ruende

Путешествия

Экспедиции • Пробеги

Автоальпинизм: «Унимог» поднялся на рекордную для автомобилей высоту

Mercedes-Benz побил мировой рекорд по подъему в гору на автомобиле – Unimog заехал на крупнейший действующий вулкан на Земле на высоту 6694 метра. Автомобилисты-альпинисты вообще регулярно штурмуют горные вершины. Мы сделали небольшой обзор самых значительных транспортных горных достижений.

Unimog заехал на крупнейший действующий вулкан на Земле на высоту 6694 метра

Самая свежая экспедиция состоялась в этом году на двух вездеходах Unimog U 5023, предоставленных компанией Mercedes-Benz Special Trucks. Они взобрались на вулкан Охос-дель-Салад (Ojos del Salado) – самый высокий действующий вулкан на Земле, который находится ровно на границе Аргентины и Чили. Его высота составляет 6893 метра. И эта вершина пользуется огромной популярностью у четырехколесных экстремалов.

Над дооборудованием грузовых внедорожников поработали инженеры Unimog Development и кузовные специалисты AS Söder. Unimog U 5023 оснащается 5,1-литровым дизельным мотором OM 934, который в своей спецмодификации Euro 6 выдает 231 л.с. и 900 Н·м крутящего момента, пишет журнал «За рулём». Однако на больших высотах, куда удалось добраться команде, его производительность резко падает из-за пониженного содержания кислорода в воздухе.

Unimog заехал на крупнейший действующий вулкан на Земле на высоту 6694 метра

Также для восхождения оба грузовика оборудовали особыми шинами с уменьшенным давлением на грунт, чехлами для колёс с огромными шипами, усиленными лебёдками, чтобы была возможность помогать друг другу, и специальными устройствами для регулировки центра масс. Это устройство представляет собой регулируемую раму спереди, на которую может подвешиваться тяжелое запасное колесо – это смещает центр тяжести автомобиля вперед на экстремально крутых склонах и таким образом предотвращает опрокидывание.

Изначальной целью восхождения была установка на вулкане четырёх радиостанций для аварийной связи в высокогорных лагерях. Последняя станция была установлена на высоте 6100 метров, после чего один из «Унимогов» поднялся еще выше – на высоту 6694 метра, установив новый мировой рекорд высоты восхождения для автомобилей. Именно ради этого и был совершен этот последний рывок. Покоренная «Унимогом» высота на 6 метров превысила достижение Suzuki Samurai 2007 года.

О восхождении Mercedes-Benz выпустил видео в нескольких частях.

Часть 1:

Часть 2:

Часть 3 - вот-вот должна появиться на YouTube-канале Unimog Community.

Руководил экспедицией автомобильный альпинист Матиас Йешке, которому, по утверждению Mercedes, принадлежит предыдущий рекорд восхождения – в 2014 году на грузовике Mercedes-Benz Zetros он поднялся по склону того же вулкана на 6675 метров.

Кроме того, Матиас Йешке ранее уже был на этом вулкане с Toyota Land Cruiser, Jeep Wrangler, и совсем недавно с двумя грузовиками MAN Kat, каждый раз улучшая свой результат на несколько метров. Однако, утверждая про свой рекорд 2014 года, в «Мерседесе» или не знали, или «забыли», что два частных лица, чилийцы Гонзало Браво и Эдуардо Каналес, на модернизированном внедорожнике Suzuki Samurai (SJ413), оснащенным 4-цилиндровым турбированным мотором G16A, поднялись на тот же самый вулкан на высоту 6688 метров над уровнем моря в мае 2007 года. И это достижение зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса.

Чилийцы на 21-летнем Suzuki Samurai взобрались на высоту 6688 метров в 2007 г.

Это была третья попытка чилийцев установить рекорд по подъему на автомобиле в горы. В первый раз им помешала погода, а во второй при подъеме сгорел двигатель.

Чилийцы на 21-летнем Suzuki Samurai взобрались на высоту 6688 метров в мае 2007 г.

Предыдущий рекорд принадлежал команде из двух одинаковых, серийных Jeep Wrangler Unlimited Rubicon 3.8 V6, которым 13 марта того же 2007 года и на том же вулкане удалось въехать на высоту 6646 метров, остановившись одной парой колес на территории Аргентины, а второй – на территории Чили. При этом они использовали солидные спонсорские деньги, систему спутниковой навигации и несколько автомобилей сопровождения. Руководил восхождением все тот же Матиас Йешке. В конечной точке он с гордостью установил табличку «Jeep Parking Only: All others don't make it up here anyway» (Парковка только для Jeep, другие не сделают этого здесь в любом случае).

Два Jeep Wrangler покорили высоту 6646 м в марте 2007 г.

А вот у чилийцев не было никакой финансовой и технической поддержки, они ехали вдвоём на маленьком «Самурае», которому стукнул 21 год. Они превзошли достижение команды Матиаса Йешке на 42 метра, нашли сбитую ветром «джиперскую» табличку и забрали ее с собой в качестве сувенира. Так что рекорд «Джипов» продержался совсем недолго, чуть больше двух месяцев. Подробнее про заезд на «Самурае» – здесь.

Чилийцы на 21-летнем Suzuki Samurai взобрались на высоту 6688 метров в мае 2007 г.

Еще одна точка притяжения автомобилистов-альпинистов – это высочайшая вершина Европы Эльбрус. Пожалуй, самое известное автомобильное восхождение на эту гору совершила российская команда из восьми человек в 1997 году.

На Land Rover 90 в 1997 году российские автоальпинисты покорили Эверест, взяв высоту 5621 м

На серийном Land Rover 90 13 сентября они покорили высоту 5621 м. Но конечно понятно, что без определенной подготовки машины не обошлось. Этим занималось британское тюнинговое ателье «Mantec Services», которое, в частности, специализировалось на настройке внедорожников для разного рода авантюр, включая «Camel Trophy».

Они, прежде всего, увеличили клиренс, усилили элементы подвески, установили мощный передний бампер под лебедку, также установили межколесные блокировки, шноркель. Спереди и сзади на «Defender» были установлены электролебедки «Superwinch». Снизу все узлы и агрегаты были закрыты специальной защитой 10 мм толщины, также были установлены средства радиосвязи и дополнительная светотехника. Для разных условий движения (каменистый грунт, снег, лед) подобрали несколько комплектов покрышек, титановые цепи и накладки на шины с шипами, похожие на альпинистские «кошки». В связи с тем, что автомобиль предполагалось эксплуатировать в условиях резкого перепада температур от +15 до -20, была установлена система подогрева топливного тракта, и в довершение Defender украсил экспедиционный багажник для всевозможной походной утвари. Экипированный Defender «потянул» на 2 тонны 100 кг (обычный весит на полтонны меньше). Экспедицию полностью спонсировала фирма «Автодом».

До того попытки штурмовать Эльбрус на автомобиле заканчивались на высоте 4000 метров и это считалось фантастикой. Вся экспедиция заняла 44 дня. Последнюю точку цивилизации на горе – гостиницу «Хижина-Логово», расположенную на высоте чуть более 2-х тысяч метров, и где заканчивается то, что можно назвать дорогой, – команда покинула 1 августа. О том, что пришлось преодолеть отважным участникам этой авантюры за полтора месяца пути, двумя годами позже был выпущен документальный фильм, поэтому в подробности вдаваться не будем, смотрите сами. Отметим лишь то, чего нет в фильме: вернуть автомобиль домой организаторам не удалось.

Если после пробной попытки в 1996 году с высоты 3400 м внедорожник эвакуировали вертолетом, то в этот раз такая операция не сложилась, потому что летчик-ас, способный выполнить этот сложнейший полет, в нужное время не смог принять участие в мероприятии. В результате машину оставили на горе и вернулись к ней через месяц, намереваясь спуститься своим ходом по маршруту подъема. Но на второй день спуска случилась беда – страховочный трос, удерживающий машину от скольжения по склону, оборвался, и Деф полетел вниз. Водитель Николай Никульшин до последнего пытался как-то исправить ситуацию, но ему все-таки пришлось выпрыгивать на ходу. Останки героического «Дефендера» до сих пор украшают один из склонов, однако от автомобиля почти ничего не осталось – альпинисты все эти годы активно разбирали его на сувериры.

На Land Rover 90 в 1997 году российские автоальпинисты покорили Эверест, взяв высоту 5621 м. Машину вернуть домой не удалось

Подробный рассказ об этой уникальной экспедиции можно прочитать здесь.

Может быть чуть менее известная, но, тоже знаковая экспедиция на Эльбрус состоялась аж в 1974 году. Ульяновский автозавод в честь 50-летия отечественного автомобилестроения отправил на гору три абсолютно стандартных УАЗ-469Б под управлением водителей-испытателей завода Владимира Дунаева, Юрия Булагина и Владимира Хоружи. Не имея лебедок и противобуксовочных цепей, они поднялись по серпантинному склону Эльбруса на высоту 4200 метров над уровнем моря. Маршрут от посёлка Терскол до Эльбрусского ледника пролегал через пикет №105 и занял всего 38 минут. Таким образом, УАЗ установил мировой рекорд как первый автомобиль, поднявшийся на Эльбрус.

В 1974 году на Эльбрус поднялись три стандартных внедорожника УАЗ 469

Несмотря на давность события, видеокадры этой вылазки в Сети нашлись:

Интервью с одним из создателей автомобилей УАЗ Альбертом Михайловичем Рахмановым, который тоже приложил руку к вышеупомянутой экспедиции:

45-летие экспедиции УАЗов на Эльбрус автопроизводитель попытался отметить повтором мероприятия с учетом современных реалий.

УАЗ в 2019 году попытался повторить подъем на Эльбрус на современных авто, но не вышло. Неудачу списали на погоду.

20 июня 2019 года три внедорожника – УАЗ Хантер Экспедиционный, УАЗ Патриот Экспедиционный и стандартный УАЗ Патриот добрались до станции «Мир», находящейся на высоте 3500 м. Подняться выше, по словам организаторов, не позволили погодные условия – периодически шёл дождь, а туман сопровождал экипажи на протяжении всего пути. Особенно тяжело дался участок с 3000 до 3500 м, где дорога была не только с множеством острых камней, но и с вязким грунтом и снежной кашей.

Единственное, что отличало эти внедорожники от заводских версий, это шины BFGoodrich Mud-Terrain KM3. Но стоит заметить, что их маршрут не повторял путь первопроходцев – экспедиция шла по технической дороге, которой 45 лет назад не существовало. Скептики, к слову, уверены, что повторить достижение 1974 года в этой поездке все равно бы не удалось. Портал УАЗбука задался тремя вопросами, ответов на которые никто не дал:

  1. Почему старт был дан в июне, когда на склонах всё ещё много снега, а не в августе? Ведь не зря же 45 лет назад стартовали в конце лета.
  2. Неужели нельзя было выбрать день с хорошим прогнозом погоды, при условии, что подъем занимает менее 40 минут?
  3. Как планировали заехать на 4200 метров, без перепрошивки блока управления двигателем, если даже в руководстве по эксплуатации черным по белому написано, что выше 3000 метров подниматься нельзя?

А в 2015 году на Эльбрусе стараниями АВТОВАЗа побывали две LADA 4x4. Команда с названием «Дикари» на внедорожниках добралась до высоты 3800 м, а вот вершину горы покоряла уже пешком. По словам организаторов, машины подвергли весьма незначительным переделкам и их вполне можно считать стоковыми.

Год 2015 - Эльбрус  покоряли две LADA 4x4. Правда, машины дошли только до высоты 3800 м

Подготовкой занималась тольяттинская компания F-Design, специализирующаяся на изготовлении внедорожного оборудования и спецподготовкой LАДА 4x4 и Chevrolet Niva. Версию назвали «Wild Edition».

Год 2015 - Эльбрус  покоряли две LADA 4x4. Правда, машины дошли только до высоты 3800 м

Чтобы покрышки Bridgestone All Terrain размером 215/75 R15 не задевали кузов, когда на них надеты цепи противоскольжения, арки пришлось подрезать. Нештатные колёса добавили клиренсу 15 мм, но потребовали доработок задней подвески,(серийных штанг при подобных колёсах хватает максимум на 3000 км). На LADA 4x4 Wild Edition установили усиленные штанги большего сечения и сайлентблоки с мощной втулкой, позаимствованные у переднеприводных LADA. Кроме того, спереди и сзади поставили более эффективные амортизаторы. (Подробно обо всех доработках авто для этой экспедиции читайте здесь.)  Туман, кстати, преследовал и это восхождение.

Год 2015 - Эльбрус  покоряли две LADA 4x4. Правда, машины дошли только до высоты 3800 м

Ну а подъемов на Эльбрус на квадроциклах и мотоциклах и вовсе не счесть.

К слову, вряд ли найдется много людей, которые знают, что в 1999 году «Нивы» покорили горы Тибета!

Стартовала группа автоальпинистов 19 августа из Санкт-Петербурга на двух автомобилях «Нива-2131» и минивене «ВАЗ-2120». В состав экспедиции вошли петербуржцы Александр Дубовиков, Георгий Котов, Сергей Тюльпанов, Виктор Плескачевский, Павел Недорезов и американцы Джефф Шеа и Ли Хинтон.

В 1999 году пятидверные Нивы успешно штурмовали Тибет

Идея этого восхождения родилась в 1997 году после рекорда, поставленного экипажем Land Rover. Но, если «Дефендер» затаскивали на Эверест исключительно при помощи лебедок, цель экспедиции на «Нивах» была иной – показать, что на машине возможно доехать до горной вершины самостоятельно. А поэтому, готовясь к ней, участники совершенно сознательно отказались от лебёдок и тросов. Была выбрана гора южнее поселка Янгшипинг на тибетском плато в Китае. Одна из машин поднялась на рекордную высоту 5726 метров своим ходом. На тот момент до такой отметки на колесной технике еще не поднимался никто в мире.

Тем не менее, несмотря на все усилия, альпинисты были вынуждены отказаться от дальнейшего подъема, когда до вершины оставалось всего 30 метров, так как путь машине преградил хоть и короткий, но очень крутой подъем, который преодолеть не получилось. И все равно высотный рекорд «Ленд Ровера» оказался превышен на 105 метров. Все восхождение обошлось, включая снаряжение и разведку, примерно в 200 тысяч долларов, рассказывала в 1999 году «Новая газета». По информации издания, Джефф Шеа делал заявку в Книгу рекордов Гиннесса от имени всего экипажа, но был ли этот рекорд там зафиксирован, мы информации не нашли.

Фильм об экспедиции в 2002 году смонтировал участник экспедиции Павел Недорезов, служивший тогда в пресс-службе АВТОВАЗа. Посмотрите, не пожалеете!

Часть 1:

Часть 2:

Часть 3:

Об экспедиции рассказывали и другие участники в передаче «У всех на глазах» на телеканале «Петербург». К сожалению, найти это видео в хорошем качестве нам не удалось.

Также не можем не вспомнить, что в 2004 году в Тибете был установлен еще один высотный рекорд. Правда, официального статуса он не имеет. Но документальное подтверждение – показания альтиметра – и свидетельства бывших там людей, есть. Тогда международная команда путешественников под руководством Александра Трушникова совершила гигантский автопоход по Алтаю, Монголии, Тибету и Гималаям. В ходе поездки, преодолевая историческую область Ладакх в Тибете, один автомобиль поднялся на высоту 5763 метра, что на 27 метров выше официально зафиксированного на тот момент рекорда. Несмотря на то, что заявку в Книгу рекордов Гиннесса готовили заранее и, по словам участников, все необходимые условия были выполнены, в регистрации достижения было почему-то отказано.

Land Rover Defender 110 в Тибете на высоте 5763 м

Про экспедицию Сергей Белостоцкий, участвовавший в походе, смонтировал фильм. Эпизод про восхождение содержится в третьей его части (минуты с 21:44 по 25:15. Автор, правда, случайно оговорился на 10 метров, комментируя высоту подъёма):

Про само путешествие публикации и видео есть на нашем сайте: часть 1, часть 2, часть 3.

Наше издание посвящено исключительно внедорожникам, но было бы несправедливым не упомянуть, что в стороне от покорения горных высот не остались и «недоприводы». Правда, в их случае о бездорожье речи, конечно, нет, передвигались они, пусть по сложным, но все-таки, дорогам, местами даже асфальтированным. Основная проблема для автомобилей в горах заключается в разреженном воздухе на больших высотах, что создает большие трудности моторам.

Так, например, в 2011 году сотрудники индийской редакции журнала Auto Bild решили доказать всему миру надежность супербюджетной индийская легковушки Tata Nano, проехавшись по Северным Гималаям (штат Джамму и Кашмир). Наивысшей точкой их маршрута стал перевал Кхардунг-Ла – один из трех высочайших автомобильных перевалов в мире. Tata Nano покорила высоту 5359 метров, впрочем, для индусов в этом нет ничего необычного – через Кхардунгский перевал осуществляется регулярное автомобильное движение. Удивление вызвало то, что Tata Nano с честью выдержала испытание и не развалилась по дороге, а самой большой проблемой стал маленький пятнадцатилитровый топливный бак и почти полное отсутствие заправочных станций, пишет Авто@Mail.Ru.

Tata Nano покорила высоту 5359 метров в Гималаях

А в конце октября 2016 года сингапурец Ка Чуан Хун (Kah Chuan Hoong) с первой попытки добрался до базового лагеря на Эвересте, высочайшей горе нашей планеты, на своем суперкаре Nissan GT-R. Конечный пункт путешествия находился на высоте 5200 метров.

35 nissan

На подготовку путешествия ушло 18 месяцев. Какие именно изменения были внесены в конструкцию суперкара, путешественник не рассказывал, но издание motor на фотографиях усмотрело, что у спорт-купе увеличен клиренс и модифицирован передний бампер. Мотор спорткара испытывал трудности в работе ввиду пониженной плотности воздуха, но, тем не менее, не вышел из строя и даже ни разу не заглох. По словам тибетского проводника Хунга, Nissan GT-R стал первым и пока единственным суперкаром, которому удалось подняться на такую высоту. Надо отдать должное смелости водителя, потому что дороги в Гималаях пугают даже владельцев внедорожников.

По материалам СМИ

Еще новости и статьи про Соболь 4x4

13.09.2019
 6229     

Автомобилистов подразнили прототипом нового ГАЗ «Соболь 4×4»

Торпедо от ГАЗели NN, светодиодная оптика, внедорожная резина и многое другое – таким увидели будущий «Соболь 4×4» посетители выставки «Комтранс 2019»…
15.08.2019
 17510     

«Карго-клипс» превратит грузовой фургон во все что угодно – от автодома до мастерской

Универсальная модульная система CargoClips за несколько минут превратит грузовой фургон в мастерскую, автодом, мобильный мото-гараж и многое другое, а то…
24.07.2019
 2162     

Конь-огонь

Стандартный ГАЗ «Соболь 4х4» прошёл маршрут Чемпионата России по спортивному туризму и преодолел препятствия Чемпионата Европы в рамках «Ладоги Трофи…
21.05.2019
 3475     

«Это не ГАЗель»: Третий СобольFest прошел под Тверью

18 и 19 мая в Тверской области состоялся весенний этап внедорожного фестиваляСобольFest. Владельцы полноприводных «Соболей» в третий раз собираются для…
01.04.2019
 3490     

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» расширяется

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» преобразуется в «Клуб ГАЗ 4х4» и начинает жить новой жизнью. Обновленный клуб ждет владельцев не только…
15.03.2019
 7120     

Как самому сделать бампер

Дмитрий Клюев рассказал, как они вдвоём с товарищем сами сделали стеклопластиковый бампер на ГАЗ «Соболь 4х4». Оказывается, это совсем не…
11.03.2019
 2432     

Алюляй поехал через всю страну

Любой владелец автомобиля ГАЗ «Соболь 4х4» и других ГАЗов вместе со своим автомобилем могут стать героями фильмов Олега Смирнова (Алюляя),…
08.03.2019
 3189     

Женщины в "Соболях"

Пользователи сетевого журнала "ГАЗ "Соболь 4х4" в ВКонтакте собрали из фотографий своих Любимых в своих любимых забавный клип "Ах, какая…

В комментариях запрещен мат.

Правила публикации комментариев

  • Слежу за этой темой давно, есть похожий опыт, пока на 3336, но это на Горном Алтае. Есть желание подняться на Эльбрус на 4200, но на полноприводной доработанной легковушке.. По рекорду: ерунда полная, если учесть сколько денег потратил этот Матиас и забрался с помощью ЛЕБЕДКИ. Вот чилийцы на Самурае настоящие красавцы!

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.