Новые правила «Дакара»: электронные роадбуки, подушки безопасности для квадро- и мотоциклистов и др.
Маршрут «Дакара 2021» снова проложен по Саудовской Аравии, но отличается от прошлогоднего. Главная идея гонки: общее снижение скорости и более разумный подход к навигации и планированию, чтобы сделать «Дакар» еще более безопасным, но при этом не менее зрелищным не только для зрителей, но и для участников. Сюрприз для мотоциклистов: обязательная подушка безопасности, а также другие новшества в нашем обзоре.
Гонка пройдет с 3 по 15 января 2021 года по центральным и северо-западным регионам Аравийского полуострова с остановкой в Хаиле 9 января. Караван сделает круг по Саудовской Аравии со стартом в Джедде и финишем в Медине, подиум в обоих случаях будет в Джедде.
В связи со сложностями с организацией этапов чемпионата мира по ралли (FIM Cross-Country Rally World Championship), отмену ралли «Шелковый путь» и других многодневок из-за пандемии коронавируса, обязательных квалификационных гонки для допуска на ралли-марафон «Дакар 2021» остались всего две: Ралли Марокко (Rally du Maroc) и Kalahari Rally в ЮАР. Сильнейшие новобранцы этих мероприятий получат бонус в виде бесплатного участия в «Дакаре».
Пролог состоится на берегу Красного моря в Джедде. Маршрут первого этапа проложили так, чтобы получилось яркое шоу для зрителей. Длины спецучастков сократили, да и общая протяженность этапа тоже стала короче. Организатор гонки, французская Amaury Sport Organisation (A.S.O.), обещает сделать гонку более зрелищной и для спортсменов, выбрав местности с впечатляющими ландшафтами и исключив из маршрута юго-восточные, самые пустынные и безжизненные регионы полуострова.
Гонка будет содержать в себе два круговых этапа, где старт и финиш СУ придется на один и тот же бивуак, чтобы дать возможность техподдержке команд передохнуть от многокилометровых марш-бросков по пустыне. Марафонский участок в 2021 году будет только один.
Оргкомитет пересмотрел правила, касающиеся навигации и роадбуков: вводится новая, полностью цифровая система, бумажных роадбуков больше не будет. Причем навигационное ПО устроено так, что маршрутный лист будет открываться экипажу всего за 10 минут до старта каждого спецучастка. Первый шаг к такому строгому правилу был сделан на «Дакаре 2020», когда цветные бумажные дорожные книги на некоторых участках стали выдавать почти перед самым стартом. Стоит отметить, что спортсмены такую выдачу книг в целом одобрили: «... А то штурманы вечно задолбанные и замученные по 3-4 часа разрисовывают эти толстенные книги. Совсем как зомби, особенно если вспоминать южноамериканский Дакар, где мы спали в день по 1,5-2 часа за ночь – это было ужасно. Такая схема выдачи дорожных книг утром – это борьба с мапперством, все будут в более-менее равных условиях, борьба будет более справедливая – на пилотирование и на работу штурмана. Если ошибся, то ошибся», говорит, например, штурман Игорь Петенко, да и не только он. В чем смысл ограничения времени на знакомство штурманов с роадбуком – мы ранее рассказывали.
Еще одна «фишка» электронной дорожной книги - это звуковые предупреждения. Новый роадбук, как и прежний, содержит все потенциально опасные зоны, но, в отличие от бумажного, заранее оповестит гонщиков о подходе к участкам 2 и 3 степеней сложности звуковыми сигналами и индикаторами на навигаторе. Кроме того, некоторые особо сложные и опасные отрезки будут классифицированы как «медленные зоны», где ограничение скорости составляет 90 км/ч.
Новое ждет спортсменов и в части технических манипуляций с транспортными средствами. Так, в категории автомобилей запретили менять покрышки во время марафонского этапа, в том числе и обмениваться колесами между экипажами. Мотоциклистам же за всё ралли разрешается использовать не более шести задних шин.
Для мотоциклистов подготовили отдельные сюрпризы. Во-первых, появился новый штраф за манипуляции с мотором. Чтобы заставить байкеров ехать осторожно, еще несколько лет назад их начали штрафовать за замену двигателя. Теперь же дополнительные минуты наложат и просто за замену поршней, даже если остальные детали двигателя остались нетронутыми. Без пенализации можно будет заменить лишь один поршень.
Во-вторых, введен запрет на любые ремонтные работы с мотоциклом на заправочных пунктах.
Еще одно новое требование, которое кроме мотоциклистов, касается еще и квадроциклистов, введено ради их же безопасности. Теперь гонщиков не допустят на старт, если в экипировку не входит специальный сертифицированный жилет с подушками безопасности. Его наличие проверит предстартовая техкомиссия 1-2 января.
И этот пункт, пожалуй, вызвал самую неоднозначную реакцию среди наших спортсменов соответствующих категорий, несмотря на то, что такое правило действует, например, в чемпионате мира по MotoGP и в некоторых других крупных соревнованиях. И в результате количество серьезных травм при авариях на гонках существенно снизилось. А мы помним, что на ралли-рейде 2020 года погибли сразу два пилота, выступавших на мотоциклах: Паулу Гонсалвеш (на 7 этапе) и Эдвин Стравер (на 11 этапе).
Мотогонщик Дмитрий Агошков, участник Дакаров 2019 и 2020, например, отметил, что не знает как это работает и посетовал на стоимость защитного жилета: «Дорогая штука. Мы посмотрели ценники: около 100 тысяч рублей. Это дополнительные расходы». А Анастасия Нифонтова, первая женщина, которой удалось пройти «Дакар» на мотоцикле в одиночку, свое мнение сформулировала так: «Я ещё не слышала, чтобы были адекватные жилеты, которые не будут срабатывать от малейшего прыжка. Второй вопрос про эти подушки: а что делать, если ты упал, отряхнулся и можешь ехать дальше, а подушка сработала. Ехать дальше нельзя? Тут не очень понятно. Может и есть какие-то наработки по этим жилетам, про которые я не слышала, а они успешно применяются во внедорожных гонках. Может они самоподкачивающиеся? Не знаю, тут у меня много вопросов. <...> По мне так странно, что они до сих пор не ввели обязательное ношение защиты шеи, ведь люди гибнут по большей части от перелома шейных позвонков.»
Источники: dakar.com, motogonki.ru, autosport.com.ru, motorsport.tv
В комментариях запрещен мат.