ruende

Внедорожники

 

Привет из прошлого: «Электробуханки» семидесятых

На проходящем сейчас автосалоне во Франкфурте на каждом углу твердят об экологии и повышенное внимание уделяют электрокарам. И вряд ли многие знают, что одни из первых электромобилей с зарядкой от переменного тока появились в СССР. И это были УАЗики! Самое время про них вспомнить.

УАЗ-3801 - электромобиль на базе буханки

История русских электромобилей началась, страшно представить, еще 1899 году! И практически не имеет перерывов до наших дней. И в период Страны Советов разработок велось немало, но всё это были, фактически, единичные экземпляры (о пути всего русского электроавтомобилестроения писал журнал «За рулём»). А вот дальше всех по количеству выпущенных во времена СССР электрокаров ушел Ульяновский автозавод. Его продукция насчитывалась уже десятками и успешно трудилась в народном хозяйстве.

Первая модель Ульяновского электромобиля УАЗ-450ЭМ была разработана в 1959 году на базе серийного УАЗ-450. Предполагалось, что электромобиль будет обслуживать аэродромы. На этом электромобиле применялись тяговые аккумуляторные батареи, разбитые на 2 секции, установленные под полом кузова по обоим бортам в специальных ящиках. Главным недостатком УАЗ-450ЭМ было то, что для зарядки требовались станции с постоянным током. Фото этой модели не сохранилось даже в архивах предприятия.

В 1974-75 годах УАЗ, ВНИИЭМ (Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики Минэлектротехпрома) и ВНИИТ (Всесоюзный научно-исследовательский институт источников тока, с 1976 года преобразован в НПО «Квант») совместно разработали электромобиль У-131, который уже использовал переменный ток и мог подзаряжаться от обычной городской электросети.

UAZ 131 elektro

Электрический грузовой фургон был построен на базе модели УАЗ-451, оснащен тяговым асинхронным двигателем мощностью в 15 кВт. В качестве источника энергии использовались немного усовершенствованные свинцово-кислотные аккумуляторы 6ЭМ100. А для преобразования постоянного тока в переменный был сделан статический преобразователь на тиристорах.

UAZ 131 elektro

Запас хода У-131 составлял около 60 км., грузоподъемность – 500кг. Опытную эксплуатацию электромобили проходили на 34-м Автокомбинате г. Москвы.

Учитывая полученный опыт, Минавтопром в 1975 году поручил разработку новой модели электромобиля. Так появился на свет УАЗ-451МИ.

Электрический УАЗ-451МИ

Чтобы увеличить полезный объем для грузов, батареи разместили под днищем в специальном ящике, а тяговый электромотор - на месте двигателя внутреннего сгорания. В начале 1977 года на УАЗе собрали двадцать таких электромобилей и передали на опытную эксплуатацию на тот же московский Автокомбинат-34, что и предыдущую модель.

Электрический УАЗ-451МИ

Выявленные недостатки УАЗ-451МИ – неоптимальная развесовка по осям и недостаточная вентиляция аккумуляторного отсека были учтены в следующей модели УАЗ-3801, которая была разработана в 1978 году на базе той же «буханки».

Электромобиль УАЗ-3801

Электродвигатель переехал под днище (его установили посередине базы). Отсек для аккумулятора переместили под пол кузова, который для этого приподняли. На каждом борту для удобства добавили специальные лючки, а боковую дверь пришлось обрезать по высоте. Энерговооруженность автомобиля: 15 кВт, напряжение 265 Вольт, тип – асинхронник.

Электромобиль УАЗ-3801

Масса транспортного средства составляла 2750 килограммов, из которых 680 весила электрическая батарея, составленная из 22 аккумуляторов. До 70% емкости эта система заряжалась всего за час. Поначалу одного заряда хватало на 50 километров пути, но потом, благодаря установке системы рекуперации (при торможении авто аккумуляторы заряжаются), дистанция увеличилась до 70-75 километров. По одним данным грузоподъемность фургона составляла 650 кг, по другим - ее довели аж до 800. Чтобы не тратить энергию на обогрев салона в холода, был установлен бензиновый отопитель от «Запорожца».

Электромобиль УАЗ-3801

В октябре 1978 года главный конструктор Кузнецов демонстрировал разработку на всемирной выставке электромобилей в Филадельфии и наша машина была там единственной, работавшей на переменном токе. В период с 1980-1985 годы было выпущено 65 штук электромобилей УАЗ-3801, в эксплуатации они находились до 1987 года.

Но это не конец истории электрокаров на базе УАЗиков. О ее продолжении можно почитать в издании «Уазбука».

Еще новости и статьи про Соболь 4x4

13.09.2019
 23697     

Автомобилистов подразнили прототипом нового ГАЗ «Соболь 4×4»

Торпедо от ГАЗели NN, светодиодная оптика, внедорожная резина и многое другое – таким увидели будущий «Соболь 4×4» посетители выставки «Комтранс 2019»…
15.08.2019
 31911     

«Карго-клипс» превратит грузовой фургон во все что угодно – от автодома до мастерской

Универсальная модульная система CargoClips за несколько минут превратит грузовой фургон в мастерскую, автодом, мобильный мото-гараж и многое другое, а то…
24.07.2019
 7058     

Конь-огонь

Стандартный ГАЗ «Соболь 4х4» прошёл маршрут Чемпионата России по спортивному туризму и преодолел препятствия Чемпионата Европы в рамках «Ладоги Трофи…
21.05.2019
 8050     

«Это не ГАЗель»: Третий СобольFest прошел под Тверью

18 и 19 мая в Тверской области состоялся весенний этап внедорожного фестиваляСобольFest. Владельцы полноприводных «Соболей» в третий раз собираются для…
01.04.2019
 8942     

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» расширяется

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» преобразуется в «Клуб ГАЗ 4х4» и начинает жить новой жизнью. Обновленный клуб ждет владельцев не только…
15.03.2019
 14141     

Как самому сделать бампер

Дмитрий Клюев рассказал, как они вдвоём с товарищем сами сделали стеклопластиковый бампер на ГАЗ «Соболь 4х4». Оказывается, это совсем не…
11.03.2019
 7089     

Алюляй поехал через всю страну

Любой владелец автомобиля ГАЗ «Соболь 4х4» и других ГАЗов вместе со своим автомобилем могут стать героями фильмов Олега Смирнова (Алюляя),…
08.03.2019
 7712     

Женщины в "Соболях"

Пользователи сетевого журнала "ГАЗ "Соболь 4х4" в ВКонтакте собрали из фотографий своих Любимых в своих любимых забавный клип "Ах, какая…

В комментариях запрещен мат.

Правила публикации комментариев

Комментарии для сайта Cackle

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.