Привет из прошлого: «Электробуханки» семидесятых
На проходящем сейчас автосалоне во Франкфурте на каждом углу твердят об экологии и повышенное внимание уделяют электрокарам. И вряд ли многие знают, что одни из первых электромобилей с зарядкой от переменного тока появились в СССР. И это были УАЗики! Самое время про них вспомнить.
История русских электромобилей началась, страшно представить, еще 1899 году! И практически не имеет перерывов до наших дней. И в период Страны Советов разработок велось немало, но всё это были, фактически, единичные экземпляры (о пути всего русского электроавтомобилестроения писал журнал «За рулём»). А вот дальше всех по количеству выпущенных во времена СССР электрокаров ушел Ульяновский автозавод. Его продукция насчитывалась уже десятками и успешно трудилась в народном хозяйстве.
Первая модель Ульяновского электромобиля УАЗ-450ЭМ была разработана в 1959 году на базе серийного УАЗ-450. Предполагалось, что электромобиль будет обслуживать аэродромы. На этом электромобиле применялись тяговые аккумуляторные батареи, разбитые на 2 секции, установленные под полом кузова по обоим бортам в специальных ящиках. Главным недостатком УАЗ-450ЭМ было то, что для зарядки требовались станции с постоянным током. Фото этой модели не сохранилось даже в архивах предприятия.
В 1974-75 годах УАЗ, ВНИИЭМ (Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики Минэлектротехпрома) и ВНИИТ (Всесоюзный научно-исследовательский институт источников тока, с 1976 года преобразован в НПО «Квант») совместно разработали электромобиль У-131, который уже использовал переменный ток и мог подзаряжаться от обычной городской электросети.
Электрический грузовой фургон был построен на базе модели УАЗ-451, оснащен тяговым асинхронным двигателем мощностью в 15 кВт. В качестве источника энергии использовались немного усовершенствованные свинцово-кислотные аккумуляторы 6ЭМ100. А для преобразования постоянного тока в переменный был сделан статический преобразователь на тиристорах.
Запас хода У-131 составлял около 60 км., грузоподъемность – 500кг. Опытную эксплуатацию электромобили проходили на 34-м Автокомбинате г. Москвы.
Учитывая полученный опыт, Минавтопром в 1975 году поручил разработку новой модели электромобиля. Так появился на свет УАЗ-451МИ.
Чтобы увеличить полезный объем для грузов, батареи разместили под днищем в специальном ящике, а тяговый электромотор - на месте двигателя внутреннего сгорания. В начале 1977 года на УАЗе собрали двадцать таких электромобилей и передали на опытную эксплуатацию на тот же московский Автокомбинат-34, что и предыдущую модель.
Выявленные недостатки УАЗ-451МИ – неоптимальная развесовка по осям и недостаточная вентиляция аккумуляторного отсека были учтены в следующей модели УАЗ-3801, которая была разработана в 1978 году на базе той же «буханки».
Электродвигатель переехал под днище (его установили посередине базы). Отсек для аккумулятора переместили под пол кузова, который для этого приподняли. На каждом борту для удобства добавили специальные лючки, а боковую дверь пришлось обрезать по высоте. Энерговооруженность автомобиля: 15 кВт, напряжение 265 Вольт, тип – асинхронник.
Масса транспортного средства составляла 2750 килограммов, из которых 680 весила электрическая батарея, составленная из 22 аккумуляторов. До 70% емкости эта система заряжалась всего за час. Поначалу одного заряда хватало на 50 километров пути, но потом, благодаря установке системы рекуперации (при торможении авто аккумуляторы заряжаются), дистанция увеличилась до 70-75 километров. По одним данным грузоподъемность фургона составляла 650 кг, по другим - ее довели аж до 800. Чтобы не тратить энергию на обогрев салона в холода, был установлен бензиновый отопитель от «Запорожца».
В октябре 1978 года главный конструктор Кузнецов демонстрировал разработку на всемирной выставке электромобилей в Филадельфии и наша машина была там единственной, работавшей на переменном токе. В период с 1980-1985 годы было выпущено 65 штук электромобилей УАЗ-3801, в эксплуатации они находились до 1987 года.
Но это не конец истории электрокаров на базе УАЗиков. О ее продолжении можно почитать в издании «Уазбука».
В комментариях запрещен мат.
-
Рашид Салаватов