ruende

Доска почёта

 

Виктор Воликов. "За Volikov к победе"

Предварительное знакомство с Виктором Воликовым не внушало никаких опасений: известный трофи и ралли-спортсмен, многодетный отец, примерный семьянин, да и отзывы со стороны общих знакомых были только положительные. Но, придя на интервью (а встречу Виктор назначил в своем офисе), я невольно поперхнулась.

Моя шапка с ушами и общий неофициальный вид явно не вписывались в окружающую обстановку, а говоря на пропускном пункте, к кому пришла и что надо, поперхнулась второй раз, потому как не помнила точно отчество своего очередного героя. Но после, пройдя несколько пропускных пунктов (а на меня недовольно пискнула каждая вторая дверь), жизнь вернулась в привычное русло. На главной стене кабинета фотография с Дакара, приятный во всех смыслах собеседник и разговор на "наши" темы.

v2

Как с чего и когда у вас началось увлечение внедорожным спортом?

Если вспоминать истоки, то в автоспорт мы пришли через "Клуб 4х4", и начинали не с трофи, а с ралли-рейдов. Наш первый выезд состоялся на "Мастер-ралли ориентирование" 1998 года. На это соревнование нас притащили друзья, был такой небезызвестный в свое время экипаж Арсентьев / Титоренко. Мы два года подряд выступали в "Мастер-ралли ориентирование", затем в 2000 году приняли участие в последней бахе "Селигер". После этого мне стало понятно, что наш Range Rover — это все-таки больше машина для трофи, чем для ралли-рейдов. Она достаточно тяжелая, а чтобы достойно выступать в ралли-рейдах, нужна другая машина. В тот момент не было необходимого ресурса и, чтобы оставаться в автомобильном спорте, было принято решение адаптировать Range Rover к трофическим выездам. Мы начали сотрудничать с Land Rover-клубом Яна Хайцеера, он подготовил нам машину и вот так с 2000 года мы нырнули в трофи, более того, получали от этих соревнований огромное удовольствие.

v3

Вот вы все время говорите "мы", мы — это кто?

Мы — это я и моя жена Марина, мы с первого соревнования выступали вместе.
К 2006 году мы уже немного наелись трофи. Было два фактора, которые, так скажем, побудили меня рассмотреть альтернативу данной спортивной дисциплине. Во-первых, трофи стали очень тяжелыми для моей супруги. В классе прототипов была большая конкуренция, Марина, по сути, была единственным профессиональным женщиной – штурманом, выступавшим в зачете ТР3. Во-вторых, наступил период (не знаю, сейчас преодолели его или нет) так называемых "бурлачных войн", когда одна машина идет по трассе, а пара-тройка автомобилей ее сопровождает, что совершенно ничего общего не имеет со спортом и мы не захотели в этом продолжать участвовать :(

asg 2373 hi

Сначала приобрел машину исключительно для тренировок, потом само собой получилось так, что мы совершенно неожиданно в 2007 году выиграли кубок России по ралли-рейдам. После этого мы более серьезно подошли к подготовке техники. В 2009 году наш экипаж принял участие в Дакаре (штурман Алексей Кузьмич), а 2010 году стали чемпионами России в классе Production, здесь моим штурманом был сын Анатолий. Ралли-рейды в первую очередь привлекают обширной географией. Трофи больше все-таки национальный вид спорта. Да, есть попытки делать международные серии, но это все локализовано, проходят считанные гонки за рубежом (если не брать в расчет далекую Австралию или Малайзию). География ралли-рейдов существенно выше и с этой точки зрения конкуренция здесь интереснее. Наполнение таких гонок, как "Шелковый путь" или Dakar совсем другое, нежели когда-нибудь сможет предложить этап чемпионата России по трофи-рейдам.

сan38

Сейчас в трофи-рейдах не так много семейных экипажей, но они есть. Например, недавно у нас было интервью с четой Консовских, до этого о своих выездах с мужем Денисом рассказывала Лидия Витковская. Они рассказывали, что на каждой гонке бывает буквально до развода, с чужим человеком, когда едешь, ругаешься, а тут жена… Когда вы выступали с Мариной, у вас доходило до развода?

Мы редко, но крепко ругались. Моей жене иногда казалось, что я плохо еду и подсаживаюсь на ровном месте, она же из-за этого вынуждена лишний раз идти разматывать лебедку. У меня был отличный в этом плане ход – в случае раздора предлагал ей самой сесть за руль. Когда Марина садилась за руль, то быстро понимала, что рулить - это тоже непросто, как правило, она достаточно быстро подсаживалась. Вывод всегда был один: лучше все-таки я буду сидеть с левой стороны, чем она. Не могу сказать, что мы много ругались, но, если случалось, то всегда основательно, один раз она даже ногами пыталась меня бить. Тем не менее, мы после этого еще нарожали детей, так что все хорошо.

сan3

Марина не стремится вернуться в спорт?

В ралли-рейды она точно не хочет, скорости ее пугают, а о трофи сейчас и говорить не о чем. У меня долгое время стояла трофическая машина, держал ее, как памятник, даже в позапрошлом году один раз выехал. Но все-таки, во-первых, нет времени, чтобы быть и там, и там. Во-вторых, нет гонки, которая могла бы ее мотивировать нас на возвращение. В прошлом году окончательно распрощался со своей трофической спортивной машиной, поэтому сейчас могу только наслаждаться воспоминаниями. У нас был отличный период и отличная команда ASG — первая профессиональная команда в этом виде спорта. Сейчас я снова с Борисом Гадасиным в одной из лучших мировых профессиональных команд по ралли-рейдам: G-Force MotorSport, есть некая преемственность — десять лет мы с Борисом в одной команде.

сan1

А как вы относитесь к участию женщин на таких соревнованиях? Например, известная пилотеса зачета грузовиков Изабель Жосинту.

Самым положительным образом. Я могу сказать, что женщина в трофи — это гораздо несуразнее, нежели женщина в ралли-рейдах или ралли. В последнем случае на женщину ложится гораздо меньше физической нагрузки, нежели в трофи. Мы же не отказываем женщине в сравнении с мужчиной во всех иных качествах, кроме как в возможности держать физическую нагрузку. Это не наша воля, так природа распорядилась. Поэтому если дисциплина исключает суровую мужскую работу, то там женщина смотрится гораздо гармоничнее. От того, что Изабель Жостину едет в грузовике в качестве пилота, еще не значит, что она занимается заменой грузовых колес, у нее на это есть два человека справа.

сan28

Мне интересно поговорить с вами на тему воспитания детей, все-таки у вас их шесть…

Один раз журналисты написали, что у меня десять детей: раз у меня шесть и у Марины четыре, то, в общем, получается десять.

При подготовке к интервью, вычитала одну вашу цитату: "Трофи - это все-таки не ралли-рейд, и я спокойно беру с собой детей. Для хорошего воспитания лучшего средства не придумаешь..."

Трофи тоже прошли серьезную эволюцию, в начале 2000-х мы выезжали на автомобиле, в котором было заднее сиденье, наши дети там с удовольствием помещались, так они у нас, кстати, проехали две "Ладоги". С какого-то года это даже по регламенту стало невозможно, все, что имело более двух сидений, автоматически попадало в зачет "трофи-экспедиция". На этом все закончилось.

сan4

Продолжаю цитату: "..ты общаешься с детьми, и у вас есть общее дело. Колеса надувают и сдувают, лебедку крепят, палатки ставят, посуду моют"..

Я такое говорил? Наверно, тогда очень идеалистично относился к своим детям. Мне, наверное, хотелось, чтобы они все это делали.

Так вот: плоды такого воспитания уже видны?

Что касается спортивной части, то да, Анатолий, мой старший сын, переродился в профессионального автогонщика и это во многом благодаря тому, что мы в раннем детстве привлекали его к соревнованиям. В кабине ездил тогда только он, потому как подходил по возрасту. Остальные дети сопровождали нас, ожидая в базовых лагерях. Но все равно они были в этой атмосфере, это же замечательная атмосфера! Лагеря на берегу карельских озер, Ладоги – это невозможно забыть! Наша семья вообще склонна к путешествиям, причем автомобильный спорт – это только одна из разновидностей таких выездов. Например, мы часто путешествуем на катамаране, ходим под парусом. Обязательно на недельку – десять дней отправляем все вместе на лодке, живем прямо там, я считаю, что это точно не хуже, чем отправлять детей на пляжный отдых. Мы вообще в семье пляжный отдых как таковой не приемлем. Если мы едем всей семьей на пляж, то мы едем, например, заниматься кайтсерфингом. У нас на кайте катаются все, включая уже и среднюю дочку. У нас есть совсем маленькая дочка, которой два с небольшим, и средняя дочка — девятилетняя Александра, которая  уже катается на кайтсерфинге. Мы проповедуем активный отдых и в этом смысле автоспорт — это отличный формат активного вида отдыха.

сan14

Наш недавний собеседник Алексей Кузьмич рассказал, что готовил вашего сына к автоспорту, к штурманскому креслу. Приход Анатолия в автоспорт – это его выбор?

Мы с Кузьмичем хорошие друзья, Алексей профессионально относится к своим обязанностям, мне с ним на Дакаре было очень комфортно. Алексей, который ездил как штурман не только в ралли-рейдах, но и в классическом ралли, дал нам азы классической стенограммы. Формат российских ралли-рейдов подчас подразумевает повторное прохождение одного и тоже спецучастка и от того, как хорошо мы запишем свою стенограмму в дополнение к дорожной книге, зависит, насколько мы можем ускориться при повторном прохождении СУ. У нас с Анатолием есть свое ноу-хау, он очень хорошо развил знания, которые давал нам Кузьмич, причем до такой степени совершенства, что мы уже второе прохождение спецучастка идем практически по своей стенограмме, порой, не заглядывая в дорожную книгу. Это позволяет нам очень качественно ускоряться и является, я бы так сказал, предметом хорошей зависти у всех наших друзей-соперников. Мы реально ускоряемся и привозим с круга 100 км три-четыре минуты. Это очень много. Мало того, что во время гонки Анатолий должен смотреть в роадбук, он еще успевает записывать мои комментарии по ходу движения, не теряя нить дорожной книги, чтобы мы не налетели на какой-нибудь сюрприз. Это действительно исключительное умение и ноу-хау нашего экипажа.

сan29

Сейчас, когда вы рассказывали про совместное выступление, вспомнила, что в каком-то интервью, кажется, по итогам 2010 года, вы очень хвалили своего сына.

Мне очень комфортно с ним. У нас был с ним небольшой семейный кризис, финальную гонку в Латвии в прошлом году он со мной не ехал. Может быть, кстати, поэтому мы и не завершили ее, хотя штурман, который пришел на замену Анатолию, также профессионал. Есть такое понятие как удача, так вот она имеет свои нерациональные объяснения. Когда мы с сыном, удача немного больше к нам расположена. Ну и потом, у нас с ним уже многолетний стаж. Если он говорит мне, что можно валить, значит, можно валить. Мы используем такое понятие "верить". То есть, даже если дорога дает ощущение каких-то визуальных сложностей, то "Газ! Верить!" означает, что нога должна быть на педали газа и не надо ее поднимать.

сan20

А вы не планируете в ближайшее время принять участие в Дакаре с Анатолием?

Обязательно планирую, по крайней мере, очень надеюсь, что нам это удастся. Сейчас мы выступаем в классе Прототипов и выезд на Дакар, чтобы он был профессиональным (не просто стартовать, но и финишировать в первой двадцатке), требует достойного бюджета. Мы давно уже готовы в профессиональном плане, про моральный даже не говорю. Дело в бюджете, который я пока себе не могу позволить. Надеюсь, что это произойдет.

сan2

Следили за выступлением российских экипажей на прошедшей гонке?

Мы не просто следим за Дакаром, мы его сопереживаем. Однажды проехав эту гонку, хорошо себе представляешь всю специфику и драматизм каждой ситуации. Ну и, конечно, Дакар — это своего рода венец в ралли-рейдах, это гонка, которую можно неформально считать чемпионатом мира. Почти все сильнейшие спортсмены там собираются и выясняют отношения.

сan36

Ну тогда уже почти традиционный вопрос в данном случае: Дакар такой, каким он представляется, и Дакар на самом деле. Не было разочарования по его итогам?

У нас после Дакара не было никакого разочарования, более того, наши впечатления превзошли ожидания. Приезжая на Дакар, ты понимаешь, что это не рядовая гонка, а явление. Когда видишь весь этот обоз организации, с самолетами – пароходами,  понимаешь, какое это трансцендентное событие, причем оно экстерриториально. Плюс ко всему настолько тепло гонка принимается местными жителями, что ты чувствуешь себя чуть ли не Гагариным. Что только народ не делает, чтобы ты остановился: кто протягивает бутылку вина, кто фрукты… Если остановишься, ты погибнешь. На лиазоне мы с Алексеем один раз имели глупость остановиться, потом еле ноги унесли. Казалось бы, ничего негативного это в себе не таит, но есть просто риск опоздать, потому что не отпускают и время лиазона тоже ограничено.

сan35

У вас есть девиз "За Volikov к победе!". Откуда он пришел и как помогает во время гонки?

Этот девиз с нами еще с трофи. Если мне не изменяет память, мы его получили во время "Вепсского леса". По правилам гонки тех лет, сервис на трассе был запрещен. На одном из кругов на машине заклинило механическую лебедку (а тогда они еще были разрешены) и мы остановились в сервисе просто проконсультироваться, что нам с ней делать. Сбежался, наверно, весь сервис-парк смотреть, как я под руководством механиков, вместе с женой, пытаюсь победить эту заклинившую лебедку. Это была тяжелая муторная работа и кто-то, по-моему, из зрителей тогда в первый раз произнес эту фразу — "За Volikov к победе!". Она мне очень понравилась, более того, этот девиз отражает наше состояние: мы занимаемся спортом, чтобы отдаваться этому процессу сполна. Потому что если начнешь себя жалеть, то проще остаться на диване. Даже если не получается выиграть, надо все равно пройти свой путь до конца, и это возможно только при полной самоотдаче всех членов экипажа. Мы должны бороться за победу даже в самой безнадежной ситуации. Автоспорт такая дисциплина, где все может перевернуться в самый последний момент. Один из примеров - последний день "Шелкового пути 2012". Три машины первой десятки наделись на одно и то же дерево! К сожалению, мы были в числе этих трех. Таких примеро множество, все может быть. Поэтому в автоспорте бороться до конца — это правило, и, или, если хотите, принцип.

сan18

Сейчас в нашей беседе вы затронули две вещи: удача, которая, в принципе, никому не подчиняется, и воля к победе.

Воля к победе должна быть всегда, а удача такая изменчивая мадам, которая или соблаговолит к тебе выйти или нет. Например, тот же финальный этап Чемпионата России 2012 в Риге, про который я уже рассказывали. Мы лидеры, нас отделяют 7 минут от второго места, нормально едем, но на ровном месте у автомобиля срезает рулевую тягу. Редкая ситуация как мы потом анализировали: камень попадает между диском и рулевой тягой, от чего происходит динамический раскол рулевой тяги. Не авария, ничего, просто на ровном месте.
У меня нет какого-то решения, как госпожу Удачу привадить к себе. Мы стараемся все неудачи переживать, хотя, если честно, мы их очень мучительно переживаем, в особенности, когда это приводит к потере отличного результата. Намаливать ее как-то? Не знаю, мы в этом плане люди неверующие, но стараемся не злоупотреблять удачей. То есть, когда она к нам благосклонна, мы не пытаемся делать вид, что так оно и должно быть. Всегда относимся к ней с благодарностью.

сan11

То есть, во всякие знаки, предзнаменования и прочие приметы вы не верите?

Мы считаем, что если пытаться ориентироваться на какие-то знаки, то это дорога в никуда. Потому что сегодня знаки говорят одно, завтра – другое, это какой-то дополнительный фактор, который, я считаю, всерьез рассматривать нельзя. Какие бы не были внешние факторы, свой путь мы должны пройти до конца, только тогда удача будет к нам благосклонна. А если мы что-то увидим, что-то нам покажется не так и мы сдадимся без борьбы, то тогда лучше оставаться на диване. Никакой астрофизики и паранормальных явлений здесь не должно быть.

сan16

Вы фаталист или реалист?

Что такое фатализм? Вера в судьбу? Это вопрос диалектический. Мы можем делать свои усилия и приходить к какому-то результату, и неизвестно как он был запрограммирован этот самый результат: с усилиями или без... Я люблю другую философскую сентенцию, которая звучит примерно так: если мы ставим перед собой цель, то, может быть, мы к ней придем. Но если мы не ставим перед собой цели, то мы к ней точно не придем. Это из той же серии: помоги сам себе и Бог тебе поможет.

сan9

Раз уж мы ушли в философию: что вы для себя нашли в автоспорте?

В автоспорт мы пришли в зрелом возрасте, мне было 33 года. Автоспорт как техническая дисциплина – это почти единственный вид спорта, где можно оставаться в спорте высших спортивных достижений в таком уже сознательном возрасте. Как правило, все спортивные дисциплины требуют отличного функционального состояния, тут же совсем не обязательно бежать 100 метровку как Хусаин Болт. В автоспорте требования к физике существенные (надо выдерживать марафонские нагрузки), но они не такие, что вы должны брать какие-то запредельные высоты.  Автоспорт дает путевку в спорт высших спортивных достижений вплоть до самого зрелого возраста. Посмотрите на Шлессера — 60 с лишним лет, Человек – ураган! Безусловно, он входит в пятерку лучших гонщиков планеты. В данном случае, не рассматриваю одиозные сидячие варианты, типа шахмат и покера. Должен быть баланс между физикой и технической составляющей, а  обездвиженные соревнования (покер, шахматы, домино), это уже не спорт с моей точки зрения. 

сan13

Весь мир озабочен нехваткой времени. Мол, ничего не успеваем, а хотелось бы съездить туда, покататься там-то…  Как находите нужный баланс между работой, семьей, увлечениями?

Если бы занимался оперативным управлением компании, я бы не смог заниматься автоспортом. Моя ситуация позволяет мне как собственнику не заниматься оперативным управлением, поэтому я могу отвлекаться. Думаю, если вы посмотрите на статус автоспортсменов, то увидите, что многие из них – это собственники бизнеса. От этого естественным образом переходим к вопросу бюджетов. Автоспорт плюс ко всему это еще и сильно затратный вид спорта, потому что надо располагать не только бюджетом времени, но и бюджетом денег. Эта картина интернациональна. В автоспорте считанное количество пилотов (не важно, в какой дисциплине), которые находятся на зарплате как на зарплате. Могу вам сказать, в нашей стране таких автогонщиков нет. Это связано еще и с российским законодательством. Спонсорство по нашему фискальному законодательству разрешено только из прибыли, в то время как на Западе оно является затратной статьей баланса.

сan40

Еще из достоверных источников известно, что вы занимаетесь каратэ.

Тут секрета никакого нет, занимался спортом в детстве, теперь для поддержания формы два раза в неделю тренируюсь. Не могу сказать, что чувствую себя спортсменом здесь больше, чем в автоспорте, хотя бы потому, что каратэ – это функциональный вид спорта, а я уже давно не готов выходить на ринг, чтобы получать по голове. Я делаю это исключительно для того, чтобы поддерживать себя в форме. Два раза в неделю занимаюсь каратэ, два раза йогой, в остальные дни, если лето, то играю в футбол или большой теннис, зимой в поселке играю в хоккей со своими сыновьями.

v1

У вас есть премия "Россиянин года", поделитесь, как вы ее получили и за что?

Я не знаю, как на меня свалилась эта премия. Это был 2007 год, наша экономика была на подъеме, мы оказались на виду у этой организации. Надо понимать, что на премию "Россиянин года" номинируется каждый год много людей, мы были номинированы по признаку компаний, которые успешно работают в области спортивных технологий. Основной профиль нашей компании — поставка оборудования для горнолыжных курортов. Как-то мы оказались на виду и само получилось.

сan30

Чемпионские позывы, как правило, родом из спортивного детства. За вашими плечами есть картинговая, мотокроссовая или другие школы?

В детстве не было ничего, кроме того, что занимался в автомобильной школе. Сдал на права в пионерлагере на машине ГАЗ-69, права не получил, потому что тогда уже был склонен полихачить. Юзом проехал по футбольному полю, содрал дерн, поэтому, даже несмотря на то, что сдал экзамен, права мне не выдали. Это было чуть ли не в пятом классе. А так, классической автомобильной школы у меня нет, было бы хорошо позаниматься основой сейчас, но нет временной возможности в это погружаться. Я думаю, у нас есть неплохая техника, потому что там, где мы едем по техническим, пилотажным спецучасткам, всегда очень неплохо выступаем.

сan22

Бахи или марафоны, что вам интереснее и ближе?

Мне и то, и то нравится, нужно уметь ездить везде. Понятно, что зимой марафон невозможно сделать, ну что ж теперь, отказываться от зимней бахи, которая просто великолепна? Летом баха менее логична, но, если опять же будем рассматривать бахи, которые проходят в Европе, то им там просто негде делать марафоны. И что, отказываться от ралли-рейдов? Мне кажется, если ты любишь дисциплину, то тут, как с женщиной, ты должен любить ее во всех проявлениях.

сan41

Разговаривая сейчас с вами, невольно вспоминаю, что примерно тоже самое говорили Борис Гадасин и Алексей Кузьмич.

Ну что вы хотели, вы же разговаривали с тремя одноклубниками. Все события мы обсуждаем между собой постоянно, какой-то обмен жизненных позиций также имеет место быть.

сan7

Несколько дней назад закончилась баха "Северный лес", какие впечатления?

Впечатления самые наилучшие, новая секция очень интересная, трехмерная. Помимо того, что ралли-рейды — это гонка на длительную дистанцию, второе ее существенное отличие от классического ралли в том, что спецучастки могут быть с рельефом, которые легковые машинки не могут себе позволить. Все супер, жалко, что один день и жалко, что все-таки был один спецучасток. С оптимизмом смотрим на будущее "Северного леса".

сan5

Какие ближайшие автоспортивные планы?

Мы стараемся не опускаться ниже, чем участие в этапах Чемпионата России по ралли-рейдам, тем более они у нас стали международные: один этап пройдет на Украине, еще один в Латвии, "Шелковый путь" опять же. Чемпионат России по ралли-рейдам насыщенный, статусный.

сan12


И финальные пару слов послевкусия. Не знаю, обратили ли вы внимание или нет, но в течение всей беседы Виктор крайне редко употреблял выражение "я". "Я поехал", "я выиграл" — такого нет, и моя правка текста тут совершенно не причем. Виктор Воликов почти всегда говорит "мы", причем, это касается как команды, так и семьи. Еще важный момент, который отметила для себя после разговора: произведенное впечатление превзошло предварительное ожидание :)


Текст: Галина Кошелева
Фото: из семейного архива Воликовых, бахи "Северный лес 2013" и фотографий с facebook)

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.