«Дакар» 2017. День второй: борьба в пыли
Второй день «Дакара» был по-раллийному прямым в смысле навигации, но очень пыльным и ухабистым. Два российских экипажа финишировали на «галстуке».
Этап Ресистенсия - Сан-Мигель-де-Тукуман не отличался большими перепадами высот и не был трудным по навигации, зато на нем было огромное количество пыли, местами переходящей в грязь. Дорога, по рассказам гонщиков, была достаточно узкой – порой шириной в одну машину, и из-за растущих вдоль обочин деревьев напоминала пыльный туннель: поднимавшаяся в воздух пыль долго не оседала и затрудняла обгоны. В пыли трудно было вовремя заметить коварные ямы, которые осложнили жизнь многим участникам. Всем категориям, кроме грузовиков, предстояло проехать в общей сложности около 800 км, из которых 275 км – в боевом режиме. У грузовиков спортивная часть этапа составила 284 км.
Мотоциклы
Раллийный характер трассы позволял участникам в этой категории временами развивать скорость выше 180 км/ч, что чревато падениями – и они были.
Тоби Прайс, первый победитель «Дакара» не из Европы, стартовавший на спецучастке с 17-й позиции, сумел взять хороший темп, совершить множество обгонов и в итоге финишировать с лучшим временем, опередив Пауло Гонкалвеша на 3 минуты 51 с и Ксавье де Султре более чем на 4 минуты. В общей классификации Прайс после второго спецучастка имеет преимущество в 2 мин 54 с перед Гонкалвешем, который занимает вторую строчку, и на 3:23 опережает Сэма Сандерленда, который стал третьим. Россиянин Александр Иванютин показал на спецучастке 61-й результат (почти 42 минуты от лидера), Анастасия Нифонтова – 120-й (чуть более полутора часов от лидера), такие же позиции они занимают и в общей классификации.
Тоби Прайс: «Это был очень быстрый этап практически без навигации. Длинный день: спецучасток 274 км при температуре 38 - 40°C,было очень жарко на мотоцикле и в экипировке… Мне жаловаться не на что, я победил. Еще только начало гонки, поэтому стоит ехать аккуратно до конца первой недели и ускориться на второй.
Было очень много коров. Сегодня утром было действительно трудно ехать в пыли. Парочка коров устроила мне неприятный сюрприз: едешь по дороге шириной не более машины, и если корова внезапно выходит из-за дерева или кустов – это не очень приятно, но когда ты на мотоцикле и уже почти на середине спецучастка, думать некогда, надо действовать. У нас чаще встречаются кенгуру, чем коровы, и я бы лучше встретился с одним из них, чем с коровой. Но в итоге все хорошо, я готов к следующему дню».
Авто
Первым в категории внедорожников на трассу спецучастка выехал победитель предыдущего этапа, экипаж Нассера Аль-Аттии. Следовавший за ним по пятам Хавьер Понс столкнулся с проблемами на трассе, несколько раз останавливался и, в конце концов, был вынужден прекратить борьбу из-за потери одного из задних колес. Себастьян Леб, 9-кратный чемпион мира по ралли, на этом спецучастке почувствовал себя в своей стихии и взял высокий темп, финишировав с лучшим результатом – на 1 мин 23 с быстрее катарца – и доведя счет побед «Пежо» на дакаровский спецучастках до 59 – столько же, сколько у Volkswagen. Третьим, в 2 мин 18 с от Леба, финишировал его товарищ по команде «Пежо» Карлос Сайнц, всего на секунду быстрее соперника на «Тойоте» - южноафриканца Жиниеля де Вильерса. Стефан Петрансель не был особенно быстр: на спецучастке он финишировал седьмым, в 6 мин 47 с от Леба. Таким образом, в общей классификации лидерство захватил Леб, за ним в 28 секундах – Аль-Аттия и чуть менее, чем в двух минутах, - Карлос Сайнц, которому на пятки наступает де Вильерс: их разделяет всего 9 секунд.
Накануне Карлос Сайнц высказал недовольство действующими техническими требованиями «Дакара», считая их несправедливыми: он убежден, что новый технический регламент заведомо ставит автомобили Peugeot в невыгодное положение по сравнению с конкурентами из Toyota. Новый Peugeot 3008 DKR заметно уступает Toyota Hilux в мощности. Причиной тому, по мнению испанца, являются последние изменения в правилах: в соотвествии с новым регламентом, диаметр рестриктора багги пришлось уменьшить на 1 мм по сравнению с прошлым годом, тогда как полноприводные внедорожники получили право использовать рестриктор на 2 мм больше, чем прежде.
«Конечно же, с таким диаметром рестриктора мы потеряли в мощности, – сказал Сайнц. – Теперь вы знаете, что у Toyota есть над нами преимущество в 40 или 50 л.с. Они были очень быстры уже в прошлом году: я боролся с Нассером на Бахе Испания и в Марокко. Мы оба выступали на технике, отвечавшей прежним требованиям, и он опередил меня в обоих случаях. Теперь же им позволили увеличить диаметр рестриктора на два миллиметра, а нам предписали уменьшить на один». На уточняющий вопрос, не считает ли он такие изменения в правилах несправедливыми по отношению к Peugeot, Карлос ответил: «Безусловно. Именно так я и считаю. Два года назад, приехав сюда впервые, мы проигрывали две секунды с километра. И что-то никто не принимал это близко к сердцу. Никто не просил изменить правила и не говорил: «Нельзя выигрывать «Дакар» с моноприводным автомобилем». Мы построили новый автомобиль, вернулись, одержали победу – и после этого они неожиданно изменили правила. Полноприводные машины выигрывали «Дакар» на протяжении 10, 12, 14 лет – и регламент оставался неизменным. Я не в силах понять, почему они решили изменить правила именно сейчас».
Себастьян Леб: «Конечно, мне нравится занимать такое место, но для ралли это немного рановато. Сегодня действительно был очень быстрый спецучасток, немного необычно. Надеюсь, завтра будет такой же ритм борьбы. Мы хорошо проехали, без ошибок – это самое главное. Даниэль многому научился за прошедший год, и нам нужно хорошо справляться с навигацией. Я думаю, он в состоянии».
Нассер Аль-Аттия: «Вчера был неудачный день, небольшие проблемы из-за масла и мотора, но механики отлично все починили за ночь. Сегодня мы стартовали первыми и, я думаю, проехали неплохо. Было очень опасно: много больших ям, кое-где вода и множество животных, но ОК, мы должны попробовать все. Наш план – не быть открывающим экипажем завтра. Стартовать вторым или третьим будет лучше всего».
Российский экипаж Сергей Шихотаров - Олег Уперенко, который после первого дня гонки стартовал с 39-й позиции, хорошо начал спецучасток, шел в своем темпе. Однако после CP2 на их Toyota Hilux отказала коробка передач. Экипаж много времени провел на трассе в ожидании помощи. Благодаря тому, что их взял на буксир грузовик из зачета Т4, финиш в итоге был засчитан. По итогам второго этапа калининградский экипаж занял 73 место с отставанием от лидера более 5 часов 20 минут, в общем зачете – 72 место.
Сергей Шихотаров: «Сегодня очень тяжелая дорога для машины. Лесная, песчаная, пыль местами стояла столбом. Где-то была накатана колея, где-то грязь, где-то лужи, большие промоины. Подвеска работала великолепно.
Лиазон проехали еще легко. У нас было одно превышение скорости – на выезде с бивуака, когда прыгнули с трамплина.
На спецучастке взяли хороший темп. После CP2 нас догнала какая-то машина, и мы решили ее пропустить. В этот момент что-то произошло, и машина перестала ехать, хотя была прямая ровная дорога. Остановились и стали ждать помощи. Потом рядом случилась неприятность с парнем на квадроцикле, которому мы помогали, пока не прилетели врачи. Непонятно, что с ним в итоге. Позже нас отбуксировали на бивуак.
На улице 48 градусов. Когда себя поливаешь и лежишь в тени – состояние еще более-менее. Но у нас заканчивалась вода. Я просил ее у проезжавших грузовиков, и нам сбрасывали. Без воды в эту жару было страшновато. Мы сегодня посетили ад».
Олег Уперенко: «День сегодня был очень непростой с самого старта. О том, что так будет, предупреждали на брифинге вчера, и это не стало сюрпризом. Но все равно я не ожидал, что лужи и грязь будут такой глубины. Они не были прописаны в дорожной книге и появлялись спонтанно. В этом не было ничего особо страшного. Но в одном месте была прописана яма, а на самом деле это был огромный провал. Там получили сильный удар. Сергей сразу пожаловался, что руль встал криво. Возможно, какая-то часть поломки нашей машины связана с этим, хотя после мы проехали достаточно долго.
Я считаю, что запуск через 30 секунд на старте – это просто небезопасно. Потому что обогнать невозможно, а «убиться» в таких условиях можно на раз. Много машин стояло в лесу, мимо которых мы проехали. Кого-то догоняли, но в пыли непонятно, насколько близко машина. Жмешь кнопку Sentinel, но никто не отвечает.
Спустя какое-то время после нашей остановки из-за поломки случилась беда с парнем на квадроцикле. Мы лежали под навесом и услышали удар. Пошли поднимать его, а он встать не может. Сил нет. Он ударился рукой, гематома на лице. У него тягу погнуло. Он поначалу говорил, что будет чиниться. Ему стало хуже еще до приезда докторов. Прилетел вертолет, который сел в стороне. К нему пришли, подняли и потихоньку повели к вертолету.
Парни, которые потом за нами приехали, сами все сделали, прицепили машину, – профессионалы. Потом еще сломало жесткую сцепку, наш трос оказался некачественным и в итоге превратился в лохмотья. Привязались на грузовую стропу и доехали на бивуак».
Сегодня стало известно, что машина восстановлена, экипаж снова в строю и сможет продолжить гонку.
Грузовики
В зачете грузовиков лидерство сразу захватил Питер Верслуис (Renalut), после 120 км спецучастка за ним шли Дмитрий Сотников и Артур Ардавичус. Но после после СР3 рванул вперед Мартин ван ден Бринк, опередив Сотникова на 5 секунд после 200 км, а на третье место вышел Жерар де Рой. В итоге спецучасток выиграл ван ден Бринк, в 2 мин и 3 с за ним - «КАМАЗ» Дмитрия Сотникова, Верслуис финишировал третьим, в 49 с за Сотниковым.
Благодаря раллийному характеру трассы, борьба развернулась очень острая: темп у всех высокий, большая плотность результатов, счет идет на секунды. На четвертом месте финишировал белорусский экипаж Сергея Вязовича – в трех секундах от Верслуиса, 8, 10 и 12 секунд проиграли ему де Рой, Виллагра и Стейси соответственно. Камазовцы Николаев и Шибалов финишировали на СУ 10-м и 15-м, экипаж Мардеева вынужден был потерять 12 минут на спецучастке на ремонт (порвался шланг ГУР) и пришел 21-м. В итоговой классификации лидирует ван ден Бринк, второй – Сотников (+3:09), третий – Коломы. Экипаж Эдуарда Николаева – 9-й (+04:32), экипаж Антона Шибалова – 15-й (+08:37), экипаж Айрата Мардеева – 18-й (+17:39).
Жерар де Рой: «Неплохо проехали. Не рисковали много. Мы вскоре попали в пыль Лопрайса, не могли подобраться достаточно близко. Трасса была узкая, много деревьев по обочинам, поэтому пыль висела на трассе. Это было не слишком хорошо. Мы один раз вылетели с трассы и немного задели дерево, поэтому потом мы перестали излишне рисковать, потому что можно потерять много минут и много позиций. Думаю, мы проехали неплохо. Такие быстрые трассы – не для меня. Я люблю бездорожье, а на таких спецучастках невозможно выиграть много – три, четыре, пять минут, совсем не так, как на второй неделе в прошлом году – двадцать или тридцать».
Дмитрий Сотников (пилот, экипаж №513): «Очень жаркий день. Трудно было понять, в каком режиме мы идем. Просто видели впереди идущего Виллагру, к нему подобрались и долго ехали в его пыли думая, что очень много времени теряем. Сегодня многие имели проблемы с пылью. Типичный для первых дней этап, где было много деревень, ограничений. Не сказать, что требовался высокий пилотаж, не было особой «рулежки», скорее требовалось вовремя остановиться и потом быстро разогнаться. При этом было важно не поймать штрафов. Рад, что удалось стабильно проехать».
Евгений Яковлев (штурман, экипаж №505): «Трудно назвать ралли-рейдовым спецучасток, представляющий собой сплошные прямики без каких-либо навигационных задач, с проездом через населенные пункты, где боишься нарушить скоростной режим. При всем при этом ситуацию усугубляла сильнейшая пыль, когда обогнать впереди идущий транспорт из соображений безопасности практически невозможно. Так как из-за пыли ничего не видно, а сигнал Sentinel, который мы подаем, предупреждая о том, что собираемся обгонять, не слышен впереди идущему экипажу из-за малого радиуса действия. Очень рассчитываю, что завтрашний СУ будет интереснее, хотя бы потому, что проложен в предгорьях Анд и покрытия, и треки будут более разнообразными, чем сегодняшний бросок из пункта А в пункт Б».
Айрат Мардеев (пилот, экипаж №501): «Ехали с достаточно хорошим темпом, настолько, насколько позволяла густая пыль, висящая над трассой. Но за 100 километров до финиша лопнул шланг ГУРа. На устранение неисправности ушло около 12 минут».
Антон Шибалов (пилот, экипаж №515): «Бывали моменты, когда въезжали в облако пыли и просто останавливались из-за нулевой видимости. Стояли практически в темноте, пока не садилась пыль. Затем чудом объехали джип, остановившийся в пыли между заборами, отгораживающими сельскохозяйственные угодья. Сегодня результат очень сильно зависел от удачи – насколько свободная перед тобой была дорога, настолько быстро ты и ехал. Ситуация усугубилась тем, что после первого CP треки ехавших до этого раздельно легкового и грузового зачета сошлись, и очень сильно нам мешали подотставшие джипы».
Квадроциклы
Сергей Карякин на втором этапе гонки заставил понервничать своих болельщиков: стартовав на трассу седьмым, на первой контрольной точке WP1 он был уже 27, с отставанием от лидера в 8 минут. Оставшуюся часть трассы ему пришлось наверстывать потерянное время, и к финальной контрольной точке он стал уже пятнадцатым с отставанием от лидера в почти 20 минут. В общей классификации зачета Quad он переместился на 14-ю строчку.
Сергей Карякин: «Сегодня первый серьезный спецучасток, очень он мне не понравился, но здесь, скорее, мои собственные причины. Разболелся, к тому же предстартовое волнение еще не отпустило, да и режим жизни очень напряженный – мало спим, много работаем. Сегодня на самом деле было тяжело, температура + 47 градусов. В начале спецучастка пробил колесо, пока его ремонтировал, меня обогнали порядка 20 соперников. Мне пришлось их всех заново обгонять, что сделать было практически невозможно – я два раза улетел в кусты, один раз застрял в грязи. Трасса спецучастка – русло реки, было много феш-феша, он буквально стоял в воздухе, и ориентироваться было невозможно, ничего не видно, грязь перемешивалась с песком, прилипала к очкам. Всё было разгорячено до предела, у многих участников перегревалась техника, много было и травм, переломов. Я ехал аккуратно, проиграл достаточно много времени лидеру, но, опять же, сейчас говорить про какие-то результаты по меньшей мере глупо. Ребята, которые пытаются что-то себе или другим доказать, летят на все деньги, а, по факту, на финише ситуация кардинально изменится. Я абсолютно спокоен, всем большое спасибо за поддержку. Впереди 11 дней, все будет хорошо, я в этом уверен».
Победителем спецучастка стал аргентинец Пабло Копетти.О нем известно, что из шести марафонов, в которых он участвовал, финишировать он сумел лишь на одном (в 2011 году). Чаще всего он выходит из борьбы к середине гонки. Второе время показал Нельсон Санабриа, но получил пенализацию и выбыл из тройки лидеров, его место занял дебютант «Дакара» француз Аксель Дютри, третий – Игнасио Касале. В итоговой классификации лидирует Копетти, второй – бразилец Марсело Медейрос, третий – Дютри.
UTV
Российский экипаж Равиль Маганов - Кирилл Шубин финишировал на спецучастке второго дня на шестом месте из семи стартовавших в этой категории участников. «У нас сломалось все, что могло сломаться и что не могло», - рассказал штурман экипажа Кирилл Шубин корреспонденту championat.com: коробка передач, потом, в процессе буксировки, сломался передний редуктор, потом спасаемый экипаж врезался в своего спасителя, потом сломалась переговорка, отказали ремни. Но экипаж не унывает: «Дакар есть Дакар! Все здорово и замечательно».
Обзор 2 этапа
Острые моменты:
Étape 2 - Top moment - (Resistencia / San... Dakar
На третьем этапе гонки Сан-Мигель-де-Тукуман – Сан-Сальвадор-де-Жужуй участников впервые на этом марафоне ждет настоящее бездорожье. При этом сегодня их ожидает и более высокая температура, и большая высота, и смена пейзажей: появятся высохшие русла. Для грузовиков протяженность сегодняшнего спецучастка составит 199 км, для всех остальных категорий – полновесные 364 км. У всех категорий спортивная трасса разбита на две части с участком нейтрализации между ними – здесь каравану предстоит преодолеть перевал на высоте 5000 метров над уровнем моря.
Времена старта:
По материалам: Дакар, motorsport.com, championat.com, КАМАЗ-Мастер, KONTURTERM Racing Team, С. Карякин
В комментариях запрещен мат.