«Дакар» 2017: уникальный финиш. Поздравляем!
Двух одинаковых «Дакаров» не бывает, но этот стал уникальным во многом. Главное – это триумф российских спортсменов, которые собрали один из лучших урожаев наград за всю историю участия в марафоне. И если от «КАМАЗ-мастера», огромной заводской команды, мы подиумов ждем всегда, то победа Сергея Карякина – это грандиозное событие!
Итак, 2 января на старт марафона «Дакар» 2017 в столице Парагвая, Асунсьоне, вышли:
143 мотоцикла
37 квадроциклов
79 внедорожников
8 багги SSV
59 грузовиков
Российские участники были представлены во всех пяти категориях, причем, кроме экипажей «КАМАЗ-мастер» и Сергея Карякина, это были дебютанты «Дакара».
Мото:
#59 - Анастасия Нифонтова (Россия)
#60 - Александр Иванютин (Россия)
Квадро:
#254 - Сергей Карякин (Россия)
Авто:
#380 - Сергей Шихотаров / Олег Уперенко (Россия)
Багги:
#378 - Равиль Маганов / Кирилл Шубин (Россия)
Грузовики:
#501 - Мардеев / Беляев / Свистунов (Россия)
#505 - Николаев / Яковлев / Рыбаков (Россия)
#513 - Сотников / Ахмадеев / Леонов (Россия)
#515 - Шибалов / Аматыч / Романов (Россия)
Преодолеть 9000 километров сложнейшей гонки и финишировать 14 января в столице Аргентины, Буэнос-Айресе, смогли:
92 мотоцикла (64%)
22 квадроцикла (59%)
58 внедорожников (73%)
5 SSV (62%)
40 грузовиков (68%)
Финишировать на «Дакаре» - уже огромное достижение, а российские участники финишировали не только в полном составе, но и собрали богатейший урожай наград!
Мото:
#59 - Анастасия Нифонтова (Россия) – 75 место, 2 место в женском мотозачете
#60 - Александр Иванютин (Россия) – 32 место
Квадро:
#254 - Сергей Карякин (Россия) – 1 место
Авто:
#380 - Сергей Шихотаров / Олег Уперенко (Россия) – 37 место в Т1, 16 место в Т1.1
SSV
#378 - Равиль Маганов / Кирилл Шубин (Россия) – 3 место
Грузовики:
#501 - Мардеев / Беляев / Свистунов (Россия) – 5 место
#505 - Николаев / Яковлев / Рыбаков (Россия) – 1 место
#513 - Сотников / Ахмадеев / Леонов (Россия) – 2 место
#515 - Шибалов / Аматыч / Романов (Россия) – 19 место
Пожалуй, главная победа представителей России – это потрясающая, впечатляющая победа Сергея Карякина, первого и до сих пор единственного из российских квадроциклистов, который вышел на дакаровские трассы. Финишировав на первом же «Дакаре» на 7-й позиции, Сергей сразу заявил о себе как о весьма серьезном сопернике для опытных бойцов марафона. После схода из-за техники на следующем марафоне и «подножек» от организаторов, которые лишили его третье ступени подиума в прошлом году, Сергей в этот раз ехал за победой – и добыл ее! Его огромное преимущество на финише убедительно доказывает, что она абсолютно заслуженная. И она тем более ценна и уникальна, что за спиной у Сергея нет заводской команды с большим бюджетом, золотой «туарег» - только его личная заслуга.
Также нельзя пройти мимо прекрасного дебюта Равиля Маганова, который принес ему и Кириллу Шубину бронзового «туарега».
Мотоциклы
Первый финиш «Дакаре», после двух неудачных стартов, стал победным для мотоциклиста из Великобритании Сэма Сандерленда, который заранее обеспечил себе значительное преимущество. Основная борьба за места на подиуме к концу гонки шла между Адриеном ван Бевереном и Жераром Фарресом, и француз сумел одержать верх с перевесом всего в 12 секунд. В итоге второе и третье места разделили 48 секунд.
Сэм Сандерленд: «Невероятно, невероятно… Когда я пересек финишную черту, меня захлестнули эмоции. Сейчас я в порядке, но это совершенно ошеломительное ощущение. Груз, который давил на меня всю последнюю неделю, был очень тяжелым. Финишировать здесь – это просто потрясающе. Нет слов. Я безмерно благодарен всем – команде, организаторам, всем, кто меня окружает, потому что это усилия не одного человека. Все здесь – часть этой победы. Я очень благодарен и очень счастлив. Было трудно сохранять спокойствие, особенно в некоторые моменты, когда были ошибки в навигации или когда были сложности. Наверно, это было самое трудное. Но мы сделали это, и я бесконечно счастлив. Потрясающе – быть первым из англичан. Надеюсь, что в Англии теперь будут проявлять больше интереса, до сих пор об этом рассказывали не очень много, но я надеюсь, что мы сможем изменить ситуацию».
Жерар Фаррес Гелль: «Я десять лет участвовал в «Дакарах». Помимо прочего, я был «водовозом» для Чалеко Лопеса и Марка Кома, и вот я здесь. Мы частная команда, у нас нет таких средств и таких моторов, как у официальной команды, но у нас есть большое желание и стремление. И вот мы завоевали подиум. Это волшебно».
Адриен ван Беверен: «Победа на этом спецучастке - кисло-сладкая, я смог отыграть немного времени у Жерара Гелля, но этого было недостаточно. Вчера я стал лучшим в команде, но потом получил пенализацию за превышение скорости, это отбросило меня на четвертое место. Я расстроен, потому что мне нравится побеждать, стоять на подиуме, а сегодня этого не случилось. Но я вернусь более сильным. Я хорошо провел гонку. Немного трудно радоваться только тому, что мы финишировали. Хочу выиграть «Дакар» когда-нибудь. Может, не в следующем году, но я буду стараться попасть на подиум».
Анастасия Нифонтова: «Очень много людей сошли с дистанции, в том числе из-за того, что они почувствовали себя плохо. Поэтому я, конечно, испытываю некоторое чувство гордости, что смогла все это преодолеть и финишировать, да еще и занять второе место среди девушек.
Была сложная навигация и сама трасса. Обычно есть отрезки, на которых можно сесть на мотоцикл и просто ехать, немного расслабившись. Здесь же ни на секунду нельзя было присесть из-за очень больших техничных кусков.
Большой процент гонщиков, которые участвуют в «Дакаре» впервые, в принципе не доезжают до финиша. Так что достижение уже то, что мы доехали с первого раза. Саша еще и показал очень хороший результат, потому что впереди него только заводские гонщики, у которых есть и подготовка, и опыт. Сейчас мы уже понимаем, как нужно готовиться, что нужно делать. Когда ты участвуешь в первый раз, ты знаешь только по каким-то слухам, что да как. Теперь мы уже сами с этим столкнулись, и все стало более-менее понятно».
Александр Иванютин: «Для меня это первая гонка такого плана. И до этого подготовка у меня была не очень хорошая. Перед «Дакаром» я участвовал всего в двух ралли-рейдах, на втором из которых я сломал ногу. Сначала было тяжело из-за того, что я не привык к мотоциклу, у меня не было тренировок, так же, как и у Анастасии. Но по ходу гонки я стал привыкать, и результат с каждым днем становился все лучше и лучше. В целом я доволен. Главное, что все прошло без падений и травм».
Авто
В категории внедорожников команда X-Raid не смогла противостоять натиску «Пежо», под флагом которого выступали сильнейшие гонщики. В итоге весь подиум внедорожников – в темно-синем фирменном цвете французской команды. Жаль, что не присуждают два первых места, потому что Мистер Дакар Стефан Петрансель, который, безусловно, заслужил эту победу и побил все рекорды, завоевав 13-й трофей в крупнейшей мировой серии (для сравнения: Михаэль Шумахер выиграл Формулу 1 семь раз, Валентино Росси в Moto GP победил 9 раз), и Себастьян Леб, 9-кратный чемпион мира по ралли, провели прекрасную гонку и завершили ее с той минимальной разницей, которую, вероятно, обеспечил только огромный опыт старшего товарища. Впрочем, у Леба еще все впереди и, возможно, мы еще не раз увидим их великолепную дуэль. И кто знает – может, и Сириль Депре, у которого в копилке уже есть награда за победу в мотозачете «Дакара», когда-нибудь станет победителем в автомобильной категории.
Сириль Депре: «Хорошая машина – это ключ к тому, чтобы финишировать третьим. Мне это очень приятно, поскольку те парни, которые впереди, это вообще нечто: Петрансель, Леб… Нет причин огорчаться. Мне нужно ехать быстрее на всех видах покрытий. Хорошо, что я знаю, где я могу улучшить свой темп, но я не спешу, это не мой стиль работы. Год за годом я приближаюсь. Конечно, подняться на оставшиеся два места очень трудно. Готовиться, работать 365 дней в году - это, конечно, долго. Нужно сохранять мотивацию, но это невозможно сделать в одиночку, нужна поддержка команды».
Себастьян Леб: «В этот раз получилось лучше, мы смогли остаться в гонке. Мы допустили несколько ошибок в навигации, но к концу дня все было хорошо на этом особенно трудном «Дакаре». На старте потеряли немного времени из-за технических проблем, потом пришлось наверстывать. Финишировали вторыми… Не так далеко. Конечно, мы шли быстрее, и когда атаковали, отыгрывали значительное время. У нас было все, чтобы выиграть гонку. Не уверен, что я буду участвовать в «Дакаре» столько же раз, сколько Петрансель, но я хочу выиграть его, мы будем стараться сделать это. Сейчас на подиуме – три автомобиля Peugeot, поэтому мы довольны результатом и посмотрим, что будет дальше».
Стефан Петрансель: «Это было понятно еще до старта гонки. Внутреннее соперничество было сильным, и вообще, было семь или восемь пилотов, нацеленных на победу. К середине гонки осталось лишь четверо, а к последней неделе – только Себастьян и я. Ставки были высоки, мы ехали быстро. Хочу поблагодарить Peugeot за великолепные автомобили и особенно за то, что не было «командной тактики», это была отличная, честная игра до самого конца. Мы соперничали с супер-быстрым чемпионом, который умеет лидировать в гонке, на него не так-то просто произвести впечатление. Вчера все решило пробитое колесо. Наверно, это было поворотным моментом всей гонки. Я выбрал стратегию – «прессовать» Себастьяна до предела. Возможно, это вынуждало его делать ошибки, так что это не просто удача».
Сергей Шихотаров: «Закончился «Дакар», мы молодцы, здорово всё сделали, Konturterm Racing – лучшая команда! Если говорить серьезнее, то сейчас, после финиша, я уже строю планы на будущее. На финише спецучастка было радостно, а перед подиумом уже просто наступило какое-то спокойствие.
Мне нравится, что наша команда делала свое дело слаженно и четко. Спасибо всем, кто болел за нас. Мы сделали то, что должно было. Честно говоря, я не следил за позициями по ходу гонки. Наша задача была иной. Мы просто должны были проехать гонку и достигнуть командного результата».
Олег Уперенко: «День был очень короткий. Мы стартовали из задних рядов. Перед нами было много медленных машин, и это не могло не сказаться на удовольствии от прохождения спецучастка, потому что было много пыли. А так все было просто. На трассе были трамплины, и можно было попрыгать, для зрителей была пара бродов. День прошел весело и непринужденно.
Мы чувствуем, что хорошо сделали свою работу. Удовлетворены тем, что добрались до финиша. На «Дакаре» работает олимпийский принцип. Для нашего пилота это первый финиш на «Дакаре». Думаю, он рад».
Итоги зачетов мото и авто:
Квадроциклы
В категории квадроциклов «гол престижа» в виде победы на финальном спецучастке – на счету Игнасио Касале, но несколько отыгранных минут уже ничего не решали, поскольку задел, созданный Сергеем Карякиным, составлял больше часа.
Сергей Карякин: «Выиграть «Дакар» - это как родить ребенка. В этом году я был на 100% уверен, что заслуживаю победы. Я горд тем, что сумел победить, соревнуясь с сильнейшими гонщиками планеты. Немного грустно осознавать, что все закончилось, и завтра нужно возвращаться домой, где я стану просто одним из обычных парней. «Дакар» - это образ жизни, и он очень много значит для меня: много времени для размышлений и удовольствия».
Финиш Сергея Карякина:
SSV
Российский экипаж пилота Равиля Маганова и штурмана Кирилла Шубина занял по итогам гонки третье место в категории. Это великолепный результат, ведь для Маганова «Дакар» 2017 года был дебютным в его карьере.
Предпоследний день перед финишем сложился для экипажа непросто. Боевая дистанция 11-го этапа из Сан-Хуана в Рио-Куарто была разбита на две части протяженной зоной нейтрализации. Во время проезда через нее на машине россиян Polaris RZR сломался вариатор, а позднее и передний редуктор. Техничка команды Xtreme Plus могла добраться до экипажа только ночью. Помощь Маганову и Шубину оказали соотечественники. Грузовик команды «КАМАЗ-Мастер» под управлением Антона Шибалова взял их машину на буксир. Благодаря этому экипаж сумел добраться до финиша.
Равиль Маганов об 11-м этапе: «Дистанция была несложной. Ничего нового, феш-феш, камень. Но на участке нейтрализации у нас на ровном месте разлетелся вариатор, потом передний редуктор. Хочу сказать спасибо экипажу Антона Шибалова, команде «КАМАЗ-Мастер» и ее руководителю Владимиру Геннадьевичу Чагину. Без их поддержки дела у нас бы обстояли куда хуже. Ребята очень здорово нас поддержали и помогли нам».
Несмотря на это происшествие, уже на следующий день Маганов показал блестящий результат. На 12-м этапе гонки из Рио-Куарто в Буэнос-Айрес на его счету лучшее время спецучастка. Для Маганова это был уже четвертый подобный успех по ходу «Дакара» 2017. Ни один из его соперников в категории не добился таких результатов. В зачете SSV по итогам марафона российский экипаж завоевал место в тройке сильнейших.
Равиль Маганов: «Естественно, мы хотели занять первое место, а не третье. У нас всё для этого было, но возникали некоторые технические сложности. В любом случае, мы довольны. Третье место – это лучше, чем оказаться за пределами тройками.
Каждый день на «Дакаре» был по-своему труден и по-своему замечателен. Я понимал все сложности выступления в категории SSV, но был готов к ним. У нас всё впереди».
Грузовики
Вновь на первых местах финишного подиума – представители «КАМАЗ-мастера», экипажи Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова. Несмотря на неудачи, преследовавшие экипаж Айрата Мардеева, он сумел удержаться в топ-5, а «быстрая техничка» команды была по-настоящему быстрой, финишировав в топ-20.
Большого успеха достигла на «Дакаре» 2017 белорусская команда, хотя гонка складывалась для ее экипажей непросто. Экипаж Александра Василевского занял 6 место, это стало лучшим достижением «МАЗов» за всю историю их выступлений на «Дакаре». Экипаж Сергея Вязовича занял 13 место, экипаж дебютанта «Дакара» Алексея Вишневского стал 21-м.
Эдуард Николаев: «Эти две недели были очень трудными. «Дакар» - это марафон, и у нас нет других вариантов, кроме как распределять силы на все этапы. Мы смогли постепенно стать сильнее, а наши соперники начали терять время. У нас потрясающее руководство команды. Владимир Чагин научил нас ездить быстро».
Обзор итогов в зачетах квадроциклов и грузовиков:
Финишный подиум:
По материалам: КАМАЗ, МАЗ Спорт, С. Амеличкина, dacar.com, Konturterm Racing, ТАСС, Д. Бушковский
В комментариях запрещен мат.