Автомобильный туризм – спорт, доступный всем
Туризм на автомобилях существовал всегда. Путешествия, автопоходы, соревнования по преодолению препятствий у автовладельцев в крови. Однако немногие знают про официальный вид спорта «спортивный туризм», а еще меньше - про спортивные дисциплины для автомобилистов и мотоциклистов «на средствах передвижения», выступая в которых можно стать мастером спорта и чемпионом России.
В спортивном туризме два направления (две группы спортивных дисциплин): маршруты и дистанции. Суть соревнований на «маршрутах» - совершение длительных многодневных путешествий, затем написание отчетов и предоставление этих отчетов судьям. Они в тиши кабинетов и решают, чей маршрут сложнее и напряженнее, отчет содержательнее, и кто победил.
На «дистанциях» все проще. Победитель определяется сразу по результатам очных соревнований по преодолению препятствий на коротких дистанциях (до 2 км) или ориентировании на дистанциях длинных (от 50 до 500 км).
От внедорожных дисциплин автоспорта (трофи-рейды, ралли-рейды и джип-триал) спортивный автотуризм отличается, прежде всего, своей доступностью. Стать чемпионом Санкт-Петербурга, Карелии или любого другого региона, города, муниципального образования можно на стандартном автомобиле. Скорее всего, потребуется внедорожник, возможно, понадобится спецснаряжение (сенд-траки, хай-джек, ручная лебедка, цепи), но не более. Строить «котлету» не придется. К машинам особых требований не предъявляется, в соревнованиях можно и нужно участвовать на серийных автомобилях, и все решает умение преодолевать препятствия, а не количество килорублей, вложенных в транспортное средство.
Идеологические отличия от автоспорта тоже существенные. На маршруте главное - не преодоление себя и возможностей машины. Не надо весь день тащить спортивный снаряд лебедкой через болото или скакать с камня на камень. Надо доехать до запланированной точки и вернуться, не повредив себя и автомобиль. Это на маршрутах. А дистанции – это маленькая модель маршрута, на которой спортсмены показывают, как они умеют преодолевать препятствия, которые могут встретиться на пути. Сложность локальных и протяженных препятствий на дистанциях и маршрутах примерно совпадает, так что все сходится. Научился на локальных соревнованиях – поехал в большое путешествие. Очень удобно.
Полно, длинно и правильно все это называется «соревнования по спортивному туризму в дисциплине «дистанция (или маршрут) – на средствах передвижения» (авто)». Добавление «авто» - важно. В спортивные дисциплины «на средствах передвижения» попадают еще соревнования на мотоциклах, велосипедах и лошадях. Как вы понимаете, если организовать автомотосостязания еще можно, то тягаться в одном зачете с педальными или копытными – это вряд ли.
Зато у организаторов автомотомероприятий возможности широчайшие. Видовой регламент к техническим средствам передвижения относит: автомобили (стандартные, повышенной проходимости и специально подготовленные, мотоциклы (дорожные и эндуро), мотороллеры, трициклы, скутеры (мопеды, мотовелосипеды, мокики), квадроциклы (ATV и UTV), пневматики, снегоходы. Соревнуйся, сколько душе угодно и на чем угодно.
Маршруты
Соревнования на маршрутах - основа спортивного туризма. С них, собственно, официальный туризм в России в 1895 году начался, и до сих пор на них (маршрутах) зиждется. Приключения, путешествия, впечатления, новые места и дороги – это все здесь. В принципе, все, кто путешествует на машинах – автотуристы, но, чтобы стать спортсменом и претендовать на разряды, звания и места в чемпионатах, надо участвовать в соревнованиях и согласиться с правилами вида спорта.
Допуск группе на маршрут дает маршрутно-квалификационная комиссия (МКК) на основе оформленной маршрутной книжки. Оформить этот документ несложно. Просто надо внятно изложить свои планы на бумаге: состав группы и кто руководитель, по какому маршруту поедете, заявляемый график движения по дням, карта маршрута, описание сложных участков и способов их преодоления, а также список личного и группового снаряжения. Этих сведений и нескольких вопросов опытным членам МКК вполне достаточно, чтобы понять, готовы ли к тому, что затеяли, или нет.
А еще нужен подтвержденный опыт. В зависимости от опыта уже пройденных маршрутов группу и руководителя допустят или не допустят к маршруту определенной категории сложности (к.с). Всего таких категорий шесть. На сегодняшний день самым простым категорийным маршрутом, в который могут поехать все желающие, считается путешествие протяженностью 1500 км для автомобилей и 1000 км для мотоциклов продолжительностью не менее 6 дней. На самый сложный автомаршрут - «шестерку» - протяженностью не меньше 3500 км и продолжительностью в 20 дней допустят только тех, кто уже участвовал в походах 5 к.с. и это подтверждено справкой.
Но дней и километража для того, чтобы маршрут получил определенную категорию сложности, мало. Отсутствие категорированных участков (асфальт) допускается только на первой категории сложности. На остальных маршрутах обязательно должны быть препятствия. Так, например, 2 к.с. – это грунтовые участки дорог с выбоинами, участки песка, мосты в плохом состоянии. Для 3 к.с. нужны дороги, по которым грузовик пройдет не в любую погоду. «Четверка» подразумевает, в том числе, сложности с ориентированием, использование спецсредств и преодоление пустынь в 100 км от ближайшего жилья. Ну а пятая категория – это участки дорог, с трудом преодолеваемые местными жителями на автомобилях повышенной проходимости или гусеничном транспорте. Потолок сложности – шестая категория сложности – «пятерка» с добавлением экстремальных погодных условий и в районах Арктики и Антарктики.
Пока так. С 2018 года в действие должны вступить новые правила по спортивному туризму, в которых протяженность маршрутов должны снизить до 800 - 1600 км, а максимально необходимую продолжительность до 14 дней. Логично. Время отпусков сократилось до 2 недель, и требования надо приводить к реалиям современной жизни.
Выполнив все требования и получив на «маршрутку» печать МКК, можно отправляться в путь. Едем и ведем график движения, фотографируем и снимаем встреченные препятствия и способы их преодоления, описываем потенциальные опасности и достопримечательности. Собираем сведения о погоде, поведении машин, использовании снаряжения, ценах в магазинах и стоимости проживания, порядке въезда на закрытые территории.
Вернувшись, оформляем привезенные знания в виде отчета о спортивном туристском походе (по определенной правилами форме), защищаем отчет и получаем справку о подтверждении опыта. Ура! Вы перешли на новый уровень, и можно готовиться к более сложным путешествиям.
Теперь о соревнованиях. Если просто справки вам мало и хочется званий, разрядов и титулов, что абсолютно нормально и достойно уважения, то перед автопоходом надо подать заявку на соревнования, а по возвращении предоставить отчет в главную судейскую коллегию (ГСК). Маршруты 1-3 к.с. участвуют в региональных чемпионатах, 4-6 к.с. - в Чемпионате и Кубке России. Параллельно проводятся чемпионаты федеральных округов. Подавать отчет на несколько соревнований одновременно нельзя. Отчеты судятся по пяти показателям: сложность, новизна, безопасность, напряженность, полезность.
Каждый судья оценивает отчет по всем параметрам и выставляет баллы, которые потом сводятся в итоговую оценку маршрута. У какой группы получится больше, та и победила.
По результатам соревнований определяются чемпионы и обладатели кубков, а также присваиваются спортивные разряды и звания. Система присвоения, определяемая ЕВСК (Единой всероссийской спортивной классификацией) и разрядными нормами по спортивному туризму довольна сложна, и здесь ее не описать. Учитывается не только факт победы, но и то, кого вы победили, на каких соревнованиях, сколько было участников и т.д.
Резюме. Совершая автопоход, претендовать на чемпионство своего региона и спортивный разряд совсем не сложно. Надо оформить одну бумагу перед поездкой и составить отчет по возвращении. Кстати, отчеты маршрутов 1 и 2 категории принимаются в устной форме. Достаточно рассказать о своем путешествии на заседании МКК, и все - вы уже спортсмены.
Если взрослым это может быть и все равно, то для детей медали, значки и кубки очень важны. Опять же, семейные автопоходы сближают и укрепляют.
Дистанции
Дисциплина совсем-совсем юная, но очень быстро растущая и в некоторых регионах по количеству спортсменов-автотуристов значительно превосходящая маршруты. Исторически «дистанции» выросли из учебно-тренировочных сборов перед автопоходами - проверки «в бою» подготовки машин и навыков экипажей перед дальней дорогой. Со временем желающих посоревноваться «здесь и сейчас» и никуда не ехать становилось все больше, больше и... В 2009 году Туристско-спортивный союз России принимает первый Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция – на средствах передвижения» (вид программы: авто-мото дистанции). В 2015 году Регламент обновили. Сейчас, под новый олимпийский цикл 2018-2022 гг., готовится свежая версия правил. Соревнования на автомобильных дистанциях становятся все понятнее и это ведет к росту популярности. Что здорово!
«Маршрутчики» ворчат, что однодневные соревнования на дистанциях - это не туризм. Однако сторонники преодоления препятствий перед восторженной публикой считают, что это и есть настоящий спорт на глазах у судей и зрителей. Правы обе стороны, просто так получилось, что в рамки одного вида спорта «Спортивный туризм» сведены дисциплины с разной идеологией и принципами соревнования.
Но если рассматривать «дистанции» как модель «маршрутов», все сходится. Согласно Всероссийскому реестру видов спорта (ВРВС), официальных дисциплин на самом деле две: «дистанция – на средствах передвижения» и «дистанция – на средствах передвижения – группа». Первые – это индивидуальные соревнования между водителями. Вторые – соревнования между группами. Состав группы может быть любой, как по количеству людей, так и по числу транспортных средств.
Самый распространенный вариант – соревнования между группами, состоящими из двух человек, выступающими на одном автомобиле - экипаж из пилота и штурмана. Но может быть и по-другому. Так, например, в Карелии проводились соревнования между группами по 4 человека в одной машине. На Алтае практикуют состязания групп, состоящих из спортсменов на нескольких единицах техники. Тут организаторам предоставляется свобода действий. Единственное ограничение – мужские группы должны соревноваться с мужскими группами, женские - с женскими, смешанные- со смешанными. И у всех групп все должно быть одинаково: количество людей, количество транспортных средств, гендерный состав.
Различают два вида дистанций: короткие и длинные. Короткие дистанции – ставшие уже классикой соревнования на трассах длинной до 2 километров. Дистанция может быть разбита на этапы, насыщенные разнообразными локальными препятствиями, но их суммарная длина (или этапов, или препятствий) не должна превышать 2 км.
По сложности короткие дистанции делятся на 6 классов. На первом рулить по асфальту могут все на любых автомобилях. Обычно такие соревнования проводятся для детей. 2 класс – легкое бездорожье типа «поехали в лес или на пляж». Для преодоления препятствий 3 класса рекомендуется машина повышенной проходимости. На 4 классе не обойтись без дополнительного снаряжения. Ну а 5 и 6 – это, как мы уже знаем, – край, требующий максимальных навыков управления автомобилем.
Интересно, что автомобили на соревнованиях по классам не делятся. Кто на чем приехал, тот на том и выступает. Что логично, ведь на маршруте препятствие не говорит тебе, на чем его надо преодолевать. Должен сам решить, для чего какой автомобиль больше подходит.
Длинные дистанции – это некий следующий шаг от коротких дистанций на несколько часов к маршрутами на много дней. Протяженность - от 50 км на 1 классе до 500 км на пятом-шестом. Продолжительность от 1 до 5 дней. И класс сложности определяется по-другому. На длинных дистанциях акцент делается на ориентирование и преодоление естественных протяженных препятствий. Во время прохождения дистанции участниками могут решаться различные задачи и выполняться задания, определяемые условиями проведения соревнований (ориентирование, взятие контрольных точек, преодоление специальных участков, выполнение заданий на туристскую технику и т.п.).
Как начать заниматься спортивным автотуризмом
Федерации спортивного туризма есть практически во всех областях России. И почти во всех Федерациях есть маршрутно-квалификационные комиссии (МКК). Правда, у некоторых МКК нет права выпускать на автомобильные маршруты, но это проблема решаемая. Подать маршрутную книжку, а потом отчет можно по интернету в МКК, где автомобильные полномочия есть.
С дистанциями сложнее. Если в вашем регионе соревнования проводятся (а это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Алтай, Республика Карелия, Республика Башкортостан, Новосибирская область, Нижегородская область, Сибирский Федеральный округ, Северо-Западный Федеральный округ), то вам повезло. Если нет, то надо либо ездить туда, где состязания есть, либо организовывать соревнования у себя. А вот это совсем несложно.
Покатушки и мероприятия джиперов и автоклубов есть везде. Достаточно договориться о том, что в рамках неофициальных соревнований будет спортивный зачет – соревнования по спортивному туризму. Подписать положение о соревнованиях (поставить в календарный план) в органе исполнительной власти, отвечающем за спорт, пригласить судей и собрать минимум шесть участников. Все. По результатам, при условии выполнения нормативов, можно присваивать спортивные разряды.
Новости спортивного туризма на средствах передвижения, о которых удается узнать публикуются на сайте EX-ROADmedia в разделе Спортивный автотуризм.
Получить консультацию и помощь по организации соревнований можно у автора этой статьи, председателя автокомиссии Федерации спортивного туризма Санкт-Петербурга, спортивного судьи 1 категории Алексея Игнатковича. Обращайтесь через ВКонтакте, по E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: +7 921 994-06-03. Чем сможем - поможем.
В комментариях запрещен мат.