• Тормоза Stoptech
  • Реклама на нашем сайте
  • Подвеска Pedders
  • Реклама на нашем сайте

Коробас для боевого «Соболя»

Опубликовано в Статьи о фирменном тюнинге   6646

Что за новую коробку передач поставили на гоночного «Соболя 4х4» и испытали на «Чебоксарской осени -2016»? Как укоротили и установили неродной агрегат? Тайны устройства боевой машины специально для EX-ROADmedia.ru приоткрыл технический директор команды «ГАЗ Рейд Спорт» Иван Седов.

Коробка передач для Соболя 4х4 

Для начала хочу напомнить, что наша команда ГАЗ Рейд Спорт — это медиа-проект группы ГАЗ, ну и, по совместительству, испытательный полигон стандартных узлов и агрегатов серийных машин. Причем не только конструкции, но и получаемых запасных частей для ремонта и сервиса «боевых» машин.

На автомобилях используются мосты от «Соболя» полноприводного, с установленными в них заводскими межколесными блокировками Eaton. Благо в первую очередь транспорт все-таки коммерческий грузовой, то запас прочности этого узла достаточен, чтобы откатать без проблем несколько гонок. Да и в гонке выходят из строя не из-за ресурса, а какого-либо «нежданчика», типа бетонного блока или «ямы-5». Когда будет время и интерес, поговорим о мостах отдельно. Двигатель — серийный Cummins, без каких-либо внутренних переделок, потому как в двигателе с воспламенением от сжатия трудно что-либо менять в механике, уж очень важны точные настройки. Но на турбине и программном обеспечении у нас полное раздолье. В пике, в зависимости от «прошивки», мы можем снимать до 600 Н*м момента и около 280 л.с., при стандартных 120 л.с. и 300 Н*м. И вот на этой динамике у нас начинаются проблемы с коробкой…

Серийные коробки неплохи для гражданского использования, но слабоваты для соревнований. Производитель даже не скрывает, что коробка может выдержать 330 Н*м — это очень хороший результат, но никакого запаса прочности. Да и везти груз из пункта А в пункт Б, для чего эта КП делалась, совсем не то, что форсировать песчаную гору и напрягать высокими скоростями при адской жаре. Поэтому на стадии изготовления первого автомобиля штатный агрегат был исключен. Потом были долгие эксперименты с японскими КП от Toyota, вместе с их же раздатками, но курс валюты вернул к российским производителям. Здесь, изучив рынок, мы остановили выбор на КП Dymos от отечественного внедорожника.

Коробка передач для Соболя 4х4

Все остальное — это либо «Жигули», что точно не подходило, либо от седельного тягача… Да, у нас до сих пор ведутся работы по подбору агрегатов забугорного производства, скажу даже больше — один такой уже заказан. Но цена в 250 000 рублей со сроком доставки сего в два месяца — возможно, все первым экспериментом и закончится, учитывая, что в 2016 году во время соревнований было «убито» 30 агрегатов.

КП Dymos конструктивно реализована в едином литом корпусе с картером сцепления. Диаметр маховика нашего двигателя больше, чем картер. Из-за этого пришлось делать переходной фланец между двигателем и коробкой так, чтобы маховик был за пределом корпуса КП, иначе мы бы просто не «натянули» коробку на него. Но это повлекло за собой и увеличение длины первичного вала. Но благо таковой имелся в одной из версий автомобиля с импортным дизельным двигателем, на которой Dymos с таким длинным валом и используется.

Коробка передач для Соболя 4х4
Первичные валы

Коробка передач для Соболя 4х4
Первичные валы

В 2015 году окончательно перешли на все указанные агрегаты, приобретали новые стандартные, меняли короткий вал на длинный и спокойно гонялись. В минувшем, 2016 году начались проблемы с используемым длинным валом — их просто не стало. Завод снял с производства автомобили с импортным двигателем и благополучно завершил поставку длинных валов. Тут и забили тревогу и начали искать решение проблемы — т. е. нужно было безболезненно перейти к короткому серийному валу. Кроме того, необходимость перехода к нему была еще и из-за технической экспертизы, которая показала что большая часть выхода коробок из строя — это не слабый узел, а именно особенность работы «большого рычага», т. е. используемого длинного вала. Во время запредельных нагрузок металлический стержень срывался в «прогиб» во время переваривания неистовой силы, поступающей с маховика. А как мы знаем из курса физики средней школы, сжать мы можем только вещества, находящиеся в газообразном агрегатном состоянии.

Коробка передач для Соболя 4х4
Дефект прогиба вала

Коробка передач для Соболя 4х4
Дефект шестерни вторичного вала от прогиба первичного

Коробка передач для Соболя 4х4
Дефект шестерни вторичного вала от прогиба первичного

Жидкости, и уже тем более «твердости» как-то не подвержены этой функции. Поэтому в наших шестереночках происходили контакты с давлением друг на друга , откалывался кусочек зуба и далее - «сталинград»…

Тюнинг коробки передач для Соболя 4х4
"Сталинград"

После всех сложившихся факторов наши светлые головы закипели, искать решение нужно было в кратчайшие сроки. И оно было найдено! По специфике старой работы был опыт свапа импортного двигателя в отечественные внедорожники. Как раз там и приходилось «женить» мотор с агрегатом, но там «мяса» картера хватало — резали всего 17 мм, а тут нужно снести целых 95… Точки крепления таким образом уходили вместе с «мясом». Первое, самое быстрое решение — приварили «ушки» к телу картера КП, потом сделали отверстия, направляющими для сверел которых были штатные точки крепления. Ошибки в геометрии минимальные, 12 точек более-менее центрировали КП, +штифтовые соединения делались в координатном станке — ошибки геометрии были сведены на нет. Далее лишнее отпилили и отфрезеровали, придав абсолютную плоскость.

Тюнинг коробки передач для Соболя 4х4
Пробное решение

Тюнинг коробки передач для Соболя 4х4
Готовый продукт

Первое испытание экспериментальный механизм прошел на ралли «Чебоксарская Осень — 2016», на полноприводном «Соболе» экипажа Елисеева Т./Семенов А. После гонки все разобрали, проверили, отсканировали, прозвонили ультразвуком для выявления микротрещин — все идеально! Даже подшипники — как с «нуля». Само собой, реализацию перехода к короткому валу не стали откладывать в долгий ящик.

Но, помимо механики, нам нужна еще и эстетика + несколько больший объем для самого сцепления — для отвода тепла и регулярных экспериментов с появляющимися на рынке ведомыми дисками и корзинами сцепления. Проведя консилиум, соединив здравый смысл генерального директора, накопленный опыт технического директора и талантище молодого специалиста, получающего «верхнее» образование в ВУЗе, но уже пополнившего ряды штата нашей команды, разработали технический процесс со вспомогательными элементами.

Иными простыми словами — разработали и изготовили кондуктор для точности изготовления.

Тюнинг коробки передач для Соболя 4х4Кондуктор

Тюнинг коробки передач для Соболя 4х4Кондуктор

Тюнинг коробки передач для Соболя 4х4Кондуктор

Разработали алюминиевый фланец, соединяющий «мясо» картера точек крепления с основным корпусом, вместо удаленных 95 мм.

Тюнинг коробки передач для Соболя 4х4
Фланец

Ну а дальше умелые руки механиков и осваиваемая сварка в аргоне сделали свое дело! Картер готов!

Тюнинг коробки передач для Соболя 4х4
Собранный картер

7 1
Сборка и сварка в кондукторе

По состоянию на 12.12.2016 все автомобили переведены на КП с коротким валом — дефицита в з/ч больше нет. Теперь вероятность того, что данный агрегат еще послужит команде, возросла.

Тюнинг коробки передач для Соболя 4х4
Образцы продукции

Тюнинг коробки передач для Соболя 4х4
Образцы продукции

Но и требования, учитывая появляющихся соперников, тоже возросли. Нам нужен крепкий агрегат, который сможет не только на низах по барханам таскать, но и поднимет скорость до 200-220 км/ч, которая на сегодня ограничена максимальными оборотами двигателя в 4500 об/мин, пятой передачей Dymos в 0,88 и заканчивается на 175 км/ч. У нас уже разработаны прямозубые шестерни, значительно повышающие момент, которые сможет переварить КП.

Первые образцы (пока без термической обработки — только для подгонки и проверки работы механизма) шестеренок уже готовы. В дальнейшем прямозубые шестерни позволят перейти на кулачковую систему переключения, и даже секвентальную (для нашего прототипа Т1 в R-классе разрешен лишь поисковый механизм с муфтами включения), что уменьшит время разгона и позволит нагружать коробку до 900 Н*м!

Мы давно мечтаем забыть слабый узел — КП. Ходим и облизываемся вокруг Sadev и прочих готовых решений, но соотношение цена/качество/ресурс как-то приостанавливает. Опять же, сроки поставки запасных частей и возможные сбои заставляют работать и развиваться, создавая свои продукты, которые (пусть пока и на бумаге) не только не уступают мировым брендам, но и кое-где будут их превосходить. Мы обязательно будем рассказывать про наши разработки не только трансмиссии, но других механизмов и узлов, при проявлении интереса со стороны публики.

Иван Седов. Специально для ex-roadmedia.ru

Материал из спецраздела «Всё про Соболь 4х4»

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Журналы про ГАЗ "Соболь 4х4" в социальных сетях  ГАЗ  ГАЗ  Подписывайтесь!
Еще больше интересной и неформальной информации, общение, ответы на вопросы, фото и видео

Еще новости и статьи про Соболь 4x4

Еще новости и статьи про УАЗ Патриот

page

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527. Выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года. 
При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на http://ex-roadmedia.ru обязательны!
Медиа сайт компании Ex-Road.ru © 2012–

 18+