Автопутешествие в Казахстан 2016: Дневник экспедиции
Внедорожный проект «Дух свободы» снарядил 2-недельную экспедицию - cо 2 по 13 мая - на полуостров Мангышлак. Цель – прокатать маршрут по самым интересным местам Прикаспийского Казахстана. А задача EX-ROADmedia - накануне летних отпусков рассказать о путешествии по самым интересным и необычным местам Западного Казахстана.
Оглавление:
- 1 день. 2 мая. Прохождение российско-казахской границы
- 2 день. 3 мая. Технический день. Едем вглубь Казахстана и решаем орг. вопросы
- 3 день. 4 мая. Аккергешенский экс-роуд. Внедорожное "рубилово" к природным красотам
- 4 день. 5 мая. День заботы о себе и о машинах. Ас балсын!
- 5 день. 6 мая. Самый красивый и насыщенный день маршрута
- 6 день. 7 мая. Дневка. Расслабление в Голубой бухте, удовольствия Актау и знаки в пустоту
- 7 день. 8 мая. Встреча с волшебной Босжирой
- 8 и 9 день. 9 – 10 мая. Крайние казахские интересности и возвращение к границе
- Организаторы и участники
- Благодарности партнерам
Точкой сбора экипажей и старта автомобильного путешествия был выбран пригород Волгограда. Далее: переход российско-казахстанской границы под Астраханью, ночевка и собственно маршрут. Белоснежные горы Аккергешена - плато Актолагай – перевал Маната - город Бийнеу – скалы западного Устюрта - ступени Тузбаира – «Лев-гора» - таинственные шаровые конкреции - мечеть Шакпак Ата – гигантский провал Жигылган - Форт-Шевченко - Голубая бухта – «Чертов палец» - пляжи Каспийского моря – город Актау – клыки урочища Босжира. И, в качестве бонуса, заезд на знаменитое соленое озеро Баскунчак. Уже на российской стороне.
Таковы планы. А как экспедиция проходит в действительности - можно наблюдать в группе ВКонтакте Автопутешествие в Казахстан (Мангышлак, Устюрт). Теги проекта в соцсетях: #духсвободы #dyhsvobody
В течение 12 дней 21 автотурист, самому младшему из которых 4,5 года, на пяти внедорожниках планируют пройти 2700 км. Отдохнуть, посмотреть вышеописанное, проверить машины и опробовать снаряжение. Но обо всем по порядку.
8:30. Стартуем из лагеря на берегу реке Ахтуба. К слову, это было очень правильное решение организаторов - определить место сбора в приятном живописном месте, познакомиться и в процессе доезда до границы отладить взаимодействие в колонне.
К 17:30 колонна, преодолев 440 км, прибывает к российско-казахстанскому пограничному переходу. И этот день из дневников можно было бы опустить. Ничего особого не случилось и внимания не привлекло. Разве что непривычные жителям средней полосы и северо-запада бескрайние степи (реально бескрайние, то есть уходящие за горизонт), плантации арбузов, дикая манера езды аборигенов на "Приорах", пара-тройка черепах на дорогах да несколько верблюдов.
Однако на самом переходе границы остановиться стоит. Дабы, приехав сюда, быть в курсе сложившегося здесь положения дел.
Во-первых, регулярно случаются большие пробки. У нас прохождение российского участка заняло 4 часа, плюс 2 часа на казахской стороне, итого 6 часов. Пришлось даже обед-перекус организовать прямо в очереди.
Во-вторых, беспредельная, неприкрытая наглость отдельных водителей машин с казахскими номерами. Понятно, что попытки проехать побыстрее встречаются на всех границах, но здесь протиснуться по обочине в начало очереди, а там быть пропущенным земляком - явление массовое и особо циничное.
Мы, конечно, когда беспредел осознали, обочину джипами перегородили, но если вы окажетесь на границе в одиночку, то, скорее всего, придется наблюдать и терпеть. Другие водители сорганизоваться и пресечь безочередников почему-то не в состоянии. Кстати, так же ведут себя и казахи-пассажиры при проходе пограничников уже на сопредельной стороне. Они не пытаются пройти без очереди. Они идут без очереди. Если их одернуть или просто не пустить, они побурчат, но смирятся, скандалить не будут. Но многие пройти быстрее, чем положено, попробуют. Вот такое наблюдение, подтвержденное соседями по очереди, которые ездят здесь часто.
И в-третьих. Если у вас нет тенге (казахских денег), а их у вас нет, то обязательную автомобильную страховку дешевле, проще, быстрее и, как представляется, спокойнее оформлять в России. В приграничном ларьке на казахской территории это стоило (для машины старше 7 лет) 8 153 тенге. В рублях взяли 1800 руб. Несложный расчет показывает, что курс тенге при таких пересчетах 4.53, при том что в обменниках за 1 рубль дают 4.90 тенге. Кстати, менять российские деньги на казахские у менял, которые набросятся на вас сразу при выходе с территории погранперехода, тоже не стоит. Сделать это выгоднее в первом большом городе Атырау.
В общем, в течение нескольких часов нас постарались обойти и на нас нажиться несколько раз, что, честно говоря, не создало впечатления радушия и гостеприимности. Хотя, несомненно, мы столкнулись с отдельными негативными явлениями, а в целом казахи добры и приветливы.
В 0:30 (мск) в 51 км от границы «с ходу» подобрали место и организовали лагерь. Найти в этих местах место под стоянку просто. Свернул в степь - и располагайся. Координаты нашего лагеря: 46.63974, 49.38548. Суммарный дневной пробег: 491 км.
2 день. 3 мая. Технический день
Второй день нашего путешествия предполагал только перемещение вглубь от границы и решение разных организационных вопросов. Пройдено 320 км. Куплены местные SIM-карты, поменяны и сняты деньги, освоено общение с дорожной полицией.
О том, что после границы с дорогами беда, нас предупреждали. Но что «международная», как она обозначена на картах, трасса будет в такой беде, мы не ожидали. Местами асфальта просто нет. Тот участок, что на фото – не показатель. По сравнению с тем, что автопутешественников ожидает дальше, - это трасса «Формулы 1».
На участках, где асфальт неплох, другая напасть – колейность. Причем достойная записи в книгу рекордов Гиннеса. По крайней мере, никто из водителей нашей экспедиции такого раньше не видел.
Кругом степь. Развлечение одно – угадывать, что означают дорожные указатели. Например, два километра до Драйва 18. Остается понять, что такое Drive, он же по-казахски Бекет.
Бекет (Drive) – это железнодорожная станция.
Стоимость газа в Казахстане - 40-42 тенге (8 рублей) за литр. Это если платить местными деньгами. Карты на махоньких газовых заправках не принимают. Могут взять рублями, но по курсу 4. Что, кстати, все равно дешевле, чем в России - по 16 руб/литр.
Цены на бензин/дизель тоже ниже, чем в России. Примерно: 95 – 136-142 тенге/литр. 92 – 123-125 т. АИ 80 – 85-89 т. ДТ – 99 т. Напомним, 5 тенге (т) – это 1 рубль.
Взаимодействие с казахской дорожной полицией несколько отличается от общения с российской ГИБДД. Одно из основных отличий в том, что из машины нельзя выходить без приглашения. За покидание автомобиля без разрешения – большой штраф. А вот «договариваться», по словам местных водителей, с полицией можно. К счастью, проверить это нам пока не пришлось и, надеемся, не придется.
В 15:00 въезжаем в город Атырау. Цели две – поменять деньги и купить казахские SIM-карты. Если этих двух действий не сделать, то пребывание в Казахстане становится неоправданно дорогим. Представительства множества банков, включая российские, и салоны сотовой связи расположены вокруг центральной площади города. На все достаточно часа.
После Атырау дорожное покрытие становится значительно лучше. Практически идеальный асфальт.
В 18:00 принимаем решение встать на стоянку до захода солнца. По описанию из отчета других автопутешественников находим поворот в степь и попадаем на вполне себе off-road. Проверяем, что может «Соболь 4х4». Выясняется, что многое. На тех, кто с выдающимися внедорожными способностями Соболей был раньше незнаком, преодоление колеи произвело сильное впечатление. В хорошем смысле слова.
Полноприводный Соболь 4WD для автопутешествия в Казахстан предоставил и подготовил к экспедиции Автоцентр "Автофристайл" - официальный дилер по продаже и техническому обслуживанию таких марок автомобилей, как «ГАЗ» и «IVECO». Спасибо, отличный автомобиль.
Ставим лагерь и в 11 вечера – баиньки. Завтра – ранний подъем и марш-бросок к первой достопримечательности. Координаты стоянки на берегу озерца: 47.50260, 52.87831. Но летом озерцо, скорее всего, пересохнет.
3 день. 4 мая. Аккергешенский экс-роуд
Удивительно могут складываться обстоятельства. Даже специально очень трудно свести в одном месте и в одно время захватывающую цель поездки, жесткое внедорожное рубилово, командную взаимопомощь и использование всего взятого с собой снаряжения. Однако ех-road (бывшая дорога) к Аккергешену такая – путь приключений и открытий.
Начинался третий день нашего автопутешествия по Казахстану вполне безобидно. Ранний подъем, выезд в 8 утра по местному времени и 107 км по отличному асфальту.
С трассы поворачиваем направо на Мукыр и стравливаем колеса до 1,5. Впереди, как пишут в отчетах, грейдер протяженностью около 40 км.
Но все получилось значительно интереснее. Обещанный грейдер оказался экс-роудом - забытой всеми «асфальтовой» дорогой, которая исправно через каждые 100 - 300 метров на несколько десятков метров просто пропадала.
Постичь природу этого явления мы не смогли. Возможно, провалы в асфальте - дело местных духов, которых тут, согласно древним легендам, в избытке, и они совсем не в восторге от паломничества к ним туристов.
Аккергешен реально не пускал к себе. Пробовали ехать по «дороге». Завяз головной Паджеро Спорт. Вытащили.
Попытались двигаться параллельными степными тропками – посадили сразу две машины. Первой завязла «сотка», а за ней - и поехавший на выручку УАЗ.
Всей толпой и хай-джеком вынули из колеи пикап. А затем уже он выдернул Toyota Land Cruiser 100.
Во всех спасательных операциях использовались тросы TPLUS – буксировочный и динамический.
Компания «Такелаж плюс»» уже 13 лет разрабатывает, производит и реализует высококачественную и надежную оснастку для эвакуации всех типов автомобилей, такелаж для "офф-роуда" и автоаксессуары широкого спектра применения под брендом T PLUS.
А вот решить неожиданно возникшую проблему с коробкой передач внезапно отказавшегося ехать петербургского Land Cruiser Prado сходу не удалось. До плато Аккергешен добрались, рассадив экипажи по другим машинам.
Белоснежные горы Аккергешен - не что иное, как подводный рельеф древнего мирового океана, некогда существовавшего здесь.
Затем воды Сарматского моря, объединявшего Черное, Каспийское, Средиземное и Аральское моря, отступили, и открылась захватывающая панорама меловых отложений, необитаемым островом возвышающихся посреди голой степи.
Образованные в Юрский период, хрупкие меловые горы постепенно разрушаются. Ветер и дождь точат породу изо дня в день, так что каждому новому путешественнику открываются новые виды и тайны древних отложений.
Весьма интересна и местная флора. Выжить в мелу без воды под палящим солнцем суперсложно. Но некоторым удается.
Аккергешен оправдал наши ожидания полностью. Увидеть это стоит, причем обязательно надо подняться наверх, благо это совсем не сложно даже без всякой горной подготовки. При определенной сноровке на некоторые вершины даже можно въехать на внедорожнике. Координаты самого зрелищного места меловых выветриваний: 47.321088, 54.402805.
Обратная дорога оказалась еще веселее. Два часа ушло на выявление причины вставшего Прадо. Добрались до радиатора АКПП и вычислили, что перегазовка при преодолении глинистой колеи привела к перегреву и засорению системы циркулирования масла в коробке.
Маленькие плоскогубцы многозадачного Leatherman оказались очень кстати. Спасибо компании OmegaTool - эксклюзивного дистрибьютора брендов Leatherman, LED Lenser, STANLEY (pmi), Aladdin, Packit в России за предоставленный инструмент.
Устранить неисправность на месте возможным не представлялось, и ко всем прелестям off-road добавилась буксировка Прадика по ex-road.
Опустилась непроглядная казахская ночь, в которой снова застрял крадущийся по параллельным стежкам-дорожкам сотый Крузер. Застрял в таком месте, что УАЗ подъехать к нему не мог. Спасали Крузака с помощью очень вовремя оказавшегося рядом белорусского внедорожника, с применением лебедки и трех удлинителей. Тягач стоял на псевдодороге и сложносоставной конструкцией длиной 60 метров дотягивался до «сотки». Получилось.
Закончился этот насыщенный внедорожьем день в 23:30 постановкой лагеря недалеко от выезда на асфальтовое шоссе. Координаты: 47.09740, 54.06135. Вроде пройдено немного – 187 км, но зато каких и куда. Кстати, единственной машиной, которая в течение этого сумасшедшего дня ни разу не завязла и не сломалась, оказался «Соболь 4х4». Вот так.
4 день. 5 мая. День заботы о себе и машинах. Ас балсын!
Сегодня поломавшийся Прадик подарил нам незапланированную дневку, которую Александр Шуленин (Neptun) при поддержке Алексея Коротеева (Alexi), Андрея Чернышева и Антона Рябинина - экипаж Ленд Крузер 100 - посвятили ремонту. Остальные свободные духом автопутешественники им очень сочувствовали и помогали морально, а заодно вкусно обедали и принимали горячий душ.
К 11:00 закачиваем сборы лагеря, накачиваем колеса «под асфальт» и стартуем в сторону ближайшего городка, куда связанные друг с другом Крузаки по шикарному асфальту докатываются без проблем.
Город Кулсары. Все, что ни происходит, всегда к лучшему. У нас появилась возможность рассказать о сервисах в городке, которого всем автотуристам не миновать. А любая информация о том, как и где можно получить услуги, лишней не бывает.
На самом деле, выбор невелик. После посещения трех автосервисов выяснилось, что взяться за замену масла в автоматической коробке готовы только в одном месте и без гарантии. Вернее, автосервис за 5 000 тенге (1000 руб.) предоставил подъемник и механика в помощь, а прочистку фильтра, замену масла АКПП и сопутствующие работы пришлось делать самим.
20 литров масла ATF обошлись 16 000 тенге, герметик и очиститель карбюратора (для очистки фильтра и поддона) -1300 тенге. Заодно помыли машину и пропылесосили салон – 3800 тенге.
Телефоны СТО: 8775 365 71 81. Эвакуатор: +7 702 333 56 11, +7 777 915 44 88.
Все, кто не был задействован в ремонте, времени даром не теряли, а активно тестировали услуги расположенной рядом гостинички, гордо именующей себя иностранным словом «Кемпинг». Кемпинг так кемпинг, хотя поставить на территории заведения палатку или набрать воды в автодом вам здесь вряд ли удастся. Зато к услугам туристов чистый ватерклозет за 50 тенге (альтернатива – бесплатная дырка без двери на территории автосервиса), почти исправный душ с горячей водой за 500 тенге с человека без ограничения времени и гостиничные номера за 5000 тенге.
Но самое примечательное в этом придорожном оазисе – это кафе «Ташкент», в котором все блюда от «Салат свежий», «Пельмен» и «Котлет» (единственное число) до «Лагман» стоят по 500 тенге (100 рублей). Напитки по 100 тенге, а гарниры вообще выдают бесплатно. Этакий продовольственный фикс-прайс «Все по 500».
Порции вполне достаточные, готовят вкусно, приносят быстро, обслуживают вежливо, по-русски говорят хорошо. Ас балсын! Приятного аппетита!
GPS-координаты автосервиса и кемпинга: 46.94151, 54.02736. Расположен комплекс прямо на выезде из города Кулсары.
К слову, по поводу русского языка. Имейте в виду, что юноши и девушки моложе 25 лет, бывает, по-русски не говорят. Как правило, понимают, но ответить не могут. И этого стесняются. Если молодой человек вам не отвечает, то, скорее всего, он просто не может. Постарайтесь в таких ситуациях свернуть разговор и не ставить собеседника в неудобное положение. Россияне считают, что на великом и могучем в Казахстане должны говорить все, и … заблуждаются. Все-таки это независимая большая страна со своим языком, и то, что нас понимают и стараются нам помочь, надо воспринимать с благодарностью, а не как обязанность.
18:00. Дневка закончена. Все машины, кроме Toyota Land Cruiser 100 и ее экипажа, выдвигаются дальше. Задача на остаток дня – до наступления темноты уехать как можно дальше и найти ночлег. Если с первым справляемся неплохо – за день, несмотря на ремонт, пройдено 370 км – то с местом для ночлега возникают реальные проблемы.
Песчаные обочины мокрые, съезды в степь заболочены, а над головой - готовые разразиться водой грозовые тучи. Съезжать с асфальта просто опасно, застревание почти гарантировано. Тем не менее, задача постановки на ночлег находит изящное решение. Сворачиваем на асфальтовую площадку для отдыха дальнобоев. Машины оставляем на асфальте, а палатки ставим в защищенной от ветра низине. В качестве бонуса получаем бесплатный и на удивление чистый туалет и эстакаду. Координаты площадки отдыха: 44.46736, 53.83192.
А тем временем экипаж «сотки», которому надо найти проставки в просевшие пружины, прибывает в Бейнеу и размещается в шикарной гостинице «Арна». В трех трехместных номерах со всеми удобствами. А чего не остановиться, если номера отдали по 7 000 тенге за каждый (1 400 руб). Завтра - на авторынок и догонять колонну.
5 день. 6 мая. Самый красивый и насыщенный день маршрута
Получать утреннюю кашу из … туалета было странно, но в автотуризме чего только не случается. Вчера палатка была бытовым удобством, а сегодня стала компактной кухней. Внутри - стол, плита, котел, а что еще надо для быстрого горячего завтрака. Ура креативу наших ангелов-хранителей Дениса и Александры.
В 10:20 покидаем площадку для отдыха и выдвигаемся к перевалу Маната. Сегодня у экспедиции «Автопутешествие по Казахстану» один из самых насыщенных дней: в планах - посещение солончака Сор Тузбаир и «Шаров», пробег более 200 км и, как мы это любим, внезапные остановки у незапланированных интересностей.
Например, как можно проехать мимо макового поля? Правильно, никак, да и не нужно, ведь главная прелесть автомобильных путешествий – возможность останавливаться, где захотелось.
Минуем перевал Маната. Место замечательное, в первую очередь своими видами. После уже надоевшей за несколько дней плоской как стол степи машину вдруг обступают скалы, а через лобовое стекло открывается абсолютная красота.
Фотосессии достойно все: вид с высоты на долину, многослойные горы, причудливые природные рельефы. Можно не останавливаться. Перевал Маната достаточно пологий и затяжной, так что времени хватит отснять все.
Примерно в километре после перевала от асфальтовой трассы влево в степь уходит неприметная грунтовая отворотка на Сор Тузбаир. Координаты съезда: 44.10003, 53.12376. Но обратите внимание на то, что координаты поворота на дорожку к достопримечательности время от времени меняются. Возможно, дорожку к Тузбаиру придется поискать, но она всегда есть, слишком уж примечательное для туристов место.
Дальше по песчаной дорожке через степь, ориентируясь на две столовых (плосковершинных) горы. Единственная накатанная дорога постепенно начнет подниматься и выводит прямо к «Сфинксу».
Сор Тузбаир – величественное творение природных стихий. В этом месте плато Устюрт чинками (обрывами) огромных ступеней круто обрывается к огромному солончаку (сору).
Здесь удивительная и своеобразная красота природы Мангыстау раскрывается в полной мере. У основания небольшого возвышения Кызылбас взор приковывает гора, напоминающая собой сфинкса, горделиво взирающего на труднопроходимые бастионы плато Устюрта.
Останцовые горы, гребни и утесы с глубокими обрывистыми лагунами, ошеломляющая панорама выбеленных солью берегов впечатляет. Вот уж действительно не зря ехали более 3000 км от Москвы.
Встретили белорусского мотопутешественника. Поделились с ним водой, а он с нами - рассказами о трудностях перемещения по местным степям на мотоцикле. Как хорошо, что у нас автоэкспециция, хотя во внедорожном мототуризме, несомненно, тоже есть свой кайф. Удачи тебе, двухколесный друг.
Час прогулок, фотографий, отдыха, перекуса, безалкогольного пива Трехгорное…
…и возвращаемся на трассу…
… чтобы заехать в городок Шепте.
Цель - пополнить запасы питьевой воды и хлеба и закупить лабораторные ингредиенты для специального казахского теста термоса.
Еще одна неожиданная и приятная встреча. Жаль, что заочная. На одной из улиц Шепте замечаем УАЗ команды RED Off-road Expedition, тоже совершающий рейд по Мангышлаку. Жаль, что машина пуста. Шлём воздушные рукопожатия и поцелуи коллегам-путешественникам. Фотку забирайте, нам не жалко.
Внимание! Местное время 16:42. Начало абсолютно честного эксперимента по сохранению в термосе STANLEY мороженого в условиях летнего автопутешествия. Температура на улице + 23 градуса. Объем 1,5 литра. Термос обещает сохранить холод 12 часов. Загружаем купленный в дукене продукт и фиксируем время.
Эксперимент начался. Все, кроме верблюдов, надеются, что термос справится. А верблюды … верблюды ни при чем, но надо же было куда- то вставить фотку с кораблем пустыни. А мы двинулись дальше.
18:30. Следующая ключевая точка маршрута: «Шары» - шаровые каменные конкреции. Дорожка в сухую погоду, в целом, проезжаема и на пузотерках, но все же есть несколько мест, где полный привод и большой клиренс лишним не будет. Каково тут в продолжительный дождь - не знаем, однако предполагаем, что глинистая дорога раскиснет.
Природа образования шаров до конца не понятна. У геологов нет однозначного мнения о процессе, сотворившем их. Сколько исследователей, столько и мнений.
Наиболее распространенная научная версия - что это стяжения, минеральные образования округлой формы в осадочных породах. Центрами такого стяжения могут быть зерна минералов, раковины, зубы и кости рыб, остатки растений.
Но стяжения – это как-то скучно. Интересней легенда, согласно которой на Мангыстаускую землю пришли полчища врагов, как саранча, покрыв землю. Местные жители простерли руки к небесам в молитве о помощи, и были услышаны. Небеса разверзлись ливневыми потоками, громом и молниями. В один миг все враги превратились в камни. Так появились на Мангыстау бесконечные поля и гряды необычных каменных образований – шаровидных конкреций. Размеры шаров - от самых маленьких, с футбольный мяч, до 4 м в диаметре. Время происхождения – 180-120 млн. лет назад.
GPS-координаты россыпей наиболее круглых, целых и эффектных круглых каменюг: 44.32128, 51.59260.
На одной из конкреций - Никита Тимофеев, оператор и руководитель Rainy Day STUDIO, снимающей фильм об «Автопутешествии в Казахстан», дневник которого вы читаете. О премьере фильма обязательно сообщим в новостях.
Rainy Day STUDIO - профессиональная фото/видеосъемка от молодой команды, идущей в ногу со временем. У нас есть не только планы, но и реализованные проекты, включая фильмы про автомобильные экспедиции.
Rainy Day STUDIO - это то самое вдохновение, которое приходит в пасмурный дождливый день под монотонный стук капель по крыше. То самое, которое посещает, если среди десятков черных зонтов вдруг видишь человека в ярко-красном дождевике.
Стемнело. Вместе со световым днем заканчивается и наш сегодняшний маршрут. Финишная точка – одно из самых красивых мест казахстанского каспийского побережья – Голубая бухта. Но о ней завтра.
Да, об эксперименте с термосом. Время - 23:40. С момента загрузки клюквенного мороженого в емкость прошло ровно 7 часов. Открываем, переворачиваем и … ничего. Даже капли не капнуло. Мороженое полностью сохранило свою первоначальную консистенцию и температуру. Термос STANLEY справился, рекомендуем.
STANLEY – американские термосы. Непревзойденное качество, проверенное временем. Stanley - не просто термос из нержавеющей стали, а безотказный товарищ с отменной репутацией и узнаваемым стилем.
6 день. 7 мая. Дневка. Расслабление в Голубой бухте, удовольствия Актау и знаки в пустоту
День отдыха. Отоспались под шум каспийского прибоя и ласковый морской бриз. Погуляли по пляжам и исследовали скалы. Отправили кулинарный десант в Актау.
Фото Александра Шуленина
Голубая бухта - место для расслабления более чем подходящее. Белый мелкий песок, широкий пляж в окружении интересных скал, которым можно посвятить не один час.
Скальные пейзажи очень похожи на Кипр. Ломаные скалы с массой гротов, расщелин и естественных ванн прямо в камнях. С южной стороны от бухты на скалистом уступе сохранились остатки небольшой крепостной стены средневековой эпохи. Дикий пляж, необычного цвета вода, таинственные гроты и «Чертов палец» - все это удивительные и неповторимые виды, что ждут путников в Голубой бухте.
Но надо быть осторожным и внимательно смотреть под ноги. В песке много битого стекла, а в скальных трещинах обитают змеи. Твари особенно любят выползать утром и встречаются даже на пляже у полосы прибоя.
GPS-координаты Голубой бухты: 44.17016, 50.85272. Сюда можно попасть по нескольким грунтовым дорогам, которые в итоге сходятся в одну. Координаты одного из съездов на проселок с асфальтовой трассы: 44.166076, 50.982004.
Лагерь разбили на границе песчаного пляжа и скудной степной растительности. Распаковали и установили все снаряжение, которое у нас было. Помимо личных палаток, поставили два больших шатра (под кухню и место для посиделок), душ и туалет.
В результате очень комфортно разместились. Когда время от времени с неба начинало капать, перемещались в шатер, ужин готовился в отдельном помещении, душ позволил всем освежиться пресной водой, а палатка-туалет в плоской степи - вещь просто незаменимая.
Тент-автомат под кухню, две автоматические палатки, стол, стулья и дачный душ «Приват v.2" экспедиции предоставила компания NOVA TOUR, за что ей отдельное спасибо. Общественный тент-автомат - реально удобная штука. Двумя людьми без навыков ставится за 7 минут. С навыками - еще быстрее.
Компания NOVA TOUR разрабатывает и производит снаряжение для туризма и активного отдыха специально для российских условий. Снаряжение создано в России и испытано ее суровыми условиями.
А тем временем спецгруппа на «Соболе 4х4» под руководством Игоря Смирягина была заброшена в Актау – город белых Тойот и квадратных светофоров. Задание – исследовать город на предмет казахских деликатесов. Актау находится в 70 км от Голубой бухты и на всех путях путешествующих в этих местах. Миновать его просто невозможно.
Рынок был найден довольно быстро. Правильная баранина на плов, овощи другие ингредиенты приобретены. Правда, продавец признался, что мясо с российского Урала. Мол, местная баранина невкусная и ее мало. Впрочем, овощи тоже не местные.
Из экзотики на пробу были закуплены:
- Шубат - кисломолочный напиток из верблюжьего молока. 600 т/литр
- Кумыс - кисломолочный напиток из кобыльего молока. 1000 т/литр
- Курт - маленькие сухие соленые шарики из сузбе. Сузбе – творожная масса, полученная путем обезвоживания айрана (кислого молока, аналога кефира). 40 т/штука
- Балкаймак – "медовая сметана" (бал – мед, каймак – сметана) – казахская сладость, напоминающая вареную сгущенку, но не такая сладкая. Выглядит как толстый коричневый блин размером с блюдце. 1400 т/штука.
К плову запаслись знаменитыми казахскими луковыми лепешками. Продавщица называла их бетена, однако в интернете мы такого названия хлебо-булочного изделия не обнаружили.
И последняя задача посещения Актау – дегустация основного казахского национального блюда бешбармак. "Беш" по-казахски - пять, а "бармак" - палец/пальцы. Ели его раньше руками, отсюда и название. В идеале блюдо готовится из баранины, говядины и конины, но допустимо использование двух и даже одного вида мяса. Нам достался почти полный экзотический вариант из барашков и коников.
Цена порции бешбармак – 1700 тенге. Блюдо на четверых обойдется в 6000 тенге.
Кафе интересно не только бешбармаком, который готовят быстро и вкусно. Внутри оборудованы два отдельных кабинета с настоящими дастарханами – столами высотой 30 см, коврами и подушками. Рекомендуем.
К слову, найти кафе с национальной кухней в Актау было очень непросто. Записывайте адрес: «Дастархан N1», 29 микрорайон, торговый центр «Тарлан», напротив «Желтого рынка», где мы закупались продуктами.
На пути обратно в лагерь массово стали попадаться весьма необычные знаки – пустые указатели в никуда. Если вдуматься, то все логично. Если есть дорога-ответвление, то на нее должен быть указатель. Но если дорога ведет в степь, где ничего нет, то и на указателе должно быть пусто. Не писать же: «Там ничего нет». Впрочем, если взять мел…
Закончился день отдыха большой вечеринкой с песнями под гитару и настоящим полноценным пловом. Спокойной ночи!
7 день. 8 мая. Встреча с волшебной Босжирой
Сегодня достигли самой южной и самой впечатляющей точки маршрута – природной диковины, урочища Босжира. Разбили лагерь, поборолись с ураганом, поднялись на хребет и запечатлели надвигающуюся грозу. Закончили день костром, который в голой степи выглядел весьма экзотично.
8:40. Покидать Голубую бухту немного жаль, но впереди еще более чудесные места, путь до которых будет полон необычных встреч …
…аутентичных видов…
… и наблюдений за автожизнью Казахстана.
И если по мере продвижения вглубь страны бензин цену практически не меняет, то газ подешевел почти вдвое. На Мангышлаке цена пропана - 25-27 тенге/литр (5 рублей).
Дорога на восток от Актау не идеальна, но асфальт в целом вполне приличный. Разрешенные 90 км/ч ехать можно.
У указателя Бекет Ата уходим с асфальта и рулим 70 км по местами прямой как стрела степной грунтовке.
Головной внедорожник нашей экспедиции обут в покрышки Toyo Open Country A/T plus, которые одинаково хорошо ведут себя и на асфальте, и на грунте, и в раскисшей после дождей степи.
Toyo Tire & Rubber Со., Ltd. является одной из лидирующих мировых шинных корпораций и имеет сеть подразделений и представительств более чем в 100 странах мира. Основной сферой деятельности компании TOYO ТIRES является разработка, производство и продажа первоклассных шин с высокими эксплуатационными характеристиками. TOYO ТIRES предлагает широкий выбор моделей и типоразмеров зимних и летних шин для легковых автомобилей, внедорожников, фургонов и грузовиков.
Дорога к урочищу Босжира - не соскучишься. Если не гнать, а внимательно поглядывать по сторонам, то фотоальбом путешествия можно украсить довольно интересными кадрами.
И вдруг, внезапно, за одним из поворотов открывается Босжира. То, что это оно, понимаешь сразу. Больно уж необычный пейзаж. От края до края через весь горизонт - похожий на огромный белый стадион колоссальный амфитеатр с причудливыми формами и образованиями внутри.
Фото: Александр Шуленин
Но это только преддверье. Самое интересное и захватывающее – известняковые зубастые «башни», острые «пики», круглые «юрты» - в глубине, на удалении 20-30 км от «смотровой площадки». Самым-самым видовым местом считаются «Клыки». GPS-координаты: 43.42054, 54.07796.
Фото: Александр Шуленин
Небольшой off-road на спуске вниз - и мы в долине, по которой накатана плотная колея. Едется быстро, только солнечными днями пыльно.
Обнаруживаем местного жителя. Это не первая в нашей поездке встреча с черепахой, но каждый раз встреча горожан с пресмыкающимся проходит бурно. Удрать от нашего внимания аборигену не удается, несмотря на то, что черепаха передвигается на удивление шустро.
Еще около 30 км степью, и в 17:30 прибываем к визитной карточке Босжиры – «Клыкам». Разбиваем лагерь. Красотища вокруг невероятная.
Прямо над стоянкой возвышается 80-метровая стена, на которую, обладая сноровкой и соблюдая осторожность, можно подняться. Если присмотреться к фотографии, то махонькие человечки на середине склона – это совершающие восхождение участники нашей экспедиции.
В хорошую погоду от открывающихся сверху видов захватывает дух.
Фото: Александр Шуленин
А в плохую погоду наверху реально страшно. Перед грозой ветер усиливается до ураганного за несколько минут, и спускаться приходится в экстремальных условиях. Очень советуем перед подъемом убедиться в том, что непогода не застанет вас на скале.
Фото Игоря Смирягина
Внизу в грозу тоже несладко. Ветер такой, что уносит незакрепленные палатки, валит и ломает большие шатры.
Совет N1. Обязательно крепите палатки растяжками и дополнительно усиливайте колышки камнями, благо их вокруг много.
Совет N2. Выковыривайте камни лопатой. Под камнями могут сидеть скорпионы, которые здесь дело обычное.
Фото Игоря Смирягина
Зато после грозы все вокруг становится еще краше и волшебнее. Обычно пересохшее русло наполняется бурным потоком, а над скальными «замками» встает радуга.
Заканчиваем день весьма необычно. Можно сказать, что для Босжиры - эксклюзивно. Вокруг на десятки километров ни одного дерева, а у нас костер. Откуда дровишки? Ради такого приятного сюрприза – посидеть в ночи у огонька – привезены из Санкт-Петербурга. Пожалуй, самая дальняя доставка поленьев.
8 и 9 день. 9 – 10 мая. Крайние казахские интересности маршрута и возвращение к границе
9 мая завершаем осмотр плато Устюрт, мимо величественной горы Бокты выходим к последней точке маршрута Пескам Туйесу (Сенека) и, осмотрев их, начинаем возвращение домой.
Из урочища Босжира наезженной дорогой на запад выходим к горе Бокты, что возвышается на 165 метров над бессточным солончаком (сором) в западной части чинка Устюрта. От основания и до половины гора расцвечена белыми, красными и желтыми полосами, оставшаяся часть до вершины имеет однотонные цвета от серо-коричневого до зеленоватого. Основание горы иссечено меридиональными саями.
Дальше - 50 км по степи, убитый грейдер, и в 13:30 мы у еще одной диковины Казахстана: кусочка настоящей пустыни – песков Туйесу, что расположены рядом с поселком Сенек и поэтому часто именуются своим вторым названием - пески Сенека.
Очень необычное зрелище, когда взгляд привык к глинистым степям, а мозг уверен, что до Сахары - тысячи километров. Цепь настоящих ярко-желтых классических барханов шириной около километра простирается на 150 км. GPS- координаты: 43.38179, 53.35418.
Для туристов это достопримечательность, а для жителей Сенек - проблема. Пески наступают и постоянно угрожают расположенному к югу от них поселку. Способ остановить пустыню только один – высаживать сдерживающие песок растения. Поэтому в последние годы склоны становятся все более зелеными.
Все. Активная часть нашего Автопутешествия в Казахстан окончена. Выходим на асфальт и кратчайшим путем направляемся к казахско-российской границе.
С закатом, пройдя 560 км, лагерь разбиваем на берегу реки Манаши недалеко от трассы Бейнеу - Атырау. GPS-координаты этого приятного местечка: 45.02766, 54.98831.
10 мая целиком посвящено достижению границы. Собираемся и в путь.
Не считая заправок, одна остановка на 2 часа в Атырау на обед и обратный обмен оставшихся тенге в рубли.
В результате в 23:50 по казахскому времени, проехав за день 830 км, мы на границе. Очереди на казахской стороне нет. На российской стороне мы шестые. И снова, как в первый день, инцидент с казахом, влезшим без очереди. Нас много, и наглую рожу удается оттереть, но снова возникает мысль: как же обидно, наверное, одиночным автотуристам, которых объезжают эти «козлы». Но главное - они создают неприятное впечатление о Казахстане и казахах прямо на въезде в страну. Что вдвойне обидно. Стана-то и народ замечательные.
0:30 по Москве (2:30 казахского времени) мы в России! Ура!
Еще 83 ходовых километра, и встаем лагерем за поселком Аксарайский на берегу реки Ахтуба. Вокруг непривычно шумят высокие деревья, вдали поют лягушки, а утро обещает купание. В гостях хорошо, а дома лучше. GPS-координаты лагеря: 46.80899, 47.98581.
Эпилог. Автопутешествие по Казахстану закончено, но приключения продолжаются.
Казахская часть экспедиции успешно завершена. Маршрут продолжился по территории России с посещением соленого озера Баскунчак и Волгограда. Но это чуть-чуть другая история.
Спасибо всем кто нас читал и еще прочитает. Надеемся, что мы старались не зря и этот дневник поможет вам посетить чедесные места Прикаспийского западного Казахстана..
Автопутешествие по Казахстану организовали: АНО "ДУХ СВОБОДЫ", "Туризм Экспедиции Джип-туры 4х4": Иван Чистяков, Юлия Пшеничная, Александра Байталюк (Байса), Андрей Щукин.
Маршрут экспедиции успешно прошли, сняли, сфотографировали и описали экипажи:
Mitsubishi Pajero Sport (головная машина). Андрей Щукин, Антон Мельников, Никита Тимофеев (Москва).
ГАЗ «Соболь 4х4». Игорь Смирягин, Сергей Можаров, Максим Малинин, Татьяна Полякова, Денис Федоров, Екатерина Чибисова, Антон Назаров, Александра Байталюк (Москва).
Тoyota Land Cruiser 100. Алексей Коротеев (Alexi), Андрей Чернышев и Антон Рябинин (Москва).
УАЗ Пикап. Сергей Худяков, Евгения Доброхотова, Николай Худяков (Владимир)
Тoyota Land Cruiser Prado. Александр Шуленин (Neptun), Екатерина Евсеева (Ракета), Алексей Игнаткович. (Санкт-Петербург), Андрей Костяной (Москва)
До новых встреч в приятной компании!
Еще раз выражаем глубокую благодарность партнерам, которые помогли в снаряжении и организации экспедиции:
- Автоцентр "Автофристайл"
- Компания "Такелаж плюс"
- Компания "Omega Tool"
- Студия "Rainy Day STUDIO"
- Компания NOVA TOURNOVA TOUR
- Компания TOYO ТIRES
Генеральный информационный партнер - внедорожный информационный портах EX-ROADmedia.ru
Текст и фото: Алексей Игнаткович
В комментариях запрещен мат.
-
Полисы На-Казахстан