«Дакар» 2017. Четвертый этап: вот это поворот!
Большой, сложный этап смешал карты и поменял лидеров во всех зачетах. Сергей Карякин вышел в лидеры квадрозачета, Карлос Сайнц, Язид Аль-Раджи и Тоби Прайс покинули гонку, проблемы и пенализации других участников в корне изменили общую картину.
Четвертый день гонки стал первым из пяти этапов, которые пройдут в Боливийских Андах на втором в мире (после Тибета) по высоте над уровнем моря плато – на высотах от 3500 до 4000 метров. На сложную навигацию этого дня жаловались участники во всех без исключения категориях, и она стала причиной больших потерь времени: одни сбивались с курса, другим не удавалось взять контрольные точки, что привело к получению пенализации.
Главные сенсации дня – увы, невеселые – авария Карлоса Сайнца и падение Тоби Прайса.
Мотоциклы
Австралийский гонщик Тоби Прайс, победитель прошлогоднего «Дакара», в конце спецучастка потерял контроль над мотоциклом на скорости более 90 км/ч. Падение привело к перелому бедра, поэтому спортсмен выбыл из гонки. Маттиас Уолкнер сумел на последних километрах трассы обойти Хуана Барреду и второй раз в своей карьере одержать победу на дакаровском спецучастке (первый он выиграл в 2015 году).
Опытный «дакаровец» Хуан Барреда, который отлично провел этот этап, неплохо справившись с навигацией, и его товарищи по команде Майкл Метж и Паулу Гонкалвеш (у которого были и без того небольшие проблемы, вынудившие его потерять порядка 20 минут) получили каждый часовую пенализацию за дозаправку в неположенном месте, что отбросило всех троих далеко вниз в общей таблице.
Зато российские мотоциклисты сумели заметно продвинуться вверх в общей классификации зачета: Александр Иванютин поднялся на 37-ю строчку, Анастасия Нифонтова идет 91-й.
Квадроциклы
Из 37 участников квадрозачета 22 представляют Южную Америку. Все четыре прошедших этапа марафона выиграл кто-то из южноамериканцев: бразилец Марсело Медейрос, аргентинцы Пабло Копетти и Гастон Гонсалес, и вот теперь – боливиец Вальтер Носилья, для которого выиграть первый «домашний» этап гонки было просто делом чести.
Однако на четвертом этапе Копетти потерял около полутора часов, Гонсалес – 45 минут, лидировавший до сих пор Касале – полчаса. Сергей Карякин, стартовавший одиннадцатым в своем классе, быстро набрал темп и уже на первой отметке времени WP1 показал второе время. В течение всего спецучастка он держался на третьей позиции, а на финише вновь был вторым, отстав от лидера на 11 с половиной минут, но это позволило ему возглавить общую классификацию зачета, опередив Игнасио Касале на 28 секунд. Обратите внимание на плотность позиций в топ-5 – они уложились в четыре минуты, а это значит, что ситуация может кардинально измениться в любой момент.
Авто
Серьезная потеря в стане «Пежо»: после неудачного входа в поворот всего за 8 километров до финиша с трассы вылетел автомобиль Карлоса Сайнца. Совершив несколько оборотов через крышу, он упал в овраг. Экипаж, к счастью, не пострадал, но гонка для него закончилась – слишком значительны повреждения машины. Проблемы с двигателем отняли у Себастьяна Леба около 30 минут, Стефан Петрансель сбился с курса, потерял время на поиски верного направления и немного застрял.
На фоне технических проблем у экипажей на «Тойотах» победу на спецучастке сумел одержать четвертый представитель команды «Пежо» Сириль Депре (который, напомним, полгода назад выиграл на «Пежо» марафон «Шелковый путь»-2016). Несмотря на потери времени и потерю одного экипажа, французы все еще представляют серьезную угрозу для конкурентов, из которых лишь Хирвонен на новом Mini JCW Rally сумел удержаться в топ-3. Язид Аль-Раджи решил прекратить борьбу, столкнувшись с серьезными техническими проблемами, и у X-Raid «в запасе» остался лишь Орландо Терранова. Правда, подтянулись «частники» на Mini All4 Racing предыдущих лет: в десятку сумели войти Якуб Пшигонски, Борис Гарафулик и Мохаммед Абу-Исса.
Стефан Петерансель: «Для нас это был очень плохой день. Мы совершено заблудились на последнем отрезке. Нам пришлось остановиться, открыть карту и определить наше местоположение, а затем попытаться найти решение. После того как мы абсолютно ушли с трассы, я попытался найти точку возврата. Я угодил в большую яму в реке и застрял в ней на 20 минут. Я немного повредил рулевое управление и сломал колесо. Так что это не был слишком хороший день».
Российский экипаж Сергей Шихотаров - Олег Уперенко бодро поехал спецучасток, показывая на отметках времена в районе 20-24 позиции, однако на финише выяснилось, что в пылу борьбы они не взяли 6 контрольных точек, за что получили 12 часов пенализации. Конечно, к большому сожалению, это отбросило экипаж по итогам этапа на 51 место.
Олег Уперенко: «В начале трассы были небольшие дюны и растительность, местами феш-феш. Потом дорога стала достаточно жёсткой и быстрой. Затем мы поднимались выше, и там, в горах, шел дождь. Позже характер трассы сменился. Мы поехали по руслам рек. Местами они были широкие и достаточно мягкие, с водой, а местами – с очень большими камнями. Пилоту приходилось очень внимательно следить за трассой, чтобы не пробить колеса. Камни были главной опасностью.
После мы опять поднялись на высокогорье, начались серпантины. В финальной части спецучастка было очень узко и много людей. Кругом собаки, люди, козы – ехать достаточно опасно. В конце дистанции были мосты, под которыми грузовики не проедут. Для них специально сделали траншеи, где и мы проехали.
Навигация поначалу была сложной. Нововведения этого года очень серьезно изменили навигационную работу, потому что надо ехать четко по дорожной книге. А в песках это сложно.
Что касается проблем со здоровьем в высокогорье, то по ходу этапа я пожаловался, что у меня болит голова, а пилот ответил, что с ним вроде бы всё нормально. Потом и он сказал, что голова заболела. Мы приняли лекарство, и стало легче. Пришли в себя, когда 10 минут постояли в зоне нейтрализации на границе. Там было очень прохладно. Сейчас тоже чувствую, что голова кружится, но это, потому что я мало спал в эти дни».
Авария Сайнца:
Грузовики
Жерар де Рой и Айрат Мардеев, похоже, сумели выбраться из полосы неудач и рванули вперед, оставив позади всех. Победу на спецучастке все же удалось вырвать де Рою, но с минимальным перевесом – всего 30 секунд. Третьей пришла «быстрая техничка» «КАМАЗа» под управлением Антона Шибалова.
Зона дюн, которые организаторы при прокладке маршрута сумели обнаружить на высокогорье, для многих стала серьезным препятствием. Из-за жары песок был довольно рыхлым. Дмитрий Сотников потерял около 7 минут, маневрируя, чтобы не увязнуть в песчаной ловушке. Эдуард Николаев, открывавший трассу грузового зачета после победы на предыдущем этапе, из-за проблем с навигацией уехал в сторону, затем застрял в песке, суммарно это привело к потере порядка 20 минут.
Экипаж Сергея Вязовича, который после трех этапов шел на четвертом месте в генеральной классификации, потерял больше трех часов в начале спецучастка и в результате откатился на 21-е. Александр Василевский остался на 15-м месте, а Алексей Вишневский, который останавливался, чтобы помочь Вязовичу, а также получил 20-минутную пенализацию за пропуск контрольной точки, переместился в общем зачете на 26-ю строчку.
Все эти события перетасовали итоговую таблицу, которую после четвертого этапа возглавил Дмитрий Сотников. Вторым оказался Федерико Виллагра, Николаев – третий. Шибалов вплотную приблизился к топ-3, де Рой переместился на 5-ю строчку, Мардеев поднялся с 14-го на 6-е место. При этом, как и в квадроциклах, в первой пятерке спор идет о минутах.
Александр Василевский: «Cегодня были пески и небольшие, но очень вязкие дюны. Сырой песок затягивал, исколесили там всё! Необычно, что сегодня встречался и фэш-фэш, и маленькие вязкие, почти метровые дюны, но большая часть трассы – скоростная дорога. Несмотря на то что всё это было на большой высоте в горах, наш экипаж чувствует себя нормально, а вот машине ехать тяжело.
Не повезло нашим коллегам по команде: Сергей Вязович дважды ломался — была поломка гидроусилителя, второй раз потёк радиатор. Ему помогал Алексей Вишневский, мы тоже останавливались, но они справились.
Сегодня была непростая навигация, по роудбуку должны уйти влево, а точка в итоге справа. Поблуждали слева, вернулись, пошли направо и нашли точку. Непростой день».
Жерар де Рой: «Очень приятный спецучасток. Такая смесь — скоростные участки, дюны, трудная навигация, много всего разного. Мы не допускали ошибок по навигации, а вот многие другие участники ошибались. А у нас дело ограничилось всего одним неверным поворотом, и всё. Ко мне подъехал один «КАМАЗ», который, вероятно, ехал по моим следам. После дюн он меня обошёл, но я обратно обогнал его после реки — была хорошая схватка, они тоже ехали очень быстро. А вот ещё два «КАМАЗа» потеряли много времени, после чего мы все уже ехали вместе. Хороший день, мы наконец-то одержали победу на спецучастке, пусть и с маленьким преимуществом».
UTV
В этом «междусобойчике» из пяти экипажей, в единственном из всех зачетов нынешнего «Дакара» ситуация остается довольно стабильной. Три китайских экипажа, один бразильский и один российский продолжают упорно преодолевать тяготы марафона в своем темпе.
Кирилл Шубин (штурман Равиля Маганова): «Первые 20 км я вообще не понимал, где я нахожусь, что-то диктовал вполголоса, был в полусонном состоянии. Когда мы выехали на поле, где все застревали, пришлось экстренно просыпаться, принимать меры, чтобы в это поле не ехать, найти несколько вариантов объезда. И как выяснилось, нам ещё удалось замечательно срезать маршрут, прийти прямо на точку, которую нужно было взять, чтобы не ехать в это ужасное поле.
В общем, волшебным образом нашлась шикарная срезка, которая привела прямо на точку WPC, то есть на новую точку, которая никак не идентифицируется на приборе, при взятии которой прибор только подаёт сигнал. Эта точка — такая себе лотерея, очень и очень сильная. И когда я приехал на эту точку, будучи уверенным, что она вот именно здесь должна быть, потому что это пробивалось и по расстоянию, и по курсу, мой GPS-прибор заглючило, и он отказался автоматически переключаться на следующую взятую точку. Это я так думаю, может, это я со своим недосыпом что-то понажимал.
И когда я приехал на эту точку и он отказался её брать, я переключил на следующую, он её тоже отказался брать… В итоге следующие пять точек я сидел и думал, что штурман этого экипажа полный идиот, потому что мы едем точно и уверенно в трассе, соблюдаем все дистанции. Перед нами едет два автомобиля, за нами едет один, и все мы отлично едем чётко и уверенно, но ни одна точка у меня не берётся. Только, наверное, к 80-му километру я что-то там понажимал, и эти точки как-то начали браться. И когда мы приехали на финиш, я залез в прибор и увидел, что все точки взяты, я не мог в это поверить, потому что прибор был в каком-то полузависшем состоянии.
Машина сегодня никаких проблем не подбрасывала. Погода нас сегодня побаловала дождём. Сегодня мы только вылетели из какого-то поворота в груду острых камней, там уже стояли два автомобиля из класса Т1 без колёс. Мы там моментально оставили два колеса, благо у нас было две запаски, и мы их долго меняли. А наши коллеги из Китая оставили там сразу три колеса. Плюс к этому на переднем колесе у нас был медленный прокол, так что дальше мы ехали аккуратно, приходилось ещё и часто останавливаться, чтобы подкачать его».
Пятый этап марафона – Тупица - Оруру: 692 километра дистанции для всех категорий, из них грузовики в скоростном режиме пройдут 447 км, остальные зачеты – 438 км. И если к высоте организм уже постепенно адаптируется, то на первый план выходит усталость. И, как положено на настоящем «Дакаре», дополнительных сложностей добавит участок с дюнами ближе к финишу спецучастка, после зоны нейтралиации в районе Уюни.
Маршрут для внедорожников/мото/квадро/UTV:
Высотный профиль:
Маршрут для грузовиков:
Высотный профиль:
Времена старта:
Разница по времени с Москвой – 7 часов.
По материалам: Дакар, championat.com, КАМАЗ-Мастер, KONTURTERM Racing Team, Г. Кошелева
В комментариях запрещен мат.