Дорожная книга (road book): глазами организатора
Для большинства любителей (зрителей) автоспорта гонки – это то, что происходит с машиной и экипажем между стартом и финишем. Не более того. На самом деле любые виды автомотоспорта – это прежде всего большой свод правил и технических требований, с которыми недостаточно просто ознакомиться, их нужно знать.
Дорожная книга (Road book) – один из самых важных документов, которые получает экипаж после того, как пройдет все административные и технические проверки и будет допущен к гонке. Это своего рода навигатор в бумажном виде. Его невозможно пролистать по-быстрому, сесть в машину и стартовать. Его надо «готовить» и при этом знать, что означают все термины, упомянутые почти в каждой клеточке. И готовит эту книжечку ни кто иной, как штурман.
Если вы никогда раньше не были на ралли-рейдах, то картина, как десятки взрослых людей разукрашивают разноцветными фломастерами какие-то блокноты, покажется вам забавной. Но ничего особенного в этом нет – просто они готовятся к предстоящему дню.
На этом краткий ликбез закончился, перейдем к конкретике.
Недавно в сети появились эскизы готового роад-бука, который, возможно, будут получать участники предстоящего «Дакара». Это своего рода эксперимент, и тему решили обкатать на этапе в Марокко, который пройдет в первой половине октября.
С одной стороны (а их всего три) – получить готовый роад-бук, ознакомится и забыть про него до старта, как минимум сэкономит несколько часов ежевечерней работы штурмана - это даст возможность просто отдохнуть перед гонкой, что, кстати, очень актуально для участников на мотоциклах и квадроциклах.
С другой стороны, когда штурман готовит дорожную книгу, собственноручно выделяя нужные направления (обычно зеленым цветом), разные опасные места (обычно красным цветом) и делает полезные для себя пометки на полях, он волей-неволей в голове «проигрывает» маршрут, акцентируя свое внимание на каждой позиции.
К тому же у каждого штурмана свой стиль, свои предпочтения тех или иных цветов. А предполагаемый роад-бук разукрашен так основательно и пестро, что во всем надо разобраться и понять, что организаторы имели ввиду когда...
Но есть еще и третья сторона медали. Оговоримся сразу – это домыслы, предположения и мысли вслух, подслушанные в «штурманской курилке».
Многие годы организаторы больших гонок Dakar, Adu Dhabi Dessert Callenge и других ведут борьбу с так называемыми «мапперами» – людьми, которые очень хорошо разбираются в географических картах и не заблудятся в трех соснах. Особенно преуспели в этом организаторы ралли в Марокко, чуть ли не каждый год придумывая новые правила работы с дорожной книгой.
Когда штурман закончит раскраску роад-бука, за работу берется маппер. Удаленно или на месте, имея роад-бук, он привязывается к местности и прокладывает «хорошую дорожку» в тех местах, где экипаж должен ехать без роад-бука, то есть «Hors piste».
Это может быть песчаный массив или пустыня. В роад-буке есть точка входа в пустыню, стрелка навигационного прибора ERTF показывает направление на точку выхода, а промежуток между ними экипаж едет как хочет, хоть через Москву. Такие отрезки свободного движения и называются Hors piste.
И поверьте, самая короткая дорога совсем не значит, что она самая быстрая. Найти оптимальный путь к точке – в этом и заключается работа маппера. Прибегать к помощи третьих лиц в подготовке дорожной книги официально не запрещено. Запрещено иметь «альтернативный роад-бук». Ведь такая помощь дает определенное преимущество перед теми участниками, которые не могут себе это позволить или просто не хотят.
Как говорится, «не пойман – не вор», но по мнению организаторов некоторые топовые команды и отдельные экипажи грешат связью с мапперами. Несколько лет назад организаторы гонки в Марокко ввели ограничения на работу с роад-буком.
Все это стало напоминать ЕГЭ (единый государственный экзамен), когда в определенное время в зал запускали всех штурманов, выдавали роад-бук, отбирали смартфоны, давали несколько часов на его подготовку, отбирали роад-бук и снова отдавали его штурману только перед выездом из бивака в день старта. Так что вполне возможно, что это еще и часть борьбы с мапперами.
Ждать осталось не долго. В октябре мы узнаем мнение штурманов о «раскрасках» организаторов.
В комментариях запрещен мат.