Баха «Снежная битва 2017» полностью оправдала свое название
Погода не подвела, было морозно и снежно – лучшие условия для настоящего зимнего соревнования. Битва развернулась нешуточная: у организаторов – с метеоусловиями, у участников - между собой, а еще, неожиданно, с военной техникой и арматурой.
Организаторы подготовили отличную гонку: интересная трасса, в которой были и динамичные, ходовые участки, и закрученные повороты, и ямы, и трамплины – все, что должно быть в ралли-рейдовом соревновании. Была обустроена прекрасная зрительская зона, с которой был отличный обзор одного из интереснейших участков трассы. Несмотря на обильный снегопад, трасса была расчищена почти до грунта.
Перенос мероприятий, которые должны были пройти в парке «Патриот», на военный полигон в Алабино нисколько не повредил соревнованию. Более того, обострил борьбу, поскольку пролог – спецучасток первого дня гонки - был сокращен до 3.6 км.
Самым драматическим моментом этого дня стала остановка на трассе экипажа Бориса Гадасина: буквально через 400 метров после старта автомобиль отказался ехать. Как выяснилось позже, вышел из строя один из электронных блоков – по мнению команды, из-за заводского брака. Ко второму дню гонки эту проблему удалось устранить. За финиш «на галстуке» экипаж получил пенализацию, но это только раззадорило Бориса, который был настроен продолжить борьбу. Фактически, двукратный обладатель Кубка мира по внедорожным бахам дал участникам первого этапа Кубка России фору в 4,5 минуты, которые ему предстояло отыграть во второй день гонки, за 10 кругов по 16,5 км.
Однако и этому не суждено было случиться, поскольку удача так и не пожелала повернуться лицом к Борису Гадасину: уже после четвертого круга в его автомобили начались проблемы с рулевым управлением, которые усиливались с каждым кругом и не давали возможности ехать в нормальном темпе, поэтому экипаж принял решение прекратить борьбу после 7-го круга.
Зато два других экипажа команды Suprotec Racing, Андрей Новиков/Владимир Новиков и Андрей Рудской/Евгений Загороднюк, на автомобилях, построенных Борисом Гадасиным, боролись в полную силу, да так, что из-под колес летел не только снег и грунт, но и шипы. Стартовав на полностью ошипованной «боевой» резине, оба экипажа финишировали вообще без шипов, но с убедительным перевесом в гонке. Совершив ошибку в одном из поворотов, Андрей Рудской уступил победу товарищу по команде, проиграв по итогам соревнования 29 секунд. При этом экипаж Андрея Новикова, входящего в лист приоритета FIA, очков в Кубке России не получает, поэтому обладатель второго места в гонке получает полновесную порцию очков победителя.
Третью ступень подиума занял экипаж Владимира Фролова/Алексея Шапошникова, также на автомобиле конструкции Бориса Гадасина. Стоит отметить, что еще один экипаж на автомобиле G-Force Proto (Сергей Плеханов/Антон Плетенев) финишировал пятым. Четвертое место в абсолютном зачете занял экипаж Сергея Сухорукова/Никиты Пузикова на Bob Cat – этот экипаж стал победителем в зачете «Рейд».
Несколько экипажей (Алексея Титова, Александра Бочкарева, Михаила Анциферова), вылетев с трассы, не сумели вернуться на нее в рамках норматива времени и в итоге не были классифицированы.
Для участников мотосоревнования, которые во второй день гонки стартовали еще затемно – в 8 утра, раньше внедорожников, пока трасса еще не была ими разрыта, условия соревнования были более щадящими: в зачет для категорий «450», «Open» и «Эндуро квадроциклы» шли только пять кругов трассы. Но и они покорились не всем: некоторые участники в условиях плохой освещенности не сумели сориентироваться в дорожной книге и проехали на круг меньше положенного.
Серьезный инцидент произошел с участницей квадрозачета Викторией Руленковой: в одном из поворотов она не справилась с управлением и вылетела из седла. К счастью, обошлось без трагических последствий: ехавший следом Игорь Хмельницкий, а за ним еще несколько участников остановились, чтобы оказать девушке помощь, и вызвали медиков.
О курьезном инциденте рассказал Михаил Маркин (читайте его интервью ниже): ему пришлось сбросить скорость, поскольку путь ему преградила… колонна БТР! Хоть трасса и была проложена на военном полигоне, все же удивительно, что военная техника оказалась во время соревнования на пути участников, ведь с военными все расписание было заранее согласовано.
Лучшим из мотоциклистов на «Снежной битве» стал Михаил Лапшин, второе место досталось Николаю Жукову, третий - Алексей Попов.
Победителем традиционного соревнования, которое проходило в рамках «Снежной битвы», стал Иван Маликов на турбированном BRP Maverick X3, который показал также лучшее время круга – на полсекунды быстрее, чем самый быстрый участник на внедорожнике. Он сумел одержать победу, несмотря на внеплановую остановку для дозаправки: его техника впервые вышла на спортивную трассу в России, и спортсмен не смог заранее точно рассчитать расход топлива. Второе место в традиционном соревновании занял Артем Шумейко, третье досталось экипажу Олега и Максима Ворониных.
В соревновании принял участие бронзовый призер только что завершившегося ралли-марафона «Дакар» Кирилл Шубин, который после аргентинской жары сразу окунулся в российскую морозную зиму. К сожалению, экипаж Максима Багеля/Кирилла Шубина не смог побороться за победу из-за рассыпавшегося на морозе колеса, что привело к большой потере времени.
Владислав Маликов: «Я проехал трассу Чемпионата России, стартовали в тёмное время суток – это было ранним утром, но было достаточно темно. Легенду было не видно, и мы в принципе не смотрели туда, так и ехали по-тёмному. Хорошо, что у всех хорошо работали фонари. Стартовал вторым, так как во вчерашней квалификации показал второе время. Сегодня проехал достаточно удачно, поставил серьёзные «машинные» шипы на квадроцикл. Появился хороший зацеп, хороший управляемый занос – хорошее управление. До этого квалификацию я ехал на простой резине, это не интересно, квадрик буксует и толком не разгоняется – совершенно не то! Я привык ехать быстро и чётко. Поэтому сегодня было все прикольно. Трасса хорошая, но было одно неприятное место, где перевернулся человек на квадроцикле, его увезла скорая. Там в легенде это все было прописано, но так как мы – мотоциклисты, мы ее толком не читаем. Сложными были погодными условия, температура -7 была не такая уж и холодная, но когда разгоняешься на квадрике 120 км/ч (а были такие прямики), очень хорошо задувает под шлем. Я участвую в гонках летом и к такому не привык. А так – все понравилось».
Михаил Маркин: «Сложно было, трасса скользкая, а так - офигенно! Очень понравилось! Единственное, передо мной выехала колонна БТРов, я за ними минуты две тащился. Они едут посередине и не пропускают, но обогнать такую машину, особенно целую колонну – здоровья не хватит. Хотя гонка мне очень понравилась, очень здорово! Техника – молодец!»
Игорь Хмельницкий (об инциденте с Викторией Руленковой): «Я доехал, смотрю, она лежит – не дышит, надо квадрик стаскивать. Шлем расстегнул, снял - начала хрипеть, думаю, всё – трогать нельзя. Потом ещё кто-то из наших подъехал, и Тая [Штанева]. Она ехала последней, я у неё спросил, есть ли телефоны, чтобы сообщить. Она позвонила, и сюда отправили скорую. Получается, скорую вызвали и поехали».
Михаил Лапшин: «Аккуратно, и темно, конечно, не видно ничего поначалу. Тут есть прямая, заканчивающаяся «отбойниками», я по ней до этих самых отбойников и тормозил. А так – ничего, по морозцу прохватили. Если сравнивать с обычными условиями, то в песке зацепчик получше, чем на снегу. По сложности примерно одинаково, просто разный стиль езды. Тут получается дрифт, ловишь мотоцикл, тоже кайф. Получили удовольствие, чего ж нам дома сидеть!»
Андрей Новиков: «Трасса раскатывалась с каждым кругом, и поэтому стратегию, с которой начинали, пришлось по ходу гонки менять. Вспоминали, как ездить «по фишкам» на площадке. Ну, немножко вспомнили, и под конец стало получше, мне понравилось. Трасса очень продуманная, очень интересная, и организаторы молодцы – очень постарались. Вы знаете, когда погодные условия изменились, и пошёл снег, работа штурмана была очень эффективной, он помнил трассу гораздо лучше, чем я. Отвлекаться, дремать или наливать кофе из термоса было некогда. Техника отработала на все сто процентов. С резиной – будем смотреть, она была не первого сезона. Магнитуда какая-то здесь странная, видимо, шипы к земле притягивает. Я думаю, что каждый пилот, приезжая на соревнования, стремится выиграть. И каждый из моих соперников сегодня имел подобные мысли».
Андрей Рудской: «Была интересная гоночка. Но, честно говоря, я первый раз финиширую без шипов. У меня такое ощущение, что там ни одного шипа не осталось, потому что последние три круга мы ехали очень и о-о-о-о-о-очень скользко. Пару раз промазали так. Больше всего мне понравились яма и трамплин, конечно. Вот эти быстрые повороты, яма, трамплин – там было прикольно! Круто! И очень интересная связка перед финишем, перед зрителями: была такая очень хорошая S-ка, с «ходняка», с хорошим настроением туда приходишь и проходишь. А так всё замечательно. По технике у нас все идеально, претензий к автомобилю вообще никаких нет. Идеально! Претензии, наверное, только к отсутствующим шипам, ну, и к нам, что не сберегли колеса».
Евгений Загороднюк: «Да, нет ни одного шипа, потому что, во-первых – мы ехали на колёсах, которые изначально не новые. Ну, и много грунта, трассу уже раскопали в середине гонки, и кругу, наверное, к седьмому мы остались уже совсем без шипов. Уже просто проезжали. Сегодня мы – вторые, на первое место не претендуем, потому что ошиблись на последнем круге с торможением, вылетели с трассы, но, слава богу, удалось вернуться на неё. К сожалению или к счастью, второе место».
Владимир Фролов: «Впечатления от этапа положительные, много было «затычных» поворотов, таких, на которых приходится почти останавливаться. А так, «прямики» есть, мы думали, что будет проблема с обгонами. Проблем не было, так что все получалось достаточно удачно и хорошо. Первую часть гонки, кругов шесть или семь, подвеска отказывалась работать, она была заморожена, машина везде «мазала». Потом подвеску растрясло на кочках и машина поехала. Но потом уже начались проблемы с коробкой передач, осталась только вторая передача. И мы догнали, как я понимаю, лидеров, дальше начались проблемы с КПП и мы «тошнили» за ними. Но ничего, общее ощущения хорошие, положительные, я доволен гонкой. На счёт отсутствия шипов ничего пока сказать не могу, ещё даже свои колеса не видел, только вышел из машины. Нам было скользко, но только тогда, пока не разработалась подвеска.»
Андрей Рудской:
Евгений Загороднюк:
Андрей Новиков:
Таисия Штанева:
Михаил Маркин:
Владимир Батоев:
Обзор гонки, день 1
Обзор гонки, день 2
Фото: Российские ралли-рейды, Александр Давидюк
По материалам: Российские ралли-рейды, G-Force Motorsport
В комментариях запрещен мат.