Dubai International Baja 2017: Аль-Аттия показал, кто тут главный
Дубайская баха, которая прошла в пустыне Аль-Кудра с 9 по 11 марта, успешно дебютировала в Кубке мира по ралли-рейдам. «В одни ворота» выиграл ее действующий обладатель Кубка катарец Нассер Аль-Аттия.
Нельзя сказать, чтобы серьезных соперников на Dubai International Baja 2017 у катарского спортсмена совсем не было, но все же ему не хватало для компании российского экипажа Владимира Васильева и Константина Жильцова. К сожалению, несмотря на то, что экипаж был в списке заявленных, он не смог принять участие в гонке. Также из числа участников гонки выбыл российско-эмиратский дуэт Георгий Гомшиашвили / Никита Абрамов, причиной схода до старта стала поломка двигателя их багги во время тестов.
Список заявленных участников Dubai International Baja 2017 - авто
Список заявленных участников Dubai International Baja 2017 - мото
А теперь обо всем по порядку.
В первый официальный день гонки, 9 марта, в комплексе Bab Al Shams Resort&Spa прошла пресс-конференция с участием всех официальных лиц, спонсоров и топ-гонщиков.
«Мы довольны количеством и составом участников нашего первого выпуска бахи Дубаи, - заявил Мохаммед Бен Сулаем, президент автомобильного клуба ATCUAE, организатора гонки. - Нас ждет классическая ралли-рейдовая баха в пустыне Al Qudra, и приятно, что новый формат говорит о перспективном развитии дисциплины в Арабских Эмиратах и всего Ближнего Востока». Лидер Кубка мира Арон Домзала, Нассер Аль-Аттия, Халид Аль-Кассими, Сэм Сандерленд и другие топ-пилоты рассказали о своих задачах и поблагодарили организаторов за новую гонку.
В 19:00 на Bab Al Shams Arena началась торжественная церемония. Его высочество шейх Мансур бин Мохаммед бин Рашид Аль-Мактум, стоя под аркой с логотипом гонки, 60 раз поднимал флаг, давая символический старт 60 автомобилям, багги, мотоциклам и квадроциклам.
Спортивная часть бахи была довольно лаконичной: всего два гоночных дня, в первый - два спецучастка, 92 и 82 км, с лиазонами по 31 км перед стартом первого и после финиша второго. В заключительный день гонки – единственный спецучасток протяженностью 174 км с такими же короткими лиазонами, как и в предыдущий день. На таких коротких гонках нет времени «вкатываться» и нет возможностей отыграть потери времени, нужно сразу идти в атаку.
10 марта. 1 этап
Маршрутный лист дня: лиазон 31,78 км, СУ1 - 91,66 км, регруппинг, СУ2 - 82,24 км, лиазон 31,63 км, двухчасовой сервис и постановка техники в закрытый парк.
Нассер Аль-Аттия (Toyota Hilux) захватил лидерство уже на первом спецучастке, выиграв у ближайшего преследователя, Халида Аль-Кассими (Peugeot 2008 DKR), более 4 минут. Как выяснилось, на автомобиле Аль-Кассими возникли проблемы с «гидроногой» - встроенным домкратом, из-за чего экипаж потерял много времени.
Мохаммед Абу-Иса (Mini All4 Racing), в послужном списке которого есть победа на Abu Dhabi Desert Challenge в зачете квадроциклов, показал третий результат, уступив лидеру 7 минут, а отрыв от первого места у чешского гонщика Мирослава Заплетала (Hummer H3 EVO V11), который замкнул пятерку лидеров, составил 11 с половиной минут. Арон Домзала (Toyota Hilux) показал лишь седьмое время, а голландца Эрика ван Лона остановила техническая проблема: на 28-м километре в его Toyota Hilux отказала трансмиссия, из-за чего экипажу пришлось вернуться на сервис.
В Т2 лучший результат на спецучастке показал Ясир Зейдан (Toyota Land Cruiser). Марат Абыкаев (Toyota Land Cruiser) финишировал пятым в зачете.
Украинский гонщик Вадим Притуляк (Polaris RZR 1000), выступающий в зачете T3, сумел стать первым в своей категории и восьмым в абсолюте, опередив половину участников в Т1 и весь канал Т2. При этом его ближайший соперник в зачете Т3, победитель кандидатской гонки Dubai Baja Ахмед Аль-Макуди отстал не так уж и сильно – всего на 53 секунды.
Результаты СУ1:
Слишком рано закончилась гонка для победителя «Дакара» 2017 Сэма Сандерленда (КТМ), который считался одним из претендентов на победу: на 18-м километре на его мотоцикле вышла из строя звезда. В мотозачете лидером после первого спецучастка стал молодой француз Бенжамин Мело (КТМ500EXC), второе время у Марка Акермана (Husqvarna), третье - у Мохаммеда Балуши (КТМ).
В зачете квадроциклов Максим Антимиров финишировал четвертым в 12 минутах от лидера Аль Шамси. Тимур Байженов, Кирилл Солоха и Азамат Тлеулесов завершили спецучасток на шестой, седьмой и восьмой позициях соответственно.
Картина в абсолюте зачета Кубка мира после СУ1 выглядела так (первые 15 позиций):
На втором спецучастке дня картина в верхушке зачета внедорожников почти не изменилась: лучшее время вновь показал Нассер Аль-Аттия, Халид Аль-Кассими уступил ему почти 2 минуты и стал вторым, третий результат – у Мирослава Заплетала, который отстал от лидера на пять с половиной минут.
Арон Домзала уступил лидеру 11 минут и финишировал девятым, зато ускорился Ронан Шабо, который на первом СУ был шестым, а на втором уже ворвался в пятерку. В Т2 Ясир Зейдан стал на этом спецучастке лишь четвертым, а лучшие времена показали Аль-Хелеи и Эмиль Кнейссер, финишировав с разрывом в 9 секунд. Марат Абыкаев сохранил прежний темп и вновь стал пятым.
Вадим Притуляк вновь финишировал в десятке абсолюта, показав седьмое время, и остался лидером зачета Т3, своего основного соперника Аль-Макуди на этом спецучастке он опередил на 36 секунд.
Результаты СУ2 в Кубке мира:
По итогам дня лидерство в абсолюте прочно захватил действующий обладатель Кубка мира Нассер Аль-Аттия, вторую строчку, с отставанием чуть более 6 минут, занял Халид Аль-Кассими, третий – Мохаммед Абу-Иса, которого от лидера отделяло уже 13 минут. В четырех минутах за ним – Мирослав Заплетал, замкнул пятерку Ронан Шабо.
Арон Домзала сохранил седьмую позицию, пропустив вперед лидера зачета Т3 Вадима Притуляка. В Т2 таблицу возглавил Мансур Аль-Хелеи, за ним, с большими интервалами, расположились Эмиль Кнейссер и действующий обладатель Кубка мира в Т2 Адель Хуссейн Абдула, Марат Абыкаев сохранил пятое место.
В зачете Т2 на Toyota Prado в экипаже с саудовским гонщиком Ахмедом Аль-Шегави выступал российский штурман Алексей Кузьмич. К сожалению, из-за технических проблем побороться за призовые места экипажу не удалось: «На середине СУ2 заглохли. Полетел датчик кислорода. Сначала думали, что закончился бензин. Покопались, кое-как завелись, но на финиш уже не поехали. На 80 км норматив всего 2 часа. Без шанса на поломку... Мотор чихал, не крутил больше 2500 об/мин, но довез нас до асфальта и до бивуака... На сервисе поломку устранили. Завтра снова в бой!»
В зачете квадроциклов на втором спецучастке трое казахстанских квадроциклистов (Антимиров, Солоха и Байженов) получили по 10 минут пенализации, а по итогам дня четверка спортсменов команды Astana Motorsport заняла с 5-й по 8-ю позиции в зачете.
У мотоциклистов к концу дня лидерство осталось за французом Бенжамином Мело, в полутора минутах за ним – юноафриканец Марк Акерман, третью строчку занял итальянский мотогонщик Алессандро Руозо.
Положение после СУ2:
Халид Аль-Кассими: Мы очень хорошо начали утренний спецучасток, в отличном темпе, но потом в песках у нас начались сложности из-за состояния трассы после прохождения машин и мотоциклов, которые ехали перед нами. Поэтому мы попытались проехать чуть иначе и сумели вновь взять свой темп и отыграть часть потерянного времени. За 10 километров до финиша спецучастка у нас возникла новая проблема: выпала «гидронога». Мы попытались задвинуть ее обратно, что повлияло на наш темп. Еще мы потеряли немного времени из-за того, что проскочили одну контрольную точку и возвращались на 500 метров назад, но это ничего. В любом случае, мы сумели успешно финишировать на СУ1, но, похоже, «гидронога» все же погнулась. В целом спецучасток был хороший, с нетерпением ждем оставшихся спецучастков.
Мирослав Заплетал: Сегодня мы стартовали четвертыми. Первый спецучасток был очень быстрый. Я ждал большие дюны, но они были небольшие, с хорошим заходом. Жаль, что мы сразу не прошли оба спецучастка, так как ожидание в перерыве на жаре было тяжелым. В принципе, день мне понравился. Разница с Абу Даби, конечно, есть - здесь нет больших дюн.
Вадим Притуляк: Это одна из самых интересных гонок в моей спортивной карьере гонщика. Очень техничная трасса - опасные спуски, очень острые небольшие дюны. Трасса быстрая, но при этом сложная и требующая максимальной концентрации. На первом спецучастке местами песок был плотным после дождей. Здесь конечно, преимущество имеют местные гонщики, которые участвуют в местном чемпионате. Я участвовал в трех крайних этапах и моей целью было тестирование машины и доведение до идеального состояния, что дало мне достаточно хороший опыт. Сегодня я ехал достаточно быстро, а когда узнал, что лидирую после первого спецучастка, то поехал с еще более хорошим настроем.
Максим Антимиров: Сегодня у нас был первый этап бахи Дубаи. Гонка была очень интересная, динамичная. После первого СУ у нас был регруппинг, и это, наверное, было самое тяжелое, так как порядка 2-3 часов на жаре мы сидели и ждали старта. На втором спецучастке было больше прямых дорожек по солончакам, поэтому скорость была намного выше. Мне немножко не повезло - я где-то в пустыне на первом спецучастке пробил заднее колесо, поэтому проехал на спущенном. Потом остановился после старта, подклеил вулканизатором, но через какое-то время вновь ехал на спущенном, но главное - доехал! Это уже хорошо.
Кирилл Солоха: Первый спецучасток у меня не особо задался. Это мой первый выезд на ралли-рейд. Я заблудился, у меня отключился одометр, подстрял на дюнке - сравнил с казахстанскими. На втором реабилитировался. Трасса очень похожа на Казахстан - пески, степи, конечно, дюны острые, но все прекрасно. Удалось догнать сокомандников и некоторых других соперников. Будем с оптимизмом ждать следующий спецучасток.
11 марта. 2 этап
В заключительный день бахи Дубаи спортсменам предстояло проехать лиазон длиной 32,56 км и стартовать на финальном спецучастке гонки, протяженность которого составила 174,2 км, а затем добраться до финиша гонки по лиазону в 31,63 км.
Убедительную победу на спецучастке вновь одержал Нассер Аль-Аттия, опередив ближайшего соперника Халида Аль-Кассими почти на 9 минут, приехавший третьим Мохаммед Абу Иса уступил лидеру 10 минут. Голландский гонщик Эрик ван Лон, который стартовал во второй день гонки на исправной машине, финишировал четвертым, всего в одной секунде от Абу-Исы, однако проблемы первого дня и полученная из-за этого огромная пенализация отбросили его почти в самый низ итоговой таблицы.
Результаты СУ3:
Тройка лидеров финального спецучастка и заняла призовой подиум гонки, распределив между собой места в том же порядке. Нассер Аль-Аттия выиграл баху с таким преимуществом, что остальные соперники по сравнению с ним выглядят просто учениками: при суммарной протяженности спецучастков 348 км он опередил Аль-Кассими на 15 минут, а Абу-Ису на 23 минуты.
Стоит отметить, что победители бахи представляют все три основных «лагеря», соперничающих ныне в мировых ралли-рейдах: Toyota Overdrive, Peugeot и X-raid. Острое соперничество Аль-Аттии и Кассими продолжится на предстоящей эмиратской гонке, третьем этапе Кубка мира.
Ронан Шабо, Мирослав Заплетал и Арон Домзала завершили гонку на 4-м, 5-м и 6-м местах соответственно.
В зачете Т2 третий спецучасток завершили с одинаковым временем Ясир Зейдан и Эмиль Кнейссер, чуть более полутора минут им уступил Адель Хуссейн Абдула, за которым всего в 23 секундах финишировал победитель бахи в зачете Т2 Мансур Аль-Хелеи. Кнейссер по итогам гонки занял второе место в зачете, третье – у Абдулы. Ясир Зейдан остался без призового подиума, заняв лишь четвертое место в зачете. Саудовско-российский экипаж Ахмед Аль-Шегави / Алексей Кузьмич финишировал на 7-й позиции в Т2.
В Т3 Ахмед Аль-Макуди сумел на СУ3 отыграть минуту и 20 секунд у украинского гонщика Вадима Притуляка, однако преимущества, которое украинец добыл в первый день гонки, хватило, чтобы он одержал победу на гонке в зачете багги, хоть и с перевесом всего в 9 секунд. Можно сказать, что у этих соперников был собственный зачет: аргентинца Мишеля Фаделя, занявшего третье место, от них отделяет более 28 минут.
Победителем первого этапа мотоциклетного Кубка мира по бахам стал Марк Акерман. Южноафриканец сумел на последнем спецучастке отыграть почти полторы минуты у Бенжамина Мало, который лидировал в гонке по итогам первого дня, и победить с перевесом в 29 секунд. Третье место занял катарский гонщик Мохаммед Аль-Балуши.
В зачете квадроциклов на третьем спецучастке Кирилл Солоха стал четвертым, Тимур Байжиенов финишировал пятым, а вот Максим Антимиров и Азамат Тлеулесов из-за технических проблем финишировать не смогли. По итогам трех спецучастков лучшим из казахстанцев стал Тимур Байжиенов занял четвертое место, Кирилл Солоха стал пятым. Команда механиков казахстанской команды осталась в Эмиратах, чтобы подготовить все квадроциклы к новому старту – на Abu Dhabi Desert Challenge.
Итоги гонки:
На церемонии награждения в Bab Al Shams Areana президент эмиратского автоклуба ATCUAE и Федерации автоспорта ОАЭ Мохаммед бен Сулаем сказал: «Дебютная гонка прошла весьма успешно. Раз от раза она будет набирать силу, поскольку формат бахи – это будущее внедорожного спорта здесь [в Эмиратах]».
Халид Аль-Кассими: Сегодня было очень ветрено, а на трассе была глубокая колея после вчерашних спецучастков, поэтому нам приходилось выбирать другие траектории и ехать по нетронутому песку, что было несколько рискованно. Надо было суметь не потерять время, особенно на маленьких дюнах, которые шли друг за другом. На прямых участках я ехал максимально быстро, на одной из дюн мы чуть не перевернулись, ткнувшись в нее «носом». Мы получили здесь хороший опыт песчаных гонок. Кроме того, это очень важный для нас подиум, поскольку он у нас первый в ралли-рейдах. Я очень доволен результатом, он очень порадовал не только нас, но и всю команду PH Sport. С нетерпением ждем гонку Desert Challenge, которая начнется через пару недель.
Мохаммед Абу-Иса: На гонке очень много дюн, и это отличная тренировка для нас. Трасса очень сложная, с минимальным количеством прямиков, что требует постоянной концентрации. Я прогрессирую, это мой первый подиум за рулем автомобиля. Чемпионат только начался, так что я буду бороться дальше.
Мирослав Заплетал: Мне очень понравился формат гонки, это была отличная тренировка перед Abu Dhabi Desert Challenge. Сегодня трасса была без изменений, поэтому все знали, куда ехать и чего ждать. Результат у нас очень хороший, я доволен.
Вадим Притуляк: Техника не подвела, хотя понервничать пришлось, так как пропадала подача топлива и машина дергалась. За 10 км до финиша, из-за того, что я ехал на только заднем приводе, и в песках сложнее управлять автомобилем, меня занесло влево, и я с отвесной стены полетел боком. Приземлился на левые колеса, вырулил, добавил газу и поставил машину на место. Дальше ехал более спокойно, но все равно быстро и агрессивно. Доволен тем, как сложилась гонка.
Кирилл Солоха: Сегодня, в принципе, все было отлично, все работало прекрасно. Почувствовали, что такое «тени исчезают в полдень», когда кромки дюн не видно, и едешь иногда просто на ощупь. Сегодня было жарче. Удалось финишировать без проблем. Квадроцикл - только плановый сервис, все прекрасно.
Максим Антимиров: Вчера у меня были проблемы с колесами. Вчера вечером эта была проблема была устранена, но появился какой-то неприятный звук в двигателе. Механики попытались что-то сделать, но время на сервис было страшно ограничено. И поэтому они предрекли, что двигатель может не доехать. Но сдаваться не хотелось, поэтому этап начался. В принципе, за счет того, что колеса были починены, скорость возросла до ста километров в час, но это все равно очень мало. Потому что максимальная у «Хонды» 135 километров в час. И очень обидно, когда ты по дюнам кого-то объезжаешь, а выезжаешь на прямой участок, и тебя просто объезжают, и ты потом опять начинаешь в дюнах их догонять. До дозаправки первый этап прошел хорошо, в нормальном темпе, а после дозаправки, не доезжая 30 километров до финиша, произошел какой-то стук в двигателе, и он просто заглох. На этом закончилась гонка. Но я не расстраиваюсь. Опыт был получен, выявились слабые места.
Напомним, третий этап Кубка мира по ралли-рейдам, гонка Abu Dhabi Desert Challenge пройдет в ОАЭ с 1 по 7 апреля. Как обычно, на одном из популярнейших пустынных ралли-рейдов ожидается весьма представительный состав участников.
По материалам: dubaiinternationalrally.com, rrclub.su, presidential-club.com, Алексей Кузьмич, MCH Photo
В комментариях запрещен мат.