«Дакар» 2017. Пятый этап: стихийное бедствие и очередная смена лидеров
В то время, как у множества участников «Дакара» - сплошные трудности, российские участники заметно прогрессируют. Равиль Маганов и Кирилл Шубин выиграли пятый этап гонки, Сергей Шихотаров – Олег Уперенко заехали в топ-20, Александр Иванютин финишировал 22-м.
Стихийное бедствие в данном случае - это не засуха в Боливии, из-за которой чуть не сорвался маршрут марафона, и даже не потоп, который, по иронии судьбы, пришел ей на смену, в то время как организаторы марафона везли цистернами воду для участников гонки и местного населения. Это – мозгодробительная навигация пятого этапа, с которой справились лишь избранные «отличники» да те, кто удачно подсмотрел за ними.
Утро началось с известий о том, что ряды участников марафона поредели: на старт не выйдут 10 мотоциклистов (считая Тоби Прайса), два квадроцикла и четыре внедорожника (среди которых – «Пежо» Сайнца).
Днем раньше из гонки выбыл боливийский экипаж, пилот которого – 71-летний (!) Фортунато Мальдонадо в третий раз стартовал на марафоне, но, несмотря на «счастливое» имя, ни разу не смог добраться до финиша. В 2015 году ему удалось проехать 8 этапов, в 2016 – 6, в этом году – и того меньше, он даже не добрался до границ родной страны, но его упорство и мужество заслуживают большого уважения.
На спецучастке пятого этапа лидерам во всех категориях дали заметное преимущество перед преследователями, увеличив межстартовый интервал. В зачетах внедорожников, грузовиков и мотоциклов он составлял 3 минуты, а в квадроциклах лидера отпустили вперед на 6 минут.
Мотоциклы
Трассу впервые пришлось открывать Миттиасу Уолкнеру – это оборотная сторона победы на спецучастке предыдущего дня. Как известно, первопроходцу всегда труднее: нет никаких следов, на которые можно было бы ориентироваться. Он ищет дорогу сам и ведет за собой остальных, у которых в этом смысле появляется большое преимущество. Уолкнер, надо отдать ему должное, держался дольше других, успешно разгадывая ребусы дорожной книги, но, в конце концов, и он совершил ошибку в навигации. Вообще же после старта мотоциклистов лента коротких новостей официального сайта марафона напоминала сводки о ходе сражения – между гонщиками и дорожной книгой. Побеждала то одна сторона, то другая.
Сначала заблудился Хуан Барреда, отклонившись от правильного курса на несколько километров. Следовавшие за ним Майкл Метж и Ксавье де Султре попались в ту же ловушку, а затем эту же ошибку повторили лидер общего зачета Пабло Кинтанилья и Стефан Свитко. Затем к компании «потеряшек» примкнули ван Беверен и Пьер Рене. Затем оргии перестали считать, потому что стало уже скучно. Такое количество ошибок в навигации, совершенных даже опытными гонщиками, причем неоднократно за один спецучасток, наводит на мысль, что организаторы явно что-то перемудрили с дорожной книгой.
Когда мотоциклисты стали прибывать к началу участка нейтрализации, стало известно, что спортивный маршрут дня на этом и закончится: дороги до Оруро размыло настолько, что вторую часть спецучастка отменили. Красноречивой иллюстрацией к этому послужила фотография валяющегося на боку, простите за каламбур, грузовой технички команды Буку, которая уже много лет участвует в «Дакаре» в зачете Т4, оказывая помощь своим клиентам на трассе.
Де Султре на заднем колесе и Буку на боку:
В итоге победителем этапа, а заодно и новым лидером зачета стал Сэм Сандерленд, успешнее других справившийся с навигацией, второе место у Пауло Гонкалвеша, третьим на спецучастке и в итоговой классификации стал Адриен ван Беверен, а Пабло Кинтанилья, проигравший Сандерленду 18 минут 5 на этапе, переместился в итоговой таблице на второе место.
Александр Иванютин совершил очередной прорыв, финишировав на спецучастке 22-м и поднявшись в результате на 31-ю строчку общей классификации. Анастасия Нифонтова, показав 66-е время, в общем зачете стала 82-й.
Квадроциклы
К пятому этапу гонки в строю осталось 28 квадроциклистов из 37, вышедших на старт марафона 2 января. Разумеется, и этот зачет сегодня ломал голову над загадками дорожной книги – далеко не всегда успешно.
Сергей Карякин стартовал вторым, в 6 минутах за победителем четвертого этапа Вальтером Носильей, а финишировал лишь седьмым.
Сергей Карякин: «У меня много вопросов к организаторам по поводу сегодняшнего роудбука, столько ошибок! Причем одно дело - мелкие неточности, вроде ошибок в указании расстояний между позициями, и совсем другое - «забыть» указать съезд с основной дороги в каменное поле. Как об этом можно было узнать, я не представляю! Потерял много времени оттого, что дважды заблудился.
Вчера проехал неплохо, мы, наша команда, очень хотели, чтобы так получилось. Рассчитывали, что многие соперники постараются за мной угнаться и поломают технику. Как бы жестко это ни звучало, это часть стратегии нашей команды. Посмотрим, как сегодня доехали конкуренты, каждый день турнирная таблица меняется, и загадывать что-то нельзя. Победитель вчерашнего спецучастка Вальтер Носилья столкнулся с техническими проблемами в начале СУ, я остановился, но помочь ему не смог. Совсем некстати продолжаю болеть, сегодня было очень тяжело».
Пятый этап – пятый победитель, им стал голландец Кес Колен, второй - аргентинец Густаво Галлего, а обладатель третьего результата, дебютант «Дакара» Симон Витс неожиданно оказался лидером зачета после пятого этапа. Сергей Карякин, так же неожиданно взлетевший на первую строчку вчера, сегодня переместился на вторую, а следом за ним идет Аксель Дютри, соотечественник Витса и тоже дебютант. Разрывы между позициями в топ-4 настолько малы, что это положение дел наверняка еще не раз поменяется.
Авто
Конечно, и внедорожникам на пятом этапе тоже досталось в плане навигации. Вновь заблудился Петрансель, правда, до финиша спецучастка он сумел отыграть большую часть потерянного времени. Первую навигационную ошибку на нынешнем марафоне допустил Хирвонен, который потерял сегодня на этом 43 минуты. В число заблудившихся попали также Депре и де Вильерс, причем если Депре пострадал мало, то южноафриканцу ошибка стоила получаса.
Увереннее всех промчал сегодня Себастьян Леб, выиграв второй спецучасток на этой гонке. Нани Рома каким-то чудом сумел стать вторым с отрывом всего 44 секунды от Леба. Петрансель замкнул тройку лидеров, проиграв Лебу на спецучастке полторы минуты, но сумев, тем не менее, пробиться в лидеры зачета, оставив между собой и Лебом запас в минуту с лишним. Депре, проиграв Лебу всего 10 с половиной минут, стал третьим на спецучастке и занял место Хирвонена в итоговой таблице, а финн «переехал» на две строки ниже.
Россияне Сергей Шихотаров и Олег Уперенко сегодня сумели заехать в топ-20 – их результат всего на 51 минуту и 40 секунду хуже, чем у победителя этапа Себастьяна Леба, они стали 17-ми на спецучастке и 41-ми в общей классификации.
Олег Уперенко: «Спецучасток был классный, по-настоящему дакаровский, здесь было всё. Старт из речного русла, потом грязные скользкие серпантины, снова русла рек. Пару раз была сложная навигация. Потом ходовые места, а ближе к концу начались дюнетки и красивые грязные участки ор-пист. На финише - ходовой участок с большим количеством луж.
Как мне кажется, у нас всё получилось. Пилотирование было спокойнее, хотя начало нервное. Но самым страшным моментом был лиазон, вернее, его финальная часть перед началом спецучастка. Мы там поднимались по местам, где в дорожной книге были указаны ледники и гололед. Потом снег пошел. Там узко, высоко, и были жуткие обрывы.
На этом этапе я почувствовал высоту. Вчера не ощущалась, а сегодня уже накрывало из-за нее. Мы едем на лекарствах, потому голова не сильно болит. Но есть тремор, постоянная внутренняя вибрация и головокружение.
Бивуак на финише похож на свинарник – хлыщет ливень и такая грязь, что в какой-то момент на него перестали пускать технички, потому что физически просто негде встать. Хорошо что, у нас есть друзья, пилот на квадроцикле Сергей Карякин и его команда приезжают раньше нас и всегда занимают нам хорошее место».
Удивительно, но на 13-й позиции дня значится экипаж Язида Аль-Раджи, о котором накануне было объявлено как о вышедшем из гонки. В общем зачете после пяти этапов он занимает 36-ю строчку.
Грузовики
Это был день де Роя. Выбрав спокойный темп, он «вкатился» в гонку и, избежав навигационных ошибок, рванул вперед, оставляя за собой соперников. Выиграв этап, он возглавил итоговую классификацию.
У экипажей «КАМАЗ-Мастер» день сложился не самым удачным образом. Айрат Мардеев потерял 15 минут на навигации, Дмитрий Сотников застрял в песке, но его вовремя выручил Эдуард Николаев, после чего экипажи продолжили движение вместе. По пути видели застрявший в очень неудобном месте зарывшийся по самые оси IVECO Тони Генугтена.
На одной из пресловутых WPC-точек в навигационную ловушку попал экипаж Антона Шибалова. Примерно на 182-м километре плутали очень многие участники: не могли найти привязку, указанную в роуд-буке – футбольное поле. В итоге Антон Шибалов и Федерико Виллагра выбрали неправильное направление, расплатой за это стали потерянные драгоценные минуты.
После неудач предыдущего дня взяли реванш экипажи белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто»: они финишировали в десятке лучших. Сергей Вязович стал пятым на спецучастке, следом за ним – Александр Василевский, восьмым финишировал Алексей Вишневский. В итоговой классификации Вязович сейчас 17-й, Василевский – 11-й, Вишневский – 20-й.
UTV
Равиль Маганов и Кирилл Шубин стали победителями пятого этапа марафона, это уже второй выигранный ими в этой гонке этап! Лидер зачета, Доншен Ли, стал третьим, уступив первую строчку в генеральной классификации бразильцам. Россиянам, чтобы забраться в призовую тройку, нужно отыграть чуть более двух часов. Если учесть, что на пятом этапе они «отгрызли» у соперников полчаса, эта задача не кажется такой уж нереальной.
Боливию, которая буквально только что изнывала от засухи, теперь заливает. Бивуак в Оруро стоит в воде. По сообщению «КАМАЗ-Мастер», мотоциклисты, прибывавшие на высокогорный (высота 3700 метров), а значит, довольно прохладный бивуак Оруро, не могли отогреться даже в столовой. Многих, промокших насквозь по пути к бивуаку, била дрожь.
На вечернем брифинге было объявлено об отмене этапа Оруро – Ла-Пас. Участники, и в особенности команды ассистанс, восприняли новость с облегчением. Хотя для «КАМАЗ-Мастера» сокращение спецучастков не на руку – нужно менять положение в генеральной классификации. Караван гонки отправится в Ла-Пас, где участников ждет день отдыха, по маршруту ассистанс.
Вязович (3 этап)
Обзор 5 этапа:
По материалам: Дакар, championat.com, КАМАЗ-Мастер, KONTURTERM Racing Team, Г. Кошелева
В комментариях запрещен мат.