ruende

Внедорожники

 

УАЗ, которому не повезло: «Ягуар»-амфибия

«Вы хотите иметь катер, который может ездить по суше или автомобиль, который может плавать?» – спросил Ульяновский автозавод у заказчика в 1977 году. «Автомобиль!» – ответил заказчик и понеслось!

УАЗ «Ягуар»

Фото: zazsila.ru

Задачу по разработке новой машины для армейских и сельскохозяйственных нужд поставили военные: во-первых, эта машина должна быть амфибией. Во-вторых, он должна уметь таскать прицеп грузоподъёмностью до 750 кг. Ну а кроме того, перевозить грузы и личный состав. Желательно далеко и безотказно. На УАЗе никогда не чурались экспериментов и согласились.

УАЗ «Ягуар»

В качестве основы был взят уже полюбившийся всем УАЗ-469 в военном исполнении 3151 с редукторными мостами. В первую очередь разработали отбор мощности на два входных винта, их установку и сами винты. На макете отработали развесовку, чтобы на воде машина не клевала носом.

УАЗ «Ягуар»

Серьёзной проблемой стал кузов – он должен быть полностью герметичным. Для этого ему сделали сплошное днище, а на двери установили специальный притягивающий механизм с отдельным рычагом. Но после этого возникла другая каверза: двигатель и агрегаты трансмиссии нагревались при длительной работе в замкнутом пространстве. Пришлось полностью переработать систему воздухозабора. И это сделало «Ягуар» жизнеспособным во всех условиях эксплуатации. Четыре тестовых экземпляра проверяли и в Каракумах, и на Памире, и в Якутии. Тесты показали, что 600 килограмм груза на плавучесть не влияют. На плаву машина могла находиться неограниченное время и проходила на испытаниях многие километры по рекам. Вплавь по Волге «Ягуар» даже добрался от Ульяновска до Астрахани.

УАЗ «Ягуар»

Что было необычно по тем временам для утилитарного автомобиля, амфибия получила синхронизатор в коробку передач и постоянный полный привод. ГУР, правда, посчитали излишней роскошью. Изменились и габариты: они стали больше по всем трем измерениям. Длина изменилась по понятным причинам: раму пришлось увеличить для монтажа винтов сзади и возможности установки лебёдки спереди. Приборную панель «закатали» в пластик и оформили почти как для гражданской легковушки, что для военного вездехода выглядело просто шикарным.

УАЗ «Ягуар»

«При испытаниях «Ягуар» показал лучшую маневренность, чем у специальных водоходных судов, сохранил способность движения до 8 км/час, а на суше развивал скорость до 100 км/час. А при испытаниях ударом ядерной взрывной волны на спецполигоне, сохранил способность к выполнению боевой задачи», – рассказывают сотрудники завода, участвовавшие в разработке. Выполненные переделки никак не ухудшили и проходимость автомобиля как внедорожника.

Отдельно по требованию КГБ была сделана версия для погранвойск, которая почему-то получила название «Баклан». Ей добавили крепления для нескольких пар лыж и клетку для служебной собаки.

УАЗ «Баклан»

По ходу проекта Минобороны регулярно то выставляло какие-то новые «хотелки», то, наоброт, теряло интерес. Менялось руководство завода, что тоже сказывалось на созданном специально под этот проект отделе, и работы затягивались. Это и погубило интересный проект – они не успели. В 1981 году были построены образцы для приемочных испытаний и в следующем году сданы заказчику. В 1983 году конструкторскую документацию выдали в подготовку производства. Армия сказала, что берёт автомобиль на вооружение, началось строительство производственного корпуса. А затем грянула перестройка... В 1991 году Минобороны окончательно заявило, что денег нет и проект был закрыт. Около двух десятков построенных экземпляров разошлись по рукам и музеям. А «Ягуар» из заводского музея недавно протестировало издание «Колёса».

УАЗ «Ягуар»

Название «Ягуар», по словам разработчиков, этот секретный проект получил в честь единственного животного из семейства кошачьих, которое не боится воды и достаточно хорошо плавает. Однако с определением «единственный» можно и поспорить. 

Источник: УАЗ  и «Колёса»

Что ещё есть интересного в музее Ульяновского автозавода, читайте здесь.

Еще новости и статьи про Соболь 4x4

13.09.2019
 23590     

Автомобилистов подразнили прототипом нового ГАЗ «Соболь 4×4»

Торпедо от ГАЗели NN, светодиодная оптика, внедорожная резина и многое другое – таким увидели будущий «Соболь 4×4» посетители выставки «Комтранс 2019»…
15.08.2019
 31851     

«Карго-клипс» превратит грузовой фургон во все что угодно – от автодома до мастерской

Универсальная модульная система CargoClips за несколько минут превратит грузовой фургон в мастерскую, автодом, мобильный мото-гараж и многое другое, а то…
24.07.2019
 7017     

Конь-огонь

Стандартный ГАЗ «Соболь 4х4» прошёл маршрут Чемпионата России по спортивному туризму и преодолел препятствия Чемпионата Европы в рамках «Ладоги Трофи…
21.05.2019
 8001     

«Это не ГАЗель»: Третий СобольFest прошел под Тверью

18 и 19 мая в Тверской области состоялся весенний этап внедорожного фестиваляСобольFest. Владельцы полноприводных «Соболей» в третий раз собираются для…
01.04.2019
 8872     

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» расширяется

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» преобразуется в «Клуб ГАЗ 4х4» и начинает жить новой жизнью. Обновленный клуб ждет владельцев не только…
15.03.2019
 14004     

Как самому сделать бампер

Дмитрий Клюев рассказал, как они вдвоём с товарищем сами сделали стеклопластиковый бампер на ГАЗ «Соболь 4х4». Оказывается, это совсем не…
11.03.2019
 7055     

Алюляй поехал через всю страну

Любой владелец автомобиля ГАЗ «Соболь 4х4» и других ГАЗов вместе со своим автомобилем могут стать героями фильмов Олега Смирнова (Алюляя),…
08.03.2019
 7649     

Женщины в "Соболях"

Пользователи сетевого журнала "ГАЗ "Соболь 4х4" в ВКонтакте собрали из фотографий своих Любимых в своих любимых забавный клип "Ах, какая…

В комментариях запрещен мат.

Правила публикации комментариев

  • Жаль, что не пустили в серию. Вот у нас всегда так: как только что-нибудь стоящее, так миллион причин, что бы не доделать!
Комментарии для сайта Cackle

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.