Инспекторы ГИБДД снова смогут «сидеть в засаде» и останавливать где угодно
С 20 октября вступает в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД. Внутренний документ ведомства регламентирует права и обязанности инспекторов при общении с водителями. Некоторые новшества настораживают.
На портале правовой информации опубликован приказ МВД №664, вводящий в действие новый регламент по надзору за участниками дорожного движения. Он вступит в силу 20 октября 2017 года. С этого момента прежний регламент, утвержденный приказом МВД №185 2009 года, становится недействителен.
Предлагаем вашему вниманию обзор наиболее важных нововведений, закрепленных в документе.
Документы водителя и номера автомобиля
Согласно новому регламенту, инспектор не вправе изымать водительские права и снимать регистрационные номера с автомобиля – ранее эти меры уже были исключены законодательно, и в этой части документ лишь устраняет имевшееся расхождение с законом. Водитель не обязан иметь при себе полис ОСАГО на специальном бумажном бланке: сотруднику ДПС можно предъявить распечатку электронного полиса. Все документы, передаваемые инспектору по его требованию, должны быть не только без обложки, но и без каких-либо «удерживающих устройств».
«Засады»
Двумя главными нововведениями нового регламента, которые точно не понравятся водителям, стали право инспекторов останавливать автомобили не только на стационарных постах, но и в любом месте на дороге, а также устанавливать патрульные машины в местах, где они не видны издалека: регламент позволяет, если ведется фото- и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог, маскировать автомобиль ДПС при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью, в он может стоять за поворотами, пригорками и объектами дорожной инфраструктуры. При этом у каждого экипажа при себе должна быть специальная маршрутная карта, в которой прописано, где конкретно полицейские должны нести службу. Убедиться в правомерности работы экипажа водитель может, позвонив в дежурную часть ГИБДД.
Фото- и видеофиксация
Инспекторы теперь смогут использовать для записи правонарушений «специальные технические средства» (прежде всего камеры), принадлежащие не только государству, но также и «муниципальным органам, общественным объединениям и организациям». Правда, применяемые камеры должны соответствовать ГОСТу по фотовидеофиксации (это правило распространяется на комплексы, запущенные в эксплуатацию после 1 июня 2017 года). Необходимость в такой поправке обусловлена тем, что в некоторых регионах автоматические камеры принадлежат частным компаниям, как, например, в Москве и Московской области. В Ульяновской области обслуживание комплексов видеофиксации возложено на городские власти, то есть Госавтоинспекция имеет к ним опосредованное отношение.
Водителей же новый регламент фактически лишил права вести видеосъемку инспекторов ГИБДД. Если раньше инспектор ГИБДД не мог запретить съемку, то сейчас он может заявить, что возражает, и водитель (или любой гражданин, ведущий видеосъемку) будет обязан убрать видеокамеру. Отказ гражданина прекратить съемку в этом случае будет расцениваться как «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции» (статья 19.3 КоАП РФ), что влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Таким образом, в случае неправомерных действий сотрудника ДПС водитель оказывается не защищен.
Общение с водителем
Согласно новому регламенту, инспектор вправе попросить водителя выйти из автомобиля, а также сесть в патрульный автомобиль. Кроме того, сотрудники автоинспекции получили право проверять документы не только у водителей, но и у пассажиров. При общении с водителем инспектор не должен допускать «любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений», а также грубить и хамить. В одной из редакций документа содержался запрет для инспектора на курение во время общения с водителем, но в финальной версии регламента это ограничение отсутствует.
Уточняется процедура проверки водителя на состояние опьянения: отдельным пунктом в регламенте прописано, что основанием для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения являются запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожи лица, поведение, не соответствующее обстановке. При этом перед освидетельствованием сотрудник полиции обязан отстранить водителя от управления в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи. Если медицинское освидетельствование не выявило опьянения, инспекторы будут обязаны вернуть водителя к автомобилю.
Качество работы инспекторов
В перечне обязанностей инспектора появилось «обязательное выявление причин и условий, способствующих совершению любого правонарушения». По мнению эксперта по безопасности движения, юриста Катерины Соловьевой, «этот пункт при его грамотной реализации закладывает прочную основу для улучшения качества рассмотрения дел и дает право требовать такого качества от должностных лиц». Кроме того, в регламенте, отмечает Соловьева, предусмотрена процедура обжалования действий инспектора в досудебном порядке, что важно для случаев «затягивания при оформлении протоколов и прочих материалов, то есть то, на что часто жалуются водители».
Помимо этого, добавлена возможность уведомления участников ДТП через СМС о времени и месте рассмотрения дела (при их согласии на такой способ уведомления).
По материалам kommersant.ru, ura.news
В комментариях запрещен мат.