Гонка в Марокко закончилась скандалом
Предпоследний этап Кубка мира по ралли-рейдам 2017 года завершился 10 октября в Эрфуде. Российские спортсмены оказались на высоте, несмотря на все капризы природы и старания организаторов. Но для победителей финал соревнования был испорчен…
Гонка OiLibya Rallye du Maroc всегда была одним из интереснейших этапов мирового ралли-рейдового календаря и служила своего рода «генеральной репетицией» перед марафонами, открывающими новый сезон – «Дакар» и Africa Eco Race. В этом году марокканский ралли-рейд отметил юбилей – 10 лет под эгидой NPO.
Организаторы подготовили маршрут протяженностью более 2500 километров, из которых около 2000 км были запланированы для скоростного прохождения. Однако из-за капризов природы часть маршрута оказалась залита водой и стала непроходима для спортивного канала, из-за чего организаторам приходилось сокращать и частично отменять спецучастки. Вот здесь-то и начались разногласия – уже на СУ2, где путь гонщикам преградила разлившаяся река. Часть экипажей остановилась, доехав до препятствия, другая часть – на 33 км раньше, на CP1.
Результаты спецучастка по решению КСК (они руководствовались статьей 42.1 Общих правил FIA) были зафиксированы по точке у реки, но это решение, по мнению организаторов (французской компании NPO), было несправедливым, поскольку давало преимущество пилоту Toyota Overdrive Нассеру Аль-Аттие, тогда как на CP1 лидировал представитель Peugeot Себастьян Леб.
Были и другие «сюрпризы», подготовленные организаторами. Например, ограничение места и времени для работы с дорожной книгой перед прологом гонки, а также перед первым и последним ее тапами. По мнению организаторов, это способствовало большей честности и справедливости в борьбе. Зерно истины в этом, возможно, есть, однако перед пятым этапом штурманам были выданы изменения к дорожной книге, которые они успели внести в легенду, а уже после того, как роудбуки были собраны, появились новые изменения, которые пришлось вносить в книгу уже по ходу гонки.
Что касается спортивных результатов, то победителем гонки стал Нассер Аль-Аттия, тем самым досрочно (на один этап раньше окончания серии) завоевав Кубок мира по ралли-рейдам. Второе место осталось за Себастьяном Лебом, который по сумме спецучастков уступил катарцу восемь минут без пяти секунд. Третью ступень подиума занял Нани Рома, вернувшийся в лоно X-Raid. Россияне Владимир Васильев и Константин Жильцов замкнули топ-5 абсолюта, в 13 минутах за Якубом Пшигоньски. Стоит отметить, что топ-12 гонки составили пилоты листа приоритета FIA.
Финал гонки был испорчен скандальной ситуацией: когда Нассер Аль-Аттия и его штурман Маттье Бомель взошли на подиум, их сразу же попросили покинуть его и поставить машину в закрытый парк, а заместитель руководителя гонки Эмма Клэр не давала прессе фотографировать победителей. Как сообщает RRClub, Нассер Аль-Аттия отшвырнул свою медаль и потребовал объяснениий от директора гонки Стефана Клэра, представляющего NPO, на что получил ответ, что его победа нелегитимна, поскольку подтасована с помощью комиссаров FIA, принявших то самое решение о фиксации результатов на втором этапе гонки.
Итогом скандала стало то, что ни Аль-Аттия, ни занявший второе место Леб не явились на награждение, организаторы гонки обвинили представителей FIA в нечестности, и теперь компания NPO может лишиться прав на проведение этапа Кубка мира в Марокко.
Комментарий к ситуации от Константина Жильцова, записанный Ольгой Звягиной:
«На трассе сокращенного допа было соляное озеро, сразу за ним - СР1. Мы ехали за Сайнсом. Выехали из озера, и он остановился с какими-то техническими проблемами. Лукас (штурман Сайнса) махнул нам «ОК», и мы поехали дальше. После этого была скрытая точка, которую многие искали, включая Себстьяна Лёба (он крутился минут 8-10), а дальше уже мы подъехали к разлившейся реке и оттуда начали звонить организаторам, так как проехать было невозможно. Около реки собралось 12 машин. Таким образом, канал растянулся от СР1 до реки, и естественно, понимая ситуацию, команды начали просчитывать варианты по результатам.
По приезду на бивуак представители Overdrive, Peugeot и другие участники начали писать письма (кроме X-Raid - Свен корректно воздержался от участия, опять-таки просчитав, что ему выгоднее). «Пежо» настаивали на СР1, так как в этом случае сломавшийся Сайнс и искавший точку Лёб имели преимущества, а Overdrive, напротив, бил на точку у реки. В общей сложности, против «Пежо» было писем 15. В итоге, учитывая, что у Жан-Марка (Жан-Марк Фортен – руководитель Toyota Overdrive, - прим. ред.) позиция в ФИА сильнее, решение приняли как раз по контрольной точке, утвердив фиксированное время 33 мин 20 сек (это время - лучшее по прохождению от СР1 до точки у реки), которое прибавлялось к времени на СР1 для всех остальных участников, которые остановились на контрольном пункте.
На мой взгляд, решение, принятое ФИА все-таки более правильное и удовлетворяет большему количеству участников, но понятно, что лоббирование интересов было.
Что касается организаторов, то они встали на сторону «Пежо», и учитывая, что им уже было понятно, что под их эгидой проводится последний выпуск гонки (Стефан Клэр, как я понимаю, уходит в Формулу), развязали себе руки и дали волю эмоциям и прочему. При этом организация в этом году была на крайне низком уровне - как по роудбукам и непродуманному нововведению с работой в закрытой комнате с легендой, так и по самой гонке. В заключительный день, например, нам дали книжки с изменениями, потом забрали книжки, а вечером дали еще изменения. В итоге, мотогонов подняли на час раньше, и выдали им книжки для доработки, у нас были менее значительные изменения, но все равно это не в положительном русле влияло на работу штурмана в гонке».
Но отвлечемся от скандала в Кубке мира FIA и порадуемся за других российских спортсменов. В зачете Т3 убедительную победу одержал экипаж Сергея Карякина и Антона Власюка, опередив ближайшего преследователя на полтора часа!
В мотозачете первую ступень подиума завоевал австриец Матиас Валькнер, вторым стал представитель Аргентины Кевин Бенавидес, третье место у Рики Брабека из США – первый подиум в кросс-кантри в его карьере.
Пабло Кинтанилья закончил гонку на 7-й позиции, однако это не помешало ему завоевать Кубок мира FIM по итогам сезона. Испанская гонщица Лайя Санц, занявшая 9-е место среди мотоциклистов, стала обладательницей Кубка мира в женском зачете.
В квадроциклах лучшим стал Кес Колен, второе место у Бруно да Коста, многоопытный Рафал Соник стал лишь третьим. Россиянин Дмитрий Шилов финишировал шестым, Александр Максимов – седьмым.
В группе OPEN/SSV, объединившей грузовики и багги, все три быстрых грузовика выпущены брендом Iveco. Самым быстрым стал Федерико Виллагра, второе занял Артур Ардавичус, третье – Вуф ван Гинкель. Элизабет Жасинту не смогла закончить гонку: на третьем этапе на эрге Чегага ее грузовик застрял в песках, и единственная помощь, которую ей смогли предоставить организаторы, состояла в доставке воды и еды. В ожидании эвакуации экипаж провел в песках трое суток!
Итоги гонки:
Результаты зачета OPEN/SSVOPEN/SSV
На видео ниже – Нассер Аль-Аттия в отличном настроении после заключительного спецучастка выигранной им гонки, еще до злополучного инцидента на подиуме.
Фото: RallyRaidSpirit, Alain Rossignol & Jorge Cunha, MCH Photo, Сергей Карякин
В комментариях запрещен мат.