УАЗ, которому не повезло: «Ягуар»-амфибия
«Вы хотите иметь катер, который может ездить по суше или автомобиль, который может плавать?» – спросил Ульяновский автозавод у заказчика в 1977 году. «Автомобиль!» – ответил заказчик и понеслось!
Фото: zazsila.ru
Задачу по разработке новой машины для армейских и сельскохозяйственных нужд поставили военные: во-первых, эта машина должна быть амфибией. Во-вторых, он должна уметь таскать прицеп грузоподъёмностью до 750 кг. Ну а кроме того, перевозить грузы и личный состав. Желательно далеко и безотказно. На УАЗе никогда не чурались экспериментов и согласились.
В качестве основы был взят уже полюбившийся всем УАЗ-469 в военном исполнении 3151 с редукторными мостами. В первую очередь разработали отбор мощности на два входных винта, их установку и сами винты. На макете отработали развесовку, чтобы на воде машина не клевала носом.
Серьёзной проблемой стал кузов – он должен быть полностью герметичным. Для этого ему сделали сплошное днище, а на двери установили специальный притягивающий механизм с отдельным рычагом. Но после этого возникла другая каверза: двигатель и агрегаты трансмиссии нагревались при длительной работе в замкнутом пространстве. Пришлось полностью переработать систему воздухозабора. И это сделало «Ягуар» жизнеспособным во всех условиях эксплуатации. Четыре тестовых экземпляра проверяли и в Каракумах, и на Памире, и в Якутии. Тесты показали, что 600 килограмм груза на плавучесть не влияют. На плаву машина могла находиться неограниченное время и проходила на испытаниях многие километры по рекам. Вплавь по Волге «Ягуар» даже добрался от Ульяновска до Астрахани.
Что было необычно по тем временам для утилитарного автомобиля, амфибия получила синхронизатор в коробку передач и постоянный полный привод. ГУР, правда, посчитали излишней роскошью. Изменились и габариты: они стали больше по всем трем измерениям. Длина изменилась по понятным причинам: раму пришлось увеличить для монтажа винтов сзади и возможности установки лебёдки спереди. Приборную панель «закатали» в пластик и оформили почти как для гражданской легковушки, что для военного вездехода выглядело просто шикарным.
«При испытаниях «Ягуар» показал лучшую маневренность, чем у специальных водоходных судов, сохранил способность движения до 8 км/час, а на суше развивал скорость до 100 км/час. А при испытаниях ударом ядерной взрывной волны на спецполигоне, сохранил способность к выполнению боевой задачи», – рассказывают сотрудники завода, участвовавшие в разработке. Выполненные переделки никак не ухудшили и проходимость автомобиля как внедорожника.
Отдельно по требованию КГБ была сделана версия для погранвойск, которая почему-то получила название «Баклан». Ей добавили крепления для нескольких пар лыж и клетку для служебной собаки.
По ходу проекта Минобороны регулярно то выставляло какие-то новые «хотелки», то, наоброт, теряло интерес. Менялось руководство завода, что тоже сказывалось на созданном специально под этот проект отделе, и работы затягивались. Это и погубило интересный проект – они не успели. В 1981 году были построены образцы для приемочных испытаний и в следующем году сданы заказчику. В 1983 году конструкторскую документацию выдали в подготовку производства. Армия сказала, что берёт автомобиль на вооружение, началось строительство производственного корпуса. А затем грянула перестройка... В 1991 году Минобороны окончательно заявило, что денег нет и проект был закрыт. Около двух десятков построенных экземпляров разошлись по рукам и музеям. А «Ягуар» из заводского музея недавно протестировало издание «Колёса».
Название «Ягуар», по словам разработчиков, этот секретный проект получил в честь единственного животного из семейства кошачьих, которое не боится воды и достаточно хорошо плавает. Однако с определением «единственный» можно и поспорить.
Что ещё есть интересного в музее Ульяновского автозавода, читайте здесь.
В комментариях запрещен мат.
-
Александр