ruende

Мероприятия

Выставки • Встречи

Роберт САНАКОЕВ: О прошлом, настоящем и будущем

27 марта 2013 года произошла реорганизация комитетов РАФ, в результате был образован единый Комитет внедорожных соревнований, который объединил трофи-рейды, ралли-рейды и джип-триал. В мае Большой Совет утвердил Роберта Санакоева Председателем Комитета Внедорожных Дисциплин. С ним мы и решили поговорить о самых насущных проблемах внедорожного движения.

Начнем с традиционного вопроса: как, когда и по чьей инициативе вы окунулись во внедорожную сферу?

Мое первое соревнование "Ладога-трофи" 2003 года, тогда, в составе экипажа из Казахстана, в зачете «Рейд» занял 3 место. Как и для многих трофистов, "Ладога" занимает особое место в моей спортивной биографии. Юрия Овчинникова считаю своим первым учителем, он привил мне азы внедорожного движения. После "Ладоги" принял участие в нескольких российских соревнованиях, а в декабре 2003 года, вместе с экипажем легендарной "Черной каракатицы", поехал в Малайзию на RainForest Challenge. С 2004 года начал принимать активное участие в этапах Чемпионата России, тогда же была организована наша команда ASG. В том же 2004 году она стала Чемпионом России в командном зачете и мы приняли решение провести собственное соревнование - Кубок ASG GERZ, руководителем которого я стал. Тогда же был назначен членом комитета по трофи-рейдам. Работа в комитете по трофи-рейдам, а потом и в комитете по ралли-рейдам, позволили мне реализовывать свое видение развития данных спортивных дисциплин, которые близки мне как организатору и участнику.
В 2010 году мне предложили возглавить комитет РАФ по ралли-рейдам, а потом еще и по трофи-рейдам. Обладая знаниями и опытом в обеих спортивных дисциплинах, у меня теперь есть возможность продвигать общие идеи, необходимые для развития трофи и ралли-рейдов.

Какая ваша основная цель деятельности на данных постах?

РАФ - это общественная организация, ее основная миссия – подготовка свода правил, документов, по которым в дальнейшем проходят все официальные российские соревнования. Все необходимые требования для трофи и ралли-рейдов мы пишем сами. Конечно, у нас есть международные документы, минспортовские, на которые мы ориентируемся при составлении наших правил. Основная задача и цель комитетов - сделать эти виды спорта – трофи и ралли-рейды - максимально популярными и доступными. Мы стремимся увеличить количество участников, привлечь массового зрителя, прессу, обратить внимание спонсоров, создать благоприятные условия как для организаторов, так и для спортсменов. По факту, Комитет занимается мониторингом соревнований, пишет правила, мы выезжаем на места, помогаем организатором и спортсменам.

Вот теперь начнем по порядку. Первое, что вы упомянули, - это согласование правил проведения российских соревнований с международными. Вчера а разговор проходил в середине апреля на ралли-рейде "Золото Кагана", в банкетном зале, развернулась жаркая дискуссия, в которой приняли участие как именитые спортсмены, так известные организаторы. Не скажу, что все поняла, но пришли ли в итоге к консенсусу?

К консенсусу в банкетном зале прийти очень сложно. Понятно, что это спорт, и победа в любом случае достается только одному. У каждой команды на соревнованиях есть собственные интересы. Спортсмены и их представители - образованные, солидные и успешные люди, которые научились облекать свои просьбы в достаточно хорошую упаковку, поэтому многим присуще пытаться отстаивать собственные интересы, прикрываясь общим благом. В том числе, так было и вчера. Понятно, что когда какие-то правила утверждают, то не всегда это всех устраивает. И это нормальное явление. Прошедшее заседание - первое в этом году, его цель - довести принципы, по которым мы работаем. Они просты: каждый из членов комитета имеет право поднять вопрос по любому спортивному поводу и предложить что-то новое. Много лет работая в данном направлении, знаю, что носитель идеи сам должен ее хорошо и понятно донести до других, лучше него с этим никто не справится.

Насколько на сегодняшний день правила проведения российских ралли-рейдов приближены к международным?

Очень близки, работа в данном направлении идет не первый год. За последние несколько лет мы провели несколько международных соревнований, например, в Белгороде прошла кандидатская гонка на проведение этапа Кубка Мира; еще кандидатский этап - баха "Северный лес" - состоялся этой зимой; три года подряд в Латвии проводим выездные этапы Чемпионата России. Эти соревнования изначально проходят по международным требованиям. Но пока что 100% - идентичными мы их сделать не можем. Во-первых, у нас есть национальный класс, которого в FIA нет. Во-вторых, всегда нужно учитывать российскую специфику подготовки трасс и техники. Например, сегодня идет работа, связанная с регистрацией нового зачетного класса Т3, который продвигает Олег Майоров. Есть много нюансов, которые нужно учесть. Например, трассы в Абу-Даби – это сплошь пески, а на наших соревнованиях без грязи никуда. Поэтому в международных технических требованиях у этого зачетного класса нет обязательного лобового стекла, а в наших условиях без него просто невозможно.

Какие правила - изменения были внесены в этом сезоне в ралли-рейдах?

Никаких серьезных изменений не было, были только уточнения по рестриктору. Чемпионат России по ралли-рейдам ничем не отличается от Чемпионата России по футболу, мы действуем в рамках общих правил Министерства спорта России, поэтому не имеем права в течение года вольно менять и трактовать требования, утвержденные ранее.

Теперь поговорим о трофи-рейдах. Большинство моих предыдущих собеседников утверждали, что трофи - это тупиковая дисциплина, которая обречена на вымирание.

Сколько я себя в трофи-рейдах помню, всегда так говорили. Причем большей частью так говорят те товарищи, которые пробовали и у них не получилось, и, раз у них не получилось, значит, других ждет та же участь.

Ну, не могу сказать, что у таких асов, как Трушников, Евдокимов, Майоров ничего не получилось.

Но они же перестали этим заниматься?! И Трушников, и Евдокимов, и Майоров теперь не проводят трофи-рейды, наверно, они просто перестали в них верить и потому ушли. Я этих людей отлично знаю, взаимодействовал с ними как на соревнованиях, так и вне их, с Евдокимовым, например, близко дружу. Каждый из них по-разному ушел из трофи-рейдов, но у меня по этому поводу есть своя точка зрения. Мне скрывать нечего. Трушников вырос из этой спортивной дисциплины, да, он был родоначальником, одним из тех, кто стоял у истоков. Потом ему стали больше интересны экспедиции, он стал заниматься экспедициями. С Олегом Майоровым другая история: пока ему это было коммерчески выгодно, он этим занимался.

А.ТрушниковИ.ЕвдокимовО.Майоров

Вы сказали, что комитет занимается написанием правил проведения, технический требований к соревнованиям по всей России. Насколько мне известно, на сегодняшний день в Сибири трофи-рейды проводятся по отличным для той же Москвы правилам, в том числе, и соревнования, официально заявленные в Единый Календарный план (ЕКП) Минспорта России.

Несколько лет назад для того чтобы объединить организаторов, федерации и прочие внедорожные организации, был предложен формат проведения Кубка России через отборочные этапы. Мы назвали отборочные этапы Кубками РАФ с классификацией по регионам – зонам проведения, вот на них действуют единые правила проведения и единые технические требования. Через эти соревнования организаторы на местах стали потихонечку, не сразу, не все, но приходить к общим нормам и принципам. Причем, инициатива в данном случае больше идет от спортсменов, которым хочется попасть в Финал Кубка России.

Трофи-рейды как спортивная дисциплина, безусловно, двояка, не все ее воспринимают как спортивную. Все-таки мы вышли из покатушек, из выездов на шашлыки и прочих внедорожных прогулок. Психологическая анархия при проведении соревнований у многих организаторов присутствует в головах до сих пор. Каждый считает, что раз это его мероприятие, его поляна, то и не надо к нему лезть; организатор хочет, чтобы было массово, а как это сделать, он знает и без подсказок других. А чем меньше правил, тем больше участников собирают мероприятия, но организатор не сразу понимает, что эта анархия в первую очередь ударит по нему. Например, одно из самых массовых мероприятий - "Осенний" и "Весенний призывы", - закрыли сами организаторы, потому что не могли справиться с участниками. Люди стали пить, накуриваться, а с этой массой неорганизованных спортсменов невозможно построить светлое будущее. Да, была массовость, но эта массовость должна к чему-то вести.

Редкое исключение в этом плане "Ладога", которая уже много лет остается популярным соревнованием, опять же, благодаря тому, что там есть спортивная составляющая. Хотя в последние годы количество туристов в разы превышает количество экипажей, выступающих в спортивных группах TR1, TR2, TR3. Кстати, я Юре еще в 2003 году говорил, что ставку нужно делать не на спортсменов, а на туристов.

Вы уже третий человек, который мне говорит, что это он предложил Юрию Овчинникову ввести туристические группы на "Ладоге"

Ну, может быть. Но я это ему показал на примере RainForest, там как раз реализован этот принцип. Это достаточно хорошо распиаренное соревнование, но, по большому счету, спортивная составляющая "Ладоги" на восемь голов выше. У Юры был перебор в свое время, он очень дорожил количеством иностранных спортсменов, но и нашим нужно не забывать уделять внимание.

Вернемся к разговору о целях работы комитета. Вы говорите, что ваша работа направлена на увеличение количества спортсменов. Насколько мне известно, этапы Чемпионата России по трофи-рейдам собирают максимум 3-6 экипажей, и то только в некоторых зачетных группах.

Чемпионат России по трофи-рейдам - реально одна из самых сложных и дорогостоящих серий. В предыдущие годы, с моей точки зрения, был сделан ряд ошибок, которые сильно оторвали участников Чемпионата России по технике, себестоимости присутствия на самом соревновании от основной массы спортсменов. Теперь пытаюсь изменить эту ситуацию. Во-первых, этапы ЧР снова вернулись к формату выходного дня (пятница регистрация, суббота-воскресенье – гонка); уменьшены стартовые взносы и поставлена задача организаторам, чтобы трассы были интересными и не супер сложными. То, что несколько лет приводило к упадку Чемпионата, за один день или даже за один год повернуть вспять сложно. Когда некоторые мои друзья, уважаемые спортсмены, строят машины за космические суммы, прилетают на вертолете, то это создает вокруг Чемпионата ауру не совсем благоприятную. Типа это дорого, могут принимать участие только олигархи, так все сложно, что нечего и пробовать – вот эти постулаты я планомерно ломаю. Думаю, что сломаю. Уже в этом году трехкратный чемпион России Владимир Амельченко не будет участвовать в Чемпионате, Роман Антонов также не выйдет на старт. Как только про это стало известно, количество людей, которые хотят принять участие в ТР3, стало больше. Идет смена поколений. С одной стороны, респект и уважение этим спортсменам, но, с другой, когда на протяжении нескольких сезонов один и тот же экипаж все время выигрывает, это не очень благоприятно сказывается на самом Чемпионате.

Насколько слышала, основная загвоздка, тормозящая рост количества участников, связана с Техническими требованиями, выполнение большинства из которых оказалось неподъемным для участников

Моя позиция, касающаяся технических требований, неизменна: я, как спортсмен, который всю свою спортивную биографию выступает на машине ТР2, считаю, что на автомобиле, близком к стандартному, добиваться успеха более почетно, нежели строить за бешеные деньги прототип и выигрывать за счет техники. Меня за это ругают, но - да, я ограничиваю богатые команды. Мы изменили размер колес, вес автомобиля, запретили ряд инноваций, которые позволяли некоторому количеству экипажей получать излишнее преимущество. Опять же, я не со стороны пришел, из этих же болот и вышел, поэтому понимаю зависимость веса и колес, наличие супер лебедки и так далее. Это тоже шаги, которые должны уровнять шансы участников. Да, я заявил и продолжаю заявлять, что все серьезные изменения в технических требованиях будут только через год, не раньше. Хотя было и такое: появлялся сильный богатый спортсмен, а проблемы в правилах существуют, и быстро начинал их обходить и приходилось в пожарном порядке что-то запрещать. Безусловно, это выглядело не совсем правильно, был некий хаос, люди довольно жестко говорили, что это неправильно. Я живу не в вакууме, критика до меня доходит, тоже умею делать выводы. Моя цель в трофи-рейдах – возродить Чемпионат России, чтобы он стал снова таким, каким он был и должен быть. Да, 150 экипажей на старте этапе Чемпионата России - это все-таки вряд ли, это серьезная дорогая серия, несмотря на то, что трофи-рейды - достаточно массовая дисциплина. Мы не можем объявить: приезжайте все, кто хочет. Мне тоже не нравится низкая наполняемость, но те шаги, которые мы делаем, полагаю, рано или поздно принесут свои результаты. Идея с отборочными этапами Кубка России выросла не на пустом месте. Много лет Чемпионат России называли Чемпионатом Центральной зоны, потому что задействована, в основном, была европейская часть. Было пару лет, когда вроде бы удалось договориться с Зауральем, но, опять же, возник вопрос личных амбиций организаторов. Хотя, я считаю, что один из самых интересных этапов Чемпионата России, на которых я бывал, это "ЗАХА", 2004 год. Заключительный этап, великолепная гонка, я мечтаю это соревнование когда-нибудь возродить.

У меня до вас как раз было интервью с Евгением Шаталовым, он сказал, что та "ЗАХА" не оставила никаких приятных эмоций у организаторов, так что ваши мнения здесь расходятся.

Поэтому Шаталов больше и не проводит этапы Чемпионата России, а занимается экспедициями, это опять же вопрос внутреннего ощущения. Гонка была отличная, место великолепное, проблема была в том, что организатор (кстати, тогда был не Шаталов, а Чепцов), не смог четко понять разницу между традиционным соревнованием и этапом Чемпионата России. Последний этап, ставки высоки и нечеткость формулировок в Правилах проведения и в регламенте дала возможность некоторым спортсменам использовать это против организаторов. Был подан протест, да, это было, это не противоречит моему мнению, что гонка была хорошая.

Продолжим дальше: Чемпионат и Кубок России по трофи-рейдам…

Кубок России – это полигон для испытаний форманта Чемпионата России, модель проведения Кубка будет использована в ближайшее время и на этой серии. Кубок пока что эту роль выполняет. Разные регионы показывают себя по-разному: где-то движение чуть слабее, где-то сильнее. Сейчас активно развивается Черноземье, до этого на Урале был "бум". Да, были косяки комитета по отношению к гонкам, разошлись интересы, но, надеюсь, скоро мы вернемся на эти соревнования. Например, в этом году "Вепсский лес"будет снова этапом Чемпионата России. Противостояние Юры Овчинникова и Комитета было таким сильным, что одно время мы не могли даже сесть за стол переговоров. Кстати, половина заинтересованных людей не верит, что этот этап все-таки состоится.

Ну, с Юрой не просто договориться иногда…

Я попытаюсь.

Следующий пункт, который вы обозначили в деятельности комитета – привлечение интереса со стороны СМИ. Я тоже представитель СМИ, не скажу, что прям уж такой крутой журналист, но, в принципе, мониторю все важные ресурсы и могу сказать, что информация по Чемпионату России не попадается мне на глаза. Только если начну искать ее как-то специально, через сайт комитета, и то больше Календаря, Регламента и Правил Проведения там не найти. Я, как представитель СМИ, не вижу, что Чемпионат России как-то продвигается, более того, кто в прошлому году является Чемпионом России, не знаю.

На самом деле, это одна из серьезных проблем, поскольку ты сама не первый день в этом виде спорта, то должна понимать, что трофи сложно снимать, тяжело освещать и людей, которые так, безоговорочно и достаточно бескорыстно готовы поехать в наши болота, можно пересчитать по пальцам. В бюджете соревнования эта статья – работа со СМИ - достаточно серьезная. Пригласить журналистов мало, вопрос даже не в том, чтобы накормить, оплатить дорогу – это тоже не проблема. Проблема как доставить туда, где непосредственно проходит соревнование. Я, как организатор, могу делать только одно – нанимаю Гарагашьяна на его чудо-технике, но у него одно место, сажу журналиста или видеооператора и так доставляю на трассу. Да, есть официальный сайт, по возможности, когда есть возможность на местах мы пытаемся писать пресс-релизы и пост-релизы. Но мы пока никак не может выйти на то, чтобы доставлять журналистов на трассу, или нанять штатного сотрудника, который будет писать информацию на официальный сайт.

В данном случае я даже готова впустить в ход пафосные слова: ну как можно на СМИ "забивать"! Ведь достаточно посмотреть на историю: большевики в 1917 году в первую очередь захватили здания газет и телеграфа (по крайней мере, так нас учили на журфаке). Ведь победители – это герои, и если мы не будем их хвалить на каждом углу, то пропадет всякая мотивация, я уже не говорю про желание.

Я с вами согласен, это большой пробел, который нужно убирать. Я сам этого сделать не могу, кто-то же должен это сделать, но на сегодняшний день такого человека нет, как и нет системного подхода к освещению и пиару трофи-рейдов.

“Кто если не мы ?” - С.Б.

Ну и напоследок еще один животрепещущий вопрос: нет ли проблем по присвоению спортивных званий?

В ралли-рейдах нет, это международная спортивная дисциплина, и наши ведущие спортсмены (например, Борис Гадасин) имеют звания "мастер спорта международного класса". Трофи-рейды, по независящим от нас причинам, были одно время вычеркнуты из Реестра видов спорта РФ. Как только это было сделано, Комитет тут же стал пытаться это отыграть. РАФ сначала вычеркнул эту спортивную дисциплину, а через год подал вновь документы на ее признание. Опять же: изменения в реестр вводятся с определенной амплитудой, соответственно, решение Комитета с решением спортивного совета у нас было на руках еще в прошлом году, в этом году подаются документы на изменения РВС на 2014 год.

Текст: Галина Кошелева.
Фото: М.Ласточкин, Ю.Овчинников, C.Белостоцкий, А. Давидюк, А. Федотова

Еще новости и статьи про Соболь 4x4

13.09.2019
 23709     

Автомобилистов подразнили прототипом нового ГАЗ «Соболь 4×4»

Торпедо от ГАЗели NN, светодиодная оптика, внедорожная резина и многое другое – таким увидели будущий «Соболь 4×4» посетители выставки «Комтранс 2019»…
15.08.2019
 31922     

«Карго-клипс» превратит грузовой фургон во все что угодно – от автодома до мастерской

Универсальная модульная система CargoClips за несколько минут превратит грузовой фургон в мастерскую, автодом, мобильный мото-гараж и многое другое, а то…
24.07.2019
 7063     

Конь-огонь

Стандартный ГАЗ «Соболь 4х4» прошёл маршрут Чемпионата России по спортивному туризму и преодолел препятствия Чемпионата Европы в рамках «Ладоги Трофи…
21.05.2019
 8055     

«Это не ГАЗель»: Третий СобольFest прошел под Тверью

18 и 19 мая в Тверской области состоялся весенний этап внедорожного фестиваляСобольFest. Владельцы полноприводных «Соболей» в третий раз собираются для…
01.04.2019
 8958     

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» расширяется

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» преобразуется в «Клуб ГАЗ 4х4» и начинает жить новой жизнью. Обновленный клуб ждет владельцев не только…
15.03.2019
 14153     

Как самому сделать бампер

Дмитрий Клюев рассказал, как они вдвоём с товарищем сами сделали стеклопластиковый бампер на ГАЗ «Соболь 4х4». Оказывается, это совсем не…
11.03.2019
 7100     

Алюляй поехал через всю страну

Любой владелец автомобиля ГАЗ «Соболь 4х4» и других ГАЗов вместе со своим автомобилем могут стать героями фильмов Олега Смирнова (Алюляя),…
08.03.2019
 7718     

Женщины в "Соболях"

Пользователи сетевого журнала "ГАЗ "Соболь 4х4" в ВКонтакте собрали из фотографий своих Любимых в своих любимых забавный клип "Ах, какая…

В комментариях запрещен мат.

Правила публикации комментариев

Комментарии для сайта Cackle

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.