«Соболиные тропы – 2017»: итоги Чемпионата по спортивному автотуризму
8-10 сентября в рамках форума «Соболиные тропы-2017» состоялся Чемпионат Нижегородской области по спортивному туризму в дисциплине «дистанция – на средствах передвижения» (авто).
32 экипажа и более 60 участников, сотни километров по лесам и буеракам Владимирской области, захватывающие и затягивающие трассы соревнований. Соревнования были невероятно азартны. Казалось бы, какое удовольствие гонять по лесам, маневрировать между деревьев, лезть в непроходимую грязь, на всей скорости нестись по лужам, то и дело застревать, буксовать, периодически «лебедиться», откапывать и толкать свой внедорожник? Однако сколько эмоций и восторга у участников это вызывало! А уж задора борьбы и азарта преодоления отнюдь не простого бездорожья и вовсе не передать...
Чемпионат по спортивному туризму представлял собой внедорожные соревнования на пересеченной местности. Обязательным условием для участия в них был автомобиль «Соболь 4х4».
Особенностью таких соревнований является то, что, в зависимости от результата выступления, участникам присваиваются спортивные разряды.
Всего в соревнованиях приняло участие 32 экипажа. В экипаже двое – пилот (водитель) и штурман. Водитель рулит, а штурман ориентируется на дистанции и прокладывает маршрут, а по совместительству исполняет обязанности координатора, советчика и толкача. Иными словами, штурман бежит рядом с автомобилем, выбирает правильную траекторию, подсказывает водителю, куда и где лучше проехать, а при необходимости разматывает лебёдку, толкает, откренивает или раскачивает авто... В ходе соревнований водитель и штурман могут меняться местами, правда, при наличии у штурмана водительского удостоверения.
Хочется отметить, что некоторые экипажи выступали всей семьей. А, как известно, поддержка родных людей как никогда помогает, стимулирует к победе и объединяет членов семьи. Среди участников то и дело можно было заметить детей, которые с огромным энтузиазмом и азартом помогали своим родителям в прохождении трассы и были даже штурманами.
Все экипажи были разделены на две зачетные группы:
1 группа – «мужская»: в составе (и пилот, и штурман) – мужчины.
2 группа – «смешанная»: в составе экипажа - мужчина и женщина.
В целом трасса соревнований была рассчитана как на новичков, так и на участников, уже имеющих опыт участия в подобных соревнованиях. И выступать можно было как на стандартных (их ещё называют «стоковыми») полноприводных «Соболях», так и на подготовленных к серьезному бездорожью.
Участникам предстояло состязаться на двух дистанциях: длинной и короткой. Длинная дистанция, в первый день соревнований, состояла из двух этапов - дневного и ночного - и проходила в формате GPS-ориентирования, то есть ориентирования по GPS-навигатору и поиска контрольных точек. На определенном участке лесной местности с разнообразным естественным рельефом организаторы разместили или спрятали контрольные «точки» (нанесенные на листе формата А4 определенные символы и порядковый номер «точки»), как правило, в труднодоступных местах.
Задача экипажей была проста – обнаружить эти самые «точки» с помощью GPS-навигатора и, самое главное, умудриться к ним подъехать... Да ещё подъехать настолько близко, чтобы один из членов экипажа смог одной рукой прикоснуться к своему «Соболю», а другой дотянуться до этой самой точки. Вот этот момент и должен зафиксировать на фотоаппарат (сфотографировать) другой член экипажа. Это называется фотофиксация («взятие») экипажем контрольной точки и служит судьям доказательством факта, что экипаж действительно нашёл и смог подъехать к «точке» (на языке спортсменов – «взял точку»).
За каждое взятое препятствие (точку) экипажу начислялись баллы в зависимости от её сложности. Экипаж мог не брать препятствие (если он был не уверен, что либо он, либо его автомобиль справится с ним) и, сэкономив время, объехать его. Тогда шансы на победу уменьшаются – ведь пропущенные им точки могут «взять» другие экипажи.
Последовательность прохождения контрольных точек не регламентировалась, а вот время, в течение которого экипажу нужно было находиться на трассе, организаторы ограничили. Но, конечно же, всё это надо было постараться сделать за наименьшее время! Ведь побеждает тот, кто наберет большее количество баллов по «взятию» точек и кому для этого понадобится меньше времени.
Каждый экипаж сам выбирал тактику и очередность «взятия» точек, прокладывал маршрут по своему усмотрению и старался его преодолеть. Правда, не всем и не всегда это удавалось. Порой приходилось и буксовать, и продираться сквозь деревья и заросли к заветной цели, используя мыслимые и немыслимые ресурсы «Соболя».
Хотя эта дистанция, как отметил главный судья соревнований Петр Груздев, была рассчитана на абсолютно стандартный «Соболь», а решающую роль в победе играл правильный поиск пути к «точке», ну и, конечно же, мастерство водителя.
Да, стоит сказать, что организаторы постарались несколько разнообразить унылый поиск «точек» и сделать дневную дистанцию более увлекательной, добавив элементы некоего квеста – отгадывания головоломок и загадок, необходимых для правильного поиска некоторых точек.
Всего на дистанцию первого этапа (дневную) вышли 16 экипажей. На дистанцию второго (ночное ориентирование) – 11 экипажей.
А вот на короткой дистанции во второй день соревнований, состоящей из этапов «Спринт», «Змейка», «Диагональ» и «Брёвна», подготовка и изменения в конструкции внедорожника всё же играли решающую роль. Здесь на двух этапах («Диагональ» и «Брёвна») участникам предстояло преодолевать более сложные препятствия и преграды. Но даже обычные полноприводные «Соболи» справились со всеми трудностями. Ну, может быть, потратили чуточку больше времени и водительского мастерства на преодоление, чем, скажем, их подготовленные соперники. А один из экипажей преодолел каверзный этап «Брёвна» на заднем приводе (правда, с включенной блокировкой).
Прохождение того или иного этапа, а также последовательность их прохождения организаторы отдали на усмотрение экипажей. При этом прохождение каждого этапа было ограничено контрольным временем в 3 минуты. Допускалась ещё одна, бонусная попытка преодолеть этап или улучшить время его прохождения.
Так, на этапах «Спринт» и «Змейка» участникам предстояло пройти обозначенную вешками трассу по пересечённой местности за наименьшее время, не задеть и не сбить при этом ограждения. А на этапах «Диагональ» и «Бревна» - преодолеть соответствующие участки, уложившись в контрольное время. За задетые или сбитые вешки добавлялось штрафное время.
Победитель на короткой дистанции определялся по наименьшему времени прохождения этапа с наименьшим штрафным временем. За каждый пройденный этап и показанный на нём результат экипажам начислялись баллы. А чем больше баллов набрал экипаж, тем выше место!
На этапе «Спринт» приняло участие 27 экипажей.
Лучшее время прохождения этого этапа (1 мин. 31сек.) - у экипажа Николая и Марии Марковых.
На этапе «Диагональ» также участвовали 27 экипажей.
Данное упражнение выполнили все, и все уложились в контрольное время (3 мин). Правда, некоторые экипажи использовали бонусную попытку.
На этапе «Змейка» стартовало 23 экипажа.
На данном этапе лучший результат показал экипаж Игоря и Андрея Богословских.
Этап «Бревна» выполнили 24 экипажа.
Все прошли, вот только три экипажа не уложились в контрольное время.
После выступления на короткой дистанции некоторым участникам не хватило впечатлений на зачётной трассе, и в поиске драйва они отправились штурмовать близлежащие ямы и лужи, канавы и траншеи.
На третий день организаторы решили устроить отдельное состязание для наиболее отчаянных экипажей. На старт отважились выйти только несколько экипажей. Им предстояло проехать на время сравнительно сложные грязевые и водные участки по довольно хитрой траектории.
Здесь лучше всех справился с заданием экипаж Григоревский Алексей - Ольхов Александр (старт. № 4).
Несомненно, борьба с бездорожьем и преодоление препятствий на полноприводных автомобилях «Соболь» заставляет восхищаться его высокими и удивительными внедорожными возможностями. Ну и, конечно же, в любом случае – мастерством водителя и слаженностью экипажа.
В результате напряженной борьбы места распределились следующим образом.
По итогам первого и второго этапов соревнований на длинной дистанции (дневного и ночного GPS-ориентирования):
Группа «Мужские экипажи»
1 место – экипаж Григоревский Алексей - Ольхов Александр (старт. № 4)
2 место – экипаж Мочалов Дмитрий - Цуркан Александр (старт. № 5)
3 место – экипаж Богословский Игорь - Богословский Андрей (старт. №33)
Группа «Смешанные экипажи» (мужчина и женщина)
1 место – экипаж Агеев Сергей - Агеева Марина (старт. №1)
2 место – экипаж Корченов Павел - Губанова Ксения (старт. №48)
3 место – экипаж Максютин Андрей - Тихомирова Татьяна (старт. №2)
По результатам четырех этапов («Спринт», «Змейка», «Диагональ», «Бревна») соревнований на короткой дистанции:
Группа «Мужские экипажи»
1 место – экипаж Богословский Игорь - Богословский Андрей (старт. №33)
2 место – экипаж Солдатенков Александр - Болталов Алексей (старт. №22)
3 место – экипаж Григоревский Алексей - Ольхов Александр (старт. №4)
3 место – экипаж Грачев Юрий - Максимов Пётр (старт. №28)
Группа «Смешанные экипажи» (мужчина и женщина):
1 место – экипаж Корченов Павел - Губанова Ксения (старт. №48)
1 место – экипаж Глухов Михаил - Глухова Анна (старт. №12)
2 место – не присуждалось
3 место – экипаж Невинский Кирилл - Невинская Юлия (старт. №26)
Призерам вручены денежные сертификаты на приобретение товаров в магазинах «Детали машин» (на сумму 15 000 руб. за 2 и 3 места и 30 000 руб. – за 1 место) от организаторов «Группы ГАЗ» и ценные призы от партёров соревнований: компаний «РИФ», «redBTR», Bluesonic, «СтройСвет».
Текст: Дмитрий Гапченко
Фото: Дмитрий Гапченко и Гелена Лобова
В комментариях запрещен мат.