Каким было Rally Breslau Poland 2016
Знаменитое Rally Breslau Poland – гонка c более чем 20-летней историей - в очередной раз собрало любителей бездорожья со всей Европы. В этом году оно проходило со 2 по 9 июля. 1500-километровая гонка началась на полигоне Дравско-Поморске, затем переместилась в прекрасные леса Борне-Сулиново, а закончилась в Бедруско, около Познани.
Бывший участник Ралли Бреслау, а теперь, уже в шестой раз, директор гонки Александр Ковачев вновь сделал невозможное: организовал восьмидневную внедорожную гонку в сердце Европы, в Польше. «Мы получили все подписи и разрешения, в Польше нам все помогали. Каждое Ралли Бреслау - это праздник!»
«Все решится в последний день», - сказал Александр за день до старта гонки. «Даже если вы думаете, что у вас большое преимущество, все может измениться на последних этапах в Бедруско. Там высокая трава, первым участникам придется потрудиться, отыскивая дорогу. Сначала поедут мотоциклы, за ними – внедорожники и грузовики, и постепенно скорости начнут возрастать. Если бы я сам ехал, я был бы предельно осторожен, чтобы не совершить ошибку в навигации, это требует большой самодисциплины и спокойствия. Выиграть гонку можно только с холодной головой.
Небольшой коллектив тех, кто имеет отношение к Ралли Бреслау, с 1995 года заметно вырос. До сих пор в организации гонки участвуют те, кто помогал еще на первой, а в нынешнем году почти 40% участников – это новые люди или те, кто вернулся спустя несколько лет.
В этом году мы используем новую систему безопасности. В нее входит спутниковое слежение, связь M2M по сети GSM и автоматическая система оповещения в случае аварии. Для нас это следующий шаг в обеспечении безопасности участников, который позволяет быстрее реагировать на аварийные ситуации.
Говоря о Ралли Бреслау, надо также упомянуть Balkan Offroad Rallye. Оба эти соревнования, которые проходят в Европе в 8-дневном формате – это возможность реализовать свою мечту тем, кто хочет заняться внедорожным автоспортом. Для того, чтобы достичь какого-то уровня, надо с чего-то начинать, и как раз здесь есть реальная возможность начать, научиться и вырасти».
Чтобы представить себе масштаб гонки, достаточно заглянуть в стартовую ведомость: почти 160 участников! География - всеевропейская: конечно, в первую очередь, Польша, а также Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Италия, Болгария... Интернационален не только состав участников, но и команда организаторов: в ней и поляки, и немцы, и бельгийцы, и французы. Гонка очень демократичная как по духу, так и по стоимости участия - взносы вполне посильны для всех, кто в состоянии подготовить подходящий для этого сорвнования автомобиль.
Участники разделены на два больших класса: экстрим и кросс-кантри, что является новшеством этого года, раньше гонка была только «грязевой». У каждого класса – своя дорожная книга и принципиально разные спецучастки.
Описания каждого спецучастка звучат так «вкусно» для любителей настоящего бездорожья, что стоит привести их полностью. Организаторы проделали огромную работу, подготовили разнообразные, непростые трассы и составили прекрасные дорожные книги, без специально придуманных загадок, но от этого не менее сложные - удовольствие для настоящих штурманов.
Этап 1. 02.07.2016, суббота – «Знакомство»
Дравско-Поморске
Старт: 10:00
Этот этап – «знакомство» экипажей с полигоном Дравско, легкий и не быстрый день. Навигация немного усложнится по мере приближения к узким дорожкам с частыми поворотами и станет подготовкой к следующим дням.
Этап состоит из 2 спецучастков, по 140 километров каждый, с перерывом около 2 часов, во время которого участники смогут устранить поломки, подстроить подвеску и обменяться опытом прохождения трассы. Старт на второй спецучасток – во второй половине дня, ближе к вечеру, поэтому участники смогут получит опыт «ночной» гонки в Дравско. Расчетное максимальное время финиша – до половины первого, что означает для некоторых длинную бессонную ночь.
Для кросс-кантри гонка начнется с длинной и быстрой трассы в лесу. После выхода из леса навигация усложнится, чтобы найти нужный путь, придется сначала считать дорожки в роудбуке. Когда трасса пойдет вдоль Борово, скорости снова возрастут. Затем, к северозападу от Яворце, начнутся поля. В конце спецучастка навигация будет особенно сложной: надо будет не запутаться в дорогах, которые заманят участников в глубину красивого, но труднопроходимого леса.
Для класса экстрим гонка начнется с классического первого спецучастка Ралли Бреслау – Granatenbaum, во время прокладки трассы там было очень сыро. После того, как участники преодолеют эту грязь, они углубятся в лес, следуя указателям, проедут через несколько бродов и по металлическому мосту через реку. На СУ2 будет несколько участков, где нужно будет идти курсом по танковому полю, а затем они попадут на старую, заброшенную и заросшую танковую дорогу. Под конец дня они заедут в «Афганистан», выедут из него, а перед самым финишем должны будут преодолеть «водоем» - очень глубокий брод со знаменитой техничкой, которая поставлена там в качестве «якоря» для лебедки.
Итоги дня: финишировать при солнце удалось лишь первым мотоциклам и внедорожникам, а затем разразилась гроза, что сильно изменило ситуацию в Дравско-Поморске. Кое-кто финишировал совсем поздно.
Этап 2. 03.07.2016, воскресенье. «Кольцо»
Дравско-Поморске
Старт: 08:00
Участники стартуют около сервис-парка на полигоне, затем несколько раз проезжают вдоль главной трибуны, с которой за ними наблюдают механики и зрители. Отличный день для всех. Высокие скорости, много поворотов… Но если быть невнимательным при чтении дорожной книги, то можно заблудиться в сетке дорог, и придется возвращаться обратно к точке старта.
Особенно внимательными нужно быть штурманам в кросс-кантри. В дорожной книге нет загадок, но в густом лесу и на широких просторах очень много мелких дорожек. Больших скоростей в первой части спецучастка не будет, постоянное «лево-право». Но потом будет несколько быстрых мест в середине полигона. Поскольку в дорожной книге прописано несколько петель, может начаться путаница – экипажи, пытаясь отыскать дорогу, будут ехать со всех сторон.
У класса экстрим прямо со старта начнутся новые испытания – новые болота, новые покрытия и холмы, где потребуется лебедка, - раньше их не было на Ралли Бреслау. День начнется с секции длиной 3.5 км, для прохождения которой потребуется не меньше часа, без лебедки и трапиков ее не преодолеть. «Афганистан» в обратном направлении будет еще глубже. Для большего удовольствия будет еще новое болото посреди полигона и песчаный спуск с холма, который потребует отваги и некоторого опыта в триале. Затем будет трудный кусок трассы со сложной навигацией, а под самый финиш – участок, где 4 метра придется преодолеть на лебедке.
Победитель прошлогоднего Ралли Бреслау в зачете грузовиков (кросс-кантри), Tom Heuer не финишировал на этом спецучастке: у его Татры вышло из строя рулевое управление, и на повороте она вылетела с дороги, ударилась о стену и завалилась на бок. Экипаж не пострадал, но грузовик пришлось эвакуировать техничкой 8х8. Если экипаж сможет починить машину, они продолжат гонку.
Команда на трех Унимогах, одним из которых управляет Udo Heidenreich (он уже выигрывал на Ралли Бреслау), соревнуется в классе экстрим. Чтобы преодолеть лес, реки и глубокую грязь, грузовики помогали друг другу, порой применяя лебедки. Иногда болота кажутся такими безобидными… Но если штурман проваливается сквозь верхний слой, то дело ясное – без лебедки не обойтись.
Иногда команды выбирают тактику «связки»: несколько грузовиков, связанных в цепочку, медленно переползают болото, помогая друг другу. Это получается не быстро, но надежно. А один из MAN KAT 6x6 тащил два других грузовика одновременно.
Итоги дня:
Длинный песчаный спуск изменил расстановку сил в классе экстрим, поскольку некоторые участники проехали…мимо!
Этап 3. 04.07.2016, понедельник
Дравско-Поморске – Борне-Сулиново
Старт: 08:30
Выехав из Дравско-Поморске в Борне-Сулиново, участники гонки и ассистанс отправятся ко второму бивуаку Ралли Бреслау 2016. Первая часть трассы пройдет вдоль полигона, потом – лиазон до Мирославца, а затем – снова скоростные дороги сквозь пышные леса и среди полей, к северу, в сторону Милково. И, наконец, участники достигнут холмов Борне, пересекут полигон и прибудут в знаменитый бивуак к западу от Борне-Сулиново.
Любителям скорости этот день понравится, здесь много скоростных участков с хорошим обзором. Но штурману спать нельзя – покрытие быстро меняется, много неожиданных кочек. После Мирославца гонка продолжится, и здесь, в узкостях леса, выиграют те экипажи, чьи штурманы быстрее сориентируются в плотных позициях дорожной книги. Перед самым финишем будет ралли-кроссовое кольцо со специально подготовленными трамплинами и дрифтовыми поворотами – на радость зрителям и прессе.
Классу экстрим снова достанутся совершенно новые трассы с грязевым участком «Russian Trophy», где по невнимательности можно все проиграть. Снова будут два куска из первого этапа, но теперь более глубокие, а затем – снова «водоем», откуда они выберутся замученными, мокрыми и вонючими… Экстрим Бреслау! На втором спецучастке дня – из Мирославца в Борне – будет, в основном, сухо, и участник смогут по дороге немного обсохнуть после «мокрого» прощания с полигоном Дравско-Поморске.
«Мы мчались друг за другом как на мотокроссовой трассе», - говорит один из мотоциклистов. – «Стоит только проехать поворот по внешнему краю, как тут же трое проскочат вперед по внутреннему!»
«Спасибо, Алекс!» - кричит на финише другой участник. «Ехать здесь – просто здорово! Невероятно красивые леса».
«Когда вернусь домой, обязательно расскажу всем, по каким прекрасным дорогам я сегодня ездил!» - говорит участник зачета кросс-кантри на квадроцикле. – «Все думают, что Ралли Бреслау – это только болота и грязь, но в классе кросс-кантри ни о чем подобном не приходится беспокоиться. Отличный день!»
Этап 4. 05.07.2016, вторник
Борне-Сулиново
Старт: 10:30
От старта в Борне-Сулиново участники отправятся в сторону Оконека и Чарне на два спецучастка. В этой части Польши много следов войны. Но сегодня здесь соревнуются участники со всей Европы. Новые земли, новые приключения на самых разных покрытиях: глубокий и мягкий песок, быстрые куски трассы, крутые повороты, кочки и большой простор.
Первые 40 километров через лес Оконека будут легкими, будет несколько грязных мест и песчаных подъемов, с которых открывается вид вдаль. Средняя скорость ожидается около 60 км/ч, поэтому спецучасток будет довольно коротким. Для класса экстрим на этом спецучастке будет несколько трудных лесных участков движения курсом. На СУ2 – полигон Чарне, с быстрыми прямиками и зрелищными поворотами, и трехкилометровый прямик с двумя трамплинами, проходящий вдоль железной дороги. Затем, после зоны контроля скорости, снова широки открытые дороги, на которых даже самые медленные машины будут ехать быстрее 10 км/ч. А под конец дня – грязные дороги и песчаные участки с крутыми поворотами и сложной навигацией.
Невероятно, но факт: в классе экстрим стартовый лист открывал участник, который впервые участвует в Ралли Бреслау. Правда, в его послужном списке – множество чемпионских титулов в родной Голландии и опыт в эндуро в Европе, а Ралли Бреслау стало его первым опытом в кросс-кантри. Результат превзошел ожидания. «Я не знал, чего ожидать от ралли-рейда, поэтому я готовился к навигации на нескольких гонках в Нидерландах и Бельгии. Трассы прекрасные, я часто даже не могу поверить, что можно кататься по таким местам, как здесь».
На финише всех переполняли эмоции.
«Сегодня в воздухе – сплошной рев моторов. Некоторые долго кружили в поисках дороги, а потом, найдя ее, мчались финишу», - рассказывает один. «Устал, устал…» - и ни слова больше – другой. Больше 150 километров измотали его. Очень сложная навигация и быстрые, но разнообразные покрытия. «Роудбук отличный, пилот – катастрофа!» - говорит третий. «Самый трудный кусок был вдоль полигона», - говорит еще один. «Так много входов и выходов, что ездишь по своим следам несколько раз. Я не мог разобраться и потерял на поиски дороги полтора часа!» Но все же он доволен нем: «Невероятно красивые леса. Быстрые, короткие, техничные спецучастки, глубокий песок, пустынные места!»
Один из внедорожников, пропустив поворот, врезался в дерево. Оторвавшаяся защита закоротила проводку, и чуть было не случился пожар. Спасла «дакаровская» система пожаротушения, и завтра экипаж сможет продолжить гонку.
«Мы заблудились на полигоне Чарне», - рассказывает штурман другого экипажа. – «Несколько раз возвращались назад, пока не разобрались в роудбуке». Другой штурман – из автомобиля с символикой Дакара - делится: «Навигация очень сложная, но это здорово. Мне нужно привыкнуть к роудбуку. Для меня самое интересное, что здесь нет GPS-точек, нужно все делать самому, потому что нельзя вернуться на «предыдущую точку» по GPS, чтобы отыскать дорогу. На Дакаре не достичь такого уровня навигации, это отличная проверка и прекрасное ралли!»
Этап 5. 06.07.2016, среда
Борне-Сулиново
Старт: 10:30
Длинный день должен был состоять из двух коротких спецучастков: утром - быстрый, два круга по 50 км к западу от Борне, по лесу и между озерами, по сухим дорогам, 100 километров чистой скорости, с небольшим замедлением у брода через маленькую речку. Затем небольшой перерыв на сервис. Второй - абсолютно другой: на восток, в сторону Оконека, с длинными прямиками, грязными дорогами, крутыми поворотами и сложной навигацией на обратном пути сквозь лес .
Для класса экстрим дневная трасса проложена через город-призрак Кломино, где когда-то была российская военная база. Ближе к финишу нужна лебедка, и жизнь покажется не сладкой, особенно если будет сыро. Отнимут время два участка движения курсом, где надо будет отыскать верную дорогу или попотеть с лебедкой, если промахнешься.
Погода внесла свои коррективы: из-за сильного ливня, прошедшего ночью, директор гонки Александр Ковачев изменил программу дня: «SSV, внедорожники и грузовики отправятся на СУ1, но на 2 часа позже запланированного, чтобы технички успели почистить трассу. ATV и мотоциклы поедут по отдельному спецучастку, что гарантирует безопасную и быструю гонку».
«Из пыли в воду» - таким был девиз дня. Трасса стала мокрой, но мокрой – не значит грязной. Вода не уходила, а оставалась на дороге, из-за чего некоторые экипажи вылетали с трассы. К счастью, без серьезных последствий, разве что немного пострадало самомнение пилота.
Победитель дня среди внедорожников в классе экстрим (они ехали по одной трассе с кросс-кантри) приехал с неработающим «дворником» со стороны штурмана. «Мне же не нужно рулить, так что все ОК!» - смеется штурман, которому через стекло было совершенно ничего не видно. – «Просто кричать пилоту позиции – вполне достаточно, чтобы выиграть спецучасток!»
Этап 6. 07.07.2016, четверг.
Борне-Сулиново - Манево
Старт: 09:00
Последний спецучасток между Бедруско и Чарне, после чего Ралли Бреслау переезжает в третий бивуак – Манево, недалеко от Бедруско. «Мы сделали новый роудбук, но некоторые места будут знакомы участникам», - говорит Константин Панайотов. – «Из-за ужасной погоды и по соображениям безопасности мы исключили несколько мест, но большинство красивых лесных дорожек осталось».
После прибытия в бивуак в Манево у спортсменов есть достаточно времени, чтобы починить машины и посмотреть футбол. Особенно у французов хорошее настроение. Все отдыхают в этот вечер и на следующий день – перед завтрашним ночным спецучастком в Бедруско. Почти 70 километров в темноте на знаменитом полигоне, новинке прошлого года.
«Очень быстрый день был, очень хороший», - говорит пилот знаменитого синего GINAF 6x6. На финиш он приехал с кучей рассказов о том, как на полигоне Чарне перегревались двигатели грузовиков и внедорожников.
Этап 7. 08.07.2016, пятница
Манево (около Бедруско)
Старт: 22:00
Ночной спецучасток. Легким он не будет: темная ночь, узкие дороги, сложная навигация, а для класса экстрим на закуску – отличное болото. И ко всему этому – дождь.
Ключом к успеху на этом спецучастке была тщательная навигация – от позиции к позиции, проверяя каждую точку. Сразу же после старта несколько первых мотоциклистов вернулись к началу спецучастка, не найдя дороги и роудбука.
«Держака не было совсем», - говорит пилот одного из внедорожников в кросс-кантри. «Трасса превратилась в реку, так много воды выпало за короткое время!» - говорит другой пилот, у которого есть все шансы на подиум гонки, поэтому он сегодня не рисковал. - «На этом спецучастке можно было только проиграть».
Этап 8. 09.07.2015, суббота
Манево
Старт: 11:00
Последний день Ралли Бреслау 2016. Сегодня решается, кто выиграет гонку. Будет масс-старт на широкой открытой танковой трассе – захватывающее зрелище для зрителей. В этом спецучастке будут несколько знакомых мест вдоль реки Варта и новые дороги к западу от Бедруско, где будут и быстрые, и трудные участки. Спецучасток завершает гонку, и пока технички будут вызволять последние машины из леса, начнутся приготовления к торжественному ужину и награждению.
Класс кросс-кантри проедет большую петлю – более 150 км, где будут и песчаные танковые дороги, и грязь, и лесные дорожки. Будут и быстрые участки трассы, но вообще спецучасток больше понравится тем, у кого хорошая подвеска.
У класса экстрим трасса будет почти полностью другая: 100 километров со множеством ям, бродов и крутых подъемов с лебедкой – вот что ждет их в изнурительный последний день гонки. Максимальное время для прохождения этого спецучастка ограничено шестью часами, и это будет непросто даже для самых быстрых экипажей. Сразу же после старта начнется сложная навигация, а тех, кто отыщет верную дорогу, ожидает глубокая вода и технички, готовые при необходимости помочь выбраться.
Финиш!
И вот гонка завершена, финишный подиум встречает победителей. Но даже те, кто не занял первые места, получили огромное удовольствие. Последний спецучасток выиграл тот самый голландский мотоциклист – новичок Ралли Бреслау. И, по большому счету, неважно, кто стал первым в гонке, потому что победила дружба. А Ралли Бреслау на будущий год вновь будет встречать старых и новых друзей.
«Ралли Бреслау завершилось – да здравствует Ралли Бреслау!» - решил Andreas Pflug и быстренько написал крутую программу Race Replay, в которую залил все GPS-данные участников гонки:
Теперь даже тот, кто там не был, сможет «проехать» ее от начала до конца, с ускорением от 5 до 250 раз, посмотреть, как проходили спецучастки гонщики, сравнить их скорости, увидеть, где кто потерялся или, наоборот, умчал вперед. Игрушка получилась очень занимательная. Пожалуй, пора начинать готовиться к следующему Rally Breslau Poland!
Фото: rally-breslau.com
В комментариях запрещен мат.