ruende

Доска почёта

 

Роман Елагин. Только ралли-рейды!

В первых числах ноября в Португалии состоится финальный этап Кубка мира 2013 по ралли-рейдам. В зачете T2 лидирует российский экипаж Александр Бараненко / Роман Елагин. За несколько недель до старта  мы встретились с Романом , уже дважды обладателем Кубка мира, и выяснили, как он докатился до такой жизни  и к чему стремится в будущем.

У нас есть несколько традиционных вопросов, один из них касается самоопределения. Скажите, вы считаете себя профессиональным штурманом?

До недавнего времени я не считал себя профессионалом, скорее, постоянным любителем. Учитывая последние пару сезонов, могу сказать, что перехожу в стадию "полупрофессионалов" - есть большой накат и знания, которыми могу поделиться с другими, все-таки огромный опыт за плечами. Но ралли-рейды не основной мой вид деятельности, для меня они остались скорее как хобби.

6O1A1384

То есть, в 2009 году, когда вы впервые выиграли Кубок мира, вы не были профессионалом? Ну, или полупрофессионалом, как вы говорите

Я тогда уделял меньше времени ралли-рейдам и подготовки к ним. Максимум - физподготовка перед такими сложными этапами, как Арабские Эмираты и африканские гонки. Ничего тогда не менял в своей жизни, сейчас же нет времени ни на рыбалку, ни на отпуск, ни на что… Сегодня ситуация изменилась: работе отводится свободное время, приоритет же отдается гонкам. Последние три сезона практически не вылезаю с соревнований, в этом сезоне полностью проехали Чемпионат России, Кубок мира и несколько традиционных состязаний.

111

Вы выиграли Кубок мира в 2009 году, потом повторили результат в 2011, сейчас вы стремитесь к…?

Всегда, как и любой целеустремленный человек, стремишься к большему, понятно, что вершина – это "Дакар", но здесь многое зависит от сопутствующих факторов, от экипажа и от команды, с которой ты поедешь.

Знаете, спортсмены, как и альпинисты, достигая своего "Эвереста", получают в итоге не удовлетворение (так называемый катарсис), а опустошение.

Иногда об этом задумываюсь, но, в принципе, есть еще, к чему стремиться, например, абсолютный кубок. Этого тоже можно достичь, думаю, у меня еще все впереди. Пока же хочется показать достойный результат на том же "Дакаре".

IMG 9403

Вы же уже были на "Дакаре"...

Да, дважды, в 2012 и 2013 годах. А также в моей копилке одна Africa Race, где мы с Артемом Варенцовым выиграли в своей классификации, а также в Абсолютном зачете показали хороший результат. Да, может быть, там было не очень много участников, но все они были достойными. У нашего экипажа есть свои плюсы, такие как терпение, выдержка, навигация, хладнокровность, мы марафонцы и выдерживаем трудные этапы на "отлично", это наш конек. Опустошения от достигнутого пока еще не было.

XORX3793

Ну а когда вы впервые выиграли Кубок мира, какие эмоции превалировали?

Борьба тогда шла до последней "сушки", до последних метров, в крайний день наш основной конкурент Яха Альхели получил два часа пенализации и ему нас уже было никак не догнать. Мы поехали в Лиссабон готовиться к торжественному награждению, и там я действительно почувствовал опустошение: борьба закончена, нет стратегии на ближайший месяц, да и просто нечего делать. Надо готовиться к следующему сезону, а нужно ли это… Особенно, когда вспоминал этап в Арабских Эмиратах, как это страшно тяжело, думал, зачем это нужно?! Сказал себе, что в Арабские Эмираты я больше ни ногой. После этого я проехал это соревнование еще три раза.

IMG 3452

Переход из любителей в профессионалы опасен тем, что многое приедается, действия, которые раньше пугали и приводили в ступор, отныне совершаешь на автомате?

В 2009 году, когда я был любителем и ничего не знал – да – было интереснее, все тогда казалось новым и вызывало много эмоций. У нас был хороший наставник, мой учитель Леонид Николаевич Майоров, который комментировал каждый шаг, каждый день раскладывал по полочкам: какая тактика нужна на определенных отрезках, где атаковать, а где просто необходимо контролировать ситуацию. Мне были абсолютно незнакомы спортсмены – международники, постоянные участники серьезных гонок, Лео рассказывал, у кого какой характер: голландцы такие, французы – такие, этому уступи, этого не пропусти ….такие напутствия были каждый вечер. Было большое стремление победить - Лео поставил перед нами такую задачу, сказал, что у нас все получится, тем более, после Африки были настроены и сделали это.
Сейчас чувствую себя, как рыба в воде, приезжая на любые этапы Кубка мира, знаю всех: организаторов, судей, комиссаров, практически все экипажи мне знакомы, примерная тактика, кто как погонит… В этом сезоне выступаю в Кубке мира с Александром Бараненко, ощущаю себя корифеем, наставником, с Ильей Кузнецовым "докатился" до того уровня, когда смог считать себя профессионалом.

 a 150

Некоторые мои предыдущие собеседники рассказывали, что, как правило, увлечение живет три года, то есть, совершив переход от любителя в профессионалы, они просто меняют сферу деятельности. Вы не задумывались о том, чтобы сменить хобби?

Задумывался. Если поступит интересное предложение, поеду на какое-нибудь ретро-ралли. В 2009 году, после победы в Кубке мира, мне посыпались предложения от участников с разных дисциплин, звонили – писали незнакомые люди, предлагали поехать с ними в ралли, в историческое ралли и ралли Монте-Карло, я тогда над этим посмеялся, сказал, что это все не мое. В ралли я не видел себя штурманом, в этой спортивной дисциплине могу быть только за рулем. А над историческим ралли я тогда посмеялся, сказал: да вы что! А потом, больше узнав про это соревнование, мне стало интересно. Там необходима действительно сложная штурманская работа, и наши ребята (Константин Жильцов, Александр Терентьев) рассказывали, что также нужно пройти от стадии любителей до полупрофессионалов, а вот так, наскоком, не выиграть. Так что, если снова поступит предложение об участие в историческом ралли, я его приму.

333

А как насчет трофи? Не думали попробовать себя в этой дисциплине?

Савенко и Адмирал меня неоднократно приглашали, говорили, что трофи – это тоже очень интересно. Я всегда открещивался, отнекивался, а сейчас действительно хочется попробовать что-то новое, потому что в ралли-рейдах знаешь абсолютно все.

Скажу, что не многие решились бы на такое смешение стилей. Раллисты, как правило,  не понимают трофистов (что интересного: копаться в грязи), а трофисты, в свою очередь, раллистов (гнать под 180 км/ч – в чем удовольствие?)

Поправлю: в ралли-рейдах нет такой скорости – 180. Она, конечно же, есть, но бывает, например, на просторах Мавритании. Баха "Рига", особенно первый ее СУ, вообще не считался для нас ралли-рейдом, и многие не то, что были недовольны, скорее, не понимали, зачем нам такие СУ. Скорость 180 км/ч не наша, когда средняя скорость превышает 100 км/ч – это уже много, и переходят в разряд ралли.
Трофисты как-то за рюмкой чая убедили меня, что в трофи-рейдах тоже есть своя стратегия, казалось бы, у всех одинаковые сендтраки, хай-джеки, лебедки, но результат разный.

MCH 0415

У ралли-марафона "Шелковый путь" есть девиз - "Грандиозное приключение". После финиша этой гонки я задала вопрос Жан-Луи Шлессеру, осталось ли для него участие в соревнованиях до сих пор приключением. Константин Жильцов, который помогал с переводом, загадочно поперхнулся, но вопрос перевел. Французский гонщик ушел от ответа. Я повторила этот вопрос, и снова Жан-Луи не дал на него точного ответа.Есть все подозрения считать, что ралли-рейды для него давно уже не приключение. А для вас они такими остались?

Я только сейчас об этом задумался. Вспоминаю Жан-Луи на африканских и других марафонах, он там действительно чувствует себя, как дома, гонки для него вроде что-то его загородной резиденции, дачи.

Ну а для вас…

Тяжело ответить на этот вопрос. "Шелковый путь" 2009 года – это было нечто, это было волнение, каждый этап гонки переживаешь, каждую ночь скрупулезно работаешь с книжкой, пески, камни – что будет? Сейчас все переходит в разряд: сел в машину – поехал, а что там будет – увидим и все равно преодолеем. Наверно, действительно уходит дух какой-то непредсказуемости, открытий. Я видел глаза новичков (особенно на "ШП" периодически появляются новые экипажи) их бешеный восторг на финише, страх и волнение перед стартом – такого у меня уже, к сожалению, нет. Чем больше ты ездишь, тем больше начинаешь играть тактически. Именно тактически, потому что лучше понимаешь, где, когда и как ты должен поступить. Когда уверен в себе и претендуешь на подиум, то не можешь себе позволить ехать, "как хочу". Получается, ты именно играешь тактически, чтобы выиграть непосредственно всю гонку, а если ты едешь весь сезон, то там получается еще сложнее, потому что надо задушить свои эмоции и выполнить минимальную задачу непосредственно для этого этапа.

swr2

У вас есть какие-нибудь кумиры в ралли-рейдах? Кому бы хотелось пожать руку, сфотографироваться для рамочки и потом показывать внукам?

Конечно же, сфотографироваться – такого точно нет, только со своими друзьями. Все равно ты всех знаешь, со всеми здороваешься, нет каких-то кумиров.

Ну а до этого….

Конечно, Жан-Луи Шлессер. Моя мечта познакомиться с ним  сбылась еще в 2008 году, когда он пригласил нас на Africa Race. После 2009 года познакомился уже с большинством действующих спортсменов. В основном, ралли-рейдовые пилоты доброжелательные, открытые люди. Это, наверно, общий менталитет тех людей, которые приходят в эту спортивную дисциплину, все мы чем-то похожи.

XORX3630

Я бы сказала: не те, кто приходят, а, скорее, те, кто остаются.

Да, у нас, по сути, одна большая семья и у всех жизненные взгляды очень похожи. Основная масса спортсменов гоняет еще с тех 2000-х годов, новые появляются, но их немного. В этом году из дебютантов мне запомнился Александр Колембет с сыном, он сразу купил себе хорошую машину и поехал на "Шелковый путь". Получился не очень хороший инцидент, не нам судить, кто прав, кто виноват, но я все равно бы на его месте, перед тем, как выехать на такое серьезное соревнование, как "Шелковый путь", принял участие в традиционных гонках попроще, хотя бы в этапах Кубка России. Но, в принципе, это не обязательно, это, наверно, мы, наше поколение, шли к этому так долго, плавно, начинали с низа… Мы прошли "от" и "до", научились беречь машину, поэтому сейчас сам определяешь ресурс техники, что она может себе позволить. Правильные механики, честные механики, должны до старта предупредить, какая проблема осталась на данный момент и экипаж, зная, какая в машине "болячка", будут с ней ехать до ее устранения. Люди, у которых школа была меньше, будут познавать все тонкости в бою, и ошибки обойдутся им гораздо дороже.

XORX2805

Есть популярная в вашей среде поговорка, что гонку выигрывает пилот, проигрывает штурман, а виноваты во всем механики.

У меня очень хорошие пилоты, которые давно так не считают, особенно после серьезных африканских гонок; или тот же самый "Шелковый путь", здесь большая роль отводится штурману, и пилоты это признают. Мы, конечно, над этим всегда смеемся, эта поговорка всегда была, есть и будет, да, эмоции имеют место быть, но мои пилоты – Артем и Илья – так не считают. Это, кстати, распространяется  и на механиков.

На гонке, в пыли, усталости, может вскипеть даже самый спокойный человек. Как вы в экипаже приходите к консенсусу?

Я повторюсь: у меня суперпилоты. Естественно, мы тоже иногда ругаемся, кричим друг на друга. Но мы взяли за правило все серьезные, спорные,ситуации рассматривать исключительно на финише. А когда приезжаешь на финиш, одни положительные эмоции и ругаться уже никому не хочется.

IMG 2089

В детстве мечтали о том, что когда-нибудь станете профессиональным спортсменом?

Спорт в моей жизни был всегда, давалась легкая атлетика, командные игры, думал даже, что пойду выступать за профессиональные волейбольные и баскетбольные команды, в школах всегда был лидером в этих играх. Но у меня отец военный, потому часто менял школы, в одной преподавали одно, в другой – другое. Что касается автоспорта, я за рулем с десяти лет, но ни о каких гонках не думал.

В детстве кем мечтали стать? Космонавтом, летчиком, милиционером?

Нет, космонавтом стать не мечтал, но в институте у нас была своя хохма, связанная с космонавтикой: в студенческие годы, при знакомстве с девушками, мы всегда с другом представлялись космонавтами, со временем уже такие легенды рассказывали! Байки гнали серьезные. В детстве же одно время мечтал стать капитаном дальнего следования, в классе пятом заболел гражданским пароходством.

Ну, учитывая маршруты ралли-рейдов, я думаю, что ваша мечта во многом осуществилась

Да, бороздим просторы пустыни.

IMG 1979

Что вы закончили?

Технологический университет им. Циолковского, по специальности металловед – технолог. Те предприятия, где я проходил практику, были связаны с самолетостроением; самолеты, турбины -  все это было у нас на глазах, поэтому, мне, как "будущему космонавту", было, что рассказать девушкам.

Как занесло во внедорожное движение, кто этому способствовал?

Мой друг Семен Смирнов пригласил сначала съездить с ним туристом, поддержать. Вместе с ним съездили в Новороссийск, мне все понравилось. Потом Семен дал мне "Ниву", мы с моим напарником Игорем менялись: гонку он проедет за рулем, я штурманом, потом наоборот. Проехали Калмыкию и тогда уже ралли-рейды захватили меня окончательно. Многие не понимают, что такое ралли-рейд, считают, что это просто гонки на внедорожниках. Наверно, и я тогда так считал, ведь весь смысл гонки заключался исключительно в том, чтобы где-то проехать, где-то погазовать, все равно же полноприводный автомобиль. Обваривали машину большими бамперами, ставили ее на лома, мы думали, что техника должна ломать деревья, пробивать себе просеку, как на танке, тогда многие так делали. Со временем понимаешь, что машина с такими бамперами быстро никак не поедет, начали учиться, развиваться, понимать, что такое ралли-рейд. Катался 2001-2002 года.

Н. Рига 167


Кто заманил обратно?

Артем Варенцов. Впервые мы с ним поехали на заключительный этап Чемпионата России 2006 года в Коломне. Была сухая погода, мы проехали 30 км, после чего в руках у Артема остались ручка передач, педали, руль … В принципе, с такой техникой итог был закономерен. Просидели целый день, потом пошли пешком на финиш. Так я обратно вернулся в ралли-рейды
В 2008 году мы выиграли Кубок России, в 2009 приняли участие в большом количестве соревнований. Сначала была Africa Race, затем этапы Кубка мира, "Шелковый путь", Международный кубок ФИА по бахам. В 2010 году мы хотели поехать на "Дакар", уже были готовы ко всему, с нами должен был поехать второй экипаж, но ребята потом отказались, а мы одни бы не потянули гонку. Вместо "Дакара" я поехал с семьей в Австрию кататься на лыжах, в один из дней сломал ногу , "виновата, конечно, была команда, которая не поехала  на Дакар". Травма оказалась серьезная, пришлось долго восстанавливаться и сезон 2010 практически пропустил. В 2010 году все же прокатился со сломанной ногой на "Северном лесе", Артему пришлось не просто – он один откапывал машину после вылета на бруствер. В 2011 году Костя Жильцов попросил меня заменить его на гонке в Италии, выступить с Ильей Кузнецовым. Илья остался доволен, нам понравилось вместе ездить, плюс потом Косте поступило предложение от Жан-Луи Шлессера, а я стал ездить с Ильей.

img 4673


Один молодой и титулованный спортсмен как-то сказал, что победы не так помнишь, как поражения. Какое ваше самое обидное поражение?

Этап Чемпионата России 2008 года, Ростов. Дмитрий Павлов тогда уже заочно стал Чемпионом, ему оставалось только благополучно доехать до финиша, а у нашего экипажа не было никаких сверхзадач, мы просто ехали на подиум, за нами атакующим был Костя Жильцов, который ставил задачу отыграться и сдвинуть нас. Мы взяли большую скорость и за 15-20 км до финиша у нас перебило моторный жгут, мотор просто бултыхался. Там была интересная борьба, обидно было не доехать до финиша.

Что вас мотивирует?

Правильно поставленные задачи. На сегодняшний день полностью уверен в своих силах, поэтому всегда ставлю перед собой задачи минимум и максимум. Есть гонки, которые пока не под силу, например, Арабские Эмираты, в классе Production хотелось бы проехать так, чтобы не копаться, что еще ни разу не получилось в этой категории. "Дакар" сложнее, потому, что это все-таки та гонка, где любителю показать достойный результат очень тяжело, в тройку въехать не реально. Любой любитель, который посвящает ралли-рейдам только свое свободное время и личные деньги, поймет меня.

img 0062-1

Вы были уже на Дакаре – это действительно так грандиозно, как об этом говорят?

Нет, Africa Race, по крайней мере, 2009 (первый выпуск), была сложнее на порядок, там более длинные этапы, да она просто физически сложнее!  Труднее технически, в плане навигации, а на американском "Дакаре" этапы стали гораздо короче, они скорее пыльные, чем сложные. Если скатываешься ниже двадцатки, уже становится не интересно, банально начинается трамвайная гонка, просто передвигаешься из точки А в точку В и борешься с самим собой, чтобы не наделать глупостей. Обгоны коварны: можно упасть в пропасть, налететь на камень. В Америке как минимум нужно ехать в первой двадцатке. В Африке же просторы, там не было такой пыли, можно запросто уехать не туда, далеко и надолго. Опять же в Америке гостеприимные местные жители, выстроены живые коридоры. Мне, как штурману, не было тяжело, как физически, так и навигационно. В этом году мы едем на "Дакар" несколькими экипажами: Артем Варенцов поедет с Дмитрием Павловым в классе Production, я с Ильей Кузнецовым в Super Production.

222

Присутствие зрителей на гонке помогает?

Конечно, эмоции передаются! В первую очередь могу выделить Испанию – баха "Арагон", какой бы ты не шел – первый или в череде отстающих, местный или нет – зрители всегда тебе рады. В любом случае, аплодируют, приветствуют,  если увидят российский флаг, кричат: "Браво, товарищ!". Очень теплая публика. Тоже самое в Южной Америке – нереальные толпы.

Хобби? Может, редкие виды рыбок разводите?

Только ралли-рейды.

Ну а  охотник – рыболов?

Было, все раньше было, но теперь ни на что больше нет времени.

dsc 4092

Куда поедете в этом сезоне?

Сейчас готовлюсь с Александром Бараненко к заключительному этапу баха Portalegre, там перед нами стоит серьезная задача, будет сложная борьба. Мы сейчас лидируем в Кубке мира, но предстоящий этап – домашняя гонка для нашего основного конкурента Romulo Branco, уже началась информационная борьба против нас на португальских сайтах. Пишут, например, что в Польше Бранко неправильно квалифицировали, и если бы организаторы так не поступили, то отставание на сегодняшний день от нас было бы гораздо меньше, но все впереди и они еще будут бороться.  Мы же со своей стороны настроены только на победу.
Потом "Дакар"…

su-1dimon 090

Текст: Галина Кошелева
Фото: из личного архива Романа Елагина, сайта RRclub.su

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.