Шумоизоляция и утепление салона внедорожника "Соболь 4х4"
Комфорт в пути – это, прежде всего, тишина. Приятная музыка, негромкий разговор. Но когда на машине «злая» резина, экспедиционный багажник, а сам автомобиль отечественного производства, то становится не до музыки и приходится озадачиться уменьшением шума. А заодно и теплоизоляцией, если в планах автопутешествия зимой по Крайнему Северу или летом по пустыням.
В рамках проекта создания экспедиционно-судейского автомобиля ГАЗ «Карелия 4x4» в комплектации EX-ROAD мы отдали стандартный внедорожный микроавтобус «Соболь 4x4» в руки специалистов компании «Стандартпласт» и попросили сделать шумоизоляцию салона и утеплить автомобиль самыми на их взгляд оптимальными и наиболее подходящими для отечественного автомобиля материалами.
Подбор материалов и проектирование их использования осуществляли инженеры группы новых продуктов завода «Стандартпласт» под руководством Сергея Русанова и Андрея Захарова, специально приехавших на монтаж и замеры из Иваново. Непосредственно производство работ выполнили сотрудники сервиса «Стандартпласт» в Санкт-Петербурге под руководством Елисея Иванова.
Поставленная задача – сделать «Соболь 4x4» более комфортным и теплым – была выполнена с учетом всех законов акустики и физики путем многослойного нанесения покрытий: вибродемпфирование и усиление жесткости, теплоизоляция, звукопоглощение. Причем материалы использовались не самые дорогие, а те, которые действительно подходят для «Соболя».
Поскольку продукты «Стандартпласт» можно купить в розницу и работы выполнять самостоятельно, то приводим иллюстрированное описание всего процесса. Хотя, как утверждают специалисты, лучше все-таки обращаться к ним. Получится быстрее и качественнее.
Точки крепления кузова к раме
NoiseLIQUIDator SF – абсолютно новый материал – структурная пена для придания жесткости полостям. Чем больше жескость кострукции, тем мегьшевибрации и шума. Двухкомпонентная полиуретановая система, предназначенная для запенивания порогов, поперечных балок и точек крепления кузова к раме. В отличие от строительных пен, не впитывает влагу и не гниет. При испытаниях на Volkswagen Amarok с запененной балкой уровень вибрации на водительском месте снизился в 5 раз. Поступление в продажу ожидается в октябре. Расчетная цена – 1000 руб. за 1 кг. На обработку креплений «Соболя» ушло 0,5 кг.
Пол кузова
1 слой. NoiseLIQUIDator - вибродемпфирующая жидкая двухкомпонентная мастика на эпоксидной основе с металлическим фольгированным покрытием. Снижает вибрацию (борется с причиной шума) путем увеличения жесткости кузова. Помимо упрочнения, обработка мастикой убирает самые проблемные низкочастотные шумы.
Смешивается, в течение часа наносится, за сутки окончательно застывает и приобретает модуль упругости на порядок больше, чем сталь. Для дополнительной прочности покрывается лицевым укрепляющим слоем. До недавнего времени в качестве покрытия использовалась стеклоткань, но в проекте ГАЗ «Карелия 4x4» была применена новая технология с металлической фольгой. Новинка специально разработана для использования на внедорожниках и автомобилях, эксплуатируемых при больших нагрузках. Названия продукту пока нет, возможно, он будет называться NoiseLIQUIDator 4x4 или NoiseLIQUIDator Off-road.
Импортных аналогов жидкому шумоликвидатору, по словам представителей завода «Стандартпласт», не существует. Одной упаковки (банки) хватает на обработку 0,5 кв.м. Стоимость комплекта со стекловолокном – 600 руб. С фольгой – 750 руб.
2 слой. «Барьер» – листовой теплоизолирующий материал толщиной 8 мм. Основная функция – хранить тепло и служить подложкой для третьего звукоизоляционного слоя, хотя шум он тоже поглощает, но это не есть его основная задача.
3 слой. «Noise Blok» – тяжелый звукоизолятор на мастичной основе с максимальным коэффициентом звукоизоляции. Толщина – 2 мм. Он добавил «Соболю» 25 кг веса, но это того стоит. В линейке продуктов «Стандартпласта» – это самый эффективный шумоизоляционный материал.
Изоляция колесных арок в салоне
1 слой на арках сверху. «Панцирь» – экспериментальный вибродемпфирующий материал на основе бутилкаучуковой мастики для увеличения жесткости конструкций. На толстых сталях (от 1 мм) поглощает 70% вибрации и гасит резонансы.
1 слой на арках сбоку. «Bimast Bomb Premium» – рифленый листовой трехслойный МПМ (метал – полимер – метал) материал для поглощения вибрации. Обладает самым лучшим КМП (коэффициентом механических потерь) в 0,6 ед. Клеится на мастику первого слоя. Толщина 4,2 мм.
2 слой. «Бипласт» – 10-миллимитровый листовой эластичный полиуретановый шумопоглатитель с сопутствующими теплоизолирующими свойствами. Ценен тем, что сжимается до толщины 2 мм, что важно при малой толщине зазора между колесной аркой и пластиковой салонной накладкой на нее. Коэффициент звукопоглощения – 85%.
3 слой. «Noise Blok» – такой же, как и на полу, звукоизолятор толщиной 2 мм.
Стены кузова и двери
Физические процессы, возникающие на бортах автомобиля, и частотный спектр шумов и вибраций иные, чем на днище. Поэтому материалы используются другие.
1 слой. «StP Aero» – самый легкий и тонкий поглотитель вибраций. По свойствам превосходит свои «тяжеловесные» аналоги благодаря уникальной технологии, созданной для российской авиации. Толщина – 2 мм. КМП – 0,33 ед.
2 и 3 слой. «Акцент Premium» 10+10 мм. Звукопоглотитель с улучшенными за счет игловой перфорации шумоизоляционными свойствами. Уникален тем, что благодаря структуре с закрытыми порами инертен к влаге, а это очень большая редкость среди мягких звукоизоляторов.
4 слой на стенках салона снова «StP Aero», а на дверях поглотитель шумов «Бипласт». На боковые двери 10-миллимитровый, на заднюю дверь – 5 мм.
Потолок
1 слой. Звукоизолятор «StP Aero»
2 слой. Звукопоглотитель «Бипласт Premium» – вспененный полиуретан толщиной 15 мм.
Днище и колесные арки снаружи
Однокомпонентная шумопоглащающая антикоррозионная и антигравийная мастика NoiseLIQUIDator FP на водной основе. Предназначена для обработки колесных арок, нижней части кузова и днища.
Снижает шум во всем слышимом диапазоне, но наиболее эффективно работает на низких частотах 20-50 Гц. Интегральный показатель снижения шума – 1,5 Дб. Слой толщиной в 1,5 мм снимет 20% вибрации. Гарантированный срок эффективной антикоррозийной защиты – не менее 1 года. Все 12 месяцев продукт сохраняет вязкость, не смывается водой, не сдирается песком и теряет только 25% своей массы.
Наносится распылением или кистью. На обработку днища и арок «Соболя» ушло две банки по 3 кг стоимостью 1200 руб. каждая. Мастика NoiseLIQUIDator FP обладает огнестойкими свойствами и ею можно обрабатывать, в том числе, поддон картера и другие горячие части.
Первый результаты
По замерам приборов уровень шума в салоне снизился на 5 Дб (44%). По субъективным ощущениям в машине стало значительно тише. На скорости 90 км/ч появилось возможность получать удовольствие от Pink Floyd и вести негромкую беседу. И это на дубовой штатной резине К-155 Быстрица. Ощущения были вполне изучены при поездке на Moscow Off-Road Show по маршруту Сортавала – Санкт-Петербург – Москва и обратно. Правда, стало слышно раздатку, но борьба с этими звуками – следующий этап тюнинга. Насколько в машине будет теплее, пока сказать трудно. Ждем холодов.
Стоимость вышеописанной шумо-, вибро-, теплоизоляции ГАЗ «Карелия 4x4» составила около 65-70 тысяч рублей. Около, потому что использовались некоторые новые материалы, окончательная цена на которые не определена. Вес автомобиля увеличился на 70кг. Время выполнения работ двумя мастерами – около 6 часов. Плюс по 2 часа на сборку и разборку.
После окончания шумотеплоизоляции все элементы обшивки и декора были установлены на штатные места, и внешне о том, что «Соболь» стал тише и теплее, ничего не напоминает.
В комментариях запрещен мат.