы набирает популярность - чтобы попасть на просмотр, нам пришлось записываться на определенное время.
Секрет - все жилые модули монтируются в контейнере, своего размера и планировки, в зависимости от автомобиля, на который устанавливаются. Используются контейнеры от 11 до 20 футов, длинной от 3,35 до 6 метров.
Это позволяет сделать кунг универсальным, полностью автономным, быстро снять с рамы и погрузить вместе с шасси в морской контейнер для транспортировки в дальние уголки планеты. Такой подход сильно экономит деньги на логистике. Да и сам Автодом обходится дешевле. Жилой модуль может быть изготовлен практически под любое шасси, причем дистанционно - компании понадобятся только марка и модель трака.
Традиционно самые большие стенды были у австрийского Action Mobil и немецкого Unicat. И они могут себе это позволить - сорокалетний опыт, цены 500кE+ и запись на полтора-два года вперед.
Action Mobil показал сразу несколько вариантов экспедиционников на шасси MB Zetros и МАН с формулой 4х4 и 6х6.
Центральным экспонатом Unicat был Unimog с подъёмной крышей. Такой вариант позволяет компактный в дороге Автодом превратить на стоянке в настоящую гостиницу с двумя спальнями на втором этаже.
Немецкая компания Hellgeth выставила только шасси, Unimog и Zetros, но со своим подходом - диски Hutchinson, системы подкачки, амортизаторы, дополнительные баки, тюнинговые выхлопные системы и апгрейд двигателя - все это позволяет увеличить внедорожный потенциал и автономность автомобиля для дальних путешествий.
Одной из популярных баз для постройки внедорожных кемперов является Iveco 4x4 Daily, основанное на шасси Bremach T-Rex и производимое компанией SCAM. Но, насколько я знаю, в этом году производство этой версии будет свернуто и Iveco планирует запустить собственный автомобиль, аналогичный Mercedes Sprinter. В этом случае в категории до 7,5 тонн настоящих внедорожных шасси с прочной рамой и мостами не останется. А жаль. На мой взгляд самый идеальный вариант для небольшого, компактного и в то же время быстрого внедорожного автодома, с вполне себе серьезным потенциалом.
Конечно кроме этих стендов было представлено еще огромное количество полноприводных автодомов, но обо всех рассказать сложно. Вот немного фото.
Error
Вторым, а скорее наоборот, самым развитым направлением на выставке были кемперы на базе пикапов, полноприводных микроавтобусов и внедорожниках.
Вариантов исполнения огромное множество. Подъёмные крыши, палатки, маркизы, вкладыши и модульные кухни в багажнике. Все не перечислить.
Самые популярные автомобили для таких целей - LR Defender, Toyota 70й серии и Mercedes G-Wagen, но встречаются и восьмидесятки, сотки, рэнглеры и различные эксклюзивные варианты типа полноприводного VW T2.
Всю центральную часть выставки занимала экспозиция немецкой компании TOM's fahrzeugtechnik. Основные автомобили, на которых они строят экспедидиционники - Toyota. Но общая концепция одна для всех машин, независимо от базы - подъёмная крыша с двух-спальной кроватью внутри, доступ к которой из салона, лавки с рундуками, стол, кухня. Все компактно и вполне уютно для двоих.
У самого входа расположился стенд Genesis Import, компании с юга Германии. Они являются европейскими дистрибьюторами южноафриканской компании Alu Cab, изготавливающей алюминиевые вкладыши в кунги пикапов, тенты и автопалатки. Отличительная особенность этих вкладышей - прочность, легкость и удобные боковые ниши, в которых можно распределить огромное количество всяких полезностей.
Error
Специалисты по Мерседесам, ОРС тоже не отстают, и каждый год показывают новые варианты своих версий внедорожных кемперов на базе Mercedes G-Class и Sprinter. Многие автомобили оборудованы портальными мостами от компании LeTech, дисками Hutchinson и центральной подкачкой колес, так что забраться на таком автомобиле можно достаточно далеко.
Error
Рядом находился стенд IGLHAUT - специалистов по полноприводным Mercedes Sprinter. Компания имеет огромный опыт - с 1983 года они являются партнерами мерседеса по полному приводу.
Очень красивый Автодом у LeTech, того самого производителя портальных мостов для Мерседес 4х4 в квадрате и 6х6. Кстати у них на стенде уже показали новый G-Class AMG 63 в легком тюнинге. На мой взгляд кузов, особенно передняя часть, потерял брутальность. Но все мои партнеры в Австрии и Германии, кому удалось покататься на нем, в полном восторге.
Даже специалисты по LR из компании Matzker сделали свой вариант кемпера на новом пикапе Mercedes X-Class
Error
Еще одно направление, которое у нас находится в стадии зародыша - легкие внедорожные прицепы. И снова огромный спектр вариантов. Цельнометаллические, с модулем из сэндвича, с подъемными крышами, прицепы-палатки.
Самый крупный производитель прицепов-палаток - 3DOG. Их заточенные под Off-Road прицепы имеют крепкое шасси, внедорожную резину, защитный чехол и могут в считанные минуты превращаться в огромный кемпер, состоящий из кухни, столовой и одной-двух спален. Представляю, как хорошо в нем спится в летнюю ночь.
Error
Вторым по объёму производителем подобных прицепов является тоже немецкая компания CAMP Werk. Принцип тот же, со своими особенностями. Основное преимущество таких прицепов - мобильность и отсутствие необходимости получать права категории Е.
Самые интересные из прицепов-трансформеров на мой взгляд были Patriot Campers из Австралии и Conqueror Off-Road Campers из Южной Африки. Стильно, брутально и по-моему очень практично.
Error
Интересный вариант показала компания из Австрии - в течении нескольких минут он трансформируется в полноценную охотничью засидку, обитую внутри теплым, бесшумным материалом, оборудованную стульями, треногами для карабинов и даже спальным местом. Устанавливается эта система в прицеп, либо в кузов пикапа.
Ну и конечно пикапы! Их тут много, очень много. Если охарактеризовать эту выставку с точки зрения пикапов, то ключевым в этот раз точно был Mercedes X-Class. Я насчитал их не меньше 12 штук. Причем многие уже затюнингованы, с лебедками, порогами, лифтом подвески и кузова, шноркелями и большими внедорожными колесами до 35". Порадовало, что на многих стоит лифт-комплект наших партнеров из Австралии Pedders Suspension.
Error
Второй популярный пикап - Isuzu D-Max. Наши немецкие коллеги выставили красивый D-Max, подготовленный для трофи.
Error
Genesis Import показали свои варианты Isuzu и X-Class для экспедиций. HORN Tools из Австрии одним из первых полностью оснастил новый пикап от Мерседес для бездорожья. Интересное решение - кронштейн с салазками в багажник - в зависимости от нужной точки загрузки можно легко передвигать закрепленную на нем лебедку.
Meyer, известный производитель коммунального навесного оборудования, предложил свои варианты снего-отбрасывателей для пикапов.
Error
Road Ranger и Black Sheep показали свое видение организации грузового отсека пикапов. Интересное решение - скрытый ящик для оружия или мобильная кухня в откидном борту.
Error
Аксессуары! Тут можно ходить часами и днями, и каждый раз находить что-то новое и интересное. Вот что значит - когда есть спрос, рождается предложение! Принцип: я это придумал, мне это удобно - значит нужно и другим, действует. Но действовать он может, на мой взгляд, только в среде себе подобных, людей в теме. И с деньгами. Тут таких десятки тысяч!
На стендах Nakatanenga и TigerExped всякие мелочи для кемпингов шли нарасхват. Даже я прикупил чудесных медвежат-подушек :-)
Приятно увидеть, что наша продукция пользуется большим спросом - Martin, владелец TigerExped, уже много лет с успехом продает в Германии наши отопители Планар, и считает это хорошей альтернативой Webasto и Eberspacher.
Cтенды с мелочевкой заполнены все дни так плотно, что даже фото не сделать. Нам повезло, нас, как аккредитованную прессу, пускали за два часа до открытия, но как раз в это время основная часть мелочей убрана.
Error
Версий палаток, тентов, тамбуров, стульев, столов и кроватей так много, что пожалуй трудно выбирать.
Очень популярны всякие крепежные системы для канистр, сэнд-траков, ящиков.
Интересная идея ступенек на запасное колесо.
Грили, холодильники, ящики для хранения - все это вызывало неподдельный интерес. Вообще местный посетитель выставки разительно отличается от нашего - тут видно, что пришли покупать, а не мечтать и глазеть.
Master Volt, Victron Energy и Super Battery показали свои варианты автономного энергообеспечения внедорожных кемперов. Сейчас пожалуй все ведущие производители серьезных автодомов используют в системах литий-ионные батареи. Большая емкость, малый вес, долгий срок службы и очень быстрая зарядка перекрывают высокую цену и более серьезный подход к подключению.
Системы очистки воды при помощи комплекта фильтров и специальной установки с УФ излучением можно было изучить на стендах Purion и Wamous-Water. С таким набором можно использовать воду для питья практически из любого водоема.
Конечно лебедки всех видов и мастей, сэндтраки, защиты и подвеска.
Error
Наши немецкие партнеры недавно получили TUV на лифт-комплекты Pedders Suspension для всех пикапов и показали их на своем стенде. Так же они представили новые киты по замене барабанных задних тормозов пикапа на дисковые. Комплект включает все необходимое и легко устанавливается на сервисе. Тесты показали, что полностью груженый автомобиль уменьшает тормозной путь за счет установленного кита более чем на 20 метров.
Error
Daniel Wisel из GfG показал, кроме доработанных Mercedes G-Wagen на бортовых редукторах Tibus, новинки - регулируемые амортизаторы Ohlins и Tibus, разработанные специально для G-Class.
Error
В этот раз количество участников из России увеличилось. РИФ организовал большой стенд с УАЗ Bukhanka во главе, GEO camper показал свой вкладыш в пикап, компания RIVAl - защиты и бампера. Уже известный в России бренд RAVENOL подошел к вопросу скромно: выставил пару бочек с рекламой смазочных материалов и…. Mercedes G 6x6.
Error
Taubenreuther, дистрибьютор ARB в Германии, привез новые гидравлические домкраты, про которые мы совсем недавно писали, новый Renault Duster с лифт-комплектом и лебедкой, и весь ассортимент ARB
S-Tec (подразделение Magna Steyr) показали прототип G-Wagen и Steyr Pinzgauer с новым дизелем Steyr 2,1 л и АКПП.
Ну и конечно огромное количество тестовых площадок, где можно было прокатиться на внедорожнике, настоящем военном вездеходе или квадроцикле.
А самое главное - атмосфера праздника, радость в глазах, улыбки и позитив! И знакомые лица, встречи, общение.
Error
Конечно, это далеко не все, что было в эти дни на выставке, но я постарался коротко рассказать о наиболее запомнившихся мне экспонатах.
Error
В комментариях запрещен мат.