Rainforest Challenge Малайзия: Grand Final мировой серии
Каждый год журналисты составляют свой рейтинг самых тяжелых внедорожных соревнований в мире. По итогам этого рейтинга публикуют "Top 10" самых -самых офф-роудных гонок. Как правило, первые две строчки занимают "Dakar" и "Baja-1000", а малазийское Rainforest Challenge (RFC) прочно входит в "десятку", кочуя в разные годы с пятого на девятое места. Соревнование проводится уже 15 лет, а в 2015 году на старт вышло почти четыре десятка экипажей.
Валерий Любаренко приезжает на RFC в четвертый раз.
"Откуда же приезжают команды, и как оказываются в Малайзии их автомобили"? - это один из самых часто задаваемых вопросов касательно RFC.
Мировая серия Rainforest Challenge состоит из более чем 20 региональных отборочных этапов во многих странах: в самой Малайзии, в Китае (оттуда традиционно приезжает сильная команда и большая делегация), в Индии, в Шри Ланке, в России (аж 2 отборочных этапа - в Москве, RFC от команды PRO-X, и во Владивостоке "Тропа тигра"), во Вьетнаме, в Таиланде, Индонезии, Италии, Польше, Болгарии, Австралии и Корее.
Визитная карточка спецучастков RFC - крутые глиняные подъемы.
Периодически (не каждый год) проходят гонки в Португалии, Индонезии, на Филиппинах, Венесуэле и в других странах. Победители получают право на бесплатное участие в главном Rainforest Challenge в начале декабря, при том, что взнос за участие составляет около 3000 долларов США.
На RFC проходит много фотосессий на память
Конечно, не все местные чемпионы добираются до Малайзии. Основное препятствие - это, разумеется, финансы. Не у всех есть возможность оплатить перевозку автомобилем по морю из своей страны. Стоимость контейнера из европейских портов до Малакки - около 7000 евро. У некоторых команд есть спонсоры, а кто-то, например, ребята из Владивостока едут на собственные средства.
Штурманом у Валерия Любаренко был Андрей Катков - один из строителей этой машины.
Можно не везти свою машину, а взять в аренду на месте. Но тогда вы будете иметь дело с лотереей. Как правило, хорошие машины на прокат не дают. За 1-2 тысячи долларов вам вручат старый "убитый" автомобиль, на котором можно въехать на стартовый подиум, и, если повезет, то проехать 1-2 СУшки пролога, после чего транспортное средство превратится в недвижимость. В общем, поучаствовать можно, а вот хоть как-то претендовать на победу - нет.
Это - не переворот! Автомобиль под управлением Владимира Оконешникова продолжает движение в таком положении!
Приятным исключением стало выступление московско-питерского экипажа Александра Билана - Владимира Оконешникова, победителей российского отбора RFC. Вопреки стереотипу, заложенному в фильме "Брат-2", что "мы русские, своих не обманываем", машина, которую предоставил наш соотечественник, живущий в Малайзии, Денис Степаненко, не только проехала всю гонку без существенных поломок, но и позволила экипажу войти в "десятку". А в рейтинге "арендованные машины", завоевала почетное первое место. Все остальные внедорожники в первой десятке - это построенные руками экипажа.
Владимир Оконешников.
Каждый раз, когда гонку выигрывает не малаец (а за пятнадцатилетнюю историю это удалось сделать только россиянину Роману Кульбаку, причем дважды), то это придает новый импульс RFC. На старт выходят сильные местные экипажи, с целью - обыграть русских.
В этом году бой россиянам решила дать команда MAXIS, поддерживаемая шинным брендом. Сразу три экипажа на прототипах свежей постройки, с очень скатанными и опытными экипажами не скрывали своей цели - выиграть RFC, и тяжелое соревнование началось с первых же СУ. Пилоты ездили на грани фола, казалось, что машины вот-вот разлетятся в клочки на всех немыслимых прыжках, ускорениях и падениях. Вторые пилоты (штурманы) - накачанные атлеты, к тому же местные, живущие в жарком климате. Экипажи сплоченные, оснащенные переговорками, и, казалось, понимающие друг друга на ментальном уровне. С такими соперниками нашим двум экипажам из Владивостока, - Роме Кульбаку и Валере Любаренко пришлось нелегко, - первая пятерка участников это была "высшая лига", разительно отличающаяся от всех остальных.
Очень много грязи! Не только на СУ но и просто на переездах между ними.
А среди остальных была и сильная китайская команда, с многочисленной группой поддержки. И несколько местных экипажей, в прошлые годы неплохо выступавших, и жаждавшие реванша. Кроме того, постоянные участники RFC, например австриец Маркус Освальд, для которого эта гонка уже десятая. Все-таки опыт часто заменяет и превосходит и молодой задор, и заряженную технику. Польский экипаж не смог отправить в Малайзию спортивную машину (контейнер с ней застрял в порту Гамбурга), и выступала на SSV Can Am Maverick. При этом, сумел показать неплохой результат. Таким образом на RFC Grand Final серьезная международная конкуренция. Поэтому, гонка считается неофициальным Чемпионатом Мира по трофи.
Начало соревнования - торжественный старт. Происходит он сначала в столице страны, в Куала Лумпуре, а затем в столице штата, где собственно и проходит гонка. В 2015 году это был штат Серембан, в 100 километрах южнее Куала Лумпура. Торжественные речи правительственных чиновников и самого султана (а штаты в Малайзии управляются монархами), общественных деятелей и Луиса Ви, основателя серии RFC. Проезд через подиум, фотосессия как личная, так и коллективная.
Выставка машин участников и место старта в Куала Лумпуре.
Первые 2-3 дня посвящены прологам. Это обычные для RFC короткие 15 минутные спецучастки, но сделанные рядом с асфальтовой дорогой в удобном для зрителей месте. Сюда приезжают болельщики со всей страны, и, даже, из соседних стран. Например, много китайцев и корейцев. Да и наши, Владивостокские болельщики, тоже заглядывают.
Как правило, на первых СУ спортсмены присматриваются к трассам, друг к другу. Ну а наши ребята, Саша и Володя, еще и приспосабливались к новой для себя машине. Автомобиль сделан на базе Suzuki Jimny. Мощная механическая лебедка с приводом через раздатку и пневмовключением (невозможно отключить привод под нагрузкой, надо ослабить натяжение). Раздельные гидропневматические тормоза задних колес (для маневрирования в узостях). Гидроруль без механической связи "баранки" с колесами. А также много мелочей, которые водитель должен освоить в совершенстве.
Заветный для многих строителей машин кадр. Вид на багги Романа Кульбака снизу!
Пролог проехали без DNF (Did Not Finish - не прохождение трассы), с неплохими временами. Один раз легли на бок, но сами встали на колеса и продолжили гонку.
Победители гонки - команда с острова Борнео (Малайзия)
После пролога переезд в лагерь в горах. Все едут конвоем - и спортивные машины и технички и пресса. Впереди - организаторы. Многие препятствия проходятся с трудом. На одном из оврагов улетела вниз китайская машина - ее поднимали всем миром. RFC - это не только соревнование на спецучастках, но еще и приключение. Теоретически, надо везти все свое на спортивной машине. Но на практике, лагерное имущество везут на машинах сопровождения, и, бывает, что та отстает и экипажам приходится импровизировать с ночлегом.
На трассе - Роман Кульбак.
Следующий лагерь - на склоне горы. Бульдозер нагреб площадки, и на них, по колено в мокрой глине, и стоят команды. Растягивается тент, под ним ставят раскладушки, ящики и стулья. Так и живем, под дождем или палящим солнцем. Насекомых практически нет, ночная прохлада дарит хороший отдых.
А утром - спецучастки на горных склонах. Небольшая речушка пересекающая лагерь, после нескольких машин становится серьезным препятствием. Буксующие спортсмены нарезают колеи глубиной по пояс, и движение по лагерю становится возможным только на лебедке. Пешеходы же передвигаются по колено в жидкой глине. Самое лучшее место для любителей романтики джунглей!
Многие СУ - водные, прямо по руслу горной реки.
Через два соревновательных дня спортсмены уезжают в следующий лагерь. Теперь их объединяют в команды по 4 машины, и отправляют в джунгли. По горам шел человек с мачете, немного срубил веток, повесил ленточек. Вот по этому пути и едут автомобили спортсменов. Всего 8 километров. Первые 500 метров первая группа проезжает за 12 часов.
Наши три машины и австриец - во второй группе. Стоим и ждем своей очереди. Обогнать негде, - склоны круче 50 градусов, и все время подъем среди лиан и огромных стволов. Начали двигаться уже к вечеру. Тем временем, часть машин первой группы уже сломалась. Прорубаем новые проходы, копаем склоны. К 4 часам утра решаем, что в темноте ехать бесполезно, и ложимся спать прямо в колее, под открытым небом. Очень устали штурмана - карабкаться полдня подобно человеку-пауку по крутым стенам - нелегко.
Просто дорога из лагеря в лагерь. Здесь едут и технички и машины прессы.
Утром, с рассветом продолжили подъем. Достигли перевала, и пошли на спуск. Владивостокцам хорошо - сзади электролебедки. А Саша и Вова опять на механике. Каждый раз надо упираться в дерево, чтобы зафиксировать машину. И спуску не видно конца. Наконец, в 4 часа дня, наши первыми достигли лагеря. А еще две группы приехали только через сутки. Всего в джунгли зашли шесть групп, вышли - три. Постфактум организаторы назвали этот перегон "Сумеречной зоной", - большим спецучастком, за прохождение которого присваивается 200 очков.
Последний лагерь располагался в местном "доме отдыха" на ровных и сухих полянах. Вокруг этого лагеря проложили 12 СУ. В том числе и ночные. Идеи "ночных СУ", судя по всему, Льюис Ви на малайскую землю принес после летнего посещения соревнования "Trophy Boutique" команды PRO-X, промоутера RFC в России. Теперь и в Малайзии стало популярным ездить по бездорожью ночью. Правда, серьезного трофи ночью не было, - участки скоростные, на умение управлять машиной.
Финиш ночного спецучастка - на острове посредине реки.
Ну а дневные спецучастки - огромные камни и стволы деревьев, реки и грязевые ручьи. Много переворотов случилось именно на финальных СУшках. Лидеры отрывались, серединка догоняла, а "хвосты" просто не выходили на старт.
В итоге, на первых двух местах оказались местные гонщики с острова Борнео. На третьем - четвертом - владивостокцы Роман Кульбак/ Влад Головкин и Валерий Любаренко/Андрей Катков. Владимир Оконешников и Александр Билан - девятые. А всего из 36 стартовавших завершить гонку смогли лишь 16 автомобилей.
Роман Кульбак и Влад Головкин - призеры гонки.
В отличие от отечественного, во многом болотного, трофи, гонки в формате RFC в первую очередь зрелищны, а во вторых - многообразны и комплексны. Набор препятствий здесь самый разнообразный - от крутых подъемов и спусков до боковых уклонов, грязевых ванн, камней и бревен. Даже человек, прокладывающий трассы называется "Дизайнер спецучастков", - настолько это близко к искусству.
Дальневосточные спортсмены давно освоили гонки в Юго - Восточной Азии. И вот в очередной раз сюда приехали представители Центра России, и показали неплохой результат. Ребята настроены построить свою собственную машину, и пусть не в следующем году, но через год, побороться за главный приз само престижной и тяжелой трофи гонки мира - Rainforest Challenge.
Владимир Оконешников и Александр Билан с призом "Командный дух"
Текст Алексей Меньшенин
Фото: автор и Евгений Шумал
В комментариях запрещен мат.