Автомобили в России оборудуют алкозамками, но прибор может ошибаться
Концепцию массового оснащения новых автомобилей алкозамками начали разрабатывать в России. До конца года надо придумать, как простимулировать на это автопроизводителей. Эксперты тем временем предостерегают, что прибор можно обмануть или запутать, а цены на машины взлетят.
Алкозамок – это устройство, блокирующее зажигание, при выявлении паров алкоголя в выдохе. Другими словами, это алкотестер, сопряженный с «мозгом» автомобиля. Инициативу подняли в Минпромторге, проведя специальное совещание. В России идея обсуждается уже больше 10 лет, а в 2010 году в Татарстане и Ивановской области провели пилотные испытания – алкозамками оборудовали школьные автобусы. Дальше этого дело не пошло. На протяжении многих лет было много слов, но никакого дела. А вот Евросоюз подошел к вопросу более конкретно: все транспортные средства, произведенные на территории Евросоюза, должны быть оборудованы такими запорами уже с 2022 года.
Как стало известно изданию «КоммерсантЪ», протокол совещания в Минпромторге гласит, что до 1 октября будет разработана концепция «внедрения в массовое потребление алкозамков для транспортных средств», включая «обеспечение сервиса автомобилей с алкозамками». До 31 декабря будет «проработан вопрос» «о стимулировании массового внедрения алкозамков в серийные модели». Автопроизводители получат дополнительные баллы (в рамках действующей системы по оценке локализации производства) за установку алкозамков российского производства. ФГУП НАМИ проверит влияние устройств на безопасность транспортных средств: должны быть, в частности, исключены ситуации, когда алкозамок блокирует двигатель на ходу. Будут подготовлены стандарты, содержащие требования и методы испытаний алкозамков, правила их установки. В перспективе устройства получат статус «средств измерений» (по аналогии с алкометрами и дорожными камерами), что означает проведение регулярных поверок приборов. Комментировать всё это в Минпромторге отказались. На АВТОВАЗе, УАЗе, ГАЗе и Hyundai на запросы журналистов тоже не ответили.
Зато не промолчали эксперты. «Применение алкотестера порождает большую вероятность ошибки, – говорит источник «Ъ» на авторынке. – Если мы тестируем один раз в момент посадки, то подышать на прибор может любой человек, не обязательно водитель. Если же мы мониторим наличие паров во время движения, то присутствие в салоне одного или нескольких пассажиров с признаками алкогольного опьянения может привести к ошибочному срабатыванию системы блокировки».
В инструкции к прибору производства НПФ «Мета» (это единственное профильное предприятие в стране, где уже существует готовый прибор. Стоит он 79 тыс. руб.) говорится, что использование жидкости для полости рта, духов или лосьона после бритья «непосредственно перед тестом», курение за 2 минуты до проведения пробы, а также наличие паров омывателя стекла в салоне машины может повлиять на результаты. Перед пробой также запрещено употреблять еду, пить холодную или горячую воду. Если алкозамок обнаружил превышение уровня алкоголя, то следующую попытку можно будет совершить только через полчаса.
В теории можно ставить алкозамки на машины водителей, уличенных в пьяном вождении, говорит первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков, но говорить о массовом применении этих устройств рано: «Нет ни нормативной базы, ни стандартов, ни инфраструктуры для обслуживания алкозамков». Должна быть налажена связь алкозамка с полицией, чтобы попытка сесть за руль пьяным считалась «усугубляющим вину обстоятельством», отмечает парламентарий. «Пока все это выглядит как беспилотники и летающие такси. Когда-нибудь мы к этому придем, но пока забегаем вперед, – говорит он. – Если алкозамки будут ставить за счет автопроизводителей, это приведет к росту цен на машины (по данным издания, стоимость приборов разных производителей составляет от 25 до 120 тыс.руб. – Прим. ред.). Почему водитель, который вообще не пьет, должен платить сверху за алкозамок?»
«Автопроизводители и их дилеры, скорее всего, не поддержат идею, – полагает директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Татарстана (в 1997–2016 годах возглавлял республиканскую ГИБДД) Рифкат Минниханов. – Учитывая значительную долю вторичного рынка и менталитет владельцев престижных авто, идея вряд ли окажется жизнеспособной. Да и тезис о том, что нет замков, к которым наши соотечественники не подберут «ключи», опровергнуть еще ни разу не удалось».
Алкозамки (alcohol interlock) начали применять в Швеции еще в конце 1990-х годов. Сегодня устройства используются во многих странах для контроля граждан, ранее попадавшихся на пьяном вождении, либо для контроля водителей, перевозящих пассажиров. В Австралии провинившиеся автовладельцы ставят их за свой счет и обязаны проводить ежемесячную поверку – это обходится примерно в $2,2 тыс. в год. В Литве с 1 января 2020 года можно сократить срок лишения прав, согласившись на установку алкозамка. С 2022 года все новые транспортные средства, произведенные на территории Евросоюза, должны быть оборудованы алкозамками.
Источник: КоммерсантЪ
В комментариях запрещен мат.