В Карелии успешно прошел первый зимний Чемпионат по спортивному туризму на автомобилях
5-6 января 2015 г. в городе Сортавала впервые в истории российского спортивного автомобильного туризма состоялись зимние соревнования. Первый этап Чемпионата Республики Карелия проводился на дистанциях трех разных классов сложности, рассчитанных на разную подготовку участников.
Автотуризм летом и зимой отличаются как небо и земля. Разная техника преодоления препятствий, разная подготовка автомобиля. Но до сих пор зимние соревнования по спортивному туризму в дисциплинах «дистанции – на средствах передвижения (авто)» не проводились. Устранить такую несправедливость, дать возможность автотуристам проверить свои навыки и испытать автомобили в условиях минусовых температур взялся Спортивно-туристский автоклуб «Сортавала – полный привод» и Федерация спортивного туризма Республики Карелия.
Первый опыт оказался весьма успешным. В трех автомобильных зачетах (на трех дистанциях) и одном квадоциклетном приняло участие 65 человек (34 экипажа). 32 спортсмена выполнили нормативы 3 и 2 спортивных разрядов, а победители Чемпионата на дистанции 4 класса сложности Виталий Лях / Александр Нифонтов подтвердил / выполнил 1 разряд.
В зависимости от уровня своих спортивных навыков участники соревновались на дистанциях 2, 3 и 4 класса сложности. В спортивном туризме участники распределяются по зачетам не по типам и «заряженности» автомобилей, а по сложности дистанций. Организаторы указывают класс сложности (от 1 до 6), а спортсмены сами решают куда ехать. В принципе, возможно участие в «четверке» и на моноприводе типа «Жигулей», но шансы даже доехать до финиша минимальны. Сложность дистанции в целом определяется сложностью локальных препятствий, которые объединяются в этапы. Победителями становились те, кто проходил все этапы за минимальное суммарное время и с наименьшим числом штрафных баллов.
Дистанция 4 класс сложности
На этапе «Скоростной подъем» 4 класса необходимо было преодолеть несколько затяжных подъемов, проложенных параллельно горнолыжному спуску. А затем спуститься к точке старта. Суммарная высота подъема – 24 метра, крутизна до 16 градусов. Изначально организаторами планировалось, что такие препятствия смогут преодолеть только автомобили с цепями противоскольжения на колесах, однако, мороз сделал склон достаточно «цепким» и с задачей справлялись машины и без дополнительного снаряжения, хотя и не все. Использование механических лебедок на этапе было запрещено.
Триал 4 класса предлагал преодоление спусков, подъемом, канав, ям, бугров и уступов, рассчитанных на автомобили повышенной проходимости. То есть с углами переднего и заднего свеса не меньше 25 и 20 градусов соответственно. На других машинах кочки и канавы тоже проезжались, но с риском, что-либо повредить или оторвать.
Самую большую сложность вызвали боковые наклоны. Локальные препятствия с виду простые, крен небольшой – 12 градусов (22%), но коварные. Малейшая ошибка в траектории и машина по снегу начинает сползать под уклон. Большинство участников с задачей справилось, но были и те, кто сошел, не доехав до финиша этапа.
Призерами на дистанции 4 класса стали:
1 место - Лях Виталий / Нифонтов Александр (Республика Карелия) на автомобиле Mitsubishi Pajero II, резина FIRESTONE WINTERFORCE
2 место поделили экипажи Трухляев Павел / Прошин Александр (Республика Карелия), Toyota Land Cruiser 200, резина Nokian Hakkapeliitta LT
и
Макаров Артем / Пшеник Юлия (Санкт-Петербург), Chevrolet NIVA на резине Nokian Hakkapeliitta 7
3 место – Викторов Анатолий (Турбо Дед) / Григорьев Александр. Санкт-Петербург. Mercedes-Benz G230Е на самодельношипованной (шип 5 мм.) резине.
Дистанция 3 класса сложности
Для стандартных полноприводных автомобилей без дополнительного оборудования.
Этап «Скоростной подъем» на этой дистанции был не таким крутым и длинным, как на четверке, но осложнялся задачей спуститься с горы задним ходом с заездом в «гараж». Очень важный в автотуризме навык. Неоднократно проверено, что если машина не смогла въехать на подъем и ее начинает сносить вниз, то единственно верное решение отпустить тормоза и рулить, катясь задним ходом. А такое умеют далеко не все. Собственно, демонстрация этого навыка на время и была основной задачей этапа.
Троечный триал тоже был попроще, чем четверка. Наклоны плавнее, углы меньше. Тут скорее требовалось уметь правильно рассчитывать траекторию движения машины по снежной колее и предугадывать поведение автомобиля на неровностях.
Остальные два этапа «Спринт» и «Фигурное вождение» для дистанций 3 и 4 класса были общими.
На «Фигурке» соревновались в точности прохождения передним и задним ходом «Змейки», «Восьмерки», «Ворот» и «Гаражей», а также демонстрировали навыки разгона и торможения. Роль локальных препятствий выполняли вешки, ограничивающие узкости и габариты. Касание приводило к штрафным баллам.
На «Спринте» отрывались в скоростном управлении автомобилем. Трасса, проложенная горнолыжным ратраком прямо по снежному колхозному полю, была абсолютно безопасна и прощала любые ошибки. Максимум, что грозило экипажам – это вылететь в глубокий снег и потерять время, возвращаясь на траекторию.
Пьедестал на 3 классе поделили:
1 место – Смирнов Антон / Карпов Павел. Санкт-Петербург. НИВА 21214, резина Hankook I*Pike RW11
2 место – Ильин Роман / Ильин Вадим. Республика Карелия на Chevrolet NIVA на резине Nokian Hakkapeliitta 7
3 место – Архипов Сергей / Ютишкова Светлана. Республика Карелия. Toyota Land Cruiser 80 на нешипованной Cooper Discoverer ST
Дистанция 2 класса сложности
Согласно Регламенту проведения соревнований, дистанции 2 класса подразумевают передвижение по ним даже на моноприводных автомобилях. Поэтому этапа для «двоечников» было всего два. Все та же «Фигурка» и собственный спринт по заснеженной грунтовке. Разряды по результатам присвоены быть не могут по причине недостаточного количества экипажей. Надо восемь, а было всего четыре. Однако, удовольствие от состязательного процесса и награды победители получили.
1 место с одинаковым количеством баллов заняли – Дружинин Михаил / Кемурджан Вероника на Renault Duster 1.5 dCi на резине CONTINENTAL Ice Contact 4X4
и
Капитонов Александр / Джапаридзе Анна. Chevrolet Captiva на Nokian Hakkapeliitta 7
Оба экипажа из Санкт-Петербурга.
2 место – Богданченко Анна / Вайткус Ян. Республика Карелия. Toyota RAV4 Nokian Hakkapeliitta 7
3 место – Шкляревич Лариса и Бурлакова Нина. Республика Карелия. Suzuki Jimny на Nokian Hakkapeliitta 7
Дистанция для квадроциклов
Вне зачета в рамках Чемпионата прошло соревнование квадроциклистов. Первая проба проведения состязаний по спортивному туризму на средствах передвижения среди владельцев ATV и UTV. Несмотря на то, что заявилось всего три участника и все оказались из Санкт-Петербурга, соревнования удались. Квадриков выпустили на автомобильную дистанцию 4 класса и оказалось, что то, что сложно автомобилям для них трудности не представляет.
В этом зачете между тремя участниками места распределились следующим образом:
Первый – Чуменков Андрей. Второй – Павлюченко Павел. Третий – Капитонов Александр. Все спортсмены представляли Санкт-Петербург. Может статься, что если так дальше пойдет, то чемпионом Карелии 2015 станет представитель северной столицы.
Благодарности
Организаторы Чемпионата Республики Карелия, в лице председателя Спортивно-туристского автоклуба «Сортавала – полный привод» Петра Груздева и президента Федерации спортивного туризма Республики Карелия Валерия Паршукова выражают глубокую благодарность организациям, оказавшим помощь и поддержку в проведении мероприятия:
Центр активного отдыха «Kallivo Park» г. Сортавала.
Первый Компьютерный магазин г. Сортавала.
Клуб АвтоПутешественников г. Санкт-Петербург.
Видеопроект «Вуоля» г. Санкт-Петербург.
«Там, где нет дорог» - портал EX-ROADmedia.ru г. Санкт-Петербург.
Спортивный клуб «Ладога» г. Сортавала.
Русское Радио «Ладожская Волна» г. Сортавала.
Служба эвакуации «Дорога домой» г. Санкт-Петербург.
Автосервис «МКС» Мир Качественного Сервиса г. Санкт-Петербург.
Текст: Алексей Игнаткович
Фотографии: Данил Колпин, Сергей Тишковский, Алексей Игнаткович
В комментариях запрещен мат.