Тюнинг «Соболя»: Экспедиционно-судейский ГАЗ «КАРЕЛИЯ 4Х4» в комплектации EX-ROAD
Данный проект - попытка создания из ГАЗ «Соболь 4х4» полноценного экспедиционного автомобиля, способного проходить маршруты до 4 категории трудности, а между экспедициями выполнять функции мобильного офиса на спортивных соревнованиях.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель тюнинга – превратить бюджетный, но очень «сырой» «Соболь» в удобный и надежный экспедиционный автомобиль, используя оптимальные (по соотношению цена/качество) оборудование, материалы и технические решения. Провести доработку машины с помощью лучших (преимущественно отечественных) производителей, сервисов и мастерских. Расчетный бюджет проекта – 500 000 рублей (в дополнение к 819 000, потраченным на приобретение «Соболя»). В результате мы должны получить настоящий экспедиционный внедорожник на 5-7 человек с грузом за 1 300 тыс. рублей. Импортных аналогов не существует!
«Донором» проекта послужит пассажирский ГАЗ-22177 с низкой крышей и бензиновым двигателем УМЗ-42164. Почему пассажирский? Потому что во время проведения соревнований судейская коллегия (5-6 человек) должна с комфортом разместиться в автомобиле. В варианте «комби» такое невозможно.
Низкая крыша позволяет установить прочный верхний багажник. В проекте будет использован бензиновый двигатель, т.к. тюнингованный дизельный «Соболь 4х4» уже находится в нашей эксплуатации, и хотелось бы сравнить их возможности, а также сэкономить средства в сложный финансовый период.
Основная задача тюнинга «Соболя» - превратить стандартный микроавтобус в экспедиционный внедорожник, способный одинаково хорошо перемещаться на большие расстояния (не менее 3 000 км) как по асфальту, так и по сильно пересеченной местности. Автомобиль должен быть способен преодолевать локальные препятствия 4 класса сложности (по классификации регламента для спортивного туризма на средствах передвижения): глубокие канавы, ямы и колеи, мягкий тяжелый грунт, камни и передвигаться по сложному рельефу с продольными и поперечными наклонами, перепадами высот и т.п. Расчетная автономность машины (удаление от населенных пунктов и АЗС) - не менее 300 км.
Экипаж внедорожника - 5 человек зимой (с ночевкой в автомобиле) и 7 человек летом (с частичной ночевкой в палатках вне машины). Багажник вместимостью порядка 5 куб. метров необходим для перевозки снаряжения, оборудования и запасных частей.
Срок реализации проекта – 1 год. Достижение результата будет проверено двумя экспедициями: к берегу Ледовитого океана в Ненецкий автономный округ в январе-феврале 2016 года и в Монголию через территорию Казахстана и Китая в июле-августе 2016 года.
Проект внедорожного тюнинга «Соболя 4х4» получил имя «ГАЗ «КАРЕЛИЯ 4Х4» в комплектации EX-ROAD». Название «КАРЕЛИЯ 4Х4» использовано потому, что автором и руководителем реконструкции автомобиля является Петр Груздев – председатель авто-мото комиссии Федерации спортивного туризма Республики Карелия, руководитель спортивно-туристского автоклуба «Сортавала – полный привод».
А название комплектации «EX-ROAD» принято по наименованию сайта ex-roadmedia.ru, на котором процесс реализации проекта и достигнутые результаты будут освещаться в реальном времени.
ПЛАН ТЮНИНГА
Процесс превращения «Соболя» в ГАЗ «Карелия 4х4» можно условно разделить на две части. Первая – устранение заводских «косяков», например, коротких ремней безопасности, отсутствия задней проушины, гремящих рычагов раздатки и т.п. Вторая часть – адаптация автомобиля под внедорожно-экспедиционные задачи, вроде установки блокировки в передний мост или замены главной пары на 5.125. В результате план внедорожного тюнинга микроавтобуса выглядит так:
Подвеска
Легкий лифт (10-20 мм.) и усиление подвески (дополнительные пружины или пневмоэлементы), трехтрубные амортизаторы, ограничители хода и т.п.
Рулевое управление
Изменение кастора. Установка радиатора ГУР, защиты рулевых тяг и рулевого демпфера.
Трансмиссия
Понижение передаточного числа главной передачи до 1:5.125. Блокировка Eaton в передний мост. Устранение люфта тяг и понижение передаточного числа в раздаточной коробке.
Двигатель, топливная система и моторный отсек
Установка шноркеля, зависимого (220 вт) и автономного подогревателя двигателя. Тюнинг системы охлаждения. Увеличение объема штатного и установка дополнительного топливного бака. Защита двигателя снизу. Прошивка блока управления с устранением заводских ошибок.
Электрика
Дополнительный аккумулятор с коммутацией, зарядным устройством и суперконденсаторным модулем. Инвертор 220 вольт на 1.5 – 2.0 КВт. Разводка 220 и 12 вольт. Сигнализация с телеметрией, модулем GPS и GSM. Бортовой компьютер и генератор повышенной токотдачи.
Кузов
Легкий боди-лифт (25-30 мм.), усиление рамы и антикоррозионная обработка RastStop. Атермальная тонировка стекол. Установка специального акустического комплекта «Стандартпласт». Тюнинг оптики и электродоводчик сдвижной двери.
Салон
Проектирование и постройка многофункционального трансформируемого салона с организацией хранения багажа. Установка автономного воздушного нагревателя, сигнальной громкоговорящей установки, FM-радиотранслятора, радиостанций CB, VHF, UHF- диапазонов, станции погоды, Wi-Fi интернета, беспроводной локальной сети и т.п.
Специальное оборудование
Установка пневмосистемы, задних буксирных проушин, колес увеличенного диаметра (247/75 R16). Комплектование браслетами и цепями противоскольжения, шанцевым инструментом и многим др. Проектирование и изготовление «умного» багажника с креплением под дополнительный и рабочий свет, мачты радиоантенн, освещение, звук и т.п.
ШУМОИЗОЛЯЦИЯ САЛОНА, СНИЖЕНИЕ ВИБРАЦИЙ И УТЕПЛЕНИЕ КУЗОВА
Согласно плана тюнинга «Соболя 4х4» произведена установка специального акустического комплекса.
В строгом соответствии с рекомендациями специалистов завода «Стандартпласт» и силами установочного центра «Стнандартпласт» в Санкт-Петербурге внутри салона проведена трехслойная звуко-тепло изоляция пола, колесных арок, стен и дверей, а также двумя слоями специальных материалов покрыт потолок. Снаружи звукопоглащающей антикоррозионной мастикой покрыты арки колес и днище. Специальной структурной пеной заполнены точки крепления кузова к раме.
В результате проведенного тюнинга уровень шума внутри салона «Соболя 4х4» снизился на 5 Дб (44%). Субъективно это выразилось в возможности на скорости 90 км/ч комфортно слушать музыку и вести негромкий разговор.
Стоимость работ и материалов оценивается в 65-70 тысяч рублей. Время выполнения работ двумя мастерами – около 6 часов, Плюс по 2 часа на разборку и сборку салона.
Подробно процесс установки акустического комплекса, используемые материалы и порядок работ описаны в материале «Шумоизоляция и утепление салона внедорожника "Соболь 4х4"».
АНТИКОРРОЗИЙНАЯ ОБРАБОТКА ДНИЩА, АРОК И СКРЫТЫХ ПОЛОСТЕЙ
Проведена обработка «Соболя 4х4» канадскими антикорами Раст Стоп. Препараты Rust Stop класса «А» (для защиты скрытых полостей, швов и иных соединений на кузове автомобиля) и Rust Stop класса «В» (для защиты днища автомобиля) были выбраны по причине заявленных выдающихся эксплуатационных свойств при относительно небольшой цене. Обработка «Соболя» обошлась в 6 200 рублей и заняла 1 час. И это в строгом соответствии с заокеанской технологией.
Защита микроавтобуса от коррозии проводилась у официального партнёра прямого поставщика антикора Раст Стоп – в антикоррозийной мастерской «Конвел» (Москва).
Подробно весь процесс антикоррозийной обработки описан и проиллюстрирован в материале Антикоррозийная обработка «Соболя 4х4».
ЛИФТ КУЗОВА И ПОДЪЕМ РАДИАТОРА
Согласно плана тюнинга «Соболя» и превращения его в экспедиционно-судейский ГАЗ «Карелия» в комплектации EX-ROAD, был выполнен лифт кузова и подъем радиатора. Внедорожник стал на 4 сантиметра выше, а радиатор теперь висит на 5,5 см выше штатной позиции.
Установлены капролоновые проставки диаметром 70 мм. Высотой 4 см и внутренним диаметром 12 мм под штатный болт. Комплект был куплен в обычном магазине для внедорожников и обошелся в 1500 рублей. Плюс более длинные, чем штатные стальные болты еще за 300 руб.
После установки проставок длинны штатных болтов на второй и третье (от капота) точках крепления кузова уже не хватало. С этих точек заводской крепеж был перенесен на первые и четвертые кронштейны, а вместо них установлены удлиненные болты (на 4 см больше штатных)
Выполненный лифт кузова позволил:
- Увеличить передний и задний свес «Соболя» и приподнять над землей радиатор
- Поставить колеса чуть большего диаметра 245/75 вместо 225/75. Были 29 `` стали 30 ``,
- Впоследствии установить съемные силовые пороги и защиту раздатки. Кузов поднялся и освободил место под подрамник, который будет вровень с днищем.
- Заменить штатный бензобак на емкость большей вместимости (плюс 15 литров) и установить дополнительный съемный топливный бак.
Работы по лифту кузова «Соболя» выполнялись самостоятельно в гараже силами двух человек и заняли около трех часов.
Помимо того, что кузов в целом поднялся на 4 см, радиатор удалось еще отдельно поднять на 5,5 см. Теперь он не выступает вниз из-под бампера и не цепляет препятствия.
Работы по подъему радиатора не сложны. Надо просверлить два дополнительных отверстия в рамке радиатора и перезакрепить нижние болты в верхние штатные отверстия, а верхние установить во вновь просверленные отверстия.
В результате радиатор теперь висит над землей на высоте 65 сантиметров (на штатных колесах), полностью спрятан за бампером и вероятность его ударить сведена к минимуму.
УСТАНОВКА ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ПНЕВМОПОДВЕСКИ
Разработку, изготовление и установку на наш внедорожник ГАЗ «КАРЕЛИЯ 4Х4» в комплектации EX-ROAD экспедиционной пневматической подвески выполнила компания «Механик-А» (бренд © Aride).
Работа уникальная и не зря пневмоподвеска названа экспедиционной. Это двухконтурный эксклюзив, собранный на сильфонных пневмоэлементах и способный не только разгрузить заднюю ось, но и независимо поднимать переднюю часть кузова. Плюс резервные входы воздуха и дополнительная система для подкачки колес. Насколько нам известно, такой воздушный тюнинг «Соболя 4х4» еще никто не делал. Существующие для грузовых «Газелей» и «Соболей» решения хорошо компенсируют вес, но не годятся для бездорожья.
Все подробности о решенных задачах, процессе установки и устройстве пневмоподвески читайте в отдельном материале Пневмоподвеска для "Соболя 4х4".
УСТАНОВЛЕНЫ ЗИМНИЕ ПОКРЫШКИ Nokian Hakkapeliitta LT2
Речи об использовании зимой, а особенно в Арктике всесезонной нешипованной резины вообще быть не может, даже не пытайтесь меня в этом переубедить. И протектор не тот, и состав резины другой и т.д. и т.п.
На зимнем маршруте Варандей-2016 была возможность сравнить Nokian Hakkapeliitta LT2 в размере 245/75 R16 с всесезонной, но шипованной шиной Cooper Discoverer M+S в том же размере.
Сильно перегруженная машина почти весь закрытый зимник прошла с 0.7 спереди и 0.8 сзади. На некоторых участках хотелось и больше приспустить, но катится по местами сильно неровному льду, было бы опасно как для резины, так и для дисков. Острые ледяные кромки проваленного зимника обязательно загубили бы колеса.
О результатахсравнения покрышек и тесте зимней резины Nokian Hakkapeliitta LT2 читайте в отдельном материале Зимние шины Nokian: Испытания Арктикой
Перепрошивка программы управления двигателем (чип тюниг) добавила Соболю 4х4 силы, адекватности и сдвинула «на низы» пик мощности.
«Соболь поехал. Машину не узнать. Особенно радует ставшей четкой педаль газа. А изменившуюся к лучшему тягу на низах можно сравнить с эффектом, получаемом после замены главной пары», - не скрывал своего восхищения Петр Груздев.
Работы выполнялись специалистами компании "ЧИП СПБ". О подробностях перепрошивки двигателя Соболя и полученных результатах читайте в статье Чип тюнинг внедорожников: Как Соболь 4х4 поехал лучше.
УСТАНОВЛЕНЫ АМОРТИЗАТОРЫ PEDDERS
Австралийские амортизаторы Pedders TrakRyder от компании Ex-Road - эксклюзивного представителя этой фирмы в России. TrakRyder, газонаполненные с Foam Cell (ячеистая хрень против закипания), двухтрубные и отлично ведущие себя при низких температурах. Толстенный 40 миллиметров шток и чуть больший ход на отбой - как раз то, что нужно для надежной и комфортабельной езды.
Подробности установки и отзывы после года эксплуатации читайте в материале Амортизаторы Pedders: год испытаний «Соболем 4х4»
Продолжение следует
В комментариях запрещен мат.